Всем привет! Меня зовут Таня Конюшенко, и уже почти год я работаю продуктовым дизайнером в СберМаркете. До этого я десять лет проработала в агентской или, как её ещё называют, заказной разработке. Это было потрясающее время, но в какой-то момент мне захотелось увидеть, как результат моей работы живет после того, как проект принят заказчиком. Так я решила перейти из агентства в компанию.
Мне казалось, что разница между дизайнерами в продукте и агентстве чисто формальная, и проблем при переходе возникнуть не должно. Однако они возникли: я получала отказы по причине нерелевантного опыта. И не понимала: почему он нерелевантный, если навыки так похожи?
Теперь я готова рассказать, в чём же разница: чем продуктовое мышление, которое так важно для работодателей, отличается от подхода в заказной разработке.
В статье я сравню навыки дизайнеров из агентства и продукта, опишу разницу в процессе работы и результатах. А еще поделюсь, какого человека хотят видеть у себя в штате крупные компании вроде СберМаркета и как перейти из агентства в продукт.
Дизайнеры уходят в продукт, когда хотят видеть, как их работа влияет на пользователей и бизнес
По моему опыту, много дизайнеров в какой-то момент решают уйти из заказной разработки в продукт. Устают от нервотрепки, неадекватных сроков, большого объема работы, бесконечной смены проектов и капризных заказчиков. А еще многим хочется понимать, как личная работа влияет на взаимодействие людей с продуктом, а компании-заказчики почти никогда этим не делятся.
Не подумайте, что я наезжаю на агентства, я обожала свою работу. И считаю агентства идеальным стартом для начинающих дизайнеров. Но постоянный стресс влияет на общее состояние, и обратно мне не хочется.
В результате дизайнеры начинают гуглить вакансии «Продуктовый дизайнер». Многие требования кажутся понятными и простыми. Они начинают отправлять отклики, на которые не получают ответа или получают отказ с формулировкой про неподходящий опыт.
В интернете много статей на тему «Разница между работой дизайнера в агентстве и в продукте». Обычно ее объясняют так: «UX-дизайнер ориентирован на пользовательский опыт и работает на проектах временно, а дизайнер продукта озабочен общими бизнес-целями и мучается долгосрочно».
И знаете, что я думала в этот момент, будучи дизайнером интерфейсов? Что я тоже крайне озабочена бизнес-целями! Я встречалась с заказчиками, формировала вместе с ними цели и задачи, выпытывала доступы к метрикам, строила CJM и считала себя и свою компанию помощником в создании стратегии развития. Означает ли это, что я тоже почти продуктовый дизайнер?
Нет. Давайте разбираться.
Агентский дизайнер отличается от продуктового как в hard-скиллах, так и в soft
Чтобы было легче, разделю скиллы по привычному принципу: на hard и soft. Сами скиллы возьму прямо из вакансий.
Начнем с hard
Если читать табличку не хочется, в следующей главе мы кратко расскажем о главных скиллах агентского и продуктового дизайнеров, — можно перейти сразу к ней.
Навык |
Агентство |
Продукт |
Проектировать решения в Figma |
Разницы нет |
|
Знать гайды операционных систем |
Разницы нет |
|
Работать с данными |
Техническое задание и любые пожелания в свободном формате приходят от заказчика или аналитика |
Результаты исследований и А/B-тестов от разных команд поступают постоянно, так же как и подробная аналитика по разным параметрам |
Собирать технические, бизнесовые и пользовательские требования |
Дизайнер задает вопросы заказчику, смотрит метрики. Технические ограничения он получает только на этапе проектирования, из-за чего часто бывают проблемы с реализацией, — когда разработка отказывается делать то, что нарисовал дизайнер. Понимание технических ограничений сводится обычно к срокам — не успеем |
Дизайнер работает в плотной связке с разработчиками, ходит на общие синки. Чем больше работает, тем глубже понимает нюансы и ограничения. Обсуждает новые фичи на примере первых набросков и точно понимает, когда, в какой очередности и что будет возможно реализовать |
Формулировать интерфейсные гипотезы |
Работа строится на опыте. Гипотеза звучит размыто, например: «Если мы расположим фильтры в каталоге слева, пользователю будет удобнее ими пользоваться» |
С гипотезами работают постоянно. Гипотеза звучит точно, например: «Если мы изменим отображения методов оплаты, то сократим количество ошибок на чекауте и тем самым увеличим конверсию в заказ на 1,5%» |
Создавать кликабельные прототипы |
Создаются для презентации заказчикам. Например, дизайнер готовит несколько страниц интернет-магазина, чтобы продемонстрировать, как сайт будет выглядеть, и утвердить макеты |
Создаются, чтобы тестировать на пользователях. Например, дизайнер готовит небольшой флоу покупки лекарств и дает по нему задание пользователю, чтобы понять, где могут возникнуть сложности |
Работать с прототипами на wireframes — скелетом с минимальной детализацией |
Обязательно нужно, чтобы команда понимала, как что будет работать, сколько потребуется времени на дизайн и разработку, а также для согласования функционала с заказчиками |
В продукте чаще работают с готовыми дизайн-элементами, wireframes используют редко. Потому что есть набор готовых элементов, и проще взять их, чем собирать что-то на прямоугольниках |
Писать ясные и лаконичные тексты интерфейсов |
Хороший навык, но на наем не влияет. Тексты проверяет заказчик, поэтому на проде случаются разные комичные (и не очень) ситуации. Например, когда заказчик не проверил, и в прод ушел текст-рыба |
В большом продукте часто есть редакторы, которые работают с текстом. Также есть своя редполитика с общими правилами для всех текстов |
Создавать и поддерживать UI-KIT / Развивать дизайн-системы |
В каждом агентстве свои жесткие правила по собиранию UI-Kit. Все макеты собираются строго на компонентах и проверяются лидами перед отправкой в разработку. Может быть и такое, что правил нет, но тогда дизайнерам, разработчикам и клиентам можно только посочувствовать |
В большом продукте есть отдельная команда, которая отвечает за развитие дизайн-системы. С одной стороны, есть ограниченный набор атомов и молекул, которые уже существуют не только в Фигме, но и в коде. А с другой — в постоянной работе компоненты детачатся, меняются, согласуются, а потом собираются заново |
Проводить презентации |
Дизайнер + менеджер → заказчик. Еще могут быть внутренние презентации команде |
Дизайнер + продакт → другие команды, разработчики и топ-менеджеры компании |
Рисовать иконки и иллюстрации, владеть пакетом Adobe |
Важный навык |
В маленьком продукте может потребоваться. В большом чаще рисуют подрядчики или соседние внутренние команды |
Знать типографику, сетки, композицию |
Важный навык |
У дизайнера по умолчанию этих навыков ждут как части общей базы, но отдельно в требования выписывают редко |
Разрабатывать визуальные концепции |
Важный навык |
В продукте обычно уже задан визуальный стиль, поэтому такое требование встречается редко. |
Работать с исследованиями |
В агентствах редко делают исследования и еще реже выносят это в требования к дизайнеру. Но дизайнеру готовые исследования могут принести сами заказчики — и это чаще будет толстый талмуд на сотню страниц с информацией по продукту целиком |
Дизайнеры проводят сами или в паре с исследователями количественные и качественные тесты. Предмет исследования — конкретная фича или даже новый элемент, например, иконка или текст, а также конкретный флоу, который хочется улучшить или просто изучить. |
Проводить аудит и конкурентный анализ |
Не выносится в требование к вакансии, но дизайнеры могут проводить аудиты проектов, — это отдельная популярная услуга агентства и скилл дизайнера. Итогом работы является презентация с рекомендациями |
Часть работы — постоянное отслеживание фичей у конкурентов или сравнение того, как они решают подобные проблемы. Итог работы — несколько решений, которые отправляются на проверку |
Работать со сроками |
Умение работать быстро и по срокам, спущенным сверху |
Умение выдерживать обещанные самим дизайнером сроки, которые он согласовал с командой |
Теперь разберемся с soft-скиллами
Возьмем четыре главных навыка. Здесь обойдемся без таблички.
Коммуникабельность
В агентстве дизайнеру нужно общаться с другими дизайнерами, менеджерами, аналитиками, разработчиками и, самое главное, с разными заказчиками. Требуется красноречие и умение уверенно и красиво аргументировать дизайн. При этом для дизайнера допустимо перевести всё общение с заказчиками на менеджера и других дизайнеров.
В продукте коммуникации идут без остановки. Дизайнер работает над кусочком общего целого, из-за этого постоянно должен быть в курсе, что делают другие команды с другими кусочками. А значит, постоянно презентовать свои решения, смотреть чужие и быть готовым подкреплять свои гипотезы исследованиями.
Внимательность, организованность и самостоятельность
В агентстве нужно быстро выполнять задачи, которые кто-то уже придумал и декомпозировал. На позициях выше — самому оценивать и декомпозировать задачи и сроки.
В продукте важно самому находить проблемы, генерить гипотезы, проверять их, задавать вопросы, ставить себе и другим задачи.
Умение аргументированно объяснять и защищать свои решения
В агентстве аргументы строятся на личном опыте, профильных книгах и экспертных статьях.
В продукте — на результатах исследований, аналитики и A/B-тестов. В продукте также важно умение давать обратную связь, слушать и слышать.
Дизайнер в агентстве работает на заказчика, в продукте — на клиентов продукта
В вакансиях требования для агентского и продуктового дизайнера выглядят одинаково, но под капотом скрывается разное. Оба специалиста должны глубоко знать дизайнерские инструменты, красиво и функционально рисовать. Но!
Главный скилл агентского дизайнера — это умопомрачительная скорость, яркая визуалка и умение уболтать заказчика. При этом дизайнер в агентстве постоянно сталкивается с горящими сроками и непредсказуемыми заказчиками, хотя уровень ответственности будет меньше, чем в продукте. В агентстве самостоятельность не так важна. Работа дизайнера из агентства больше исконно-дизайнерская — связана с рисованием красивых макетов.
Главный скилл продуктового дизайнера — продуманность решений и качество реализации. Требуется мыслить более технически, быть готовым работать не только с интерфейсами, но и с числами, реальными пользователями и стратегией бизнеса, которая формируется топами на год вперед.
А еще постоянно держать в голове разные итерации, исследовать решения, смотреть за разработками конкурентов и генерить идеи по улучшению пользовательского флоу самому. Здесь важно проявлять самостоятельность, уметь отстаивать решения, приводить доказательства. Продуктовому дизайнеру важно верить в свой продукт, в магию интерфейсов и мелких улучшений.
В итоге дизайнер агентства стремится сделать красивый и удобный интерфейс и получить довольного заказчика, а продуктовый дизайнер — повысить лояльность клиентов компании, увеличить их количество, получить нужные метрики.
В агентстве важен личный опыт, в продукте — исследования и тесты
Теперь хочется немного поговорить о внутренних процессах: в агентстве и продукте они различаются сильнее, чем навыки дизайнеров.
Откуда приходят задачи
Продуктовый дизайнер генерирует гипотезы совместно с продактом и другими членами команды. Бэклог заполняется фичами, которые затем берутся в работу.
В агентстве дизайнер получает задачи готовыми и нарезанными на мелкие кусочки. Список фич сильно ограничен и прописан в техзадании. Если список не прописан в ТЗ, его могут обрезать на этапе передачи макетов в разработку, и тогда всем будет больно.
Команда VS каждый сам за себя
В продукте продакты, дизайнеры, исследователи, аналитики и разработчики мыслят и работают вместе на измеримый результат. Каждый отвечает за свою часть работы, при этом всё время люди ощущают себя частью команды и понимают свою причастность к общему результату.
В агентстве специалисты распадаются на группы: отдельно менеджеры, отдельно дизайнеры и отдельно разработчики. Эти группы часто спихивают друг на друга ответственность, например, за срыв сроков, и могут быть в конфронтации.
Итерационность VS линейность
В продукте процесс работы не заканчивается никогда. Выкатили одну фичу с первой итерации, пилим дальше или доделываем предыдущую в следующей итерации. Параллельно работаем с метриками и тестами и ищем, что еще улучшить.
В агентстве процесс работы конечен — выложились, сдали проект разработчикам, начали следующий. Результат измеряется только одним: довольны или недовольны заказчик и руководитель компании.
Полноценный дискавери VS голые гипотезы
В продукте работают с метриками, а дизайнер — один из тех, кто придумывает, что, на каком этапе и в какой последовательности нужно измерить и исследовать. До этапа разработки команда соберет нужную информацию, исследует макеты и напишет документацию — на что и как именно эта фича должна повлиять.
В агентстве макеты собирают на основании личного опыта дизайнера и его лида. Это привычно и нормально, поэтому агентский дизайнер абсолютно уверен в своих знаниях и экспертизе.
Мелкие задачи
В продукте нет мелких задач и маленьких зон ответственности. Они, как хвостик от слона, тянут за собой тонну скрытых доработок и согласований, так как одно цепляет другое. Как в макетах, так и в разработке.
В агентстве мелкие задачи, которые считаются простыми, часто отдают джунам.
Обратная связь на работу
В продукте дизайнер получает первый фидбек от пользователей на качественных или количественных исследованиях. У исследователей даже есть фраза: «Деточку обидели» — когда дизайнер наблюдает, как люди ничего не понимают в его, казалось бы, простых макетах. Если всё проходит успешно, и решение преодолевает все стадии до этапа А/B-теста, то дизайнер получает результат своей работы в числах. И спорить с ними трудно.
В агентстве первый фидбек дает лид, второй — клиент. В промежутке — коллеги, не обязательно дизайнеры. Фидбек бывает субъективным или объективным — в зависимости от профессионализма человека, но в любом случае он основан на личной экспертизе.
При переходе из агентства в продукт придется смириться с разницей в процессах и подходе к работе:
Уменьшится зона ответственности: дизайнер в агентстве нередко ведет проект целиком, в продукте — только небольшой кусочек;
Не будет иметь значения необычный яркий UI: функциональность в продукте важнее визуала.
Придется постоянно считаться с мнением других дизайнеров и их продактов. В агентстве строгая иерархия: лиды, арт-директора, менеджеры и заказчики. Они диктуют дизайнеру, какое решение крутое, а что нужно переделать. Но только на своем проекте: в чужой проект глубоко никто не полезет. В продукте есть круговое ревью — это значит, что каждую новую доработку может посмотреть любой дизайнер, а не только лид.
Дальше расскажу, как перейти из агентства в продукт и как это удалось сделать мне.
Чтобы работать в продукте, нужно менять свое мышление еще на этапе поиска работы
По моему опыту, компании обычно ищут дизайнеров из смежной сферы, но это если повезет. А если нет, нередко они просто нанимают продуктового дизайнера, который быстро разберется в особенностях бизнеса. Такой специалист обладает несколькими характеристиками:
проработал некоторое время внутри компании и понимает особенности процессов;
знает, зачем нужно дискавери, а именно этап обдумывания, исследования и оценки фичи до начала работ. Понимает, с какими вопросами можно прийти к аналитику или исследователю;
понимает, как и кем приоритизируются задачи, как планировать спринты и всё остальное.
Казалось бы, дизайнеру из агентства в компании ничего не светит. Но дело в том, что опыт — это еще не всё. Крупные компании, а среди них и наша, ищет не абстрактный опыт, а конкретного человека в конкретную команду. И агентский дизайнер, если он готов учиться и менять привычки, может стать классным продуктовым дизайнером.
Сейчас в нашей команде из 33 дизайнеров 6 человек перешли из агентств. Я среди них.
Мой переход из агентства в продукт начался с того, что я шерстила HeadHunter и откликалась на вакансии, но получала отказы или игнор. Я скачала с HH резюме и начала рассылать в компании напрямую, но ситуация не изменилась.
Тогда я показала резюме своему знакомому, который много нанимал людей на работу, и он посоветовал сократить объем. Послушала лекции и вебинары и узнала, что обычно эйчары тратят всего 15 секунд на то, чтобы составить мнение о кандидате. В итоге сократила резюме до короткого списка конкретных обязанностей и нескольких основных достижений в формате «что сделала → что изменилось». И собрала отдельное резюме в Notion.
Дальше я стала писать в сопроводительном письме так: «Работала в выделенных продуктовых командах для таких-то компаний». Хорошо, что названия компаний были известные, а формулировка «продуктовые команды» стала фразой-маячком. Главное, что мне нужно было донести до эйчара, — у меня есть продуктовый опыт.
В итоге со мной связались эйчары из СберМаркета, крупного банка, телеком-компании и нескольких других.
Дальше я общалась с эйчарами, лидами и продактами, делала тестовые задания и презентовала их командам. В процессе я поняла, как важно еще на этапе собеседований менять свое мышление: например, дизайнеры из агентств часто рассказывают про визуальные элементы, а люди из продукта хотят услышать, с какими проблемами вы столкнулись в работе и как их решали. Всем важно понять, как человек мыслит и взаимодействует с людьми.
В итоге я получила два оффера и выбрала СберМаркет. Мне понравилось, что ребята не просто оценивали меня, но и на отдельной встрече презентовали себя — чтобы я тоже могла выбирать.
Памятка для тех, кто хочет перейти из агентства в продукт
Напоследок хочу поделиться несколькими советами для дизайнеров, которые хотят перейти из агентства в продукт.
На этапе откликов — присылать продуманное лаконичное резюме, которое будет собрано на отдельном ресурсе. По нему должен быть понятен опыт и характер дизайнера. Также важно описать кейсы с точки зрения не только пользователей, но и бизнеса, а также личной роли дизайнера в них. Откликаться на вакансию обязательно вместе с сопроводительным письмом, к которому приложить ссылку на резюме.
На первой встрече с эйчаром — рассказать про опыт, проекты, бизнес-цель, свою роль. Продемонстрировать понимание того, что исследования и аналитика — это основа работы. Рассказать о причинах, по которым вы решили сменить направление.
На первом созвоне с лидом или продактом — рассказать про себя и свой опыт, продемонстрировать один или два кейса в Фигме от начала работы и до конца. Здесь важно подготовить интересную азартную историю: рассказывать эмоционально, не скрывать косяки, а наоборот, показать, как смогли их исправить. Однажды ко мне обратилась девушка за помощью с прохождением интервью. Я послушала, как грустно и скучно она рассказывает про свой классный кейс, и очень удивилась. Все хотят людей, которые горят работой, — это и нужно показать. В итоге девушка изменила подход и смогла найти новую работу.
Если есть хоть какие-то метрики, на которые вы хотели повлиять или повлияли, нужно рассказать о них. Если в агентстве их нет, скажите об этом прямо и объясните, что именно поэтому вам важно сменить деятельность и перейти в компанию, где можно будет измерять результаты и делать выводы.
На этапе тестового задания — не бояться задавать вопросы, договориться о конкретных сроках и соблюсти их. Если всё равно ничего не понятно, найти условия для самого себя: порассуждать, проанализировать, провести интервью с подходящими по аудитории знакомыми. Тестовое в крупную компанию надо делать изо всех сил либо не делать никак — на «отвали» не получится, слишком высокая конкуренция.
Тестовое задание нужно оформить в презентацию: показать, от чего отталкивались, как работали, где гипотезы оправдались, а где — нет.
На презентации тестового — дать больше информации, которой не было в презентации. Если позвали на презентацию тестового, значит, оно уже заинтересовало, и теперь нужно рассказать еще больше интересного. Не бояться отвечать и ошибаться. Вопросы будут каверзными, чтобы посмотреть, как человек реагирует.
Если всё сложится удачно, и компания предложит оффер, то вы вольетесь в дружную команду — чтобы работать вместе и гордиться своим продуктом. Возможно, это будет команда СберМаркета :—)
Product&data команда СберМаркета ведет соцсети с новостями и анонсами. Если хочешь узнать, что под капотом высоконагруженного e-commerce, следи за нами в Telegram и на YouTube. А также слушай подкаст «Для tech и этих» от наших it-менеджеров.
Gorich
На самом деле отличная статья на тему "что писать в сопроводиловке к вакансии дизайнера, чтобы тебе хотя бы позвонили". Сколько раз в моей жизни мне такой статьи не хватало - не пересказать.
Tandjessa Автор
Как ни крути, многое зависит от везения и настроения конкретного hr. Но повысить себе шансы можно.