Что такое «Свояк», как в это играть, как правильно стримить и как делать пакеты самому.

«Своя игра» — популярная телепередача с канала НТВ, российский аналог американского шоу Jeopardy!. Выходит с 1994 года до сих пор.
Суть игры: несколько игроков-знатоков отвечают на вопросы из разных категорий, посвящённых всему на свете — от науки до популярной культуры. Чем сложнее вопрос, тем больше за него даётся баллов. В случае, если игрок даёт неправильный ответ — он теряет те баллы, что должен был получить за правильный ответ. Побеждает тот знаток, у которого к концу игры останется больше всего очков.

Телевизионная викторина обрела вторую жизнь в Интернете благодаря программисту-энтузиасту Владимиру Хилю. Он перенес «Свою Игру» на компьютеры в виде приложения SIGame, что позволяет играть в «свояк» по сети с друзьями на ПК. SIGame существует около 8 лет, и в 2025 получила версию в цифровом магазине Steam. Она пользуется огромной популярностью у стримеров, а новые пакеты вопросов создаются каждый день и разбросаны по десяткам тематических сайтов и ресурсов.
В этом материале я хочу рассказать, как играть в SIGame в 2025 году, как создавать пакеты, как правильно стримить пакеты для аудитории и каких ошибок в производственном процессе лучше не совершать.
Текст частично основан на гайде, который я писал для сайта StopGame.ru в 2018 году. За годы некоторые его части потеряли актуальность в связи с изменением софта для SIGame, поэтому я решил его обновить.
❯ Где качать и как начать играть
SIGame можно скачать как на официальном сайте, так и в Steam.
В случае, если вы хотите играть не с устройства с операционной системой Windows, ваш единственный вариант — браузерная версия. Увы, она работает хуже обычной: могут быть баги, тормоза и дисконнекты. Впрочем, от последних не защищены и desktop-версии в дни большой нагрузки на сервера игры.
Вы зашли в игру и видите меню.

Прежде чем начать играть, загляните в правый верхний угол. Там настройка вашего профиля — ник, аватарка, пол. Можно даже настроить вывод веб-камеры вместо аватара игрока, если она у вас есть.

Рядом с настройкой аватара есть иконка шестерёнки — обязательно нажмите на неё и настройте игру под себя. Делать почти ничего не надо: можете отключить звуки приложения, настроить громкость любых эффектов. Самое важное — поставить удобную вам клавишу ответа на вопрос. Её вы будете жать, если захотите ответить. Альтернативно можно жать левой кнопкой мышки на экран вопроса.

Возвращаемся в меню. Через него можно войти в игру по названию и паролю, а также посмотреть содержание пакета. Последнее лучше делать через редактор SIQuester, о котором позже. Сейчас нас интересует «как играть». Одиночная игра — это по сути симуляция реального захода в «свояк». Вы берёте роль ведущего или игрока, а всех остальных симулирует система.
Компьютерные болванчики делают вид, что знают или не знают ответ, поэтому играть с ними не весело. Нас интересует игра онлайн с живыми игроками — друзьями, участниками публичного стрима или случайными знатоками, к которым вы хотите подключиться через общее лобби. Жмём «Играть онлайн».
Жмем «Новая Игра».

Далее у вас идёт три окна настроек. Давайте по порядку.
Комната: тут всё просто. Задаём название комнаты и пароль, чтобы в игру зашли только ваши друзья или участники вашего стрима. Голосовой чат нужен только на случай, если у вас нет стороннего ПО для связи типа Discord.
Чтобы выбрать нужный вам пакет (который должен быть заранее скачан на компьютер), нажимаете на иконку папки. Выбираете нужную вам роль и настраиваете количество игроков. Если вы ошиблись с последним или новый игрок пришёл уже после создания комнаты, не переживайте: администратор комнаты может в любой момент добавить или убрать места для игроков.

Следующие два окна примерно похожи по функционалу: это настройки процесса игры в комнате. Внимательно прочитайте, большая часть ползунков понятна и в объяснении не нуждается. Поэтому остановимся на тех пунктах, с которыми могут быть проблемы.
Правила
Играть все вопросы в финале. Настройка, нарушающая стандартные правила «Своей Игры». В финале у игроков вместо таблице вопросов с ценой в очках есть список тем. Игроки с очками по очереди убирают не нравящиеся им темы, пока не останется одна, на вопрос которой будут отвечать все финалисты, делая ставку. Таким образом можно уйти ва-банк и проиграть всё или наоборот, подняться с последнего на первое место.
Онлайн-игрокам в «свояк» такое правило не нравится, так как убранные вопросы в итоге не удаётся посмотреть. Для избежания этого можно как включить эту настройку, так и сделать финальный раунд обычным, с таблицей и очками, просто сами вопросы поставить сложные и максимально дорогие. Но в таком случае не будет ситуаций с неожиданным выигрышем отстающего игрока.
Фальстарты. Подходят для более интересной игры. Кнопка «ответить» засчитывается только после того, как вопрос дочитается и его экран засветится белой рамкой. При включённом фальстарте все игроки в равной степени успеют почитать и послушать вопрос, и у всех будут равные шансы в случае, если среди игроков будет вундеркинд, понявший ответ за первые два-три слова вопроса. Не стоит включать, если у вас, скажем, комедийный пакет и вы сделали вопросы-подлянки, рассчитанные как раз на таких торопыг. Скажем, мэшап популярной песни, который на припеве сменяется на другой трек, который и надо ответить.
Режим нажатия кнопки. Эта настройка индивидуальна и зависит от того, как сейчас работают сервера и сколь существенная разница между местоположением всех игроков. Здесь совет лишь «выбирайте то, что лучше работает». Заметите, что кому-то из постоянных игроков вашей компании удаётся регулярно нажимать ответ быстрее всех? Попробуйте переключить настройку.
Сообщать ответы ведущему заранее. Обязательно ставьте эту настройку, особенно если играете в те пакеты, которые не делали сами и не помните правильных ответов.
Скорость чтения вопроса. Будьте внимательны: повышение этой характеристики ускоряет чтение! При беглом осмотре настроек легко запутаться и решить, что это количество секунд, которое отводится на чтение вопроса. Если вы как ведущий не владеете скорочтением, то ставьте её как можно меньше.

Время
Здесь также каждая настройка не нуждается в дополнительных пояснениях — всё прописано текстом.
Единственный совет, который можно дать в этом окне: если вы не играете в спортивном формате, а на развлекательном стриме или в кругу друзей, то ставьте на максимум время раунда и выбора вопроса. С остальным осторожнее — в желании дать лишнее время на подумать вы можете затянуть игру в тот или иной пакет и утомить всех участвующих (особенно если они не могут ответить и просто молчат всю игру).

❯ Ведущий и игроки: как и за кого играть
Итак, вы создали комнату и готовы играть. В комнате могут быть три типа игроков.
Зритель. Он не играет а просто смотрит за ходом игры через приложение SIGame. Может писать в чат в правой части экрана.
Игрок. Один из столов внизу экрана. Игроки выбирают, и читают\слушают вопросы, после чего жмут кнопку ответа, если знают что отвечать. Также игроки могут оспаривать результаты ответов на вопрос, если считают что пакет некорректен или ведущий неправ. Такая возможность появляется с одноимённой кнопкой после завершения ответа на вопрос.
Ведущий. Самый главный человек в комнате. Он решает, кто ответил правильно или нет. Обычно он и создаёт комнату для игры. Так что остановимся на его функционале и на управлении комнаты от его лица.
У каждого окна, ведущего и игроков, есть нажимаемые три точки. Через них можно удалять игроков. В правом верхнем углу вверху чата — данные комнаты и дополнительные окна управления игроками.
Самые важные клавиши — в нижнем правом углу. Чтобы узнать, что значит каждое окошко, достаточно навести на него мышкой. Здесь вы можете добавлять и убирать игровые столы, менять суммы очков игроков (например если вы ошиблись и случайно засчитали неправильный ответ), ставить игру на паузу или перейти к следующему этапу игры. Этой клавишей нельзя случайно переключить раунд игры, так что можете смело её жать: для переключения раундов используется отдельная кнопка в левом верхнем углу.

❯ Как правильно стримить SIGame
Момент, на котором проваливаются многие новички в стриминге SIGame и люди, что решили провести онлайн-игру со зрителями в качестве разовой акции. Проблема касается ситуации, когда видеопоток на стрим выводит человек в роли ведущего, а не игрока или внутриигрового зрителя.
Предположим, вы стримите свою игру с друзьями на Twitch. Обычно стрим проводится через программу OBS, через которую ведущий выводит поток из своего приложения в стрим. Из-за этого все зрители на стриме, как и ведущий, заранее видят правильные ответы на вопрос, что может испортить мероприятие: зрителей не получится удивить смешным вопросом с какой-нибудь шуткой, так как они заранее увидят панчлайн. Недобросовестные зрители могут сливать ответы в чат, который могут читать недобросовестные игроки.
Чтобы избежать этой ситуации, можно воспользоваться следующим трюком: запустить два сеанса SIGame. С одного вы ведёте игру, а другой — ваши «глаза». Вторым аккаунтом вы заходите как зритель в свою же игру, которую собираетесь стримить, и подаёте видеопоток с него. ВАЖНО: вам нужно выключить звук игры в одном из окон, чтобы звук не двоился, если вы выводите аудиопоток со всей своей системы.
Ну и банальный совет: в случае стрима по SIGame избегайте пакетов с опасными для платформами темы: запретные слова, нарушающие законы медиаматериалы и что-либо другое, за что вас по правилам площадки могут забанить.
❯ Как делать пакеты
Вы захотели создать собственный пакет на интересную вам тему. Для создания своего набора вопросов вам понадобится отдельная программа-редактор — SIQuester. Её можно скачать с сайта разработчика.
При открытии программы вас встретит большой белый экран с минимумом возможностей.

В левом верхнем углу вы можете создать новый пакет (иконка листа) или открыть уже имеющийся (иконка папки). Также можно импортировать официальные пакеты «Своей Игры» через кнопку импорта (иконка белой стрелочки).
Если вы открывали какой-либо пакет через редактор, то последние из них будут выводиться в центре экрана.
Создаём новый пакет. Появляется следующее окно.

Выбор типа пакета влияет лишь на стартовые условия. Абсолютно любое его свойство и элемент можно поменять по ходу дела. Так что если не хотите заморачиваться, то: выбираете «Стандартный пакет для SIGame», даёте ему имя и подписывайтесь своим шикарным авторским псевдонимом.
Переходим к самому редактору. Он очень прост в освоении — каждая кнопка подписана. Поэтому остановимся на самом базовом и самых неочевидных местах.
При наведении на любой кусок рабочего пространства будет появляться небольшое контекстное окно с плюсом. При нажатии на общие данные пакета плюс будет добавлять раунд вашему пакету. При нажатии на раунды — добавит темы. При нажатии на темы — вопросы. А в вопросах — лишнюю строку вопроса.

Обратите внимание на вкладки почти в самом верху экрана. Можно открыть одновременно несколько пакетов и переключаться между ними, перенося из одного в другой медиафайлы, вопросы и целые раунды. Если над названием пакета звёздочка, то это значит, что вы не сохранили изменения.
Например, сначала будет выводиться начало вопроса, потом строка с картинкой, потом строка с концом вопроса. Чтобы сделать такой блок, вам надо нажать плюс два раза, чтобы добавить две строки.
Важно: при нажатии на вопрос у вас будет два плюса. Они выполняют одинаковую функцию. А вот крестики разные — верхний удалит весь вопрос, а нижний лишь строку.

Все возможные настройки, опять же, удобно и понятно написаны или изображены. Перейдём к редактуре блоков.
С ними можно работать в виде дерева из тем и подтем. Сначала идут раунды, они раскрываются в темы, а темы — в 5 вопросов на эту тему. Их может быть больше или меньше в зависимости от желаний автора пакета.
Редактировать вопросы можно не только через формат «дерева», но и через формат таблицы. В верхнем углу в окошке с надписью «дерево» переключитесь на «плитки». Тогда редактор будет выглядеть почти так же, как и в самой игре:

Чтобы редактировать вопросы в таком формате, нужно выбрать интересующий вас блок и в верхнем правом углу экрана выбрать тип панели — фиксированная (будет в том же углу) или плавающая (будет появляться около того блока, что вы настраиваете). Применяйте этот формат, если вам так удобнее и нагляднее. Гайд же будет опираться на стандартное «дерево», однако все фишки и настройки из него легко переносятся и на второй — дело лишь в дизайне.
Переходим к вопросам и их типам.

У каждого вопроса есть цена в баллах. Чтобы её изменить — просто кликните на цифру. Справа от вопросов есть зелёные области ответа, в которой также можно прописать несколько правильных ответов и нерпавильные варианты.
При наведении на вопрос всплывёт всё то же окно настройки с плюсом. Ознакомьтесь с каждой функцией, они все понятно подписаны и в объяснении не нуждаются. Не поверите, но иконка с картинкой позволяет добавить в вопрос картинку!
А вот что требует объяснения — так это тип вопроса, обозначенный в настройках буквой Т. Вопросы бывают следующие:
Простой. Самый обычный вопрос. Есть описание, есть цена. Кто ответит правильно — получит очки, равные цене вопроса.
Вопрос с секретом. «Кот в мешке». Обычно это вопрос, который не совпадает с темой раунда и который нужно передать. В стандартных настройках никто не знает, что это за вопрос, но выбравший его игрок должен вслепую отдать его оппоненту. Если вам такой формат не нравится, то секретный вопрос полностью кастомизируем: можно настроить вывод цены и темы заранее, разрешить оставить «кота» себе или настроить награду — вместо фиксированных баллов дать игроку выбор минимума и максимума. Можно вообще сделать «вопрос без вопроса» и превратить эту строку в бесплатные баллы для того, в кого он прилетит. Все возможности подписаны, ознакомьтесь с ними и выберите себе «кота» на свой вкус.
Вопрос со ставкой. Или же «аукцион». Тот же самый простой вопрос, однако отвечает не самый быстро нажавший кнопку, а тот кто поставит больше очков на кон. Торги идут от стартовой стоимости вопроса до «ва-банка», когда желающий отвечать готов рискнуть всем, что у него есть.
Вопрос без риска. Или же «спонсорский» в оригинале. Это вопрос-удача: отвечает на него только тот, кто его открыл. В случае успеха он получает удвоенную цену вопроса. Если ответил неправильно — ничего не теряет.
Это самые главные форматы вопросов в SIGame, тянущиеся ещё из телевизионной версии. Автором с обновлениями добавлены также «вопросы для всех» и «другие», но это уже для тех, кто хочет создать совсем уже инновационный и необычный пакет, выходящий за рамки обычных правил. Экспериментируйте, если хотите.
Раунды вопросов делятся на два типа: таблица и список. Список — для финала, где игроки вместо выбора вопроса убирают ненужные им темы. В таком формате можно сделать и другие раунды, если хотите. Делается это через переключатель напротив названия раунда.
В левом верхнем углу есть коричневая иконка общей статистики пакета. Там удобно указаны все файлы, которые вы использовали в пакете, а также данные о технических ошибках и неточностях, допущенных вами. Например, вопрос без текста.

После завершения работы над пакетом сыграйте в него с друзьями, чтобы отследить возможные ошибки и удостовериться, что пакет подходит для серьёзных игр или попросту весёлый. Если всё хорошо — смело делитесь им на тематических форумах, сайтах или в мастерской Steam, куда свою работу можно залить через соответствующую иконку магазина в верхнем левом углу редактора.
И не забывайте сохраняться!
❯ Важные рекомендации по созданию пакетов
Старайтесь писать условия категорий\вопросов максимально понятно. Тестируйте формулировки на играх с друзьями. Если они не поняли вопрос, то вероятно он написан не очень понятно.
Пример: категория называется «Видеоигры». Всплывает картинка с игрой DOOM II, что можно понять по оружию или демону, уникальному для этой части и вопрос: «назовите игру». Один из игроков нажимает кнопку и кричит «это же DOOM!». Ему засчитывают ошибку, ведь от игрока ожидалось, что тот назовёт конкретную часть, а не франшизу. Но в вопросе этого не было, поэтому здесь прав игрок, а не автор пакета. Нужно было писать «назовите конкретную часть серии игр» или как-либо ещё уточнить задачу.
Если вам нужны файлы из пакета (например, картинки из вопросов с изображениями), а вы уже удалили исходники, то не переживайте. Файл внутри пакета можно выгрузить обратно через все тот же SIQuester. Только потом спасённый файл нужно конвертировать через какую-нибудь программу (например, Adobe Photoshop, если речь о картинке).
Приложите усилия к созданию пакета. Не спешите, посидите над ним пару дней, перепроверьте. Не гнушайтесь обрезать картинки и звук. Не стоит в музыкальный вопрос вставлять все 3-4 минуты трека — обрежьте до припева или одного куплета, по которому игроки должны угадать песню. Урежьте большие картинки по размеру и весу, чтобы они быстрее грузились у игроков.
В программу встроено предупреждение о превышении рекомендуемого веса медифайла в 1 МБ, так что при создании пакета вы точно не упустите «здоровяка».
Не добавляйте в пакет вопросы с ответами «Да\Нет». Потому как вместо честной игры категории с подобными вопросами превращаются в ловушку: как только кто-то один проколется, второй сразу же даст правильный ответ, ведь вариантов всего два. И скорее всего это приведёт к тому, что на эти вопросы не будет отвечать никто: в случае ошибки и сам очки потеряешь, и подаришь их конкуренту.
По возможности избегайте банальных вопросов. Не страшно придумать простой, если вы собираетесь играть не с хардкорной аудиторией на неузконаправленную тему. Но если вы собираетесь делать пакет, скажем, про игры — поиграйте в пару-тройку чужих пакетов на эту тему. Наверняка вы увидите повторы популярных вопросов вроде той самой цитаты Вааса из Far Cry 3 или главной музыкальной темы The Elder Scrolls V: Skyrim. Будьте оригинальными! Придумайте вопрос на общеизвестную и популярную тему, но про что-то другое. Возможно, про оружие из Far Cry 3 или другую музыкальную композицию из TES V.
Держите баланс сложности. Оставьте простые вопросы на первый раунд, а сложные — на последний. В плане цен вопросы тоже должны идти по возрастающей — простые за 100, сложные за 500 (если мы говорим про первый раунд).
Если у вас есть куча идей вопросов примерно одинаковой сложности — можно поставить их за одинаковую цену в шуточном раунде-интермедии.
Если у вас есть раунд из пяти вопросов, где на какую-то цену вы не можете придумать хороший (скажем, ноль идей на вопрос о киноактрисах за 400) — замените его специальным вопросом (вопрос со ставкой, с секретом или без риска) на другую тему. Только старайтесь не перегибать палку и не вставляйте по 2-3 специальных вопроса в категорию из 5 вопросов.
Текст написан Даниилом «Кортезом» Петручиком, автором пакетов SIGame с опытом почти в 8 лет работы с этой программой. Также делал пакеты для стримов редакций сайтов StopGame.ru и DTF.ru
Пакеты автора можно найти по этой ссылке.
Разрабатывайте и развивайте свою игру (и не только) с помощью облачного хостинга для GameDev ↩

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.
MountainGoat
Жульничать ещё проще, чем в шахматы, а обнаружить ещё сложнее.