Новейшие исследования показывают, что отложенное удовольствие не всегда гарантия благополучия: тщательно спланированные приятные моменты могут принести огромную пользу.
Возможно, мы живем в преимущественно светском обществе, но протестантская трудовая этика [в Британии / прим. перев.] всё ещё жива и сильна. Нам говорят, что миллениалы — это ленивые люди, потакающие своим желаниям. Они слишком много тратят и слишком мало сберегают — поведение, которое вредит не только их будущим перспективам, но и перспективам мировой экономики.
Мы должны обладать смелостью предков, которые не боялись терпеть лишения, мечтая о лучшей жизни в будущем. Вот только они тоже подвергаются критике за то, что наслаждаются жизнью, которую с таким трудом заработали. По мнению канцлера Великобритании Джереми Ханта, для людей старше 50 лет настало время отложить свои клюшки для гольфа и снова начать вносить вклад в экономику.
Евангелие самоограничения, очевидно, очень глубоко сидит в психике людей, и до недавнего времени психологические исследования, казалось, подтверждали, что отложенное удовлетворение действительно является секретом долгосрочного успеха. Однако некоторые новые исследования поставили под сомнение эти идеи. Хотя умеренные усилия воли почти наверняка полезны, люди, которые стараются избегать любых поблажек, не становятся ни счастливее, ни здоровее. Они даже не более успешны в достижении своих целей.
Принимая, а не избегая наши краткосрочные желания, и зная, когда и как им потакать, мы можем наслаждаться большим благополучием без ущерба для нашей продуктивности.
Долго и коротко
По определению, отложенное удовлетворение — это идея о том, что откладывание временного удовольствия в данный момент приведет к большему удовлетворению, когда мы достигнем наших долгосрочных целей.
Исследование, возможно, лучше всего представлено знаменитым «зефирным экспериментом», в котором детей просили не съесть одну зефирку сразу, пообещав, что через четверть часа они смогут полакомиться двумя зефирками. Спустя годы те, кто успешно справился с зефирным тестом, получали лучшие оценки в школе и быстрее продвигались по карьерной лестнице.
«Моя хотеть, но моя ждать»: Коржик усваивает ценный урок
Это открытие оказалось настолько влиятельным, что вдохновило образовательные программы, посвященные воспитанию характера; идея даже проникла на «Улицу Сезам», где Коржик учился справляться со своими желаниями и учил зрителей делать то же самое. «Моя хотеть, но моя ждать», — пел он в сопровождавшей его электропоп-пародии.
Но всегда ли отложенное удовлетворение ведёт к лучшему самочувствию? Признаки того, что это не так, появились еще в 1990-х годах. Анализируя имеющиеся данные, профессор Дэвид Фандер из Калифорнийского университета в Риверсайде обнаружил, что дети, получившие высокие баллы за самоконтроль, также вырастают слишком замкнутыми и лишенными любопытства. Он также указал на исследования, показывающие, что женщины с очень высоким уровнем самоконтроля, как правило, подвержены большему риску депрессии. «Корреляты отсрочки удовлетворения определенно неоднозначны», — заключил он.
Более поздние исследования показали, что люди с высоким уровнем самоконтроля могут страдать от чувства сожаления. Им бывает трудно оценить настоящее, и, оглядываясь на свою жизнь, они начинают сожалеть о принесенных ими жертвах.
Чтобы исследовать эту возможность, профессор Ран Кивец из Колумбийского университета и его докторантка Анат Кейнан попросили выпускников университетов вспомнить о своих зимних каникулах, проведенных 40 лет назад. Исследователи обнаружили, что стареющие выпускники гораздо чаще жаловались на то, что в этот ключевой момент их молодости у них было слишком много самоконтроля, чем сожалели о его недостатке. Их сожаление об удовольствиях, которые они упустили из-за излишней рассудительности, например, отказавшись от возможности отправиться в путешествие, было гораздо сильнее, чем чувство вины за моменты поблажек — те, когда они прогуливали учебу, тратили слишком много и вели себя безответственно.
Интересно, что исследователи обнаружили прямо противоположное мнение среди нынешних студентов старших курсов: эти студенты гораздо чаще поддерживали стандартное мнение о том, что самоконтроль предпочтительнее поблажек. Только с учётом перспективы всей жизни выпускники смогли понять, насколько богаче могла бы быть их жизнь, если бы они практиковали немного меньше самоотречения.
О людях с низким самоконтролем часто говорят, что у них своего рода психологическая близорукость, но Кивец и Кейнан предположили, что многие страдают от противоположной проблемы — психологической дальнозоркости, которая заставляет их так сильно сосредоточиться на своих будущих целях, что они не могут наслаждаться всеми восхитительными отвлечениями настоящего момента.
Стратегическое потворство
Помимо игнорирования этих долгосрочных сожалений, исторические психологические исследования, возможно, преувеличивали краткосрочные последствия сиюминутных поблажек. Согласно одной из известных теорий, любой промах будет только способствовать новым промахам, поскольку мы будем поддаваться новым соблазнам.
Например, если вы сидите на диете, то один кусочек торта может вскоре привести к поеданию другого, пока все ваши благие намерения не пойдут прахом. Точно так же, начав смотреть видео на YouTube, вы можете обнаружить, что всё утро прошло, а вы так и не сделали никакой работы. По этой причине индульгенции рассматривались как «неудачи», которых следует избегать.
У этой идеи также есть и религиозные корни. «Эта идея воздержания уходит корнями в христианство», — говорит профессор Лиле Цзя из Национального университета Сингапура. Однако последние исследования показывают, что периодические уступки своим желаниям часто могут быть лучше для нашего благополучия, не ставя нас на скользкий путь к неудаче. Хитрость, похоже, заключается в том, чтобы планировать поблажки заранее.
Поддаться искушению — скользкая дорожка?
Рассмотрим исследование «Преимущества распланированного плохого поведения», проведённое профессором Ритой Коэльо ду Вале из Лиссабонской школы бизнеса и экономики Católica в Португалии и её коллегами из Тилбургского университета в Нидерландах. Все участники желали похудеть и стремились потреблять в среднем 1500 калорий в день. Для участников контрольной группы не было возможности варьировать диету. В то время как участников из группы «плохого поведения» попросили съедать всего 1 300 калорий в шесть дней в неделю, а на седьмой день они могли позволить себе 2700 калорий. В течение первых двух недель исследователи отслеживали мотивацию участников и их общее настроение. Затем, спустя месяц, они вновь проследили за прогрессом.
Как и следовало ожидать от людей, сидящих на диете с ограничением калорий, участники обоих экспериментов потеряли несколько килограммов. В среднем их индекс массы тела снизился с 25, что считается избыточным весом, до 24, что соответствует категории «норма». Однако в их впечатлениях от диеты были существенные различия: люди, которые планировали эти дни поблажек, сообщали о более позитивных чувствах и оставались более мотивированными на протяжении всего времени. Участники, которые просто урезали калорийность рациона, не планируя дни с лакомствами, напротив, считали, что им гораздо труднее сохранять самоконтроль и придерживаться диеты. Это может иметь решающее значение для долгосрочного успеха диеты.
Цзя отметил подобные явления в своем исследовании, сравнивая привычки студентов с высоким и низким средним баллом успеваемости в университетах США. Его интересовало, как они реагируют на крупные студенческие спортивные игры: американский футбол, баскетбол и бейсбол. Эти игры — важная часть жизни студентов в США, но в то же время сильно отвлекают их от учебы. Если успешный самоконтроль просто подразумевает отказ от краткосрочных удовольствий в погоне за долгосрочными целями, то можно было бы ожидать, что студенты с высоким баллом успеваемости будут избегать матчей в преддверии экзаменов.
Чтобы выяснить, так ли это, Цзя и его коллеги из Университета Индианы в Блумингтоне попросили 409 студентов пройти онлайн-анкетирование за неделю до домашнего баскетбольного матча против команды давних соперников. Они сообщили о своём общем отношении к баскетболу, а затем дали почасовой план своих занятий на день до игры, в сам день и на следующий день.
Вперед, команда! Студенты, которые строят свою учебу вокруг спортивных мероприятий, добиваются лучших результатов, чем те, кто полностью их избегает
В целом, студенты с низким и высоким показателем среднего балла рассчитывали посвятить учебе примерно одинаковое количество времени в течение этих трёх дней; большая разница заключалась в том, как они распределили эти занятия. Более успешные студенты планировали взять гораздо больше времени на отдых в день игры, но компенсировали это несколькими дополнительными часами в дни, предшествующие матчу. Студенты с низким показателем среднего балла, напротив, планировали полностью пропустить игру.
Важно отметить, что последующее исследование подтвердило, что более успешные в академическом плане студенты гораздо чаще принимали активное участие в просмотре студенческих матчей и праздновании после них, и это приносило им значительное удовольствие. «Они получали больше удовольствия от занятий, — говорит Цзя. Это могло привести их в лучшее психологическое состояние, чтобы продолжить учебу на следующий день».
Последнее исследование Цзя предполагает, что преимущества «стратегического потворства» могут быть обусловлены возросшим чувством автономии — вывод, который может оказаться полезным для тех, кто надеется избежать прокрастинации на работе.
Избегание чувства вины
Существует множество способов, с помощью которых мы можем применить этот новый взгляд на самоконтроль, включив в свою жизнь несколько стратегических поблажек. Мы можем устраивать себе приятные развлечения в течение долгого рабочего дня или планировать регулярные лакомства в рамках здорового питания. Если мы экономим деньги, мы можем назначить дату в каждом месяце, когда мы будем наслаждаться редкой роскошью в качестве награды за нашу экономную жизнь.
Не менее важно и то, что это исследование должно научить нас более доброжелательно относиться к тем незапланированным поблажкам, которые могут случайно отвести нас на шаг от наших долгосрочных целей. Вы можете думать, что чувство вины и самокритика помогут вам учиться на своих ошибках, но последние психологические исследования показывают, что они зачастую контрпродуктивны. Повышая уровень стресса и снижая чувство самоэффективности, эти эмоции могут ослабить нашу мотивацию. Гораздо лучше побаловать себя небольшим состраданием к себе, наслаждаясь удовольствием, прежде чем искать практические средства, чтобы вернуться на правильный путь.
Как показало исследование, проведенное среди выпускников университетов, главное — это баланс: мы должны стремиться взвесить потребности нашего настоящего или будущего «я», чтобы убедиться, что мы служим здоровью и счастью каждого из них. И вопреки мнению пуритан, занимающихся самопомощью, иногда немного гедонизма — это именно то, что вам нужно.
Bone
На мой взгляд, это имитация бурной деятельности. Люди делают вид, что проводят очень важные исследования, хотя на самом деле таким образом можно придумать любую теорию и соответствующий эксперимент, который её подтвердит.
ProRunner
Чем отличаются научные исследования в области к примеру, медицины от научных исследований в области психологии? Если и там и там есть соответствующее рецензирование (peer review) и публикация в журнале с нормальным импакт фактором? Исследования с некорректной методологией обычно не проходят процесс рецензии, ну или по крайней мере статья может быть позже снята с публикации.
О полезности исследований в практическом смысле можно спорить, но если взять математику к примеру, то там вообще большая часть не имеет практического смысла (хотя бы на текущий момент)