В одной из песен группы «Кафе» есть такая строчка: «…и проклятый китайский плеер зажевал две кассеты Майка». В восьмидесятые годы выбор музыкальных носителей и вправду был крайне невелик: постепенно уходящий в прошлое «винил» и компакт-кассеты, пришедшие на смену огромным бобинам «катушечных» магнитофонов. При слове «кассета» каждый из нас представляет себе одно и то же: что такое магнитофонная кассета, знают все, её внешний вид вплоть до малейших деталей знаком любому (даже бывшему) владельцу «кассетника» или плеера. Кассеты также использовались в качестве носителей информации для бытовых компьютеров и стали настолько привычными, что никто даже не задумывался об истории их появления, которая, оказывается, насчитывает немало интересных страниц. Как минимум, «традиционные» компакт-кассеты были всего лишь одним из стандартов, между которыми шла жесточайшая конкурентная борьба. Притом знакомые нам кассеты имели все шансы с треском проиграть эту гонку. Если бы не одно обстоятельство…
Смена поколений бытовых магнитофонов в Западных странах пришлась на шестидесятые: именно тогда стало очевидно, что огромные, тяжёлые и неудобные в эксплуатации «бобинники» уже изжили себя, а будущее — за компактными устройствами, использующими в качестве носителя аудиокассету. Да, существовали и небольшие катушечные магнитофоны вроде японского NATIONAL RQ 158S, засветившегося в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», но такие модели всё же были в меньшинстве. В Союзе «бобинники» оставались в ходу ещё на протяжении как минимум первой половины восьмидесятых: лично у меня, например, имелся такой, и я прекрасно помню процесс прослушивания вокально-инструментальных ансамблей Boney M., ABBA, и прочих представителей враждебной западной культуры. Нужно было установить пустую бобину и катушку с плёнкой на соответствующие валы магнитофона, с помощью специального рычага отодвинуть ролик, прижимающий ленту к головкам, протащить эту самую ленту через направляющие валики, зафиксировать её в пазу пустой катушки, чуть прокрутить, затем вернуть прижимной ролик в «рабочее» положение… С кассетой всё намного проще: вставил её в магнитофон и закрыл крышку. Даже будучи сильно «уставшим» в ходе шумной вечеринки, вверх ногами ты её всё равно не воткнёшь: помешают ограничители. Настоящая «техника будущего»!
Вполне естественно, что мировой рынок компакт-кассет с точки зрения производителей аудиооборудования в начале 60-х выглядел настоящим Клондайком: тот, кто сможет занять его первым и навязать всем вокруг собственный стандарт, мог претендовать на лицензионные отчисления от музыкальных лейблов, других производителей кассет, изготовителей автомобильных магнитол, плееров, магнитофонов и музыкальных центров. Это миллиарды долларов. Лакомый кусочек!
Первой о себе заявила нидерландская фирма Philips, предложившая собственный вариант компактной аудиокассеты в 1963 году — её разработал инженер Лу Фредерик Оттенс, трудившийся в бельгийском подразделении компании в городе в Хасселт. На самом деле, над проектом компакт-кассеты работали две группы специалистов: другая предложила вариант с одним отверстием, но его отвергли в пользу разработки Оттенса. Это и была та самая магнитофонная кассета, которая знакома теперь каждому во всех уголках Земли.
Вообще, попытки спрятать катушки с магнитофонной лентой в корпус предпринимались и до этого: так, американская компания Radio Corporation of America (RCA), основанная, кстати, эмигрантом из Российской империи Дэвидом Сарновым, ещё в 1958-м наладила выпуск двусторонней 30-минутной кассеты в разъёмном корпусе RCA tape cartridge. Правда, это изделие не отвечало главному требованию для подобных устройств — компактности, поскольку кассета имела геометрические размеры 197 × 127 × 13 мм и была по нынешним меркам ну просто огромной — размером больше видеокассеты стандарта VHS.
Лу Оттенс придумывал свою кассету не просто так, а для использования в портативном магнитофоне-диктофоне Philips EL 3300, который мог питаться от батареек и помещался в небольшую сумку. Вскоре этот девайс стал настоящим хитом: во всём мире было продано более миллиона экземпляров данного устройства и его модификаций. Впервые свою компакт-кассету Philips продемонстрировала на берлинском радиошоу 28 августа 1963 года. А в 1965-м компания наладила выпуск аудиокассет с предварительно записанной фонограммой.
Кассета от Philips имела предельно простую конструкцию: две катушки, два ролика, металлическая пластина, играющая роль магнитного экрана, и упругая пластина с фетровой подушечкой, прижимающая плёнку к магнитофонной головке. На заднем торце корпуса имелись специальные углубления, прикрытые лепестками, отломав которые, можно защитить кассету от случайной записи.
Тем не менее, одним из самых крупных производителей магнитофонов и аудиотехники в середине 60-х была отнюдь не Philips, а германская компания Grundig AG, которой дышала в затылок японская Sony. Немецкие заводы Grundig и Telefunken производили подавляющую часть бытовых катушечных магнитофонов, которыми пользовались жители Европы. Неудивительно, что в Grundig при поддержке Telefunken решили разработать собственный стандарт компакт-кассеты, ничуть не сомневаясь в его успехе благодаря лидирующему положению компании на рынке. Этот стандарт, получивший название DC-International, имел прекрасные шансы вытеснить кассету от Philips, и стать тем самым «стандартом по умолчанию», которым пользуются во всём мире, даже несмотря на то, что такие кассеты появились на пару лет позже — их представили публике на радиовыставке в Штутгарте в 1965 году.
Размер кассеты DC-International был чуть больше компакт-кассеты от Philips — 120×73×12 мм, вес составлял 65 грамм. При этом её также можно было переворачивать — монофоническая запись осуществлялась на «половине» магнитной ленты из полиэстера. Внутри кассеты, как и в голландском аналоге, располагалась упругая пластина с фетровой подушкой, которая по совместительству выступала в качестве магнитного экрана, а вот направляющих роликов насчитывалось не два, а четыре. Для защиты от записи на корпусе располагались две выемки, но действовали они по обратному принципу: если отверстие закрыто, запись на этой стороне кассеты становилась невозможной. В стандарте DC-International использовалась чуть более высокая скорость протяжки ленты: 2 дюйма (5,08 см) в секунду. В остальном конструкции этих двух типов кассет были практически идентичны. Наиболее распространёнными у Grundig стали кассеты DC-60 (30 минут аудиозаписи на сторону), DC-90 (по 45 минут) и DC-120 (по 60 минут на сторону). Кассеты Philips маркировались схожим образом: литерой «C» и цифрой, обозначавшей продолжительность записи в минутах: C45, C60, C90, C120. Помимо собственно Grundig и Telefunken кассеты стандарта DC-International выпускали и другие компании, в частности, BASF и Agfa.
Однако конкуренция с Grundig на европейском рынке стала для Philips лишь частью испытаний: гораздо интереснее ситуация складывалась за океаном. США — автомобильная страна, американские подростки садятся за руль ещё в школе, и все они так или иначе любят музыку (как, впрочем, и их родители). Потому уместить компактный магнитофонный проигрыватель в салон машины стало первоочередной задачей для американских автопроизводителей, и гигантская кассета от RCA для решения этой проблемы не годилась.
Первенцем на этом рынке стал американский стандарт Stereo-Pak, разработанный инженером Эрлом Мунцем в 1962 году специально для автомобильных магнитол. Мунц предложил однокатушечную одностороннюю аудиокассету с замкнутой в кольцо 4-дорожечной лентой, которая воспроизводилась по кругу.
Изобретатель вдохновлялся конструкцией двухдорожечного монофонического картриджа системы Fidelipac, который с середины 50-х годов использовался некоторыми американскими радиостанциями для воспроизведения в эфир предварительно записанной короткой рекламы и джинглов. Мунц не был миллионером, но считался смелым предпринимателем: на собственные средства он основал компанию по производству кассет и автомагнитол в Лос-Анджелесе, лицензировал популярные музыкальные альбомы у крупных лейблов и самостоятельно записывал их на плёнку. Магнитолы продавались в радиомагазинах для установки в машину, и подключались к существующим динамикам. Кассеты Мунца имели разный типоразмер, от которого зависела длина намотанной на катушку плёнки. Самая маленькая позволяла воспроизвести всего лишь 6 минут записи, стандартная вмещала «виниловый» альбом длительностью звучания 45 минут, были кассеты, на которые «влезало» два альбома.
Однажды в автомобиле, оборудованном кассетной магнитолой Мунца, прокатился предприниматель в области электроники и аэрокосмической промышленности Билл Лир, совладелец компании Lear Jet Corporation. Оценив техническое изящество этого решения, он решил улучшить технологию Мунца. Однако Лир пошёл иным путём, постаравшись сразу привлечь в проект побольше денег и застолбить за собой бескрайний автомобильный рынок США. Он привлёк в качестве партнёров ту самую Radio Corporation of America (RCA), придумавшую в 50-х годах гигантскую аудиокассету, затем к проекту присоединились Ampex и Motorola, а в качестве заказчиков Лир заранее договорился с Ford Motor Company и General Motors.
В 1964 году этот консорциум представил кассету 8 Track, содержащую одну катушку со склеенной в кольцо многодорожечной магнитной лентой, как и кассета Мунца. Хотя технология изначально разрабатывалась для автомобильных магнитол, позже появились и бытовые магнитофоны, поддерживавшие этот стандарт — правда, значительная их часть позволяла только воспроизводить кассеты из-за технической сложности записи на 8 дорожек. Кроме того, подобные кассеты использовались в нескольких моделях автоответчиков. В США производились портативные «бум-боксы» формата 8 Track, существовала даже «караоке-машина», использовавшая этот тип кассет.
В отличие от изделия Philips, кассету 8 Track не нужно было извлекать из магнитофона и переворачивать: когда плёнка совершала полный цикл, запись начинала воспроизводиться заново по кругу. Пользователь мог включить воспроизведение, перемотать ленту (только вперёд) или переключиться на другую дорожку. Кассета имела геометрические размеры 13,3 × 10,2 × 2 см. Магнитная лента шириной 0,64 см (0,25 дюйма) двигалась вдвое быстрее плёнки в компакт-кассете: со скоростью 3,75 дюйма в секунду. Лента содержала 8 параллельных дорожек, воспроизводившихся попарно для получения стереозвука. Итого, на такую кассету можно было записать 4 различных трека, продолжительность которых соответствовала длине ленты. После проигрывания одного трека головка магнитофона с характерным щелчком автоматически переключалась на другой набор из двух дорожек, и воспроизведение начиналось заново. Водитель получал возможность слушать Синатру, плывя в своём «Кадиллаке» по магистрали 99 и не отвлекаясь на переворачивание кассеты в магнитоле. Комфорт прежде всего!
8 Track довольно быстро потеснила на рынке Stereo-Pak, тем более, что магнитолы нового стандарта устанавливались в некоторые «люксовые» комплектации автомобилей GM и Ford уже с завода. Стандарт завоевал высокую популярность в Америке, и Philips с её двухкатушечной кассетой было очень непросто зайти на уже поделённый рынок. Магнитофоны стандарта 8 Track обладали в США примерно такой же популярностью, как проигрыватели пластинок, а многие музыкальные альбомы известных в Америке исполнителей выходили одновременно и на виниле, и на кассетах 8 Track. Однако больше всего голландцев беспокоили не американские технологии, и даже не Grundig, а то, какой формат выберет крупнейший азиатский производитель электроники — Sony.
На самом деле, в Sony потихоньку думали над собственным стандартом аудиокассеты, но предложение Philips о коллаборации положило конец этим размышлениям. Спустя небольшой промежуток времени с аналогичным вопросом к японцам обратилась и Grundig. Оценив выгоды своего положения, Sony выставила жёсткое встречное условие: бессрочная бесплатная лицензия. Голландцы согласились, немцы — нет, что в конечном итоге и разрешило «конфликт стандартов» в пользу первых. Чтобы закрепить успех, Philips отказалась от лицензионных отчислений со стороны всех ведущих производителей аудиооборудования (но сохранила лицензию для изготовителей кассет), что и сделало этот формат самым популярным в мире. Стандарт DC-International стал быстро утрачивать позиции. В 1967 году Telefunken объявила о прекращении поддержки этого формата, а вскоре от него отказался и сам Grundig.
К началу 70-х работающие с компакт-кассетами устройства научились поддерживать стереозапись, что сыграло положительную роль в их экспансии на американский рынок. Устройства форм-фактора 8 Track продержались ещё какое-то время: пик их популярности в Америке пришёлся на 1978 год. Затем в Штаты хлынули недорогие японские магнитофоны, использовавшие кассеты стандарта Philips, и формат 8 Track стал стремительно терять приверженцев. Из розничных магазинов такие кассеты стали исчезать в 1982 году, а к 1983-му были окончательно сняты с производства.
После этого компакт-кассеты Philips стали стандартом де-факто уже во всём мире, включая СССР. У нас первый магнитофон «Десна» под компакт-кассету появился в 1969 году, притом это был клон первого серийного продукта Philips – того самого магнитофона-диктофона Philips EL 3300, для которого эта технология и разрабатывалась. Ну, а отечественные кассеты «МК-60-1» из шершавого пластика многие помнят до сих пор.
Компакт-кассеты послужили катализатором социальных перемен. Их небольшой размер, долговечность, дешевизна и простота копирования помогли вывести андеграундную рок- и панк-музыку «из подвалов» в массы. Именно благодаря распространённости кассет многие музыкальные коллективы нашли своих слушателей и добились популярности. Помимо программ для ZX Spectrum и других бытовых компьютеров, на кассетах распространялись обучающие записи по различным дисциплинам, прежде всего, иностранным языкам, благодаря чему эта технология внесла значительный вклад в образование.
Тем не менее, прогресс не стоял на месте: в США уже в начале 90-х продажи компакт-дисков превысили объёмы реализации записанных промышленным способом кассет. В России кассеты продержались на десятилетие дольше, до начала «нулевых». На самом деле, их «могильщиком» стало внедрение технологии электронной защиты от пропусков (Electronic skip protection), сделавшей возможным появление портативных носимых CD-плееров и автомобильных CD-магнитол. Но кассеты, прежде всего, цифровых форматов DAT и DCC, ещё долгое время использовались в профессиональной звукозаписи, а кое-где применяются и сейчас.
Хотя в XXI веке звук уже давно ушёл «в цифру», аналоговые кассеты по сей день остаются предметом культа для некоторых меломанов. Кроме того, это прекрасный объект для коллекционирования. Некоторые музыканты и сегодня выпускают свои альбомы на аудиокассетах ограниченными тиражами, а в американском штате Миссури до сих пор действует компания National Audio, серийно выпускающая аудиокассеты — это один из немногих оставшихся в мире производителей этой продукции. По утверждениям руководителей фирмы, в последние годы объём заказов даже немного увеличивается на волне роста интереса к винилу, а также другим аналоговым аудионосителям «в стиле ретро». И этот интерес можно понять. Иногда, вернувшись домой с работы, отчего-то нестерпимо хочется поставить затёртую кассету в старенькую хрипящую «Сонату», нажать на Play, и услышать из динамика до боли знакомое: «Но если есть в кармане пачка сигарет…».
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (62)
nbkgroup
31.03.2024 10:19+8я прекрасно помню процесс прослушивания вокально-инструментальных
ансамблей Boney M., ABBA, и прочих представителей враждебной западной
культурыСлушали также и представителей дружественной западной культуры, вроде Пола Робсона, Дина Рида и Мирей Матьё, и даже не побоюсь этого имени, Жеанетт, а уж посредством прокси оркестра Поля Мориа слушали и всё остальное. Но вы по возрасту застали самый конец.
Даже сама пресловутая фирма Филипс основана двоюродным братом Карла Маркса, на деньги, который его отец не дал Марксу на издание Капитала.
Nika1978
31.03.2024 10:19+9Если копнуть глубже то одна из ветвей Филлипсов проживала на территории РИ, а именно в Волынской губернии и состояла в родстве с Бланками, те которые стали Ульяновыми. Вот так тесен наш маленький мир.
victor_1212
31.03.2024 10:19+5возможно стоит добавить, что примерно с конца 70х уровень качества компакт-кассет существенно поднялся, Dolby D,C,S + новые типы ленты (CrO2, metal) продвинули формат в область hi fi, по сравнению с лентами для катушечных магнитофонов разница большая, также транспорт + головки сильно улучшились, например Nakamichi Deck 1 с тремя головками из permalloy по качеству записи/воспроизведения на хорошей ленте может поспорить с любым катушечным магнитофоном
Grey83
31.03.2024 10:19+2Емнип, головки с использованием пермалоя вполне себе можно было поставить на советские кассетники (например переносной Скиф или стационарный Маяк). Благо нужены были только паяльник с канифолью (припоя было достаточно на старой головке) и сама головка.
victor_1212
31.03.2024 10:19+1конечно можно (хотя вопросы согласования есть), в детстве увлекался, однако Nakamichi не получится, если интересно найдите описание в сети, там много чего кроме головок, замечу некоторые записи на ленте больше нравятся чем на CD, из тех что стоит отметить кроме Nakamichi, лично сравнивал + понравились - Onkyo TA-6711, AIWA AD-F800U
Grey83
31.03.2024 10:19Были бы свободные средства и время может бы и заморачивался.
А тут просто музыку далеко не каждый месяц слушаешь (обычно только видео смотрю в mkv-контейнерах).
Berland
31.03.2024 10:19Может быть не пермаллой, а сендаст?
victor_1212
31.03.2024 10:19более точно там crystalloy = Nakamichi's version of hardened permalloy, Sen foundries
Grey83
31.03.2024 10:19+12Иногда, вернувшись домой с работы, отчего-то нестерпимо хочется поставить затёртую кассету в старенькую хрипящую «Сонату», нажать на Play, и услышать из динамика до боли знакомое: «Но если есть в кармане пачка сигарет…».
Нет, не хочется.
Дома до сих пор имеется рабочий бумбокс Panasonic RX-ES22, в котором кассетная дека использовалась последний раз для прослушивания музыки примерно лет 20 назад.
Валяется кассетный плеер Casio со встроенным цифровым радио с памятью на 10 станций (точнее по 10 для каждого диапазона, но использовались только для УКВ).
И половина (кассетный привод выкинул из-за износа шестерней, емнип) плеера Aiwa TX526, который сейчас можно использовать в качестве радиоприёмника с памятью на десяток УКВ-станций. Этот когда-то ещё и с автореверсом был.
После появления в продаже CD и DVD с музыкой какое-то время ещё писал треки с них на имеющиеся кассеты, чтобы воспроизводить их в плеерах (кстати ещё имелся когда-то плеер с автореверсом Atlanfa, но хз что с ним стало).
Потом появился смарт с поддержкой MP3 (скорее всего Nokia 6120c, лет так 17 назад) и кассеты были забыты как страшный сон.
А записи Цоя (кстати была у меня кассета со сборником каверов группы Кино, может даже до сих пор ещё где-то лежит) и в MP3 звучат врядли хуже, чем с кассет.vesowoma
31.03.2024 10:19+6Эх, а как же ж этот леденящий душу звук, предшествующий зажевыванию ленты? )
saboteur_kiev
31.03.2024 10:19+2Меня порадовал момент имитации зажевания пленки видеомагнитофоном в Kung Fury
exTvr
31.03.2024 10:19Нее, там не зажёвывание плёнки имитировали, а работу автотрекинга на кассете с десятой копией с хреновой копии.
NickDoom
31.03.2024 10:19+2Если кто-то хочет ностальгических ощущений, то лучше попробовать взять четырёхдорожечную башку (автореверс без механического поворота головки, смутно что-то такое помню) и использовать код «15 из 16», то есть в каждой следующей тетраде хотя бы один бит обязан меняться (для самосинхронизации). Что-то ещё слопают Рид и Соломон, конечно. Но они не очень прожорливые :)
В сумме если не на MP3, то на пережатый OGG хватить должно, он вроде на малых битрейтах тунцом держится, во всяком случае, уж оригинальный кассетник-то он должен переплюнуть! Тем более, что мы можем выжимать частотный диапазон головки до упора, нам ведь не важна линейность, нам важно просто суметь разглядеть сам факт импульса от перевернувшегося бита. Соответственно, напхать туда зон намагниченности можно как сардин в банку, это вам не спектрумовские кассеты :)
Moog_Prodigy
31.03.2024 10:19+1Если уж мутить стример то лучше видеокассеты - там пленка гораздо круче. С системой АрВид кажется, 2 гб влезало на кассету, если мутить прям на уровне головок и железа то в теории можно и до 50 гигов добить.
mk011
31.03.2024 10:19+1Коллега попросил аппарат для воспроизведения имеющихся у него архива кассет. Достал двухкассетную деку Sony начала 90-х и попытался включить. Увы, пассики на ней перестали быть резиновыми, но в отличие от советских, которые разламывались - эти превратились в жидкость и намотались на шкивы. Отмываю пальцы и попытаюсь реанимировать аппарат. Пассики есть в продаже даже в нашей деревне.
Grey83
31.03.2024 10:19Если повреждены только пассики, то может и хватит отмыть бензином шкивы от раскисшей резины (емнип, резина твердеет если перестарались с вулканизацией, а превращается в сопли, если недостарались, ну или от содержания серы, которая добавляется при изготовлении).
Вообще ещё могли электролиты высохнуть. 30 лет - это вам не шутка.
victor_1212
31.03.2024 10:19Отмываю пальцы и попытаюсь реанимировать аппарат.
зубная щетка + бензин, понадобится service manual, какая модель?
NickDoom
31.03.2024 10:19Это что, у одного советского так же раскис прижимной ролик — минус пара кассет, пока заметили… а записи были «ларёчные», уникальные в своей кустарности.
VadimProfii
31.03.2024 10:19+2С хрипящей Сонатой он интересно завернул, - подумал я, загружая Макселл тип 4 в AIWA Excelia XK009.....
YMA
31.03.2024 10:19+2Интересно, какая именно "Соната" хрипела? :)
У меня была Соната 213-С, для второго класса вполне неплохо играла, а после замены головки на импортную сендастовую, так и вообще нормально.
Но обратно не хочу, меня вполне устраивает качество музыки от современных устройств. Про магнитную ленту забыл в тот момент, когда первый раз в жизни поставил компакт-диск в CD-привод Hitachi и нажал на проигрывание в стандартном приложении Win95. Помню, был в шоке... ;)
stephanthe
31.03.2024 10:19+2постепенно уходящий в прошлое «винил»
Тут автор конечно загнул насчёт 80-ых. Он до сих пор не ушёл до конца
Grey83
31.03.2024 10:19+4Может имелось в виду широкое распространение массах, а не только у аудиофилов?
veryboringman
31.03.2024 10:19Radio Corporation of America (RCA) не была основана Сарновым. Он там был наемным менеджером (commercial manager), "основал" ее GE, купив American Marconi вместе с Сарновым и начав реорганизацию.
Был он, по сути, беженцем - его глубоко верующая еврейская семья сбежала из Российской Империи от погромов.
muxa_ru
31.03.2024 10:19Как аналоговые компакт-кассеты победили в конкурентной борьбе
А кого они победили?
Holmogorov Автор
31.03.2024 10:19+2Очевидно, стандарты DC-International, Stereo-Pak и 8 Track.
muxa_ru
31.03.2024 10:19Так они все тоже аналоговые.
Holmogorov Автор
31.03.2024 10:19Так они не "компакт-кассеты".
muxa_ru
31.03.2024 10:19+1А зачем в заголовке слово "аналоговые", если "компакт-кассета" это брендированное название конкретной аналоговой технологии?
Holmogorov Автор
31.03.2024 10:19+6Потому что обязательно найдутся душнилы, которые вспомнят, что кассеты бывают еще и для цифровой записи.
muxa_ru
31.03.2024 10:19+1Душнилы будут спрашивать, зачем в заголовке термин который не несёт полезной информации и никак не отражён в тексте.
Zara6502
31.03.2024 10:19+1дешевизна
BASF, Maxwell, SONY, TDK - 9 рублей, МК-60 - 6 руб, отец покупал с зарплаты одну японскую или немецкую. МК не покупали долго, а потом МК стали и лучше по качеству и цена сильно упала и отец сразу прикупил коробку, там штук 25 было. А в 90-е покупали активно ECP, вроде их в Новосибирске делали. У меня до сих пор есть, недавно даже доставал послушать, еще держат покрытие.
Zara6502
31.03.2024 10:19+6я с кассетами столкнулся впервые в 1983 году. Бобинника у нас не было, а вот у старшего брата отца именно бобинник и был, так что дядька на кассетники даже не переходил долгое время. Я к братьям в гости последний раз в 1995 году заезжал и они этим бобинником и пользовались, причем что интересно брат сам собирал ZX Spectrum на продажу и игру грузил с бобинника :)
Этой наш магнитофон, живой еще, летом слушал.
Потом года с 1987 (могу ошибиться на пару лет) пользовались этим
и этим
Плеер и кассетник ВЕГА продал на Авито любителям, кассетник под восстановление, а плеер рабочий.
A_Green
31.03.2024 10:19+1"Вега-122" меня после "Романтика" и "Легенды" шокировала своей начинкой. Там квази сенсорное управление с памятью и поиском, и ускоренная перезапись на 9-ой скорости и прямой привод всех валов и бобышек = 6 моторов. Да ещё и моторы синхронные, родственники современным BLDC.
Вот с ними больше всего проблем и было: в какой-то момент переставала раборать подматывающая бобышка и ленту успешно "зажёвывало". Сначала грешил на предыдущих ремонтников - что-то разрегулировали... Реальность оказалась веселее.
Вращающееся магнитное поле под ротором организовывалось двумя операционными усилителями и двумя сдвоенными катушками при помощи датчика Холла.
И всегда в неисправном магнитофоне оказывался сгоревшим датчика Холла. Менял, настраивал по схеме (ещё удивлялся большому изначальному току покоя через датчик).
А потом мне одновременно попали два таких магнитофона на заводских пломбах, с одинаковыми "жующими" головами. И вот тут при разборке и замере выяснилось что закрашеный подстроечник на самом деле на заводе даже не регулировался, потому что для регулировки понадобилось повернуть его не чуть-чуть, а градусов на 30. В этих магнитофонах датчики Холла были выжившими и весь ремонт свёлся к настройке "по заводу". Ни один магнитофон повторно в ремонт не возвращался.
d2ab
31.03.2024 10:19+1Легенда 404, ходил с нами в пещеры в Меженого и Снежную, до сих пор помню, как звучат в больших залах на глубине Зодиак и Space.
corvair
31.03.2024 10:19+5Ещё было множество решений автореверса, самым простым из которых по моему был очень часто встречавшийся в музыкальных центрах и автомагнитолах с электронным управлением ЛПМ разворот головки воспроизведения.
У "Веги" была пара механических рычажков управления режимами воспроизведения, типа бесконечное воспроизведение обеих сторон по кругу и останов после воспроизведения обеих сторон. Довольно распространённая штука, аналогичную встречал в кассетном плеере Aiwa. Причём управление ЛПМ было механическим.
У Nakamichi была система UDAR - UniDirectional AutoReverse, переворачивающая кассету в кассетоприёмнике, распознаётся по дверце с "эркером", выдвигающейся в момент разворота кассеты. Главным преимуществом считалось сохранение азимута головки воспроизведения.
У Akai была очень сложная система Invert-o-Matic, переворачивавшая кассету в отдельном от кассетоприёмнике механизме, причём привод всех многочисленных механизмов магнитофона был групповой от единственного двигателя ЛПМ, переключение производилось через фрикционы, управляемые соленоидами.
У Phillips была система Ski Slope, где одновременно использовался целый набор кассет (фиксированное количество), находящихся в обороте по кольцу. Фишкой был видимый спуск кассет с горки в кассетоприёмник, проталкиваясь в горку, кассеты переворачивались. Аппарат был не потребительский, предназначался в основном для воспроизведения фоновой музыки в торговле и общепите.
Из них электронное управление было только у системы с разворотом головки и кассеты у "Накамичи", остальные имели чисто механическое управление или электромеханическое с применением программных шестерён, реле, концевиков и немного аналоговой электроники типа фотоэлементов
andy_p
31.03.2024 10:19+1Что-то никто не вспомнил, как надо было перематывать кассету с помощью карандаша.
zibeltbg
31.03.2024 10:19Автор - постарался исторически дать культуру про технология прошлого, и даже и я научил что то, но далеко от сущности, как и коментирующие. Но это всегда, как обычно. Просто такой уровень интернета. Непрофессионалы не могут дать характерную информацию. Это везде в мире.
Отвратительны стандарт компакт кассеты был принят для одурачивание плебса на Запад с компакт кассеты с её ужасное качество - причина - низкая скорость ленты - и даже металлические ленты и близко не стояли как качество звучания катушечных магнитофонов, для которых было проблем найти качественную запись, потому, что и западные пластинки за изключение большие на 45 оборот давали весьма посредственное качество звучания.
Тоест компакт кассета просто технологическое дерьмо, и провал жалкой западной капиталистической цивилизацией!!!
Сам работал в сервиз для магнитофонов, и кассетных деков, и как очередной молодой идиот, не послушал совет старших работников поднять скорость кассетника в два раза - делается с простая подмена втулкой мотора. Тем более существовали кассетные деки на 9.53 см. сек с компакт кассеты, которые с хромовая лента давали точно такое качество, как катушечные на 19 см. сек. в которым (катушечным) была прослушка от обратной писты на (-) 42 децибел!!!
Но самое ужасное в компакт кассеты была чудовищная разница по сравнению со скорости 9.53 - разница 50 дБ на 15 килогерц для железноокисная лента!!! Точно это давало изпорченое плоское звучание высших частот с огромные искажения, по подобие шелест бумагой, но не нормальный звук металлических инструментах. В средные частоты звук был плоский, тоже такой для басы, которые были сильно разплывчатые. Не помогло особенно ни улучшения качества ленты, ни подбора тока подмагничивания, ни системы динамического подмагничивания, ничего. Но быдлом - компактное качество для рабов - вот скрыты успех компакт кассеты, который невидимо продвигали. В соц. странах, вместо разработка собственной достойны стандарт, подобны Елкасет Сони, быдло партийцы пошли на копирование на западной мусор как технология, обо всём.
Сам в сервизе спрашивал коллеги - есть хоть один аппарат западных брендов, которых сделан как надо, как конструкция - ответ старших был - нет - все конструкции - западны мусор - это тебе не военная техника, или другая с профессиональным назначением.
В 2003 ом году обзавелся с три главы дек Маранц с сендастовой головкой, на 9.53, которы обеспечивает недостижимое для цифровой технологией качество, шум практически не слышен в паузах с Долби Б, даже сделал динамическое подмагничивание на лампах ( чтобы ещё прецизно от профессиональных вариантов) улучшал драматически записи, даже выносил трансформатор подобно профессионалных конструкциях в отдельную внешную коробку, чтобы полностью элиминировать смущения фона на 50 герц....но....пришёл цифровой звук окончательно, с полный дефицит аналоговых источников, делая наличие профессиональной аналоговой аппаратуры абсолютно бессмысленно.
Вот, и всё - пропущенная молодость благодаря игнорирование СОВЕТА СТАРШИХ!!!
А могло наслаждаться, и имеет даже, как архив настоящее аналоговое качество, были на разположение много новых пластинок, у друзей, и даже на больших на 45 оборот - много напоминающих звучание студийныйного магнитофона.
Но молодой человек, как правило дурак!!!
Sergei_Erjemin
31.03.2024 10:19+4Катушечник на 38 скорости и две дороги дороги во всю ширину -- сила. Но сколько нужно пространства чтобы хранить записи? Один альбом занимает киллометровую катушку или даже две. Три, максимум десять, альбомов с копией с мастер лент -- так хранить можно, но не более.
А кассету положил в карман и пошел. Опять же Doldy HX Pro (калибровка ленты) -- сильно улучшала запись и позволяла прослушивать на обычном магнитофоне. А еще было DBX -- там шумы можно было снизить до -60 дБ, но на чем записал, на том и слушай... Хотя были внешние, трех, и даже четырех, диапазонные, с подстройками, DBX -- их хоть к кассетнику, хоти к катушечнику подключай. Вот где получался звук-бомба...victor_1212
31.03.2024 10:19Yamaha увлекалась DBX, на полке K-1020 B/C/DBX звучит неплохо, хотя на мой вкус Nakamichi лучше, заметим для катушечных просто нет такого качества ленты как для касетника, т.е. может и есть, но в продаже не видел,+ вероятно стоимость будет зашкаливать, мой старый катушечник Sansui SD7000 неплохо работает, WRMS в норме, но даже на скорости 19 это не Nakamichi
Sergei_Erjemin
31.03.2024 10:19Катушечная лента "лилась" на тех-же аппаратах что и катушечная. Это же широкая лента оторую просто наливали. СССР закупал много таких широких лент у немцев и японцев и резал их для бытовых 6.4 мм (четверть дюйма), и для профессиональных (аудио/видео) и для ленточных накопителей ЕС ЭВМ. У некоторых дома были машинки из бритв и двух моторов, для нарезки "списанных" лент ЭВМ на бытовой формат. Но даже в бытовом исполнении были катушки хромовой Маквелл ЕЕ (и некоторые бытовые магнитофоны начала 70-х умели на такое записывать с помощью переключателя тока подмагничивания... даже в Олимп такая крутилка была, кстати дискретная на три положения). Так что катушечные ленты можно было найти ленты... как раз толстые ценились больше, т.к. давали минимальные межвитковые намагничивания. А уж не говорю про современные катушечные ленты, ассортимент которых намного больше чем у современных тонких кассетных лент.
Но я говорил о двухдорожечных бобинников на 38 скорости. Топы бытового формата. Кассета, с любой лентой, даже металл, не могут уделать катушку просто по причине межвиткового намагничивания и близкого расположения дорожек из-за узкой ленты, где оба канала на соседних дорожках. А вот на катушечнике, даже бытовом четырехдорожечнике, можно было записать только в одну сторону и эффект кросс-наводок между дорожками снят в нуль. Никакие регулировки азимута и положения головки, ухищрения с двумя тонвалами и отжимом фетрового прижима (который добавлял детонации и иногда еще и свиста) на Накамичи не могут убрать межвитковые наводки тонкой кассетной ленты и крос наводки между дорожек. Магниторезистивные Зет-головки Техникс (вершина на мой взгляд среди кассетных) могли поднять полосу пропускания до 22 и даже 24 кГц, но убрать эффект тонкой ленты и узких дорожек -- технически невозможно.victor_1212
31.03.2024 10:19спасибо, возможно Вам будет интересно - Sansui SD7000 - четыре головки, спецификации см. ниже, + Nakamichi CD1
NadFox
31.03.2024 10:19+3"ролик, прижимающий ленту к головкам" - серьёзно))? Ролик никогда к головкам ничего не прижимал.
NIK19642007
31.03.2024 10:19+4Через мои руки прошли сотни кассетных аппаратов, как импортных, так и советских. После фирменной техники советскую ремонтирую лишь из уважения к хозяину, ужасная культура производства совка не позволяла делать качественную БРЭА Электронику ТА-003 клонировали с Ревокса, но плакать хочется, когда приходится дорабатывать датчики натяжения, чтобы оси малых роликов на рычагах были параллельны остальным роликам и валам. Год назад делал профилактику бобинному SONY TC-R6, засохла смазка на рычагах прижимных роликов и головки от завода стояли чуть со смещением, пишет на советской ленте 35 кГц по уровню минус три дБ на 19-ой скорости. Великолепный аппарат, у меня был ТС-765, это полный аналог, только на 230 вольт для Европы. Этому же приятелю делал кассетный Сони 333, их много разных с этими цифрами, отличаются тремя буквами в конце, этот был более современный, не имеющий аналогов для Европы, стовольтовый, три мотора, один для загрузки, второй для тогвалов и третий подмотка и перемотка. Работая с такой техникой получаешь удовольствие. А своё предвзятое мнение недалёкие совкодрочеры и "ультра патриоты" пусть оставят при себе, чтобы не выглядеть тупорылым идиотами, далёкими от техники.
chnav
31.03.2024 10:19+4>> А своё предвзятое мнение недалёкие совкодрочеры и "ультра патриоты" пусть оставят при себе, чтобы не выглядеть тупорылым идиотами, далёкими от техники.
Ого, первое сообщение на форуме и сразу с козырей зашёл.
exTvr
31.03.2024 10:19+1Ого, первое сообщение на форуме и сразу с козырей зашёл.
"Главное красиво ворваться в драку, а там уж как-нибудь, что-нибудь получится." (ц) Физрук.
chnav
Упомянуто применение кассет в бытовых компьютерах. Мне вспомнилось, как в школе ходили на практикум по программированию в местный институт. Компьютеры были моноблоком, кажется справа от зелёного монитора был кассетный носитель. У него была особенность - для быстрой перемотки (поиска) программ он мог физически прокомпостировать отверстие в ленте. Кажется писали на Алголе или Фортране. Роботрон это был или что-то другое... Если кто-то вспомнит название буду очень признателен.
RumataEstora
Искра-1256 нашлась в поиске. Сам не сразу вспомнил, как она звалась. Я на такой фортран мучил и какой-то странный фортрано-подобный язык по названием "символьно-скобочный язык".
Dimsml
Wang 2200 или Искра-1256, скорее всего.