«А вы вцепились в якорь»: что делать с неэффективными сотрудниками, и нужно ли их увольнять?
Сотрудник не хочет работать. Ему лень и всё: пришёл к 9, всех поприветствовал, с важным видом выслушал насущные новости, а потом сел за компьютер и тупо забил. В итоге, сделал кое-как, пообещал всё исправить завтра и свалил в 5 вечера.
Узнали, согласны?
Ещё ситуация. Подчинённый, вроде бы, готов трудиться: сидит весь день, копается, вникает, но недоволен абсолютно ВСЕМ. Это он так не привык, то так не умеет, да и вообще, здесь бы поменять стратегию, а там всё переиграть по-новому. Ноет, проще говоря.
Вот и как быть с теми, кто отказывается следовать курсу Вашей компании, и когда их можно, наконец, уволить? Именно об этом сейчас и поговорим.
Привет, Хабр!
На связи вновь я, Павел Анисимов — совладелец нескольких ИТ-компаний, основатель сервиса «КупецCRM», бизнес-трекер и автор Telegram-канала «Бизнес Айболит». Желаю приятного чтения!
— Вы заплатите за свою дерзость!
— «Дерзость»? Мы — пираты. Мы даже не знаем, что это значит.
Звёздные войны: Войны клонов ©
Вообще, коллектив практически любой компании подобен экипажу пиратского корабля. Проведя не один год в роли капитана Джека Воробья и пообщавшись с десятками и сотнями пиратов, могу с уверенностью заявить, что всегда есть ровно 2 пути:
Первый: «Я капитан на этом судне — вот меня и будешь слушаться!»
Это грубый, отнюдь не дипломатичный и слегка устаревший подход, но иногда стоит прибегнуть и к нему. Бывают ситуации, когда часы недовольных моряков показывают «без 5 минут бунт», и тогда остаётся лишь «зачистка авторитетом».
Второй: «Хотя последнее слово за мной, всё же мы в одной лодке».
Данный вариант предполагает гибкость. Можно вынести на обсуждение какой-то спорный вопрос, выслушать мнение всех недовольных членов экипажа и отработать их возражения. Также, здесь остаётся пространство для полезных манёвров: Вы доверяете экспертному мнению Ваших специалистов и завершаете дискуссию принятием такого решения, которое принесёт пользу всей команде и самому кораблю. Учтите, что правила и договорённости должны быть ясны и понятны всем участникам обсуждения.
Ладно, а что делать, если конфликт не удаётся разрешить ни тем, ни другим путём? Бывает, что пытаешься и так и этак, а пара сотрудников не хочет работать, и всё — хоть ты тресни!
Ответить прямо — было бы слишком просто (и недостойно настоящего пирата!), а посему — небольшая история, прочтя которую, Вы всё поймёте. К слову, у себя на канале я часто публикую поучительные истории как из собственного опыта, так и вымышленные. Если Вы хотите получать экстракт всех моих управленческих знаний, накопленных за долгие годы работы, в виде ёмких и интересных постов, то обязательно заглядывайте.
«У вас есть паруса, а вы вцепились в якорь» © Конфуций
Пиратская шхуна «Касатка» отчаливает с берегов Нассау куда-то далеко: капитан Роджерс, наконец, раздобыл треклятую карту острова сокровищ, собрал команду из 20 лучших парней, и все они отправились в путь.
В начале, всё идёт неплохо: ветер — попутный, подчинённые не хамят, и даже удалось взять два скромных судна на абордаж, поделить золотишко.
Но идиллия не может длиться вечно. Когда четверть пути остаётся позади, шхуна попадает в шторм.
Ох и тяжкая ночь выпадает на долю пиратов: один парус разорван, треснула мачта, а корабельного кока смыло волной — теперь он кормит не людей, а, должно быть, акул.
Впрочем, плыть всё равно можно, да и какие ещё варианты? Капитан отдаёт приказ зашить дырявый парус, смазать мачту смолой и велит всем матросам готовить похлёбку по очереди. Большинство членов команды принимают новые правила игры и следуют им: в конце концов, они прекрасно понимают, ЗАЧЕМ им плыть дальше, КАК ВАЖНА миссия экипажа, и ЧТО за награда ждёт каждого в конце пути.
Однако, матрос Митчелл и юнга Фрэнк недовольны происходящим: первый уж слишком устал драить палубу и всячески отлынивает от внезапно свалившейся на него готовки, а второй совсем разочаровался в пиратском быте, пережив недавний шторм.
Зреет недовольство.
Однажды ночью, Фрэнк бросает в воду якорь на пару часов. Он знает, что неподалёку есть портовый город и надеется, что утром капитан решит туда причалить: мол, мало проплыли как-то за ночь — видать, неполадка, давайте остановимся. А там юнга и сбежит под шумок.
Вот только Роджерс всё видел: ему не спалось, и он как раз вышел покурить. Подойдя к юнге и жёстко, но спокойно велев тому сиюминутно поднять якорь, капитан берёт с мальчишки слово, что больше тот чудить не будет:
— Я здесь капитан, а все остальные выполняют мои приказы. Ты — не исключение, так что давай без глупостей.
Вечером следующего дня, после изнуряющей, но победной перестрелки с военным кораблём, весь экипаж отправляется отужинать, в том числе, и Роджерс. А котелка с едой всё нет и нет…
Отправив квартирмейстера и боцмана на кухню узнать, в чём дело, капитан вдруг вспоминает, что весь день не видел Митчелла, который сегодня вместо повара: тот не участвовал в сражении, не мелькал на верхней палубе, да и внизу замечен не был. Причина выясняется сама собой каких-то пару мгновений спустя: боцман с квартирмейстером возвращаются с кухни, волоча на плечах обессиленное тело Митчелла — тот явно пьян, что-то несвязно бормочет и смердит перегаром.
— Эй, Роджерс, — что есть сил пытается связно говорить матрос, — Знаешь, что? А иди-ка ты к чёрту со своей готовкой, приказами и всей этой пиратской мишурой! Достало!
— Если все расслабятся и будут хандрить, как ты, то кто же будет нас кормить? Отставить нытьё! Будем и дальше варить похлёбку по очереди, — резюмирует капитан и вновь проявляет милосердие, отправив Митчелла проспаться до утра. Сам же командир демонстративно идёт готовить ужин: пусть остальные видят, что капитан не боится простой мужицкой работы.
Но знаете, в чём проблема? В нашей истории ни Митчелл, ни Фрэнк не исправятся. Конечно, бывает и такое, что плохо работающие сотрудники извлекают уроки из своих ошибок, берутся за ум и встают на путь истинный. Но случается и как у нас: юнга снова пытается устроить диверсию, чтобы причалить к берегу и сбежать, а матрос окончательно уходит в запой, теряя связь с реальностью и не желая слушать приказы капитана.
Роджерс вдруг осознаёт: давая недовольным пиратам-сотрудникам шансы раз за разом, он попросту тормозит «Касатку» на пути к несметным богатствам, о которых, кстати, мечтают все, кроме Митчелла и Фрэнка. Сначала капитан не хотел «рубить с плеча» и избавляться от бунтарей, но сколько, чёрт побери, можно это терпеть? Ну, исчезнут эти двое, и что? Возьмём ещё двоих в ближайшем порту. Только новая пара ребят попросится сама и станет для «Касатки» «новым парусом», а нынешняя парочка — отныне лишь тормозящие всех «якоря».
Не желая больше церемониться с предателями, капитан велит квартирмейстеру организовать им «прогулку по доске». Митчелл и Фрэнк сначала долго умоляют о пощаде, а уже падая за борт, осыпают Роджерса отборной бранью. Впрочем, ему всё равно: уж слишком греет душу вид приближающихся к бунтарям акул…
С пиратами разобрались. А как уволить сотрудника в 2023 году?
Схема та же, что и в истории выше: если сотрудник не справляется с задачей впервые — поговорите с ним с глазу на глаз. Спокойно, но доходчиво вложите в его голову понимание того, что так работать НЕЛЬЗЯ.
Если спустя некоторое время подчинённый по-прежнему не работает, как надо, то отпускайте бунтаря без сожалений. Не стоит мучать ни себя, ни человека: пусть он будет счастлив где-то ещё, а Вы можете начать искать ему замену.
Во всём этом есть один неочевидный светлый момент: когда другие члены команды спросят (а они обязательно спросят), за что же, мол, уволили Фрэнка и Митчелла, постарайтесь максимально чётко и во всех подробностях рассказать им об этом. Держу пари, никто из оставшихся сотрудников не захочет повторять ошибки предыдущих бунтарей и быть отправленным к акулам.
Спасибо, что дочитали до конца! Поставьте мне лайк, пусть мои хейтеры удивятся)
p.s. Для того, чтобы уволить якоря, нужно научиться нанимать звезд себе в команду. Как это делать я писал ранее. Без умения нанимать увольнять не советую.
p.p.s. В комментариях буду рад прочесть Ваши истории о том, что Вы делаете с подчинёнными, которые с Вами не заодно. Расскажите, как Вам удаётся выявлять предателей? Часто ли даёте им второй шанс? Многих ли уволили?
Комментарии (14)
quarus
26.09.2023 08:04+7Описанная ситуация имеет место быть, но такого работника видно с самого начала (для этого и существует испытательный срок).
По моему опыту, если нормальный сотрудник начинает так себя вести, значит руководитель не в состоянии ему дать обещанного или ожидаемого (и это зачастую не деньги).
В таких случаях честному руководителю лучше уйти... но если вы собственник - вложенные деньги и внешние обязательства вам не позволят этого сделать.
Поэтому, сказка про капитана, который типа вместе со всеми (да, и сокровища ждут только его) очень удобна для руководителя, который не в состоянии предложить работнику ничего, кроме постоянных изменений, не несущих положительных изменений сотруднику, и обещаний в будущем (сразу приходит на ум образ осла с морковкой)... разве вы предложили ему долю в компании, чтобы говорить, что "мы в одной лодке"?
И конечно, в этом случае надо расставаться.
bondeg
26.09.2023 08:04+2Иногда нужна просто встряска, чтобы человек собрался. Могут быть личные проблемы, ещё что-то. Нельзя всегда выдавать стабильно максимум производительности.
a-tk
26.09.2023 08:04-1Если сотрудник понимает, что столкнулся с временными внешними проблемами, то было бы неплохо, чтобы он поставил в известность заинтересованного руководителя. В зависимости от ситуации встряска может привести как к позитивному, так и негативному исходу, и надо понимать уместность. Иногда уместнее отправить человека на недельку-другую в отпуск, а не встряску ему делать.
DrZliden
26.09.2023 08:04+8— Если все расслабятся и будут хандрить, как ты, то кто же будет нас кормить? Отставить нытьё!
Может в конце концов нанять кока, а не выносить команде мозги не свойственными ей обязанностями, а потом удивляться чего бунт назревает?
Сам же командир демонстративно идёт готовить ужин: пусть остальные видят, что капитан не боится простой мужицкой работы.
Точно ли капитан который не умеет грамотно решать проблемы(нанять кока) достоин носить звание капитана?
PS. Самое смешное что я знаю таких капитанов, друг рассказывал у них уборщица заболела, и директор предложил пока она болеет всем убирать офис. На мой вопрос почему бы ему не нанять подменную, он сказал что директор тоже убирает вместе со всеми. И это блин не рога и копыта были, а достаточно крупная организация. Меня бы оттуда отправили по доске в море потому, что нафиг оно мне не упиралось офис убирать, потому что капитан безграмотный жлоб.
a-tk
26.09.2023 08:04+2А ещё часто идёт ещё и апелляция к команде-семье, ведь дома тоже все делают уборку сообща.
PavelAnisimov Автор
26.09.2023 08:04Иногда совместная работа полезна, но не в вашем примере. В вашем примере какой-то самодур. Он не решает проблему, а придумывает костыли, которые генерят недовольство всей команды)
Согласен с вами по всем пунктам)
trabl
26.09.2023 08:04+4Ну и, как уволить то? Тема так и не раскрыта. Есть же как минимум несколько вариантов, и один из них отказ писать заявление по собственному желанию, что дальше?
PavelAnisimov Автор
26.09.2023 08:04-1Договариваться, ведь обоим сторонам некомфортно находится в этой ситуации. Подчеркивать, что результат работы не ценный. Т.е. делать все наоборот относительно мотивации. Давать обратную связь, объяснять. И либо все наладится, ну а в крайнем случае нет. Ведь, если упираются, значит хотят тут быть, это тоже мотивация для изменения поведения.
propell-ant
Вот те раз, вся тусовка ждала рецепта "как уволить", а в итоге нерадивый сотрудник сам должен страстно желать увольнения.
PavelAnisimov Автор
Прошу прощения за завышенные ожидания.
напишу тут:
Поговорить и дать обратную связь.
При повторении. Объяснить что не нравится. Предупредить, что при повторении будем расставаться.
При повторении. Объяснить что не нравится. Предложить начать искать другую работу и начать искать замену.
При повторении. Объяснить что не нравится. Подписать договор по соглашению с выплатой нескольких окладов.
a-tk
установить правила для всех, обозначить границы неприемлемого
PavelAnisimov Автор
поддерживаю)