image

Уже в 2020-м началась дичь, которая не кончается до сих пор. Казалось, надо чуть потерпеть, долго моргнуть — и всё пройдёт.

Не прошло.

Поскольку это продолжается уже 4 года, пора учиться жить в этом мире и строить в нём уютный домик из того, что есть. Мы выжили (по крайней мере, пока), хорошо расширились с 9 до 15 ЦОДов, запустили свой спутник (сразу сломанный) и сделали много других странных вещей, даже успели развернуть свой сервер на Северном полюсе (на 4 часа).

Если трезво задуматься, это были в целом удачные годы. Ладно, нормальные. Ладно, странные.

Мы узнали, что нельзя доверять крупным брендам, что вершина ИБ — чтобы про вас хотя бы не рассказывали в телевизоре, что наши же крупные аварии приводят клиентов. Узнали, что поддержка — лучшие разработчики, потому что они не любят повторяющиеся инциденты. И много другого нового, например, что SLA на бесперебойную работу просто конски сложно обеспечивать — это если считать честно. Как выяснилось, честно считают немногие и обычно в этот SLA не входит сеть. То есть если ЦОД включён, но без связи, это считается за нормальную работу.

В общем, сейчас расскажу несколько недокументированных фич бизнеса в России за эти 4 странных года.

▍ Нестабильность


В начале 2020-го мы думали, что главная проблема мира — нестабильность, и поэтому расширяли бизнес многократным дублированием площадок. В целом, наверное, наши представления о нестабильности с января 2020-го расширились достаточно сильно.

Математика бизнеса такая: у нас есть ЦОДы, когда они падают, клиентам это не нравится. До определённого предела имеет смысл улучшать стабильность ЦОДа, но после какого-то предела выясняется, что вы строите второй точно такой же, только inactive/idle рядом, и поэтому лучше дублироваться многократной репликацией. Так у нас стало 15 площадок вместо 9 в 2020-м.

Стратегически важной была Москва — в Москве надёжность должна быть выше, чем в других местах. В Москве наша первая площадка, и она единственная собственная — подземное сервероубежище. В дополнение к ней мы нашли сверхукреплённый ЦОД Останкино, который настолько не заморачивался на резервирование электропитания, что не поставил ни одной батареи. Зато подключил 2 дополнительных полноценных крупных электростанции в дополнение к 2 уже имеющимся. Вот про него подробнее. Москва — наша база, и нестабильность на уровне ЦОДов в Москве убрана уровнем этих ЦОДов, а в мире — количеством и качеством площадок.

Это мы делали и до всех кризисов, но за эти 4 года появилась прямо стратегия, экономические пороги и модель того, что и как нужно делать на площадке, как гомогенезировать оборудование и так далее.

▍ Авария в Москве


Потом случилась феерическая авария в Москве. Вот пост про то, как это развивалось в моменте, а вот разбор уже после. Обратите внимание, что мы чётко идентифицировали причины, но сделали относительно мало такого, что защитило бы нас от подобных аварий в дальнейшем — потому что не надо работать с ошибкой выжившего.

Самое главное, что я тогда с удивлением узнал, что авария — это отличный способ привлечь клиентов. Просто в России принято ныкать свои косяки глубоко под ковёр и никому и никогда о них не рассказывать. А если делать так, как мы тогда сделали, с подробным разбором чуть ли не в реалтайме (ладно, с задержкой на сутки, чтобы выдохнуть и отоспаться), — то внезапно выясняется, что клиенты понимают, какой у нас уровень мышления, инфраструктуры и так далее. И это их устраивает, потому что лучше посмотреть вот на такие натурные испытания, чем слушать сладкоголосых продаванов, у которых всё всегда хорошо.

Мы получили новых клиентов на той ситуации, а не потеряли!

Сейчас в Москве мы постепенно приходим к исчерпанию возможной ёмкости ЦОДов — почти на год раньше плана. Ладно, там сыграла не только эта авария, но и то, что мы повысили цены превентивно при виде кризиса 2022-го, а многие другие повысили цены несколько раз по ситуации, и ещё была история с законами про то, как заниматься хостинговой деятельностью… Но авария дала достаточно много.

Мы начали распределять управляющие контуры, чтобы в случае других аварий «размазать» по всему гриду эффекты. Сейчас мы пришли к тому, что любой сбой — это не более 1/15 от общего парка, а не качественная деградация.

▍ Железо


С железом случилась беда, его не стало. Но мы за это время в полтора раза нарастили парк (это замены сошедшего с поддержки и плюс к этому расширение).

До 2022-го мы постоянно кичились тем, какие мы крутые, что у нас корпоративное брендовое железо, что это всё работает как часы, что мы посчитали экономику, что всё это надёжнее, чем самосборный ноунейм.

А потом всё превратилось в тыкву. Гарантии аннулировались, бренды решили забить на клиентов, и парадигма сломалась. Выяснилось, что послать может любая компания, независимо от размера. Деловая репутация на российском рынке тоже кончилась. Вот тут целый пост про это забавное явление.

А нам нужно было получить гомогенное железо, потому что часть нашей модели — корпоративные серверы на поддержке, причём одинаковые по всему миру, чтобы получать объёмную скидку на закупки и поддержку и держать меньший ЗИП, писать меньше инфраструктурного кода и так далее. Зоопарк нам никак не подходил.

Пришлось надеяться на себя и искать новые источники железа. Нашли компанию, которая продолжила поставлять нам почти-как-хуавей-только-никакого-отношения-к-хуавею, в том числе — в Россию. Не сразу, а после того как закончили заказ для одного зелёного Сбербанка.

В Европах и других странах с железом чуть полегче, но всё равно Хуавей-то под санкциями, поэтому тоже пришлось подумать.

▍ Собственная разработка


Поскольку нас заодно прокинули вендоры разного софта, пришла пора возвращаться к собственной разработке. Не, мы честно пытались интегрироваться с разными крупными отраслевыми решениями. Часть с нами просто не работает ни в какой стране, потому что моя фамилия заканчивается на «ов», а это сейчас западло. Вторая часть такая, что вроде бы вы им доверяете, а там дальше оказывается, что сложно понять, то ли их софт создаёт уязвимость в системе, то ли сам ею является. Потому что не надо аутосорсить на Восток свой продакшон сарвар. Привет, Гитлаб, привет, Рег.ру.

Собственную разработку мы делаем так, чтобы она могла пригодиться кому-то ещё. Например, нас безвременно покинул Слак. По сути, можно было бы перепрыгнуть на что-то другое, но детальное исследование этого чего-то другого показало, что лучше форкнуть, сделать детальный аудит кода и дальше развивать свою версию, внимательно просматривая то, что хочет обновиться. В итоге тот же корпоративный мессенджер мы сделали свой закрытый на базе опенсорса и его же предложили для клиентов хостинга. Просто потому что можем.

В целом про информационную безопасность сейчас большим достижением считается просто не накосячить. Ситуация страшная: доверять крупным брендам уже нельзя, ответственности ни у кого нет, предъявлять, если что, некому. Плюс беспрецедентный разгул киберпреступности. Проприетарное ПО сейчас — это способ огородиться.

Что нужно — делать свою панель управления хостингом. У всех, у кого есть KVM, стоят те или иные вендорские панели. Собственно, хостинги ломают через эти панели. С другой стороны, сделать своё управление — это задача класса скорее инфраструктуры Яндекса или ещё кого такого же крупного, мы для неё ещё не доросли чисто по масштабу. Итог — мы продублируем вендора и будем иметь план Б.

Снова понадобилось научно разбираться с трафиком. Если что, нашей сильной стороной всегда была сетевая безопасность — это потому что мы написали собственные сетевые драйверы и ещё когда был MS, успели получить все нужные сертификации. В целом, погружаясь в тему, могу сказать, что практически каждая компания говорит, что у неё всё самое безопасное — но это по бумагам. Реальные краш-тесты проводят единицы, и результаты их обычно лучше никому не показывать. В общем, мы провели ещё несколько десятков испытаний и поняли, что в IPv6-модели много чего нужно будет доделать. Пока на проде у нас IPv4, но готовиться надо.

Ещё одна особенность — если бы мы внедрили активдиректори, то мы потеряли бы сейчас контроль над инфраструктурой. Тот же VMWare перестал работать в России, и то, что делает три буквы-клауд на нём, — это, наверное, подходит под категорию муток. Для нашего уровня — в основном софт либо не объединён в общий ресурс, либо дорого. Получается не единое облако, а совокупность железок. Чтобы это стало одним облаком со сквозными автоматизациями, это сложно. Ну после 2022-го.

▍ Куда идём в целом


Что я понял — надо делать очень качественный монопродукт. Первые несколько лет хотелось всем сказать да и сделать как нужно клиенту. Это, кстати, путь, как суши, кальяны и детские игровые площадки появляются в пельменных. В общем, первые несколько лет хотелось сделать больше продуктов. Теперь идём не в сторону ярмарки «купи домен», «купи сертификат» и так далее, а в улучшение основного продукта — виртуалок. Это требует убираться около подъезда. Мы сосредотачиваемся так: запустили бесплатные сервисы типа DNS как у Амазона (не настолько крутой, но бесплатный, вот пост), API по стандарту OpenAPI и так далее. Могли бы сосредоточиться на продаже IP или ещё чём-то, но делаем то, что нужно админам виртуалок. В целом мы строим то, что можем сделать качественного с гарантией. Реселлить софт или какие-то другие услуги — это непонятная история с точки зрения того, что мы выступаем посредником, а VDS — это уже наш продукт, и мы научились его готовить очень хорошо.

Развиваем сообщество, без этого сейчас, кажется, никак. Причём наш путь — не обязательно клиенты. Это среда людей, которым может быть не пофиг на вообще вопросы хостинга в целом. Мы говорим на одном языке, у нас общие интересы. Многие вещи просто легче даются, если делать вместе. Тот же спутник или экспедиция на Северный полюс — это задумывалось как реклама, а стало чем-то вроде отдельных проектов по фану. Да и многие наши внутрикорпоративные штуки стали отраслевыми вроде всяких хакквестов. В общем, от такого маркетинга мы сами получаем удовольствие. И да, со спутником из рекламы и фана всё это постепенно превращается в серьёзный проект благодаря сообществу. Мы накопили экспертизу, нашли отличных людей, и моя шутка про ретранслятор до марсианской колонии оказалась внезапно чуть менее шуткой, чем я думал, когда это писал. Но про это позже, если будет что-то получаться.

Поменяли парадигму с клиентским негативом. Раньше за это отвечал маркетинг. Любой негатив находили маркетологи и должны были пытаться потушить. Но мы поняли, что можно сделать круче. С негативом должны работать те, с кем общение и создаёт у клиента негатив. В нашем случае тимлиды саппорта. Наша точка зрения — вы сами за собой убирайте. Если клиент начал бузить — тебе разбираться. Это эффективно. Во-первых, поддержка заинтересована сама в хороших отзывах. Во-вторых, мы используем природную лень — лучше один раз закодить, чем повторять три раза. Это несколько поменяло структуру компании, но мы сейчас ещё разбираемся. Возможно, через полгода я приду и скажу, что наш гениальный план оказался отстоем. Но, по крайней мере, мы попробовали.

У нас текучка в маркетинге, пока не знаем, что делать. Многие пришли, положили нас в портфолио («вёл корпоративный блог на Хабре № 1»), получили отраслевые награды и ушли дальше. С другой стороны, у нас небольшая очередь (я сейчас представляю, как это звучит, да) — и кадровый резерв. Последний раз замену в маркетинге закрывали 5 минут ровно. С людьми надо работать тоже иначе, не так, как мы делали до этого. Из прям совсем негативного — мы снова вывели всех в офис. Возможно, я как-то не так руковожу, но мы провели замеры и теперь против удалёнки и гибридности. Удалёнка в целом плоха для компании. Главный эффект — люди не разделяют работу и неработу, и дальше это ведёт и к выгоранию, и к снижению эффективности во время работы. Если хотите подискутировать — понимаю, позиция холиварная, но конкретно у нас есть результаты наших экспериментов.

Очень большим шагом для меня лично стал SLA. Сбоев избежать нельзя — это факт. Но можно быстро подниматься и можно адекватно себя вести. Мы готовы возвращать деньги, но не с барского плеча, а по стандарту. Мне бы как клиенту было бы приятно видеть простые и понятные правила игры. В общем, мы возвращаем деньги за простой с повышенным коэффициентом. Это, конечно, не миллион за час, когда у пользователя всё пропало, — но мы и знаем, что пользователи, у которых может всё пропасть, обычно делают как минимум два геораспределённых инстанса. И дальше вопрос честности нас с клиентом.

Когда мы считали SLA, внезапно выяснилось, что большая часть проблем — это не электричество или что-то ещё. Это сетевые атаки. Многие, кто считают SLA, считают его по состоянию включённого сервера без учёта возможности пропустить реальный трафик. То есть если есть электричество — это не простой. Это к провайдеру. ЦОД говорит: «У нас пакеты вылетели, ничего не знаем, возьмите другого провайдера или ещё пару». Мы в такие игры не играем, у нас SLA с сетью.

Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?

Комментарии (41)


  1. Octabun
    14.05.2024 07:29
    +1

    Я далёк от бизнеса, мой подход к нему скорее описывается, а интерес объясняется, классическим

    Весь мир - театр

    но следующее услышенное мной на YouTube наблюдение, кажется, в статье не прозвучало, но, кажется, имеет к теме отношение, хотя бы как источник оптимизма

    На падающем рынке число поставщиков сокращается быстрее объёма рынка.


    1. Astroscope
      14.05.2024 07:29

      На падающем рынке число поставщиков сокращается быстрее объёма рынка.

      Это, в среднем, разумная стратегия - выскочить из сжимающейся ниши, в которой ваши продажи падают и, ожидается, будут падать дальше, а ваши конкуренты пока еще никуда не делись, от чего количество желающих продать по отношению к количеству покупающих будет непрерывно расти и загонит что вас, что ваших конкурентов, в убытки. Лучше выскочить раньше, пусть даже на какое-то время вашим, теперь уже бывшим конкурентам, без вас на время станет легче. Есть, конечно, и другая стратегия - сидеть в сжимающейся нише до последнего, пока ниша не застабилизируется на каком-то низком уровне, оставшись там единственным поставщиком, потому что остальные спрыгнули раньше и возвращаться смысла не видят. Иногда это срабатывает, а иногда это хоть и сработало, но даже оставшись фактическим монополистом вы мало что выигрываете - слишком мала остается ниша даже для вас одного.


  1. Zara6502
    14.05.2024 07:29
    +13

    в 2007-м работал в банке который моментально стал федеральным. Сколько слито денег в унитаз на "прожекты" - не сосчитать. Основная проблема на мой взгляд в том, что когда деньги текут непрерывным потоком то всем плевать сколько миллионов рублей куда сгинет. Начинаются покупки фильмов, футбольных команд и прочая ересь.

    В данном спиче вижу все те же симптомы ошпаренного миллионера.

    Вместо северных полюсов откройте кружок для детей, бесплатный или центр адаптации инвалидов.


    1. MAXHO
      14.05.2024 07:29
      +5

      Вместо северных полюсов откройте кружок для детей

      Сколько пилилось на бесплатных кружках в далеком 2014 вы бы видели. Просто как у Вас : "когда деньги текут непрерывным потоком то всем плевать сколько миллионов рублей куда сгинет. " Шло освоение бюджета. Брендбуки, проектные офисы, сеть региональных площадок, повышения квалификации и приглашенные спикеры.


      1. Zara6502
        14.05.2024 07:29
        +2

        речь не о том кто сколько пилит, вы видимо другого формата расходования средств не представляете.


        1. MAXHO
          14.05.2024 07:29
          +2

          Я говорю про конкретный пример конкретных образовательных центров конкретного бренда. Который уже был оценен по ч. 4 ст. 159 УК РФ. И оценили только один эпизод из многих...

          Там много что интересного еще можно добавить. В том числе и про партнерства с некоторыми банками.


          1. Zara6502
            14.05.2024 07:29

            Какой пример? Какой бренд?


            1. MAXHO
              14.05.2024 07:29

              Я не хотел бы называть бренды, агентства и фамилии... Я еще работаю в этой структуре.


              1. Zara6502
                14.05.2024 07:29

                да они мне и не нужны, просто вы пишете какой-то поток сознания...


    1. vanxant
      14.05.2024 07:29
      +1

      Вместо северных полюсов откройте кружок для детей, бесплатный или центр адаптации инвалидов.

      А ещё беременным пенсионерам мяса не докладывают!

      Ох уж эти любители потратить чужие деньги...


      1. Zara6502
        14.05.2024 07:29

        Ежегодно в РФ на свалку отправляет еды на 1.6 трлн рублей, можно продолжать не считать чужие деньги, а можно, как общество, сделать жизнь лучше внутри своей страны.


        1. vanxant
          14.05.2024 07:29
          +2

          Ежегодно в РФ на свалку отправляет еды на 1.6 трлн рублей

          Это очень печально, но при чём тут хостинг?


          1. Zara6502
            14.05.2024 07:29

            при том же, причем и беременные пенсионеры


        1. Wesha
          14.05.2024 07:29
          +2

          Безотносительно к счёту чужих денег: скажите, пожалуйста, как научить жену, сцуко, жрать то, что она наготовила, если нас в доме живёт двое, готовит она на пятерых, поест один раз сама, [хорошо ешё если] засовывает в холодильник и забывает о существовании? Уговоры не помогают, а живительные трындюли — как-то не комильфо, да и по закону не положено. Эти деньги не "чужие", а очень даже мои.

          Анекдот про 12 рюмок рассказывал. Не один раз.


          1. YMA
            14.05.2024 07:29

            Как и в промышленности :) чтобы мотивировать к разумному использованию ресурсов, избегайте формирования излишних запасов. Кайдзен - етидреный хряп... В Сбере пропитали насквозь.

            Если у вас есть только продукты на приготовление текущего меню - ничего лишнего не приготовить.


            1. Wesha
              14.05.2024 07:29
              +1

              если у вас есть только продукты на приготовление текущего меню

              ...то в магазин придётся мотаться не раз в две недели, а три раза на день, а мне на хабр писать работать надо. Если посылать в магазин её — то накупит столько же и ещё сверху, пробовал.


          1. Zara6502
            14.05.2024 07:29

            не вижу проблемы, невозможно что-то приготовить из ничего. перестаньте ей давать свои деньги, как только поймёт что в унитаз сливается её зарплата - перестанет делать такое.


            1. Wesha
              14.05.2024 07:29

              Не перестанет. Пробовал.


  1. All999
    14.05.2024 07:29

    Мой вывод из этого текста - "своё иметь надо!!!11". Свои микросхемы, может, в офисе и не сделаете, но их желательно хотя бы в своей стране делать. Свои сервера собирать - ну, не копенгаген в этом, но чем они от домашнего компьютера отличаются? Знакомый когда-то собирал на заказ, давно с ним не виделся, может, и сейчас собирает. До установки генераторов уже додумались. Абсолютно всё, естественно, сделать не получится, но к этому желательно стремиться, тогда будет поменьше болевых точек.


    1. DvoiNic
      14.05.2024 07:29
      +35

      Оборудование можно сделать и самим, но пока можно и просто привезти серым импортом. Оборудование выглядит примерно как большой ящик с дырками, включённый в розетку; в одну дырку складываешь кремний, в другую заливаешь фоторезистор. Под третью дырку надо подставить ведро - в него будут ссыпаться чипы. Вёдра мы делать умеем (хотя и импортируем сейчас, но чертежи-то остались), фоторезистор научатся намешивать в Зелинограде; с кремнием разберемся, не всё сразу. Надо ещё заранее заказать в Китае переходник с европейской розетки на нормальную - лучше сразу 3 или 4, они постоянно горят. Вроде все ясно. И надо ещё 3 или 4 росгвардейца, чтобы ведро не сп%здили.

      Чтобы вывезти оборудование, надо дать денег охраннику на заводе чипов в Европе, чтобы он аккуратно отключил от розетки и выволок ящик к проходной. Будет немного поцарапанный - ничего, покрасим. Денег надо дать в пятницу вечером, чтобы они до понедельника не спохватились. Грузовик лучше взять в аренду прямо в Европе (у наших все шины китайские), а потом не возвращать - у нас сразу появятся и чипы и бесплатный грузовик. На грузовике потом можно будет возить кремний.

      Там какой-то типа модуль с гпс и электронный ключ. Но мы его хакнем, это не может быть сложно. У меня вот была программа которая выдавала ключ для Windows в 2001 году ещё. И другая для Симсити. Могу даже поискать.

      Саппорт разумеется не нужен, зачем - это же просто ящик с тремя дырками. Ну там может какой-то тумблер ещё есть: налево - сыпятся cpu, направо - карты памяти, это можно просто попробовать и понятно будет. Если перестанет работать, то надо просто открыть (гарантия всё равно тютю) и если что-то болтается - подтянуть, где скрипит - смазать, это вам любой инженер скажет. Иногда надо термопасту менять, конечно. Но я вот менял сам, ничего сложного.

      Так что не надо негатива. Надо просто засучить рукава и делать.

      ©


    1. event1
      14.05.2024 07:29

      Свои сервера собирать - ну, не копенгаген в этом, но чем они от домашнего компьютера отличаются?

      Пока вы их собираете для себя — ничем. Когда начинается коммерческая деятельность, начинаются всякие сертификации, гарантии, доставки, борьба/дружба с поставщиками и т.д. и т.п.


  1. win32nipuh
    14.05.2024 07:29
    +9

    "Уже в 2020-м началась дичь(!?) , которая не кончается(?) до сих пор. Казалось, надо чуть потерпеть, долго моргнуть — и всё пройдёт.

    Не прошло.

    Поскольку это(!?) продолжается уже 4 года "

    Можно расшифровать - что же за "дичь" такая?


    1. ntsaplin Автор
      14.05.2024 07:29
      +6

      Ну сначала нас всех заставили сидеть дома и носить цак маску. Кроме тех, у кого есть собака. Потом плотность событий возросла.


      1. voldemar_d
        14.05.2024 07:29

        Тех, кто не в Москве, сидеть дома особо не заставляли. Даже собака не нужна была.


        1. Dolios
          14.05.2024 07:29
          +19

          Кому интерены эти гордые жители бескрайних пустошей? :)


        1. Newbilius
          14.05.2024 07:29
          +3

          Не только в Москве заставляли, в Екатеринбурге и Питере тоже были ограничения. Наверняка и в других городах.


  1. AlexanderS
    14.05.2024 07:29
    +4

    Мы получили новых клиентов на той ситуации, а не потеряли!

    Вроде как неожиданный результат при отходе от канонов. Но объясняется просто - если относиться к клиентам по-человечески, то в своём большинстве они будут вам тем же отплачивать)


  1. Dolios
    14.05.2024 07:29
    +13

    потому что моя фамилия заканчивается на «ов». (c) Никита Цаплин

    Вспоминается задача про трёх черепашек :)


  1. engine9
    14.05.2024 07:29
    +2

    Подробный разбор инцидента с дизелем впечатлил, т.к. это вопиюще контрастировало с поведением почти любого бизнесмена — отмалчиваться и делать вид что ничего не произошло. Вообще, характеристика зрелой психики это спокойно и аналитически разбирать ситуации провалов.


  1. Andruh
    14.05.2024 07:29

    Ого, интересная идея - не заморачиваться по результатам аварии и не защищаться от её последствий. По такой логике - вообще по итогам инцидентов ничего улучшать не надо. Ведь если выжили - то и ладно, а нет - то и вопросов нет.

    Это, кажется, всё же противоречит здравому смыслу.

    Как будто военный самолёт вернулся, лётчик ранен в голову, его удачное выздоровление и борьба за жизнь получает поддержку в прессе, привлекает молодых людей в профессию лётчика и вообще повышает авторитет авиации. Вывод: не будем защищать лётчика, в следующий раз всё повторится и будет PR-эффект. И как бы... Может такое рассуждение и правильное, можно так расширять понимание ошибки выжившего. Но кажется, там всё-таки была какая-то статистика, а здесь - один инцидент. Если бы их было 10, пуля хотя бы раз попала чуть точнее, пилот или медики оказаличь чуть менее сильными, то никто бы и не выжил. Так что, кажется, что выводы можно делать хотя бы по минимальной статистике.


    1. ikorus
      14.05.2024 07:29

      Автор явно лукавит: "не защищаться" - это и была стратегия защиты


    1. YMA
      14.05.2024 07:29
      +1

      Это основы управления рисками. Если последствия реализации риска меньше, чем затраты на его устранение - то принять этот риск разумно.

      В вашем примере с самолётом - можно навесить на истребитель танковую броню, лётчик будет защищён лучше, но истребитель потеряет маневренность и перестанет выполнять свою задачу. А заодно станет лёгкой целью для противника. Упс...


      1. Andruh
        14.05.2024 07:29

        В терминах рисков это другой разговор. Но автор как-то отмазывался ошибкой выжившего.
        В любом случае, что в терминах рисков, что ошибки выжившего - тут недостаточно статистики, по одному инциденту нельзя сделать вывод что дыры, ведущие к нему не могут с достаточной вероятностью повторно привести к проблемам, возможно даже к летальным.
        Если проще - я тут увидел простой русский авось, прикрытый модной умной отговоркой. Не то что я хочу застыдить автора, но когнитивные искажения на то есть искажения, что их нужно выявлять и не давать себя обманывать. Другим я точно не советую строить рассуждения об инцидентах, которые не привели к смерти, аналогичным образом.


      1. Wesha
        14.05.2024 07:29

        лётчик будет защищён лучше, но истребитель потеряет маневренность и перестанет выполнять свою задачу

        Авиаконструктор Ильюшин и его последователь Сухой смотрят на Вас с лёгким пренебрежением и говорят, что это Вы просто их готовить не умеете.


  1. se7en
    14.05.2024 07:29
    +1

    поискал слово "война" по тексту, можно ли доверять людям, которые начинают врать с первой строки? :)


    1. Ghool
      14.05.2024 07:29

      Вы же понимаете, что с написанием слова «война» бизнес закончится?

      да, мне тоже приятно было бы его тут увидеть, но так же я понимаю, что айти-инфраструкура в рф нужна

      Потому же, почему решили запретить поставки военной техники в рф , а телеком-техники - нет.

      Пока у обычных граждан есть интернет, есть шансы.


      1. Wesha
        14.05.2024 07:29

        с написанием слова «война» бизнес закончится?

        Эээ, нет, уважемый, с написанием слова «война» у правильных пацанов самый бизнес-то как раз и начинается...


        1. Ghool
          14.05.2024 07:29

          Ну, такие товарищи нам совсем не товарищи


          1. Wesha
            14.05.2024 07:29

            Ну вот, например, есть такая китайская фирма DJI.

            Которая как в том анекдоте...

            12 сентября 2001 года.

            Радующиеся арабы покупают и жгут американские флаги.

            Скорбящие американцы покупают и вывешивают американские флаги.

            И только трудолюбивые китайцы шьют и продают американские флаги...


  1. Dr_Faksov
    14.05.2024 07:29
    +5

    Как сказал классик - "Меня напрягает, не то, что мы оказались в жопе, а то, что мы начинаем в ней обустраиваться"


  1. 1CUnlimited
    14.05.2024 07:29

    Все идёт по солнечному циклу мы сейчас на его пике. Вот ниже можете посмотреть - все как по Чижевскому и эпидемии на минимуме цикла и войны на пике и экономика скоро улетит в рецессию Когда это закончится