Я пришла работать в ресторан в мае 2022. На тот момент отзывами в Справочнике никто не занимался — собственники их не читали, гостям не отвечали. Люди оставляли в карточке до 15 отзывов в месяц, и ресторан имел рейтинг 4,4. Это неприемлемо для бизнеса такого типа, так как отзывы здесь могут быть одним из основных источников трафика.
Первый же день в ресторане я начала с разработки системы управления отзывами, так как благодаря ей я могла быстро и с минимальными вложениями увеличить гостепоток. Имеет смысл упомянуть тот факт, что несколько лет назад я руководила отделами качества работы компании. Тогда мне удавалось годами держать рейтинг 5 звезд у нашего интернет-магазина на площадках Яндекс.Маркета. Поэтому работа не представлялась сложной: я знала, что делаю и уверенно внедряла это.
Начало работы: привожу в порядок площадку
Сначала я привела в порядок карточку ресторана в Справочнике:
отправила в техподдержку документы ресторана и получила синюю галочку верификации;
заполнила все разделы, указав максимум информации;
добавила меню с ценами;
загрузила актуальные фото и убрала старые.
После я ответила в карточке заведения гостям, которые написали отзывы 4-5 звезд в мае 2022. Также нашла контакты тех, кто оставил 1-3 звезды и инициировала расследования по ситуациям с ними. После связалась с каждым и решила проблемы тех, кто вышел на диалог. Взамен некоторые гости убрали отрицательные отзывы.
Промо-материалы для гостей
До меня отзывы запрашивали эпизодически. Обычно на выходе из ресторана гостям говорили: «Если вам понравилось, оставьте отзыв, пожалуйста». Где оставить, как оставить — непонятно. Учитывая возраст аудитории 40+, для некоторых гостей это становилось непосильной и, по сути, ненужной задачей.
Поэтому я перевела персонал в режим «запросил отзыв —> помог гостю его оставить».
Прежде всего я распечатала промо из личного кабинета Справочника: тейбл-тенты и визитки с QR-кодом, ведущим на карточку ресторана. При переходе гость видел кнопку «Оставить отзыв» посередине экрана телефона: таким образом писать свое мнение становилось проще.
Промо Яндекса я использовала не случайно: желтый цвет и лого поисковика узнаваемы и создают у людей ощущение доверия. Это я знаю, что все можно распечатать из кабинета, но для гостей это выглядит как: «О, Яндекс дал им свои визитки, значит, стоящее место».
Работа с официантами
Недостаточно, чтобы гости заметили промо-материалы: нужно, чтобы им рассказали, для чего они нужны и помогли воспользоваться QR-кодом. Поэтому я обучила официантов запрашивать отзывы и внедрила мотивацию.
Мотивация включала:
Именной бонус: официант получал 250 руб за каждый отзыв 5 звезд, в котором упоминается его имя. Путаниц с именами у нас не возникало — сотрудники по сути текста опознавали своих гостей
В первый месяц работал командный бонус — 5 000 руб на всех при выполнении плана в 40 отзывов с оценкой 5 звезд. Здесь считались и именные, и обезличенные отзывы.
На планерках я или администраторы регулярно напоминали сотрудникам о бонусах, в тренингах отрабатывали моменты, как говорить гостям об отзыве и помогать оставить его.
Мотивация оправдала себя сразу же: у сотрудников появился азарт, и они начали соревноваться в количестве отзывов. Улучшилось качество обслуживания: ребята научились вести small talk, начали смотреть в глаза гостям (такого раньше не удавалось добиться ни одним обучением), стали называть имя.
В первый же месяц работы с отзывами их количество увеличилось: 85 (из них положительных 90%) в июне против 17 в мае. За год моей работы в среднем в месяц стали оставлять 60 отзывов — это в 4 раза больше, чем раньше. Что касается официантов, каждый получал от 5 до 20 отзывов в месяц в зависимости от смен и активности.
Результаты работы с Яндекс.Справочником за год
Чтобы отслеживать звонки со Справочника, я добавила в карточку статический номер. С ним обнаружилась проблема: сотрудники или роботы Яндекса стали звонить с проверкой каждые 2-3 недели. Если официанты не успевали брать трубку более 2 раз подряд, номер удаляли из карточки. Видимо дело в том, что номер не совпадал с номером на сайте и Яндекс этот факт беспокоил.
Каждый звонок я прослушивала, делила заявки на категории — от доставки до банкетов под ключ. Также отслеживала выполнение целей на сайте от гостей, которые перешли по Справочнику. После сравнивала с отчетом по продажам, запрашивала данные у администраторов. Яндекс давал 10-15% месячной выручки при небольших затратах на обслуживание.
Казалось бы, 10% не так много, однако, трафик с Яндекса занимает 3 место из 6 источников нового трафика ресторана. Первые два — рекомендации и проходящий поток — отрабатывают 75% трафика. Эту информацию я получала каждые 3 месяца из анкетирования гостей ресторана на выборке в четверть ежемесячного гостепотока.
Расходы на обслуживание:
Тейбл-тенты — 20 шт — 2500 руб.
Визитки — 6000 шт — 8000 руб.
Сладкие десерты для лояльных гостей — не более 3000 руб за все время по себестоимости.
Бонусы за отзывы — 76 000 руб за год (с учетом командного бонуса первого месяца). Всего сотрудники получили 284 именных отзыва.
В расходы не входят издержки по акционным предложениям, так как Яндекс в них был одним из условий, но сами акции проводились по иным экономическим соображениям.
Рейтинг и наклейка «Хорошее место»
Поднять рейтинг с 4,4 до 5 звезд удалось за полгода.
Безусловно, важна работа всей команды — ведь, если бы кухня не была вкусной, а обслуживание хорошим, гости не оставляли бы отзывы. Однако рост рейтинга и его поддержание невозможно без системы и ее контроля. Только когда внедрила я систему, площадка начала работать эффективно. Так за время моей работы гости оставили более 700 отзывов, однако, за 5 лет работы ресторана до меня их было чуть больше 200. К тому же Справочник чувствителен к работе в нем— если не отвечать на отзывы или отвечать долго, он начинает откатывать прогресс или замедлять его. Поэтому важно ежедневно мониторить отзывы и работать с гостями.
Контракт с рестораном мы заключили на год и в мае 2023 мы закончили работу. После этого собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало до показателей, которые были до меня, гостям не отвечали, синяя галочка потеряна и пр. признаки. К июлю рейтинг упал до 4,9 и держался там вплоть до октября. После этого с отзывами снова стали работать и на текущий момент собственникам удалось восстановить рейтинг 5 звезд.
Комментарии (11)
EShin
23.12.2023 17:14Всегда ставлю низкий бал конторам который покупают отзывы, не из вредности, а только чтоб снивелировать рейтинг в реальную сторону.
AndronNSK
23.12.2023 17:14Отличная статья. Каждый сделает свои выводы о соответствии рейтинга качеству услуг.
PereslavlFoto
23.12.2023 17:14собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало ... гостям не отвечали ... рейтинг упал до 4,9 и держался там вплоть до октября.
Если много работать, рейтинг 5.
Если никак не работать, рейтинг 4,9.
Какое значение имеет настолько крошечная перемена рейтинга?
KseniiaShii Автор
23.12.2023 17:14Начинали работать, напомню, с рейтинга 4,4, но не с 4,9)
В конкретной истории — все хорошо. Ребята снова подключили человека и вернулись к работе с карточкой и отзывами. Однако если бы они продолжали игнорировать работу, то рейтинг неизбежно бы падал вниз (проверено на других проектах). В этом случае все вернулось бы на круги своя. И технически карточка была бы ниже, и выбор пользователей был бы в сторону заведений с более высоким рейтингом. Как следствие — падение трафика в ресторан.
VladimirFarshatov
23.12.2023 17:14Кмк, зря заминусовали статью и автора. Обыкновенный маркетинг. Вот так и дурят потребителей. Смотришь порой на тот или иной баннер и нельзя понять: то ли сняли олигофренов с дебильной улыбкой, то ли чем накачали перед съёмкой? Ну не бывает такой дебильной рожи у успешных людей.. спасибо, буду знать как пропадают негативные отзывы...
AnGord
23.12.2023 17:14Добавила меню с ценами
Святой человек. До этой идеи не доходит примерно 6 из 10 кафе и ресторанов - бывает в незнакомом городе хочет куда-нибудь пойти, поди догадайся что там подадут.
lopatoid
Это прямо запрещено правилами Яндекса
KseniiaShii Автор
Вы правы, Яндекс не приветствует, если пользователям предлагают бонусы за отзыв. Однако работа такого формата остается на усмотрение владельцев карточки: клиентов не заставляют писать отзывы насильно, они имеют полное право отказаться. В случае согласия бонус вполне справедливая плата за то, что человек уделил время.
r_anisimov
Это просто покупка отзывов
dopusteam
А за отрицательный отзыв скидку дали бы?
Firsto
Надо проверить, когда будем в Волгограде. Мне в общем-то нравится китайская кухня, попробуем этот ресторан, напишу честно, как есть.)