В современном обществе принято заботиться о людях с ограниченными возможностями. Но что, если это ограничение касается возможности работы с компьютерами?
Сферический старичок в вакууме
Чтобы представлять, с кем мы имеем дело на эмоциональном уровне, представьте такой скрипучий голосок:
Внучек! Помоги дедуле! Ножки совсем не ходят, глазки совсем не видят, а тут всякие элехтроны, какие‑то пликации куда то надо ставить (протягивает кнопочный телефон)
Понятно, что публика на Хабре максимально далека от этого образа. Но, никак не ограничивая прогресс в передовых областях, не должны ли мы заботиться и об отстающих? Есть, например, право на ремонт, почему не должно быть право на жизнь без компьютера?
О каких правах я говорю?
Право на 0 (на живого оператора)
Недавно я помог своему папе купить кровать на Озон. Плюс был в том, что очень дёшево и быстро. Как оказалось, артефакты древней цивилизации ИКЕЯ утеряны, и при сборке пришлось досверлить изрядное количество отверстий.
Но на самом заключительном этапе выяснилось, что у кровати не хватает дна для двух ящичков — двух простых картонок. Я сказал папе — сейчас, разберемся.
Первым моим удивлением было то, что у Озона не было телефона поддержки. Была почта, с которой мне ответили, что не могут дать ответ по заказу, личная информация. Пишите в чат. В чате мне ответили, что заказ не ваш) Пришлось входить под телефоном папы и, как будто я мошенник, просить его мне по телефону продиктовать СМС.
В чате невозможно выйти на оператора, есть выбор только из предопределенных вариантов. Потыкав кнопки, что у меня проблема с заказом, я получил ответ, что я могу этот заказ сдать.
Вы серьезно? Сейчас вот поеду к папе, все разберём, и отвезем в виде дощечек назад. Ладно, проблема была решена выпиливанием картонок из старой кровати и решением не заказывать на озоне ничего, что требует сборки.
Но что, если большинство компаний пойдет по этому пути? Что, если нигде не будет оператора и вы не сможете решить ни одной нестандартной ситуации?
Право на бумажный билет
Признайтесь, когда вы летите самолётом и подходите к девушке для получения посадочного талона, вы немного нервничаете (или только я такой?)
Мне очень хорошо в лицах представляется сценка, когда девушка берет ваш паспорт, что‑то смотрит у себя в компьютере и говорит:
А вас тут нет.
Вы: Да, но я покупал... Вот у меня и email приходил...
Вас нет в базе. Следующий!
Должен сказать, что за все время такое со мной ни разу не приключалось. Но один раз я видел женщину передо мной в очереди в такой ситуации! Не знаю причину, она была пожилая, может быть сделала только бронирование и посчитала, что все хорошо, или «оформила» билеты по мошеннической ссылке, но она была в шоке.
После получения посадочного талона уже можно расслабиться... Хотя нет, есть ещё пограничный контроль. По взгляду пограничников, мне все время кажется, что в кабинке есть красная кнопка. Когда ее нажимают, в полу открывается люк и человек падает в бассейн с акулами, как у Доктора Зло. Но это уже другая тема.
Право «прийти с улицы»
Госуслуги сильно упростили нашу жизнь. Но что, если все будет работать только через них, шаг вправо, шаг влево?
Я сам столкнулся с этим, когда снимал с регистрации старый мотороллер. Надо было ввести номер (обязательное поле) и сюрприз, сюрприз, русские буквы ввести нельзя. (Я ввел какую‑то чушь чтобы записалось). Но что, если бы проверки довели до конца?
Да, в МРЭО ещё остались слоты для живых очередей (так было год назад, это могло измениться), но что, если их уберут? Просто представьте водилу, который потерял свидетельство о регистрации или украли номера в другом городе. А вы такие: в чем проблема, сядешь за компьютер, спокойно введешь все данные... А у него в кабине уже минус 15, руки в масле и севший телефон.
В некоторых странах (например в Израиле) вообще нельзя придти в банк, не записавшись через сайт! К счастью, хоть здесь все пока нормально.
Право на наличные
Холиварная тема, не буду повторять многочисленные ЗА и ПРОТИВ, но я считаю, что на данном этапе кеш нужен и важен.
Комментарии (57)
saboteur_kiev
13.12.2023 12:58Провокационное название. Бумеры то тут причем?
Бумеры это не об этом.TheHangedKing
13.12.2023 12:58Провокационное название. Бумеры то тут причем?
Возможно, правильнее было бы говорить о том, что коммерческие компании ориентируются на (конформное) большинство своих пользователей, чтобы повысить отношение прибыли к расходам на поддержку разнообразия. Однако есть ряд услуг, которые по закону (кажется, так) должны быть доступны всем. Например, в магазине мне не могут (по закону) отказать в покупке за наличные, даже если большинство покупателей расплачиваются картами.
Проблема в том, что в горячке цифровизации госсектора стали порой забывать про меньшинство, которое по тем или иным причинам не использует доступные большинству возможности. Все эти компьютеры, смартфоны с приложениями и т. п.
Повторюсь, речь идёт о том, что по конституции (если не ошибаюсь) реализация прав гражданина должна быть технически и практически доступна любому дееспособному гражданину, независимо от его материально-имущественного положения.
Если я ошибаюсь, добро пожаловать в комментарии.
saboteur_kiev
13.12.2023 12:58Термин "Бумеры" какое отношение имеют к вашим пользователям?
Бумеры могут отлично пользоваться любой техникой или не уметь пользоваться вообще. Также как и зумеры и другие поколения.
Бумеры это больше о менталитете, а не о технических навыках.Tzimie Автор
13.12.2023 12:58Ну так это про стариков по духу, а не по паспорту
saboteur_kiev
13.12.2023 12:58Каких стариков по духу?
Через каких-то 10-20 лет зумеры дорастут до стариков. И что тогда?
Еще раз, дело не в возрасте, а в менталитете людей, выросших в определенный момент времени, и которые разделяют общие культурные ценности, которые были актуальны во время их взросления и становления.
TheHangedKing
13.12.2023 12:58Термин "Бумеры" какое отношение имеют к вашим пользователям?
Я не использую термин "бумеры" и я хотел бы говорить о более важной, на мой взгляд, проблеме, по отношению к которой проблема т.н. "бумеров" является частным случаем.
IvanPetrof
13.12.2023 12:58снимал с регистрации старый мотороллер. Надо было ввести номер (обязательное поле) и сюрприз, сюрприз, русские буквы ввести нельзя.
так в номере нет русских букв. Там латинские. Просто похожи на русские.
Tzimie Автор
13.12.2023 12:58Вы, очевидно, слишком молоды
IvanPetrof
13.12.2023 12:58Ааа. Настолько старый мотороллер? Нет, к сожалению я не настолько молод. Чёрные номера я помню))
Tzimie Автор
13.12.2023 12:58Было два, Вятка 150, 1967 и 1972 годов
Они давно не существовали
В СССР транспортный налог платили только прохождении техосмотра, которого для мотороллеров не было
В 201х году они вдруг появились в базе налоговой, но папе как пенсионеру платить было не надо
В 2022 вдруг что-то в правилах поменяли, и налог пришел. Решили снять с учёта
konst90
13.12.2023 12:58Я вам больше скажу - у военных номеров ещё и вместо номера региона цифры, похожие на номер региона. Поэтому номер формата 0000АА50 может принадлежать одновременно гражданскому мотоциклу (белый номер) и военной машине (чёрный номер). Точнее, юридически это будут разные номера, но совпадение всё равно полное.
zabanen2
13.12.2023 12:58а сейчас возможно ли заключить договор с банком без сим карты?
dartraiden
13.12.2023 12:58Даже в отечественном мессенджере невозможно зарегистрироваться. Потому что они по закону обязаны идентифицировать вас по номеру телефона.
aik
13.12.2023 12:58Проблема даже не в том, что номер телефона нужен, зачастую только со смартфона можно регистрироваться.
IvanPetrof
13.12.2023 12:58А мне интересно. Можно ли зарегиться на Госуслугах без телефона?
muxa_ru
13.12.2023 12:58С осени 2023 года нужно не только пароль, но и что-нибудь дополнительно
https://www.gosuslugi.ru/help/faq/lk_certs_new/102404
Что-то из этого можно получить без мобильника?
muxa_ru
13.12.2023 12:58А не могли бы Вы начать практиковать то что проповедуете и использовать не словечки типа "бумер", которые трактуются всеми по разному, а числовые значения возрастов или годов рождения?
Kenya-West
13.12.2023 12:58Нет, конечно, вы по-своему правы. "Бумер" - термин сильно растяжимый и понятный лишь на обывательском уровне. Под термином подразумевают разные поколения - например, тех людей, что родились во времена американского "бэби-бума" в послевоенные годы, или людей, родившихся в 60-75-х гг., или просто всех людей старше 50-60 лет вне зависимости, какой сейчас год.
Если собрать всё вместе, то расхождение во множестве разнопонятийных бумеров будет, субъективно, не более 40% непересекающихся множеств. Остальные условные 60% - это как раз те бумеры, которые точно входят в этот собирательный образ, не ошибётесь. Можете считать их самыми каноничными православными бумерами.
P. S. А ведь есть ещё "зумеры", причём на подходе "альфачи", которых рожают зумеры, а так же обозванные по фенотипу и пока что неплохо соотносящиеся с поколениями (по убыванию): "думеры", "скуфы", "альтушки", инцелы, фемцелы, двачеры...
saboteur_kiev
13.12.2023 12:58или просто всех людей старше 50-60 лет вне зависимости, какой сейчас год.
Вот точно не это.
Многие вещи зависят не от возраста, а от поколения. От той культуры на которой выросло поколение, на тех технологиях/песнях/книгах/фильмах/событиях.
Поэтому тут очень даже важно какой год.
Если кто-то считает, что его дед в деревне "странно говорит", то это не потому что старый. А потому что он того поколения. И внук в 80 не будет говорить так, как его дед.
ssj100
13.12.2023 12:58или людей, родившихся в 60-75-х гг.,
а разве не 75-80х у которых юность молодость пришлась на лихие 90е?
Alexandroppolus
13.12.2023 12:58Признайтесь, когда вы летите самолётом и подходите к девушке для получения посадочного талона, вы немного нервничаете (или только я такой?)
"А вас тут нет"
Лично наблюдал такой эпизод в поезде. Правда, давно. Но да, уверенность не 100%.
larasage
13.12.2023 12:58В поезде как-то получили шок - у нас распечатанные билеты, у занявших наши места - купленные в кассе. Ладно выяснилось, что они места перепутали :)
Hlad
13.12.2023 12:58Пфф. Я в таком участвовал. В итоге оказалось, что перепутал цифры, и купил себе билет не на тот поезд (а всей остальной семье - на тот). Условно (не помню точных номеров поездов), вместо поезда номер 519 купил билет на поезд 591, притом, что оба поезда ехали через мою станцию в Москву с интервалом в полчаса. В итоге - "вашу супругу я вижу, детей - вижу, а вас в списке нет".
avegad
13.12.2023 12:58Не так уж и давно. 7-10 лет назад всегда печатал электронный билет, бо иначе можно было получить ответ "а вас в списках нету".
aik
13.12.2023 12:58Бумер - это жевательная резинка и её маскот.
На счёт всего упомянутого - очень раздражает идеология mobile first, когда многие вещи только со смартфона сделать можно, а с компьютера никак.
Suharkov
13.12.2023 12:58многие вещи только со смартфона сделать можно, а с компьютера никак
Вот тут прям в точку. Пример приведу, есть приложение hevy для учета физ.упражнений. Можно составить программу тренировок или взять готовую. Так вот, мобильное приложение позволяет записывать количество подходов/повторов, а десктопная версия - только редактировать программу тренировок. Оно логично (почти), в зал пользователь скорее всего смартфон с собой таскает. А если ноут (бывают и такие, сам видел), или если тренировка дома - получается чуть менее удобно.
aik
13.12.2023 12:58Где это можно объяснить - ладно.
Но почему десктопная версия мессенджера не позволяет добавить контакт? Почему регистрация только со смартфона? Почему часть функций интернет-банка только в телефоне? Почему в программу по учёту расходов данные о чеке только с телефона могу добавить?
Suharkov
13.12.2023 12:58часть функций интернет-банка только в телефоне
Или наоборот. Банк Олега позволяет скачать свои расходы в удобном формате (csv) только с десктопа. Даже техподдержка (которую потормошил, пока не разобрался сам) смогла прислать только pdf. Если это объяснимо, то не знаю как )
muxa_ru
13.12.2023 12:58Но почему десктопная версия мессенджера не позволяет добавить контакт? Почему регистрация только со смартфона? Почему часть функций интернет-банка только в телефоне? Почему в программу по учёту расходов данные о чеке только с телефона могу добавить?
Потому что к концу года надо отчитаться о росте пользователей мобильного приложения.
NemoVors
13.12.2023 12:58я столкнулся, когда телефон менял. оказалось, что viber может синхронизировать сообщения только с телефона на пк, но никак не наоборот. и когда я установил приложение на телефон он открыл мне пустые окна и обнулил все на пк. Благо у меня был еще ноут и я его, отрубив от инета успел забэкапить.
hira
13.12.2023 12:58Ооо...
Некий банк, не буду рекламировать, совсем недавно сменил свой интернет-банк (в котором можно делать всё) на новый, в котором можно делать почти НИЧЕГО. Ну разве что посмотреть, да и то далеко не всё.
Работать удалось только через мобильное приложение, где весь функционал сохранился.
Правда, через недельку-другую добавили ссылку на старый ИБ, но надолго ли.
domix32
13.12.2023 12:58Вы: Да, но я покупал... Вот у меня и email приходил...
Я также однажды пришёл на посадку, а мне грят, а вас нема. А потом я посмотрел на билет и увидел, что я был, но вчера. Не знаю как бы в такой ситуации бумажный билет помог. В крайнем случае всегда есть возможность распечатать билет на вокзале, даже не смотря на протесты тётенек на кассе.
vikarti
13.12.2023 12:58Но что, если большинство компаний пойдет по этому пути? Что, если нигде не будет оператора и вы не сможете решить ни одной нестандартной ситуации?
Как некоторые компании кому хочется ботов это решают:
делают умных ботов. Очень умных. Которые пробуют реально понять написанный вопрос и решить проблему, реально решают а если не понимают - сами зовут оператора. - пример - Тиньков, во многих случаях бот реально работает быстрее и корректно, бывают правда случае когда на следующий пункт переходит.
делают не очень умных но все же возможность есть. Можно подробно выразить свое мнение об уровне интеллекта бота, его происхождении и так далее, или просто несколько раз подряд постить вопрос. Пример - Альфа-банк, озон, Билайн (другое дело что у Билайна операторы тупее чем у тинькова - бот, по крайней мере читать вопросы - не умеют)
Как некоторые пользователи такие проблемы решают (да - их сложнее использовать, но компании обработка такого запроса может стать дороже):
Компания не хочет предоставлять нормальные каналы техподдержки но при этом на общественное мнение не плевать или хотя бы конкуренты - есть? Ну так социальные сети у нее есть, c комментариями - вопросы будут заданы там (и публично). Компания устраивает жесткую модерацию? Вопросы будут задаваться либо на популярных сайтах с отзывами и рейтингами которыми пользователи пользуются для выбора одной из альтернатив либо в комментариях на новостных ресурсах например. И придется уже вопросы решать там, и публично. При этом SMM-специалисты все же дороже техподдержки.
У компании тупой бот но есть какие то (пусть для других целей) каналы связи? Ну и хорошо - письмо с вопросами уйдет на ВСЕ контактные e-mail что удалось найти (включая и бизнес-каналы), ну да - можно ответить пользователю что он не туда пишет, можно заблокировать этот e-mail. Ну так пользователь может процедуру повторить c новым e-mail, а все заблокировать - не получится.
-
e-mail'ов те же у компании нет и кроме как через бота не свяжешься и компания думает что в домике? Зря она так думает - контактные формы зато есть у госструктур, может придется, да - возможно на индивидуальную жалобу они не отреагируют но если проблема массовая - отреагируют.
antonamyr
13.12.2023 12:58При последней замене прав написал что-то неправильно, живой человек быстро исправил и я с правами. В электронном виде я бы долго мучался но так и не понял, что не так.
rg_software
13.12.2023 12:58С одной стороны, абсолютно согласен с автором, и возраст здесь совершенно не при чём. Достаточно оказаться в длительном пребывании за границей и понять, что ты не можешь просто прийти в какую-нибудь контору и решить свою проблему, не зарегистрировавшись предварительно в каком-либо сервисе/приложении и не продравшись через анкету с местными реалиями. А есть ещё слабовидящие, слабослышащие, люди с плохой координацией и ещё миллион подобных случаев.
С другой стороны, ссылка "на бабушку" с каждым годом всё менее актуальна. Кому сейчас 60+, в 2000 году было 40+. Абсолютно вменяемый возраст. И надо было быть в танке все эти годы, чтобы не понимать, что отсидеться от тотального проникновения компьютеров и развития интернета уже не получится, и резонно будет спросить, о чём все эти годы думал персонаж, которому сейчас надо объяснять, что такое адресная строка браузера, и что туда нужно полагается вставлять.
Akr0n
13.12.2023 12:58На счет удобства интерфейсов для стариков.
Может кто-то подсказать, нужен радиоприемник, который настраиваешь на одну волну, блокируешь и все - снаружи у него большие вкл\выкл и крутилка громкости. Больше ничего, что мог бы случайно испортить старый человек. Неужели таких нет в природе? Не могу найти. Любая даже самая тупая модель содержит массу мелких элементов управления, которые нужны раз в жизни при настройке.
LetyaginaAnna
Очень важную тему затронули. На прошлой неделе дважды помогала маме с ноутом. Учила копировать адресную строку в браузере и веб-версия мессенджеров . Учила размещать объявления со смартфона. Обычные вещи, к которым мы привыкли, людям 60+ даются с трудом. Со смартфоном получается легче. С компом совсем сложно
saboteur_kiev
Так а сколько времени вы к этим вещам привыкали?
Уверен, что мама может тоже многому научить, что будет вам даваться с трудом.
usego
Таки у более молодых этот скилл "с трудом" ещё не так сильно развит. Именно скилл. Порой убивает, на сколько не хочет (именно не хочет, а не не может) человек в возрасте учиться чему-либо новому. А вот если вдруг захочет, то вдруг и знания начинают "прилипать", а не пролетать через уши.
saboteur_kiev
У человека в возрасте могут быть свои способы решения проблем, и в первую очередь довольно сложно пояснить зачем ему это.
Это как холивар между тем нужно ли учить vi или вообще консоль современному пользователю.
usego
Ну тогда переиначим - с возрастом прогрессирует скилл "мне это не надо" и атрофируется скилл любознательности.
muxa_ru
С точки зрения ребёнка, который играет в песочнице, у подростка который бегает в поисках секса тоже "атрофировался скилл любознательности".
А то что есть люди, которым нравится что в используемом ими приложении поменяли местами кнопки, и это прям увлекательный челлендж, освоить новый интерфейс, не означает что эти люди любознательны. Это означает, что этим людям нефиг делать, и они просто ищут поводы развлечься.
Я вот прямо сейчас читаю англоязычные научные статьи по интересующей меня теме, и мне было бы гораздо легче удовлетворять СВОЮ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ, если бы не приходилось искать, куда именно в меню Акробат Ридера запихнули те пункты, к которым я привыкал предыдущие годы.
pocheketa
Переходим на виндовс 7.
Тут можно поставить старенький Акробат 7 и многие другие программы, которые не посмеют обновляться :)
Для верности ещё в файлике hosts прописываем веб-ресурсы, откуда поступает особо непослушное обновлятство...
muxa_ru
Насколько я помню, всё что нужно для работы мне и хреновой тучи других людей, было и в "Windows 7"
Ну, разве что, встроенный WSL сделал мою жизнь приятней, но, по большому счёту, мне для моих задач по мелкой автоматизации хватило бы и Cygwin
Alexey2005
Джоэл Спольски в своё время подробно расписал, почему так получается:
И он же дальше описывает, почему раньше такого оверинжениринга не было:
saboteur_kiev
вы уже осознали избитую фразу "суета сует" =)
Alexey2005
А вот именно так и проявляется возрастная деградация мозга - через всё возрастающую ленность ума. Вот вроде и соображаешь так же хорошо, как в молодости, но быстро "выдыхаешься", и с каждым годом вещи, которые раньше делались легко, теперь приходится делать буквально пересиливая себя.
С возрастом вы тоже начнёте замечать, как всё больше вещей вам становится делать "в лом", и раскрутить заржавевшие шестерёнки мозга на новую задачу будет требовать всё больших усилий, причём выглядит это именно как борьба с ленью, "неохотой". А с определённого возраста длительное включение мозга на полную мощность и вовсе будет восприниматься настоящей пыткой, прыжком выше головы.
usego
да, уже понимаю, о чём вы