...и я переверну землю.

Котик переворачивает землю. ЯПлакал
Котик переворачивает землю. ЯПлакал

Эту фразу приписывают Архимеду, так, во всяком случае, нам говорили в школе.

Иногда действительно требуется перевернуть мир, пусть и несколько в ином смысле.

Координатная система SVG

Понадобилось мне сохранить векторный рисунок. Для этого SVG подходит как нельзя лучше — генерируется просто, размер небольшой, структура понятна и предсказуема.

Вот только незадача, координата Y в нем идет не так, как принято в математике — привычная нам ось идет вверх, тогда как в SVG — вниз. Пробуем рисовать. Будем использовать библиотеку  cl‑svg.

В Quicklisp устаревшая версия, поэтому имеет смысл склонировать ее себе в ~/quicklisp/local-projects/ и выполнить (ql:register-local-projects).

Итак, делаем простейший файл, рисуем координатные оси, ну или их какое-то подобие.

(in-package #:svg)

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230)
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)
  
  (draw scene (:line :x1   0 :y1 -10 :x2   0 :y2 200))
  
  (draw scene (:line :x1 -10 :y1   0 :x2 200 :y2   0)))

Запускаем, получился файл coord.svg Запускаем его и... ничего.

Правильно, потому что по стандарту линия не рисуется, если у нее не задано значение цвета пера (stroke ). Кроме того, у нас не задано значение поля viewPort.

Корректный вариант такой (далее первую форму (in-package #:svg) опускаю):

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel
	   :height 230
	   :width 230
	   :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (draw scene
      (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
      :fill "#EEEEEE" :stroke "none")
  
  (draw scene
      (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")
  
  (draw scene 
      (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green"))

Линии осей нарисованы зеленым цветом.

Для удобства восприятия добавлен прямоугольник под картинку.

Получилось что-то такое:

Ось Y растет вниз
Ось Y растет вниз

Как мы видим, ось Y растет вниз.

Для того, чтобы перевернуть ось, можно просто нарисовать ось X снизу, а остальные расчеты просто вести с поправкой на то, что координаты перевернуты. Решение вполне себе рабочее, но придется внести изменения в расчетную часть, а она может быть нетривиальной и такое не всегда просто реализовать. Кроме того, наверняка появится множество краевых случаев, которые нужно будет обрабатывать.

Попробуем другой метод.

Использование CSS

SVG позволяет использовать стилевую информацию. Этим мы и воспользуемся.

Добавим стиль, применяющий масштаб -1 к тегу <svg>:

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)
  
  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")
  
  (draw scene
      (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
      :fill "#EEEEEE" :stroke "none")
  
  (draw scene
      (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")
  
  (draw scene
      (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green"))

Идентификатор #toplevel создается внутри класса svg-1.1-toplevel.

Получилась замечательная картинка:

Ось Y растет вверх, как и задумано
Ось Y растет вверх, как и задумано

Прекрасно, давайте развивать решение. Добавим текста:

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")

  (draw scene
      (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
      :fill "#EEEEEE" :stroke "none")

  (draw scene
      (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")

  (draw scene
      (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green")

  (text scene (:x 20 :y 20) "Привет!"))
Внезапно!
Внезапно!

Ооочень интересно. Перевернут не только мир, но и текст.

Это забавно, но логично. Мы же весь холст перевернули.

Хорошо, давайте теперь применим масштабирование и к тексту:

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")

  (style scene "svg#toplevel > text {transform: scaleY(-1);}")

  (draw scene
      (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
      :fill "#EEEEEE" :stroke "none")

  (draw scene
      (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")

  (draw scene
      (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green")

  (text scene (:x 20 :y 20) "Привет!"))

Текст перевернулся, но теперь он расположен непонятно где:

Текст передает привет из под оси
Текст передает привет из под оси

Все дело в том, что преобразование scaleY(-1) выполняется относительно начала координат, а не относительно координат элемента, к которому это преобразование применяется. Получается, что базовая линия шрифта находится на координате Y, равной 20, и после применения масштабирования расположено также на 20 пикселей от оси, но в другую сторону.

Можно применить дополнительные преобразования — сначала перенести текст к началу координат, затем масштабировать, затем отнести снова назад. Но это нужно рассчитывать, давайте сделаем по‑другому.

Обернем текст в группу и потом применим преобразование к тексту.

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")

  (style scene "svg#toplevel g > text {transform: scaleY(-1);}")

  (draw scene
      (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
      :fill "#EEEEEE" :stroke "none")

  (draw scene
      (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")

  (draw scene
      (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green")

  (make-group scene
      (:transform "translate(20, 20)")
    (text*  (:x 0 :y 0) "Привет!")))
То, что нужно!
То, что нужно!

Получилось то, что нужно!

Ключевым здесь являются вызовы

(style scene "svg#toplevel g > text {transform: scaleY(-1);}")

...

(make-group scene
      (:transform "translate(20, 20)")
    (text*  (:x 0 :y 0) "Привет!"))

У тега <g> нет своих координат x и y но к нему можно применить преобразование transform() и в нем задать нужное смещение. Кроме того, координаты x и y для текста можно не указывать, но библиотека cl-svg требует, чтобы они были указаны, поэтому вписываем. Позже мы исправим и это.

Вложенные группы

Как частное решение это вполне сойдет. Но для более сложного документа лучше будет сгруппировать элементы логически. Это сделает документ структурированным и более удобным в ряде случаев, например при работе в консоли браузера.

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")

  (style scene "svg#toplevel g > text {transform: scaleY(-1);}")

  (make-group scene (:id "frame")
    (draw*
     (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
     :fill "#EEEEEE" :stroke "none"))

  (make-group scene (:id "axes")
    (draw*
     (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")
    (draw*
     (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green"))

  (let ((texts (make-group scene (:id "texts"))))
    (make-group texts (:transform "translate(20, 20)")
      (text*  (:x 0 :y 0) "Привет"))
    (make-group texts (:transform "translate(30, 40)")
      (text*  (:x 0 :y 0) "Мир"))
    (make-group texts (:transform "translate(30, 60) rotate(90)")
      (text*  (:x 0 :y 0) "SVG"))))

В последнем случае дополнительно текст повернут на 90 градусов, то есть можно производить больше одной трансформации или вообще задать матрицу преобразований.

Параметры viewPort

Последнее замечание сделаю относительно значений параметра viewPort тега <svg>.

Я долго не мог сформулировать, как им пользоваться, пока не придумал такое объяснение.

Окно просмотра характеризуется двумя парами значений. Первая — положение окна просмотра в пользовательских координатах. По сути это просто точка на чертеже в пользовательских координатах.

Вторая пара задает количество точек на чертеже, которые мы видим в окно просмотра, соответственно по горизонтали и вертикали, но при этом само окно имеет размер, задаваемый параметрами ширины и высоты тега <svg>

То есть, viewPort имеет фиксированный размер на экране или в браузере, а вот содержимое его подстраивается с учетом коэффициентов, получаемых соотношением размеров из окна просмотра и тега <svg> Кому как, а мне так стало понятнее.

Пропуск параметров

Ранее мы уже видели, что у тега должны обязательно быть указаны какие‑то значения.

В библиотеке подумали о том, что иногда можно опустить проверку параметров. Для этого используется макрос (without-attribute-check ... ). Финальный код этого учебного материала выглядит так:

(with-svg-to-file
    (scene 'svg-1.1-toplevel :height 230 :width 230 :view-box "-20 -20 230 230")
    (#p"~/devel/svg/coords.svg" :if-exists :supersede)

  (style scene "svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}")

  (style scene "svg#toplevel g > text {transform: scaleY(-1);}")

  (make-group scene (:id "frame")
    (draw*
     (:rect :x -20 :y -20 :height 230 :width 230)
     :fill "#EEEEEE" :stroke "none"))

  (make-group scene (:id "axes")
    (draw*
     (:line :x1 0 :y1 -10 :x2 0 :y2 200) :stroke "green")
    (draw*
     (:line :x1 -10 :y1 0 :x2 200 :y2 0) :stroke "green"))

  (without-attribute-check 
    (let ((texts (make-group scene (:id "texts"))))
      (make-group texts (:transform "translate(20, 20)")
	(text* () "Привет"))
      (make-group texts (:transform "translate(30, 40)")
	(text*  () "Мир"))
      (make-group texts (:transform "translate(30, 60) rotate(90)")
	(text* () "SVG")))))

Заключение

Мы рассмотрели очень небольшой кусочек кода, позволяющий создать SVG с помощью языка Common Lisp, а также перевернуть мир, пусть и в отдельно взятом SVG-файле.

Получившийся SVG файл
<?xml version="1.0" standalone="no"?>
<!DOCTYPE svg PUBLIC "-//W3C//DTD SVG 1.1//EN" 
  "http://www.w3.org/Graphics/SVG/1.1/DTD/svg11.dtd">
<svg viewBox="-20 -20 230 230" width="230" height="230" version="1.1"
    id="toplevel" xmlns="http://www.w3.org/2000/svg"
    xmlns:xlink="http://www.w3.org/1999/xlink">
  <style>
    svg#toplevel {display:flex; transform: scaleY(-1);}
  </style>
  <style>
    svg#toplevel g > text {transform: scaleY(-1);}
  </style>
  <g id="frame">
    <rect x="-20" y="-20" height="230" width="230" fill="#EEEEEE" stroke="none"/>
  </g>
  <g id="axes">
    <line x1="0" y1="-10" x2="0" y2="200" stroke="green"/>
    <line x1="-10" y1="0" x2="200" y2="0" stroke="green"/>
  </g>
  <g id="texts">
    <g transform="translate(20, 20)">
      <text>
        Привет
      </text>
    </g>
    <g transform="translate(30, 40)">
      <text>
        Мир
      </text>
    </g>
    <g transform="translate(30, 60) rotate(90)">
      <text>
        SVG
      </text>
    </g>
  </g>
</svg>

Комментарии (3)


  1. firstmixon
    21.05.2024 10:34
    +3

    Откройте для себя учебник по компьютерной графике, ось Y направленна везде вниз, это стандарт в компьютерной графике.


    1. DmitrySolomennikov Автор
      21.05.2024 10:34
      +1

      То есть к Lisp реализации вопросов не возникло? Очень хорошо!

      ось Y направленна везде вниз, это стандарт в компьютерной графике.

      Стандарт, но не везде.


      1. firstmixon
        21.05.2024 10:34
        +1

        По вашей ссылке "Device space", это стандарт, а первое это как принято к примеру в черчение.