Привет, Хабр! Меня зовут Саша, и вот уже 13 лет я работаю в сфере финансов. Когда я был рядовым сотрудником, больше всего я ненавидел отчёты. Их было чертовски много, и все нужны «ещё вчера». Чтобы упростить себе жизнь, я стал изучать инструменты аналитики. А потом бац — и неожиданно обнаружил себя в кресле руководителя команды операционной аналитики в Ситидрайве.
И да, наши основные задачи связаны с формированием отчётов для финансистов, маркетологов, бухгалтеров и даже топ-менеджмента. Сейчас в компании почти нет отчётов, в создании которых мы не участвуем. Иронично, не правда ли?
В этой статье хочу рассказать, почему операционная аналитика сейчас незаменима для отчётов, как мы помогаем структурировать конкретные сводки данных, и как они драйвят бизнес в целом.
Аналитика и отчётность: как одно влияет на другое
Исходя из своего опыта, я могу выделить две основных причины, почему операционная аналитика стала настолько распространена в формировании самых разных отчётов.
Причина 1. Для глубокой работы с данными в большинстве случаев нужно владеть Python и SQL.
В современном бизнесе информация хранится преимущественно в SQL базах данных. К примеру, Oracle, MySQL, PostgreSQL или SQLite. Чуть реже встречаются NoSQL СУБД: Cassandra, MongoDB и другие.
Далеко не все финансисты или менеджеры умеют использовать SQL или NoSQL БД даже на минимальном уровне. Скажу больше, если в отделе есть хотя бы один спец, которому не нужно на пальцах объяснять, что это, мы открываем шампанское.
Команда аналитиков — универсальный исполнитель отчётов, независимо от того, какой отдел поставил задачу.
Вот несколько типичных задач по отчётам, которыми занимается наш отдел:
Отдел заправки автомобилей заказывает детализированный отчёт по расходу топлива по автомобилям. В этом отчёте нужно собрать общие данные (номер машины, модель, год выпуска) и подвязать к ним динамические параметры (пробег, общий расход, средний расход на 100 километров).
На основе этого отчёта отдел делает выводы, насколько использование каждого конкретного авто прибыльно, а также какие машины нуждаются в техническом обслуживании или списании. Ведь если авто “ест” 12 литров бензина на 100 км, а должно 7, то его доходность получается почти нулевой, а иногда и минусовой.
Отдел ремонта заказывает отчёт по ремонтам для оценки их эффективности. Здесь специалист отобразит количество и характер произведённых ремонтов силами наших техников и подрядчиков, а также среднюю стоимость починки.
Это позволяет оценить, насколько эффективно проходит техническое обслуживание машин, сколько времени в среднем ремонтируется и простаивает конкретное авто, какие из них требуют больше ресурсов и денег для починки. А ещё такой отчёт даст понимание, какие подрядчики ремонтируют машины качественнее и дешевле.
В большинстве случаев аналитик использует SQL для извлечения данных, а любую удобную BI-систему — для их визуализации. На выходе получается удобный график, инфографика или таблица, где все цифры понятны и на их основе можно сделать правильные выводы.
Причина 2. Аналитик может автоматизировать создание отчётов, если данные хранятся в разных форматах.
Многие операционные данные хранятся в форматах, удобных для конкретного отдела. Это могут быть csv-файлы, Excel-таблицы или облачные сервисы таблиц. Но если нужно собрать перекрестный отчёт или сводку, которая затрагивает работу нескольких отделов, то аналитик может автоматизировать процесс работы с разноплановыми данными.
К примеру, в Ситидрайве отдел ремонта автомобилей записывает данные об осмотрах в онлайн-таблицу с помощью чат-бота. Сообщения от клиентов о неисправностях или проблемах сохраняются в другом документе. А информация о проведённых ремонтах уже пишется в БД через CRM-систему.
Аналитик собирает разрозненные типы данных в единый отчёт, где отображён уровень состояния каждого конкретного авто на каждый день. По нему специалисты могут быстро принимать решения о ремонте техники.
Причина 3. Высокие требования к данным и отчётам.
В последнее время у бизнеса появились новые, более жёсткие требования, которые требуют определённого мастерства от составителя отчёта. О них расскажу немного подробнее:
Гибкость. Это ключевое требование. Бизнес постоянно движется, меняются рынки и выходы на них, появляются новые продукты и фичи. Меняется сама структура отчётов и метрик. И нужно всё это правильно подружить со старыми форматами данных, учитывая неоднородность и динамичность параметров. Иногда с помощью изящных решений, а иногда с помощью дичайших костылей.
Топ-менеджеры понимают, что нельзя оценивать состояние бизнеса, опираясь только на одну из метрик — всё нужно смотреть комплексно. Поэтому всё чаще на дашборды запрашивают метрики из разных отчётов разных отделов.
К примеру, оборот, выручка, средний чек из отчёта о прибылях и убытках могут быть на одном экране с метриками из баланса: задолженностью клиентов по типам услуг и времени просрочки.
Скорость. Актуальность и свежесть данных — это основной тренд. Сейчас мы готовим дашборды с данными практически каждый день. Это нужно, чтобы руководители принимали решения, основываясь на максимально точной и актуальной информации — в условиях очень изменчивого рынка это крайне важно.
Интерактивность. Возможность увидеть данные под другим углом или запросить срез сопутствующих метрик помогает лучше проследить корреляции. Как на уровне аналитика, так и на уровне топ-менеджмента.
А ещё интерактивные отчёты просто удобнее и приятнее смотреть, они не требуют слишком много сил и внимания.
Декомпозиция. Если разложить метрики на составляющие в едином пространстве дашборда, часто появляются неожиданные идеи их использования. Эта практика в нашей компании с недавнего времени стала постоянной у топ-менеджеров.
Оцифрованность. Бизнес требует, чтобы все метрики были в цифровом формате. К примеру, в Ситидрайве данные о ремонте автомобилей, в том числе у подрядчиков, обязательно заносят в единую базу и классифицируют.
Да, чтобы оцифровать подобные данные, нужны ресурсы. Но в итоге это позволяет более комплексно анализировать бизнес и отдельные его параметры.
К примеру, недавно мы полностью оцифровали все ремонты, которые производятся в компании как силами подрядчиков, так и собственными силами. Это позволяет нам сфокусироваться на качестве и скорости ремонта.
Чтобы воплотить все требования в отчётах, у команд других отделов не хватает технических навыков.
Какие отчёты мы делаем
Теперь расскажу чуть больше о самих отчётах. В нашей компании они бывают трёх видов: бухгалтерские, управленческие финансовые и управленческие операционные. В общем, всё стандартно для бизнеса. Пройдёмся по каждому из видов.
Бухгалтерская отчётность
Именно здесь мы участвуем по минимуму, потому что формат бухгалтерской отчётности устанавливает государство, и он не меняется быстро. Отчёты о прибыли и убытках, движении денежных средств и балансе имеют чёткую форму, поэтому специалисты в бухгалтерии справляются сами. Мы лишь немного облегчили и автоматизировали им процесс сбора информации.
Ещё лет 15 назад бухгалтерских данных полностью хватало, чтобы вести бизнес. Сейчас — нет. Поэтому появилась управленческая отчётность.
Управленческая финансовая отчётность
Управленческие отчёты нужны для ведения бизнеса, а не для налоговой. Поэтому они более гибкие, динамичные, призваны быстро отвечать на вопросы руководителей компании. Главная их цель — дать директорам максимально полную финансовую картину для принятия оперативных решений.
В финансовой отчётности для топов есть две особенности:
Таких отчётов может быть сколько угодно, хоть по три в день. Их периодичность зависит от потребностей бизнеса, а не от дней недели.
Здесь нет чётко закреплённых метрик, которые проходят в каждой сводке. Они могут свободно меняться и дополняться.
В Ситидрайве мы используем чаще всего следующие метрики для управленческих финансовых отчётов: оборот, выручка, средний чек, количество заказов, количество завершённых поездок.
Задача команды аналитики — каждый день вытащить всю нужную информацию из баз данных и собрать всё в интерактивный дашборд. Также мы занимаемся прогнозированием и ищем закономерности, выравниваем финансовые показатели после значительных изменений в рабочих процессах, расшифровываем менеджерам все метрики и объясняем, как они работают и на что влияют.
На дашбордах, кроме финансовых метрик, есть и операционные, которые изменяются почти в реальном времени. Это позволяет топам видеть состояние бизнеса прямо сейчас.
Управленческая операционная отчётность
Это огромное количество отчётов по всем операционным процессам компании. И они направляются не топ-менеджерам, а отделам, которые отвечают за определённый процесс.
К примеру, отдел ввода и вывода автомобилей опирается на такие отчёты, чтобы контролировать скорость выхода новых машин на линию. В них мы собираем метрики количества дней вывода авто, число новых машин на линии, средний срок прохождения каждого этапа вывода. В отчёте специалисты сразу могут видеть, есть ли задержки с выводом машин, где именно они случаются и в чём причина.
Раньше им нужно было связаться со всей цепочкой сотрудников, чтобы узнать, в чём заминка. С учётом обедов и перерывов на кофе это занимало часы. Сейчас — пара минут, чтобы прочитать отчёт.
Да, эффективность таких отчётов крайне сильно зависит от оцифрованности процессов в компании. К примеру, у нас есть практика заносить в базу абсолютно все ремонтные работы, которые провели в автомобиле. Даже такие незначительные как смазывание защёлки багажника. Это помогает максимально точно оценить, сколько времени и ресурсов тратится на обслуживание автомобилей.
Иногда мы запускаем процесс операционной отчётности в реальном времени. С помощью отдела data science мы реализовали мощную фичу для отдела управления операциями, который в том числе отвечает за чистоту автомобилей. Совместными усилиями мы запустили нейросеть, которая анализирует чистоту машин по фото и незамедлительно направляет данные о грязных авто в отдел. Нашим коллегам остаётся только подтвердить статус и направить машину на мойку — 95% процесса уже автоматизировано.
Всё стало настолько серьёзно, что в моей команде есть сотрудники, которые специализируются конкретно на операционных аналитических задачах и отчётах, или аналитики с уклоном в финансовую составляющую — они тесно работают именно с финансистами. То есть, финансисты сразу знают, кого дёргать, если нужно сдать пять отчётов через 15 минут.
Обобщу итоги. Для подготовки отчётов наши аналитики:
Используют SQL и Python для сбора и обработки данных. По сравнению с обычными методами формирования отчётов это выглядит как читерство.
Обновляют данные по расписанию с помощью планировщиков (cron, airflow). Если всё грамотно автоматизировано, процесс обновления сводится к нескольким кликам. А иногда и без них.
Используют облачные сервисы таблиц и BI-инструменты, чтобы ускорить и упростить процесс принятия решений топами.
Выстраивают аналитические пайплайны для формирования отчётов. Удобно, и никакие данные не теряются.
Составляют дашборды, а не таблицы с цифрами. За это топ-менеджеры нас постоянно благодарят. Одно дело смотреть на красивую и понятную инфографику, а совсем другое — продираться сквозь десятки непонятных цифр.
Практические советы для аналитиков: сокращаем время на подготовку отчётов
Напоследок я хочу поделиться собственным опытом и рассказать, как можно значительно сократить сроки подготовки отчётов и всегда умудряться делать на 100% то, что топ-менеджеры и другие отделы ждут от аналитиков. А иногда и то, чего не ждут, но очень этому рады.
Обсуждайте, каким должен быть результат задачи
Нужно обязательно проговорить с заказчиком отчёта, какая цель сводки и каким должен быть результат. Небольшие задачи по одной или нескольким метрикам можно обсуждать в текстовом формате, но для средних и крупных отчётов очень рекомендую сделать отдельную встречу.
Да, я знаю, как менеджеры не любят лишние встречи, но лучше потратить час или два, чтобы детализировать задачу, чем ошибиться в процессе и потратить вдвое больше ресурсов на её выполнение.
Презентуйте MVP по готовности
Аналитики — ленивые люди, поэтому не делают сразу всю задачу «под ключ». Ведь в большинстве случаев уже во время работы приходит понимание, что и как сделать лучше. Не менее часто сами заказчики что-то меняют или добавляют уже по ходу.
Презентация минимально жизнеспособного продукта без автоматизации и полноценной визуализации поможет заказчику и аналитику увидеть, как будет выглядеть финальный продукт, а также сформулировать дальнейшие этапы работы.
Сохраняйте полезный, но неиспользуемый код
Выполнение всех задач и экспериментов мы документируем и сохраняем в корпоративной системе знаний (Confluence и Notion).
Да, на это нужно уделить время. Но в итоге это экономит нам огромное количество сил. Примерно 30-40% нашего нового кода для отчётов — это заново использованный старый код с минимальными изменениями.
Используйте предварительные вычисления
В каждой компании есть метрики, которые используются чаще других. Чтобы не писать под них отдельный код каждый раз, мы в Ситидрайве по этим метрикам заранее сделали универсальные витрины данных и таблицы с агрегатными вычислениями. Автоматизация — наше всё.
Используйте каталог метрик
В идеале нужно стремиться к созданию единого каталога с описанием всех метрик компании, которые используются в компании, и методик их расчёта. Это поможет разным специалистам и отделам работать с метриками одинаково и значительно ускорит взаимодействие с теми параметрами, с которыми сотрудник ранее не работал.
Создайте шаблоны отчётов
У нас в команде есть отчёты, которые мы выводим на дашборды каждый день. Метрики в них меняются довольно редко, поэтому мы разработали шаблоны таких сводок и автоматизировали их. Теперь на генерацию отчёта уходит 5-10 минут, а не час или несколько. Стандартные отчёты всегда оформлены одинаково и это очень удобно для людей, принимающих решения в бизнесе.
Используя все эти хитрости, мы ускорили формирование отчётов в 2,5 раза, а типичные сводки и вовсе делаем за 5 минут — и этого времени ещё хватит, чтобы сходить на кухню и налить кофе.
Ключевые мысли для аналитиков
Закончить хочу несколькими мыслями, которые сам считаю самыми важными в этой теме.
Просто крайне необходимо оцифровать каждый, даже самый мелкий бизнес-процесс. Только так аналитики смогут собирать точные отчёты, на основе которых можно принимать взвешенные решения.
Из-за того, что финансистам не хватает технических знаний для грамотной работы с метриками, создание почти всех отчётов ложится на плечи аналитиков. И в дальнейшем этот тренд будет только становится сильнее. Вижу сам по нашему отделу. Чтобы не перерабатывать, нужно автоматизировать всё, что только можно.
Именно команда аналитики ответственна за своевременное донесение важных данных топ-менеджерам и другим отделам. В Ситидрайве операционные отчёты уже давно стали критически важными для принятия решений не только на уровне компании, но даже для отдельного специалиста.
Это всё, что я хотел рассказать о том, как наш отдел аналитиков работает с отчётностью. Пишите комменты, задавайте вопросы, с радостью отвечу и пообщаюсь.
vassabi
скажите, а программисты\разработчики у вас в отделе есть, или только аналитики?
гм .... интересная карьера!
(погуглил фамилию автора, получил https://solvery.io/ru/mentor/1882 , однофамилец?)
involute Автор
привет.
у нас в отделе только аналитики, но с очень хорошим знанием sql и python. например, мы сами настраиваем кроны, хотя это не самая аналитическая работа)))
насчет ссылки на солвери - это я)))