Фичеризм — зацикленность на функциях приложения и склонность все происходящее на проекте измерять номинально фичами, а не их практичностью. С одной стороны это удобно: на основе задуманной функциональности и побрейнштормить можно, и требования удобно составлять, и итерации планировать — тоже. С другой — фичеристский подход часто игнорирует поведение и потребности пользователей.
Лучшие сервисы — те, что не просто суммируют в себе несколько фич. Помимо полезных функций как таковых, должно быть и некое пространство между ними, что‑то что делает пользовательский опыт приятнее. Как пример такого пространства — онбординги, которые рассказывают пользователям о новых фичах или учат ими правильно пользоваться, доносят ценность.
Поэтому в хорошем приложении, будь то десктопное или мобильное решение, решать будет не просто сумма входящих в него фичей — полноценный пользовательский опыт зависит не только от них.
Подавляющее большинство продуктовых команд работают над созданием функций — новых элементов, расширяющих возможности продукта. Эти функции часто возникают в результате бесед компании с заказчиком:
«Какие функции важны для вас?»
«Каких функций не хватает в вашем текущем решении?»
«Какие функции нам нужно добавить, чтобы вы решили перейти от вашего существующего поставщика к нам?»
Затем компания составит список наиболее популярных функций и попросит команду разработчиков реализовать их.
Для многих именно так выглядит клиентоориентированность: попросить клиентов рассказать, чего они хотят, а затем встроить эти функции в продукт в надежде, что их купят. Причина такого подхода — фундаментальное убеждение: люди покупают продукты в первую очередь ради функций. Поэтому им мы отдаем львиную долю внимания.
Подобное мышление встречается в производстве физических продуктов. Например, вот описание продукта для одного из самых рейтинговых телевизоров прошлого года на Амазоне. Читаешь и думаешь: «Наверное, это кусок проектной документации».
Конечно, если вы хардкорный геймер с очень специфическими требованиями, то, возможно, вам и нужен телевизор с VRR, ALLM и eARC, HDMI2.1, G-Sync, FreeSync, Game Optimizer и HGiG. Но а если вы обычный человек, который просто хочет себе хороший телевизор?
Я понятия не имею, что все это значит, и мне этот набор из букв и цифр ни о чем не скажет. Вместо того, чтобы читать этот талмуд, я пойду смотреть обзоры, где расскажут, каков продукт на самом деле в повседневной жизни. Авторы обзоров и распаковку покажут, и качество сборки оценят, и настройку объяснят. Они расскажут, что интерфейс в системе телевизора понятный, а навигация простая, что качество изображения – одно из лучших на рынке, а звук чистый. Короче говоря, они будут описывать пользовательский опыт.
Иронично то, что даже люди с опытом работы в инженерной или ИТ-отрасли будут размышлять точно так же. Да, может у себя на работе они и разбираются в сложных технических спецификациях и документах, но в случае с телевизором – им не нужна лишняя когнитивная нагрузка. Они тоже просто хотят кайфануть от изображения и звука дома вечером.
Совет: В следующий раз, когда начнете обсуждать придумку новых фич, а не улучшение пользовательского опыта на командном созвоне, попросите людей достать свои телефоны. Могу поспорить, что у подавляющего большинства людей в комнате будет iPhone, несмотря на то что в телефонах Samsung и Google есть и камеры получше, и экраны поярче, и памяти побольше. Одна из причин популярности яблока (если мы не будем обращать внимания на очевидную привязку к платформе) – несмотря на, возможно, не самый лучший набор функций на рынке, этой техникой очень приятно пользоваться.
Надо думать, каково будет пользователю
Хотя фичеризм по природе своей понятен и в чем-то даже практичен, он упускает целый ряд проблем. Сами по себе функции могут хорошо выглядеть на бумаге и отлично работать на практике, но сочетаются ли они между собой, образуя убедительное целое? Или собранные вместе функции в голове и руках пользователя образуют хаос?
Все раздражающие неровности, барьеры и несоответствия, которые начинают накапливаться вокруг каждой новой функции, если их не решить, ограничивают количество полезного действия в продукте. В попытке напихать в него слишком много разных вещей, рискуем сделать так, что ценностное предложение начнет растворяться среди множества созданных функций.
Эти барьеры и несоответствия обычно появляются из-за того что создатели не продумывают пользовательский опыт. И я не имею в виду пользовательский опыт в каком-то абстрактном смысле. Я имею в виду буквальное прохождение сценариев шаг за шагом, как будто вы столкнулись с интерфейсом впервые. Задайте себе несколько вопросов:
Понятно ли, какую пользу приносит этот продукт и как я могу получить эту пользу?
Если бы я был новым пользователем, было бы для меня важно то, как в продукте все названо и структурировано?
Могу ли я легко построить мысленную модель того, где что находится и как работает продукт?
Знаю ли я, что делать дальше?
Как это впишется в мой существующий процесс?
Что мне мешает?
Хотя совет посмотреть на продукт с позиции новичка звучит просто, на самом деле удивительно трудно принять этот образ мышления — отбросить все, что они знают (или думают, что знают) о своем продукте, рынке и пользователях. Вместо этого их позиция суперпользователя сбивает прицел: они считают, что, поскольку что‑то очевидно для них, это будет очевидно и для нового пользователя, который провел с продуктом менее пяти минут. И от такого образа мышления отделаться и вправду сложно, когда ты долгое время корпел над этим проектом: вообще все в нем уже кажется очевидным.
Проблема с подходом к делу с позиции новичка также часто усугубляется тем, что мы смотрим на вещи через призму надуманной реальности. То есть берем в учет то, что мы хотим, чтобы было правдой, а не то, что является правдой.
Создатель или менеджер продукта с гораздо большей вероятностью будет игнорировать отзывы других людей, особенно, если они ведут к необходимости тратить дополнительные ресурсы на переделку сценариев в продукте или бизнес-процессов. Вместо этого вам ведь не терпится выкатить новую крутую фичу, которая точно-точно продажи увеличит!
Что в итоге происходит, когда все-таки выбираем фичеризм, а не пользователя? Первый испытуемый в ходе UX тестирования приходит и не может понять ни концепции решения, ни куда тут нажимать. Команда тем временем закатывает глаза на некомпетентность пользователя.
Следующий человек приходит и испытывает то же самое. Команда воет: «Ну где вы нашли таких тупых пользователей?» Однако по мере того, как третий, четвертый и пятый человек сталкивается с той же проблемой, умные мысли начинают догонять:
«Может быть, пользователи все-таки не виноваты? Может быть, мы предполагали уровень знаний или мотивации, которого нет; может быть, дело в языке, который мы использовали для описания функции, или в том, как был разработан интерфейс, который вызывает эту путаницу?»
Такие озарения могут стать рычагом для правильного развития продукта. Но это также может вызвать огромный дискомфорт и когнитивный диссонанс – получается ведь, что вы создали нечто бесполезное, а ваш взгляд на реализованные в продукте сценарии даже не граничит с реальным положением дел. Обидно. У людей есть сильная мотивация избегать подобных осознаний, поэтому мы часто прилагаем так мало усилий (к сожалению), чтобы понять, как наши пользователи воспринимают и используют то, что мы создаем.
Развитие мышления новичка требует времени и практики. Это то, что большинство людей может развить в себе, и это то, в чем, как мне кажется, дизайнеры особенно хороши – вставать на место других людей без надстроек мышления, позволяющих эффективно использовать новое решение.
Решение для всех: внедрять и проверять
Очевидно, что нам по-прежнему нужны люди, которые могут понять и предоставить новые возможности пользователям и заказчикам. Однако лучше, если при выборе и создании функций было бы больше продуманности и проверяемости. Бывает, быстрее добавить новые функции и посмотреть, будут ли они использоваться, чем пытаться провести длительные исследования для получения окончательного ответа.
Наряду с командами, сосредоточенными на создании новых пользовательских ценностей, нам также нужны команды, сосредоточенные на помощи в раскрытии и максимизации существующих пользовательских ценностей. Команды, которые будут уделять внимание не тому, сколько функций будет внедрено за спринт, а насколько к определенному дедлайну улучшится использование приложения в целом. Первый вариант мышления на картинке ниже.
Команды, сосредоточенные на помощи в раскрытии и максимизации существующей пользовательской ценности, должны быть междисциплинарными. По сути, они работают не над возможностями приложений, а над их используемостью — выдвигают гипотезу и проводят эксперименты, а не добавляют побрякушки просто чтобы было. Так, подход к выстраиванию приложения будет как бы двухпоточной. С одной стороны — работа над функциональностью как она есть, с другой — проверка того, насколько эта функциональность понятна и полезна пользователю.
Нет ничего радикального в том, чтобы сосредоточиться на результатах на уровне продукта, а не его функций. Проще говоря, не стоит ожидать от команды самостоятельной работы над ценностью разрабатываемого сервиса, если промежуточные цели вы измеряете количеством внедренных фич.
При таком подходе развитие будет осознанным и прозрачным, ведь приложение будет обрастать функциями, но не потому что их за год напланировали номинально 40 штук, а потому что команда выпустит те, что нужны людям.
В конце концов, нет простой формулы, позволяющей сбалансировать краткосрочные запросы на функциональность и долгосрочную работоспособность продукта.
Время от времени старайтесь отойти от повседневной разработки и спросите себя: «Если бы я начал создавать свой продукт с нуля, какие 3 функции я бы включил в него сегодня?»
Комментарии (9)
TimKady
11.06.2024 11:04+1Вы все правильно пишите. На самом деле зацикленности на функциональности – бич ИТ-индустрии. При этом на уровне базовых концепций, все понимают и понятия уникальности, и впечатлений, и рациональные компоненты продукта. А на практике – имей все, что конкурент, расширяй функциональность – делай как все, будь, как все, не отличайся.
Более того, мало кто понимает, что функциональность сама по себе не несёт ценности потребителю – как минимум к возможностям нужен понятный механизм их реализации – ценность несёт только та функция, которой пользуются. И вместо линейки продуктов, несущих уникальную ценность мы получаем громоздкие, сложные и неудобные продукты.
Есть ещё один аспект. Неправильный менеджмент создаёт искаженную систему: если есть бюджет, он должен быть освоен. Причем так, чтобы не нужно было принимать на себя такие риски, как например, вывод нового продукта на старый или, тем более, новый сегмент. Как говорил поэт, треугольник будет выпит, будь он хоть параллелепипед... А придумывание фич – самый безобидный путь. В конце концов, ты ничего не теряешь.
andrey_stepanov1 Автор
11.06.2024 11:04+1По правде говоря: в некоторых конкурентных нишах - фичи вполне годятся для того, чтобы выделится среди конкурентов. На какое то время.
О том что работать над пользовательским опытом тоже надо лучше всего знают в екоммерсах - потому что для них оно легко сводится к оптимизации конверсии в продажу. В других областях не так очевидно, но вполне можно также найти прокси-метрики.
funca
Фичеризм это способ получать и осваивать бюджеты на разработку. В конце концов, все платят за фичи и ни кто не платит за их отсутствие. Команда прекращает свое существование сразу же, как только перестаёт пилить фичи.
andrey_stepanov1 Автор
Собственно легкость придумывания фич и оценке ценности в фичах и приводит к фичеризму со всеми последствиями. А можно по другому.
funca
Можно. Только кому это нужно?
andrey_stepanov1 Автор
Ну да, если не нужно — то можно только посоветовать дать прочитать статью или классическую книгу "Психбольница в руках пациентов", там тоже много про фичеризм было.
funca
Классная книга про техно романтику. У меня были похожие чувства после прочтения.
По большому счету, книга про пользовательский опыт (UX). UX это не столько про приложения или устройства. Они лишь часть из всего того многообразия средств, при помощи которых клиенты взаимодействует с компанией.
По мимо IT важную роль в формировании UX играет позиционирование бренда, репутация, реклама, саппорт, различные офлайновые сервисы и т.п. Это уровнь, где тренды задают директора и дальше спускают вниз в менеджмент, которые по цепочке передают в команды, в том числе и те, которые занимаются IT.
Если на уровне директоров предлагаемые ценности не разделяются, то все флуктуации ниже на уровне команд превращается просто в суету - хвалить и наказывать будут за совершенно другое. В лучшем случае ребятам скажут спасибо за потраченное время. Но чаще - недостаточный перформанс при добавлении новых фич отметят как точку для улучшения в следующем квартале. Если у вас руководитель не Джобс, то сделать как в Apple не получится.