Привет, Хабр. Продолжаю свои заметки по кейсам из жизни на стыке айтишки и бизнеса. Расскажу кейс и будет интересно послушать кто что думает.

Итак. Есть некое учебное предприятие, с участием госкапитала (это для затравки, чтобы понять про уровень бюрократии и прочая). У предприятия есть 3 выделенных здания в собственности. 2 в Санкт-Петебурге и филиал километров так за 100 от Питера. Основная учебная площадка - в Петербурге. Отдельно стоящее 5 этажное здание с собственной территорией.

Как это у нас водится, предприятие с участием государственного капитала не очень то может в коммерцию. То есть с одной стороны, заниматься кровавым капитализмом (ладно, коммерцией) нельзя, но с другой - сами там крутитесь как-нибудь и за деньгами не приходите. В общем, обычная попытка усидеть на двух стульях. То есть компания оказывает населению услуги на платной основе, основной трафик клиентов поступает от головной организации и кучу остальных проблем, компания решает как-то самостоятельно. Понятно, денег на все не хватает и, как обычно, 2 этажа заняты непосредственно самой компанией, а остальные сдаются в аренду коммерсантам попроще за долю малую.

В компанию приходит новый руководитель и, понятно, тащит за собой часть команды, увольняя по ходу часть старой команды. Обычное дело. Также произошло и с айтишкой. На объекте эту почетную обязанность выполнял сын маминой подруги, а проще говоря - сын одной из сотрудниц с достаточно низкой квалификацией. Обслуживал там виновс, эникействовал, но звезд с неба не хватал, теплое местечко.

Ну и собственно кейс. К заднию подключен провайдер. Один, то есть по факту является монопольным в здании, как это обычно бывает с последней милей в бизнес центрах. За интернет провайдеру платит и организация, владелец здания (обычный конский ценник за интернетик для юрлиц) и платят все арендаторы. То есть схемку (условно) можно нарисовать так:

Активы предприятия: Интернет 10mb/s в здание. Арендаторы.

Пассивы предприятия: 15000 руб. в мес. за интернет. Помещения, в которых находятся арендаторы.

Цифры для примера, так как происходило больше 10 лет назад.

Приглашенный айтишник на полноги видит вопиющее недоразумение и прогиб провайдером собственника здания. Ввиду того что договоренности заключались с некомпетентным сотрудником, который не особо на тот момент понимал как работают провайдеры.

Айтишник делает следующее: находит еще 2-х провайдеров, кто готов кинуть последнюю милю до здания и забрать себе актив. Общается со старым провайдером, предлагая ему следующую сделку: провайдер остается в здании на монопольных условиях, при этом предприятие перестает платить за интернет, получает 100mb/s вместо 10 и получает белый выделенный IP, привязанный к сетке провайдера, чтобы прокинуть часть серверов во внешний мир. Также, стоимость конечного интернета для арендаторов поднимается только при согласовании с владельцем здания. Провайдер пошел на сделку и выполнил все договоренности. Картинка поменялась вот так:

Активы предприятия: Интернет 100mb/s в здание. Арендаторы. Выделенный белый IP.

Пассивы предприятия: Помещения, в которых находятся арендаторы.

По итогу получилось:

  1. экономия на горизонте 5 лет за доступ в интернет: 900 000 руб. без учета повышения ценника провайдером на ежегодную инфляцию.

  2. расширение канала для пользователей в 10 раз

  3. белый IP, который дал возможность прокинуть простенький веб-сервер наружу и сэкономить еще 60 000 руб. на горизонте 5 лет за хостинг.

Кажется, польза для предприятия очевидна. Теперь внимание, вопрос. Как считать подобные работы, чтобы это было "выгодно" обеим сторонам? Подрядчик в данном случае, находится не в штате предприятия, а выступает как аутсорс ооо-шка. Затратила эта ооошка по сути времени около 3-х часов. 1 час на сбор КП от провайдеров, 1 час на коммуникацию с провайдером. И 1 час на применение изменений контракта на своей стороне.

ОООшка исходя из логики: съэкономил, значит заработал, попросила увеличение ежемесячного платежа за обслуживание в пределах ежемесячной суммы за интернет (то есть не наглея) и заняться дальше оптимизацией, экономя деньги. Предприятие же решило что достаточно будет оплатить 3 рабочих часа по средней ставке, указанной в контракте 1000 руб. в час.

Герои этой истории через какое-то непродолжительное время перестали вместе работать. Бизнес потерял квалифицированного подрядчика, и около полугода искал кого-то на ту ставку, что считал для себя приемлемой. Далее на ставку вышел джун с невысокой квалификацией.

Вопрос - как нужно было скоммуницировать в этом случае, чтобы все остались в выигрыше. Это недочет Ит стороны, которая не смогла на цифрах объяснить выгоду изменений? Или это жадность компании, которая стремится не выстроить процессы, а экономить «неправильным» путем. Если бы вы были на месте айтишника, какой исход считали бы «справедливым»?

Комментарии (30)


  1. Lazhu
    11.06.2024 11:52
    +2

    Выкатывать условия надо было на берегу. То есть до непосредственно 3 часов "антикризисного IT менеджмента". Затраченное время вообще никакого значения не имеет, хоть 5 минут - деньги берутся за знание "какую кнопку нажать".


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      так а нет гарантий что пров прожмется, во сколько бы оценили "на какую кнопку нажать"?


  1. unclejocker
    11.06.2024 11:52
    +1

    Если это госы, то у них там может быть не жадность, а нежелание потом объяснять проверкам почему по заключенному контракту (закупка же была или вообще - тендер, не дай бог) вдруг сумма изменилась постфактум.


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      тут без госплощадок, обычный коммерческий контракт


  1. janvarev
    11.06.2024 11:52
    +3

    "Оказанная услуга ничего не стоит" - в общем-то, увы, классическая ситуация.

    Договариваться надо, пока не сделано. Если сделано и отдано - результат отдается на откуп покупателю - ну, или надо уметь конфликтовать вплоть до разрыва отношений, чего ООО-аутсорсеру, видимо, не хочется.

    В общем, герой истории нагнул провайдера и отдал его деньги предприятию; сам ничего не получил. ОК.


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      а опыт, опыт то получил? )


      1. janvarev
        11.06.2024 11:52
        +2

        +100 XP

        Achievement "You tried..." unlocked!


        1. Iforgot Автор
          11.06.2024 11:52

          в далекой далекой галактике!


  1. ildarz
    11.06.2024 11:52
    +1

    ОООшка исходя из логики: съэкономил, значит заработал, попросила увеличение ежемесячного платежа за обслуживание в пределах ежемесячной суммы за интернет (то есть не наглея)

    Вы ЭТО называете "не наглея"? Тогда ничего удивительного, что не срослось. Если подобные вещи входили в обязательства по договору поддержки, то 3 часа насчитали совершенно правильно, вне зависимости от того, сколько там вторая сторона сэкономила. А если это было за рамками договора - имело смысл договариваться об отдельной услуге за некий фикс, но никак не на условиях дальнейшей постоянной дойки.


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      Было за рамками договора. Услугу можно согласовывать, если полностью отвечаешь за всех участников этой услуги. Здесь аналогия - как если бы юрист давал гарантию что выиграет суд.


      1. ildarz
        11.06.2024 11:52
        +1

        Как конкретно провести услугу в каждой конкретной ситуации - это обсуждаемый вопрос. Суть в том, что ООО своими действиями наработало на фикс, а не на пожизненную ренту.


        1. Iforgot Автор
          11.06.2024 11:52

          Хорошо, представим, вы "на берегу" до выполнения работ. Как бы оценили, что попросили до?


          1. randomsimplenumber
            11.06.2024 11:52
            +1

            Стоило бы до начала работ составить финансовый план, и сначала его продать, а потом делать. А так - отработал 3 жопочаса - получил как за 3 часа.


            1. janvarev
              11.06.2024 11:52
              +3

              Стоило бы до начала работ составить финансовый план, и сначала его продать, а потом делать.

              Вот поэтому любая х**ня для бизнеса и стоит от 100 000 р., и наемные работники предпочитают не проявлять инициативу.

              Имхо если технарь может сэкономить 900К своим инициативным решением - ну выдай ему хотя бы 50К в качестве бонуса. Не хочешь? Будешь платить за всё, что тебе продадут, по ценам гораздо выше.


              1. Iforgot Автор
                11.06.2024 11:52
                +1

                спасибо )


              1. clarifyingman
                11.06.2024 11:52

                900К - это за период в 5 лет

                В пересчете на месяц - 15К

                С точки зрения месячной экономии предприятие попадает на 3-ехмесячную экономию. Не слишком ли жирно за 5-и летнюю перспективу?

                А может сразу за 100 лет посчитать? Тогда вообще можно будет премию в 20 раз больше попросить.


                1. Iforgot Автор
                  11.06.2024 11:52

                  ну, так что плохого 15 съэкономил в месяц, канал в 10 раз увеличил. И попросил +5к в месяц к обслуживанию, разве не вин-вин?


              1. randomsimplenumber
                11.06.2024 11:52
                +1

                Вот поэтому любая х**ня для бизнеса и стоит от 100 000 р

                Любая вещь стоит ровно столько сколько за неё готовы заплатить.

                наемные работники предпочитают не проявлять инициативу

                Потому что инициатива е**т исполнителя. Когда инициатива поощряется - ещё как проявляют.


            1. Iforgot Автор
              11.06.2024 11:52

              так ок, вопрос как вы бы оценили финплан до начала работ, от чего отталкивались при рассчете стоимости?


          1. clarifyingman
            11.06.2024 11:52
            +1

            Добавил бы в соглашение о выполнении работ пункт: фиксированный процент премии за сэкономленные деньги.

            Причем готовился бы к тому, что если расходы по каким-нибудь причинам выросли, то с меня компенсация такого же процента.


            1. Iforgot Автор
              11.06.2024 11:52

              ну тогда бы началось - а как считать сэкономленное


          1. ildarz
            11.06.2024 11:52
            +1

            На мой взгляд, тут два варианта:

            1. Оформляем как услугу консалтинга в рамках имеющегося договора по имеющимся ставкам. Соответственно, на сколько отработали - столько получили, но зато без риска остаться без оплаты вообще.

            2. Оформляем как отдельную услугу, но с оплатой по факту (ибо если не прокатит и заказчик ничего не получит - непонятно, за что ему платить). Цена "договорная", но по моим представлениям тут речь о десятках тысяч рублей максимум.

            Какой выбрать - зависит от конкретных условий.


            1. Iforgot Автор
              11.06.2024 11:52

              спасибо, склоняюсь больше к 2-му варианту в сегодняшней практике, но опять же - проблема с ценообразованием


  1. Thomas_Hanniball
    11.06.2024 11:52
    +1

    То, что вы сделали, называется "насаждать добро", т.е. сделать что-то доброе, хотя вас об этом не просили. Мало того, что сделали, так ещё и денег решили за это потребовать. Ужас! Людям такой подход не нравится, поэтому логично, что в итоге отношения развались.


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      как надо было поступить?


  1. ozzyBLR
    11.06.2024 11:52
    +1

    Подрядчик сэкономил "много денег", получил оплату по часовой ставке - нехорошо.

    Давайте посмотрим на полярно противоположную ситуацию.

    Подрядчик сделал какую-то мелочь, стоящую мизер или вообще ничего не стоящую, но требует почасовую оплату, т.к. время затрачено - а это уже нормально?)

    В целом ситуация не нова. Нередко организации делают что-то в качестве "жеста доброй воли", но на самом деле ожидают за это конкретное вознаграждение в моменте или в перспективе. Это манипуляция и не стОит обижаться, если её объект не ведётся. Вопросы прежде всего нужно задавать тому, кто решил делать это не озадачившись гарантиями получения выгоды.


    1. randomsimplenumber
      11.06.2024 11:52
      +1

      но на самом деле ожидают за это конкретное вознаграждение

      Надо не ожидать, а вписывать в акт выполненных работ. Не прокатило - вычеркнули ;)

      На самом деле организации пофиг на сэкономленные в будущем деньги. Но просто так отдавать деньги, потому что подрядчик красивый и умный, нельзя.


      1. Iforgot Автор
        11.06.2024 11:52

        не думаю что пофиг, часто вижу что это один из приоритетов вообще в работе


  1. ozzyBLR
    11.06.2024 11:52
    +2

    Кстати, у меня была похожая история как у штатного сотрудника организации. Для своей конторы я оптимизировал расходы на стационарную и мобильную связь. В масштабах организации это были смешные деньги, но по конкретной статье расходы снизились на треть. И это в принципе была первая оптимизация расходов на связь за предыдущие пять лет, которые я застал - этим просто никто не занимался.

    И вот, компания сократила расходы на связь на Х денег каждый месяц, т.е. 12Х в год. Сколько я за это получил? Премию примерно Х/10 один раз, даже меньше своего оклада.

    Надо сказать, что тогда это серьёзно подкосило мою и без того просевшую к тому времени мотивацию. Не прошло и года, как я уволился.


    1. Iforgot Автор
      11.06.2024 11:52

      вот! и думается мне, что будучи в позиции наемного рабочего, пролоббировать какую-то осязаемую премию становится на порядок сложнее