Дополнительное примечание:

Если ваши убеждения что‑то значат, вы должны быть готовы их защищать и, если необходимо, идти на жертвы. А если вы к этому не готовы, значит у вас нет убеждений. У вас просто мысли в голове. — Алексей Навальный.

Делай все, что можешь, в пределах своих возможностей и понимания, не полагаясь на внешние авторитеты. — Народная мудрость

Если бы я мог дать только один жизненный совет, то он был бы таким: «Не бойся». — Я из будущего.

Введение

Оригинальное эссе о сложной проблеме общества, доступное по DOI: 10.13 140/RG.2.2.18 884.19845, было значительно сокращено, чтобы избежать прочтения с помощью больших языковых моделей (LLM), с целью охвата только фундаментальных принципов и вопреки рекомендации соавтора, который не желает быть названным таковым.

Эта дополнительная заметка служит цели заполнить этот пробел и исправить мои ошибки, планируя предоставить дополнительные примеры обществ разных уровней с путями перехода.

Оригинальное эссе можно также рассматривать как создание модели консенсуса, решение фазового перехода для возникающих свойств любой неравновесной организованной сложности 3-й степени, при этом базовые принципы одинаково применимы к любой из этих систем.

Терминология

Во многих дисциплинах существует широкий спектр терминов, используемых для одного и того же значения. Ниже я попытался их собрать и разъяснить:

  • Агент — центр принятия решений любого типа, например, эго как центральная часть человеческой природы, сообразующийся с потребностями и желаниями.

  • Модель «я» — согласованность принципов агента.

  • Модель консенсуса — соглашение агентов по ролям, обязанностям и вознаграждениям внутри общества.

  • Принципы — внутренние модели, убеждения, принципы действий, то, что агент делает или не делает независимо ни от чего. Соответствуют целям, желаниям, мотивационным центрам.

  • Общество — союз агентов, марковские одеяла. Может совершить фазовый переход, чтобы функционировать как агент более высокого уровня, при этом все агенты имеют индивидуально синхронизированную модель консенсуса. Примерами могут быть любые симбиотические системы от бактерий до органов, человеческого тела, семьи, кланов, наций, стран, цивилизаций и т. д.

Область применения

Понимание сферы применения модели консенсуса как инструмента сотрудничества имеет ключевое значение. Для ограниченного взаимодействия, а именно — для мутуализма и комменсализма, может быть достаточно простой модели интерaгирующего агента, фокусирующейся на понимании его принципов работы. Это позволяет избегать паразитизма.

В то же время, любая долгосрочная кооперация, например, симбиоз, требует наличия модели консенсуса в рамках этого ограниченного общества. Любая сложная система может состоять из множества обществ разного масштаба и уровня, которые могут пересекаться. При этом агенты не теряют свои внутренние модели при создании моделей консенсуса для общества. Также нет необходимости создавать модели консенсуса для непересекающихся агентов.

Источник конфликтов — не полностью синхронизированные модели «я» отдельных обществ, препятствующие появлению новых свойств на следующем уровне. Любое синхронизированное общество, прошедшее фазовый переход, будет работать намного эффективнее, чем сумма индивидуальных действий или неперешедшее общество такого же размера.

Индивидуальный агент

Для любого отдельного агента на уровне человеческого тела выгодно быть синхронизированным с более низкими уровнями, иметь внутреннюю модель консенсуса «я» до попытки построения любого общества выше (например, семьи). Раннее участие во взаимодействиях в обществе помогает понять себя и построить модель «я» на ранних стадиях развития.

Главная цель индивидуального общества — полностью понять себя, взять на себя полную индивидуальную ответственность за свои действия, заботясь обо всех потребностях и целях, полностью понимая свои слабости и сильные стороны, развивать навыки и получать знания, полезные для участия на более высоком уровне.

На личном уровне это означает иметь четкое и полное понимание своих собственных потребностей, желаний, воли и возможностей.

Планируя участие в обществах за пределами своего «я», каждый агент должен осознавать свои физические и информационные ограничения обработки, отраженные в лимитах Данбара, и соответственно распределять фокус внимания. Развитие современных информационных технологий позволяет осуществлять взаимосвязь типа «один‑ко‑многим» на планетарном уровне.

Роли

Ключевая концепция эссе «О сложной проблеме общества» заключается в необходимости расширения модели «Я» участников общества путем принятия на себя ответственности за появление свойств нового уровня. Часто агенты ассоциируют себя с обществом, не строя модели консенсуса или думая, что можно навязать другим несинхронизированные модели.

Это приводит к вопросу о власти, поскольку невозможно взять власть или манипулировать другими, не вызывая неизбежных конфликтов. Главная ошибка в играх с властью заключается в том, что ее представляют как «отдачу власти» или «захват власти», в то время как ее следует рассматривать как «принятие индивидуальной ответственности» за определенную роль в модели консенсуса конкретного ограниченного общества.

На индивидуальном уровне это может быть взятие на себя ответственности за потребности тела, на семейном уровне — за все потребности членов семьи, на уровне страны — индивидуальная ответственность за агентов и экосистему внутри территориальных границ. Любая попытка построить общество сотрудничества без модели консенсуса неизбежно приводит к конфликтам.

Ключевую роль в фазовом переходе общества играет аттрактор, инициирующий распространение модели консенсуса, подходящей для фазового перехода, с аттракторами, широко появляющимися в системе при синхронизации модели консенсуса внутри агентов.

Экзистенциальный риск

Технологический прогресс и развитие без соответствующего общественного прогресса создают сложные, непредсказуемые и неуправляемые экзистенциальные риски, связанные с конфликтами отдельных агентов. Концепция Великого Фильтра моделирует эти риски, предлагая различные сценарии эволюционных кризисов в середине 21-го века.

Доступность технологий и знаний на индивидуальном уровне создает возможность рисков, выходящих за рамки экзистенциальных для человечества и даже всей планетарной системы. Это означает, что любой нерешенный конфликт может привести к вымиранию.

Любая форма насилия в общественной организации, от прямого насилия до манипуляции, неизбежно приведет к ответному насилию с возможностью принятия отдельными агентами решения о самоуничтожении в масштабах общества. Текущая двузначная статистика таких индивидуальных событий на 100 000 человек может служить основой для оценки рисков (и демонстрирует отсутствие полной ответственности за них внутри общества).

Чтобы пережить этот эволюционный кризис, общество должно пройти фазовый переход к следующему уровню, к сотрудничеству на всех уровнях. Фазовый переход требует сбалансированного развития каждого индивидуального агента.

Дополнительные риски возникают из-за отсутствия полной ответственности в текущих моделях общества за будущие поколения и нечеловеческих агентов/обществ.

Потребности и Эго

Потребности возникают из агентовых обществ более низких уровней в теле, необходимых для выживания. Часто они идентифицируются как грехи в религиях из‑за упрощения моделей, но приводят к негативному фокусу на движущих силах, подавляя их положительную мотивационную функцию.

Любой агент с синхронизированной моделью «я» может взять на себя полную ответственность и контроль над мотивационными движками, используя их положительную функцию без подавления.

Кажется, что акцент на балансе с Эго, обычно самой сильной частью человеческой мотивации, упомянутый дважды, не был четко сформулирован в эссе.

Чтобы прояснить уравновешивающую роль Эго, каждый агент, прежде чем принять решение об участии, прежде чем инвестировать значительное количество времени, самый ценный ресурс любого индивида в любом обществе, должен задать себе простые вопросы:

  • Что мне это даст?

  • Справедливая ли это доля?

  • В чем моя роль?

  • Четко ли они определены в форме полной и консенсусной модели?

  • Есть ли у меня знания, навыки и возможности для справедливого участия?

Неясные ответы означают, что с любой стороны велика вероятность паразитического поведения и скрытых намерений. Использование «правила трех» может быть полезным в любой роли взаимодействия для раскрытия скрытых намерений, адаптированных к культуре (увеличение для восточных обществ с высокой полисемией, уменьшение для высокорисковых).

Именно на агенте лежит ответственность за принятие решения о начале и продолжении любого взаимодействия агентов, включая решения об участии в симбиотических обществах более высокого уровня, основанные на внутренней консенсусной модели «я», включая потребности и обязанности.

Надеюсь, этот перевод точнее передает смысл оригинала и терминологию на русском языке. Не стесняйтесь спрашивать, если у вас есть какие‑либо вопросы или пожелания по переводу других текстов.

Принципы

Каждый агент на индивидуальном уровне должен взять на себя ответственность за определение своей собственной модели «я», включая базовые принципы и понимание потребностей и желаний (мотивационные силы).

Также важно полностью понимать разницу между «тем, кем я себя считаю» и принципами. Принципы — это то, за что вы готовы умереть, все остальное — потребности и желания.

Точно так же любое общество должно определить свою консенсусную модель собственных принципов, ролей и вознаграждений (распределение ресурсов), черпая идеи из существующих политических и исторических знаний, от манифестов до религий и верований.

Эта консенсусная модель должна включать ответственность на уровне отдельных агентов за каждую роль общества в действиях, чтобы избежать превращения рекомендаций модели в формальность и социальный паразитизм, когда следуют форме без сути.

Дополнительные комментарии по некоторым базовым и универсальным принципам, происходящим из теории игр, приведены ниже в качестве примера для инициирования обсуждений консенсусных моделей:

Будь добрым

Для общества эволюционно выгодно избегать конфликтов и провокаций. Это требует понимания внутренних моделей других агентов на уровне, достаточном для сотрудничества, например, понимания их принципов и состояния внутренней модели «я».

Агентам может быть заманчиво использовать насилие или манипуляцию для перераспределения ресурсов, но с эволюционной точки зрения очевидно, что всегда найдется агент с более высоким интеллектом. Этот интеллект можно определить как способность полностью воссоздать внутреннюю модель «я» любого агента, включая способность ясно видеть сквозь любую модель со скрытым намерением, каким бы невероятным он ни был.

Точно так же наивно думать, что более высокий интеллект не найдет невообразимых способов предотвратить применение силы или инициировать откат назад, чтобы сохранить экосистему от коллапса.

Важно понимать, что в то время как агентам/обществам на детском уровне позволено быть озорными, взрослые будут полностью accountable.

Из‑за различий в сознании, приводящих к значительной нейроразнообразию среди населения, каждому агенту необходимо развивать интеллектуальную эмпатию и эмоциональный интеллект достаточного уровня с самоконтролем.

Будь терпимым

Тройной отсроченный ответ с прощением может стать хорошей отправной точкой для учета потенциальных недопониманий и исправления ошибок.

В качестве потенциального штрафа можно рассмотреть обратную презумпцию виновности, например, доказывать искренность каждого своего сообщения три раза прежде чем доверие снова будет восстановлено.

Будь решительным в противодействии несправедливости

Для надежной работы любой консенсуальной модели правосудие является основополагающим. Оно препятствует манипуляторам и социальным паразитам в использовании и искажении образа общества.

В качестве простой отправной точки тройной возврат ущерба может служить хорошей системой штрафов.

Правило трёх может стать простой основой для выявления скрытых намерений в сложной экосистеме, состоящей из множества обществ разных уровней и типов.

Неспособность пресечь социальную раковую опухоль в виде эгоцентричного перетягивания ресурсов на себя, игнорирующего заявленную модель общества, приведёт к неминуемому краху.

Для выживания и адаптации общества предотвращение паразитического поведения внутри него является критически важным. Каждый член общества несёт ответственность за его выявление и устранение.

Будь ясным и открытым

Честность и открытость в коммуникации абсолютно необходимы для предотвращения недоразумений в сложной экосистеме, где множество взаимосвязанных агентов и обществ действуют одновременно. Из‑за возможного использования «заместителей» в конфликтах полностью предотвратить их невозможно.

Ключевым компонентом общества с консенсуальной моделью является точечное доверие, которое снижает расходы на безопасность и управление ресурсами. Достичь этого можно, если каждый агент понимает и участвует в поддержании консенсуальной модели.

Конфликты

Ключевой конфликт эволюционного кризиса разворачивается внутри самих «плохих акторов», социальных паразитов. Они не понимают необходимости общественного эволюционного перехода и продолжают прибегать к насилию и манипуляциям, вместо того чтобы выбрать путь сотрудничества и симбиоза. Это задерживает фазовый переход и делает вымирание неотвратимым для всех. Исключение их из участия в обществе, прошедшем фазовый переход, является наиболее оптимальной формой реакции.

Однако даже в обществах с материальным изобилием и синхронизированной моделью консенсуса конфликты неизбежны, особенно во время переходной фазы. Поэтому модель должна включать механизм разрешения конфликтов, начиная с определения ролей на основе обязательных индивидуальных принципов и способностей.

Распределение ресурсов как основной источник индивидуальных конфликтов должно быть направлено в первую очередь на удовлетворение базовых потребностей, включая потребности будущих поколений. Уровень развития общества можно судить по доступности базовых потребностей для каждого агента в нем.

Заключение

Я осознаю, что оригинальное эссе можно ошибочно принять за манифест, продвигающий какую‑то конкретную систему. Хочу подчеркнуть, что эссе было намеренно сокращено, чтобы исключить подобные толкования. Заранее приношу извинения, если не удалось сделать это абсолютно ясно.

Важно понимать, что в условиях адаптивной эволюции агентов не существует фиксированных решений. Мы имеем дело с динамичной системой, где каждый играет индивидуальную роль в продвижении на все более сложные уровни, преодолевая фазовые переходы в ходе эволюционных кризисов.

Общественный прогресс должен учитывать физические ограничения внедрения на локальных уровнях, позволяя обществам адаптироваться к новым парадигмам и сохранять старые во время переходных этапов. Законы технологического и морального прогресса требуют этой эволюции для создания обществ, основанных на принципах ненападения, добровольного сотрудничества и симбиоза, чтобы избежать неизбежного вымирания.

А если кто‑то хочет создать общество, где он будет королем, живущим в замке на вершине холма, то почему бы и нет? Нужно просто создать модель консенсуса общества, где это будет возможно на добровольных и ненасильственных принципах, четко прописав обязанности и ответственность за эту роль, к участию в которой другие члены общества будут рады присоединиться. Знаменитый роман Роберта Шекли может стать отправной точкой для вдохновения.

Выражаю благодарность BARD, большой языковой модели от Google AI, за ценную обратную связь и поддержку в процессе разработки этого эссе.

Обязательная оговорка: я не представляю чьих‑либо интересов и не отношусь к какой‑либо организации.

Мои контакты:

twitter: https://x.com/anatolykern (предпочтительный)

email: anatolykern@gmail.com 

 © 2024 by Anatoly Kern is licensed under CC BY 4.0 

Создано: 18 Января 2024

Последнее обновление: 18 Января 2024

Версия: 0.5

Комментарии (5)


  1. StriganovSergey
    18.01.2024 09:33
    +1

    Буквально к каждой строчке их этого опуса хочется задать вопрос - а на чем основано такое утверждение?
    Где исследования и их результаты, которые привели к таким выводам?

    Рассматривать вопросы устройства общества и методов взаимодействия в нем людей - можно и нужно, но только на основе научного подхода, с цитатами, обсуждениями, сносками на источники.

    Если уж очень хочется использовать ИИ для таких задач, то сначала его нужно обучить на соответствующей литературе. Были-ли в обучающей выборке работы на санскрите, древнегреческом, китайском, итальянском, русском языках? А каков объем научных работ в обучающем датасете - современных ученых - социологов, психологов, нейробиологов?


  1. rezedent12
    18.01.2024 09:33
    +1

    Не нашёл ничего нового, что не вытекало бы из теории игр.


  1. XelaNimed
    18.01.2024 09:33

    Если ваши убеждения что-то значат, вы должны быть готовы их защищать и, если необходимо, идти на жертвы. А если вы к этому не готовы, значит у вас нет убеждений. У вас просто мысли в голове.

    А кто в роли жертвы?


    1. vassabi
      18.01.2024 09:33

      хмм .... скажите - а кто в роли жертвы у стокгольмского синдрома?

      (т.е. например когда "не надо раскачивать лодку. От ваших попыток идти против вооруженного Х. - пострадают мирные люди")


  1. murkin-kot
    18.01.2024 09:33
    +2

    Трудная проблема общества, это большое время, необходимое даже неглупым индивидам, что бы понять суть этого самого общества. Автор именно к таким и относится, а находится он на стадии "не понимаю".

    Переход от непонимания к пониманию, на самом-то деле, очень прост. Примерно так мы переходим к пониманию, посещая среднюю школу. Но для того, что бы мы вот так легко всё поняли, когда-то давно точно такие же неглупые люди очень долго не умели свести свои мысли к правильной отправной точке. Но к нашему счастью, времени до нас было достаточно, что бы усилия многих неглупых людей наконец переросли в законченную и простую картину, преподаваемую каждому из нас в средней школе.

    У автора, как и многих его безвестных аналогов, времени было недостаточно. Ну и в школе их нужному не учили, потому что не нашлось тех самых неглупых, которые бы всё сделали за нас и задолго до нас.

    Поэтому автор, оставаясь в невежестве, вещает в директивном стиле. Ему кто-то что-то должен. Он в это верит. Он знает, что его царство - наилучшее. Он понимает, что если все падут ниц и признаю его правоту - всё сразу наладится.

    Но давайте вспомним маленьких детей. Они тоже очень уверены в том, что нам рассказывают. Порой их очень сложно переубедить. Особенно самых упёртых - просто невозможно.

    Классической цитатой, характеризующей положение, можно считать слова известного персонажа про "взять всё и поделить". Он тоже верил! И он знал, что если все с ним согласятся и сделают как он сказал - ну разве кому-то будет хуже? Ну кроме злых буржуев, которые не люди и о них думать не стоит. Но ведь правда - все, кто беден, обязательно хоть что-то да получат от "взять и поделить", то есть реально всем станет лучше!

    К сожалению, в обществе есть сложные обратные связи. После их вступления в игру всё внезапно может оказаться не совсем так, как ожидают дети, Шариковы и многие авторы новых концепций общества, да и вообще изобретатели.

    Учёл ли автор обратные связи? Ну разумеется, он-то знает, он в себе уверен. Но вот доказывать кому-то своё знание - нет, это ниже достоинства так глубоко понимающего мир индивида. Поэтому он и не общается с паствой. Видимо ждёт, когда все сами поймут глубину мысли.

    ЗЫ. Автор, у вас ус отклеился, в смысле сертификат к вашему сайту выдан на ваше имя (в латинице), но с префиксом blog. Так что никогда не давайте ссылки на свой сайт без этого префикса. Надеюсь вы понимаете, к чему это приведёт, и замените ссылку в тексте на правильную.