Многие разработчики слышали о том, как важно развивать личный бренд, об этом есть множество статей, подкастов и видео. Самые ходовые способы получить известность в статусе эксперта — публичные выступления и статьи.

Как быть, если хочется проявить экспертность, но страшно выступать и нет достаточной уверенности, чтобы писать статьи? Я DevRel-специалист в Тинькофф, и за время работы часто сталкивалась с такими вопросами. В этом материале я как раз рассуждаю, как развивать профессиональную репутацию при таких ограничениях. Добро пожаловать под кат.

Зачем развиваться в публичном поле

Идея развивать личный бренд может появиться из-за желания публичности, признания в качестве эксперта, новых карьерных возможностей. Но главное, на мой взгляд, что дает личный бренд — это профессиональное развитие. Когда специалист готовит статью или публичное выступление, он:

  • анализирует свою деятельность;

  • структурирует опыт и знания;

  • знакомится с принятыми в индустрии теориями и практиками;

  • дополняет свои знания новыми подходами;

  • советуется с коллегами;

  • ищет дополнительные аргументы в поддержку своей позиции.

Все это важные активности, но как быть, если разработчик не уверен в своих навыках и стесняется выступать?

Как еще проявить свою экспертность

Я DevRel, и моя работа заключается в том, чтобы развивать культуру обмена знаниями в технических сообществах. Я помогаю готовить доклады на конференции и писать статьи, провожу внешние митапы и внутренние встречи.

За время работы я собрала способы, которые помогают развивать личный бренд без публичности:

Участие в мозгоштурме тем для докладов коллег. «Я хочу выступить на конференции, но мне нечего рассказать» — частая проблема разработчиков, которые хотят выступать, но пока не выбрали тему.

Тема должна быть актуальной, интересной, решать проблему, приносить пользу слушателям — не так просто найти это в своей работе, где все кажется очевидным. Поэтому часто подготовка доклада для конференции или митапа начинается с поиска темы.

Схема подготовки такая: я собираю созвон с разработчиками, на который приглашаю потенциального докладчика плюс его руководителя, коллег и активистов внутреннего сообщества. На такой встрече потенциальный спикер может поделиться своими проектами, наработками, а участники помогают выделить уникальную экспертность, найти что-то интересное, что можно рассказать широкой аудитории. Вот таким активистом можете быть и вы.

Например, близится конференция PyCon. Я забрасываю в python-сообщество сообщение, мол, давайте встретимся, погенерим идеи. На такие встречи приходят желающие выступить и просто активисты, так как встреча открытая. Потенциальные спикеры озвучивают идеи, а остальные участники уточняют, что им кажется интересным, неизвестным, новым.

В go-сообществе ко мне пришел коллега, который хотел выступать, но у него не было темы. Мы собрали созвон, где коллеги спрашивали, чем он занимается, чтобы найти в его работе то уникальное, чем интересно поделиться с аудиторией.

Для меня на встречах особенно важны зрители, потому что как иначе найти или оценить тему? Я не профи в python или golang, мне сложно оценить актуальность и интересность идей, поэтому важно присутствие профессионалов.

Посещая встречи для обсуждения тем выступлений, вы повышаете свою экспертность, калибруясь с коллегами, узнавая о новых подходах или о том, что какие-то из них устарели. А еще улучшается скилл поиска уникального и полезного в работе, что помогает примерять это и на свои проекты.

Если у вас в команде нет деврела или вы работаете в небольшой компании, можете сами инициировать подобный созвон. Возможно, с первого раза не зайдет, если не развита культура выступлений, но и тогда есть шанс найти темы для внутренних митапов, чтобы начать эту культуру развивать.

Ревью докладов коллег. После того как нашли и сформулировали тему, приступаем к подготовке доклада, и это тоже не происходит в вакууме. Невозможно в одиночку подготовить хороший доклад: без фидбэка коллег вряд ли получится сделать то, что однозначно отзовется аудитории. Даже комики тестируют и прогоняют шутки перед большими выступлениями.

В зависимости от опыта выступающего я могу организовать до пяти прогонов. На первом прогоне мы прорабатываем структуру выступления и его составные части. В эти моменты важны советы коллег о том, какую часть поставить в начало доклада, какую убрать и какой подход стоит упомянуть.

В следующих прогонах дорабатываем структуру, но уже смотрим и презентацию, и подачу, и тайминг, размышляем над возможными вопросами из зала и как их отработать.

Еще пример. У нас во внутреннем DotNet-сообществе есть чат, посвященный публичным выступлениям. Ребята закидывают в чат свои темы и тезисы, могут позвать на прогон, чтобы получить бесценную обратную связь для подготовки толкового доклада.

Принимая участие в прогонах, вы помогаете коллегам, а еще структурируете знания, узнаете новое о подаче материала, развиваете критическое мышление, учитесь давать обратную связь, размышляете о потенциальной реакции зала. И если вы намерены выступить — все эти знания пригодятся. Подобные встречи работают и на личный бренд: вы проявляете себя в качестве эксперта в сообществе активистов.

Когда я назначаю прогон, обычно спрашиваю у спикера, кого он хочет на него позвать. Часто бывают ситуации, когда говорят: «Позови, пожалуйста, Рому, он классные комментарии дает». Когда один и тот же человек повторяется, я понимаю, что он наработал себе репутацию эксперта.

Когда внешние технические конференции обновляют программные комитеты и приглашают в них участников, они оценивают не только экспертность кандидата, знание трендов в сфере, активность в сообществе, но и умение помогать готовить доклады. Это как раз можно прокачивать внутри своей компании. Так, некоторые наши ребята вошли в составы программных комитетов, что лишний раз подтверждает их экспертность.

Подготовка новостных дайджестов. Каждый день в мире технологий что-то происходит: релизятся версии языков программирования, инструменты устаревают, где-то выкатываются изменения. Эти новости важны для работы ваших коллег, поэтому здорово собирать их в дайджест. Подготовка таких дайджестов поможет вам быть в курсе обновлений и закрепить за собой роль эксперта.

Помощь в подготовке статей. Авторы, которые давно и много пишут на Хабре, понимают, что заходит, знают особенности, готовы к комментариям — в том числе негативным.

Авторам, которые пишут впервые, нужна помощь в поиске темы и структурировании мыслей. И снова кто может помочь лучше, чем коллеги по отрасли? Таким коллегой можете стать вы: вместе подумать над темой статьи, помочь вытащить уникальное и интересное, убрать очевидное, вычитать статью на ошибки или важные дополнения. Где-то придется больше погрузиться в предметную область, где-то найти информацию или опровержение. Все это не только поможет коллеге с публикацией, но и вам — повысить свою экспертность. Спустя несколько статей вас уже будут знать как человека, к которому можно обратиться за советом.

И еще несколько идей по развитию личного бренда без публичных выступлений. Они не относятся непосредственно к моей работе:

  • опенсорс-проекты;

  • менторинг менее опытных коллег;

  • участие в разработке матриц компетенции;

  • ведение личной страницы на гитхабе;

  • проведение собеседований;

  • комменты к постам по профессиональной тематике.

В больших компаниях можно обратиться к активистам сообщества или деврелам для участия в подобных активностях. А если компания небольшая, что-то из списка можно попробовать инициировать самим.

Есть такая притча про лесоруба, ее чаще упоминают в контексте тайм-менеджмента: «некогда точить топор, надо рубить». Мне кажется, она актуальна и здесь: проявление себя в качестве эксперта, структурирование знаний — это про «точить топор».

Если у вас есть опыт в вышеописанном, расскажите, будет интересно почитать. Возможно, вы знаете еще варианты, как проявить себя в качестве эксперта. Делитесь в комментариях, думаю, многим может быть полезно.

Комментарии (12)


  1. Kerrigan
    03.11.2023 15:06
    +7

    участие в мозгоштурме тем для докладов коллег

    менторинг менее опытных коллег
    участие в разработке матриц компетенции
    проведение собеседований

    В лучшем случае это улучшит вашу репутацию внутри компании, но никак не личный бренд, в худшем - вы просто потратите время зря.

    опенсорс-проекты

    ведение личной страницы на гитхабе

    Только если вы занимаетесь их рекламой, а это уже не очень похоже на вариант "без публичных выступлений", т.е. вам нужно раскрутиться чтобы раскрутиться.

    комменты к постам по профессиональной тематике.

    Это даст вам вообще ничего или репутацию профессионального тролля или давление со стороны компании(а что это ваш сотрудник тут такое пишет у нас).

    Помощь в подготовке статей

    Подготовка новостных дайджестов

    Если эта помощь не подразумевает какого-то указания соавторства, то это не поможет никак, потому что читатель не будет о вас знать.


    1. IrinaSaribekova Автор
      03.11.2023 15:06
      -1

      Мне кажется для начала даже репутация внутри компании - это хороший путь: внутри компании можно как раз потренироваться в более безопасной обстановке высказывать своё мнение, аргументировать позицию. Ну и потом все когда-то меняют работу и всегда могут посоветовать бывшего коллегу на новую работу, зная о его/её профессиональных и человеческих качествах)

      Про потраченное время - мой основной поинт, что участвуя во всякой внепроектной активности, помогая кому-то доработать доклад или статью, как раз повышаешь свои профессиональные навыки. Я много раз видела как во время прогонов, обсуждения докладов кто-нибудь говорил "прикольно, не знал этого")


    1. spasibo_kep
      03.11.2023 15:06

      Привет, лично знаю примеры, как ребята, начинавшие с поиска тем и ревью докладов внутри компании затем становились членами ПК известных конференций. А программный комитет это уже вполне узнаваемые люди)


  1. Pyku_He_oTTyda
    03.11.2023 15:06

    Это все на самом деле так происходит, или просто мечты?


    1. IrinaSaribekova Автор
      03.11.2023 15:06
      +1

      Так происходит) Не знаю, про какой именно аспект статьи вопрос, но описала всё, исходя из своего опыта. И действительно ребята попадали в программные комитеты, и действительно есть Рома, которого просят пригласить на прогоны))) Конечно более быстрый путь к личному бренду - это публичные выступления, но тут я фокусировалась на менее публичных способах.


  1. pomponchik
    03.11.2023 15:06

    Если вкратце, все способы сводятся к выполнению работы за деврела или к помощи деврелу, без очевидной выгоды для участников этого мероприятия, кроме самого деврела.


    1. IrinaSaribekova Автор
      03.11.2023 15:06
      +1

      Не во всех компаниях есть деврелы. И таким образом ребята просто помогают друг другу. Если нет личного интереса (и не входит в обязанности), то конечно не стоит участвовать в подобных активностях)


  1. empelde
    03.11.2023 15:06

    Прежде чем прокачивать профессиональную репутацию, хотелось бы узнать зачем?
    Что это даст?
    Давайте для примера перепрыгнем из ай−ти в медицину. Возьмем зубного врача. Зачем ему прокачивать репутацию в среде других зубных врачей. Имхо надо прокачивать репутацию в среде потенциальных пациентов.


    1. IrinaSaribekova Автор
      03.11.2023 15:06
      +1

      Я в черновике статьи писала дисклеймер, но в итоге убрала, что эта статья не для того, чтобы убедить кого-то развивать личный бренд. А для тех, кто понимает, зачем ему/ей лично это надо, но не чувствует в себе уверенности выходить на публику.

      Кому незачем профессиональная репутация, то и не нужно тратить на это время и силы)

      Если порассуждать, зачем в принципе может быть нужна репутация разработчику. Таких людей хантят на более интересные позиции. Кто-то может хотеть визу таланта и для неё обычно нужны публичные выступления. Есть люди, которые таким образом набирают себе людей в команду - их знают как как крутых профессионалов и хотят попасть к ним в команду. И просто хотеть признания - тоже вполне нормально.

      Но повторюсь, я не ставила целью кого-то убедить прокачивать репутацию, это личное дело каждого)

      P.S. Про мотивацию медиков ничего не знаю))) зачем-то они выступают на всяких медицинских форумах)


      1. empelde
        03.11.2023 15:06
        +1

        Спасибо за ответ. Действительно есть разница между зубными врачами и айти. Айти − это командный вид спорта. И увеличение числа желающих играть с тобой в одной команде − сильный аргумент в пользу прокачки профессиональной репутации.


    1. spasibo_kep
      03.11.2023 15:06
      +1

      Привет, я сын глазного хирурга - и наблюдал, что у врачей это тоже есть. Отец всю рабочую карьеру писал материалы по теме своей работы (научные статьи и диссертация), ходил и иногда выступал на профильных конференциях. В итоге в профессиональной среде его знали как хорошего специалиста по двум видам глазных болезней, а это давало:

      1) Несколько раз предложения о работе хорошие и командировки, где можно было заработать дополнительное в не самые тучные для врачей 90е/2000е.

      2) Приоритетный доступ от работодателей и приглашение освоить новые технологии в операциях - например, отец был в одной из первых групп российских врачей, освоивших лазерное удаления хрусталика.

      3) К нему регулярно отправляли сложных пациентов, часть из них была обеспечена или могла помочь связями в своей среде. Те отцу не надо было среди них прокачивать репутацию - на него работало имя в проф сообществе.


  1. Leetc0deM0nkey
    03.11.2023 15:06

    Ага, тут в соседней теме автор JS книжек был с такой прокаченной репутацией, но работу ему это получить особо сильно не помогало.