Питер Фердинанд Друкер — выдающийся американский экономист и публицист австрийского происхождения, ведущий теоретик в области менеджмента прошлого столетия и замечательный профессор. В своей книге он изложил те вызовы, с которыми, по его мнению, столкнутся управленцы в нынешнем столетии. Пять глав этого объемного труда посвящены тем или иным проблемам организаций, а завершающая шестая глава — роли менеджмента в жизни современного общества. Потрясающая структура, ясные примеры. Это горячо любимая книга всей нашей редакции.
Менеджмент и реальность
На протяжении всей книги прямым текстом и между строк читается назидание автора о связи с реальностью: не стоит полагаться на архаичные устои — смотрите в будущее, исследуйте объективный мир, в вопросах управления идите в ногу со временем.
Менеджмент бизнеса
Профессор Друкер обращает внимание читателя на то, что «менеджмент» и «менеджмент бизнеса» — не одно и то же. Это логично и кажется интуитивно понятным каждому, однако не стоит забывать, что сам автор стоял у истоков современных взглядов на управление. К тому же он застал технологический прорыв на рубеже веков и отголоски предыдущих промышленных революций. Напомним, что Друкер родился в 1909 году в столице Австро-Венгерской Империи, а умер в 2005 году в Калифорнии. На его век выдалось множество испытаний. И он знал на практике, к чему приводит бездарное управление. И не только в бизнесе.
«… Представление о том, что менеджмент — это менеджмент бизнеса, по-прежнему существует. Поэтому важно заявить, причем как можно громче, что менеджмент не есть менеджмент бизнеса так же, как, скажем, медицина не есть акушерство» — разъясняет Друкер на примерах.
Теории менеджмента
Два основных подхода к управлению с очевидными отличиями согласно Друкеру заключаются в тезисах:
Существует одна правильная организационная структура и один правильный способ управления персоналом;
Единственно правильной организационной структуры не существует. Есть разные структуры, которые можно (и нужно) применять для конкретных результатов.
Как можно догадаться, вся книга посвящена аргументам в пользу второго подхода. «Стало очевидным, что организационная структура не самоцель. Это инструмент, с помощью которого можно повысить производительность совместного труда работников. В этом качестве любая организационная структура годится для решения определенных задач в определенных условиях и в определенное время», — пишет Питер Друкер.
И несмотря на необходимые тонкости и различия в управлении компаниями все же есть нечто основополагающее и общее. Открывайте блокноты и записывайте.
90% проблем предприятий — одинаковые
«Руководители всех организаций на решение личных проблем своих работников выделяют примерно одинаковое количество времени, и личные проблемы работников разных организаций тоже мало отличаются. Вообще говоря, примерно 90 процентов всех проблем организаций одинаковы. <…> В каждой организации — все равно, коммерческой или некоммерческой — менеджмент только в этих 10 процентах отражает специфику миссии организации, ее особую культуру, историю и терминологию», — пишет профессор, упрощая понимание управленческих секретов для каждого.
Принципы организаций
Опять же, при всем разнообразии задач принципы организаций тоже едины. Это:
прозрачность (сотрудники должны понимать, где они работают),
наличие управленца, который принимает окончательные решения в области своих обязанностей, и лица, который берет на себя руководство в кризисных ситуациях,
каждый работающий должен иметь только одного босса.
К этим принципам Питер Друкер добавляет: «Количество уровней должно быть минимальным — другими словами, организация должна быть как можно более «плоской» хотя бы потому, что, согласно теории информации, «каждое дополнительное звено удваивает помехи и вдвое снижает ценность сообщения». Пожалуй, об этом известном всем секрете теории информации должен знать каждый.
Место сотрудника в системе организации
Согласно теории Друкера у каждого специалиста должна быть возможность работать одновременно в нескольких структурах организации. Например, чтобы часть обязанностей он выполнял в составе коллектива, а ряд других — в составе руководящего органа. Для этого работнику важно быть частью чего-то большего: объединения, профсоюза. Все это — инструменты, которыми должен пользоваться грамотный менеджер.
Для чего это нужно
Менеджмент бизнеса — это про результат за пределами организации, эффективность внутри и… инновации. Меняется мир — меняются потребности. За ними — продукты. Так человечество пришло к тому, что основным ресурсом для компаний стал интеллектуальный труд.
Полезное от Онлайн Патент:
→ Как стартапу защитить свою интеллектуальную собственность?
→ Как IT-компаниям сохранить нулевой НДС и попасть в Реестр отечественного ПО