Анализ онбординга Tumbler через коммуникацию с бессознательным - психоанализ вовлекающих текстов

(Перепубликация моей старой статьи, которая сейчас не доступна из-за санкций)

Когда я писал данную статью несколько месяцев назад, заголовка «Делитесь тем, что любите. Находите то, что интересно» еще не было. И тем становится интереснее наблюдать за онбордингом, который в Tumblr не стоит на месте.

Надо сказать, что стартовый экран в то время тоже был другой. Не меняется одно, это высокий стандарт науки UX психологии и NLP, которые используются для вовлечения пользователей.

Итак, о чем нам говорит стартовый экран и его заголовок?

Учитывая, что на стартовой странице все время показываются разные картинки, анализировать их содержание следует лишь в чертах концепции, по которой они подбирались.

Все они сообщают о характере сущности проекта, который посвящен творчеству. Они показывают иллюстрацию говоря о том, что это место, где будут жить и твои иллюстрации.

Анализируем заголовок «Делитесь тем, что любите. Находите то, что интересно».

Заголовок представляет собой плотную концентрацию императивов, состоящих из 3 ключевых и важных действий: делитесь, любите, находите. Учитывая, что в последующих слайдах онбординга применяются другие методы влияния, об этом хочется сказать, что он рассчитан на тех, кто не будет спускаться вниз и сразу перейдет к регистрации в проекте.

Теперь давайте посмотрим на эту фразу с другой стороны.

«Делитесь тем, что любите». Не своими работами, скилами или рисунками, а именно «тем, что любите». Обращение к чувствам, особенно к любви, как к одной из самых сильных страстей человека, используется специально для того, чтобы включить бессознательное пользователя на уровень вовлеченности с тем самым чувством, о котором они и говорят, но не прямо „любите нас“, а в контексте, «делитесь тем, что любите», другими словами, „любите и делитесь“ / „делитесь и любите“.

У этой фразы есть еще и другой смысл. Раз вам есть что любить, то вы этим и поделитесь. А так же, раз вам что‑то так дорого, что вы это любите, то вы поделитесь самым ценным.

Представляете, как много смыслов возникает из прибавления одного слова «любите» к казалось бы обыкновенному заголовку.

Здесь я хочу сделать небольшое отступление и прояснить момент, связанный с особенностями восприятия и роли бессознательного. Дело в том, что все, что мы воспринимаем, хотя и кажется нам осознаваемым, но на самом деле, входящая информация работает по 2-м каналам.

Первый, это бессознательное восприятие, которое воспринимает все, обрабатывает и формирует мгновенный отклик в виде реакции или отношения к информации, каким‑то определенным образом.

Ответ на вопрос, почему мне что‑то нравится или что‑то не нравится, лежит не в поле осознания, т. е. когнитивных процессов (мышления), а именно потому, что в бессознательном уже есть опыт отношений с конкретным явлением (психоаналитики называют это объектом) и эмпатическая реакция характерного окраса как раз и свидетельствует об этом опыте, т. е. об объектных отношениях.

Второй канал — это когнитивный, это то, что мы действительно осознаем как некие умозаключения в процессе того, как у нас возникают какие‑либо мысли или чувства. Вот собственно, что мы думаем и чувствуем, это канал когнитивного восприятия. А первый и основной, отвечает на вопрос, почему мы чувствуем именно это и почему мы думаем именно то или так.

Возвращаемся к фразе

Делитесь тем, что вы любите — невероятно позитивная и сильная с точки зрения влияния фраза, в которой соединяется желательное для проекта действие пользователя с тем, чтобы он чем‑то делился ценным, с ярким аффективным положительным переживанием любви как к тому, чем он может поделиться, так и с самим настроением, как он должен осуществлять сам процесс деления, а именно с любовью.

При чем, как я уже упоминал, наше бессознательное эту же фразу может считывать еще и в смысле «делитесь с любовью» и «делитесь любовью». Великолепная разработка UX психологов.

Во второй части фразы «находите, что вам интересно», основным является 2 слова триггера, «находите» и упоминание про интерес — «что вам интересно».

Обратите внимание, ведь тоже самое можно было бы сказать иначе, к примеру — «находите интересные произведения» или «находите интересных авторов». Но, вместо этого, процесс нахождения чего‑то соединяется не с конкретным объектом, а с абстрактной характеристикой «интересно».

Такой прием, опят же говорит нам о том, что коммуникация обращена напрямую в бессознательное, в котором «интересно» представляет собой целую вселенную всего позитивного и захватывающего, являющее собой не один конкретный объект, а абстракцию которой и является вся бессознательная материя и язык бессознательного.

Такая фраза многократно сильнее просто потому, что только человек и его бессознательно по-настоящему знает, что его может увлекать, а поскольку проект не знает о вкусах пользователя, они обращают его в свое собственное бессознательное и фантазии, куда он сваливается мгновенно, как только данная фраза возникает у него на устах.

Для того, чтобы попадать в цель и удовлетворять желаниям, разговаривая с недифференцированным пользователем, не остается ничего другого, как использовать язык символического, абстрактного и взаимодействовать с фантазиями человека, в которых он сам знает как ему лучше и что ему нравится.

А здесь нам демонстрируется пример не только обращения с фантазиями, но вовлечение в сильные аффективные, положительно и эротически заряженные состояния любви, которые используются просто для того, чтобы создать мощный импульс к действию, поведению и отношению, которое нужно вызывать у пользователя к проекту.

Посмотрите на эту фразу еще раз целиком «Делитесь тем, что любите. Находите то, что вам интересно».

Уверен, большинство из тех, кто прочтет эту фразу не зная всего того, что я только что сказал, никогда бы не подумал, что в этих 9 словах, заложено так много смысла и главное силы, которая будет оказывать на пользователя влияние на его поведение и отношение к проекту.

Второй экран онбординга
Второй экран онбординга

Зеленый Цвет

Не синий, не желтый, никакой другой — зеленый. Что хотят нам сказать этим цветом? Почему, в конце концов он не белый?

Я думаю, что зеленый цвет здесь выбран как символ начала жизни, символ гармонии и природы. Цвет зарождения и пророждения, в случае с пользователем, так и хочется сказать прорастания.

Дизайн инженеры Tumblr создают этим фоном фрейм новой жизни, в которой должен прорасти их пользователь, как из семечка вырастает растение.

Самим цветом нам говорят — все хорошо, все получится, вы в правильном месте и идете в верном направлении, вас ничего не беспокоит!

Заголовок “В Tumblr все легко и просто”

Собственно заголовок несмотря на очевидную бессмыслицу, не так уж и прост.
Прежде всего о нем хочется сказать, что это «труизм» — выражение, с которым каждый может согласиться и не вступать с ним в конфронтацию. На его месте могло бы быть и другое, выполняющее такую же функцию бессознательного согласия, к примеру, «Вы на пороге новых открытий».

Но, в данном случае помимо труизма, пользователю дают все же установку на том, что «Все просто».

Почему?

Мне думается в этом есть 2 смысла.

Во‑первых, установка «все просто», звучащая вначале знакомства с проектом уже снимает тревогу, напряжение от того, что предстоит пройти пользователю. А ему предстоит знакомство и регистрацию, это всегда усилия и не всегда приятное занятие, так как желания пользователя бегут впереди реальности и они стремятся ответить на вопрос, что же там, ну как там, когда я уже пойду и т. п. Именно поэтому, одним из первых препятствий и точкой слома роста, приводящей к отвалу пользователей (churn rate), является процесс ознакомления и регистрации.

Зная это, дизайн инженеры Tumblr создают установку на лёгкость и простоту, а ведь именно этого хочет пользователь как глобально, так и конкретно в этой точке проекта. В результате, ему становится легко, спокойно, зеленый цвет дополняет это ощущение и в состоянии убаюканного младенца пользователь двигается дальше с улыбкой на лице.

Вторая причина, как мне кажется, заключается как раз в необходимости настройки пользователя на процесс взаимодействия, в котором большой и сложный социальный медиа проект будет казаться простым и лёгким.

Разработчики знают, как важно быть простым для восприятия, но так же они знаю, что первый опыт с продуктом может вызывать противоречивые впечатления, включающие и трудность и непонимание. Именно поэтому они создают такую установку на простоту и легкость.

Третий экран
Третий экран

Этот слайд чрезвычайно интересный, на что мы смотрим здесь и какие смыслы выводим из решений, найденных инженерами проекта?

1. Цвет фона; 2. Заголовок и расшифровка (пояснение); 3. Layout (как структурирован контент на странице); 4. Сами изображения, как символика влияния.

Цвет Фона

Он изменился. До этого был зеленый. Сейчас фон стал приятно лавандового цвета. Что этим нам хотят сказать?

Во-первых, продолжается идеология легкости и доступности. Цвет приятный, легкий, вовлекающий. Постоянная смена фона от экрана к экрану создает фрейм изменчивости и разнообразия пространства, в котором предстоит поселиться пользователю.

Tumblr — это прежде всего проект про искусство и креативность. Оформление каждой из публикаций, является одним из ярких особенностей проекта. Об этом нам и сообщают сменой фона и настраивают на готовность встречаться все время с разным, ярким, не похожим на предыдущие публикации контентом.

Постоянная смена фона мной понимается еще и с той точки зрения, что вероятно, дизайнеры пытаются работать с эмоциональностью пользователей, вызывая в их бессознательном ассоциации в надежде, что какая-то из них будет точно положительно откликаться.

Заголовок и расшифровка

Заголовок простой, без призывов, просто обозначающий статус проекта. Почему простой и без призывов?

В принципе, они могли бы написать что‑то из серии Tumblr — социальная платформа с лучшими блогами в мире. Но, по‑видимому, в этом нет необходимости, тем более они ничего не продают и задача данного слайда сообщить о том, что Tumblr — это блог проект, а то, что он один из лучших в мире, предстоит открыть пользователю самому.

Подзаголовок»Простые инструменты в умелых руках творят чудеса! Все эти потрясающие блоги, которыми с вами делятся друзья, — это блоги Tumblr. Мы поможем вам найти их и подписаться. А другие смогут найти ваш блог и подписаться на него.»

Обратите внимание, в какой дружественной форме выстраивается интервенция. Практики NLP бы назвали это «ведением». Эриксонианцы «наведением». По мне так не важно в какой теоретической концепции обозначать транзакцию (а это уже гештальт терминология), важна ее структура или как бы сказали социологи фрейм.

Удивительно, как всего в несколько слов, закладывается столько смыслов и это потрясающе.

«Простые инструменты в умелых руках творят чудеса!»

Обычный пользователь прочитает эту фразу и она будет восприниматься как труизм, т. е. очевидное утверждение без кажущегося особого смысла, с которым легко согласиться. По смыслу считываться простота и чудеса, которая интерпретируется сознанием, как outcome (желаемый результат) создавать крутые блоги.

А зачем это сделано? Ведь можно было просто сказать «инструменты в умелых руках творят чудеса». И не использовать слово «простые». Или можно было сказать „Умелыми руками можно творить чудеса“. Но, это уже совсем иной смысл, который говорит о том, что нужно обладать этим самыми умелыми руками.

Нам же говорят «простые инструменты» и указывают это специально, так как разработчики следуют своей стратегии формирования отношения к продукту, в котором создавать блоги просто.

Ок, а зачем упоминаются умелые руки? Ведь можно было бы просто сказать простые инструменты творят чудеса. И это было бы тоже здорово, если бы речь не шла о пользователе, который этими простыми инструментами должен пользоваться. Именно поэтому была найдена такая оригинальная форма эго‑ориентированного обращения к пользователю (через его руки) и скрытая установка что, когда ты будешь пользоваться простыми инструментами, не забывай о том, что руки должны быть умелыми.

Поскольку сознание фиксирует лишь наиболее значимую информацию, особенно то, что вначале и в конце, умелые руки уходят из контекста осознания и прямиком попадают в бессознательное, как программа действия, ожидающая нужного времени для включения. К тому же что такое «умелые руки» понять может только бессознательное.:)

По большому счету, вся эта фраза «простые инструменты в умелых руках творят чудеса», является примером очень эффективного скрытого воздействия и программой (установкой), так как не обладает явным осознанным смыслом для пользователя, не вызывает потребность когнитивного анализа информации и попадает прямиком в бессознательное, формируя в нем отношение и некий интернализированный (вобранный в себя) вымышленный фрейм объект (представление о фантазийном объекте, которое формируется в бессознательном), в котором предстоит раскрыться нашему пользователю. т. е. он будет воспринимать среду Tumblr так, как хотят разработчики, а не как бы она казалась ему, если бы не все эти вербальные установки.

Почему я говорю о вымышленном объекте? Представление об объекте в нашем случае Tumblr, создается здесь и сейчас, когда пользователь его еще не видит, но ему рассказывают о нем. Соответственно, если он его не видит, а ему еще не показывают интерфейсы, то образ объекта включая его свойства и качества, создается посредством домысливания или как более правильно сказать в результате сложного процесса восприятия, в котором одновременно участвует и перенос и собственные ожидания и фантазии.

«Все эти потрясающие блоги, которыми с вами делятся друзья, — это блоги Tumblr». Вторая фраза так же удивительно прекрасна. В ней так много положительных смыслов, вызывающих эмоции. А разве не это необходимо для того, чтобы создавать и развивать комьюнити?

Как считывается фраза невооруженным взглядом?

По большому счету, весь осознаваемый смысл заключается в том, что в Tumblr прекрасные блоги от друзей.

Если бы это был просто эмоциональный текст, в задачу которого входило вызывать эмоции, то мы бы увидели примерно следующее — «Здесь так много потрясающих блогов» или «В Tumblr замечательные люди, которые публикую потрясающие блоги».

Но, инженеры Tumblr идут дальше и вместо красивых маркетинговых упаковок решают задачу формирования отношения, которая призвана вовлечь и удержать пользователя.
Фраза «Все эти потрясающие блоги, которыми с вами делятся друзья, — это блоги Tumblr» как и первая, содержит скрытые, неочевидные смыслы, но все они направлены на внушение пользователю нужного восприятия проекта.

В частности, Все эти потрясающие блоги говорят пользователю о том, что все блоги Tumblr потрясающие. Зачем нам сообщается о том, что блоги Tumblr потрясающие?

Полагаю, что это связано с попыткой адаптировать пользователя к миру многообразия искусства, с которым ему предстоит встретиться в проекте. Оно имеет совершенно разнообразные формы, смыслы, выражения, оформление, концепции и т. п.

Tumblr, ну как его понимаю я, это мир искусства и в нем прежде всего художники, дизайнеры, фотографы, делятся своими концептами, произведениями, получают обратную связь и вдохновение от процесса. Учитывая, что вкусы и интересы пользователей отличаются, нужна стратегия примирения, принятия, согласия с тем, что каждая из публикаций по‑своему прекрасна. И чтобы не было конфликтов из серии «что за г…. (мазню, уродство, безвкусицу и т. п.) вы тут опубликовали?» разработчики решают задачу формирования отношения к контенту, как определенно «потрясающему» и это очень правильная стратегия, так как далеко не каждый в случае, если ему что‑то не нравится, решится противостоять предварительной установке о высокоценностном контенте, так как всегда есть вариант, что ты сам просто чего‑то недопонимаешь. Поэтому мы и видим «Все эти потрясающие блоги».

«Блоги, которыми с вами делятся друзья».

Вроде ничего особенного. Друзья делятся блогами. Но только тут в нас формируют установку, что все, кто делится блогами — ваши друзья.

По сути, у пользователя в проекте еще нет никаких друзей, да его и самого там нет, но через эти слова закладывается отношение к будущим авторам, которые должны быть не просто номинальными социальными единицами, создающими контент, а становиться для него друзьями. А как это можно реализовать? Как может незнакомый человек, создавший блог стать другом? Конечно через отношение и фиксирующее это отношение действие, связанное с установлением дружбы. Учитывая, что мы имеем фразу в утвердительной форме (по смыслу) блогами с вами делятся друзья, получается эта невинная фраза является призывом к действию, закладывающая в бессознательном программу на установление дружбы с авторами блогов.

Еще интересным является формулировка «с вами делятся», т.к. они не просто публикуют, а именно «делятся». Если бы было написано, — «блоги, которые публикуют друзья», то это воспринималось бы как то, что друзья или какие‑то люди публикуют блоги, т. е. совершают действие публикации, потому что они так хотят и это их личное дело, что они там публикуют. Но мы видим другое, «с вами делятся», т. е., это очередное соприкосновение с эго человека, дающее ему понять, что кто‑то делает что‑то специально для него. А такой статус информации для Эго имеет совершенно иной смысл нежели, как кто‑то делает что‑то для себя. Всегда приятно получать что‑то особенно от друзей. Мало того, что это делают для тебя, так это еще и вызывает эмоции.

Согласитесь, а ведь в большинстве сопровождающих текстов на лендинг страницах, в гайдах и прочих вовлекающих в продукт документах подобное увидишь не часто.

Таким образом, эта фраза целиком обладает громадным психологическим смыслом, работающим на уровне бессознательного и незаметно для пользователя настраивает его отношение к основным продуктовым объектам Tumblr (блоги и их авторы) в нужном разработчикам контексте.

Завершение фразы «… — это блоги Tumblr», само по себе имеет смысл лишь в контексте всей фразы. Оно замечательным образом формирует у пользователя представление, что «все замечательные блоги, какие только есть это блоги Tumblr» или все блоги ваших друзей есть только в Tumblr».

В данном случае, проекту совершенно не обязательно выражаться так прямо и говорить, — в проекте Tumblr замечательные блоги от ваших друзей или только в Tumblr замечательные блоги, которые пишут ваши друзья. Подобное высказывание, хотя тоже имеет формирующий отношение характер, определяющее смысл для пользователя содержание проекта, но в таком контексте совершенно неэффективно, поскольку скорее будет вызывать отрицательный эффект из‑за бессознательного сопротивления, которое автоматически срабатывает как из‑за семантики, так и из‑за риторики внушения. Другими словами, есть множество причин, почему пользователь может не согласиться с подобным выражением. А если такое возможно, то в грамотных введениях в продукт, подобное лучше не допускать.

“Мы поможем вам найти их и подписаться. А другие смогут найти ваш блог и подписаться на него.”

Анализируя данную фразу, сразу хочется сказать, что она тоже достаточно магическая, как все предыдущие, и в ней так же содержится внушение, совсем не очевидное для глаз пользователей.

Правда, об этой фразе будет не правильно говорить без фрагмента предыдущей. Без него просто не понятно, о поиске чего идёт речь? И как раз в этом и заключается искусство взаимодействия или обращение к фантазиям читателя.

Фраза построена так, что позволяет каждому найти в ней именно тот смысл, который окажется для него близким. Это так же как в скрытых внушениях Милтона Эриксона, — “возможно, вы почувствуете тепло, возможно свежесть, и я уже вижу, как ваше дыхание становится более глубоким. Возможно, через несколько минут я смогу увидеть как на вашем лбу проступят капельки пота от страсти, проникающей в вас, с этим вдохом и вот этим, и с тем…. (слова авторские, стиль Эриксона)

Так вот, в контексте предыдущей фразы — “Все эти потрясающие блоги, которыми с вами делятся друзья, — это блоги Tumblr.

“Мы поможем вам найти их и подписаться…” Кто-то подумает о друзьях, которых поможет проект найти, а кто-то про интересные блоги.

Ценным является свобода, в которой находится читатель и эта свобода создаёт иллюзию выбора в то время, как любой из вариантов устраивает разработчиков.

Меня очень вдохновляет этот удивительно редкий стиль введения в продукт, использующий вместо повелительных наклонений, и в прямом смысле приказов, язык заботы и увлечения.
Перед читателем раскрывается словно сказка, в которую проникает укутанное соблазнами (фантазиями) регрессивное Эго (состояние ребёнка) и без сопротивления и критики, принимающее все скрытые и явные смыслы.

Такая стратегия, хотя и кажется странной и непонятной с точки зрения императивного маркетинга, обладает куда большим эффектом, создающим между пользователем и продуктом куда более крепкие связи, так как:

  • она касается его лично;

  • она погружает его и развивает фантазии о продукте;

  • она формирует отношение к продукту;

  • она более эмоционально тёплая и яркая;

  • она уникальна и не похожа на тысячи одинаковых призывов, типа: купи, смотри, бери, успей и т.п.;

  • она проникает в бессознательное и работает в нем продолжительное время;

  • она не вызывает критики и сопротивления;

  • она погружает пользователя в диалог, который хочется продолжать.

Ок, возвращаюсь к анализу сообщения.

Обратите внимание, на использование сразу 4х приёмов скрытого влияния, применяемых в этой фразе, таких как:

  • “3 да”

  • объединение предложений через связующее “а”

  • “очевидное предположение”

  • Формирование поведенческого паттерна

Что такое “3 Да”?

Это классический приём, используемый в психологии, который формирует ригидное сопротивлению (отсутствие критики) состояние согласия и готовность принимать последующий контекст (интервенции) и дальше.

В данной фразе даже 4 части, с каждой из которой соглашается наш пользователь, так как у него просто нет шансов воспринимать контекст иначе. Он соглашается с тем, что ему помогут найти кого-то или что-то, а ведь он хотел бы этого. Он соглашается с тем, что подпишется на кого-то, а разве он не за этим идёт? Он соглашается с тем, что другие найдут его блог, и это для него ценно. И, конечно, с тем, что на него подпишутся — одни сплошные ценности.

Связующее “А” объединяет смысловые конструкции обеих предложений, создавая между ними общий контекст, в котором они работают как одно целое.

Очевидное предположение работает таким образом, что хотя и не является прямым внушением, оно все равно выполняет именно такую, утверждающую функцию. «Другие смогут найти ваш блог и подписаться на него». Это предположение, но считывается как факт, который обязательно свершится. И фишка тут в самом слове „смогут“. Уберите это слово и будет утверждение, а с ним, кажется, что это допущение.

Формирование поведенческого паттерна, через слова «мы поможем вам найти их и подписаться» и «другие смогут найти ваш блог». Опишу смысл воздействия по отдельности.

«Мы поможем вам найти и подписаться» позволяет настроить пользователя и его бессознательные фантазии о продукте, закладывая в него программу, совершения желательных для проекта действий, связанных с подписками на других авторов. Чтобы стало совсем понятно, отчего здесь формирование паттерна, давайте просто уберем слова, которые не выполняют функцию программирования. Получается следующая настройка / установка / внушение: «мы поможем подписаться», что в бессознательном конвертируется на «вы подпишитесь / я подпишусь», потому что такова среда, таковы правила, такова модальность пространства / фрейма, так нужно, так делают и я так буду делать.

Фраза «другие смогут найти ваш блог», хотя и говорит о пользе, что проект как‑то позволяет сделать мои блоги увиденными, но на самом деле, скрывает еще большую ценность, заключающуюся в том, что человека ставят в реальность, при которой у него уже существуют в проекте блоги, как‑будто он совершил ряд усилий для их написания, т. е. проделал для этого целый путь, и все это упускается из контекста, а есть лишь факт, существования его блогов, на которые будут подписываться другие пользователи.
Но, мы то с вами понимаем, что никаких еще блогов и подписок нет, но через подобные словесные конструкции, у пользователя формируется не только программа действий, отношения и поведения, но и бессознательный запрос на все эти ценности, как будто они уже существуют, что приводит в свою очередь к значительному выделению гормонов счастья, и в то время как еще ничего кроме фантазий не существует, он уже в значительной степени удовлетворен. Не это ли триумф UX психологии!

Пожалуй, теперь несколько слов можно сказать об графических сообщениях, которые мы видим на экране.

В качестве визуальных сообщений инженеры используют стандартный прием, демонстрации элементов интерфейса проекта, формируя у пользователя чувство ознакомленности и готовности встретиться с продуктом лицом к лицу.

Несмотря на то, что подобное решение вполне оправдано и не вызывает никаких критических замечаний, от разработчиков Tumblr я ожидал нечто большего. Поясню свою мысль.
Дело в том, что все, что мы анализировали ранее свидетельствовало о глубокой психологической проработки техники введения / вовлечения пользователей в продуктовую коммуникацию. Мы видели и разбирали приемы скрытого влияния, обладающие мощным потенциалом, втягивающим пользователя в отношения, причем так умело, что это вызывает сплошной восторг.

Того же я ожидал и в плане визуальных сообщений. Что могли бы сделать UX психологи, чтобы визуальные фреймы были бы настолько же императивными и выполняли роль не просто наглядной агитации?

Решением могло бы быть, не явная демонстрация экранов с форм фактором продукта как оно есть, а частичная демонстрация элементов, не создающая целостной картины.

Чем хорошо такое решение?

Такое решение напрямую взаимодействует с объектом желания на уровне фантазий пользователя. В качестве объекта желания выступает сам продукт, целостной картины которого пользователь не видит. В этом случае, человек, а именно его бессознательное, домысливает «означающее» (содержательные, знаковые, смысловые структуры), собирая разрозненные элементы в картину домысленного, достроенного означаемого. Другими словами, пользователь домысливает продукт, и в этом процессе еще больше погружается в него.

Когда мы говорим об эффективном вовлечении, то подобный прием является одним из самых сильных, но крайне редко используемых, не потому, что он не работает, а просто потому, что рынок IT продуктов существует совсем недавно и говорить о сложных психологических решениях говорить уж не приходится.

Разработчики думают о чем угодно, но только не о том, как вовлечь и удержать, вернее они думают на языке понятных им технических и маркетинговых инструментов, в которых нет ни психоанализа ни НЛП.

Почему работа с бессознательным пользователя круче, чем коммуникация на уровне его Эго и восприятия?

Для того, чтобы лучше понять этот вопрос, я приведу метафору из области кино. Представьте себя, что с вами происходит, когда вы находитесь в кино и погружены в сюжет? Часто, это выглядит как сон. Человек растворяется в сюжете, погружается в него, начинает идентифицироваться с главными героями, сопереживать им как будто он сам становится частью фильма. Тоже мы видим, когда нам снятся реальные сны. Как вы понимаете, это абсолютно бессознательный процесс, мы видим какие‑то мысли образы, сюжеты и находясь в стадии быстрого сна, эти минуты в сознании занимают как будто часы. И все потому, что бессознательное безгранично, бесформенно, безвременно и во всех своих смыслах непостижимо, с точки зрения примитивного момента здесь и сейчас, который только и умеет реагировать на раздражитель и не более того.

А все смыслы, то, что называется в психоанализе «означаемое», все это находится в бессознательном и каждый раз, когда мы хотим выстраивать отношения, а не вести коммуникацию на уровне информирования и призывов, наша задача включать пользователя в механики задействующие как раз его бессознательное, а не то, что воспринимается на поверхности.

Другими словами, наша задача погружать человека в сны, в истории, в сюжеты, где раскрываются содержания, вызывающие трансфер (перенос в реальность переживаний из прошлого) позволяющий гораздо более глубоко и проникновенно создавать вовлечение пользователя на уровне его чувств и отношений.

четвертый экран
четвертый экран

Заголовок «Вы уже в курсе, как это работает». Потрясающий заголовок, в очередной раз обращающий пользователя к своим фантазиям, а главное, дружеским тоном ставящий читателя в статус знакомого с продуктом.

Смысл этого заголовка, сказать человеку, «ну вот, теперь ты уже все знаешь и можешь продолжить получать удовольствие и сам». Гайд, как «большой другой» (символического обозначение бессознательного), выполняющий эдипальную функцию (стадия развития, в которой разворачивается конфликт влечения к родителю противоположного пола и соперничество с родителем своего пола), говорит о том, что ты уже созрел и можешь переключиться от отношений со мной (я‑гайд), на другие объекты в проекте, а главное на то, «чем ты любишь делиться и находить»… Это своего рода, если продолжать линию психоаналитической концепции, проработка сепарации (разделения) в которой анализант и аналитик находятся в тесной симбиотической связи, и чтобы закончить анализ требуется проработка данного вопроса отношений.

«Подпишитесь на блог, чтобы все его посты отображались в вашей ленте. Увидели классный пост? Сделайте его реблог в свой блог. Если хотите, добавьте к нему комментарий. А кто‑то сделает реблоги ваших постов. Так у нас знакомятся.»

Здесь впервые упоминается лента и то содержание, которое в ней будет формироваться. Так же тут предлагается модель поведения, в которой пользователь может или должен делать реблоги и самое крутое с точки зрения воздействия, что здесь используется моделирование поведения в проекте через описание не просто того, что можно или нельзя, а как некая традиция, которая еще и подкрепляется эмоционально значимым понятием знакомство «так у нас знакомятся«.

А ведь большинство людей и развивают свой персональный бренд как раз для того, чтобы привлекать к себе внимание и так или иначе выстраивать отношения с новыми людьми, которым ты через свои публикации начинаешь симпатизировать. Это и есть знакомства. Только очень не простые и весьма интеллектуальные.

пятый экран
пятый экран

«Тут можно публиковать все, что угодно».

Мне кажется над этим заголовком можно было бы еще подумать, потому как «что угодно» хоть и является выражением абстракции и обращено к бессознательным фантазиям о том, что для каждого может быть этим «что угодно», но, при этом, оно значительно уступает, ранее используемым выражениям типа «что интересно», «что любите». Такое ощущение, что заголовок явно недодуман.

Мне приходит в голову например такое решение «Теперь можно публиковать и наслаждаться» или «Теперь вы знаете как наслаждаться»…

Думаю, что в заголовке, который использовал Tumblr ключевым императивом, является не «что угодно», а как раз „Тут можно публиковать“, что на языке бессознательного означает, что начинай, разрешено, действуй, публикуй в конце концов.

«Мы предлагаем семь видов постов. Все остальное — в ваших руках. Это же ваш блог! Делайте с ним, что хотите». Вот это уже интересно. Фраза замечательная. Она показывает, и иллюстрации это дополняют, широкий набор инструментов, а именно 7, и сталкивает гостя с реальностью, в которой он стоит перед началом выбора любого из них, чтобы начать вести свой блог («Ваш блог»), потому как, это же клево «делайте с ним, что "что хотите"».

Кто же откажется от такой позиции ребенка, которому говорят, ну что же мы тебе дали 7 игрушек, теперь ты можешь с ними поиграть, это же твои игрушки;) Примерно так это и считывается нашим бессознательным.

А что есть на самом деле все эти блоги, социальные сети и прочие медиа инструменты, как не игрушки, в которые играют современные взрослые?

шестой экран
шестой экран

Заголовок «Как видите, все очень просто». Похоже на успокоительный труизм, вместо которого, на мой взгляд, надо было бы использовать приемы социальных доказательств или наведение желания скорейшего получения первых социальных одобрений, от того, чем бы мог поделиться пользователь. Он ведь сюда идет именно за этим. Соответственно было бы не лишним сказать еще раз как много тут людей, которые ждут именно тебя!

Благодарю вас, за ваше внимание, если вы дочитали эту статью, надеюсь вы получили от нее удовольствие и стали понимать о психологии вовлечения несколько больше, чем ранее. Именно в этом и был смысл моей статьи.Данный материал написал для сообщества Mesto.co и группы m.SocialMechanics в нем.

Комментарии (0)