Привет, Хабр! На связи снова я — Павел Анисимов — совладелец нескольких ИТ-компаний, основатель сервиса Закупец, бизнес-трекер и основатель телеграм канала "Бизнес Айболит".

Сегодня решил написать о такой спорной и неоднозначной вещи, как «портрет идеального сотрудника». Какими качествами он обладает, какие задачи решает, и существует ли он вообще? Давайте разбираться.

Идеальный подчиненный
Идеальный подчиненный

«Ты  пол-меня, я  пол-тебя, но мы не целое». Пример из личной практики.

Когда-то давно у меня было двое подчинённых, которые работали в разные периоды моего руководства коллективом. Реальных имён называть не хочу, но пускай один будет Семёном, а второй — Артуром. Оба айтишники, 25+ лет, трудились на благо фирмы и выполняли схожие задачи. В графе «личные качества» своих резюме написали о себе стандартные пункты: стрессоустойчивость, коммуникабельность, соблюдение сроков и т.д.

Семён – парень очень ответственный: всегда на связи ровно в 9 утра, чётко знает список задач, свято чтит дедлайн, общительный и трудолюбивый. В рабочем чате был душой компании. Казалось бы, вот он — идеальный подчинённый, если бы не одно «но»: Семён был совершенно не самостоятельным. Поймите меня верно: здорово, когда среди качеств хорошего работника есть отсутствие страха спросить что-то лишний раз. Но когда сотрудник отработал уже год, прошёл огонь да воду и всё равно по 10 раз на дню уточняет одни и те же вещи — это, как минимум, странно. О проявлении инициативы в решении проблем не было и речи, поскольку любой спорный момент и любая трудность полностью останавливали прогресс в рабочем процессе Семёна, пока старший специалист не направлял его на верный путь.

Артур – совсем другой. Если бы в нашем тогдашнем коллективе была премия «лучший сотрудник месяца», он бы вряд ли на неё претендовал. Или претендовал бы? Будучи любителем проспать важные совещания в Zoom’е и доделывать проекты «на коленке» в самый последний момент, Артур совершенно точно не был эталоном пунктуальности. Нельзя было назвать его и коммуникабельным: «добрый день», «до завтра», «ЗП пришлёте в срок?» — вот и весь его речевой starter pack. Но при этом, он был очень сообразительным парнем, никогда не пасовал перед неожиданными трудностями, любил сам докапываться до сути проблем, анализировать свои ошибки и хорошо понимал, что результат — важнее всего. Начальник отдела особенно любил взваливать на Артура задачи без горящих дедлайнов, потому что все знали: пускай этот человек и не умеет рассчитывать время, но зато точно сделает работу идеально.

А теперь — загадка.

Кто же из этих двоих был идеальным подчинённым лично для меня? 

 Серьёзно, возьмите таймаут, перестаньте читать этот лонгрид и дайте себе 30 секунд на размышление. Пока размышляете, можете заглянуть в мой телеграм канал "Бизнес Айболит"— там я тоже публикую интересные статьи об управлении коллективом и о бизнесе, но не в формате лонгридов, а, так сказать, экстракт, «самый сок». С Вас — подписка и пара минут на чтение 2-3 раза в неделю, с меня — бесценная выжимка долгих лет управленческого опыта бесплатно и простым языком. Так незаметно для себя через пол-года вы станете крутым руководителем ведь у вас будет и мой опыт, и свой, а значит больше, чем у меня)

Готовы узнать ответ? Впрочем, самые внимательные читатели уже, наверняка, всё поняли сами: ни Семёна, ни Артура я не могу назвать эталоном хорошего подчинённого. Но в то же время, каждый из этих двух молодых людей обладал одним из двух качеств идеального сотрудника, которые я считаю ключевыми: способность подчинять себе время и «охотничье чутьё». Я твёрдо убеждён, что если эти две сверхсилы вложить в одного человека, то получится тот самый Супермен, которого хочется и одобрительно похлопать по плечу и порадовать премией. 

«Если ты хочешь перемену в будущем — стань этой переменой в настоящем». © Махатма Ганди

Итак, первое, чем, в моём понимании, должен обладать идеальный подчинённый — это умение адекватно рассчитывать скорость своей работы. Это не то что бы профессиональное качество хорошего сотрудника, а скорее soft skill, выражаясь современным языком. 

Нет ресурса ценнее, чем время, особенно в бизнесе. Рассудите сами: чем точнее подчинённый укладывается в рамки заранее оговорённых сроков, тем больше времени у Вас с ним остаётся на условную «полировку» проекта, работу над ошибками и прочие манёвры. Не забывайте, что Мёрфи всегда наносит удар в самое неподходящее время! К слову, «Законы Мёрфи» — замечательная книга, настоятельно рекомендую почитать.

Хорошим дополнением к такому качеству является привычка работника своевременно уведомлять Вас об удачах и проблемах, возникающих на его пути — так контроль за выполнением задач идеального сотрудника сводится к минимуму и появляется возможность поставить работу «на поток»: дал задание — подчинённый всё сделал в срок — отчитался о проделанной работе — обсудили тонкости и далее по кругу. Если у него проблема он своевременно просит о помощи.

Впрочем, если сотрудник советуется с Вами уж слишком часто и по любому пустяку — это уже не очень здорово и может говорить о том, что он не уверен в собственных силах. Вспоминаем историю Семёна из абзаца выше. Среди качеств хорошего подчинённого должно быть и то самое, которое можно поставить в противовес тяге к тому, чтобы искать совета…

«Собственные открытия лучше всего превращают мальчика в мужчину». © х/ф «Дэнни Цепной Пёс»

Полагаю, нужно объяснить, почему второе ключевое качество я называю «охотничьим чутьём». 

Обратимся к аллегории. Предположим, Вы, как руководитель — охотник, а Ваш подчинённый — охотничья собака. Кто-то скажет, мол, слишком грубое сравнение, но поверьте, я не вкладываю сюда никакой обидный подтекст. Собака — лучший друг человека, в конце концов. Так вот: пришли Вы на охоту, подстрелили дичь, она упала где-то в паре сотен метров от места выстрела, и Вы даёте идеальному сотруднику задачу: «Вперёд, тащи её сюда!». На дворе — ночь, кругом — сплошные заросли, но он бесстрашно мчится за добычей, продираясь через кусты, вглядываясь в темноту вокруг и всеми силами пытаясь не потерять след. Будет непросто, но каждый такой забег — это новый опыт и возможность глубже понять процесс работы и её особенности. Если сотрудник и правда идеальный, то он найдёт добычу и послушно принесёт её к Вашим ногам.

Охотник и собака
Охотник и собака

Так что, умение решать проблемы самостоятельно и учиться на своих ошибках — это крайне важное качество для идеального подчинённого. Понятное дело, что в случае какой-то совсем уж неразрешимой проблемы, лучше спросить совета у опытного наставника, но как же здорово, когда сотрудник извлекает уроки из каждой сложной ситуации и потом не дёргает по пустякам. Опять же, в таком случае Вы можете поставить большую часть работы «на поток» и минимально участвовать в решении рутинных задач, но об этом — как-нибудь в другой раз. 

Секрет Супермена. Где искать своего Кларка Кента?

Если просуммировать всё вышесказанное, то идеальный сотрудник — это тот самый человек, который не будет тянуть до последнего и уложится с работой чётко в срок, а лучше даже раньше, чтобы Вы успели подготовить и презентовать его труды уже Вашему боссу или напрямую клиенту. При этом, такой подчинённый умеет брать на себя ответственность, извлекает ценный опыт из каждой сложной задачи и по возможности решает все проблемы сам. А если уж совсем никак — то обращается за помощью. Вы в это время можете спокойно пить коктейль где-нибудь на Бали и легонько направлять своего Супермена через переписку в мессенджере. 

Вы в праве меня спросить: «Павел, а где же нам искать этих идеальных сотрудников? Что делать, если у нас уже сформирован штат, более-менее дружный и сработавшийся коллектив, но пара человек иногда косячит? Всех уволить, всё порушить и начать с нуля?».

Конечно же нет. По крайней мере, не сразу. Попробуйте сначала провести искреннюю беседу с каждым из провинившихся сотрудников по отдельности, ведь честность в отношениях — залог успеха. В любых, не только в рабочих. О том как проводить корректирующую беседу с подчиненным у меня будет отдельная статья тут и в телеграм боте.

Скажите несамостоятельному подчинённому, что пока он ждёт подсказок и наводок по каждому пустяку, эффективность его работы сильно снижается, а значит, и денег Вы с ним зарабатываете меньше. Намекните, что, вообще-то, босс в него очень даже верит и видит в нём большой потенциал — пусть будет чуть смелее и инициативнее. С вечно опаздывающим работником всё ещё проще: если он публично демонстрирует свою непунктуальность, то это плохой пример для коллектива — так ему и передайте. Скажите, что большую часть времени никто из коллег его не видит и не слышит, а вдобавок к хорошим результатам неплохо бы и самому обозначаться — так он будет на виду у начальства и, возможно, даже в очереди на повышение.

Если сотрудники уж совсем никак Вас не слышат и продолжают подводить, тут остаётся лишь одно — расстаться тихо и мирно. Придётся, конечно, срочно заполнить образовавшуюся в компании пустоту кем-то другим, но такова жизнь: чтобы достать жемчужину, надо сначала расковырять много-много ракушек… Моя предыдущая статья на Хабре я как раз была посвящена моей системе быстрого найма. Если хотите уметь находить жемчужины чуть быстрее — обязательно читайте.

Заключение

Спасибо, что дочитали до конца! Надеюсь, что статья была полезной: возможно, прочитавший её руководитель сможет по-новому взглянуть на своих подчинённых, а дошедший до этой строки сотрудник яснее поймёт, как впечатлить работодателя или найти себе звезду в команду.

Кстати, это не одна статья по управлению, а целый цикл статей, длиною в год, поэтому, если статья понравилась, а иначе зачем вы ее дочитали до конца? То подписывайтесь на меня на Хабре или в телеграм канале "Бизнес Айболит", чтобы не пропустить следующую серию нашего сериала про то как управлять эффективнее.

Как и писал выше — я всегда открыт к общению и обратной связи. В комментариях хотел бы попросить Вас поделиться интересными историями о Ваших подчинённых: если приходит на ум какая-то комичная, неординарная ситуация, да и если просто «накипело» — welcome в комменты, мне будет очень интересно почитать. Также, хотелось бы узнать, согласны ли Вы с моим портретом идеального сотрудника? Есть ли такие люди в Вашей команде, или, быть может, Вы сами и есть такой подчинённый? Обязательно пишите своё мнение — подискутируем. Отвечу на все комментарии)

Комментарии (15)


  1. slavanikolsky
    04.09.2023 09:31
    +3

    Идеальных людей нет, а тем более сотрудников. У каждого из нас есть свои «тараканы») Выскажу свою точку зрения о сотруднике. Нужен не идеальный сотрудник, а попутчик, человек с которым вам по пути и он понимает, что дорогу осилит идущий.


    1. PavelAnisimov Автор
      04.09.2023 09:31

      полностью согласен!


  1. Batalmv
    04.09.2023 09:31
    +2

    Пока будешь искать идеального сотрудника, все сроки пройдут

    Надо делать с теми, кто есть сейчас


    1. PavelAnisimov Автор
      04.09.2023 09:31

      Да, согласен. Но если кто-то не устраивает, нужно в фоне искать замену. Иначе есть риск, что вся команда со временем станет пассажирами, а не попутчиками


  1. mikko_kukkanen
    04.09.2023 09:31
    -2

    Исходя из своего опыта работы с людьми, идеальный сотрудник - тот, кого мотивируют деньги.


    1. PavelAnisimov Автор
      04.09.2023 09:31
      +1

      Дальше не обижайтесь, пожалуйста. Представьте, что вам вашу зарплату будут каждый раз приносить и складывать на дно мусорного бака. И тут выяснится, что кроме зарплаты еще и то как тебе ее приносят имеет значение. Пример вычурный, прошу прощения еще раз это.

      Поэтому, первое: нужно достойно платить. Второе: уважать и создавать хорошие условия своему сотруднику.

      Согласны?


      1. mikko_kukkanen
        04.09.2023 09:31
        -1

        Конечно, согласен. Уважение и хорошие условия - обязательно. Просто в какой-то момент сотрудники начинают считать, что денег больше им не нужно и начинают откровенно халтурить.


        1. PavelAnisimov Автор
          04.09.2023 09:31
          +1

          Значит они не понимают зачем они эту задачу делают или не знают про договор: что руководитель заботится, а подчиненные стараются)


          1. mikko_kukkanen
            04.09.2023 09:31
            -2

            Все все прекрасно понимают. У меня была чисто торговая тема, там все прозрачно. Сотрудник должен быть полу-голодным. Похоже, в IT это вовсе невозможно.


  1. slytimer
    04.09.2023 09:31
    +2

    Идеальных сотрудников не бывает. Бывают сбалансированные и продуктивные команды. Не пытайтесь найти идеальных сотрудников. Собирайте из имеющихся у вас и на рынке людей работающие и неконфликтные сборки.


    1. PavelAnisimov Автор
      04.09.2023 09:31

      согласен 100%


  1. leozack
    04.09.2023 09:31
    +1

    Никаких "руководителей" быть вовсе не должно - каждый в команде выполняет свою часть задач. Менеджер - планирование, коммуникации между сотрудниками и с клиентами, разработчик делает софт, тестировщик обеспечивает качество. Вопрос про идеального сотрудника эквивалент вопроса идеального раба у древнегреческих философов. Почему история про собаку и охотника идиотская? Просто у вас нет критерия, что является неразрешимой задачей (охотник сказал собаке достать Луну), и я уж молчу, что вообще-то идеальный сотрудник - это не тот, кто сделает вашу задачу качественно (даже про срок нет разговора, значит второй ваш пример про Артура и есть ответ на проблему статьи). Это человек, а не машина (возвращаемся к аллегории раба). Надеюсь никогда не буду с вами работать)


    1. PavelAnisimov Автор
      04.09.2023 09:31

      Подскажите, а лидер в команде должен быть?


      1. leozack
        04.09.2023 09:31

        Лидер должен быть у племени. В разработке ПО должны быть финансовые ресурсы, специалисты, окружение и техника. Когда лидеров нет, есть продуктивность и каждый делает свою работу.


        1. PavelAnisimov Автор
          04.09.2023 09:31

          А должность TeamLead - она зачем?