Я пришла работать в ресторан в мае 2022. На тот момент отзывами в Справочнике никто не занимался — собственники их не читали, гостям не отвечали. Люди оставляли в карточке до 15 отзывов в месяц, и ресторан имел рейтинг 4,4. Это неприемлемо для бизнеса такого типа, так как отзывы здесь могут быть одним из основных источников трафика.

Первый же день в ресторане я начала с разработки системы управления отзывами, так как благодаря ей я могла быстро и с минимальными вложениями увеличить гостепоток. Имеет смысл упомянуть тот факт, что несколько лет назад я руководила отделами качества работы компании. Тогда мне удавалось годами держать рейтинг 5 звезд у нашего интернет-магазина на площадках Яндекс.Маркета. Поэтому работа не представлялась сложной: я знала, что делаю и уверенно внедряла это.

Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было
Рейтинг ресторана на момент мая 2022. Галочку я оформила сразу же — ранее ее также не было

Начало работы: привожу в порядок площадку 

Сначала я привела в порядок карточку ресторана в Справочнике:

  • отправила в техподдержку документы ресторана и получила синюю галочку верификации;

  • заполнила все разделы, указав максимум информации;

  • добавила меню с ценами;

  • загрузила актуальные фото и убрала старые.

После я ответила в карточке заведения гостям, которые написали отзывы 4-5 звезд в мае 2022. Также нашла контакты тех, кто оставил 1-3 звезды и инициировала расследования по ситуациям с ними. После связалась с каждым и решила проблемы тех, кто вышел на диалог. Взамен некоторые гости убрали отрицательные отзывы.

Промо-материалы для гостей 

До меня отзывы запрашивали эпизодически. Обычно на выходе из ресторана гостям говорили: «Если вам понравилось, оставьте отзыв, пожалуйста». Где оставить, как оставить — непонятно. Учитывая возраст аудитории 40+, для некоторых гостей это становилось непосильной и, по сути, ненужной задачей. 

Поэтому я перевела персонал в режим «запросил отзыв —> помог гостю его оставить». 

Прежде всего я распечатала промо из личного кабинета Справочника: тейбл-тенты и визитки с QR-кодом, ведущим на карточку ресторана. При переходе гость видел кнопку «Оставить отзыв» посередине экрана телефона: таким образом писать свое мнение становилось проще. 

Промо Яндекса я использовала не случайно: желтый цвет и лого поисковика узнаваемы и создают у людей ощущение доверия. Это я знаю, что все можно распечатать из кабинета, но для гостей это выглядит как: «О, Яндекс дал им свои визитки, значит, стоящее место».

Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком
Тейбл-тенты расставили на столы, а визитки официанты вкладывали в коробку с пречеком

Работа с официантами 

Недостаточно, чтобы гости заметили промо-материалы: нужно, чтобы им рассказали, для чего они нужны и помогли воспользоваться QR-кодом. Поэтому я обучила официантов запрашивать отзывы и внедрила мотивацию.

Мотивация включала:

  1. Именной бонус: официант получал 250 руб за каждый отзыв 5 звезд, в котором упоминается его имя. Путаниц с именами у нас не возникало — сотрудники по сути текста опознавали своих гостей

  2. В первый месяц работал командный бонус — 5 000 руб на всех при выполнении плана в 40 отзывов с оценкой 5 звезд. Здесь считались и именные, и обезличенные отзывы.

На планерках я или администраторы регулярно напоминали сотрудникам о бонусах, в тренингах отрабатывали моменты, как говорить гостям об отзыве и помогать оставить его.

За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус
За этот отзыв обе сотрудницы получили бонус

Мотивация оправдала себя сразу же: у сотрудников появился азарт, и они начали соревноваться в количестве отзывов. Улучшилось качество обслуживания: ребята научились вести small talk, начали смотреть в глаза гостям (такого раньше не удавалось добиться ни одним обучением), стали называть имя. 

В первый же месяц работы с отзывами их количество увеличилось: 85 (из них положительных 90%) в июне против 17 в мае. За год моей работы в среднем в месяц стали оставлять 60 отзывов — это в 4 раза больше, чем раньше. Что касается официантов, каждый получал от 5 до 20 отзывов в месяц в зависимости от смен и активности.

Результаты работы с Яндекс.Справочником за год 

Чтобы отслеживать звонки со Справочника, я добавила в карточку статический номер. С ним обнаружилась проблема: сотрудники или роботы Яндекса стали звонить с проверкой каждые 2-3 недели. Если официанты не успевали брать трубку более 2 раз подряд, номер удаляли из карточки. Видимо дело в том, что номер не совпадал с номером на сайте и Яндекс этот факт беспокоил. 

Каждый звонок я прослушивала, делила заявки на категории — от доставки до банкетов под ключ. Также отслеживала выполнение целей на сайте от гостей, которые перешли по Справочнику. После сравнивала с отчетом по продажам, запрашивала данные у администраторов. Яндекс давал 10-15% месячной выручки при небольших затратах на обслуживание. 

Казалось бы, 10% не так много, однако, трафик с Яндекса занимает 3 место из 6 источников нового трафика ресторана. Первые два — рекомендации и проходящий поток — отрабатывают 75% трафика. Эту информацию я получала каждые 3 месяца из анкетирования гостей ресторана на выборке в четверть ежемесячного гостепотока. 

Расходы на обслуживание:

  1. Тейбл-тенты — 20 шт — 2500 руб. 

  2. Визитки — 6000 шт — 8000 руб.

  3. Сладкие десерты для лояльных гостей — не более 3000 руб за все время по себестоимости. 

  4. Бонусы за отзывы — 76 000 руб за год (с учетом командного бонуса первого месяца). Всего сотрудники получили 284 именных отзыва.

В расходы не входят издержки по акционным предложениям, так как Яндекс в них был одним из условий, но сами акции проводились по иным экономическим соображениям.

Рейтинг и наклейка «Хорошее место» 

Поднять рейтинг с 4,4 до 5 звезд удалось за полгода.

До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»
До рейтинга 4,5 мы дошли в первый месяц работы, а уже в декабре Яндекс сообщил, что мы получили наклейку «Хорошее место 2022»

Безусловно, важна работа всей команды — ведь, если бы кухня не была вкусной, а обслуживание хорошим, гости не оставляли бы отзывы. Однако рост рейтинга и его поддержание невозможно без системы и ее контроля. Только когда внедрила я систему, площадка начала работать эффективно. Так за время моей работы гости оставили более 700 отзывов, однако, за 5 лет работы ресторана до меня их было чуть больше 200. К тому же Справочник чувствителен к работе в нем— если не отвечать на отзывы или отвечать долго, он начинает откатывать прогресс или замедлять его. Поэтому важно ежедневно мониторить отзывы и работать с гостями.

На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане
На графике видно начало роста — именно в мае 2022 я начала работать в ресторане

Контракт с рестораном мы заключили на год и в мае 2023 мы закончили работу. После этого собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало до показателей, которые были до меня, гостям не отвечали, синяя галочка потеряна и пр. признаки. К июлю рейтинг упал до 4,9 и держался там вплоть до октября. После этого с отзывами снова стали работать и на текущий момент собственникам удалось восстановить рейтинг 5 звезд.

Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц
Так выглядит карточка на 14.06.2023. На момент моего ухода было 939 отзыва. То есть +20 шт за месяц

Комментарии (11)


  1. lopatoid
    23.12.2023 17:14

    скидка 50% на роллы, если перед оплатой счета гость оставит отзыв о них на Яндексе. Опубликованный отзыв гость показывал официанту, и тот делал скидку.

    Это прямо запрещено правилами Яндекса


    1. KseniiaShii Автор
      23.12.2023 17:14

      Вы правы, Яндекс не приветствует, если пользователям предлагают бонусы за отзыв. Однако работа такого формата остается на усмотрение владельцев карточки: клиентов не заставляют писать отзывы насильно, они имеют полное право отказаться. В случае согласия бонус вполне справедливая плата за то, что человек уделил время.


      1. r_anisimov
        23.12.2023 17:14

        Это просто покупка отзывов


      1. dopusteam
        23.12.2023 17:14

        А за отрицательный отзыв скидку дали бы?


        1. Firsto
          23.12.2023 17:14

          Надо проверить, когда будем в Волгограде. Мне в общем-то нравится китайская кухня, попробуем этот ресторан, напишу честно, как есть.)


  1. EShin
    23.12.2023 17:14

    Всегда ставлю низкий бал конторам который покупают отзывы, не из вредности, а только чтоб снивелировать рейтинг в реальную сторону.


  1. AndronNSK
    23.12.2023 17:14

    Отличная статья. Каждый сделает свои выводы о соответствии рейтинга качеству услуг.


  1. PereslavlFoto
    23.12.2023 17:14

    собственники бизнеса перестали поддерживать систему работы с отзывами. Количество новых отзывов упало ... гостям не отвечали ... рейтинг упал до 4,9 и держался там вплоть до октября.

    Если много работать, рейтинг 5.

    Если никак не работать, рейтинг 4,9.

    Какое значение имеет настолько крошечная перемена рейтинга?


    1. KseniiaShii Автор
      23.12.2023 17:14

      Начинали работать, напомню, с рейтинга 4,4, но не с 4,9)

      В конкретной истории — все хорошо. Ребята снова подключили человека и вернулись к работе с карточкой и отзывами. Однако если бы они продолжали игнорировать работу, то рейтинг неизбежно бы падал вниз (проверено на других проектах). В этом случае все вернулось бы на круги своя. И технически карточка была бы ниже, и выбор пользователей был бы в сторону заведений с более высоким рейтингом. Как следствие — падение трафика в ресторан.


  1. VladimirFarshatov
    23.12.2023 17:14

    Кмк, зря заминусовали статью и автора. Обыкновенный маркетинг. Вот так и дурят потребителей. Смотришь порой на тот или иной баннер и нельзя понять: то ли сняли олигофренов с дебильной улыбкой, то ли чем накачали перед съёмкой? Ну не бывает такой дебильной рожи у успешных людей.. спасибо, буду знать как пропадают негативные отзывы...


  1. AnGord
    23.12.2023 17:14

    Добавила меню с ценами

    Святой человек. До этой идеи не доходит примерно 6 из 10 кафе и ресторанов - бывает в незнакомом городе хочет куда-нибудь пойти, поди догадайся что там подадут.