Всем привет! Я работаю в ит-отделе вуза, поэтому каждый раз, когда руководство решает попробовать новую платформу для онлайн-занятий, мне приходится разбираться с настройкой. Преподаватели в универе почти все возрастные, у них от нового интерфейса всегда шок. Рассказываю, какие сервисы мы уже успели попробовать, и чего от них ждать в контексте образования.
Естественно, все сервисы российские, зум уже нельзя. Смотрели только облачные решения, так как у нас многие преподаватели и студенты работают из дома со своих устройств: Webinar.ru, Virtual Room, Pruffme.
По каждой платформе расскажу:
Как работает в закрытой сети вуза
Есть ли польза от техподдержки
Способы интеграции с системами вуза
Работа на больших конференциях
Централизованное управление аккаунтами и статистика/аналитика
Чуть-чуть про технические требования
Мое субъективное мнение о простоте интерфейса
А еще в конце дам лайфхаки, как облегчить жизнь себе и преподавателям.
Работа в сети вуза
Когда настраиваете дистанционку, первым делом нужно конечно проверить, проходит ли сигнал из универа. В сети могут быть закрыты порты udp/tcp, а облачные платформы, к сожалению, часто не дружат с закрытыми портами. Нам периодически приходилось помучиться с сетью, чтобы она пропускала картинку и звук с камеры. В целом, по тем сервисам, которые мы попробовали, есть информация, что в такой ситуации делать:
Webinar.ru – настройка стандартная, то есть выставляем доступ к конкретным udp/tcp-адресам и айпишникам;
Virtual Room – то же самое;
Pruffme – такая же ситуация, но тут еще есть настройка «Работа через Proxy», которая пускает трансляцию через 443TCP, с ней порты можно не открывать, но тогда надо включить её на всех аккаунтах. Либо можно общую на весь акк включить, если с одной учетной записи делаете вебы.
Техническая поддержка
Понятно, что в саппорте платформы не объяснят, как открыть порты, но это вы и сами должны знать. Могу сказать, что в основном по платформам достаточно адекватно отвечают, особенно если просто какую-то кнопку найти не можешь.
Webinar.ru – поддержка круглосуточная, можно специалиста в чат комнаты позвать сразу, есть бесплатное обучение.
Virtual Room – работают с 8 до 20, отвечают по почте, телефону и почему-то в скайпе.
Pruffme – работают с 9 до 21, отвечают по почте, телефону и в телеграме, еще предложили нашим преподавателям провести обучение по платформе бесплатно.
Интеграции
Нам в целом не принципиально было по API интегрировать платформу, но я все равно этот момент изучил, может будет полезно. Плюс у данных платформ обычно есть еще какие-то фишки с интеграциями, которые в вузе могут оказаться полезными.
Webinar.ru – есть API, можно встроить к себе на сайт, чтобы настраивать вебинары и пользователи быстро подключались, еще есть прикольная интеграция с Prezi – преподаватель тогда будет на фоне презентации.
Virtual Room – есть API, но платформа предлагает только инструкцию на 120 страниц, я не захотел её читать. Плюс доступ к апи дают только на самых дорогих тарифах.
Pruffme – тут есть и API для создания/проведения вебов, и плагин для Moodle. Если работаете в мудл, то вообще незаменимая вещь, пользователям надо одну кнопку нажать, чтобы зайти на пару, а вам не придется апи настраивать.
Конференции
На крупных мероприятиях обычно хотят хорошую картинку, поэтому тут нужно платформу настроить с нормальной камерой. Будет проще, если можно через OBS всё собрать. На всех платформах, которые мы пробовали, поддержка энкодера есть, поэтому тут можно и не думать. Только на webinar.ru это по запросу подключается, а на остальных нормально потестил, всё работает.
Командный аккаунт и аналитика
Это нужно, чтобы пользователи могли самостоятельно работать, а админ видел, какие занятия они проводят. Еще классно, когда можно статистику по их действиям собрать, чтобы знать сколько у вас пар на дистанте, кто из преподавателей сколько занятий проводит.
Webinar.ru – можно добавить до 1000 сотрудников на максимальном тарифе, тогда они смогут проводить свои вебинары под общим тарифом для организации. Либо будут создавать и настраивать самостоятельно, либо администратор может настроить всем занятия. Еще админ может скачать статистику по всей организации или конкретному человеку, но данные будут только о посещаемости вебинаров.
Virtual Room – функционала команды/организации нет, но статистику по мероприятиям или лекциям можно посмотреть, там будет время входа участников, сколько вебинаров они посетили.
Pruffme – аккаунт можно сделать командным на любом тарифе и подключить к нему сколько нужно пользователей, но за параллельные занятия нужно доплачивать. Пользователи сами создают вебинарные комнаты, а админы видят, что у кого запланировано. Общей статистики по команде/организации нет, но по отдельным вебам посмотреть можно – там будет время, которое пользователь провел в комнате, его действия и сообщения в чате.
Технические требования
Здесь всё стандартно, почти все подобные платформы сейчас работают на всех устройствах, но некоторые не так бодро, как другие.
-
Webinar.ru
Windows 7 и выше
macOS 10.10 и выше
ОС семейства Linux последних версий
iOS 11 и выше
Android 5 и выше
-
Virtual Room
Windows, MacOS, Linux (версии не указывают)
Android, iOS для мобильных в браузере
-
Pruffme
Windows от 7 версии
MacOS 10.1 и выше
Linux (на некоторых дистрибутивах)
Android 9 и выше
iOS 13.1 и выше
На некоторых дистрибутивах линукса не так хорошо всё работает, потому что когда побольше спикеров подключается, процессор просто перегружается. Но, например на Debian и Ubuntu платформы работали нормально. В остальном у всех всё более менее и на компьютерах, и на мобильных. Нам мобильные версии не очень актуальны были, но на всякий случай упомяну, что в Webinar.ru можно с телефона подключиться только через их приложение, на остальные можно из браузера зайти.
Только моё мнение про интерфейсы
Я не специалист по UX/UI, но понаблюдал за тем, как преподаватели пытаются осваивать разные платформы, плюс сам покопался и составил какое-то мнение.
Webinar.ru – нормальная базовая платформа, но по личному кабинету мне лично не всё было понятно. Планировать занятия в их календаре было сложновато, но наверное просто не освоился. Зайти можно по ссылке или через приложение, каких-то особенных препятствий не будет, если настройки доступа не менять.
Virtual Room – функционала по сути не очень много, но иногда оно и к лучшему, в самой вебинарной комнате ничего лишнего не нажмут. В лк было сложнее, мне приходилось постоянно бегать помогать, учитывая то что нет командного аккаунта, адаптация вуза на платформе может быть не быстрой.
Pruffme – сначала показалось, что вебинарные комнаты перегружены функциями, но все использовать не обязательно, для стандартных занятий всё есть. Зайти можно по ссылке, а если установить плагин для Moodle, то доступ для преподавателей/студентов становится ещё легче. Еще можно заранее все презентации /видео загрузить к парам, это тоже довольно легко делается.
Как облегчить себе жизнь
1. Делайте инструкции или просите их у техподдержки
Чтобы не отвечать на одни и те же вопросы преподавателей по новой платформе, сделайте инструкцию, максимально подробную – куда и сколько раз нажимать, как подключаться, как отключаться. Иногда такие инструкции есть у саппорта платформы, попробуйте спросить у них.
2. Проверяйте всё заранее
Особенно перед большим мероприятием или началом нового семестра. На компах лучше организуйте проводной интернет, выйдите в эфир на платформе и проверьте пинги, чтобы точно ничего не отвалилось.
3. Дублируйте вебинары
Чтобы сто раз не создавать одни и те же занятия, можете их копировать и менять дату – такая возможность есть на Pruffme и Webinar.ru. Также везде можно настроить повторяющиеся мероприятия, например если у вас преподаватели проводят одно и то же занятие каждый четверг в 13:45.
4. Пройдите путь пользователя
Потестируйте платформу самостоятельно, иначе вы не сможете понять, через что проходят сотрудники вуза. Если сами разберетесь, будет легче выяснять, где произошел затык во время пары или конференции.
А вы чем пользуетесь?
werter_l
Добрый, спасибо.
Селфхостед:
1 https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/570804/
2 https://nextcloud.com/talk/
3 MiroTalk P2P https://github.com/miroslavpejic85/mirotalk - Peer to peer real-time video conferences, ideal for small groups (5-8 participants)
MiroTalk SFU https://github.com/miroslavpejic85/mirotalksfu - Selective forwarding unit real-time video conferences, ideal for large groups (8+ participants)
MiroTalk C2C https://github.com/miroslavpejic85/mirotalkc2c - Cam to cam (peer to peer) real-time video conferences, ideal for one to one (2 participants)
MiroTalk Web - RTCRooms scheduler Server https://github.com/miroslavpejic85/mirotalkwebrtc https://www.reddit.com/r/selfhosted/comments/zxze35/a_selfhosted_mirotalks_webrtc_rooms_scheduler/