Татьяна стала Flutter-программистом в 47 лет — после нашего курса по Flutter. Теперь за её плечами работа на пяти е-ком и финтех проектах. А ещё она побывала по обе стороны: и в роли студента курса, и в роли ментора, который проверяет домашние задания.
В интервью Татьяна рассказывает о своём длинном пути в коммерческое программирование, недостатках и достоинствах Flutter-курса от Surf и делится наблюдениями о студентах.
Татьяна проходила первую версию курса и рассказывает о ней. В этом году мы обновили курс: подробнее читайте в статье «Flutter-разработчики и эдтех: какие шишки мы набили, сделав курс по Flutter, и к каким выводам пришли».
Таня, кем ты была до?
Моя история не совсем про «войти в ИТ с нуля». До того, как я попала в Surf, у меня был бэкграунд по программированию, но не было коммерческого опыта. Если покопаться в коде того, что я раньше писала, окажется, что всё совершенно непрофессиональное.
С ИТ я знакома с 2002 года, но это была веб-разработка, достаточно простые технологии: разработка сайтов на PHP, работа с базами данных, JavaScript обычный и jQuery.
Ты самоучка?
Я по образованию инженер-экономист. Закончила институт в 1997 году: многие в компании ещё даже не родились. Потом я работала бухгалтером: это оказалось не моё.
Тогда как раз только-только начали появляться всякие курсы по программированию, по веб-разработке. В одном журнале я увидела рекламу курса веб-разработки. Туда входило всё: работа с сетью, работа с Photoshop, программирование на PHP, базы данных. Этого достаточно было, чтобы начать.
Отучилась на курсе, уволилась из бухгалтеров и пошла работать сама. Раньше было так легко: осенью закончила курс, и в январе появились первые три сайта на заказ. За каждый сайт мне заплатили по 100 долларов. Всё писала сама, в том числе базу данных и систему управления к ним.
В 2010 году запустила свой, как это принято сегодня называть, стартап. Он был связан с моментальным загаром. Делала я абсолютно всё: и разрабатывала сайт для клиентов, и систему обучения для мастеров. Там было очень много фич. Работала и с клиентами, и с мастерами, пыталась улучшить свой продукт, дописывала разные фичи по мере необходимости, чтобы сделать работу мастера по загару удобной.
Что случилось со стартапом?
Пришел Covid, и весь этот сервис, связанный с контактом с людьми, рухнул. Я подумала, что и возраст уже не тот, чтобы по клиентам с оборудованием ездить. Поэтому решила вернуться в разработку. Пошла, поучилась на курсах по адаптивной вёрстке и углубила знания на курсах по JavaScript. Потому что технологии же не стоят на месте.
Параллельно просматривала информацию, что можно ещё сделать, чтобы перезапустить свой бизнес или сделать что-то ещё. И на сайте VC мне попалась статья Surf про Flutter. Почитала статью, подумала, что вроде как несложно. Flutter мне по принципу разработки был близок, потому что на тот момент занималась адаптивной версткой сайтов. Я заинтересовалась, начала учиться, купила на Udemy несколько курсов.
А потом на Хабре начали рекламировать курс Surf. Я ехала в машине и тут же, не задумываясь, отправила заявку с телефона.
Чем курс от Surf отличался от курсов, которые ты проходила на Udemy?
Курс очень отличался по принципу от того, что было на рынке. На других курсах были уроки, где тебе показывали от начала и до конца, как и что нужно делать. Можно даже было ничего не делать, а просто сидеть и смотреть, как получается результат.
В Surf было не так. Был теоретический видеоурок, где в общих чертах рассказывали тему. И потом выдавали задание, в котором могли быть такие куски, которых не было на уроке. И ты такой: а как это делать вообще?
И так было бОльшую часть уроков. Приходилось сначала смотреть урок, потом копаться в интернете в поисках того, как это сделать. А потом очень часто были куски, когда мы это ещё не проходили, а ты это должен сделать. Потому что если не сделаешь, оно у тебя работать не будет, а как тогда это делать?
Это был недостаток курса?
Я бы не сказала, что это недостаток. В принципе, это правильно, потому что если бы тебе приходилось делать и повторять то же самое, что тебе показали, тогда бы не было того результата, какого можно добиться.
Здесь получалось, что у тебя есть задача, вводные условия, и тебе нужно эту задачу решить. И ты её хоть как-то решаешь. На код-ревью тебе подсказывали, как можно улучшить, переделать, использовать другой виджет, если ты не оптимально что-то используешь. Или как-то логику улучшить, чтобы меньше ресурсов съедало.
Когда ты код пишешь и сдаёшь задание, тебя проверяют и подсказывают. А там уже ты сам смотришь, будешь ты к этому прислушиваться, не будешь. Мне хотелось к концу курса иметь законченный проект, который хорошо выглядит — согласно дизайну — и работает. Чтобы его было не стыдно показать.
Я уже год как проверяю домашки на этом курсе. Скажу со стороны проверяющего и со стороны прошедшей этот курс: для студентов — сложно. Но если его пройти, то потом будет легче, потому на работе ты не всегда делаешь задачи, которые знаешь. Тебе приходится разбираться самому или обратиться за помощью, но всё-таки довести до конца.
Какие ещё наблюдения и открытия ты сделала, побывав в роли студента и в роли ментора?
Очень видно, как отличается подход разных людей. Есть ребята, которые долго делают, в чате задают вопросы, страдают, им не так легко даётся. Но потом бац — через неделю сдают хорошее задание.
А есть люди, которым ментор написал комментарий, как можно улучшить код, они молча прочитали, как есть смёрджили, и пошли делать следующее задание. И так идут весь курс. Как сделали, так и сделали.
По отношению к прохождению курса даже видно, чего можно ожидать в будущем. Когда люди заканчивают курс, я самых старательных рекомендую пригласить на собеседование.
Могу сказать, что если у человека есть желание, если он себя видит в будущем разработчиком, он будет стараться держать свой репозиторий в хорошем виде: это наша визитная карточка, куда могут люди зайти, посмотреть, как ты пишешь код. Это характеризует очень.
А у тебя какое было отношение к обучению?
Курс закончила пятой по счёту в группе из 50. Это хорошо для моего уровня.
Два раза опускала руки, потому что было для меня два переломных момента, когда было очень сложно. Я не понимала, как сделать.
Расскажи подробнее, какие задачи вызывали наибольшую трудность.
Учебный проект в целом был нелёгкий, особенно для новичков. Там есть такой раздел «фильтр»: экран фильтра, в фильтре выбираешь категории, выбираешь слайдером расстояние. И нужно во время этого выбора на кнопке внизу ещё показывать, сколько было найдено информации. Отображать разные состояния экрана: если ничего не найдено или ошибки какие-то. А если что-то найдено, то по этой кнопке открывать новую страницу с результатами.
Мне было очень сложно понять, как организовать работу этого фильтра, потому что там было много всего: как организовать эту сортировку по дистанциям, как это высчитывать — есть координаты мест, радиус удалённости, твоя локация. Как потом передавать данные из фильтра на другой экран, когда мы ещё навигацию не проходили, и вообще как это всё делать.
Это было прям одно из самых сложных заданий. Потому что сначала ты просто верстал экраны, а потом вдруг раз — и это! И многие, включая меня переспрашивали «Это точно надо делать или просто сверстать?» И уходили в закат на неделю-другую.
Что тебя мотивировало не бросить и идти до конца?
Во-первых, мне нравится заниматься программированием, писать что-то, делать какие-то вещи. Мне это всегда нравилось.
Я думала, что сейчас закончу курс и сделаю что-то своё, потому что интересно. А бросать... ну, как бросить? Это опять же и вызов для себя, потому что ты начал.
В общем, я хотела дойти до конца. Я дошла. Не могу сказать, что моё учебное приложение идеально работает, но работает. Оно у меня до сих пор на моём телефоне есть. Я друзьям показываю некоторым и говорю, что я разработчик. Звучит гордо.
Как ты попала на работу в Surf?
Я всегда стеснялась своего возраста, и даже мысли никогда не было попробовать устроиться куда-то веб-разработчиком в какую-нибудь компанию, чтобы получить коммерческий опыт, научиться, как это правильно делать...
В Surf я пришла не сама. Меня, можно сказать, за шкирку взяли: иди, попробуй. Ребята пригласили на собеседование. Оно было, на мой взгляд, ужасное, потому что я много чего не знала. К моему удивлению, меня позвали.
Как знания, которые ты получила на курсе, помогли тебе в работе?
На первый проект меня разместили делать мелкие доделки, как обычно ставят новичков. Не так быстро у меня получалось, но более-менее нормально.
После него стартовал с нуля следующий проект. Там было как раз очень интересно, потому что приходилось писать много кода. И я уже много что знала: было уже не страшно.
Много чего ещё параллельно узнаёшь, когда работаешь в команде с другими специалистами. Они обогащают твои навыки. Ты с разных сторон смотришь на вещи, более всеобъемлюще. Когда делаешь другую фичу или аналогичную на другом проекте, сразу знаешь, что ещё надо предусмотреть, чтобы тебе потом тестировщики не писали по поводу количества багов.
Это очень прикольно, когда ты взаимодействуешь с разными ребятами, делаешь работу вместе. С другой стороны, когда ты делаешь всё один, ты сам себе хозяин: сам как наворотил, так у тебя и получилось. Никто не виноват.
Что тебе дал курс? Что, если бы ты сама почитала документацию, пришла на собеседование на стажёра в Surf, пошла бы работать на простейшие задачи без этого курса?
Я считаю, что это от характера человека и склада зависит, как он подходит ко всему в процессе учёбы и работы. Поэтому тут субъективное мнение. Если у тебя есть цель, если ты прошёл курс, ты уже знаешь, как что делать. И информация структурированная получается и более сжатая, чем ты будешь прыгать по документации, по YouTube, по Медиуму в поисках статей, смотреть, как и чего.
Если человек самоорганизован, он может сам, конечно, всё найти и сделать, пройти. Тут нет никакой проблемы. Если ты самоорганизован, но тебя ограничивает время, ты хочешь побыстрее, лучше пойти туда, где тебе с этим помогут. Но выбора у нас не так много, поэтому надо осторожно. Либо в Surf, либо самому.
Татьяна рассказывает про первую версию курса. Недавно мы его обновили и сделали вторую версию: от идеи монолитного приложения решили отказаться. Теперь студенты пишут много маленьких приложений, которые охватывают разные бизнес-кейсы. Основная цель — научить студента решать бизнес-задачи для коммерческой разработки.
Нагуглить или найти в документации решение вряд ли получится — его можно освоить только в рабочей атмосфере под руководством наставников. И курс эту атмосферу воссоздаёт.
Комментарии (10)
OldmanKvint
07.07.2023 09:07+1Опять же, это не обучение с нуля, а переобучение с существующим опытом и пониманием программирования
Mitai
07.07.2023 09:07-1Смогли бы вы его закончить без прошлого опыта в программировании?
пысы: сейчас из описани курса понятно только что после прохождения вы получите сертификат за 95к, стажировки после курса больше нет?
Leetc0deMonkey
07.07.2023 09:07+1В своё время Амвей и прочих MLMщиков обязали публиковать медианный (а не топовый) доход своих распространителей. Там выходило что-то вроде $100. После чего широкая публика потеряла всякий интерес к MLM. Надо так же законодательно обязать продавцов курсов публиковать цифры по трудоустраиваемости и зарплатам.
tremp
07.07.2023 09:07+1Средние и высшие учебные заведения тоже? Почему такая дискриминация, именно, курсов? (Я бы обязал более подробную информацию о самих курсах доносить+ помесячная оплата, чтобы можно было в любой удобный момент с наименьшими потерями закончить)
Alesh
07.07.2023 09:07+1Статья про программиста который несколько сменил свою специализацию. Причем тут курсы вАйТи?)
WebPeople
07.07.2023 09:07Сомнительно, что задачи, требующие знаний, не предоставленных в курсе, это якобы не недостаток. Я сейчас не говорю о банальных навыках работы с компьютером или интернетом. Если в задании требуется использование каких-то методов, библиотек именно этого языка, а их в программе обучения не было, это очевидный и серьезный недостаток. Студент не должен тратить время на поиск чего-то там в интернете в порой сомнительных источниках, если ему явным образом в уроке не дали задание, допустим, изучить оставшиеся методы самостоятельно (и ссылки приложить, где эти методы изучать).
Вы представляете как такие задания, где надо что-то искать из того, что не изучалось на курсе, пожирают время студента? Вплоть до того, что студент может начать оставать, или банально не успевать делать домашки в отведенное время, или студент сделает для себя неправильный вывод, что вся будущая работа у него далее и будет представлять такой треш. А как это бьёт по мотивации?
Да даже если откинуть это все, то подобный поиск просто отдаляет студента от самого курса обучения. Зачем мне продолжать там учитсья? Раз я научился искать все в интернете, там и буду все искать, как рекомендует курс. Куплю сам себе несколько книг по языку, задачник какой-нибудь найду, а как немного раз ерусь, пойду фрилансить, а все новое буду по ходу нуглить и изучать. Норм? Не норм. Такое самообразование не даёт крепкой базы, основы, на что должна наращиваться новая информация (знания). Это не только в it курсах так, это вообще в любом обучении так.
TedDenisenko
Описание компании:
При этом статья - реклама ваших курсов по flatter.
Так что вы делаете, курсы или приложения?
Swansons
Они делают и курсы, и приложения. И то, и другое успешно. Что сказать - молодцы. Не завидуйте;)
Leetc0deMonkey
Очередной золотодобытчик смекнул что выгоднее продавать лопаты чем самому искать золото.