Моя двенадцатилетняя карьера в ИТ не похожа на настоящую карьеру. Скорее, это был поиск наилучшего применения себя в области, которая понравится больше остальных — и эту область тоже надо было сначала найти. Итак, место действия — Москва, время действия — с 2011-го по настоящее время.
Как я работала техписателем
В ИТ зашла случайно и героически — как технический писатель. Случайно — потому что хотела устроиться в маркетинг, но не получалось, а у знакомых попалась вакансия техписа. Взяли без опыта, помогло наличие свежего технического высшего образования. Героически — потому что если человек умудрился вырасти и сложиться в синтезе творческого и системного начал, техписательство слишком быстро становится скучным.
Работа в основном состояла в том, чтобы применять правила — много правил! Нужны были врождённая грамотность и здравый смысл, но правил было больше. Утешало только то, что по словам коллег, у каждого технического писателя обязательно есть технический читатель. Я была молода и легко верила ещё и не такому.
Позиция техписа на входе в ИТ хороша тем, что с неё довольно удобный обзор. Видно, как устроена команда, кто чем занимается, за что отвечает. Если это крупный системный интегратор, работаешь на проектах в разных отраслях — гос, нефтянка, ритейл, — и чувствуешь разницу корпоративных стандартов. Также приходится читать множество техзаданий, спецификаций, методик испытаний. В результате перестаёшь бояться ГОСТов и сложных айтишных слов, а ещё учишься находить общий язык с разработчиками. Это не раз пригодится в жизни, а однажды не сработает.
Возвращаясь к техническим читателям: чего не видно с позиции техписа, так это конечного пользователя. Несмотря на километровые пользовательские инструкции, было ощущение, что они пишутся в никуда, просто чтобы закрыть этап проекта, а на самом деле их никто никогда не откроет. Казалось, заказчик и подрядчик делают проект сами для себя. Привыкаешь быстро, но вот это ощущение «А для кого я здесь?»...
Наступил момент, когда на обычное количество работы стало хватать половины времени. Появилось ощущение, что нужно куда-то двигаться. Так я пришла на внутренний семинар компании на тему «Кто такой аналитик и как им стать».
Что делает бизнес-аналитик?
Вообще, наблюдения за аналитиками вызывали легкий шок: аналитики на моём основном проекте — большом, госовом — работали больше всех, никогда не уезжали домой вовремя и всегда ходили с вытаращенными от количества задач глазами. Но суть работы звучала интересно — под аналитиком в том месте и в то время имелся в виду фулл-стековый человек, который управляет требованиями, пишет спеки и нужен абсолютно всем, от заказчика до тестировщика. Компания предоставляла возможность прокачаться на внутренних курсах, я пошла учиться, три месяца — и вуаля, я аналитик! Практически сразу меня затянуло в один амбициозный проект с крайне сжатыми сроками и непростым заказчиком.
Тогда только начинался эджайл. В проектах появлялись новые понятия: спринты, бэклоги, груминги, ретро. Но «пользователь» в крупных заказных проектах по-прежнему оставался кем-то, кто лишь мешает системе работать так, как её создали разработчики.
Аналитики расспрашивали заказчика о его требованиях, пытали сотрудников на местах на предмет их процессов, но никто не затруднялся сделать прототип и узнать у конечного пользователя, насколько ему удобно работать с привычными задачами в новом интерфейсе. Зачем, если тот, кто платит, не видит ценности в удобстве подчинённых? Будут работать в том, что дадут. Подчинённые же, как правило, сопротивлялись именно нарушению привычного и тоже не обращали внимания на новый пользовательский путь, лишь изредка подсказывая: «Тут приходится мышкой очень далеко водить по экрану, а здесь чересчур много кликов, тратим лишнее время».
На этом большом проекте по стечению обстоятельств мне довелось попробовать много разных ролей, и хорошо, что не все одновременно:
обсуждала с заказчиком этапы и носила акты на подпись как руководитель проекта,
собирала требования, наполняла бэклог, писала техническое задание и спецификации как аналитик,
рисовала мокапы как дизайнер,
вычитывала документы как техписатель,
разрабатывала тест-кейсы и организовывала регресс-тестирование как лид QA,
сочиняла регламенты для технической поддержки и помогала на всех линиях одновременно как лид саппорта,
наконец, составляла обучающие материалы и проводила обучение как тренер.
В тот период я собрала огромное количество шишек на всех уровнях и увидела множество закономерностей, проходящих сквозь проект. Например, если дать кнопке не понятное пользователю название, через три месяца первая линия техподдержки взвоет от количества одинаковых вопросов по этой кнопке. Если собрать тест-кейсы в слишком длинные цепочки или плохо их описать, тестировщики-«волонтёры» (в самые жаркие моменты тестировать помогали все, вплоть до разработчиков и архитектора), мало видевшие систему целиком, собьются и потратят лишнее время на выяснения. Если не подкрепить спеку мокапами или даже раскадровками, разработчикам придётся по три раза выяснять, как это видит аналитик. Если не подписать акт вовремя, премия… oh, wait.
В итоге в аналитике я провела почти десять лет, поработав в нескольких компаниях, и каждый раз на собеседованиях возникал один и тот же вопрос: чем у вас занимается бизнес-аналитик? а системный? Ответы были разные, зачастую взаимоисключающие. С годами позиции утряслись, и неожиданностей стало поменьше. Хотя ещё три года назад, выйдя в новую компанию, спросила каждого из коллег: «Как ты считаешь, кто такой бизнес-аналитик и чем он может помочь в твоей работе?», получила восемь разных ответов и массу удовольствия. Ответы варьировались от «упаковка проектов в презентации» до «расчёт финансовой выгоды проекта» — чувствуете масштаб?
Однажды сходив попробовать себя в роли продакт-оунера (собеседовалась на системного аналитика, а предложили РО), через год выбежала в ужасе, зафиксировав самое большое выгорание за всю карьеру.
Дело было, конечно, не в самой позиции продакта. Просто не повезло — тот самый случай, когда не хватило умения находить общий язык с разработчиками, если они в этом не заинтересованы. Но главное было в том, что не оправдались ожидания.
Я много читала про работу продакта и хотела наконец-то поработать на благо пользователей. Однако в данном конкретном продукте удобство 500к+ пользователей рассматривалось в последнюю очередь, прямо как в моём первом проекте за много лет до того. Продакт превращался в менеджера, от которого требовалось увязывать хотелки нескольких крупных клиентов в одном монолите. Я сбежала обратно в бизнес-аналитику и ощутила себя буквально на курорте. Чувства безопасности хватило ещё года на два.
Как и почему я стала UX-исследователем
У каждого человека наступает момент в жизни, когда он задумывается: «Может быть, в мире существует работа, которая подходит мне гораздо больше?». У меня этот момент назревал очень долго и маскировался всякими «Зато я делаю что умею» и «А что вообще ещё можно делать?». И ещё: «Хорошо, я придумаю работу мечты, но в неё же придётся заходить джуном? А как же деньги?».
В итоге работа мечты оказалась прямо перед глазами. Это случилось в одной ритейловой исследовательской лаборатории. Пришла как бизнес-аналитик «систематизировать» исследования, а в итоге исследования системно изменили меня. Наблюдая, как работают в дискавери, я наконец-то увидела то, чего так не хватало везде: с самого начала идти от потребностей пользователя, улучшать пользовательский опыт впоследствии — при этом не забывать про бизнес.
Но как решиться?
Как раз в это время попалась мысль, что нужно развивать свои сильные стороны и игнорировать прокачку слабых. Ведь если мы начнём развивать слабые стороны, то сделаем их максимум средними, а сильные без должного внимания с нашей стороны также останутся середнячками. Однако мы можем потратить время на развитие сильных сторон и раскачаться до очень крутого уровня. Также в ленте периодически появлялись статьи о том, что когда мы не используем сильные стороны в любой части нашей жизни, будь то работа, хобби или другая повседневность, мы несчастливы.
Короче, я начала проходить тесты на сильные стороны. Из бесплатных (платных не пробовала) рекомендую вот этот — он на английском, браузеры сейчас всё переводят. Тест отдаёт всего пять ваших сильных сторон, но этого достаточно, чтобы начать рефлексировать. Вы ожидали такой результат? Что вас в нём удивило? Что вы не знали про себя до этого? Что из сильных сторон вы уже используете в жизни, а что ещё нет?
Когда задумываешься о чём-то достаточно плотно, жизнь начинает сама окружать тебя возможностями. Так, мне неожиданно предложили участвовать в опросе на тему сильных сторон личности в рамках сбора материала для диссертации. Я получила много текста про себя — целых 24 параметра с подробным анализом. «Ого, как много», — подумала я, открыла Miro и раскидала эти параметры по степени выраженности. Получилось очень наглядно. То, что нужно для работы бизнес-аналитиком, находилось во второй пятёрке (критическое мышление, настойчивость). А в первой — то, что требуется UX-исследователю (эмоциональный интеллект, любопытство).
Ещё мне очень повезло с возможностью попробовать профессию на вкус: участвовать в планировании исследования, потом — в работе с респондентами, потом — в анализе полученных качественных данных. Так, месяц за месяцем, начал формироваться первый опыт UX-исследований.
Через полгода я решилась на курс UX-дизайнера от Google, чтобы систематизировать знания и наметить путь развития. Он занял около 7 месяцев и обошёлся примерно в 270 долларов (по подписке — не нужно было платить всё сразу). Оплачивать помогали друзья с зарубежными картами. Пришлось включиться как следует и отказаться от части свободных вечеров, но оно того стоило! Я провела несколько учебных исследований (параллельно с реальными), научилась основам прототипирования (от бумаги до Figma) и всяким UX-лайфхакам.
Была большая надежда, что этот сертификат вместе с опытом в дискавери поможет стартовать с middle-уровня — тогда я бы «упала» по деньгам всего на 10-15% относительно бизнес-аналитики. Так и получилось. Я не торопилась с новой работой, искала подходящую позицию с зарплатой, на которую морально настроилась, и уже через пару месяцев работала middle-исследователем в крупном банке.
Но и это был пристрелочный вариант. Ещё через полгода моё счастье обнаружилось в Alfa Research Center — множество совершенно реальных продуктовых задач, исследования не в стол, а в релиз, белые и пушистые коллеги (под Новый год — буквально), а ещё офис мечты, где для UX-исследований можно использовать самые современные технологии, например, Eye Tracker и нейросети.
Почти 3 года продолжается мой конфетно-букетный период с UX-исследованиями — я абсолютно влюблена и искренне кайфую даже от сложностей. Исследования, в отличие от бизнес-аналитики, — работа не про систему, а про людей, что подходит мне гораздо лучше.
Сейчас занимаюсь исследованиями в сегменте среднего бизнеса, и, знаете, это совсем не скучно. Каждый запрос от продуктовой команды — настоящий детектив. Что мы увидим в конце исследования? Подтвердятся ли гипотезы продакта? Какие неожиданные инсайты принесёт UX-тест? Что на самом деле является ценностью для респондента? Настоящий рай для дофаминщика, и это стоило 15% зарплаты, которые, несомненно, восполнятся со временем.
Но если бы не получилось прокачаться в исследованиях ещё на позиции бизнес-аналитика? Тогда бы действительно пришлось начинать с самого начала. Разрыв в зарплате составил бы около 40%, что гораздо ощутимее. Не уверена, что решилась бы.
Выводы — как облегчить переход в другую специализацию
Для тех, кто добежал до конца, попробую суммировать свой опыт по смене профессии в виде практических советов:
Попробуйте лучше понять свои сильные стороны. Верю, что вы знаете себя — но сделайте ещё пару шагов вглубь. Представьте, как вы применяете свои силы на практике.
Возьмите какой-то не безумно дорогой курс по теме, на которую нацеливаетесь. Во-первых, вам пригодится сертификат. Во-вторых, во время учёбы вы поймёте, насколько кайфуете от выбранной области.
Считайте и взвешивайте — не один раз, а примерно раз в месяц. Какую ожидаете потерю в деньгах? Насколько она болезненна для вас? А что вам даст выход из надоевшего и переход в желаемое? А теперь?
Не занижайте свою стоимость на рынке — мол, раз я джун, значит, выше N денег мне платить не будут. Адекватный работодатель ценит не только хард-скиллы, но и опыт в других сферах, «мягкие» навыки, потенциал. Дайте себе время поискать вакансию на желаемую зарплату.
Спасибо за внимание! Буду рада почитать о том, какие неожиданные карьерные ходы вам приходилось делать в ИТ. Делитесь в комментариях!
Комментарии (4)
MillaBren
04.12.2023 13:28+2Спасибо за ссылки на тесты, особенно high5, он не столь предсказуемый, как то, что проходила ранее. Правда, непонятно, куда мою пачку сильных сторон девать, и то ли они сильные, потому что я их уже прокачала, то ли ранее заложено.
Тоже приходилось в разных ролях работать, всё вокруг техподдержки клиентов и морально-организационной поддержки разработчиков, от рисования иконок и прототипов интерфейсов до раскладки бэклога в jira.
Общение с пользователями, свободное и не убитое скриптами, позволяет лучше понять, чем они живут, какие неожиданные задачи иногда пытаются решить таким знакомым тебе софтом, откуда растут уши у их странных запросов ("а мужики и не знали"). Я думаю, мне нравится как раз разнообразие.
Вот UX-исследования нравятся издалека, но меня смущает множественность трактовок одних и тех же данных или возможность огромного разброса в результатах в зависимости от нюансов формирования эксперимента. Проходила как-то даже курс по UX-писательству, предлагаемые варианты исследований выносили мозг возможными проблемами и возможностями ошибки или фальсификации на каждом шагу:) Знаете, как в социологии, любой опрос можно переформулировать в сторону желаемого результата. Вот как вы с этим боретесь или учитываете?ksenianikulshina Автор
04.12.2023 13:28+1Спасибо за прекрасный вопрос! Отвечу на него в разрезе качественных исследований (UX-тесты, глубинные интервью). Крупным планом процесс выглядит так:
1. Команда пришла с запросом на исследование, сформулировала его цели и гипотезы для проверки.
2. Дизайню исследование (кого и как проверяем, что показываем, что спрашиваем).
3. Поля - тестирую респондентов.
4. Аналитика - обрабатываю массив полученных данных.
5. Отчет - упаковываю выводы и инсайты в презентацию.
Мы следим за тем, чтобы на шаге 1 "желаемый результат" от продуктовой команды был в формате "вот наши гипотезы для проверки", а не "мы считаем, что солнце коричневое, сделайте нам подтверждение". Шаги 2 и 3 проводятся, отталкиваясь от этих самых гипотез. А вот на шагах 4 и 5 фокус только на том, что мне сообщили респонденты. Моя задача здесь - проанализировать и сделать беспристрастный вывод по гипотезам и найденным инсайтам. Мало ли что для себя решила продуктовая команда, когда респонденты делали вот так.
Замечу, что в качественных исследованиях UX часто бывают неоднозначные результаты. Например, 7 пользователей справились легко, а 5 испытали сложности. В этом случае я не буду заявлять, что гипотеза однозначно подтверждена или опровергнута, но в отчете дам много контекста и подробностей по затруднениям.Получилось ли ответить?
Electrohedgehog
Вы из будущего или год за два шёл?
ksenianikulshina Автор
Спасибо! Тоже заметили и уже поправили :)