Меня зовут Кирилл Богатов, я дизайнер разговорных продуктов в KODE. Я проектирую сценарии голосовых помощников и периодически сталкиваюсь с нетривиальными проблемами. Их решение часто связано с издержками — то диалог получается слишком длинным, то ответ становится неестественным, то пользователь сваливается в бесконечный цикл уточнений и переспросов.

Устранить подобные противоречия помогают приёмы ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. Вот только есть проблема: эти приёмы были сформулированы для решения инженерных задач, поэтому их использование в дизайне выглядит неуместным — как можно сделать бота пористым, изменить его агрегатное состояние или привести в колебательное движение?

В этой статье я на примерах покажу, как адаптировал ТРИЗ для работы над голосовым навыком для Алисы. Материал будет полезен дизайнерам и любителям мозговых штурмов.

Что такое ТРИЗ

ТРИЗ — это теория решения изобретательских задач. Её основатель считал, что в основе большинства проблем лежат противоречия — конфликтующие факторы, которые не могут существовать одновременно, а значит, с проблемой нельзя справиться стандартным путём. Применение технологии ТРИЗ помогает находить нестандартные решения и устранять противоречия.

Неорганизованный поиск идей ограничен нашим прошлым опытом и часто сводится к перебору знакомых решений. ТРИЗ решает эту проблему, предлагая строгий алгоритм действий и ряд «отправных точек» для генерации нестандартных идей.

Как использовать ТРИЗ

Я использую ТРИЗ для решения проблем в сценариях разговорных продуктов. Это помогает мне улучшить пользовательский опыт, обойти техническое ограничение, да и просто выйти из ступора. Отдельные методы применяю для оптимизации блок‑схем.

Поиск решения с помощью ТРИЗ состоит из четырёх шагов:

  1. Сформулировать проблему.

  2. Определить идеальный конечный результат.

  3. Найти противоречие, мешающее достичь этот результат.

  4. Подобрать принцип ТРИЗ, приближающий к идеальному результату.

Ниже я поэтапно описал каждый шаг на примере реальных ситуаций, с которыми столкнулся во время работы над разговорным навыком для голосовых колонок.

Формулирование задачи

Задача — это то, что нужно сделать. Например, рассмотрим дизайн‑задачи для голосового навыка электронного дневника:

  • Рассказать пользователю о возможностях навыка.

  • Рассказать ребенку о домашнем задании на всю неделю.

  • Придумать, как отличить пользователя‑ребенка от пользователя‑родителя.

  • Придумать оригинальное сообщение об ошибке.

Признаюсь, я слукавил. Это неудачные примеры задач, так как они отталкиваются от функций системы, а не от пользователя. В итоге мы запираем себя в рамках интерфейса и можем упустить решения, выходящие за его рамки.

Вот как выглядят задачи, ориентированные на пользователя:

  • Помочь пользователю понять, какие задачи он может решать с помощью навыка, и что ему нужно для этого сказать.

  • Помочь ребенку оценить, много ли домашки нужно сделать до конца недели и с чего лучше начать.

  • Сделать общение с навыком комфортным как для детей, так и для родителей.

  • Помочь пользователю избежать ошибки.

Думайте о пользователе, а не о функциях.

Идеальный конечный результат

Идеальный конечный результат (ИКР) — это когда результат получается сам собой и без негативных последствий:

  • Система выполняет функцию без участия пользователя;

  • Системы нет, а ее функция выполняется;

  • Функция оказывается вообще не нужна.

Применительно к нашим примерам:

  • Обучения нет, а пользователь всё знает.

  • Ребёнок понимает, что ему нужно учить, без перечисления всех заданий. Списка заданий нет, а общая картина — есть.

  • Возраст и статус пользователя не имеют значения — ответы навыка звучат естественно для всех.

  • Ошибки нет — система исправила её сама.

К сожалению, ИКР часто остается недостижимым идеалом:

  • Обучение без обучения не подходит для проектов с большим количеством функций.

  • Ребёнок всё ещё может попросить озвучить всю домашку за раз.

  • Родители спрашивают информацию о детях, а дети — о себе. Помощнику приходится говорить о пользователе то в первом, то в третьем лице.

  • Не все ошибки можно предусмотреть или исправить.

Тем не менее, ИКР задает направление, по которому нужно двигаться. Кроме того, подобный анализ обнажает противоречия, о которых и пойдет речь дальше.

Идеальный конечный результат — это направление, а не самоцель.

Противоречия

Противоречия — это то, что мешает прийти к идеальному конечному решению. А если оно нереализуемо, то просто к оптимальному. Противоречия обычно формируются по шаблону: «Если X, то Y, но Z».

  • Если пропустить этап обучения, то пользователю не придётся слушать длинную инструкцию. Но тогда он не сможет узнать о новых возможностях навыка, а старые функции будет вынужден изучать наугад.

  • Если не озвучивать домашнее задание полностью, то ребенку придётся спрашивать его отдельно по каждому предмету. Но тогда ему будет трудно оценить, какие уроки нужно выучить до конца недели.

  • Если всегда говорить о ребёнке в третьем лице, то родители сразу поймут, о ком идёт речь. Но если навыком пользуется ребенок, то ответ будет звучать неестественно: «Покажи мои оценки — сегодня Марк получил четвёрку по математике».

  • Если пользователь произнесет неизвестную команду, то навык выдаст стандартное «Извините, непонятно». Но это не поможет пользователю понять, что он сделал не так: есть ли такая функция вообще, или его просто неправильно услышали.

Противоречия не всегда связаны с идеальным конечным решением. Иногда это просто замкнутый круг, в котором ты внезапно оказываешься в процессе работы.

Вот так, например, ощущался мозговой штурм во время разработки сценария записи к врачу
Вот так, например, ощущался мозговой штурм во время разработки сценария записи к врачу

Приёмы разрешения противоречий

Для разрешения противоречий в ТРИЗ используются особые приёмы. В «классическом варианте» теории их 40 штук — вы можете изучить их по ссылке. Зачастую они выглядят, как инструкции из цеха металлопроката, поэтому я решил адаптировать этот список для решения задач разговорного дизайна. Удалил часть приёмов, связанных с физическими свойствами материалов и добавил несколько идей, которые часто использую в работе: «поставь преграду», «измени уровень детализации» и «используй контекст».

В итоге у меня получилось вот такое ТРИЗ‑Бинго:

Наша задача — найти прием, который помог бы разрешить противоречие и приблизиться к идеальному конечному результату. Конечно, не все приёмы ведут к разрешению противоречия. Иногда они помогают решать смежные задачи. Например, не «избавиться от обучения», а «сделать обучение удобным для восприятия на колонках». Так как идеальный результат не всегда достижим, подобные решения могут оказаться более эффективными.

Отмечу, что адаптация приёмов ТРИЗ под конкретную задачу часто похожа на попытки натянуть сову на глобус. Также может показаться, что под одно и то же решение подходит сразу несколько приёмов. Это нормально. Задача ТРИЗ — создать отправную точку для поиска решений. А уж как эта точка будет выглядеть — не так уж и важно.

«Натянуть сову на глобус» — это приём «Помести одно в другое».

Вернёмся к нашим кейсам и соберём весь алгоритм воедино.

Кейс 1. Рассказать о возможностях

Задача: помочь пользователю понять, какие задачи он может решать с помощью навыка и что ему нужно для этого сказать.

Идеальный конечный результат: Функции обучения нет, а пользователь всё знает.

Противоречия: Если пропустить этап обучения, то пользователю не придётся слушать длинную инструкцию. Но тогда он не сможет узнать о новых возможностях навыка, а старые функции будет вынужден изучать наугад.

Приёмы ТРИЗ:

  • Разбей на части. Вместо одного длинного перечисления использовать короткие предложения по три‑четыре пункта каждый: «Я умею так и так. Помогу с этим, тем и другим. А ещё я знаю, как сделать так, так и вот так». Время обучения это не сократит, но упростит его восприятие.

  • Сделай заранее. Как проинформировать пользователя о возможностях навыка до его запуска? Например, выпустить небольшое промо‑видео или расписать функции на странице навыка.

  • Сделай наоборот. Что если не помощник будет рассказывать о своих возможностях, а пользователь будет спрашивать о том, что ему нужно? Этот способ работает в том случае, если пользователь уже сталкивался с похожими функциями — например, на сайте или в мобильном приложении, и у него успели сформироваться ожидания.

  • Помести одно в другое. Как только пользователь достиг своей цели, «прорекламировать» ему одну из неочевидных возможностей.

  • Используй элементы другого типа. Вместо того, чтобы использовать голос, вывести на экран карточку со списком доступных функций и примерами команд.

  • Сделай изменчивым. Во время приветствия рассказывать пользователю о нескольких функциях. При следующем входе рассказать ещё о нескольких.

  • Объедини похожее. Объединить функции в группы, чтобы дать пользователю общее представление о возможностях навыка, не перечисляя их все. Подготовить уточняющие ответы на вопросы «Что ты можешь рассказать о Х?».

Мы остановились на приёмах «Объедини похожее» и «Разбей на части» — при запуске навыка помощник озвучивает главные темы для общения, а подробную информацию можно получить по команде «Что ты умеешь».

Tак как помимо навыка у пользователей был веб‑сервис и мобильное приложение, мы также использовали «Сделай заранее», чтобы оповещать пользователей о новых функциях через другие каналы связи.

Задание для любознательных: определите, какие из приёмов используются в Алисе, Сбере или Тинькоффе.

Кейс 2. Рассказать домашку за неделю

Задача: Помочь ребенку оценить, много ли домашки нужно сделать до конца недели и с чего лучше начать.

Идеальный конечный результат: Домашку не назвали, а ребенок знает, к чему готовиться.

Противоречия: Если не озвучивать домашнее задание полностью, то ребенку придётся спрашивать его отдельно по каждому предмету. Но тогда ему будет трудно оценить, какие уроки нужно выучить до конца недели.

Приёмы ТРИЗ:

  • Поставь барьер. Вместо того, чтобы сразу озвучивать домашку, пусть помощник просто перечислит все предметы с заданием, а затем предложит выбрать один из предметов.

  • Сделай прерывным. Если полного перечисления не избежать, пусть помощник перечисляет по одному предмету, каждый раз запрашивая у пользователя готовность слушать дальше.

  • Перейди в другую плоскость. Так как текст задания может содержать условия задач, ссылки и номера упражнений, можно попробовать сгенерировать страницу со списком заданий и отправить ребенку на телефон через SMS или push‑уведомление. Идея странная, но на данном этапе можно предлагать всё, что угодно.

  • Сделай проще в ущерб чему‑то другому. Отказаться от реализации проблемного сценария и предложить посмотреть задание через мобильное приложение.

В итоге мы остановились на приёме «Поставь барьер», так как дополнительный шаг сценария помогал оценить объём домашки и сосредоточиться на конкретном предмете. Однако, мы также использовали приём «Сделай прерывным» на случай, если пользователь всё же захочет прослушать всё домашнее задание за раз.

Кейс 3. Найти общий язык

Задача: сделать общение с навыком комфортным как для детей, так и для родителей.

Идеальный конечный результат: возраст и статус пользователя не имеют значения — ответы навыка звучат естественно для всех.

Противоречия: Если всегда говорить о ребёнке в третьем лице, то родители сразу поймут, о ком идёт речь. Но если навыком пользуется ребенок, то ответ будет звучать неестественно: «Покажи мои оценки — сегодня Марк получил четвёрку по математике».

Приёмы ТРИЗ:

  • Подложи подушку безопасности. При запуске навыка спрашивать, как зовут текущего пользователя.

  • Изолируй проблемную часть. Наша проблемная часть — это местоимения «вы», «он», «она» и имена детей. Если ребенок в семье один, его имя можно не уточнять. А вместо личных формулировок использовать обезличенные: «На завтра задали», «Завтра будет пять уроков». Если детей несколько, их всегда нужно называть по имени.

  • Используй контекст. Под обратной связью здесь понимается любой контекст, который даёт пользователь. Что в его словах может указывать на то, что перед нами ребенок, а не родитель?

  • Перейди в другую плоскость. Попробуем найти решение не в словах, а в чем‑то другом. Попробуем научить помощника распознавать пользователя по голосу.

На данный момент мы остановились на решении «Изолируй проблемную часть», но поглядываем на «Используй контекст». Если говорит ребёнок, то в его речи скорее всего будет местоимение «я», а если родитель — слова «ребенок», «сын» и «дочь». Так мы сможем отличить их друг от друга.

Кейс 4. Справиться с ошибкой

Задача: помочь пользователю избежать ошибки.

Идеальный конечный результат: ошибки нет — система исправила её сама.

Противоречия: Если пользователь произнесет неизвестную команду, то навык выдаст стандартное «Извините, непонятно». Но это не поможет пользователю понять, что он сделал не так: есть ли такая функция вообще, или его просто неправильно услышали.

Приёмы ТРИЗ:

  • Используй обратную связь. Отзеркалить запрос пользователя, чтобы он понял, правильно ли его услышали: «Блюда „Сладкий рулет“, нет в нашей славной таверне. Показать вам меню?».

  • Используй обратную связь. Снова. Если пользователь столкнулся с ошибкой несколько раз подряд, предложить ему своими словами объяснить, что пошло не так. Результат отправить в службу поддержки.

  • Обрати вред в пользу. Использовать сообщение об ошибке для обучения пользователя: «В этой теме я пока не сильна. Но зато могу рассказать вам о драконах, нордах и боевых криках. Обращайтесь!».

  • Автоматизируй. Использовать нейросеть для ответов на все информационные запросы.

  • Перейди в другую плоскость. Если не справляется робот, пора переводить на оператора! Или же предложить узнать ответ в другом месте.

В наших проектах мы в основном использовали приёмы «Обратная связь» и «Обрати вред в пользу». Ошибки бывают разные, поэтому каждую ситуацию нужно рассматривать отдельно.

Прочие кейсы

В качестве бонуса — ещё несколько примеров использования ТРИЗ. Они не привязаны к конкретному противоречию, но бывают полезными во время работы над сценариями:

  • Вынеси то, что мешает ‑ во время проектирования блок‑схемы сценария изолировать часто встречающиеся ошибки и описать их отдельно, чтобы упростить восприятие схемы.

  • Сделай неоднородным — использовать разные варианты приветствия для новых и опытных пользователей. Чем дольше пользуешься навыком, тем короче приветствие.

  • Сделай изменчивым — использовать разные формулировки для часто повторяющихся ответов, чтобы добавить динамики и поддержать иллюзию естественного общения.

  • Сделай универсальным — использовать один и тот же шаблон ответа для разных ситуаций.

  • Подложи подушку безопасности — использовать закрытые вопросы, чтобы пользователю было проще сформулировать свой ответ.

  • Создай противовес — если мы ожидаем от пользователя ответ «да», нужно учесть, что он может сказать и «нет».

  • Измени уровень детализации — использовать примеры вместо подробных объяснений; убрать часть несущественной информации, чтобы ускорить взаимодействие или избежать сложных формулировок;

  • Измени скорость — увеличить паузы между предложениями, чтобы голосовой помощник смог интонационно разделить две соседние мысли.

  • Поставь барьер — использовать звук, чтобы разделить два соседних предложения, не создавая неестественной паузы.

  • Используй элементы другого типа — использовать кнопки, саджесты и карточки, чтобы структурировать информацию и улучшить взаимодействие на экране.

Приглашаю коллег‑дизайнеров дополнить список личными примерами, а сторонников «классического» ТРИЗ — к конструктивной критике.

Комментарии (33)


  1. MAXH0
    24.11.2023 13:21
    +3

    Как я понимаю ТРИЗ - это некий фореймворк, который как утверждает его автор, помогает решать изобретательские задачи... Какие значимые изобретения со времен появления ТРИЗ были созданы с применением этого фреймворка и какой общий экономический эффект от применения ТРИЗ?

    Или это как NLP. Наука признаваемая только адептами этой науки.


    1. konst90
      24.11.2023 13:21
      +4

      Какие значимые изобретения со времен появления ТРИЗ были созданы с применением этого фреймворка

      Что ж вы с козыря сразу?


    1. Rainvention
      24.11.2023 13:21

      Не думаю, что можно с уверенностью сказать о том, какие идеи были придуманы именно с помощью ТРИЗ. Но многие из них связаны с решением противоречий. Например:

      • Айфон: физической клавиатуры нет, а печатать удобно (приём «Унификация»).

      • Фоновая загрузка плейлиста в Спотифай: интернет слабый, а музыка не прерывается (приём «Сделай заранее»).

      • Вращающаяся дверь: человек войти может, а сквозняк - нет (приём «Унификация», т.к. дверь открыта и закрыта одновременно).

      • Облачное хранилище: устройства с собой нет, а доступ к данным есть (приём «Посредник»).

      Я воспринимаю ТРИЗ как метод организации творческого процесса. Никакой волшебной пилюли в нём нет.


      1. konst90
        24.11.2023 13:21
        +5

        В нем вообще ничего нет. Это максимально обобщенный список подходов, который как сову на глобус можно постфактум натянуть на конкретное решение.

        А вот решить инженерную задачу, то есть открыть "теорию" и найти там алгоритм решения конкретной проблемы - он не помогает примерно никак. Сделай универсальным. Спасибо, как бы я без вас догадался, что одно устройство может выполнять две функции.


        1. Rainvention
          24.11.2023 13:21

          Существующие решения сложно оценивать иначе, чем постфактум.

          Как я уже писал в статье, ТРИЗ задаёт вектор для поиска «идеального» результата, а не предлагает конкретный алгоритм его получения.


          1. konst90
            24.11.2023 13:21
            +5

            Поэтому ТРИЗ и не теория, а набор общих слов типа "делайте хорошо, а плохо не делайте".


      1. muxa_ru
        24.11.2023 13:21

        Айфон: физической клавиатуры нет, а печатать удобно (приём «Унификация»).

        К моменту появления Айфона значительная часть рынка КПК была без хардварной клавиатуры.

        Фоновая загрузка плейлиста в Спотифай: интернет слабый, а музыка не прерывается (приём «Сделай заранее»).

        "Выкачать всю страницу целиком и потом читать" - распространённый алгоритм действия времён ПОВРЕМЁННОГО диалапа.

        Вращающаяся дверь: человек войти может, а сквозняк - нет (приём «Унификация», т.к. дверь открыта и закрыта одновременно).

        Вот чёто мне кажется, что вращающаяся дверь нужна не для борьбы со сквозняками, а ровно для того же для чего нужен любой вращающийся элемент - бесконечное движение вращения обеспечивает большую производительность, чем периодическое возвратно-поступательное.

        Облачное хранилище: устройства с собой нет, а доступ к данным есть (приём «Посредник»).

        Это просто подключение к удалённому серверу, которое лежит в основе компьютерных сетей. А восходит оно к запросу в справочную, и не важно звонишь ты по телефону или пишешь письмо.


      1. muxa_ru
        24.11.2023 13:21

        Фоновая загрузка плейлиста в Спотифай: интернет слабый, а музыка не прерывается (приём «Сделай заранее»).

        Ну и, да, это просто создание складских запасов необходимых для функционирования производства, в случае возникновения перебоев с поставками.


      1. MAXH0
        24.11.2023 13:21

        Вот с вероятностью 146% я берусь спорить, что Стив про ТРИЗ даже не слышал.


        1. konst90
          24.11.2023 13:21
          +5

          ТРИЗ - это умение описать методами ТРИЗ решение задач, полученное без применения ТРИЗ.


        1. Rainvention
          24.11.2023 13:21

          Тут вы правы. Он хотел создать универсальное устройство, сочетающее в себе плеер, телефон и планшет без стилуса. Для него эта идея была интуитивна.


    1. ukhanov
      24.11.2023 13:21
      -1

      Любой наукой могут пользоваться только "адепты". Остальные - это диванные аналитики.

      Изобретательские задачи можно классифицировать по уровню сложности: для решения нужно перебрать с десяток вариантов - первый уровень, сотню - второй, тысячу - третий ...

      Начиная с четвёртого уровня задача перестаёт решаться методом грубой силы: перебором. ТРИЗ позволяет сильно упростить решение - с пятого или шестого уровня перевести на второй, а то и на первый.

      Что касается "общего экономического эффекта", то даже во времена, когда это называлось АРИЗ (алгоритм...), изобретения сыпались, как из рога изобилия. Число патентов исчислялось тысячами.

      ЗЫ. Мне повезло быть на семинаре самого Г.С. Альтшулера в далёких 70-х.


      1. konst90
        24.11.2023 13:21
        +2

        Не патентов, а авторских свидетельств. Это принципиальная разница.

        В СССР патентное право было вывернуто наизнанку: вместо получения патента и оплаты патентной пошлины изобретатель получал от государства деньги за полезное изобретение. И была комиссия, которая определяла, полезное изобретение получилось или нет. Альтшулер придумал способ обойти систему - писать авторские, которые формально подходили под критерии и оплачивались, но на практике были не нужны.

        Вот и вся польза ТРИЗ. Как только за патенты снова стал платить изобретатель - ТРИЗ закончился.


        1. ukhanov
          24.11.2023 13:21

          Не патентов, а авторских свидетельств. Это принципиальная разница

          Извините, я был неточен. Оплату пошлины за патент брали на себя предприятия, где работал изобретатель. За авторское свидетельство опять же платило предприятие. Поэтому утверждение

          но на практике были не нужны

          мягко говоря, беспочвенное. Сам являюсь обладателем патента (увы, не ТРИЗовского) и платило за это предприятие.

          Ну и данная статья свидетельствует против того, что ТРИЗ закончился, как бы этого хотелось кому-то и не понятно почему.


          1. konst90
            24.11.2023 13:21

            мягко говоря, беспочвенное. 

            В первом же комментарии был задан вопрос про значимые изобретения. Можете назвать хоть что-то изобретённое Альтшулером с применением ТРИЗ, что широко применялось бы на практике в какой-то отрасли? Сам Альтшулер, насколько я знаю, вы основном объяснял с точки зрения ТРИЗ чужие полезные изобретения, а не создавал свои.

            Ну и данная статья свидетельствует против того, что ТРИЗ закончился

            Не вижу такого свидетельства. Потому что не вижу в статье применения теории. Нет никого обоснованного теорией перехода от названия приёма к собственно приёму. Вот прям берём первый же пример:

             Вместо одного длинного перечисления использовать короткие предложения по три‑четыре пункта каждый

            Это попадает и под "Разбей на части", и под "Сделай наоборот", "Сделай чуть меньше", "Сделай прерывным", "Измени форму", "Используй элементы другого типа". Видите, как здорово, сразу семь приёмов применили! А по сути не применили ничего, потому что ни из одного названия приёма никак не вытекает, что и как нам нужно сделать в данной конкретной ситуации. Есть только набор общих советов. "Сделай прерывным" и рядом "Сделай непрерывным". Отличная теория.

            Как если бы я, например, сидел в задумчивости над сломанной деталью, а ко мне подошел бы коллега и сказал: "Слушай, у меня есть теория решения ремонтных задач. Можно приварить, можно соединить болтами, можно склеить, можно проволокой примотать, можно...". Пользы от такой теории - ровно ноль, потому что она не даёт никакого чёткого ответа, а перечисляет давно известные общие приёмы.


            1. ukhanov
              24.11.2023 13:21

              На случай, если Вас забанили в Интернете:

              А.с. 6756 СССР. Кл. 61а 29/01. Дыхательный аппарат с химическим патроном/Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро, И.В. Тальянский (СССР). - N 5305/324480; Заяв. 09.11.43. Опубл. 21.08.47.

              А.с. 71289 СССР. МКИ С 01в 13/08, кл. 12i 11. Способ и устройство для получения кислорода из воздуха/Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро (СССР). - N 10170/356157; Заяв. 03.06.47; Опубл. 30.06.48, Бюл. N 6, с. 7.

              А.с. 83099 СССР. МКИ А 61в 7/00, кл. 30а 5/01. Прибор для аускультации /Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро (СССР). - N 399557; Заяв. 24.06.49; Опубл. 31.12.50, Бюл. N 12, с. 50.

              А.с. 84460 СССР. Кл. 21а, 1/01. Устройство для получения акустической отдачи телефона/Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро (СССР). - N 374611; Заяв. 10.03.48.

              А.с. 85954 СССР. МКИ В 23к 5/2, кл. 49h, 34/01, 26а, 3/02, 26а, 10. Аппарат для газовой сварки/Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро (СССР). - N 392091; Заяв. 16.02.49. Опубл. 31.01.56, Бюл. N11, с. 44.

              А.с. 111144 СССР. Кл. 61а, 29/12. Аппарат для индивидуальной газотепловой защиты/Г.С. Альтшуллер, Р.Б. Шапиро (СССР). - N 555265; Заяв. 24.07.56. Опубл. 2.07.58, Бюл. N 4, с. 111.

              А.с. 120909 СССР. МКИ Е 04g, 21/12, кл. 37в, 4/01. Способ электротермического натяжения высокопрочной арматуры/Г.С. Альтшуллер, Л.Н. Фильковский (СССР). - N 612105/29; Заяв. 20.11.58. Опубл. 6.07.59, Бюл. N 13, с. 20.

              А.с. 124859 СССР. МКИ Е 04g 21/12, кл. 80а, 51 Устройство для натяжения арматуры/Г.С. Альтшуллер, Л.Н. Фильковский (СССР). -N 607864/29; Заяв. 18.09.58. Опубл. 12.12.59, Бюл. N 23, с. 95.


              1. konst90
                24.11.2023 13:21
                +1

                Я просил не просто список изобретений Альтшулера, а хотя бы одно изобретение, созданное с помощью ТРИЗ и имеющее широкое практическое применение. Есть такое? Заполненный жидкостью стетоскоп и дыхательный патрон на перекиси водорода - это ново и необычно, но на практике они что-то не используются.


                1. ukhanov
                  24.11.2023 13:21

                  Я не медик. А Вы?


                  1. konst90
                    24.11.2023 13:21

                    Я тоже не медик, но оценить вклад Флеминга или Земмельвейса в медицину или, скажем, Макферсона в автомобилестроение могу. С медициной даже проще - куча медицинских инструментов, методов, болезней названо в честь их создателей или открывателей. Но вот стетоскопа Альтшулера что-то не слышно.

                    Есть ли вообще вклад Альтшулера в практику? Окей, пусть без широкого применения. Есть вообще хоть одно его изобретение, о практическом применении которого с экономическим эффектом было бы известно, и это подтверждено хоть какой-то литературой?


                    1. ukhanov
                      24.11.2023 13:21

                      "Я тоже не медик" Именно поэтому я могу что-то говорить и утверждать только в области моей профессиональной деятельности (да и то с большой осторожностью).

                      Про вклад, подтверждения и применения - Вы готовы пройтись по списку его изобретений и квалифицировано утверждать, что всё это чушь. Для разминки можете начать со способа натяжения арматуры. Насколько я слышал, именно так её и натягивают по сей день.

                      Ну вот, не хотел записываться в диванные аналитики, но Вы меня спровоцировали. Больше не буду.


                      1. konst90
                        24.11.2023 13:21

                        Для разминки можете начать со способа натяжения арматуры.

                        Удивительно, но и это его изобретение не применяется. Он ведь не изобрёл способ натяжения арматуры. Он внёс два усовершенствования (теплоизоляционный кожух и контроль температуры) в чужой способ, который не используется.

                        Некто - даже копать не хочу - придумал, что можно нагреть тяговый стержень, присоединить к нему арматуру, а затем дать стержню остыть. Тогда, остывая и укорачиваясь, он растянет арматуру. Альтшулер в 1958 году предложил две вещи:

                        1. Заключить этот стержень в теплоизоляционный кожух с вентиляцией, чтобы ускорить нагрев и охлаждение.

                        2. Нагревать не только тяговый стержень, но и саму арматуру - тогда при остывании удлинение будет ещё больше.

                        Вот и все (оба) изобретения Альтшулера в области арматуры. Если это всё, что дал миру создатель теории решения инженерных задач... Видимо, теория не очень хорошо масштабируется.


                      1. ukhanov
                        24.11.2023 13:21
                        -1

                        "...не применяется.... нагрев арматуры.." Вы уж определитесь:

                        "Установка СМЖ-129Б выпускаемая ООО "Завод ЧЕЛСТРОММАШ" предназначена для удлинения методом электротермического нагрева горячекатаной арматуры периодического профиля, используемой при производстве предварительно напряжённых железобетонных изделий. Установки выпускаются для удлинения арматурных стержней длиной от 5600 мм до 16000 мм."

                        ТРИЗ позволяет повысить эффективность решения изобретательских (а не инженерных, хотя разница, как мне кажется, невелика) задач. Вы можете назвать какой-нибудь другой способ повышения этой самой эффективности?

                        Спойлер: мозговой штурм не катит.


                      1. konst90
                        24.11.2023 13:21
                        +1

                        предназначена для удлинения методом электротермического нагрева горячекатаной арматуры

                        Это не то, что предложил Альтшулер. Нагрев самих стержней был придуман до него.

                        ТРИЗ позволяет повысить эффективность решения изобретательских

                        И вы этот тезис можете подтвердить - чем? Списком из восьми авторских свидетельств без следов практического использования? Отличное повышение.


                      1. ukhanov
                        24.11.2023 13:21

                        Тогда, остывая и укорачиваясь, он растянет арматуру. Альтшулер в 1958 году предложил две вещи:

                        1. Заключить этот стержень в теплоизоляционный кожух с вентиляцией, чтобы ускорить нагрев и охлаждение.

                        2. Нагревать не только тяговый стержень, но и саму арматуру - тогда при остывании удлинение будет ещё больше.


        1. muxa_ru
          24.11.2023 13:21

          Альтшулер придумал способ обойти систему - писать авторские, которые формально подходили под критерии и оплачивались, но на практике были не нужны.

          А есть что почитать на эту тему?

          Не про советскую систему патентов и авторских свидетельств, а про то что АРИЗ это инструмент "взлома" системы авторских свидетельств?


  1. username-ka
    24.11.2023 13:21
    +2

    Небольшая коррекция - Теория Решения Изобратательских Задач, не инженерных.


  1. muxa_ru
    24.11.2023 13:21
    +3

    1. Сформулировать проблему.

    2. Определить идеальный конечный результат.

    3. Найти противоречие, мешающее достичь этот результат.

    4. Подобрать принцип ТРИЗ, приближающий к идеальному результату.

    В ТРИЗ нет той самой "Т" - теории.

    Потому что, в конечном счёте, всё сводится к п.4, то есть это вопрос насмотренности на чужие решения. Но там нет обобщения, нет перехода от частного к общему с выведением общих закономерностей.

    А теория это именно общие закономерности в которые ты помещаешь свой частный случай и получаешь результат с которым ещё не сталкивался.

    Расчёт полёта объекта по баллистической траектории, это теория. Можно менять параметры объекта, параметры тела на котором всё происходит, параметры первоначального броска и получать конечный результат.

    Но в ТРИЗ ничего этого нет, так что это не ТЕОРИЯ, а набор мотивационных рассказов о том, что "другие смогли, а значит и ты сможешь".


  1. jackcrane
    24.11.2023 13:21

    Задача: пользователь продолжает решать свои задачи как обычно, через веб-интерфейс и поисковую строку.

    ИКР: никакого голосового помошника нет и не надо.

    Противоречие: меня уволят.

    Решение: ???


    1. Rainvention
      24.11.2023 13:21

      Какая задача - такое и решение)


  1. sale201210
    24.11.2023 13:21
    +1

    По моему, ТРИЗ помогает начать думать в правильном направлении. Сам он, понятно, ответ на текущую задачу не знает и подсказать не может...


    1. Rainvention
      24.11.2023 13:21

      Да, именно так. Это как начальные координаты для поиска.


  1. IamSkazka
    24.11.2023 13:21
    +1

    Посмотрите на выдаваемые json-ы (парсинга реплик пользователей навыка) в сервисе Примитив https://primitiv.ru Возможно, не придётся ничего изобретать.


  1. VitalikKoshelev
    24.11.2023 13:21

    О Боже мой! Все так накинулись конкретно ТРИС. Для меня статья интересна в первую очередь проблемами которые возникали в вашем опыте и путями их решения. Спасибо автору, буду рад если вы будете и далее описывать кейсы