В современном обществе принято заботиться о людях с ограниченными возможностями. Но что, если это ограничение касается возможности работы с компьютерами?

Герой статьи
Герой статьи

Сферический старичок в вакууме

Чтобы представлять, с кем мы имеем дело на эмоциональном уровне, представьте такой скрипучий голосок:

Внучек! Помоги дедуле! Ножки совсем не ходят, глазки совсем не видят, а тут всякие элехтроны, какие‑то пликации куда то надо ставить (протягивает кнопочный телефон)

Понятно, что публика на Хабре максимально далека от этого образа. Но, никак не ограничивая прогресс в передовых областях, не должны ли мы заботиться и об отстающих? Есть, например, право на ремонт, почему не должно быть право на жизнь без компьютера?

О каких правах я говорю?

Право на 0 (на живого оператора)

Недавно я помог своему папе купить кровать на Озон. Плюс был в том, что очень дёшево и быстро. Как оказалось, артефакты древней цивилизации ИКЕЯ утеряны, и при сборке пришлось досверлить изрядное количество отверстий.

Но на самом заключительном этапе выяснилось, что у кровати не хватает дна для двух ящичков — двух простых картонок. Я сказал папе — сейчас, разберемся.

Первым моим удивлением было то, что у Озона не было телефона поддержки. Была почта, с которой мне ответили, что не могут дать ответ по заказу, личная информация. Пишите в чат. В чате мне ответили, что заказ не ваш) Пришлось входить под телефоном папы и, как будто я мошенник, просить его мне по телефону продиктовать СМС.

В чате невозможно выйти на оператора, есть выбор только из предопределенных вариантов. Потыкав кнопки, что у меня проблема с заказом, я получил ответ, что я могу этот заказ сдать.

Вы серьезно? Сейчас вот поеду к папе, все разберём, и отвезем в виде дощечек назад. Ладно, проблема была решена выпиливанием картонок из старой кровати и решением не заказывать на озоне ничего, что требует сборки.

Но что, если большинство компаний пойдет по этому пути? Что, если нигде не будет оператора и вы не сможете решить ни одной нестандартной ситуации?

Право на бумажный билет

Признайтесь, когда вы летите самолётом и подходите к девушке для получения посадочного талона, вы немного нервничаете (или только я такой?)

Мне очень хорошо в лицах представляется сценка, когда девушка берет ваш паспорт, что‑то смотрит у себя в компьютере и говорит:

А вас тут нет.

Вы: Да, но я покупал... Вот у меня и email приходил...

Вас нет в базе. Следующий!

Должен сказать, что за все время такое со мной ни разу не приключалось. Но один раз я видел женщину передо мной в очереди в такой ситуации! Не знаю причину, она была пожилая, может быть сделала только бронирование и посчитала, что все хорошо, или «оформила» билеты по мошеннической ссылке, но она была в шоке.

После получения посадочного талона уже можно расслабиться... Хотя нет, есть ещё пограничный контроль. По взгляду пограничников, мне все время кажется, что в кабинке есть красная кнопка. Когда ее нажимают, в полу открывается люк и человек падает в бассейн с акулами, как у Доктора Зло. Но это уже другая тема.

Право «прийти с улицы»

Госуслуги сильно упростили нашу жизнь. Но что, если все будет работать только через них, шаг вправо, шаг влево?

Я сам столкнулся с этим, когда снимал с регистрации старый мотороллер. Надо было ввести номер (обязательное поле) и сюрприз, сюрприз, русские буквы ввести нельзя. (Я ввел какую‑то чушь чтобы записалось). Но что, если бы проверки довели до конца?

Да, в МРЭО ещё остались слоты для живых очередей (так было год назад, это могло измениться), но что, если их уберут? Просто представьте водилу, который потерял свидетельство о регистрации или украли номера в другом городе. А вы такие: в чем проблема, сядешь за компьютер, спокойно введешь все данные... А у него в кабине уже минус 15, руки в масле и севший телефон.

В некоторых странах (например в Израиле) вообще нельзя придти в банк, не записавшись через сайт! К счастью, хоть здесь все пока нормально.

Право на наличные

Холиварная тема, не буду повторять многочисленные ЗА и ПРОТИВ, но я считаю, что на данном этапе кеш нужен и важен.

Комментарии (57)


  1. LetyaginaAnna
    13.12.2023 12:58

    Очень важную тему затронули. На прошлой неделе дважды помогала маме с ноутом. Учила копировать адресную строку в браузере и веб-версия мессенджеров . Учила размещать объявления со смартфона. Обычные вещи, к которым мы привыкли, людям 60+ даются с трудом. Со смартфоном получается легче. С компом совсем сложно


    1. saboteur_kiev
      13.12.2023 12:58

      Так а сколько времени вы к этим вещам привыкали?

      Уверен, что мама может тоже многому научить, что будет вам даваться с трудом.


      1. usego
        13.12.2023 12:58

        Таки у более молодых этот скилл "с трудом" ещё не так сильно развит. Именно скилл. Порой убивает, на сколько не хочет (именно не хочет, а не не может) человек в возрасте учиться чему-либо новому. А вот если вдруг захочет, то вдруг и знания начинают "прилипать", а не пролетать через уши.


        1. saboteur_kiev
          13.12.2023 12:58

          У человека в возрасте могут быть свои способы решения проблем, и в первую очередь довольно сложно пояснить зачем ему это.
          Это как холивар между тем нужно ли учить vi или вообще консоль современному пользователю.


          1. usego
            13.12.2023 12:58

            Ну тогда переиначим - с возрастом прогрессирует скилл "мне это не надо" и атрофируется скилл любознательности.


            1. muxa_ru
              13.12.2023 12:58

              атрофируется скилл любознательности.

              С точки зрения ребёнка, который играет в песочнице, у подростка который бегает в поисках секса тоже "атрофировался скилл любознательности".

              А то что есть люди, которым нравится что в используемом ими приложении поменяли местами кнопки, и это прям увлекательный челлендж, освоить новый интерфейс, не означает что эти люди любознательны. Это означает, что этим людям нефиг делать, и они просто ищут поводы развлечься.

              Я вот прямо сейчас читаю англоязычные научные статьи по интересующей меня теме, и мне было бы гораздо легче удовлетворять СВОЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, если бы не приходилось искать, куда именно в меню Акробат Ридера запихнули те пункты, к которым я привыкал предыдущие годы.


              1. pocheketa
                13.12.2023 12:58

                Переходим на виндовс 7.
                Тут можно поставить старенький Акробат 7 и многие другие программы, которые не посмеют обновляться :)
                Для верности ещё в файлике hosts прописываем веб-ресурсы, откуда поступает особо непослушное обновлятство...


                1. muxa_ru
                  13.12.2023 12:58

                  Переходим на виндовс 7.

                  Насколько я помню, всё что нужно для работы мне и хреновой тучи других людей, было и в "Windows 7"

                  Ну, разве что, встроенный WSL сделал мою жизнь приятней, но, по большому счёту, мне для моих задач по мелкой автоматизации хватило бы и Cygwin


                  1. Alexey2005
                    13.12.2023 12:58

                    Джоэл Спольски в своё время подробно расписал, почему так получается:

                    Чтобы создать хороший продукт, требуется 10 лет разработки, но когда он готов - он готов. После этого уже никто не может придумать ни единой фичи, которая была бы реально нужна. Есть ли что-нибудь, что вам реально нужно, но чего не содержалось бы в Office 2000? При всём моём уважении к моим друзьям и бывшим коллегам из Office Team, я не могу вспомнить ни единой действительно полезной фичи, которую бы туда добавили с тех пор. Большинство так называемых "фич", которые они добавляют, нужны лишь для того, чтобы всякие O'Reilly могли продавать толстенные талмуды, в которых будет написано, как их отключить...

                    И он же дальше описывает, почему раньше такого оверинжениринга не было:

                    На заре компьютерной индустрии (конец 1980-х) рост был столь бурным, что почти весь софт продавался тем, кто пользовался им впервые. [...] Сейчас же апгрейды стоят 50-60% от стоимости самой программы и именно они делают большинство продаж.
                    И вот тут-то возникает проблема, когда вы больше не можете придумать новых фич. Поэтому вы убираете Скрепку, и вы возвращаете Скрепку, и вы оба раза пытаетесь продать это пользователям, которые не хотят вестись на подобное. Так что вы начинаете мечтать о том, чтобы продавать пользователям ограниченные лицензии сроком на год, чтобы за счёт подписки просто получать их деньги, не добавляя в продукт ничего нового. [...]
                    Проблема в том, что в случае коробочного софта, такого как Офис, клиенты на это не покупаются. [...] Как только люди привыкли, что они "владеют" софтом, который "купили", и имеют полное право не обновляться, если не хотят новых фич, это стало колоссальной проблемой для софтверной компании, желающей продавать софт, разработка которого полностью завершена.


            1. saboteur_kiev
              13.12.2023 12:58

              и атрофируется скилл любознательности.

              вы уже осознали избитую фразу "суета сует" =)


        1. Alexey2005
          13.12.2023 12:58

          А вот именно так и проявляется возрастная деградация мозга - через всё возрастающую ленность ума. Вот вроде и соображаешь так же хорошо, как в молодости, но быстро "выдыхаешься", и с каждым годом вещи, которые раньше делались легко, теперь приходится делать буквально пересиливая себя.

          С возрастом вы тоже начнёте замечать, как всё больше вещей вам становится делать "в лом", и раскрутить заржавевшие шестерёнки мозга на новую задачу будет требовать всё больших усилий, причём выглядит это именно как борьба с ленью, "неохотой". А с определённого возраста длительное включение мозга на полную мощность и вовсе будет восприниматься настоящей пыткой, прыжком выше головы.


          1. usego
            13.12.2023 12:58

            да, уже понимаю, о чём вы


  1. saboteur_kiev
    13.12.2023 12:58

    Провокационное название. Бумеры то тут причем?
    Бумеры это не об этом.


    1. TheHangedKing
      13.12.2023 12:58

      Провокационное название. Бумеры то тут причем?

      Возможно, правильнее было бы говорить о том, что коммерческие компании ориентируются на (конформное) большинство своих пользователей, чтобы повысить отношение прибыли к расходам на поддержку разнообразия. Однако есть ряд услуг, которые по закону (кажется, так) должны быть доступны всем. Например, в магазине мне не могут (по закону) отказать в покупке за наличные, даже если большинство покупателей расплачиваются картами.

      Проблема в том, что в горячке цифровизации госсектора стали порой забывать про меньшинство, которое по тем или иным причинам не использует доступные большинству возможности. Все эти компьютеры, смартфоны с приложениями и т. п.

      Повторюсь, речь идёт о том, что по конституции (если не ошибаюсь) реализация прав гражданина должна быть технически и практически доступна любому дееспособному гражданину, независимо от его материально-имущественного положения.

      Если я ошибаюсь, добро пожаловать в комментарии.


      1. saboteur_kiev
        13.12.2023 12:58

        Термин "Бумеры" какое отношение имеют к вашим пользователям?
        Бумеры могут отлично пользоваться любой техникой или не уметь пользоваться вообще. Также как и зумеры и другие поколения.
        Бумеры это больше о менталитете, а не о технических навыках.


        1. Tzimie Автор
          13.12.2023 12:58

          Ну так это про стариков по духу, а не по паспорту


          1. saboteur_kiev
            13.12.2023 12:58

            Каких стариков по духу?
            Через каких-то 10-20 лет зумеры дорастут до стариков. И что тогда?

            Еще раз, дело не в возрасте, а в менталитете людей, выросших в определенный момент времени, и которые разделяют общие культурные ценности, которые были актуальны во время их взросления и становления.


        1. TheHangedKing
          13.12.2023 12:58

          Термин "Бумеры" какое отношение имеют к вашим пользователям?

          Я не использую термин "бумеры" и я хотел бы говорить о более важной, на мой взгляд, проблеме, по отношению к которой проблема т.н. "бумеров" является частным случаем.


  1. IvanPetrof
    13.12.2023 12:58

    снимал с регистрации старый мотороллер. Надо было ввести номер (обязательное поле) и сюрприз, сюрприз, русские буквы ввести нельзя. 

    так в номере нет русских букв. Там латинские. Просто похожи на русские.


    1. Kopilov
      13.12.2023 12:58

      Это в современных, а мотороллер старый.
      Лет 10 назад в моём городе автомобили (за мотороллерами не следил) с номерами серии ЛД были отнюдь не редкостью


      1. dryja
        13.12.2023 12:58

        Да и сейчас в Питере порой вижу старые тазы с советскими номерами


    1. Tzimie Автор
      13.12.2023 12:58

      Вы, очевидно, слишком молоды


      1. IvanPetrof
        13.12.2023 12:58

        Ааа. Настолько старый мотороллер? Нет, к сожалению я не настолько молод. Чёрные номера я помню))


        1. Tzimie Автор
          13.12.2023 12:58

          Было два, Вятка 150, 1967 и 1972 годов

          Они давно не существовали

          В СССР транспортный налог платили только прохождении техосмотра, которого для мотороллеров не было

          В 201х году они вдруг появились в базе налоговой, но папе как пенсионеру платить было не надо

          В 2022 вдруг что-то в правилах поменяли, и налог пришел. Решили снять с учёта


    1. konst90
      13.12.2023 12:58

      Я вам больше скажу - у военных номеров ещё и вместо номера региона цифры, похожие на номер региона. Поэтому номер формата 0000АА50 может принадлежать одновременно гражданскому мотоциклу (белый номер) и военной машине (чёрный номер). Точнее, юридически это будут разные номера, но совпадение всё равно полное.


    1. antitectress
      13.12.2023 12:58

      нет. как раз таки наоборот.


  1. zabanen2
    13.12.2023 12:58

    а сейчас возможно ли заключить договор с банком без сим карты?


    1. Tzimie Автор
      13.12.2023 12:58

      Интересный вопрос. Не знаю


    1. dartraiden
      13.12.2023 12:58

      Даже в отечественном мессенджере невозможно зарегистрироваться. Потому что они по закону обязаны идентифицировать вас по номеру телефона.


      1. aik
        13.12.2023 12:58

        Проблема даже не в том, что номер телефона нужен, зачастую только со смартфона можно регистрироваться.


    1. IvanPetrof
      13.12.2023 12:58

      А мне интересно. Можно ли зарегиться на Госуслугах без телефона?


      1. muxa_ru
        13.12.2023 12:58

        С осени 2023 года нужно не только пароль, но и что-нибудь дополнительно
        https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lk_certs_new/102404

        Что-то из этого можно получить без мобильника?


        1. Stanislavvv
          13.12.2023 12:58

          TOTP можно на компе запустить.


  1. muxa_ru
    13.12.2023 12:58

    А не могли бы Вы начать практиковать то что проповедуете и использовать не словечки типа "бумер", которые трактуются всеми по разному, а числовые значения возрастов или годов рождения?


    1. Kenya-West
      13.12.2023 12:58

      Нет, конечно, вы по-своему правы. "Бумер" - термин сильно растяжимый и понятный лишь на обывательском уровне. Под термином подразумевают разные поколения - например, тех людей, что родились во времена американского "бэби-бума" в послевоенные годы, или людей, родившихся в 60-75-х гг., или просто всех людей старше 50-60 лет вне зависимости, какой сейчас год.

      Если собрать всё вместе, то расхождение во множестве разнопонятийных бумеров будет, субъективно, не более 40% непересекающихся множеств. Остальные условные 60% - это как раз те бумеры, которые точно входят в этот собирательный образ, не ошибётесь. Можете считать их самыми каноничными православными бумерами.

      P. S. А ведь есть ещё "зумеры", причём на подходе "альфачи", которых рожают зумеры, а так же обозванные по фенотипу и пока что неплохо соотносящиеся с поколениями (по убыванию): "думеры", "скуфы", "альтушки", инцелы, фемцелы, двачеры...


      1. saboteur_kiev
        13.12.2023 12:58

        или просто всех людей старше 50-60 лет вне зависимости, какой сейчас год.

        Вот точно не это.
        Многие вещи зависят не от возраста, а от поколения. От той культуры на которой выросло поколение, на тех технологиях/песнях/книгах/фильмах/событиях.
        Поэтому тут очень даже важно какой год.

        Если кто-то считает, что его дед в деревне "странно говорит", то это не потому что старый. А потому что он того поколения. И внук в 80 не будет говорить так, как его дед.


      1. ssj100
        13.12.2023 12:58

        или людей, родившихся в 60-75-х гг.,

        а разве не 75-80х у которых юность молодость пришлась на лихие 90е?


  1. Alexandroppolus
    13.12.2023 12:58

    Признайтесь, когда вы летите самолётом и подходите к девушке для получения посадочного талона, вы немного нервничаете (или только я такой?)

    "А вас тут нет"

    Лично наблюдал такой эпизод в поезде. Правда, давно. Но да, уверенность не 100%.


    1. muxa_ru
      13.12.2023 12:58

      От овербукинга и компьютерных сбоев не зарекайтесь. :)


      1. avegad
        13.12.2023 12:58

        И не от компьютерных тоже: Билет есть, поезд тот, вагона, в который билет, в поезде нет, не прицепили, т.к. в него был продан один билет.


    1. larasage
      13.12.2023 12:58

      В поезде как-то получили шок - у нас распечатанные билеты, у занявших наши места - купленные в кассе. Ладно выяснилось, что они места перепутали :)


    1. Hlad
      13.12.2023 12:58

      Пфф. Я в таком участвовал. В итоге оказалось, что перепутал цифры, и купил себе билет не на тот поезд (а всей остальной семье - на тот). Условно (не помню точных номеров поездов), вместо поезда номер 519 купил билет на поезд 591, притом, что оба поезда ехали через мою станцию в Москву с интервалом в полчаса. В итоге - "вашу супругу я вижу, детей - вижу, а вас в списке нет".


    1. avegad
      13.12.2023 12:58

      Не так уж и давно. 7-10 лет назад всегда печатал электронный билет, бо иначе можно было получить ответ "а вас в списках нету".


  1. aik
    13.12.2023 12:58

    Бумер - это жевательная резинка и её маскот.

    На счёт всего упомянутого - очень раздражает идеология mobile first, когда многие вещи только со смартфона сделать можно, а с компьютера никак.


    1. Suharkov
      13.12.2023 12:58

      многие вещи только со смартфона сделать можно, а с компьютера никак

      Вот тут прям в точку. Пример приведу, есть приложение hevy для учета физ.упражнений. Можно составить программу тренировок или взять готовую. Так вот, мобильное приложение позволяет записывать количество подходов/повторов, а десктопная версия - только редактировать программу тренировок. Оно логично (почти), в зал пользователь скорее всего смартфон с собой таскает. А если ноут (бывают и такие, сам видел), или если тренировка дома - получается чуть менее удобно.


      1. aik
        13.12.2023 12:58

        Где это можно объяснить - ладно.

        Но почему десктопная версия мессенджера не позволяет добавить контакт? Почему регистрация только со смартфона? Почему часть функций интернет-банка только в телефоне? Почему в программу по учёту расходов данные о чеке только с телефона могу добавить?


        1. Suharkov
          13.12.2023 12:58

          часть функций интернет-банка только в телефоне

          Или наоборот. Банк Олега позволяет скачать свои расходы в удобном формате (csv) только с десктопа. Даже техподдержка (которую потормошил, пока не разобрался сам) смогла прислать только pdf. Если это объяснимо, то не знаю как )


        1. muxa_ru
          13.12.2023 12:58

          Но почему десктопная версия мессенджера не позволяет добавить контакт? Почему регистрация только со смартфона? Почему часть функций интернет-банка только в телефоне? Почему в программу по учёту расходов данные о чеке только с телефона могу добавить?

          Потому что к концу года надо отчитаться о росте пользователей мобильного приложения.


        1. NemoVors
          13.12.2023 12:58

          я столкнулся, когда телефон менял. оказалось, что viber может синхронизировать сообщения только с телефона на пк, но никак не наоборот. и когда я установил приложение на телефон он открыл мне пустые окна и обнулил все на пк. Благо у меня был еще ноут и я его, отрубив от инета успел забэкапить.


    1. hira
      13.12.2023 12:58

      Ооо...

      Некий банк, не буду рекламировать, совсем недавно сменил свой интернет-банк (в котором можно делать всё) на новый, в котором можно делать почти НИЧЕГО. Ну разве что посмотреть, да и то далеко не всё.

      Работать удалось только через мобильное приложение, где весь функционал сохранился.

      Правда, через недельку-другую добавили ссылку на старый ИБ, но надолго ли.


  1. domix32
    13.12.2023 12:58

    Вы: Да, но я покупал... Вот у меня и email приходил...

    Я также однажды пришёл на посадку, а мне грят, а вас нема. А потом я посмотрел на билет и увидел, что я был, но вчера. Не знаю как бы в такой ситуации бумажный билет помог. В крайнем случае всегда есть возможность распечатать билет на вокзале, даже не смотря на протесты тётенек на кассе.


  1. vikarti
    13.12.2023 12:58

    Но что, если большинство компаний пойдет по этому пути? Что, если нигде не будет оператора и вы не сможете решить ни одной нестандартной ситуации?

    Как некоторые компании кому хочется ботов это решают:

    • делают умных ботов. Очень умных. Которые пробуют реально понять написанный вопрос и решить проблему, реально решают а если не понимают - сами зовут оператора. - пример - Тиньков, во многих случаях бот реально работает быстрее и корректно, бывают правда случае когда на следующий пункт переходит.

    • делают не очень умных но все же возможность есть. Можно подробно выразить свое мнение об уровне интеллекта бота, его происхождении и так далее, или просто несколько раз подряд постить вопрос. Пример - Альфа-банк, озон, Билайн (другое дело что у Билайна операторы тупее чем у тинькова - бот, по крайней мере читать вопросы - не умеют)

    Как некоторые пользователи такие проблемы решают (да - их сложнее использовать, но компании обработка такого запроса может стать дороже):

    • Компания не хочет предоставлять нормальные каналы техподдержки но при этом на общественное мнение не плевать или хотя бы конкуренты - есть? Ну так социальные сети у нее есть, c комментариями - вопросы будут заданы там (и публично). Компания устраивает жесткую модерацию? Вопросы будут задаваться либо на популярных сайтах с отзывами и рейтингами которыми пользователи пользуются для выбора одной из альтернатив либо в комментариях на новостных ресурсах например. И придется уже вопросы решать там, и публично. При этом SMM-специалисты все же дороже техподдержки.

    • У компании тупой бот но есть какие то (пусть для других целей) каналы связи? Ну и хорошо - письмо с вопросами уйдет на ВСЕ контактные e-mail что удалось найти (включая и бизнес-каналы), ну да - можно ответить пользователю что он не туда пишет, можно заблокировать этот e-mail. Ну так пользователь может процедуру повторить c новым e-mail, а все заблокировать - не получится.

    • e-mail'ов те же у компании нет и кроме как через бота не свяжешься и компания думает что в домике? Зря она так думает - контактные формы зато есть у госструктур, может придется, да - возможно на индивидуальную жалобу они не отреагируют но если проблема массовая - отреагируют.


    1. Tzimie Автор
      13.12.2023 12:58

      Про опыт с озон я писал, там с оператором не связаться


      1. vikarti
        13.12.2023 12:58

        У меня это вполне получалось. Надо просто достать бота.


  1. antonamyr
    13.12.2023 12:58

    При последней замене прав написал что-то неправильно, живой человек быстро исправил и я с правами. В электронном виде я бы долго мучался но так и не понял, что не так.


  1. rg_software
    13.12.2023 12:58

    С одной стороны, абсолютно согласен с автором, и возраст здесь совершенно не при чём. Достаточно оказаться в длительном пребывании за границей и понять, что ты не можешь просто прийти в какую-нибудь контору и решить свою проблему, не зарегистрировавшись предварительно в каком-либо сервисе/приложении и не продравшись через анкету с местными реалиями. А есть ещё слабовидящие, слабослышащие, люди с плохой координацией и ещё миллион подобных случаев.

    С другой стороны, ссылка "на бабушку" с каждым годом всё менее актуальна. Кому сейчас 60+, в 2000 году было 40+. Абсолютно вменяемый возраст. И надо было быть в танке все эти годы, чтобы не понимать, что отсидеться от тотального проникновения компьютеров и развития интернета уже не получится, и резонно будет спросить, о чём все эти годы думал персонаж, которому сейчас надо объяснять, что такое адресная строка браузера, и что туда нужно полагается вставлять.


  1. Akr0n
    13.12.2023 12:58

    На счет удобства интерфейсов для стариков.

    Может кто-то подсказать, нужен радиоприемник, который настраиваешь на одну волну, блокируешь и все - снаружи у него большие вкл\выкл и крутилка громкости. Больше ничего, что мог бы случайно испортить старый человек. Неужели таких нет в природе? Не могу найти. Любая даже самая тупая модель содержит массу мелких элементов управления, которые нужны раз в жизни при настройке.