С чего всё началось

Меня зовут Александр, я — QA-специалист в Tele2. Эту статью я начал писать, когда проходил стажировку в компании, а когда заканчивал, меня приняли в штат. Моя история уникальна, как и история любого другого человека, и я решил поделиться своим опытом прежде всего с ребятами, которые тоже задумываются о переходе в ИТ из других сфер или находятся в поиске стажировки. На каждом этапе своего пути я рефлексировал и задавал себе кучу вопросов. Возможно, кто-то сможет применить мои чек-листы для того, чтобы лучше понять себя и свои потребности при переходе в ИТ-сферу.

Я пришёл в ИТ из продаж. В 2018 году вернулся из армии и, естественно, начал искать работу. Исходил, прежде всего, из того арсенала навыков и интересов, которые у меня были. Мне нравилось общаться, слушать людей, узнавать про их потребности и помогать. К тому же я всегда был увлечён техникой, следил за новинками, тестировал то, до чего мог дотянуться, и копался внутри того, что попадало в руки. Сложив одно с другим, я решил попробовать себя в продажах. 

Я работал в магазинах электроники, набирался опыта, проходил курсы и тренинги. Наверное, у меня есть определённый талант, потому что коммуникация с клиентами мне давалась легко, меня повышали, несколько раз я становился «Best Seller» и даже получал первые места в конкурсах по продажам в Южном округе (региональные соревнования, которые проводятся в Ростове-на-Дону). За 4 года я вышел на неплохой уровень заработка и получал от работы удовлетворение. Думаю, о таком мечтают многие ребята в 24 года. 

Однако радоваться на 100% я не мог. Перспективы были большие, но границы осязаемы, и я отчётливо видел свой профессиональный потолок. Лично для себя определил такие ограничения:

  • несмотря на то, что каждый кейс в продажах уникальный, инструментарий по сути конечен;

  • часто есть физическая привязка к локации (для меня было актуально, потому что я работал в магазинах);

  • прогресс продавца так или иначе коррелирует с количеством проданных предметов или услуг (то есть иногда приходится «впаривать», и я умею это делать, но удовольствия от процесса не получаю).

Я боялся упустить момент перехода в другую сферу. Пока у меня гибкий мозг, есть желание трудиться и развиваться, пока я на волне – нужно было двигаться. Я снова вернулся к той отправной точке, в которой стоял после армии: нужно было определиться с дальнейшими шагами, но подойти к делу основательнее. Вот список вопросов, который помог мне достаточно ясно сформулировать, чего я хочу от работы, и что мне подходит лучше всего:

  1. Что меня цепляет? Можно ли что-то из моих интересов связать с будущей работой?

  2. В какой сфере я бы уже сейчас мог применить имеющиеся у меня навыки?

  3. У меня есть определённые ценности и принципы. В какой сфере я бы выполнял работу, которая им не противоречит?

  4. Есть ли для меня предпочтительный формат работы?

  5. Что для меня важнее: горизонтальное или вертикальное развитие?

Я не буду приводить в статье все свои ответы, но хочется верить, что мой список вопросов поможет кому-то из вас лучше разобраться в вашей ситуации или станет заготовкой для вашего списка вопросов. ИТ-сфера удовлетворяла большей части моих критериев. О стандартном наборе плюсов работы в ИТ мы все знаем: гибкий график, возможность быть мобильным, перемещаться из одного направления в другое, возможность постоянно развиваться и учиться (если не учишься – выпадаешь), хорошая ЗП и т.д., и т.п. ????

Определиться со специализацией мне помогли два фактора: 1) я изучал описание разных специальностей на открытых ресурсах и проходил бесплатные тестирования на «ИТ-профориентацию» (ссылки на ресурсы: раз, два, три); 2) по счастливой случайности в моём окружении оказался человек, который уже построил неплохую карьеру в QA.

Будет здорово, если вы захотите поделиться историей своего «войти в айти» в комментариях. Как вы попали в сферу и какими критериями руководствовались (и, главное, не жалеете ли о выборе)?

Подготовка (март – май)

Итак, я определился с профилем и начал обучение. У меня нет формального образования в ИТ-области; для старта я использовал книгу Романа Савина «Тестирование DOT COM», доступные видеоуроки на Youtube и статьи на Хабре (вот эту статью даже поместил себе в закладки) – так я получил базовые знания. Каждый день после работы я старался уделять хотя бы пару часов учёбе. Огромную помощь мне оказал мой друг, и, в принципе, то, что он занимается автотестированием, значительно повлияло на то, что и я сразу начал обучаться именно этому направлению. Помимо практики я, конечно, много времени уделял теории.

Июнь

Когда в моей голове уже сформировался определённый запас знаний, я занялся поиском вакансий стажёра. И да, в принципе я откликался на все подряд стажерские вакансии на hh.ru, но для себя, всё равно, определил перечень важных критериев.

Мои «ожидания» от стажировки включали в себя:

  • Получение практического опыта в создании и выполнении автоматизированных тестов.

  • Изучение современных инструментов и технологий.

  • Понимание жизненного цикла разработки ПО. 

  • Участие в реальных проектах.

  • Работа под руководством наставника – специалиста с опытом и знаниями, у которого можно будет учиться и который будет готов реально помогать, а не курировать меня «для галочка».

Было несколько предложений из стартапов, но моё будущее определил звонок HR-менеджера из Tele2. Ниже я расскажу об условиях стажировки в компании и объясню, почему так быстро принял для себя решение об участии в этой программе.

1) Стажёр в Tele2 с первого дня начинает работать над реальными проектами компании, наравне с сотрудниками. Да, придётся попотеть, оперативно подскиллиться, но тебе дают шанс, предоставляют наставника, учат, у тебя есть онлайн-доступ к масштабной базе материалов с курсами и библиотекой для самостоятельного обучения (есть в списке моих ожиданий);
2) Стажировка идёт в течение года (иногда меньше) и оплачивается. Это было важно для меня в частности как для взрослого человека, который уже работал, знал, что такое ЗП, был заинтересован в профессиональном развитии и карьерном росте, а не просто в интересной строчке в CV (превосходит мои ожидания);
3) Компания рассматривает стажёров как будущих сотрудников, а не свободные рабочие руки, которые смогут посканить/попечатать/таблички порисовать. О таком подходе к стажёрам свидетельствует статистика: 80%+ ребят со стажировки попадают в штат (превосходит мои ожидания);
4) Стажёру назначается наставник senior-грейда, при этом у одного наставника чаще всего 1–2 стажёра (не больше) (есть в списке моих ожиданий).

Плюшки, которые также способствовали тому, чтобы я выбрал стажировку в Tele2: ДМС после прохождения испытательного срока, регулярные мероприятия для стажёров типа бизнес-игр, воркшопов, квизов, компенсация мобильной связи с первого дня. Уже позже я узнал, что иногда на стажёрские места подаются аж 200–300 человек, а в финале на одну позицию претендуют больше 10 ребят. Я расставил свои приоритеты, и очень рад, что попал в компанию. Если среди вас тоже есть стажёры, будет интересно узнать о том, что в стажировках искали вы, и удалось ли вам это получить по итогам – напишите в комменты. 

Итак, назначено техническое собеседование. Конечно, я волновался. У меня был определённый опыт прохождения job interview, и я понимал, что если не справлюсь с переживаниями, могу просто запороть дело, и никакие знания мне не помогут. Для себя определил набор практик, которые помогут прийти в состояние душевного равновесия и минимизируют тревогу в моменте.

  1. Пить воду. Это реально работает. Пара глотков воды помогают снять мандраж. 

  2. Вдох-выдох. Выдох должен быть длиннее вдоха – так мы даём телу сигнал, что мы вне опасности, расслабляемся.

  3. Перед собеседованием желательно подвигаться — походить, поприседать, прогуляться. Мне помогает подышать свежим воздухом, руками помахать, сделать пару несложных упражнений. Это и отвлекает, и даёт быструю лёгкую перезагрузку.

  4. Стараться отвечать на все вопросы. Я понимал, что всё знать нельзя, и продумал, как буду действовать, если меня спросят о чём-то, чего я не знаю. Я решил, что если вопрос будет неоднозначным, постараюсь максимально его конкретизировать. Если ответ точно будет мне неизвестен, я сделаю предположение на основе своих знаний и опыта, предварительно обозначив, что не знаю точного ответа.

  5. Максимально натаскаться в теории. Я не говорю, что теория важнее практики, даже считаю, что наоборот. Но! Когда вы что-то делаете, можете это объяснить и аргументировать, это, imho, добавляет вам баллы. Вы показываете, что разбираетесь.

Моё техническое собеседование предсказуемо включало две части: теоретическую и практическую. Тестовое задание состояло из нескольких пунктов: нахождение бага на веб-странице, написание баг-репорта и автоматизирование одного небольшого тест-кейса.

Стажировка (середина июня – конец августа)

Первый месяц был самым трудным в плане вливания в работу: ты ничего не знаешь, кажется, что коллеги говорят на каком-то другом языке, и ты не успеваешь за ходом разговора. Постепенно темп набирается, но сначала у меня был шок. Было ощущение, что, когда меня взяли на стажировку, мне дали шанс авансом. Поэтому я ещё больше учился, осваивал новые фреймворки и инструменты. В этом плане наставничество было, действительно, очень полезным: мой наставник направлял мою деятельность, чтобы она не была хаотичной. Я знакомился с ценностями и традициями Tele2. Портал с тестами и обучающими видео в короткое время помог сориентироваться в компании, её процессах, корпоративной культуре. 

Хочется также отметить, что в нашем подразделении есть внутренняя база знаний (Confluence), которая сильно упрощает работу. Принято на этот ресурс сгружать всю информацию по проектам, документировать и систематизировать сведения, подробно описывать нюансы, актуализировать. Каждый специалист, столкнувшись с проблемой и решив её, может описать решение в базе и, таким образом, передать эти знания другим, а это в свою очередь ещё и круто ускоряет процесс обучения новых участников.

Моими первыми задачами стали:

  • знакомство с проектом;

  • написание регресс-автотестов;

  • разбор отчётов smoke-тестов и их актуализация.

Пару слов о работе над проектом. Сначала мы с наставником вместе настроили проект на рабочей машине, проговорили базовые функции, синтаксис и структуру. Несколько дней я изучал всё в деталях, получил первый тест-кейс для автоматизации проекта. Перед автоматизацией я созвонился с ответственным за данный тест-кейс; он объяснил и оговорил всё то, что нужно было знать, чтобы автоматизация прошла корректно. После завершения покрытия, я закрыл задачу и отправил её на код-ревью. В мою зону ответственности также сразу вошли регрессионные тест-кейсы, которые запускают на релизе какой-то новой функциональности. Первое время мою работу в онлайн-формате курировал мой наставник: мы вносили корректировки, разбирали тонкие моменты, я аргументировал свои действия, и мы вместе выбирали альтернативные, более эффективные опции предложенных мною шагов.

По прошествии месяца я, в принципе, получил представление о всём многообразии внутренних задач, полностью осознал масштаб проекта и своей ответственности. В течение второго месяца моего обучения благодаря практике я существенно увеличил скорость написания автотестов, наладил коммуникацию и уже знал, куда стучаться по каким-либо вопросам, на определённом уровне изучил фреймворки Cucumber.js и WebdriverIO, научился пользоваться Postman и Jenkins для работы с API. 

Третий месяц. Далее возникли задачи уже другого уровня, связанные с выстраиванием общения с заказчиком внутри компании, оптимизацией рабочих процессов. В Tele2 много внимания уделяется настройке взаимодействия между отделами. Специалисты разных подразделений обмениваются своими лучшими практиками друг с другом, а также применяют свои компетенции, чтобы помочь коллегам улучшить, ускорить или упростить их работу. Например, мы взаимодействовали с отделом, который в 69 регионах мониторит показатели ключевых процессов, в которые вовлечены абоненты. Собирать эту информацию долго, и такая работа требует огромного внимания. Мы автоматизировали мониторинг данных, и теперь ответственный сотрудник получает документ с упорядоченной актуальной статистикой себе на почту. Я был в команде, которая помогла целому отделу избавиться от рутины и перенаправить свой ресурс на более важные задачи. 

Завершение. Начало сентября. Чем ближе я был к окончанию испытательного срока (3 месяца), тем больше мы с наставником разговаривали о моей возможности раньше закончить стажировку и войти в штат сотрудников. Компания была готова взять меня, и я был готов к такому развитию событий. Здесь нужно оговорить два момента: 1) на тот момент в Tele2 освобождалось место, на которое мог претендовать junior моего уровня – то есть, для меня официально было место; 2) я понимал, что стажировка – это по сути безопасное время, целый год на обучение, целый год на то, чтобы почувствовать себя увереннее, комфортно адаптироваться к темпу работы, изучить алгоритмы и процессы. Три месяца стажировки и прыжок в штат – это другая история. Это огромный кредит доверия, и, если я на это иду, я должен быть готов оправдать возложенные надежды. Я был готов. 

Я прошёл внутреннюю аттестацию – что-то вроде встречи с руководителями проекта, на которой они могли оценить все мои знания, приобретенные за время стажировки, и мою результативность. Итак, подводя итоги, в рамках трёхмесячной стажировки я:

  • участвовал в реальных проектах компании;

  • тестировал продукты, которыми затем пользовались миллионы абонентов;

  • занимался написанием веб-тестов и API;

  • изучил ряд фреймворков;

  • работал с заглушками;

  • познакомился с Git;

  • освоил Postman;

  • научился работать со стендом;

  • снимал логи и анализировал их.

Заключение

Да-да, я хорошо показал себя на аттестации и попал в штат. Закончилась стажировка, и начался новый, очень интересный этап моей жизни, виток моей карьерной лестницы. Скорее всего, статья не передаёт весь спектр противоречивых и сложных переживаний, с которыми мне нужно было справиться: я должен был уйти из отрасли, в которой уже достиг определённых успехов, выбрать новую сферу, много учиться, попасть на стажировку, проявить себя, решиться на досрочное завершение обучения. Наверное, меня лучше всего поймут ребята, которые сами сейчас находятся в подобных ситуациях. И именно им я адресую эту статью, именно с ними хотел бы поделиться инсайтами в заключении материала:

1) Все говорят, что жизнь слишком коротка, чтобы заниматься делом, которое не приносит радости. И я с этим полностью согласен.

2) Чтобы сделать хорошо, нужно хорошо подумать. Нужно подбирать к себе ключи, составлять чек-листы, наблюдать за собой и выбирать самые эффективные практики. Ты можешь отработать на 10%, а можешь на 100% – это по большей части зависит от самоанализа и подготовки.

3) Вокруг куча помощников, их нужно увидеть и с благодарностью воспользоваться помощью.

4) Там, где есть страх, нет прогресса. Со страхом нужно бороться в первую очередь.

5) Теорию нужно осваивать не для преподавателя, наставника, технического интервьюера, а для себя, чтобы чувствовать себя увереннее и круче.

Желаю всем большой удачи и готов пообщаться в комментах!

Комментарии (2)


  1. Asaphalandor
    01.11.2023 22:19
    +1

    Раотаю а телекоме и знаю что сюда гораздо проще зайти людям с улицы, уж не знаю почему так сложилось, видимо исторически.

    Из опыта работы с очень разными MNO по всему миру, могу сказать что как следствие - прилегший на пару часов биллинг или провижининг это норма. Бывали кейсы когда админы клиента просто выключали свои же сервера с критическим функционалом, потому что не в курсе что там вообще.

    QA у всех конечно есть, но толку от них мало, КМК. Учитывая количество 3pp и интеграций - тесты на проде явление нередкое. "Абоненты - хорошие тестеры"(с)


  1. sbnett
    01.11.2023 22:19

    От вас с вашими историями вкатывания в айтишку уже блевать тянет. Медалей вам понавешать? Где истории тех, кто не вошел?