В июне этого года на WWDC2023 компания Apple презентовала новое устройство — Apple Vision Pro. Под соусом Джобсовского «One more thing…» — легендарной фразы, с которой Стив обычно презентовал новый продукт, Тим Кук рассказал нам о новой разработке Купертино.

Что это такое и зачем это нужно? Начнём издалека. Думаю, все знают, что такое VR и AR. Это виртуальная реальность и смешанная реальность. Если первая переносит вас в дивный новый мир, то вторая сильно разнообразит ваш нынешний, добавляя в него разные элементы из цифрового мира. Пример — обычная фотография, на которой вы что-то дорисовываете или подписываете. А виртуальная реальность — это, например, компьютерная игра, в которую вы окунаетесь с головой. 

В 2010-х VR/AR стали ещё ближе к нам — за счёт очков, а, вернее, шлемов, которые позволяли буквально соприкоснуться с новой реальностью. Надевая подобную гарнитуру, человек мог ощутить себя в совершенно другом месте — в игре, на другой планете, в 3D-фильме. Или дополнить существующий мир, добавив к нему определённые элементы. Естественно, одними из первых такой возможностью заинтересовались игровые разработчики и стали создавать контент для подобных очков — во многом именно геймеры и определили сегодняшний спрос на такую гарнитуру, преимущественно виртуальную.

Oculus Quest 2
Oculus Quest 2

Дополненная реальность очень пригодилась бы и в работе, и в досуге: несколько экранов, которые можно расширять до огромных размеров, возможность рассматривать 3D-модели с разных ракурсов, обходя вокруг них и так далее и тому подобное. Но до недавней презентации это не было толком реализовано у других компаний — в первую очередь из-за нехватки софта под подобные очки.

В итоге к 2023 году VR и AR гарнитуры заняли свою небольшую нишу на рынке гаджетов. О них знают все, но пользуется ими… ну, не так много людей. И тут на сцену выходит Тим Кук и говорит «One more thing…».

Смотрите, какой довольный
Смотрите, какой довольный

Apple Vision Pro — шлем смешанной реальности (совмещая VR и AR), который позиционируется как устройство для огромного числа специалистов. Дизайнеры, инженеры, архитекторы и много кто ещё — вот основные потребители этих очков. 

Яблочная экосистема позволяет моментально включаться в рабочий процесс, передавая все данные, файлы и приложения с других устройств Купертино. Фотошоп, видео и аудиоредакторы и прочие программы работают в едином пространстве. Начали делать проект на Маке — надеваете очки, и он переносится на виртуальный экран, с куда большим разрешением.

Но, как говорится, не одной работой... По заверениям компании AVP, позволяет потреблять контент в совершенно новом качестве — смотреть фильмы как в кинотеатре, рассматривать в мельчайших подробностях панорамы и играть, конечно же. 

Презентация (делается)
Презентация (делается)

Звучит здорово, не так ли? Именно так и презентуют калифорнийцы новый девайс. Крутое устройство для повседневных задач: создания и потребления контента за 3500 зелёных. Вот только… у него есть некоторое количество, скажем так, недочётов, а если быть точнее, критических проблем, которые могут оказаться фатальными для нового гаджета Apple.

1. Комфорт эксплуатации

Здесь у Vision Pro сразу множество проблем.

Первое — это вес устройства. Учитывая количество электроники, которая находится в шлеме, алюминия, из которого он сделан, и огромного OLED (!) экрана спереди, вес шлема будет превышать 500-600 грамм, если не больше. Тот же Oculus Quest 2 от Facebook весит около 500 грамм и при длительном ношении вызывает дискомфорт, хоть и сделан он из привычного и лёгкого пластика. 

Скорее всего, через пару часов шея уже даст знать о себе, а учитывая смещённый центр масс (а именно вперёд), ношение этой маски будет требовать дополнительных усилий от шейных позвонков — противовеса сзади нет, только крепление. У других очков (Oculus Quest 2) есть возможность закрепить сзади аккумулятор. Да, это дополнительный вес, но зато так достигается баланс. Для AVP предусмотрен дополнительный ремешок (естественно, не в комплекте), который огибает центр головы, может хоть он поможет. Потому что текущее решение пока не выглядит лёгким.

Да, на презентации всё гладко, легко и комфортно, но реальность может оказаться куда тяжелее
Да, на презентации всё гладко, легко и комфортно, но реальность может оказаться куда тяжелее

Второе — это вентиляция. Учитывая количество мощной электроники, возникает вопрос: а как AVP будет охлаждаться? Не будет ли запотевать лицо и, как следствие, линзы? При ношении нынешних VR-шлемов лицо и так запотевает, поэтому через час-полтора приходиться их снимать и отдыхать от них минут 10. 

В чём проблема? Apple позиционирует своё устройство, как рабочий компьютер, за которым вы можете и видео монтировать и фильм на пару часиков смотреть. Так вот, как можно нормально концентрироваться на одной задаче, если каждые 40-70 минут нужно снимать шлем и отдыхать от него? Потрогать траву (нет, статью писал не клещ) и подышать свежим воздухом — это замечательно, но хорошо бы иметь и возможность работать дольше, чем пресловутый час.

А как охлаждать?
А как охлаждать?

А это мы ещё не рассмотрели вопрос игр — азарт, увлечение, стресс будут являться отличным стимулятором ещё большего запотевания лица. Как будет решаться эта проблема, неизвестно.

Третье — работа на AVP. Мы в основной своей массе привыкли что-то монтировать, писать, редактировать через физическую клавиатуру. Ощущать тактильную отдачу клавиш, слышать их нажатие. С мышкой и тачпадом то же самое. 

И вы предлагаете нажимать на левитирующие буковки в воздухе. Are you serious?
И вы предлагаете нажимать на левитирующие буковки в воздухе. Are you serious?

Бить пальцами по столу или по воздуху, куда проецируется клавиатура, это довольно сомнительное занятие. Отсутствие мышки компенсируется жестовой системой. Она может быть вполне себе удобной… а может и нет. Реальная мышка от Apple оказалась… ну, мягко говоря, не лучшим продуктом. Кто пользовался — знает. Низкая посадка, сенсорная поверхность, с неудобным портом зарядки. Да и нормальная совместимость только с маком. Понятно почему, но осадочек всё равно есть. 

Не только работа на AVP представляется неясным процессом, но и игры. Жесты — это замечательно, но как играть в те же шутеры, например? Нажимать на воображаемый курок? Без контроллеров огромное количество современных игр теряют в управляемости и комфорте — жесты всё не заменят, да и ощущения не те. Да, на презентации показали процесс игры с помощью геймпада от плойки, но это всё-таки 2D-гейминг, а не 3D, если уж на то пошло.

Четвёртое — зарядка и аккумулятор. На презентации нам рассказали, что AVP подключается к внешнему аккумулятору и работает от него около… 2-х часов! Это, конечно, круто, но вы показали навороченную систему для просмотра тех же 3D фильмов в 4K 60 FPS и прицепили такой странный аккумулятор на верёвочке? При этом подобная несъемная посадка провода предопределяет периодический ремонт всего аккумулятора — ведь он будет рваться в месте соединения с аккумулятором. Как-то... не очень экологично что-ли.

Ну что это такое...
Ну что это такое...

Кстати, в качестве примера просмотра фильма был показан Аватар 2, длительность которого составляет больше трёх часов. То есть смотрим фильм 2 часа, потом ставим на зарядку (на часик, полтора) и только потом можем вернуться к просмотру картины. Такая вот арифметика от дорогих купертиновцев. Ну или подключили AVP к розетке, да (особенно в каком-нибудь самолёте Лондон — Нью-Йорк часов на 6)… 

Почему сам аккумулятор выглядит как средний повербанк? Сейчас те же Xiaomi делают повербанки крайне хорошего качества. Почему нельзя было сделать какую-нибудь мини-зарядную станцию, куда можно было бы вставлять по 3-4 аккумулятора и менять их как обойму? Это ведь не сложнее создания OLED панели на весь шлем. Кстати, о ней.

2. Окружающая действительность 

Нет, я в целом понимаю, зачем они решили сделать эмуляцию глаз на экране — чтобы люди могли взаимодействовать друг с другом, не снимая шлема, но… вы же видели, КАК это выглядит?

Ощущение как будто глаза и переносица висят в пространстве
Ощущение как будто глаза и переносица висят в пространстве

Честно скажу, когда я это впервые увидел, я засмеялся — это было очень забавно. Подобное было во время презентации iPhone X и его моноброви. Но чёлка объяснялась Face ID, разные датчики там и т. д. А сейчас? Чтобы люди могли видеть ваши глаза, а на конференциях цифровой аватар? Второе ещё имеет хоть какой-то смысл, но для аватара не нужна была цифровая панель. Собственно, единственное её применение — это создание вот этих глаз. 

Правда, психология человека работает и будет работать по-другому (во всяком случае пока) — он будет просто снимать шлем при общении с другим человеком! Лишний раз освежить лицо + не пугать (или не смешить) собеседника этими глазами. Так что пока это, скорее, игрушка для любителей, чем что-то полезное, и далеко не факт, что она выстрелит в будущем.

Добавьте описание

Нелепость самого гаджета. Чем выделяются гаджеты Apple? Своим строгим стилем, дизайном, элегантностью. Их легко носить, легко развернуть и убрать, человек с маком в кафе давно стал неким образцом фрилансера. И теперь они представляют вот эту огромную водолазную маску. Как-то она слабо смахивает на работу дизайнеров Apple.

Конечно, с пресловутой чёлкой-монобровью было то же самое, а сейчас все к ней привыкли, и многие находят её в чём-то красивой, но всего 5 лет назад… Так что вполне вероятно, что AVP ждёт та же судьба — пару лет новый девайс будет вызывать искреннюю улыбку.

Перейдём к другой проблеме — ограниченная мобильность гаджета. Какие бы в Apple ни снимали красивые видеоролики с весёлыми людьми, которые без проблем взаимодействуют друг с другом, очевидно, что AVP — это, скорее, игрушка для дома или офиса. Всё. Даже в долгую дорогу этот шлем идёт с большой натяжкой из-за проблем с аккумулятором. С ними не погуляешь по улице, не посидишь в кафешке — only home, only work office. 

Вызвано это прежде всего эксплуатационными ограничениями самого гаджета, в частности — батареей.

Также не очень ясно, как AVP будет работать на открытом воздухе. Что будет с датчиками на солнце и без явных физических границ, как, допустим, в комнате? И не забываем визуальную составляющую — девайс выглядит как водолазный шлем, а не как обычная повседневная вещь. На мой взгляд, очки 10-летней давности от Google выглядят куда более уместно, чем это.

Вот это больше смахивает на повседневное устройство в отличие от шлема Apple
Вот это больше смахивает на повседневное устройство в отличие от шлема Apple

Ещё момент — из-за того, что Vision Pro — это девайс сугубо для одного человека, показать кому бы то ни было, что происходит у тебя на экране, не представляется возможным. Если на одном маке/айпаде несколько человек могут смотреть фильм, то в случае AVP для каждого человека нужно отдельное устройство. Посмотреть фильм с девушкой? 7k зеленых — you're welcome.

3. Зачем Apple Vision Pro рядовому пользователю?

Каждое устройство Apple так или иначе делалось для решения какого-либо определенного круга задач. iPhone — хорошая звонилка, снималка и потреблялка повседневного контента на много лет. iPad — практически всё то же самое, только на большом экране. На нём удобнее смотреть кино, ютуб и читать книги, также можно +- удобно работать с контентом — видео, фото и местами текстом. Макбук — полноценная рабочая машина для офисной/фриланс работы. 

Хоть кто-нибудь на презентации увидел людей с более объемными прическами, которые так или иначе закрывают уши или часть лица?
Хоть кто-нибудь на презентации увидел людей с более объемными прическами, которые так или иначе закрывают уши или часть лица?

А зачем человеку, имеющему все вышеперечисленные вещи, нужна ещё одна? Да ещё за такую цену? Да, там стоит мощное железо — процессор M2 рвёт большинство x86 процессоров, но зачем платить 3500 долларов за устройство на незнакомой OC, если можно потратить в 3 раза меньше и получить Мак на том же процессоре? Скорее, только ради нового опыта. Его не нужно надевать на переносицу и носить на себе на протяжении нескольких часов, и работает он на порядок дольше. 

Apple так и не ответила на вопрос — какую принципиальную проблему решает их устройство. Работать в бесконечном пространстве? Круто, но как вы решите кучу проблем выше? Играть? Можно, вот только огромный пласт VR-игр остаётся не у дел из-за отсутствия контроллеров для VR. Досуг и повседневные мелочи? В целом, это лучшее, с чем AVP может справляться из заявленного Apple. 

Всё же, остаётся главное. AVP — это закрытое, нелёгкое устройство, которое прилегает к голове, аки шлем. В нём человек будет потеть, шея также скажет своё веское слово, да и ходить с верёвочкой (или быть прикованным к розетке) также не добавляет приятных ощущений. Окружающий мир будет восприниматься более ограничено (будет иметь место эффект туннельного зрения, т. к. угол обзора существенно ограничен линзами), а люди, в этом самом окружающем мире, будут с улыбкой смотреть на этот шлем.

4. Резюмируя

Apple Vision Pro сегодня — проект, имеющий большие недостатки. Подобная система должна быть создана именно в виде очков, а не шлема. Она должна сидеть на голове человека так же легко и привычно, как и Apple Watch на руке. 

Рассказы о том, что «Vision Pro на годы опережает всё ранее созданное» звучат по меньшей мере странно. Не вылечены фундаментальные проблемы VR-шлемов. А два процессора, которые делают AVP самым мощным устройством в своём классе, никак не помогают исправить концептуальные проблемы. 

Если iPhone решал проблемы телефонов тех лет в виде стилуса или клавиатуры снизу путём внедрения удобного сенсорного экрана, то как Vision Pro решает проблему веса таких устройств? Или охлаждения лица? Конечно, всё, заявленное в презентации, скорее всего, будет работать как надо — бесшовное взаимодействие с экосистемой, 3D видео, походы по панорамам. Да даже какую-то работу работать можно будет. 

Но важно другое. Человек не захочет сидеть несколько часов в огромном шлеме, прикрепленном к голове, который, к тому же, перевешивает вперёд. Нет никакого толка от мощной начинки и хорошего софта, если пользоваться ей можно будет часа 2 от силы, чтобы потом столько же от неё отдыхать. 

На первых порах AVP будут скупать энтузиасты и прочие богатые люди. Но дальнейшая судьба Apple Vision Pro крайне, крайне туманна. Может, через пару лет Купертино и решит все вышеперечисленные проблемы в новом Vision 3 или 5, но это довольно спорный продукт. Как-то так.

P. S. На самом деле буду очень рад, если счастливые обладатели этого устройства смогут поведать о том, что я зря паникую, и это прекрасные и функциональные гаджеты, и что за ними наше с вами будущее.


НЛО прилетело и оставило здесь промокод для читателей нашего блога:
-15% на заказ любого VDS (кроме тарифа Прогрев) — HABRFIRSTVDS.

Комментарии (20)


  1. v1000
    19.09.2023 11:31

    напоминает историю с первыми Apple Watch. которые были дорогими, со слабым процессором и временем работы от батареи. но которые смогли создать новую ветку продуктов и стать значительным источником прибыли.


    1. Aelliari
      19.09.2023 11:31
      +5

      Время работы от батареи, имхо, и сейчас не очень


      1. ssj100
        19.09.2023 11:31

        Но людям нравится


        1. rinac
          19.09.2023 11:31

          А вы поставьте логотип с яблоком на ночные горшки и посмотрите сколько через неделю будет постов во всех инстаграммах с этими горшками прямо с содержимым.


      1. Format-X22
        19.09.2023 11:31

        Оно просто достаточного минимума - в полтора дня, как раз зарядить на ночь и иногда если забыть - поставить минут на 15 с утра. Я за 4 года использования одних и тех же часов не испытал какой-то проблемы. Возможно там также подумали и решили что полтора дня хватит всем. И ведь правда хватает.


  1. i360u
    19.09.2023 11:31
    +3

    Сейчас можно купить AR-очки от XREAL, примерно, за 350 баксов. Они легкие, удобные и идеально подходят для использования в путешествиях. Устройство от Apple в 10! раз дороже, но менее мобильно и менее удобно. Остается надеется, что они смогут показать какой-то совершенно новый уровень качества картинки и удобства взаимодействия... Но только тем, у кого в кармане завалялись лишние 3500 долларов, которые они готовы отдать ради эксперимента над собой. В любом случае, спасибо Apple за подогрев интереса публики к данной категории устройств... Гдавное, чтобы они не качнули маятник в обратную сторону, когда покатится волна разочарований.


  1. vortex7
    19.09.2023 11:31
    -2

    Все недостатки додуманные. нет устройств. нет опыта. хотя были уже предварительные обзоры первых тестеров но мы не будем на них ссылаться... а запустим GPT


    1. spiceginger
      19.09.2023 11:31
      -1

      Не понимаю почему минусуют. Все верно сказано. Это какая то диагностика здоровья по фотографии. Да есть вопросы, но пока в руках не подержишь и реальный опыт не получишь все это какое то гадание.

      ЗЫ: Я сам довольно скептичен относительно показанного девайса.


      1. vortex7
        19.09.2023 11:31
        +1

        Наверное потому что я резко выразился, а мне всего лишь жаль было времени на высосанную из пальца статью.

        Я рекомендую почитать реальный отзыв https://appleinsider.com/articles/23/08/18/hands-on-with-apple-vision-pro-in-the-wild


  1. newartix37
    19.09.2023 11:31
    +1

    Почему-то уверен, что все описанные проблемы Эпл известны ;) и наверняка как-то решатся к релизу. Может быть не все, но большую часть. Высокая цена как раз позволяет не экономить на производстве и сделать то что остальным компаниям было невозможно сделать, из-за отсутствия "кредита доверия" покупателей.

    Когда они показали блок-питания со шнурком, так у меня сразу сложилось впечатление, что конкретно вопрос с питанием они пока не особо продумали, это рыба. Кабель можно сделать любой и подключить его к любому источнику, поэтому оставили конкретное решение на потом.


  1. LordDarklight
    19.09.2023 11:31
    +4

    1. Вес устройства - это действительно очень важно но тут есть несколько но:

      а. Вероятно противовес в виде батареи сзади выйдет как отдельная опция в процессе эксплуатации

      б. Эппл умеет думать о комфорте - скорее всего вряд ли выпустят продукт, который будет менее комфортный чем в среднем по рынку схожих устройств, скорее всего будут ж.пу рвать, но выпустят продукт с близким или превосходящим уровнем комфорта, чем у лучших конкурирующих моделей (при этом вполне могут обмануть по другим параметрами - которыми пренебрегут в угоду комфорта - такова политика компании Эппл). Но... как часто бывает, первая "революционная" модель может выйти комом - и уже сейчас закладывают фундамент на вторую модель, потом соберут реальные отзывы и выполнят работу "над ошибками".
      в. Кстати, а что мешает переносить электронную начинку сразу назад, оставляя спереди только экран?
      г. А почему бы не де6лать поддержку шлема серху на гибком подвесе, далее через дугу и с креплением к спине (или креслу) - немного снижается удобство манёвренности, зато уменьшается вес (нечто подобное же делают в военных VR шлемах пилотов - но я не знаю, не спец). Я бы вообще пока не сильно задумывался о мобильном положении, а больше о комфорте в стационарном положении - и крепил бы шлем сразу к креслу

    2. Вентиляция да - не помешала бы - но что-то же надо оставить как "инновации" для будущих поколений устройства. А пока это лишний вес и питание.

    3. Насчет отдачи - шлем это в основном лишь средство визуализации - замена монитору/телевизору - но не контроллерам ввода - пусть отчасти он и может их подменить - всё-таки решение задач управления - это дело других устройств. Для игр игровые контроллеры пока ничем не заменить (и у Валв, помнится, были очень хорошие специальные контроллеры для VR, с помощью которых вполне комфорта было играть в Alex VR в полном 3D). Для работы с текстами - тут либо голосовой ввод либо работа с клавиатурой (в разных вариантах исполнения, от виртуальной до физической, но чётко синхронизируемой с изображением в AVP). Впрочем тут ещё можно развивать старую тему тактильных перчаток обратной связи (их придумали уже лет 40 назад). Но тут везде есть одно но. То как будут расположены руки - если всё время навису - они будут быстро уставать, но опять же - для этого им можно сделать механическую гибкую поддержку - как часть экзоскелета, но пальцы без специальных поддерживающих перчаток всё-равно будут уставать. А работу с мышкой хорошо должны заменить программы управления взглядом -но потребуется некое привыкание к таком способу ввода.

    4. Аккум на картинке явно нарисован в 3D - вот выйдет продукт - там будет отсоединяемый кабель - и Эппл тут стоит хорошо подумать, насчёт кабеля и совместимости, чтобы ещё раз не пролететь как с лайтингом.

    5. Глаза снаружи выглядят прикольно - но не более того - думаю над этой фишкой ещё не раз поломают голову, чтобы улучшить её - на крайняк всегда можно отключить! А то что шлем выглядит как водолазная маска - ну что поделать раз форма такая удачная для разного применения, хотя я бы выбрал маску большего размера (на всё лицо) - зато с вентиляцией и физической поддержкой (на спину, или на плечи, или грудь - это ещё варианты поддержки), и с откидывающимся забралом для рта - чтобы можно было "хомячить" безотрывно от просмотра! А на всей лицевой панели можно было бы выводить куда более крупное изображение чего-нибудь ;-) например рекламу :-D

    6. По поводу мобильности - это проблема всех VR устройств (AR пока оставим в покое - так как чисто AR устройства пока в полном нокдауне и врядли скоро из него выберутся - те же google lenss хоть и выглядели сносно - но в серию так и не пошли - проблем там ещё куда больше было). Но батарея сейчас нужна скорее только в пешем положении (но это не AR - а VR нереально так длительно эксплуатировать) - в остальных случаях сейчас активно везде ставят USB розетки - так что это не проблема. Да и батарею всегда можно нарастить, "на ходу" заменить (было бы неплохо иметь возможность горячей замены) - это всё лишь доп опции.

    В остальном - продукт просто пытается конкурировать с Microsoft HoloLens - но у мелкомягких уже два продукта вышло, третий в разработке, поэтому тут Эппл в роли догоняющего. Но и Microsoft HoloLens своих проблем тоже полно - так что тут пока не то, чтобы жёстка конкуренция, а воротилы рынка просто пытаются потихоньку сдвигать гору, которая не поддаётся уже более 40 лет. Это первый продукт от Эппл - пусть попытаются - может смогут привнести свежие идеи в застоявшееся древнее болото! То что продукт очень для ограниченного сектора потребителей - это и так понятно - его конкурент Microsoft HoloLens - а там всё тоже "кисло" с широтой продаж! Но посмотрим, чей маркетинговый отдел окажется сильнее в итоге!

    А пока - продукт даже ещё не вышел - надо бы хотя бы дождаться его реальной продажи и того, что скажут независимые тестеры. А лучше - вообще пока не заморачиваться и дождаться хотя бы 3-тьей версии продукта, прежде чем делать какие-либо выводы о его судье - VR сложная тема, и с наскока не решаемая - так что Эппл тут самой ещё предстоит набить шишки - прежде, чем они выпустят, что-то действительно стоящее - пока они в роли догоняющего - и все их инновации в общей массе лишь маркетинговая мишура! Но собрав обратную связь - они проведут работу над ошибками через 1-2 поколения скорее всего-таки выпустят что-то более-менее достойное - но и конкуренты сложа руки сидеть не будут! Все эти инновационные продукты от Эппл всегда подстёгивали другие компании к движению в том же направлении - и им порой куда лучше и быстрее удавалось доводить идеи Эппл "до ума"!

    P.S.

    По поводу цены - конечно $3500 это дорого даже для американцев. Но тут надо понимать - на кого рассчитаны такие устройства. Когда люди могут позволить платить в месяц по $3000-4000 чисто за аренду квартиры в городе или $5000 за ипотеку (и таких в америке много, мы же не про аф.а. и латинос живущих на пособия по $2500 говорим) - то $3500 уже не кажутся таким уж неподъёмными


  1. Fell-x27
    19.09.2023 11:31
    +2

    Когда смотрел видео про этот шлем, не покидало ощущение, что это какой-то инженерный образец или прототип, proof-of-concept, который Тим Кук зачем-то вынес из отдела R&D и стал показывать публике.

    Очень, очень много "детских болезней", которые, в случае прототипа, можно понять, так как "на данном этапе это не важно, разрулим позже". Особенно акуумулятор, который нужно носить в кармане. Но релизный продукт? За 3500?

    Возможно ли, что Кук просто очень хотел подогреть инвесторов, а ждать еще год счел недопустимым?


    1. LordDarklight
      19.09.2023 11:31
      +2

      Кстати, аккум в кармане - вполне себе тема - правда я бы не в карман его поместил, а на пояс (или как вариант - в рюкзак) - но это нужно только для мобильности. Увы - сейчас аккумы очень сильно отстают по своим возможностям от реальных потребностей современной мощной электроники. А VR требует очень нехилых мощностей, с процессорами, требующими серьёзного питания.

      Лично для с моей точки зрения мобильный VR пока ещё не созрел для общего потребления - но для частных случаев да - нужны аккумы и да - их нужно где-т размещать - либо сзади шлема (для противовеса), либо где-то ещё.

      Я вообще бы убрал со шлема как можно больше эленктроники - оставив там только самое необходимое, а всё остальное перенёс на выносную систему, но да - соединённую кабелем с шлемом. Вот эту выносную систему я бы размещал на поясе, в рюкзаке, или на других частях тела, за специальным VR креслом (для мобильного положения) или где-то ещё. Это, безусловно, временное решение - но оно позволило бы значительно снизить вес самого шлема, что очень важно, и оснастить его более важными вещами - как-то вентиляция, или какие-то пространственные датчики препятствий и движений. Заодно и не заморачиваться по поводу весаи тепловыделения таких выносных блоков - тем самым ещё больше увеличив их мощность.

      А в шлем лучше экран поставить с более высоким разрешением. Ибо всё это туфта - когда в VR якобы эмулируется большой дисплей, за которым удобно и чётко работать. Его разрешающая способность априори будет ниже экран в самом шлеме. Так что если в шлеме будет да хоть пара 4K экранов (левый и правый глаз) - получить виртуальный экране перед собой получится где-то только в FHD разрешения (ну или чуть получше - его явно можно будет немного в стороны растянуть). Поэтому меньше чем 16K для экрана на каждый глаз для работы в VR - это всё фигня - если нужно рабтать с мелкими деталями. Но для кино и нынешних 4K экранчиков безусловно сгодится! Может и для игр.

      Но чем выше рендеринг - тем ещё более о затратен по производительности. А тут ахиллесова пятя всего VR - сейчас тупо не хватает мощности, и никакой DLSS не спасает (но на просмотр фильмов это не распространяется, впрочем как и на офисную работу - скорее это проблема только динамических игр и приравниваемых к ним сценариям). А ещё есть очень высокая чувствительность к лагам, от которых многих начинает буквально тошнить (через разное время - тут всё индивидуально) при активном взаимодействии с динамическим контентом. Решение только одно - опережающий рендеринг в условно "360 градусном" охвате - а для этого нужно ещё больше мощностей


      1. polearnik
        19.09.2023 11:31

        а зачем кабель в шлеме? wifi 5 - 6 не хватит ? Это кстати решит вопрос и мощности видеокарт и времени работы ведь вся обработка будет на стационарном компе а шлем будет выступать аналогом монитора которй будет только принимать и отображать картинку


        1. LordDarklight
          19.09.2023 11:31

          а зачем кабель в шлеме? wifi 5 - 6 не хватит ?

          Тут два-три момента:

          1. Лаги - VR очень чувствительно к латентности каналов связи и их стабильности, а у всех беспроводных технологий (я тут немного лукавлю, т.к. есть некоторые оптические беспроводные технологии, где это куда менее заметно) при итоговых усреднённых (а тем более пиковых) очень больших скоростях, бывают очень большие лаги, в основном из-за случайных помех в эфире и потери пакетов. При глубоком погружении в VR это крайне неприятно, да ещё отклики идут с высокой латентностью - что тоже крайне неприятно - тут даже провода на оптике не спасают. При нахождении в сети от нескольких до сотен беспроводных активных устройств всё становится ещё хуже - а каналы WIFI ограничены - много по ним не распределишь!

          2. Питание всё-равно нужно подавать - конечно есть беспроводные технологии - но.... они могут давать лишние наводки и мешать передаче данных, действуют пока на небольших расстояниях, имеют низки КПД (не факт что хватит такого потока энергии на постоянную работу), ну и самое главное - шлем на голове, а такое высокоэнергетическое излучение, сконцентрированное в районе мозга ему явно не на пользу (поместите арбуз в микроволновку и посмотрите что произойдёт). А беспроводная высокоскоростаня передача данных расходует энергию очень активно (как и встроенный всокопроизводительный процессор, и экран)

          3. Не везде и не всегда сейчас WIFI (как и прочие беспроводные технологии) разрешены к применению!

          Это кстати решит вопрос и мощности видеокарт и времени работы ведь вся обработка будет на стационарном компе а шлем будет выступать аналогом монитора которй будет только принимать и отображать картинку

          Мысль здравая но тут тоже пара-тройка но:

          1. Передача данных туда-сюда ещё больше увеличивает лаги. Я, честно, не понял до конца какая технология у Эпл AVP - но у них мощный процессор находится в самом устройстве (что и сказывается на его цене) - так что, как минимум, часть работы он берёт на себя

          2. Современное VR устройство не может заниматься только лишь обработкой вывода изображения (которое, кстати, ещё как минимум надо распаковать - а современные методы сжатия видео очень не хило так требуют аппаратных ресурсов для распаковки), и отмасштабировать. Но в устройствах полно всяких датчиков, камер и т.п. и всё это обрабатывается на самом устройстве (а у Эппла ещё и передний экран).

          3. Стационарный комп, вероятно, не доступен в мобильном сценарии использования VR гаджета. Конечно отчасти, при беспроводном соединении (и каком то способе решения подачи электроэнергии) мобильность может быть в пределах сети (в которой будет комп), но это очень ограниченный мобильный сценарий. Плюс 1. пункт никто не отменял - чем шире сеть и дальше коммуникационные точки - тем выше лаги! На просмотре кино или работе с текстом почти не скажется - но всё остальное уже под вопросом


  1. Dvorff
    19.09.2023 11:31

    Сдаётся мне, что у автора тупо нет 3500 $ на новый классный гаджет и он пытается придумать, почему гаджет плохой. Более чем уверен, что все описанные проблемы решены – не зря же между первыми слухами и анонсом устройства прошло около пяти лет.


    1. LordDarklight
      19.09.2023 11:31
      +1

      От первых VR устройств до анонса AVP прошло более 40 лет - но за всё время, невзирая на колоссальный рост вычислительных мощностей, основные проблемы у всех так и остались не решены - и раз об этом не говорят на презентации - то тут рулит лишь маркетинг, а не революционные технологии!


  1. BARSRAB
    19.09.2023 11:31
    +1

    iPhone — хорошая звонилка, снималка и потреблялка повседневного контента на много лет.

    Да, был, лет так 10 назад. Но уже давно это довольно посредственная снималка, такая себе потреблялка и звонилка, учитывая куцую АКБ, за неоправданно большие деньги. Да, сейчас и те же Сяоми есть за 100К+, НО, там будет как минимум камера с оптикой от какой-нибудь Лейки, а тот же Самсунг предложит складной дисплей. В общем каждый производитель при такой стоимости старается предложить какую-то интересную фишку, которой в принципе можно вполне успешно пользоваться. А Apple же продает просто звонилку с камерой и все. Причем с крайне плохой ремонтопригодностью и, мягко говоря, не очень надежными конструктивными решениями. Так что в нем хорошего?


    1. LordDarklight
      19.09.2023 11:31

      Ну, принято ещё считать, что Эппл ещё выезжает за счёт очень хорошей софтверной начинки - хотя лично меня от неё (пользовался) просто воротит! Но если жить и работать полностью в экосистеме Эппл (не покидая её) и не испытывать потребностей в софте и технологиях вне её - то вроде как (знакомые) говорят, что очень даже комфортно! От себя добавлю, что у Эпла действительно очень высокая плавность работы фирменного софта, высокая скорость запуска приложений (особенно ранее уже запущенных с восстановлением последнего состояния), и на планшетах, очень высокая автономность. В остальном конкуренты того же ценового сегмента уже как минимум на голову их превосходят!


      1. BARSRAB
        19.09.2023 11:31

        Ну, принято ещё считать, что Эппл ещё выезжает за счёт очень хорошей софтверной начинки

        Да, когда-то у них реально была очень вылизанная ОС, но это тоже в прошлом.

        Ну, принято ещё считать, что Эппл ещё выезжает за счёт очень хорошей софтверной начинки

        Ну т.е. делать и пользоваться ровно тем, что за тебя придумали маркетологи и ни шагу в сторону.

        От себя добавлю, что у Эпла действительно очень высокая плавность работы фирменного софта, высокая скорость запуска приложений

        Ну не знаю, ведроид уже давно стал плавным и быстрым. Единственное, что у эпла реально лучше работает - клавиатура.

        В остальном конкуренты того же ценового сегмента уже как минимум на голову их превосходят!

        Да, причем по началу айфон был реально крут. Мало кто на заре ведроида мог похвастаться такой же скоростью и плавностью работы, хотя скорее даже вообще никто. Та же четверка была вполне себе приятным аппаратом. Там и материалы корпуса, и в руке он лежал вот прям удобно. А вот начиная с 5 их как подменили, элементарно кнопка Home (или как она у них там зовется) начала нажиматься с каким-то диким, китайским хрустом. А дальше эппл, как и все, ушел в сторону лопатофонов и последняя фишка в виде компактных размеров тоже пропала.