Из всех азиатских стран с сильной экономикой Китай вступил в игру позже всех, но во многом за счет своих масштабов достиг феноменальных результатов. С 1979 по 2009 гг. экономика Китая росла на 9,9% на протяжении 30 лет — никому больше не удавалось сохранять настолько высокий темп так долго. В этом материале мы расскажем о том, как экономика Поднебесной эволюционировала от примитивных сталинских экспериментов до мирового лидерства — и о том, какую роль в этом сыграло заимствование технологий.
Спасительные реформы Дэн Сяопина
Мы начнем свой рассказ с 1976 года. Именно тогда умер Мао Цзедун, а борьбу за власть в партии выиграл Дэн Сяопин — один из самых великих реформаторов нашей эпохи. В 1978 году он провозгласил курс «Реформ и открытия», которой во многом вторил идеям умершего в 1969 году в изгнании Лю Шаоци. Первоначально реформаторы ориентировались на югославскую модель экономики, но вскоре приняли за идеал японскую модернизацию. Две ключевые организации, созданные в Китае в 1979 году — Ассоциация контроля качества и Ассоциация управления предприятиями — обучали тысячи китайских руководителей почерпнутым из Японии идеям.
Государство отказалось от жесткого планового подхода и перешло к стимулированию рыночной самостоятельности у предприятий, а также открыло национальную экономику для иностранных инвестиций и начало активно их привлекать. Компаниям и регионам страны разрешили свободно заниматься внешнеэкономической деятельностью. В 1983 году госпредприятия были лишены субсидий от правительства, зато получили доступ к банковским кредитам.
При этом предприниматели и руководители госпредприятий вовсе не получили полную свободу — органы власти активно поддерживали и опекали их, последовательно отстраивая отрасль за отраслью. Для этих задач финансовая сфера осталась под полным контролем правительства. Финансовые инструменты стимулировали экспортную дисциплину китайских предприятий.
Сельские коммуны были реформированы в более децентрализованные формы коллективного хозяйства. При этом правительство не только вернуло крестьянам землю, но и стало активно инвестировать в развитие современных сельскохозяйственных практик и поддержку фермерства.
Реформы Дэна оказались успешными. 30 лет после 1978 года ВВП Китая рос в среднем на 9,9% в год. Уже в начале 1980-х объемы сельхозпроизводства выросли на треть только за счет того, что крестьянам разрешили заниматься огородничеством. В нулевых китайское сельское хозяйство помогло стране перестать зависеть от импорта во всех основных категориях. Сегодня Китай — один из лидеров по производительности сельского хозяйства. Страна экспортирует огромное количество продуктов: от риса до мясных консервов.
Китайская промышленность в 1980-х росла плавно и без перегибов. Правительство не стало проводить масштабную приватизацию и «шоковую терапию», сохранив в госсобственности большинство предприятий. И даже сегодня в китайской промышленности доминируют госкорпорации, такие как China National Petroleum Corporation, химический гигант Sinovel, автопроизводитель Chery и один из крупнейших кораблестроителей в мире China Shipbuilding Industry Corporation. В это же время в стране появились первые частные компании, которым суждено было стать крупнейшими в Китае и мире. Так, с 1981 по 1990 были основаны такие лидирующие китайские фирмы как Huawei, Lenovo, TCL, ZTE, Haier.
Так, Huawei была создана в 1987 году и изначально производила магистральные сооружения для телекоммуникаций в труднодоступных сельских районах КНР — так компании было проще всего расти, не сталкиваясь с более крупными конкурентами в лице иностранных Alcatel, Lucent и Nortel Networks. Разработки фирмы основывалсь на копировании достижений западных компаний, таких как Qualcomm, для изучения которых корпорация уже на раннем этапе сформировала мощный R&D-отдел. В 1993 Huawei выпустила самый мощный в Китае коммутатор, а в 1994 получила контракт на строительство коммуникационной сети для НОАК. Корпорация получила поддержку руководства страны как главный «суверенный» производитель телекоммуникационного оборудования, и начала выдавливать с национального рынка иностранные предприятия, а уже во второй половине 1990-х и сама перешла к экспорту оборудования.
При этом даже став лидером, компания не раз обвинялась в воровстве интеллектуальной собственности. Так, в 2003 году иск против Huawei подала Cisco, обвинившая китайскую корпорацию в копировании исходного кода и множества патентов, связанных с ОС для маршрутизаторов и коммутаторов Quidway. В том же году с аналогичным иском выступила Motorola, а на следующий год — Nortel. Большинство таких разбирательств были разрешены во внесудебном порядке.
Уже в 1990-х многие китайские госпредприятия столкнулись с жесткой конкуренцией со стороны новых частных игроков. Правительство инициировало перетряску госсектора и руками местных властей избавилось от наименее эффективных предприятий — с 1995 по 2004 около 40 млн сотрудников госкомпаний потеряли работу.
В это же время власти начали активно поддерживать конкуренцию между своими фирмами так, чтобы в конечном итоге на рынках складывались олигополии из нескольких крупных компаний. В 2003 году под эту задачу было создано специальное ведомство — Комитет по контролю и управлению госимуществом (State Asset Supervision and Administration Commission, SASAC), в полномочия которого входит оценка крупнейших госпредприятий, установление для них норм прибыли, а также право инициировать их реструктуризацию. Структура оказалась очень успешной — совокупная прибыль госпредприятий под контролем органа, которая изначально была околонулевой, к 2010 году составляла 3-4% ВВП Китая.
Как и другие успешные страны Дальнего Востока, Китай с самого начала реформ взял курс на строительство экспортоориентированной экономики и максимальное привлечение иностранных инвестиций. Еще в 1972 году Поднебесная начала нормализовывать отношения с Америкой, и в 1979 году страны официально признали друг друга и установили экономические и дипломатические связи. В страну потекли иностранные инвестиции — в 1981 году они составляли всего $600 млн, но к 1993 году выросли почти в 50 раз и достигли $27,5 млрд. В нулевых Китай, который при Мао был государством, ближе всего подошедшим к абсолютной автаркии, стал самой зависимой от внешней торговли страной с почти миллиардным населением.
Традиция интеллектуальной собственности в Китае: почему плагиат — «почетное преступление»
Одним из ключевых факторов успеха китайской экономики многие ученые. такие как бывший главный экономист Всемирного банка Джастин Ифу Лин, называют удачную модель заимствования технологий с минимальными затратами. Пожалуй, здесь Китай создал самую эффективную и разветвленную систему в истории, и сильно переплюнул своих учителей — Японию и Корею.
Отчасти этому способствовали китайские традиционные ценности. В конфуцианской культуре не существует такого понятия как частная интеллектуальная собственность. С ее точки зрения творец создает свои произведения прежде всего на благо коллектива (народа), а его личные права не очень-то ценятся. Как рассказывает исследователь китайской экономики Грег Мастел, в КНР даже есть поговорка, что плагиат чужой книги — «почетное преступление». Это значит, что тот, у кого украли его идею, должен считать это прежде всего демонстрацией признания своего таланта со стороны общества, а вовсе не грабежом.
В имперском Китае при разных династиях существовали некоторые правовые рамки, защищающие интеллектуальную собственность — но они были направлены прежде всего на защиту интересов государства, а не отдельных авторов. К примеру, было запрещено перепечатывать работы ученых, выполненных по госзаказу.
Еще с конца XIX века, когда Поднебесной правила последняя династия Цин, местные лидеры стремились отправлять студентов на учебу за рубеж, чтобы «учиться у Запада». В 1878 году китайский реформатор Чжан Чжидун выдвинул принцип «Ти Юн» — Китай должен сохранить свои ценности и социальную сущность, но принять западные практики в прикладных вопросах. Это максимально прагматичная идеология, в которой Запад воспринимается вовсе не как более развитая и сильная цивилизация, но скорее как дойная корова, из которой нужно получить всю выгоду. Поэтому в политику, основанную на этом принципе, отлично вписываются и не совсем законные практики, такие как экономический шпионаж и кража технологий.
Сочетание конфуцианского подхода к творчеству и принципа «Ти Юн» делают китайскую экономику максимально открытой к заимствованию технологий любыми доступными способами. В следующем материале мы расскажем, как именно такие практики применяли китайские спецслужбы, ученые и частный бизнес.
О сервисе Онлайн Патент
Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Подача заявки на внесение в реестр отечественного ПО;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн‑поддержку специалистов.
Больше статей, аналитики от экспертов и полезной информации о интеллектуальной собственности в России и мире ищите в нашем Телеграм‑канале.
Получите скидку в 1000 рублей на первый заказ. Подробнее в закрепленном посте
Комментарии (7)
CarbonBot
17.07.2023 18:02+2"С 1979 по 2009 гг. экономика Китая росла на 9,9% на протяжении 30 лет — никому больше не удавалось сохранять настолько высокий темп так долго." - кроме СССР за вычетом ВОВ.
Pavel1114
17.07.2023 18:02+1Думаю всегда нужно делать оговорку что ВВП это не какая то циферка, появляющаяся в виде облачка над государством в конце года - его кто то считает. И чем более закрытая экономика, тем менее надёжные данные. Хотя и наврать в разы не получится. А вообще главный секрет успеха это низкий старт.
vbifkol
17.07.2023 18:02кроме СССР за вычетом ВОВ.
Угу, ВВП все рос и рос, а ТНП все исчезали и исчезали из продажи. Почитайте про хлопковое дело или про рязанское мясо, эти два случая довольно наглядно показывают какой там рост ВВП был.
Inkroz
17.07.2023 18:02эти два случая довольно наглядно показывают какой там рост ВВП был
То есть эти два кейса должны убедить, что ВВП СССР в течение семидесяти лет (за вычетом ВОВ) был нарисованным из-за невыполнимых требований Госплана и авантюризма руководства. Всё верно?
Viacheslav01
17.07.2023 18:02-1Посмотрим что будет дальше, текущий реформатор, потихоньку рушит все, что было заложено Сяопином. Насколько удачным окажется такой подход.
novoselov
TL,DR: воруй, эксплуатируй