Решил проанализировать 200+ коллекций мерча в России и за рубежом. Показываю на примерах главные тренды.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/d87/718/937/d87718937f082f451c7fb9c2f801a4fb.jpg)
Интро
Считается, что популярность мерча определила рок-музыка 60-х. Тогда группы делали футболки для фанатов со своим названием, а с развитием брендинга это явление перешло в корпоративную культуру. Сейчас мерч — это инструмент для повышения узнаваемости и лояльности со стороны сотрудников и клиентов, способ укрепить HR-бренд. Например, в Сбере даже есть департамент брендированной продукции.
Я провел исследование, чтобы определить тренды в разработке корпоративного мерча. Собрал примеры из 200+ российских и международных компаний — от red_mad_robot и «Нетмонет» до Tesla и Microsoft. Ниже — топ из 9 главных трендов.
Тренд №1. Коллаборация
Коллаборации соединяют потребителей двух брендов, повышая узнаваемость компаний и продажи. С помощью такого сотрудничества можно зацепить внимание целевой аудитории, которая о вас пока не знает. Например, IT-компания может заколлабиться с популярной у фрилансеров кофейней, выпустив многоразовые стаканчики. Коллаборации хорошо работают и потому, что обычно представлены в ограниченном количестве — людям нравится обладать немассовым продуктом.
McDonald's х Crocs
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/9cb/634/5b1/9cb6345b1bf97b35861a42b37461caa8.png)
McDonald's решили заколлабиться с Сrocs. Дизайнеры сохранили фирменную форму сабо и добавили айдентику Мака: пины с логотипом и упаковкой еды, маскотов Бёрди, Гримаса и Гамбургера. Красную пару классно украсили жёлтые арки — ещё один фирменный элемент знаменитой сети быстрого питания.
Mercedes x ANCHOR INC.
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/f53/43d/d1c/f5343dd1cef2e2946859bb1ce943dfc6.png)
Немецкий производитель автомобилей сделал коллекцию мерча вместе с японской IT-компанией. Mercedes и ANCOR INC. давно сотрудничают как бизнес-партнёры, а теперь решили закрепить отношения с помощью мерчовой коллаборации. Вышло минималистично и стильно.
Сбер x скульптор Даши Намдаков
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/814/7d9/c2b/8147d9c2be81f75d1e22e983ed7b3f1d.jpg)
Коллабиться можно не только с брендами и компаниями, но с художниками. Сбер выпустил коллекцию мерча, вдохновлённую ландшафтными арт-объектами художника Даши Намдакова. На одежду, шоппер и другие товары поместили работы Даши и небольшой логотип банка. Получилось сдержанно и аккуратно — в духе Сбера.
Тренд №2. Минимализм
Минималистичные вещи универсальны и выглядят дорого. При производстве мерча минимализм позволяет сэкономить на стоимости красок для печати: обычно компании просто размещают свой логотип. Но если вы не гигант индустрии с хорошей репутацией, то люди вряд ли захотят быть бесплатной рекламой бренда. Поэтому стоит подумать о том, как айдентика компании может быть адаптирована к этому тренду.
Tesla
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/ae3/a4c/9ca/ae3a4c9ca8792da9fa967eb516bb8648.png)
Tesla выпускает мерч с названием или логотипом, а фанаты покупают его из-за технологичного подхода компании и просто раскрученности в медиа.
VK
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a07/325/a00/a07325a007fdc921df3f6e331bc44516.png)
Пример более тонкой работы с минимализмом. Из линий складывается название социальной сети, а цветовая палитра дополнительно отсылает к айдентике.
red_mad_robot
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/27a/81c/5c6/27a81c5c6b661cedd7eb515a211a382c.jpeg)
Для сотрудников компания разработала стильные чехлы для ноутбуков с фирменными цветами. Отличный пример аккуратной работы с деталями — работники захотят использовать такую вещь из-за универсальности и ненавязчивого брендирования, а компания укрепит HR-бренд.
Тренд №3. Ностальгия
Тренд на возвращение старых визуальных паттернов. Это вызывает у людей эмоциональную реакцию: вспомнил — прослезился. Особенно подходит компаниям с долгой историей или тем, чья аудитория примерно одного возраста, ведь в детстве они видели одинаковые образы.
Microsoft
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/114/a3f/d09/114a3fd09cd5173c8f8778b100892dc4.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/91d/7bf/246/91d7bf246860a5a1e93e0100cf783cf3.png)
Microsoft сделали мерч, вдохновлённый старыми версиями Windows. На футболках компания разместила знаменитые обои Windows XP и иконку Paint. Пастельная палитра цветов тоже отсылает к началу нулевых, когда кислотность в дизайне ещё не была модной.
Сoca-Cola
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/5fb/ca6/684/5fbca6684d7d9957fc9794e3b82b7aa4.png)
Cola продает футболки со своими старыми рекламными баннерами. Для усиления винтажного эффекта дизайнеры компании «затёрли» изображения, будто футболку правда кто-то уже носил. В целом, решение простое, но оно хорошо отсылает к столетней истории бренда.
Kodak
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a34/928/6ed/a349286edccb9f63d28d76eb8ef68b3a.jpg)
Дабл тренд — коллаборация и винтажный стиль. В честь 25-летнего сотрудничества Kodak и продакшн-студии Company 3 компании решили выпустить коллекцию для сотрудников и избранных клиентов. За основу взяли старый логотип Kodak, который вернули в 2016 году, отказавшись от шрифтового варианта, и сделали фирменные цвета более тёплыми, чтобы отослать к тем же нулевым. Чувство ностальгию добавляет и съёмка на плёночную камеру.
Тренд №4. Концептуальность
Концептуальный мерч связан с ценностями, идеями или инициативами компании. На таких вещах не печатают большое лого, вместо него — визуально-смысловая история.
Яндекс
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/63f/8f1/2e2/63f8f12e27187354efaeda1d263e4045.png)
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/81f/3f2/9e2/81f3f29e2d6fa7057ccff5e21d6b7c28.png)
Яндекс создал коллекция, вдохновлённую эстетикой космоса. Здесь нет явного брендинга, посыл в том, что компания ассоциирует себя с космонавтикой, только в цифровом мире.
Kaspersky
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/7ad/64e/0ae/7ad64e0aedff351b3a5f8a4dca4292ef.png)
На футболке название компании написано на популярном среди геймеров и хакеров языке leet — смеси английских букв и похожих на них цифр. Идея отсылает к технологичности и гиковости компании.
Тренд №5. Маскоты
Маскот — это мощный инструмент брендинга, который повышает узнаваемость и укрепляет эмоциональную связь с пользователями сервиса или услуг. Если у компании есть персонаж, который зашёл аудитории, то с ним можно попробовать сделать мерч.
Duolingo
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/973/28b/9f3/97328b9f306f57680fac7915dee5963a.png)
Cова Duolingo уже стала мемом, поэтому в магазине приложения с ней можно найти футболки, кепки, значки и даже странные маски. Главное забрать заказ самовывозом, чтобы сова не узнала домашний адрес.
VK
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/445/d7e/1e8/445d7e1e85150208caff793d0a6b5588.png)
ВКонтакте и их Персик. С изображением маскота выпустили коллекцию, которая транслирует такую же милоту, как и сам кот.
Тренд №6. Градиенты
Градиенты привлекают внимание, но работать с ними сложно. В цифровых макетах нужно следить за плавностью перехода цветов, а при печати на ткани и бумажных носителях оттенки могут быть искажены. Поэтому этот тренд для тех, у кого есть время и деньги на производственные тесты или тех, кто готов получить неожиданный результат.
Adobe
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/3bd/6d5/dc7/3bd6d5dc7a8031621ff25aaf19be35c6.jpg)
Компания разрабатывает программы для дизайна и обработки фото. Панама очень яркая, но передать специализацию Adobe через вещь удалось.
МТС
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/362/a7d/b81/362a7db8105ff12696c3c93b1099a10f.png)
Двойное попадание №2, ведь это не только градиент, но и коллаб МТС и бренда одежды FBL. У ребят получилось создать плавные цветовые переходы с эффектом выцветшей ткани. Выглядит вполне носибельно.
Тренд №7. Эко
Этот тренд помогает показать стремление компании к устойчивому развитию, а в дизайне мерча создаёт уникальные штуки благодаря использованию различных материалов.
СДЭК
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/790/522/a6e/790522a6e51b6b46ef2df68c7b3a1bc7.jpg)
Ребята из СДЭК переработали упаковку для посылок и сделали из неё непромокаемые плащи, каждая вещь получилась уникальной. Бренд можно узнать по фирменным цветам и шрифтам. Классная инициатива и стильный результат.
ГЭС-2
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/a50/30a/744/a5030a74453677343f1b6ffdfd1d420c.png)
Московский культурный центр выпустили пеналы и картхолдеры из переработанных пакетов. Получилось стильно и аккуратно, в духе минималистичного дизайна самого ГЭС-2.
Тренд №8. Нейросети
Кажется, нейросети для дизайна останутся с нами навсегда. И это здорово — дизайнеры могут отдать им рутинные задачи и выделить больше времени на проекты с сильными смыслами, которые нужно передать визуально.
Студия Артемия Лебедева
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/e16/2f2/cdf/e162f2cdf6ebc22caa63deef3b8ad106.png)
Нейросеть «На районе» позволяет нагенерить бесконечное количество вариантов мерча по запросу пользователя. Только в качестве запроса должна быть конкретная географическая точка — город, район или улица. Понять, что это работа студии Лебедева можно по характерным для нейросети графическим фигурам и кислотным цветам.
«Крупно»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/25c/24b/8a8/25c24b8a8a4e4df6a4412d3fbd60379a.jpeg)
Российский производитель круп решил изобразить на мерче символ бренда — матрёшку. Концепты для мерча придумали креаторы, а выполнила работу нейросеть. Принты выглядят современно, будто это фотографии с выставки современного искусства. Только не могу отделаться от ощущения, что для производителя каш это просто заигрывание с модными темами.
Тренд №9. Ирония
Тренд показывает желание компаний быть неформальными ребятами со своими шутками и мемами. Но перед запуском стоит оценить все риски — что о вашем креативе подумают инвесторы и серьезные клиенты.
Банк «Бланк»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/8bc/09d/dbf/8bc09ddbfdce413b6b7b48f4cb5e455a.png)
Банк сделал футболку для всех, у кого день состоит из рабочих созвонов. Хочется подарить коллегам, которые постоянно просят скинуть ссылку на синк.
«Нетмонет»
![](https://habrastorage.org/getpro/habr/upload_files/dd3/9f0/6cc/dd39f06ccc464533f127c49a1549d568.png)
Ребята просто поместили на футболки ироничные надписи. Это тоже может работать, если вы уверены в совпадении чувства юмора сотрудников и клиентов.
kinall
Как-то раз участвовал в дискуссии на тему долговечности мерча. Я утверждал, что долговечный мерч вызывает уважение к компании, а мой оппонент возражал, что такой мерч будет очень дорогим, тогда как его роль с точки зрения маркетинга заканчивается в момент вручения клиенту.
Так и остались при своих мнениях)
RomeoGolf
Роль мерча продолжается в процессе использования клиентом, а клиент какое-то время работает рекламной площадкой. Так что чем долговечнее мерч, тем больше показов, возможно даже уникальных. Так что дело не только в уважении.
И, кстати, никогда не понимал покупающих мерч. Работать рекламной площадкой, да еще и платить за это? При всей лояльности к бренду надо и к себе уважение иметь.