Мы часто разделяем искусство и науку, называя их противоположностями. Однако, несмотря на ряд очевидных отличий, многие аспекты нашей цивилизации связаны друг с другом. Живопись — это не только мастерство художника, уникальность стиля, глубинный смысл, сокрытый в каждом мазке. Живопись — это одно из самых красивых рукотворных появлений многих законов, изучаемых и описываемых точными науками. Любуясь картиной, человек может не только получать эстетическое удовольствие, но и задуматься о том, какие процессы, неподвластные руке живописца, участвовали в ее создании. Группа ученых из Американского химического общества (Вашингтон, США) провели любопытное исследование, в ходе которого наблюдали за процессом высыхания капель краски. Одни капли при высыхании становились гомогенными, другие же напоминали «яичницу». Какие факторы влияют на конечный результат высыхания краски, и как полученные знания можно применить на практике? Ответы на эти вопросы мы найдем в докладе ученых.

Основа исследования


Испарение коллоидных капель на твердых поверхностях и возникающие в результате закономерности изучаются уже более двух десятилетий с возрастающим интересом как с точки зрения расширения знаний, так и с точки зрения потенциальных практических применений. Многие исследованные системы сталкиваются с вездесущим эффектом накопления частиц на кромке капли, где они образуют кольцеобразный осадок (так называемый «эффект кофейного кольца»), что может поставить под угрозу потенциальное применение. Механизм, приводящий к такому неравномерному осаждению, был установлен в исследовании «Capillary flow as the cause of ring stains from dried liquid drops», авторы которого связывают образование колец с капиллярным потоком, который конвектирует взвешенные частицы к краю капли. Однако на этот поток могут сильно влиять многочисленные параметры (например, размер и форма взвешенных частиц, концентрация, температура и смачиваемость подложки и т. д.), которые обычно изменяют окончательное осаждение взвешенных частиц.

Действительно, многочисленные факторы создают градиенты поверхностного натяжения в испаряющейся капле, которые вызывают поток Марангони* от края к вершине капли. В общем, этот поток частично или полностью подавляет выходящие потоки и тем самым обеспечивает рециркуляцию частиц.
Эффект Марангони* — явление переноса вещества вдоль границы раздела двух сред, возникающее вследствие наличия градиента поверхностного натяжения.
Следует различать два вклада: поток Марангони растворенного вещества, вызванный градиентами концентрации вдоль границы раздела газ-жидкость; тепловой поток Марангони, вызванный градиентом температуры вдоль границы раздела газ-жидкость. По этому поводу в различных исследованиях указывалось на существенные изменения в конечном осаждении коллоидных капель, испаряющихся на нагретых подложках, из-за усиления теплового течения Марангони на горячих поверхностях.

Однако значительная часть таких исследований связана с модельными системами, в которых физические, химические и геометрические свойства суспензии обычно хорошо контролируются. На самом деле ситуация значительно сложнее в случае испарения многокомпонентных капель (например, крови, биологических жидкостей, красочных суспензий и т.п.), когда физико-химические свойства коллоидной суспензии иногда не полностью установлены или вообще неизвестны. Неравномерное распределение различных компонентов приводит к возникновению градиента поверхностного натяжения, который обычно изменяет динамику высыхания. Более того, испарение сложных жидкостей может вызвать изменения реологических свойств суспензии, такие как переход золь-гель, которые влияют на испарительные потоки и, следовательно, на форму конечной структуры.

В области нанесения суспензии краски получение однородного покрытия (без нежелательных узоров, мелких трещин и т. д.) может столкнуться со многими трудностями. Большое количество задействованных параметров (таких как многокомпонентность капельной суспензии, их физико-химические и механические свойства) в целом плохо изучены. Как отмечают ученые, улучшение контроля и понимание механизмов, регулирующих процесс высыхания красочных суспензий и их реологических свойств, представляют несомненный интерес.

В рассматриваемом нами сегодня труде ученые экспериментально изучили высыхание капли из суспензии краски и морфологию образующихся узоров. Было отдельно исследовано влияние двух параметров: концентрации суспензии и температуры подложки в диапазоне от 30 до 80 °C. Чтобы определить основные механизмы, отвечающие за окончательный рисунок в таких сложных системах, ученые использовали видеозапись высыхающих капель сверху и сбоку, реологические характеристики суспензии краски и SEM-анализ конечных отложений.

Результаты исследования



Изображение №1

Капля суспензии краски, нанесенная на стеклянную (гидрофильную) поверхность, растекается почти мгновенно, пока не достигнет начальной области смачивания, ограниченной четко определенным радиусом контакта Rc и углом контакта θ. Временная эволюция этих двух параметров на подложке, поддерживаемой при 30 ° C, показана на графиках выше для двух разных концентраций. Становится очевидно, что процесс испарения контролируется динамикой угла смачивания. На графиках выше можно выделить два этапа: режим подвижной линии соприкосновения (MCR от moving contact line regime) и режим постоянной линии соприкосновения (CCR от constant contact line regime).

Первый из них соответствует растеканию капли, которое заканчивается, когда радиус контакта достигает максимального значения, а угол контакта достигает критического значения, что в экспериментах соответствует углу θ = 21 ± 2°. Далее следует второй режим (CCR), характеризующийся квазипостоянным контактным радиусом и сильным уменьшением контактного угла в результате процесса испарения. В этом случае капля испаряется с постоянной площадью контакта. Такое поведение обусловлено взаимодействием компонентов, присутствующих в составе краски, и основы. Пигменты здесь действуют как точки крепления на поверхности стекла, препятствуя продвижению линии контакта. Кроме того, увеличение концентрации суспензии приводит к уменьшению времени растекания, ускоряя закрепление линии контакта, при этом динамика падения и величина угла смачивания остаются неизменными.


Изображение №2

Выше представлены рисунки (паттерны), полученные после полного испарения сидячих капель. Форма конечного осадка зависит как от концентрации суспензии, так и от температуры подложки. Чтобы исследовать влияние концентрации на окончательную форму осаждения, на 2a показаны виды сверху рисунков на подложках при 30 °C вместе с профилем высоты, измеренным механическим профилометром (2b).

Из этого анализа видно, что при более низких концентрациях (φ ≤ 3.1%) большая часть пигментов накапливается в узкой области в центре капли, образуя четко выраженное пятно. По данным профильных измерений, на кромке капли остается лишь чрезвычайно тонкий кольцеобразный остаток частиц. Как размер пятна, так и ширина кольца увеличиваются с концентрацией. При φ = 8.3% окончательный осадок состоит из более крупного центрального пятна, в котором распределение пигментов менее равномерно, и относительно широкого периферического кольца. При наибольшей концентрации (16.7%) такая конфигурация развивается в сторону квазиоднородного рисунка, характеризующегося одним увеличенным пятном, высота которого локально варьируется от 8 мкм (по краю) до 19 мкм (в центральной зоне).


Изображение №3

Чтобы более точно изобразить структуру различных элементов, составляющих окончательные отложения, ученые провели наблюдения с помощью SEM (сканирующий электронный микроскоп) при большом увеличении (снимки выше). Как видно, двигаясь от центра к краю капли, можно идентифицировать четыре области. Центральная область (1), богатая пигментами, покрытая акриловой краской. Эта область последовательно окружена двумя другими зонами, где концентрация пигментов радиально уменьшается (2 и 3). Наконец, на краю капли наблюдается относительно широкое кольцо, возникающее в результате адсорбции пигментов на твердой поверхности (4).

Для определения размеров таких элементов было измерено около 30 объектов, причем их размеры обнаружены в широком интервале от 0.5 до 7 мкм. Их форма в значительной степени неправильная и анизотропная. Они встречаются изолированно или образуют небольшие массивы размером в несколько десятков микрометров. Таким образом, такие геометрические характеристики могут способствовать морфологии рисунка, наблюдаемой при низких концентрациях, когда образование колец оказывается сильно ослабленным.

Еще одна поразительная особенность, представленная на изображении №2, связана с влиянием температуры подложки на получаемые рисунки. Как видно, при Т = 50 °С на окончательную форму осаждения пигмента нагрев подложек мало влияет по сравнению со случаем при Т = 30 °С. Наблюдается лишь незначительное увеличение размеров центрального пятна. Иная ситуация для капель с низкой концентрацией краски при Т = 80 °С. В этом случае пигменты появляются в виде сочетания большой центральной площади и увеличенного кольца на периферии капли, что существенно отличается от результатов, полученных на ненагретых поверхностях.


Изображение №4

Для самых высоких концентраций (ф = 16.7%) более слабая пространственная подвижность пигментов, связанная с ускоренным испарением, делает их распределение более однородным. Влияние температуры подложки на диаметр центрального пятна DCS и диаметр конечной высушенной капли DDD, образовавшейся в результате осаждения пигмента, показано на 4a. Тут видно, что центральное пятно увеличивается с повышением температуры, тогда как внешний диаметр уменьшается гораздо медленнее. На графике зависимости диаметра центрального пятна, нормализованного по размеру высушенной капли, в зависимости от температуры, показанном на 4b, наблюдается линейное поведение, свидетельствующее о непрерывном росте этого центрального пятна с температурой. Подобную эволюцию можно понять, если учесть, что внешний диаметр фиксируется закреплением кромки капли, происходящим в самом начале процесса испарения.

Результаты экспериментов (2a) показывают, что увеличение температуры подложки или концентрации суспензии приводит к более однородному распределению пигментов в окончательных рисунках. Однако более детальный анализ показывает некоторые небольшие различия между закономерностями, полученными при высоких концентрациях и высоких температурах. Действительно, пигменты кажутся равномерно распределенными в одном большом диске при φ = 16.7% и Т = 30 °С, тогда как они обнаруживаются рассеянными в центральном пятне, окруженном относительно широким кольцом при φ = 2.5% и Т = 80 °С. Эта небольшая разница предполагает, что температура и концентрация не одинаково влияют на действующие механизмы.

Чтобы лучше понять кинетику испарения капель и образующихся в результате пигментных рисунков, ученые изучили два аспекта: первый касается механизмов испарения и организации пигмента внутри высохшей капли; второй касается реологических свойств красочных суспензий и золь-гель перехода при увеличении концентрации суспензии.

Начнем с исследования испарения, где ученые сосредоточились на различных потоках испарения, генерируемых внутри сидячей капли, и их вкладе в форму конечного отложения. Для этого важно учитывать основные особенности изучаемой системы. Во-первых, испарение капель происходит на нагретых подложках, что создает градиент температуры вдоль границы раздела жидкость-пар. Соответствующий градиент поверхностного натяжения вызывает внутренний тепловой поток Марангони из горячей области в холодную область (вершину капли). Во-вторых, исследуемые суспензии представляют собой смесь мелких пигментов и жидкостей. Пространственное скопление некоторых компонентов в капле создает градиент концентрации. Это приводит к градиенту поверхностного натяжения, который может вызвать внутренний поток Марангони растворенного вещества через границу раздела капель.

В экспериментах существование этого потока Марангони подтверждается измерениями поверхностного натяжения, выполненными на разбавленной суспензии краски. Эти измерения показывают, что компоненты краски обладают поверхностной активностью с поверхностным натяжением от 43.5 ± 1 до 26.5 ± 1 мН/м при объемной концентрации φ, варьирующейся от 0.5 до 10%.

Таким образом, тепловые потоки и потоки растворов Марангони направлены в противоположном направлении по отношению к объемному капиллярному потоку, что обеспечивает транспорт частиц к кромке капли. Чтобы более подробно понять влияние таких внутренних потоков на получаемые узоры, было проведено наблюдение за всем процессом в конфигурации вида сверху как при низких (30 °C), так и при высоких (80 °C) температурах подложки.


Изображение №5

На 5a показана типичная последовательность рисунков, на которой запечатлены различные этапы испарения капли суспензии краски (φ = 1.7%) на подложке при 30 °C. Можно выделить три последовательных этапа.

В первом линия контакта быстро закрепляется и остается в такой конфигурации на протяжении всего процесса сушки. Близко к краю развивается гелеобразная фаза, тогда как центральная область остается жидкой (видео №1).

Видео №1

На втором этапе (≥ 185 с при 30 °С) пигменты переносятся преимущественно входящим потоком в центральную область, что в экспериментах происходит со скоростью около 2.1 мкм/с. При этом гелеобразующая суспензия непрерывно движется внутрь, постепенно уменьшая досягаемость капиллярного потока и, следовательно, транспорт пигментов к краю.

На третьем этапе, соответствующем окончанию испарения (t ≥ 365 с), тонкая пленка жидкости втягивается и край капли полностью высыхает, что свидетельствует о появлении шероховатых узоров.

Затем фронт высыхания достаточно быстро (за несколько десятков секунд) проникает во всю каплю, задавая пространственное распределение пигментов, т. е. фиксируя морфологию рисунка. При 30 °C большое количество пигментов концентрируется в центре капли и наблюдается только тонкое периферийное кольцо, что приводит к конфигурации «яичница».

Влияние температуры подложки на кинетику и морфологию испарительной капли показано на 5b. В этом случае весь процесс сушки происходит всего за 38 секунд, что примерно на 1 порядок быстрее, чем при Т = 30 °С (видео №2).

Видео №2

При таком более быстром испарении значительно ускоряется распространение фронтов гелеобразования и высыхания, сильно подавляются внутренние потоки и достигается более однородная морфология отложений.

Анализ всего цикла испарения показывает, что рисунок высохших капель является результатом конкуренции трех явлений: испарительных потоков (капиллярных и Марангони), гелеобразования суспензии, замедляющего потоки, и окончательного высыхания капли, фиксирующего положение пигментов на подложку. При 30 °C в переносе частиц внутри капли преобладают потоки Марангони. Процессы гелеобразования и сушки отсрочены во времени. Лишь небольшая часть пигментов адсорбируется на подложке у края капли, тогда как большая часть пигментов концентрируется в центре. Напротив, окончательная конфигурация осадка, полученного при 80 °C, в основном контролируется быстрым гелеобразованием и высыханием капли, что снижает эффективность потоков и приводит к более однородной морфологии.

С помощью данных экспериментов ученым удалось выделить три различных механизма (входящие/выходящие потоки, гелеобразование суспензии краски и окончательное высыхание), определяющие морфологию окончательного формирования рисунка. Ученые также определили температуру подложек как ключевой параметр, который модулирует относительный вклад этих механизмов.

Вторым важным элементом исследования была реология краски. Для более детального исследования золь-гель перехода ученые провели реологические измерения красочных суспензий при различных объемных концентрациях и температурах. Проводилось два типа измерений: эксперименты с постоянной скоростью сдвига, которые позволяют исследовать поведение суспензии при утончении или утолщении при сдвиге, и колебательные деформации при постоянной частоте и деформации, которые дают информацию о вязкоупругих свойствах суспензии.

Эксперименты с постоянной скоростью сдвига проводились при 30 °C, а диапазон исследованных скоростей сдвига составлял от 10 до 300 в секунду, и для каждой скорости сдвига напряжение измерялось после 10 секунд потока. Измерения показали, что суспензии краски представляют собой разжижающие при сдвиге жидкости, особенно при высокой концентрации.


Изображение №6

Выше представлен график вязкости суспензии краски как функции объемной концентрации (φ). При переходе от φ = 0 к 100 % вязкость увеличивается более чем на 3 порядка.

Ученые отмечают, что вязкость коллоидной суспензии классически отображается как функция объемной доли твердого вещества φs и показывает расхождение при фракции застревания* φJ, обычно между 55 и 64% для монодисперсных и сферических частиц.
Застревание (Jamming)* — физический процесс, при котором вязкость некоторых мезоскопических материалов, таких как гранулированные материалы, стекла, пены, полимеры, эмульсии и другие сложные жидкости, увеличивается с увеличением плотности частиц.
В данном исследовании φ не является объемной долей твердых веществ, а φ = 100% соответствует случаю неразбавленной коммерческой краски. Это означает, что концентрация внутри испаряющейся капли может превышать концентрацию неразбавленной краски, т. е. φ = 100 %, особенно в конце испарения. Это также означает, что вязкость в испаряющейся капле может превышать 4.5 Па·с.


Изображение №7

Для каждой изученной концентрации также измерялись вязкоупругие свойства, характеризуемые модулем упругости G' и модулем вязкости G″, путем наложения деформации (1-10%) и частоты (1-10 Гц). При концентрациях ниже 10% модуль упругости не обнаруживался. Для более высоких концентраций вязкоупругое поведение измерялось при модулях упругости и вязкости, варьирующихся от 0.1 до 100 Па (график выше).

Вязкость и вязкоупругие модули сильно возрастали с увеличением объемной концентрации (более чем на 3 порядка при изменении концентрации от 0 до 100%). Такие расхождения хорошо описываются линейной зависимостью логарифма вязкости или модулей вязкоупругости от объемной концентрации. Дивергенция вязкости как функция, обратная расстоянию до точки застревания, наблюдаемая для неброуновской суспензии жестких частиц, в данном случае была недостаточно подтверждена. Такое сильное увеличение вязкости с увеличением концентрации краски дает важную информацию для понимания фиксации края капли и замедления потока внутри испаряющейся капли, где скапливается краска. Более того, точное знание зависимости вязкости от концентрации имеет решающее значение для количественного моделирования процесса высыхания капель.


Изображение №8

Для изучения влияния температуры на процесс испарения ученые измеряли временную эволюцию комплексного модуля |G*| = √ G'2 + G''2 суспензии краски с концентрацией φ = 81% при трех различных температурах: Т = 30, 50 и 80 °С. Как показано на графике выше, чем выше температура, тем круче увеличение комплексного модуля со временем.

Для количественной оценки этой температурной зависимости ученые произвольно выбирали время, за которое комплексный модуль был умножен в 10 раз по отношению к его начальному значению. В результате были отобраны следующие временные метки: 1250 с, 400 с и 39 с для температур Т = 30, 50 и 80 °С соответственно.

Это реологическое измерение показывает, что краска гелеобразуется в 3 раза быстрее при температуре от 30 до 50 °С и в 30 раз быстрее при температуре 30 до 80 °С. Прямое сравнение между реологическими измерениями и экспериментами с высыхающими каплями не очевидно, поскольку геометрические формы различны, как и соотношения поверхности и объема. Тем не менее порядки величин обоих экспериментов согласуются и указывают на то, что гелеобразование и высыхание капель краски происходят как минимум в 10 раз быстрее при 80 °C, чем при 30 °C.

Предыдущие результаты и анализ показывают, что структура высушенных капель является результатом взаимодействия трех механизмов (гелеобразование суспензии краски, входящие/выходящие потоки и окончательное высыхание) и их относительной кинетики в зависимости от концентрации и температуры. Чтобы понять этот процесс испарения, ученые рассмотрели влияние концентрации и температуры на каждый механизм отдельно.

Что касается гелеобразования суспензии краски, то реологические измерения выявили сильное увеличение вязкости и вязкоупругих модулей с концентрацией, по меньшей мере, на 3 порядка при изменении концентрации от 0 до 100% (от воды до коммерческой краски). Такое увеличение предполагает существенное замедление динамики потоков внутри капли, особенно там, где происходит накопление пигментов. В случае испаряющейся капли гелеобразование суспензии начинается с края капли, поскольку капиллярный поток переносит пигменты от центра к краю. Это гелеобразование препятствует дальнейшему транспорту пигментов через гель к линии контакта. Это может объяснить, почему кофейное кольцо остается тонким и довольно рано перестает расти. Затем фронт гелеобразования постепенно перемещается к центру. Кинетика этого распространения контролируется эффективностью исходящего и входящего потоков, которая сильно зависит от температуры подложки и концентрации суспензии. Увеличение концентрации и температуры вызывает более сильное увеличение вязкости и способствует более быстрому гелеобразованию. Это может объяснить, почему увеличение концентрации или температуры приводит к более однородным высохшим каплям (2a).

Что касается входящих и исходящих потоков, то их диапазон падения ограничивается негелифицированными областями. Наружные капиллярные потоки транспортируют пигменты от центра капли к краям. Напротив, эффекты Марангони на границе раздела жидкость-воздух приводят частицы к центру, вызывая внутренние потоки в капле. Такие потоки имеют два происхождения: тепловое и растворное. Тепловые потоки возникают в результате температурных градиентов, вызывающих градиенты поверхности натяжения, которые сильно усиливаются при повышении температуры подложки.

В экспериментах ожидалось увеличение эффективности теплового потока Марангони с ростом температуры. Эффекты растворения имеют значение и вызывают внутренние потоки, когда суспензия проявляет поверхностную активность и линия контакта закреплена, что и происходило в ходе наблюдений. Такой поток возникает в результате градиентов концентрации, вызывающих градиенты поверхностного натяжения.

При низкой концентрации красочной суспензии, соответствующей низкой концентрации молекул ПАВ (поверхностно-активных веществ), содержащихся в суспензии, граница раздела воздух-жидкость не насыщается адсорбцией ПАВ. Это означает, что градиенты поверхностного натяжения между областями, богатыми поверхностно-активным веществом (на краю капли из-за постоянного внешнего капиллярного потока) и областями, менее богатыми (на вершине), как ожидается, будут иметь значение. При большой концентрации красочной суспензии, соответствующей концентрации ПАВ, равной или превышающей критическую мицеллярную концентрацию (CMC от critical micellar concentration), граница раздела воздух-жидкость насыщается ПАВ и поверхностное натяжение достигает минимального значения. В таких условиях градиенты поверхностного натяжения на границе раздела капель значительно уменьшаются, и ожидается, что потоки Марангони в растворах не будут играть существенной роли. Измерения показали, что поверхностное натяжение суспензии краски при 10% составляет 26 мН/м, что уже достаточно мало для водной суспензии. Таким образом, при более высоких концентрациях (> 10%) эффект Марангони не должен быть выражен. Этот анализ, основанный на измерениях поверхностного натяжения, предполагает снижение эффективности потока растворенного вещества с увеличением концентрации.

Следовательно, наблюдалось увеличения эффективности теплового потока Марангони с повышением температуры и снижения эффективности растворного потока Марангони с концентрацией. Эта разница в тенденциях может объяснить, почему повышение температуры или концентрации не приводит к эквивалентным картинам (2a): центральное пятно все еще видно при высоких температурах, но не при высокой концентрации.

В конце испарения капли фронт высыхания начинается с края капли и быстро захватывает всю каплю, фиксируя положение пигментов, а затем и морфологию высушенной капли. Кинетика распространения фронта полностью контролируется температурой подложки. Действительно, сушка при 80 °C происходит в 10 раз быстрее, чем при 30 °C. Такое быстрое увеличение скорости сушки с увеличением температуры приводит к получению более однородного рисунка по сравнению с ненагретым образцом.

Вывод ученых заключается в том, что увеличение концентрации суспензии вызывает более быстрое гелеобразование и менее эффективный растворный поток Марангони в пользу квазигомогенной структуры, что согласуется с экспериментальными данными. Увеличение температуры подложки приводит к более быстрому гелеобразованию, более быстрому высыханию, а также к более эффективному термическому потоку Марангони. Так, в зависимости от конкуренции этих явлений, может быть получен однородный узор или узор с центральным пятном. Анализ закономерностей в зависимости от температуры показывает, что повышение температуры всегда имеет тенденцию к гомогенизации распределения пигмента по сравнению со случаем без нагрева, даже если на окончательных рисунках все еще видны области, обедненные пигментами.

Для более детального ознакомления с нюансами исследования рекомендую заглянуть в доклад ученых.

Эпилог


В рассмотренном нами сегодня труде ученые провели необычное исследование. Они делали то, что считается примером самого скучного процесса, а именно наблюдали за высыханием краски. Однако этот на первый взгляд скучный процесс сопряжен с рядом интересных особенностей.

Если вы когда-либо проливали кофе, то замечали, что после его высыхания остается пятно с ярко выраженным темным контуром. Но когда капли краски высыхают, некоторые из них становятся похожими на «яичницу» с пигментированным центром, окруженными практически бесцветным ореолом, тогда как другие кажутся однородными. Ученые решили выяснить, что влияет на формирование разных типов высохших капель краски. Главными действующими лицами вышеописанного отличия оказались концентрация пигмента и температура, влияющие на то, как жидкость гелеобразуется и испаряется.

Краска содержит смесь веществ, включая смолы, пигменты, добавки и растворитель, например воду. Из-за сложного состава краски при испарении происходят различные химические взаимодействия, что иногда может привести к образованию нежелательных «узоров» или небольших трещин.

Ученые протестировали пять смесей акриловой краски и воды, а затем нанесли растворы на нагретые предметные стекла. Было установлено, что капли с более низкой концентрацией пигмента или осажденные на поверхности с самой низкой температурой (30 °C) накапливают разноцветные молекулы в центре, придавая капле вид «яичницы». При большем количестве пигмента и более высокой температуре (80 °C) рисунок высохшей капли был более однородным и имел равномерное распределение цвета по всему кругу.

Из этого следует, что для контроля за внешним видом высохшей краски, достаточно регулировать концентрацию пигмента и температуру поверхности нанесения краски. Данное исследование очередной раз показывает, что современная наука позволяет детально разобрать даже самый банальный и скучный процесс, а также найти методы его совершенствования.

Немного рекламы


Спасибо, что остаётесь с нами. Вам нравятся наши статьи? Хотите видеть больше интересных материалов? Поддержите нас, оформив заказ или порекомендовав знакомым, облачные VPS для разработчиков от $4.99, уникальный аналог entry-level серверов, который был придуман нами для Вас: Вся правда о VPS (KVM) E5-2697 v3 (6 Cores) 10GB DDR4 480GB SSD 1Gbps от $19 или как правильно делить сервер? (доступны варианты с RAID1 и RAID10, до 24 ядер и до 40GB DDR4).

Dell R730xd в 2 раза дешевле в дата-центре Maincubes Tier IV в Амстердаме? Только у нас 2 х Intel TetraDeca-Core Xeon 2x E5-2697v3 2.6GHz 14C 64GB DDR4 4x960GB SSD 1Gbps 100 ТВ от $199 в Нидерландах! Dell R420 — 2x E5-2430 2.2Ghz 6C 128GB DDR3 2x960GB SSD 1Gbps 100TB — от $99! Читайте о том Как построить инфраструктуру корп. класса c применением серверов Dell R730xd Е5-2650 v4 стоимостью 9000 евро за копейки?

Комментарии (1)


  1. Rustam0
    04.10.2023 08:33

    А так и бывает, что кажется скучным процессом, потом оказывается куда более интересным, чем нам могло показаться