Еще со школы помню, что отличники делились на две условные группы. Одни зубрили буквально всё, заучивали материал до подкорки и идеально воспроизводили при решении задач. А другим все словно давалось само по себе. При этом они не зазубривали материал, а словно охватывали его комплексно. Не это ли то самое эффективное обучение? И можно ли его как-то постичь самому?
Дисклеймер: несмотря на то, что в мире существует масса ноотропов, БАДов и грибов для студентов и людей интеллектуальной сферы, сами по себе эти инструменты не улучшат работу мозга. В этих статьях, публикуемых только на Хабре, мы разбираем природу интеллекта и точки приложения усилий для его развития.
Что такое эффективное обучение?
Эффективное обучение строится вокруг способности быстро и качественно постигать материал. Сюда входит не столько запоминаемость, сколько поддержание стабильного интереса, усидчивость и способность впитать, переосознать и поделиться с другими или применить на практике полученную информацию. И для этого у нас есть пара инструментов.
Мотивация и её фундамент
Эту тему уже отчасти затрагивали в статье про мотивацию и тайм-менеджмент. Там речь шла о том, что гонка за продуктивностью, с точки зрения планируемого времени – это ошибка. Важно учитывать еще внутренний ресурс и общую готовность организма погружаться в работу. И вот почему:
В основе связи мотивации и памяти лежит теория катехоламинов, подробно разобранная в этом подкасте/лекции нейробиолога Эндрю Губермана. Суть в том, что повышенный уровень дофамина, норадреналина и адреналина напрямую влияют на улучшение в работе памяти.
Именно эти вещества определяют нашу способность к работе. Два человека могут провести одинаковое количество времени за изучением материала. Но лучше его усвоит тот, кто будет испытывать хоть какой-то интерес к теме.
Отсюда не очень утешительный вывод: любой ноотроп, усиливающий работу мозга, привязан к вашей мотивации. И запоминать вы будете то, к чему есть интерес. Если потенциал ноотропа условно «10 единиц к памяти», то эти единицы будут множиться на вашу мотивацию. Которая может быть как «1», так и «0,2».
Конечно, вопрос с мотивацией можно решить, если повторять информацию циклами, тем самым повышая вероятность того, что хоть что-то да и осядет в мозге. На этих принципах и построено обучение в школах и университетах.
Как работает память
Этот механизм разбирался в материале о том, как улучшить память. Фактически есть два безотказных способа: постоянно повторять материал или подкреплять образовательный процесс эмоциональной встряской. Но как поймать волну готовности к обучению?
Дофаминовый голод. Это фундамент. Обратите внимание на детей, которые засыпают нас вопросами «почему»? Причина в огромном количестве дофамина, новых впечатлениях каждый день, столкновением с неизвестным. Чем взрослее человек, тем сложнее ему открыться новому опыту. А все потому, что мы сливаем дофамин в социальных сетях, играх, сериалах. Да, это приятно и я сам с ностальгией вспоминаю остров Хоринис и до сих пор за секунду набиваю ASPIRINE, н все потому, что игровой процесс сопровождается выбросом катехоламинов. Которых не остается на учебу.
Наличие готовых схем обучения. Элвин Тоффлер, автор книги «Футурошок» писал о том, что человек недалекого будущего будет вынужден не столько учиться, сколько постоянно переучиваться. Но проблема в том, что в процессе обучения мы формируем в голове готовые паттерны мышления и поведения. И уже сложившиеся установки мешают переосмысливать опыт.
Понимание смысла. Обучение может даваться тяжело потому, что человек не видит в нем смысла. Какой смысл в математических уравнениях, в грамматике английского, в изучении какого-то рудиментарного COBOL?
Человек признается себе в том, что ничего не знает и приходит «чистым листом познавать новое». У человека есть точное понимание, для чего он обучается: учит математику, чтобы разрабатывать игры, разбирает английский для выхода на западный рынок, учит забытый COBOL, чтобы быть востребованным специалистом для банковского сектора.
Как можно усилить эффективное обучение?
В основе эффективного обучения всегда будет: сон, питание, умеренная физическая нагрузка. Это всегда будет фундаментом для обучения. На втором месте – системный подход. Чем регулярнее вы сталкиваетесь с изучаемой темой, тем лучше. Лучше каждый день выкраивать по 30-45 минут, чем пытаться устроить себе «субботнее обучение» на целый день. Из простых биохакерских приемов поможет:
Длительная пешая прогулка в час-полтора до обучения. В первую очередь, она слегка приподнимет уровень дофамина и улучшит ток крови в сосудах. А значит – мозг получит больше питательных веществ.
Чашечка кофе с шоколадом после занятия. Кофе «до работы» хорош в том случае, когда вы делитесь знаниями. Но, когда вы приобретаете их, то кофе с шоколадом помогут закрепить материал. Для этого важно пить кофе с шоколадом после того, как пройдет урок.
Холодная вода на тело и яркий солнечный свет. Холод дает выброс кортизола, адреналина и норадреналина, которые помогут «вгрызться» в изучаемый материал. А солнечный свет поддержит запуск синтеза дофамина.
Эти же рекомендации напрямую ложатся на книгу Рика Рубина «Творческий акт». Рик Рубин входит в топ 100 влиятельных людей мира по версии Time и считается самым креативным продюсером за последние 20 лет по версии MTV. Эти же принципы он использует для «активизации креативности», а именно для переосмысления своего опыта.
На чем держится обучаемость?
Немного топлива для мозга, готовность признать себя чистым для нового опыта, интерес к изучаемому предмету. Это ваша точка отсчета, поверх которой можно уже надстраивать какой-то личный опыт или предпочтения. Но отходить от этого фундамента не стоит.