Первое слово в названии «научной фантастики» неслучайно: авторы книг, фильмов и прочих произведений этого направления зачастую строят свои сюжеты, опираясь на достижения науки. Именно поэтому многие писатели оказались точны в своих предсказаниях. В этой статье вспомним, как фантасты представляли себе гаджеты и умный дом и насколько оказались близки к истине.

Планшет — «2001: Космическая одиссея» Артура Кларка

Роман «2001: Космическая одиссея» английского изобретателя, популяризатора науки и писателя Артура Кларка увидел свет в 1968 году, практически сразу после выхода в прокат одноименного фильма Стэнли Кубрика, над сценарием которого работал Кларк, но несколько увлекся и в итоге сделал полноценную книгу.

Впрочем, не думайте, что кино было первично и писатель лишь перенес историю на бумагу: напротив, в своей культовой картине Кубрик отталкивался от сюжета раннего рассказа Кларка «Часовой», который фантаст сочинил еще в 1948 году для конкурса «Би-би-си».

«2001: Космическая одиссея» — и фильм, и литературное произведение — считается вехой в развитии фантастики, потому что с дюжину описанных Кларком и показанных Кубриком приборов, технологий и деталей стали реальностью если не к заявленному в названии 2001 году, то в следующем десятилетии точно, в том числе интернет, голосовые помощники, планшеты, голограммы, видеосвязь.

Скучать в полете не пришлось. Устав читать официальные доклады, памятные записки и протоколы, Флойд включил свой газетный планшет в информационную сеть корабля и просмотрел одну за другой крупнейшие электронные газеты мира. Их кодовые сигналы он помнил наизусть, и ему не требовалось даже заглядывать на обратную стенку планшета, где был напечатан их перечень. Включив краткосрочное запоминающее устройство планшета, он задерживал изображение очередной страницы на экране, быстро пробегал заголовки и отмечал статьи, которые его интересуют. Каждая статья имела свой двузначный кодовый номер — стоило только набрать его на клавиатуре планшета, как крохотный прямоугольничек статьи мгновенно увеличивался до размеров экрана величиной в лист писчей бумаги, обеспечивая полное удобство чтения. Прочитав одну статью, Флойд опять включал всю страницу и выбирал другую.

Он не раз задавал себе вопрос: неужели газетный планшет с фантастически сложной техникой, скрывающейся за простотой его использования, еще не последнее слово в непрестанном стремлении человека к совершенству средств связи? Чего еще можно желать? Взять хотя бы его, Флойда: далеко в космосе, уносясь от Земли со скоростью в многие тысячи километров в час, он может нажать одну-две кнопки — и через несколько миллисекунд прочитать заголовки какой угодно газеты.

Умный дом — «Марсианские хроники» Рэя Брэдбери

В «Марсианских хрониках» американца Рэя Брэдбери, впервые опубликованных в 1950 году, то и дело упоминаются приборы, призванные сделать существование человека проще и комфортнее: говорящие часы, метеокоробки, роботы-уборщики, автоматически включающаяся и выключающаяся бытовая техника на кухне вроде плиты, стиральной машины и так далее. Словом, то, что мы сегодня называем умным домом или элементами такового.

На кухне печь сипло вздохнула и исторгла из своего жаркого чрева восемь безупречно поджаренных тостов, четыре глазуньи, шестнадцать ломтиков бекона, две чашки кофе и два стакана холодного молока.

Вот как Брэдбери описывает роботов-пылесосов во входящем в роман рассказе «Будет ласковый дождь». По сюжету, произошла атомная катастрофа (не то война, не то трагическое происшествие), все люди погибли, но гаджеты продолжают работать: готовят, убирают, по расписанию включают любимые развлекательные телепередачи… вот только для кого?

Девять пятнадцать, — пропели часы, — пора уборкой заняться.

Из нор в стене высыпали крохотные роботы-мыши. Во всех помещениях кишели маленькие суетливые уборщики из металла и резины. Они стукались о кресла, вертели своими щетинистыми роликами, ерошили ковровый ворс, тихо высасывая скрытые пылинки. Затем исчезли, словно неведомые пришельцы, юркнули в свои убежища. Их розовые электрические глазки потухли. Дом был чист.

Умный дом - «Темный лес» Лю Цысинь

Главный герой "темного леса" оказывается в больнице будущего, и дом включает для него свет. Но то как он это делает, не может не восхищать:

В коридоре отсутствовали лампы — так же, как и в палате пробуждения. Светились сами стены. Свет был неярким, но Ло Цзи пришлось прищурить глаза. Тотчас же стены вокруг него потемнели, и эта зона приглушенного освещения следовала за движущейся койкой. Когда его глаза приспособились и он раскрыл их, свет в коридоре вернулся к прежней яркости. Похоже, управляющий светом компьютер мог следить за его зрачками.

Как люди, живущие в информационную эпоху, мы ценим дисплеи: их качество, количество, размер. Дом, состоящий из дисплеев целиком, где вывести нужный файл можно хоть на стену, хоть на пол — вершина этой дисплеемании:

Проезжая мимо стен, Ло Цзи видел на них множество работающих видеоокон самого разного размера, разбросанных случайным образом. На некоторых из них мелькали картинки, но койка не останавливалась, и у него не было времени их рассмотреть. Возможно, с видеоокнами работали, а потом забыли отключить.

Время от времени автоматическая койка Ло Цзи проезжала мимо идущих по коридору людей. Он заметил, что и подошвы их обуви, и колеса его кровати оставляли размытые фосфоресцирующие следы на полу. В прошлом похожий эффект можно было увидеть, если слегка надавить пальцем на жидкокристаллический экран.

Пять-шесть дюймов дисплея смартфона изменили нашу жизнь до неузнаваемости. Сотни тысяч инженеров по всему миру придумывают новые способы использовать их. И результаты их работы завораживают. Чего же можно ожидать от дома с дисплеями-стенами, который отслеживает движения зрачков жильцов?

Хотя медсестра старалась избегать английских слов, порой она путалась в китайских — как будто это был древний, забытый язык — и волей-неволей переходила на современный жаргон. Тогда на стене появлялся перевод на китайский.

Как будто описанных выше чудес мало, Лю Цысинь берет одну из самых больных тем современной технологии — хранения электроэнергии, и просто растворяет ее в воздухе. В его доме, как и во всем городе, не бывает не вовремя севших телефонов; пары наушников, по-разному заряженных: левый на 100, правый — на 5 процентов; несовместимости зарядок тоже нет — и даже не требуется стоять вблизи беспроводной зарядки:

Выпив молоко, Ло Цзи рассмотрел стакан. Самый обычный стеклянный стакан, только дно толстое и непрозрачное. Наверно, в нем и прячется нагревательный элемент. Но как он ни присматривался, не мог увидеть никаких деталей, кроме регулятора. Попытавшись отвинтить дно, он обнаружил, что стакан не разбирается.

— Не надо ломать вещи. Вы пока мало о них знаете. Это опасно, — предупредила медсестра.

— Мне хотелось бы понять, как вы их заряжаете.

— За… заряжаете? — медсестра с трудом повторила слово; очевидно, что раньше она его не слышала.

— «Charge», «recharge», — повторил Ло Цзи на английском. Но медсестра затрясла головой, не понимая.

— Что будет, когда батарея разрядится?

— Батарея?

— «Batteries», — произнес он по-английски. — Вы больше не пользуетесь батареями?

— (Медсестра вновь отрицательно покачала головой.) — Тогда откуда же в стакане берется электроэнергия?

— Электроэнергия? Но она повсюду! — наставническим тоном сказала медсестра.

— То есть электричество в стакане будет всегда?

— Всегда.

— Никогда не кончится?

— Никогда. Как оно может кончиться?

Нам же пока, очевидно, приходится пользоваться зарядными устройствами и пауэрбанками.

Умный дом - «Схизматрица» Брюс Стерлинг

Есть люди, для которых быстрого выполнения сложных алгоритмов недостаточно. Умный для них — это осознающий себя. Брюс Стерлинг в книге «Схизматрица», опубликованной в 1985 году, предлагает биотехнологический город, управляемый настоящим человеческим мозгом:

За ребрами потолка глухо стучало одно из бесчисленных сердец Дембовской — промышленного масштаба кровенапорная станция. Его сдвоенные удары задавали ритм негромкому мелодичному воркованию, доносившемуся из встроенной в стену гортани.

Все оборудование в помещении было биомеханическое. Со стен мерцали биржевые мониторы, отражавшие подъемы и падения наиболее популярных механистских акций [фракция отличается приверженностью к механике и электронике, противостоит фракции шейперов, которые предпочитают биотехнологии и генную инженерию]. Мебель состояла из сформированных со вкусом возвышений; причудливые кровати из плоти были застелены бельем, расписанным под радужные оболочки.

Просторный номер был поделен на части татуированными перепончатыми ширмами. Полковник щелкнул по делителю одной из них, и перепонка, сморщившись наподобие глазного века, втянулась в потолок.

Сделать перестановку в доме, где мебель растет из стен, скорее всего, не получится. Но зато дом получает обратную связь от жильцов в реальном времени и может попробовать приспособиться к их желаниям: потолок подрастет и станет повыше, а мышца кровати расслабится для мягкости или сократится посильнее, если это необходимо. Бонусом жилец получает бесплатный ремонт любой поломанной мебели — все просто заживет само. Автор упоминает, но не описывает «образцы эрототехнологии», находящиеся в комнате. Что могут подобные устройства, кстати, разработанные самим домом, подключенные к его нервной системе, — пусть читатель вообразит сам. Да, дом сам разрабатывает и строит себя, так как знает все необходимые для этого дисциплины. У дома есть личность, с которой можно общаться напрямую или через ее многочисленных детей. Этот дом умен буквально — как может быть умен человек.

VR-дом - «Ложная слепота» Питер Уоттс

И раз уж мы зашли так далеко в фантазиях об умном жилище, доведем нашу мысль до возможного предела. Дом — это не стены, окна, мебель и гаджеты. Дом — это место, где безопасно, комфортно и можно оставаться достаточно долго. Покидать это место можно только по необходимости, если такая есть. Компьютеры и VR-устройства уже принесли в дом приключения — за ними не обязательно куда-то ходить. Возможно, в будущем в VR можно будет не только что-то посмотреть и послушать, но также попробовать и понюхать. Но можно ли будет жить целиком в VR? На ум сразу приходит культовый фильм «Матрица», с философскими размышлениями героев над миской неведомого студенистого геля со вкусом яйца всмятку.

У Питера Уоттса в книге «Ложная слепота» предложена идея интересней, чем копирование реальности. Мать главного героя ушла жить в виртуальный мир, где она может быть чем угодно и получать удовольствие не опосредованно через стимуляцию рецепторов, а просто так. Хочешь быть счастливым — вот стимул в центр удовольствий в мозге:

Конечно, не было особой причины гостю и хозяину видеть одно и то же. Если бы я захотел, то мог бы снять с полки любой стандартный пейзаж, обставить это место, как мне заблагорассудится. Только сами возвышенные не поддавались изменению, конечно. Одно из преимуществ посмертия: самим выбирать себе лица.

Но то, чем предстала моя мать, не имело лица. И черта с два я стану прятаться перед ней за какой-то маской.

— Привет, Хелен.

— Сири! Какой чудесный сюрприз!

Она была абстракцией абстракции: невозможным пересечением десятков ярких стекол, словно рассыпанный витраж вдруг засветился изнутри и ожил. Мать кружилась передо мной стаей рыбок. Ее мир повторял очертания ее тела: огоньки, острые углы и трехмерные эшеровские парадоксы, громоздящиеся сияющими тучами. И все же я узнал бы ее где угодно. Рай как сон; только проснувшись, понимаешь, что увиденное ничуть не похоже на то, с чем сталкивался в жизни.

Во всем сенсорном поле я нашел лишь один знакомый ориентир. Парадиз моей матери пропах корицей.

Я смотрел на сияющую аватару, а представлял себе тело, отмокающее в чане с питательным раствором где-то глубоко под землей.

— Как поживаешь?

— Прекрасно. Прекрасно. Конечно, не сразу привыкаешь к тому, что твой разум принадлежит теперь не тебе одной, — рай не только питал мозги своих обитателей, но и кормился ими — использовал резервные мощности незадействованных синапсов, поддерживая собственную инфраструктуру. — Тебе обязательно надо сюда перебраться, и чем быстрее, тем лучше. Ты не захочешь уходить.

Дроны — «Дюна» Фрэнка Герберта

Беспилотные летательные аппараты, или дроны, стали для большинства из нас чем-то привычным сравнительно недавно: еще в 2000-е это была технология военных, а сегодня отдыхающие в парке в выходной день горожане вряд ли удивятся квадрокоптеру, снимающему «зеленую» локацию с высоты птичьего полета, например, для промо какого-нибудь модного мероприятия — фестиваля или выставки — ну, или просто баловства ради — для многих квадрокоптеры стали хобби.

Дроны, конечно, бывают разные: и относительно крупные машины, используемые для доставки почты или заказов из интернет-магазинов, и небольшие радиоуправляемые игрушки со встроенной камерой. Как раз нечто похожее описал в начале 1960-х в романе «Дюна» американский фантаст Фрэнк Герберт. Вот только его дрон со встроенной камерой был снабжен еще и иглой, и гаджет в комнату главного героя направил убийца:

Из-за отошедшей панели выскользнул крохотный охотник-искатель, машинка не более пяти сантиметров длиной. Пауль сразу узнал ее — распространенное оружие асассинов, с раннего детства хорошо знакомое любому ребенку из Правящих Домов. Металлическая игла управлялась скрывавшимся где-то поблизости убийцей. Она отыскивала живое движущееся тело, вонзалась в него и, прорезая себе путь вдоль нервных путей, добиралась до ближайшего жизненно важного органа…

Искатель приподнялся и, зависнув в воздухе, хищно поворачивался вправо-влево, словно вынюхивая добычу.

В памяти Пауля всплыли характеристики охотника-искателя, в том числе и недостатки этого устройства: сжатое силовое поле подвески сильно искажало изображение в миниатюрном телеглазе искателя. Значит, в полутьме спальни оператор не сможет разглядеть свою жертву и будет вынужден ориентироваться на движение — на любое движение, надеясь, что цель выдаст себя.

Смарт-часы — комикс «Дик Трейси» Честера Гулда

Художник-мультипликатор Честер Гулд придумал своего детектива Дика Трейси в начале 1930-х. Изначально стрип с персонажем (лента из 3−4 кадров в комиксе, от англ. strip — «лента») занимал часть полосы в газете где-то между гороскопом и кроссвордом, позднее Трейси получил собственную книгу комиксов — больно уж понравились его приключения аудитории.

Детектив был этаким «инспектором Гаджетом» своего времени: чтобы ловить преступников, он пользовался новейшими изобретениями и приспособлениями. В частности, у него был прибор наподобие смарт-часов — радиопередатчик, надеваемый на запястье, с помощью которого можно было вести переговоры и получать информацию.

В 1960-х, когда приключения Трейси с бумаги перешли на экраны телевизоров — герой удостоился собственного мультсериала, — смарт-часы даже попали на обложку DVD-издания анимационного фильма (вверху).

Беспроводная гарнитура — «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери

Брэдбери написал свою знаменитую антиутопию «451 градус по Фаренгейту» в подвальном помещении публичной библиотеки Лос-Анджелеса, да еще и на пишущей машинке, которая сдавалась на прокат: в прорезь для монет вставляли 10 центов, что позволяло печатать примерно полчаса.

Если верить растиражированной легенде, писатель приходил в библиотеку в течение девяти дней и потратил на обессмертивший его шедевр 9 долларов 80 центов. Роман вышел в 1953 году.

Остается только восхищаться гением фантаста, который в столь сжатые сроки смог придумать и, главное, продумать такой правдоподобный мир, в том числе детали вроде «Ракушек» — миниатюрных, размером с наперсток радиоприемников, вставлявшихся прямо в ухо и позволявших героям Брэдбери слушать, например, музыку. Чем не современные беспроводные гарнитуры и наушники?

Не зажигая света, он представил себе комнату. Его жена, распростертая на кровати, не укрытая и холодная, как надгробное изваяние, с застывшими глазами, устремленными в потолок, словно притянутыми к нему невидимыми стальными нитями. В ушах у нее плотно вставлены миниатюрные ««Ракушки», крошечные, с наперсток, радиоприемники-втулки, и электронный океан звуков — музыка и голоса, музыка и голоса — волнами омывает берега ее бодрствующего мозга. Нет, комната была пуста. Каждую ночь сюда врывался океан звуков и, подхватив Милдред на свои широкие крылья, баюкая и качая, уносил ее, лежащую с открытыми глазами, навстречу утру. Не было ночи за последние два года, когда Милдред не уплывала бы на этих волнах, не погружалась бы в них с готовностью еще и еще раз.

Еще три технологии, предсказанные в научной фантастике

В завершение перечислим еще три технологии, давно описанные в научно-фантастической литературе, но по тем или иным причинам пока не перешедшие в разряд приспособлений, которыми мы пользуемся на ежедневной основе и свободно покупаем в онлайн-гипермаркетах бытовой техники. Но новости о них уже есть!

Безусловно, к таковым относятся биоимпланты. И, пожалуй, самым ранним и главным романом о «создании живого из неживого» можно с уверенностью назвать «Франкенштейна, или Современного Прометея» Мэри Шелли. Книга увидела свет в 1818 году, причем была опубликована анонимно. Помимо имплантов или протезов, из которых доктор Виктор Франкенштейн собственно и собирает чудовище, в своем романе Шелли предсказала и появление дефибриллятора — медицинского прибора, призванного восстановить нормальную работу сердечной мышцы с помощью электрического импульса. В реальности запустить остановившееся сердце таким образом человечество научилось только через сто лет.

Другая технология, которой бредили многие фантасты и которая уже присутствует в нашей жизни, хотя и не повсеместно, — беспилотные авто. Машины, которые ездят сами по себе, параллельно описывали американец Дэвид Келлер в «Живой машине» (1935) и советсткий автор Александр Беляев во «Властелине мира» (1926). В середине XX века эта идея и правда как будто витала в воздухе, но обеспечить ее воплощение технологически люди еще не смогли. Первые же коммерческие проекты беспилотных автомобилей появились только во второй половине 2010‑х.

Наконец, классическая научная фантастика полнится описаниями роботовандроидовискусственного интеллекта, которые в какой-то момент по сути должны стать для человека универсальными помощниками, автоматизировать многие процессы и предвосхитить упразднение большого количества профессий, будь то предоставление, к примеру, парикмахерских услуг или выполнение задач в области строительства, логистики и так далее. Так, в пьесе «Россумские универсальные роботы» чешского писателя и драматурга Карела Чапека, написанной в 1920 году, «искусственные люди» производятся на фабрике. Постепенно потребительское отношение и бесцеремонная эксплуатация андроидов оборачивается для людей катастрофой: андроиды поднимают восстание и уничтожают человечество.

Кир Булычев в цикле рассказов об Алисе Селезневой часто описывает своенравных бытовых роботов. Его роботы настолько человечны, что могут удивляться, расстраиваться, ворчать и радоваться, но главное — они решают бытовые вопросы за людей. И в повести «Пленники Астероида» он довел идею освобождения от труда до возможного предела:

Корабль был снабжен всем необходимым, и было сделано все, чтобы оградить экипаж от труда и забот. Все тяжелые работы делали роботы, они же готовили пищу, заботились об оранжереях, ремонтировали, убирали, стирали, не говоря уж об управлении кораблем и всеми его системами.

Роботам положено выполнять скучную и тяжелую работу, пока люди заняты высокоинтеллектуальным, творческим и интересным.

Представьте группу космонавтов, вернее, уже не тех, кто улетел когда-то, а их праправнуков, за которых все и всегда готовы сделать роботы. Роботов становилось все больше, они-то совершенствовались и все меньше доверяли людям — то есть ашиклекам. Потомки космонавтов привыкли к тому, что все делают роботы. Даже когда у них рождались дети, их тоже сразу отдавали роботам, которые их выкармливали, учили; и люди, вроде бы оставаясь господами на корабле, становились рабами роботов. Рабами безделья. И наступил день, когда космонавты забыли, кто они, куда летят, зачем живут на свете.

В реальности роботы пока исправно служат людям, но кто знает, что ждет нас в будущем — все-таки пока созданные нами машины не обладают тем уровнем сознательности, при котором они начнут задавать вопросы, кто они, зачем созданы и кому подчиняются.

P.S. Делитесь в комментариях, какие ещё интересные книги и гаджеты из мира научной фантастики вспомнились вам.

Комментарии (0)