Как из шутки получился бот, который взял на себя операционную деятельность проджект-менеджера. Рассказывает Егор Попов, PMO из YuSMP Group.
Егор Попов
PMO из YuSMP Group
Когда я стал вливаться в PMO, столкнулся с большим количеством дополнительной операционки, которая съедала много времени. Часть рабочего дня уходила на бесконечные проверки: актуальности плана на день, трудозатрат от разработчиков, состояния документов, дедлайнов на соблюдение и так далее.
Я стал искать способ автоматизировать свои операционные задачи и вспомнил про бота, которого создал шутки ради. Тогда среди менеджеров шутили «Может ли чат-бот заменить ПМа». Самой первой итерацией хотел завести бота, который раз в час просто пишет в группу «Коллеги, есть новости по задачам?». Но пока реализовывал шутку, научил бота делать нечто большее.
Как работает бот
В YuSMP Group у нас есть таблица в Google Sheets, где разбиты планы на разработчиков по дням с указанием приоритетов и заметок. Так как у нас распределенная команда — у одного разработчика могут быть задачи одновременно по нескольким проектам. Чтобы у каждого менеджера было понимание по общей загрузке — используем файлик.
Утром актуализируем план и отправляем его коллегам-разработчикам, чтобы они были в курсе. Бот собирает информацию, анализирует загрузку каждого разработчика и отправляет отчеты в чат для ПМов, указывая, у каких разработчиков (и отделов) план не заполнен.
Бот собирает информацию и анализирует загрузку каждого разработчика. Затем совершает два действия:
Пишет отчет в чатик для PMов о состоянии загрузки, напоминает.
Если всё заполнено — отправляет коллегам-разработчикам план.
Дальше, я как проджект-менеджер должен держать руку на пульсе. Важно следить за тем, чтобы соблюдались все обязательства перед клиентом. Чтобы не скатываться в микроменеджмент — слежу верхнеуровнево за достижением майлстоунов или дедлайнов.
Списочек таких дедлайнов — ведем так же в таблице.
Бот следит за дедлайнами проектов, проверяя информацию в таблице, и уведомляет PMов:
о дедлайнах на сегодня;
о просроченных дедлайнах.
На оба эти момента обращаю внимание при планировании.
Как бот помог бухгалтерии
У нас возникла проблема с закрытием актов по выполненным работам. PM не имеют доступа к актам (ЭДО), а бухгалтерия не в курсе контекста по проектам. Для решения этой проблемы бот проверяет раз в неделю дельту по платежам в паспортах и отправляет информацию в чатик.
После этого PM оценивают актуальность этих цифр и отмечают реакцией на сообщение. Если что-то не соответствует действительности, они приступают к разрешению проблемы, общаясь в том же чате со всеми заинтересованными сторонами.
В плане ещё интегрировать Jira API с этим ботом (что почти готово), чтобы считать трудозатраты разработчиков по следующим правилам:
За предыдущий день (если рабочий — должно быть от 7 до 9 часов).
За предыдущую неделю по понедельникам (каждый день должен быть заполнен, от 7 до 9 часов).
И возвращать следующую информацию:
Чем вчера занимался разработчик (на каких проектах сколько часов потратил).
Если время заполнено некорректно — тегнуть этого разработчика, напомнить о важности отмечать вовремя трудозатраты.
Если у всех всё окей — передать бухгалтерии информацию (а в будущем автоматически обновлять паспорта проектов).
Из особенностей
Я не написал ни строчки кода, только очень много промтов в чат GPT.
Не нужен хостинг, всё работает автономно в Google Sheets.
Это не стоило ни рубля (кроме генерации картинки в DALLe).
Все куски независимы друг от друга как микросервисы, но при необходимости можно брать данные с соседних таблиц, модифицировать как угоднорасширять.
Из минусов — время исполнения скрипта может достигать 6–8 минут, но это все равно круто оптимизирует работу прожекта.
Прожекты все еще нужны?
Чат-боты никогда не опаздывают на совещания и всегда готовы отчитаться о проделанной работе, и наверняка заслуживают повышения. Но все еще они не могут заменить PM-ов.
Боты могут быть полезными инструментами для автоматизации рутинных задач и упрощения коммуникации. Но нельзя забывать, что за цифровым фасадом все же стоят люди, способные принимать стратегические решения, анализировать данные и решать проблемы. А чат-боты могут остаться теми же хорошими помощниками, которые помогут нам не забыть о важных сроках и задачах.
akakoychenko
Ходят слухи, что можно заменить проджект менеджеров вообще ничем, и, более того, есть ИТ компании, которые вообще без проджектов как-то работают, и функция контроля того, все ли разработчики имеют таску на сегодня, не то, чтобы обязательна... Да и, вроде, где-то живут странные люди, которые без таймшитов результат бизнесу приносят? Хотя, не, наверное, лишь слухи, кто ж в здравом уме без ежечасного контроля и напоминания, что плохо без задачи сидеть, работать то будет?
ildarz
Это не функция прожекта (ну то есть где-то ее могут вешать и на него, но мало ли где какой бардак бывает).
Armann
Каждый прочитал то что хотел прочитать :)
А вообще предлагаю попробовать самому побыть ответственным за небольшой проект, где есть все атрибуты - команда, заказчик, сроки, ответственность, бюджет. Узнаете много интересного
akakoychenko
Последний раз был исполнителем в 2017м, если что. После этого и руководил, и иерархии строил, и растил руководителей с 0;)
ruslan_sverchkov
Чем отличались функции тех руководителей, которых вы растили, от функций проджект-менеджера, которого можно заменить ничем? Вопрос без подвоха, мне любопытно, какие значения можно вложить в эти термины так, чтобы не породить противоречий)
akakoychenko
Мне тут сложно будет дать именно такой ответ, как ждёте Вы, потому, что для меня именно функции и должностные обязанности никогда не были первичными. Оптимальные функции руководителя в конкретный момент времени это, по сути, лишь функция от переменных, как зрелость и размер команды, фаза проекта (анализ, прототип, разработка, поддержка), структура организации, стейкхолдеры, и так далее. Соответственно, и рассматривать их в статике не вижу особого смысла (хотя, разбор кейсов вида "что будешь делать, если...", где эти параметры фиксированы, уже очень интересен).
А что реально важно (по крайней мере, для меня), так это то, что руководитель должен быть тем, кто имеет наиболее глубокое и проработанное понимание в команде (и при этом, конечно же, достаточное для задачи), как и зачем достичь задачи бизнеса с доверенными ему ресурсами. Причём, факт наличия этого понимания должен быть понятен как тому, кто его туда поставил, так и подчиненным (ибо без авторитета и сверху и снизу одновременно работать оно не будет).
Тут я бы ещё сделал уточнение, что в русскоязычной среде понятие проджект-менеджер сильно девальвировано. В западном контексте под ним, как правило, понимают "серьёзного" человека, который уже прошёл нижние ступени сам (если это разработка софта, то был и разрабом и тимлидом, например), понимает процесс и глобально и в деталях, и имеет очень серьёзные полномочия по управлению бюджетом (а сама мысль, что он, например, может не знать зп подчиненных, невозможна даже в теории). Такую роль, понятно, ни ничем, ни скриптом не заменишь, и она есть практически в любом проекте, просто, как правило, название должности другое
ruslan_sverchkov
Спасибо за ответ, теперь я вас понял. Не знаю, важно это для вас или нет, но все таки замечу, что очень многие люди всё вами перечисленное включают в понятие ПМ как само собой разумеющееся, поэтому ваша мысль про замену ПМа ничем скорее всего встретит еще очень много непонимания)
Armann
Тогда ваш ответ несколько странный :)
Уж вы то должны понимать что само ничего не едет, и всегда должен быть кто то, кто отвечает за то что проект будет выполнен. Как правило это PM, но его функции могут быть у другого человека и будет впечатление что 'проджект не нужен, прекрасно без него живем'.
Я не идеализирую PMов, если что :) Просто видел и участвовал в достаточно большом количестве проектов чтобы понимать кто эти люди и зачем они нужны.