Вам кажется, что ничего особенного в работе не делаете и среди коллег не особо выделяетесь? Или переживаете, что руководитель стал отстраненнее общаться и ищет нового сотрудника? Тогда бегом за обратной связью по работе. В статье привожу примеры, как получить бережный фидбек, чтобы не надумывать, быть в контакте с реальностью, подсветить точки роста и не чувствовать себя разочарованным.

В тексте найдете:

  • 5 шаблонов-вопросов для запроса обратной связи;

  • варианты сообщений, чтобы пригласить коллегу на встречу для получения фидбека;

  • тест.

На связи Катя Лай — Lead направления заботы о сотрудниках в Outlines Tech. Я помогаю IT-специалистам бережно развиваться в профессии: прокачивать скиллы, менять карьерный вектор, справляться с выгоранием и т.д. В статье делюсь своим опытом запроса фидбека, который помогает коллегам быть счастливее и расти с заботой о себе. 

Ну не похвалили сегодня, ничего страшного: чем грозит недостаток фидбека по работе

Отсутствие обратной связи — это отложенный результат, который в моменте не видишь, но он обязательно догонит. Чаще всего он приводит к двум крайностям:

  1. Человеку кажется, что он справляется с задачами, при этом у руководителя растет недовольство его работой. Это приводит к «неожиданному» увольнению или жесткой и, как кажется, спонтанной критике, которая ранит.

  2. Наоборот, человеку кажется, что его недооценивают на проекте, и он сам начинает принижать свои результаты.
    Здесь может развиться выгорание. Согласно исследованию К. Маслач выгорание включает в себя три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. К последнему и приводит недостаток обратной связи от коллег.

Мы в отделе «Забота о сотрудниках» выявили закономерность: если сотрудник не получает качественный фидбек по работе в течение 2-4 месяцев, то последует выгорание и/или желание уволиться. Поэтому мы регулярно проводим индивидуальные встречи с каждым IT-специалистом и подсказываем, как самим запрашивать обратную связь.   

Как понять, что не хватает обратной связи

Выделю два маячка, которые сигнализируют, что пора срочно запрашивать фидбек.

1) Чувствуете, что выгораете

Проверить степень и причины помогает тест. Обратите внимание на вопросы, которые касаются профессиональных навыков. Если набираете очки в шкале «редукция профессиональных навыков», то обратная связь сейчас особенно необходима.

2) Появляется пространство для додумываний. Например:

  • Вам кажется, что вы недостаточно хороши для этой работы, коллеги лучше справляются с задачами.

    Кстати, коллеги готовили для IT-специалистов карточки с 8 рекомендациями, как справляться с такими мыслями (кроме запроса фидбека). Если вам актуально, оставлю ссылку на материалы здесь.

  • Руководитель проводит собеседования на аналогичную должность. Вам тревожно, что вместо вас ищут нового сотрудника.

  • Ощущаете, что к вам относятся не так лояльно, как раньше.

Скажу по своему опыту, в большинстве случаев — это тревожные мысли, которые не сильно соотносятся с реальностью. А теперь представьте, как приятно избавиться от негативных ощущений и услышать от руководителя, что с вашими скиллами все ок.

Я бы рекомендовала запрашивать фидбек каждый месяц, а на испытательном сроке — каждую неделю. Это помогает вовремя увидеть проблемы, не жить в иллюзии, что все плохо или наоборот  — хорошо, сопоставить ожидания от работы и снять лишнюю тревогу.

Примеры, как запросить обратную связь и 5 вопросов, которые помогают получить бережный фидбек

При коммуникации с коллегой предлагаю уйти от формата критики и перейти к обратной связи, где подсвечиваются сильные и слабые зоны. Если, конечно, вы не поклонник жестких диалогов и не ищите повода, чтобы разозлиться.

Как это сделать:

  • Берем на себя ответственность и сами задаем тон общения и процесс получения фидбека

Коммуникация начинается с приглашения коллеги на индивидуальную встречу. Здесь важно согласовать дату и время и объяснить, зачем нужно общение. Это поможет коллеге подготовиться и покажет вашу заинтересованность в работе.

Вот примеры сообщения:

«Привет, давай встретимся на этой неделе. Мне важно получить от тебя обратную связь по работе. Хотелось бы соотнести наши видения. Для меня это важно, чтобы я смогла скорректировать свою работу и дальше развиваться в команде. 
Когда и во сколько тебе комфортно созвониться?»

«Привет!
Подскажи, пожалуйста, как ты смотришь на то, чтобы встретиться? Мне важно и ценно получить от тебя фидбек по моей работе.
Я анализирую свои навыки и мне нужно понимать, что я делаю хорошо, а где — точки роста. Это поможет мне дальше развиваться в команде».

На встрече также повторяем, зачем вам нужна обратная связь и показываем свою мотивацию.

  • Задаем бережные вопросы, которые помогают увидеть сильные стороны и точки роста.

Предлагаю прибегнуть к такому формату: 

  1. Что я делаю О'Кей? Что тебе нравится в моей работе?

  2. Что мне стоит улучшить?

  3. Произошли ли изменения в команде/продукте с моим приходом? Если да, то какие?
    Если коллега не заметил изменений, тут два варианта:

    • действительно ничего не поменялось;

    • вы не умеете показывать свои успехи, а это — точка роста.

  4. Что бы ты порекомендовал мне делать иначе?

  5. Что мне стоит продолжать делать?

Формат опробован в нашей компании: похожие формулировки мы отправляли руководителям проектов, чтобы получить фидбек по сотрудникам. Результат оправдал ожидания: мы получаем полную картину по работе коллег. Это позволяет нам вовремя подсказывать, какие скиллы стоит подкачать, мотивировать и поддерживать коллег. 

А что делать, если любое замечание ранит? Даже бережное

Здесь рекомендую напоминать себе, что вы ≠ ваша работа. Комментарии не касаются вас как личность. Они направлены только на работу, на то, что вы делаете, а не кем являетесь.

А также посмотрите позицию «Я О'Кей — ты О'Кей», которую описал в своей книге Томас Энтони Харрис. Это самая оптимальная позиция, которая позволяет брать ответственность за свои действия, не принижать себя и других людей. 

Вместо вывода

Интересно узнать про ваш опыт запроса обратной связи. Был ли фидбек бережным или больше похожим на критику, которая ранит? Как вообще справляетесь с негативом? Поделитесь в комментариях. Буду рада обсудить.

Комментарии (6)


  1. Zenitchik
    08.12.2023 12:33

    Как получить фидбек и не обидеться?

    Надо просто не быть обиженкой. На обиженных - воду возят. Обида - это неконструктивная реакция, её нужно в себе искоренять.


    1. MarinaSi
      08.12.2023 12:33

      Мне кажется, тут речь не столько об обиде, сколько о разграничении обратной связи и критики. Даже если человек спокойный, то тыканье носом в недочет точно вызовет, если не обиду, то раздражение. А обратная связь, в отличии от критики, помогает увидеть и минусы, и плюсы работы. Тут и реакция будет другой.

      При этом я согласна, что если любой фидбек обижает, то с этим точно надо работать.


  1. nronnie
    08.12.2023 12:33

    Человеку кажется, что он справляется с задачами, при этом у руководителя растет недовольство его работой.

    Руководитель глухонемой? Это, по-моему, как раз его работа - сказать где и чем он недоволен.

    Это приводит к «неожиданному» увольнению

    Увольнению из такого места надо только радоваться. Адекватные люди когда тобой недовольны, то сперва тебе по нормальному предъяву выкатывают :)


    1. KatyaLay Автор
      08.12.2023 12:33

      В идеальном мире руководители сами выходят с обратной связью и стараются её бережно преподнести. Но в жизни бывает всякое. Я периодически сталкиваюсь "глухонемыми": иногда это молодые руководители, которые еще не развили управленческие навыки, а иногда это слишком занятые или безразличные люди. Кейсы бывают разные)

      Я за то, чтобы самостоятельно запрашивать обратную связь и помогать выстраивать коммуникацию. Ожидание фидбека от кого-то - это перекладывание ответственности за карьеру. Плюс, если сам инициируешь запрос обратной связи, то можешь выстроить общение максимально комфортно для себя и не напороться на жесткую критику.


      1. nronnie
        08.12.2023 12:33

        иногда это молодые руководители, которые еще не развили управленческие навыки, а иногда это слишком занятые или безразличные люди.

        Ну и какого лешего они делают на руководящих позициях? Это называется с больной головы на здоровую. Руководитель не справляется или забивает на свои прямые обязанности, а беспокоиться из-за этого должны его холопы подчиненные. :)


  1. nronnie
    08.12.2023 12:33

    Я так понимаю, что меня слили разгневанные мемберы из "надежного разработчика для корпораций" Outlines Tech. Ну хорошо, будем теперь знать куда, в случае чего, не ходить :)))