Наталья Проценко
Старший инженер по тестированию
Всем привет! Это третья статья из цикла «Записки юного тестировщика». В этот раз поговорим о тяжелых проектах, о том, как они влияют на наше моральное состояние и что можно предпринять, чтобы не сломаться.
Для начала стоит уточнить, что я имею ввиду под сложными проектами. Для меня критериями таких проектов являются не только сложная архитектура, множество новых инструментов и неполная документация, но и напряженная эмоциональная обстановка. Согласитесь, если ты бодр и полон уверенности, то даже на самые сложные задачи найдется решение.
Давайте разберем, что вообще портит атмосферу на проекте, делает проект морально сложным?
Во-первых, это может быть ощущение непонимания, словно стоишь посреди поля и не знаешь, куда бежать. Недостаток информации — самое большое препятствие для достижения качественного результата. Для любого специалиста, несмотря на его квалификацию, недостаток информации от других членов команды приведет к тому, что его работа будет неполная и некорректная. Поэтому, обязательно изучаем как можно больше информации о своем текущем проекте! Также для себя пытаемся найти новые источники для получения этой самой информации.
Во-вторых, незнание и различия в понимании терминологии. Не секрет, что на каждом проекте применяются свои термины, сокращенные обозначения и лексика, в которой необходимо разбираться. Если каждый член команды будет использовать разную терминологию или путать обозначения, то в конечном счете это может привести к недопониманию и ошибкам в тестировании.
В данном случае, необязательно сразу же зубрить наизусть словарь сокращений. Можно просто держать его в быстром доступе и постепенно в ходе работы все запомнится само собой! Не стыдно «не знать» — стыдно «не знать, где искать» ????
В третьих, нарушенные процессы. Это может быть как то, что разработчик постоянно забывает переводить решенные задачи на тестирование, так и отсутствие культуры понятного заполнения описания задач.
Представим ситуацию, вам на тест пришла задача «замена компонента dl-3new на экране get_data-pers», а в описании написано примерно следующее: «реализовать замену старого компонента». Жутко, да? Понимаю, будучи джуном, меньше всего хочется встретиться с такой задачей.
Но бояться подобных ситуаций не стоит. В том, что протестировать такого зверя у вас не выйдет, нет вашей вины. Оформление задач — явно не приоритетная активность аналитика в данный момент. Поэтому, с позиции тестировщика, вам необходимо донести важность наличия описания для корректного проведения тестирования. Желательно с примером того, как должно быть.
Признаюсь, раньше я начинала паниковать, затем, видя такие «задачки» у меня начинался нервный тик. Теперь же варианта два — нужно попросить аналитика оформить задачу полностью as is и to be или просто вернуть ее на него с аналогичной пометкой в комментариях. Все зависит от принятого флоу на проекте.
Я в каждой своей статье уделяю большое значение описанию и документации. На мой взгляд, это основополагающий критерий для качественного тестирования. Пустая задача не позволяет тестированию даже начаться. А что тестировать то? Каким способом? Бывают задачи с одинаковым названием, но одна относится к беку, другая — к фронту. Грубо говоря, допуская такое оформление задач, команда не дает вам выполнять свои обязательства как qa специалиста.
В-четвертых, как и в любом социуме, в команде могут случаться личностные конфликты. Различные точки зрения, несовпадение ценностей, характеров — все это может привести к напряженному взаимоотношению в команде и, как следствие, к снижению производительности и качества работы.
Выход, который вижу я — никогда не идти на открытую конфронтацию, даже если оппонент настойчиво подталкивает к ссоре. Помним, что мы, в первую очередь, культурные и воспитанные люди, и должны вести себя достойно (даже если в душе очень хочется метнуть стул). Поэтому идем к руководителю и спокойно объясняем возникшую ситуацию. Конфликт разрешится, а то как мы себя показали, обязательно останется в памяти коллег и руководства.
В-пятых, недостаточная коммуникация. Если коммуникация между членами команды недостаточна или неэффективна, то это может привести к непониманию и ошибкам в работе. Стоит попробовать более четко доносить свои мысли, проявлять заинтересованность в проблеме напарника, подсвечивать возникшие трудности на общих митингах и выносить их на обсуждение команды.
И последнее, это отсутствие поддержки руководства. Да, бывает и так. Если руководство не поддерживает сотрудника и не придает достаточного значения возникшим проблемам, это может отрицательно сказаться как на конкретном человеке, так и на результате работы всей команды. Если руководство не идет навстречу и совершенно вас не слышит, то выход только один — нужно что-то менять. Или проект, или компанию. Нездоровый спор с руководителем ни к чему хорошему не приведет.
Что делать, если менять компанию не хочется или проблемы решаемы, но внутренних сил будто нет? Как бороться с эмоциональным напряжением? Ответ: воспитывать в себе удава.
Многие начинающие специалисты чувствуют себя на проекте неуверенно в силу различных причин, будь то юный возраст, отсутствие компетенций или другие личностные факторы. Мы все разные, и проблемы у нас разные, но цель одна — сделать свои рабочие будни комфортными и проявить себя.
Дальше я предлагаю рассмотреть аспекты, которые могут помочь стабилизировать ситуацию и поставить себя на проекте как полноценного специалиста, а не безотказного новичка. Начинаем воспитывать в себе удава. Не реагируем на провокации и не переживаем по мелочам.
1. Установите границы. Да, они необходимы вам не только в личной, но и в профессиональной жизни. Важно определить тот момент, когда заканчивается работа и начинается личное время, и наоборот. Необходимо удостовериться, что на досуге вы не занимаетесь «важными» поручениями, не мониторите рабочие чаты и не принимаете звонки коллег посреди ночи. В жизни удава наступают моменты после удачной охоты (когда удав плотно покушал), когда запускается процесс переваривания пищи. В этот период он наиболее уязвим, потому что восстанавливает жизненные силы и энергию. Так же и у обычных тестировщиков наступает момент восстановления после рабочего периода, когда мы вдоволь «наелись рабочих задач». Безусловно, бывают форс-мажорные ситуации, но не на ежедневной основе. Кроме того, важно помнить о такой штуке, как зона ответственности. Это значит, что тестировщик не должен «быстренько править код», а аналитик писать тестовую документацию.
2. Следите не только за своей нагрузкой: необходимо отслеживать распределение задач между членами команды, чтобы никто не перегружался работой и не чувствовал сильного эмоционального напряжения. Если ваша загрузка заставляет каждый день задерживаться на работе, а коллега сделал 5-минутную задачу и не знает, чем заняться, то это повод поговорить с руководителем о распределении нагрузки, подсветить, что вам не помешает помощь. При охоте удав следит не только за добычей, но и за другими удавами и окружающей обстановкой — это залог успешной охоты.
3. Не бойтесь говорить. Старайтесь открыто общаться со своими коллегами и руководством. Если возникают проблемы или вопросы, не стоит их копить, лучше решать их по мере поступления. Даже если вы молодой специалист или только что присоединились к команде, доносите свое мнение в корректной вежливой форме и, тем самым, покажите свою заинтересованность делом. Несмотря на свой внешний вид, удавы бывают очень коммуникабельными в дикой природе и общаются между собой для достижения целей. Нужно перенять эту природную мудрость.
4. Осознайте свою важность. Младший специалист такой же член команды, как и остальные. Поэтому то, что мешает ему выполнять свою работу, должно быть услышано. Удав, как и другие хищники в дикой природе, выполняют функцию регулирования популяции других видов. Мы такие же хищники в команде разработки, только пока маленькие. Но это не умаляет нашей важности — мы тоже со временем вырастем, главное, чтобы нас не игнорировали. Нужны доступы к стендам или инструментам, нет описания к задаче, не нравится, что на вас за день накинули 50 срочных задач — то, о чем не нужно молчать. Есть проблема — подсвечиваем и решаем вместе с командой, вы трудитесь над общим проектом!
5. Отдыхать: необходимо уделить время для отдыха и релаксации, чтобы снизить уровень стресса и напряжения. Не пренебрегайте обеденным перерывом. Вам точно пойдет на пользу выйти прогуляться полчаса, даже работая на удаленке. Смена фокуса и окружения поможет вам найти энергию на вторую половину дня.
Помимо отдыха, дневного сна или прогулки, важно не забывать полноценно питаться и пить достаточное количество жидкости. Если на работе напряженная обстановка, заботиться о своем организме вдвойне важно! Ему нужны силы, чтобы справляться с рабочими задачами. Помним про первый пункт — удав должен умело переварить добычу перед новой охотой)
6. Жизнь удава — это не только его работа (охота, покушать и поспать). Они также сражаются за свою территорию. Для этого нужно быть физически здоровым. Помимо популярного совета использовать техники релаксации хотела бы предложить начать ходить в спортзал. Чтобы снизить уровень эмоционального напряжения, выпустить пар, подойдут силовые упражнения, плавание или борьба. Согласно природе нашего организма, ему необходимо дать понять, что эмоциональный стресс окончен. Об этом очень хорошо говорится в книге Эмили и Амелии Нагоски «Выгорание. НОВЫЙ ПОДХОД К ИЗБАВЛЕНИЮ ОТ СТРЕССА»:
«Организм понимает только свой язык — язык тела… Физическая нагрузка — это сигнал организму, что вы успешно пережили угрозу и в вашем теле снова безопасно находиться. Физическая активность — самый мощный способ закончить цикл стресс-реакции».
Но что делать, если процессы не меняются, задачи без описания продолжают «прилетать» даже в 2 часа ночи и выходных не было уже несколько недель?
Снова ответ — не молчать. Сначала стоит все свои пожелания и проблемы озвучить непосредственному руководителю, например, тест Лиду. Дальше уже вместе или самостоятельно идти к руководителю проекта. Скорее всего вместе вам удастся прийти к наилучшему решению. Возможно, подключат еще одного тестировщика в помощь, проведут встречу по установлению стандарта оформления задач или, в крайнем случае, подыщут новый проект.
Хороший специалист всегда ценен для компании. Ведь согласно hr-метрикам, поиск нового специалиста выходит в 7 раз дороже, чем удержание.
В сознании многих людей есть установка, что нужно довольствоваться тем, что есть в данный момент. Но по опыту и наблюдению могу сказать, что такой принцип в конце концов приведет к выгоранию или депрессии. В наших силах создавать комфортные условия для жизни и работы. И этим стоит пользоваться. Чем больше удовлетворения приносит работа, тем лучше мы ее выполняем. Согласны?
Комментарии (8)
shmakovaa
16.01.2024 14:14Есть еще такой лайфхак - завести рабочий телефон, купить новую симку специально для работы (либо сделать ее личной и дать номер своим близким, если основной номер уже знают на работе), и после окончания рабочего дня просто выключать рабочий телефон. Тогда о всех задачах и "сверхсрочных проблемах", которые необходимо обсудить после окончания рабочего дня, можно будет узнать только в рабочее время на следующий день. Если руководитель будет недоволен, что после окончания рабочего дня с вами не связаться, можно сказать ему, что у вас есть право на личную жизнь, ну а если это его не устроит, то это явный признак, что пора искать место, где признают законным указ Александра II об отмене крепостного права.
RichardMerlock
16.01.2024 14:14Это куча ненужных телодвижений вместо вежливого отказа сходу. Не думаю, что держать в неведении руководителя до утра и отказать ему в личной беседе по приходу в офис лучше, чем отказать аргументированно сразу, чтобы он мог вас скинуть со счетов и приступить к поиску других вариантов не теряя драгоценного времени. Порочный лайфхак.
shmakovaa
16.01.2024 14:14Наверное, Вы абсолютно правы, если задачи ставит и названивает по вечерам только руководитель, а вот если есть еще 5 аналитиков и 2 ProjectManager'a, потому что вы делаете задачи в нескольких проектах, в этом случае вариант с отключенным телефоном - единственно рабочий, особенно учитывая, что есть люди, которые могут игнорировать просьбы не собирать общие конфколлы после окончания рабочего дня
Crash13
16.01.2024 14:14Если Вы не можете отказать людям, которые собирают конфколлы вне рабочего времени, то спешу обрадовать - у Вас всегда будут сложности со своим планированием, потенциальными стрессами и выгоранием.
Берегите себя, свое здоровье и свое жизненное время. Это все невозможно будет купить ни за какие деньги. И, вежливо сообщайте таким токсичным людям, чтобы они учились планировать свое время и задачи.
Только в очень редких случаях, когда форс-мажор, то можно пойти на встречу, но это действительно должен быть форс-мажор, а не желание сделать релиз в срок любой ценой.
RomanLoshkarev
16.01.2024 14:14Это всё круто, спасибо за такую информацию)
Но что делать, если руководству пофиг на тебя и твои проблемы на проекте?! Когда все тебе говорят, что ты топ на проекте, а руководство считает тебя хернёй, извините за выражение ((
JaneGame
16.01.2024 14:14+1Попытаться пообщаться с руководством и узнать почему оно так думает.
Если есть какие-то конкретные изъяны, которые вы можете (и хотите) исправить - исправляйте;
Если конструктивной беседы не получилось или руководство хочет овермного - возможно, это звоночек, что пора менять работу.
Личный пример - до прихода в ИТ работала на одной крупной конторе. Периодически (притом с каждым месяцем все чаще) приходила куча документов каждый из которых был срочным (при этом повседневные обязанности никто не снимал). На вопрос о приоритетах начальники говорили делать все сразу и было недовольно, что не успеваю. Были случаи, когда работала почти 12 часов (работала бы и дольше, но время выхода с территории было 19.00, потом могли влепить выговор). При этом ни о карьерном, ни о профессиональном развитии речи не шло, на зп тоже не отражалось от слова "совсем". В итоге в конце года:
Я узнала, что коллеге, который фактически работает пару часов в день дали премию больше, чем мне - оформлен был на полставки, но из этого времени час гонял чаи и час обедал, если ему не давать заданий - мог ещё начать приставать к коллегам со странным вопросами. Обычно я бы на такую разницу внимания бы не обратила, но тут, как говорится, "накипело".
Начальник прямым текстом сказал, что выше инженера 3й категории мне не ведать.
Во время зимнего отдыха осознала, что те навыки, которые получаю на текущей работе по большей части нигде не пригодятся - очень узкая специализация (в этом была права - за полгода поисков видела всего 1 место с похожими обязанностями) - и мне стало реально страшно, что если меня вдруг уволят, то с каждым годом я буду все менее ценна как специалист.
По итогу решила уйти. В никуда. И с мыслью, что хуже уже не будет. Восстанавливалась очень долго, с комплексами боролась ещё дольше. Но была абсолютно права - хуже мне нигде не было. Надо было уходить ещё на том этапе, когда мне не могли найти работу (первое время), хотя ребята бегали в поту и им явно помощь бы не помешала.
ko_0n
Перекликается с личным опытом.
А есть источник этого: