Меня зовут Кирилл Пахомов, я менеджер по B2C-продуктам ЮMoney. До прихода в компанию я никогда не работал продактом — был менеджером по продажам. Чтобы освоить новое направление, я прошёл параллельно три курса продакт-менеджмента. Спустя восемь месяцев устроился стажёром в ЮMoney, ещё через четыре стал джуном. 

Рассказываю, каково это — быть стажёром-продактом и как не застрять в этой роли надолго. Также покажу, как выглядит мой карьерный трек на этот год.

Чем занимаются продуктовые менеджеры B2C ЮMoney

У нас большая компания и много продуктов. Есть два направления — B2C и B2B, к первому относятся продукты ЮMoney для физлиц, ко второму — cервис для приёма платежей ЮKassa. В каждом направлении несколько продуктовых команд.

Когда ты стажёр или джун в какой-то из этих команд, у тебя не очень много свободы из-за недостатка компетентности: ты не можешь принимать самостоятельные решения и зависишь от руководителя, который тебя растит. Ты помогаешь развивать продукт, а со временем набираешься опыта и переходишь на новый уровень.

Согласно градации уровней продуктовых менеджеров, джуном считается специалист с опытом работы от одного до трёх лет, мидлом — с опытом от трёх до пяти лет, а все, кто выше, это сеньоры или CPO (Chief Product Owner). Но всё зависит от человека, его способностей и, конечно, от компании, в которой он работает.

Где и чему я учился, чтобы стать продактом в ЮMoney

До того как стать продуктовым менеджером, я работал в продажах. Потом решил поступить на курс Product Owner в одну известную онлайн-школу, а в процессе понял, что полученных знаний недостаточно, и параллельно начал ещё два курса. Всё обучение заняло около восьми месяцев. Во время учёбы я не работал — спасибо финансовой подушке безопасности. Хотелось максимально погрузиться в новое направление и не отвлекаться на другие дела.

Когда учёба завершилась, на одном из курсов мне помогли сделать резюме продуктового менеджера и провели карьерную консультацию, чтобы я мог подготовиться к собеседованию и пойти стажироваться. Как раз в то время мой будущий руководитель и наставник из ЮMoney искал себе в B2C-направление ассистента — в компании разместили вакансию и собирали отклики. Я отправил своё резюме, и меня позвали на интервью.

Собеседование проходило в два этапа. Хочу отметить, что, если вы не знаете хотя бы теории, даже стажёром вас не возьмут: конкуренция на рынке очень большая. Мне помогли знания, которые я получил на курсах, и продуктовое мышление — самый ценный результат обучения. 

Меня учили думать в рамках проверки гипотез и постоянно задавать вопросы: для кого мы делаем продукт, зачем и почему. Инструменты могут со временем меняться, а вот мышление — нет.

На карьерной консультации мне подсказали, как во время интервью рассказывать о своём опыте и подсвечивать релевантные кейсы, которые могут быть полезны в новой работе. Нужно было максимально связать весь прошлый опыт работы с продуктовым мышлением.

Когда работал менеджером по продажам, я не понимал, что к решению некоторых кейсов подхожу как продакт. Делал это скорее интуитивно.

Какие задачи я получил в первые месяцы стажировки

После двух собеседований в ЮMoney я попал на стажировку в продуктовую команду. Мой руководитель дал мне время на адаптацию, а потом появились первые задачи.

  • Сначала нужно было провести ревизию некоторых конверсионных воронок по продукту в «Яндекс Метрике» — понять, что они в целом ещё живы и работают, потому что дизайн сайта ЮMoney менялся минимум три раза. Часть воронок уже не работала, их надо было выстроить заново.

  • Потом было несколько задач на повышение конверсии внутри продукта, связанных с минимальными техническими изменениями. 

  • Обо всех задачах, которые руководитель делегировал мне во время стажировки, можно прочитать в этой статье.

Два месяца я провёл в команде Main Bank, которая отвечает за пополнение кошелька ЮMoney и за переводы на банковские карты, в том числе зарубежные. Ещё два месяца прошли в мобильной разработке. А потом руководитель определил меня обратно в первую команду, но уже на позицию джуна.

Как меняются задачи, когда стажёр дорастает до джуна

Нет такого, что стажёру дают лёгкие задачи, а когда он становится джуном, резко переходят к более сложным. Переход происходит постепенно: мне порционно выдавали задачи, понемногу повышая сложность. 

Руководитель должен чувствовать и понимать, какую задачу на разных этапах сотруднику можно доверить, а какую — ещё рано, в чём надо помочь, а что попросить сделать самостоятельно. Особенно это касается тех задач, которые связаны с цифрами (в продуктовой аналитике их много). 

Не все руководители — менторы и наставники по своей сути. Есть те, кому тяжело передавать знания. В этом случае стажёр или джун будет обузой, а не помощником. Если задать руководителю один и тот же вопрос 20 раз, по его поведению можно почувствовать, обуза ты для него или помощник.

Многие на этапе стажировки хотят задавать как можно меньше вопросов, выполнять задачи правильно и быстро, но так не получится. Надо много спрашивать, ошибаться, опять спрашивать и снова ошибаться, отнимать у руководителя время. Но без этого не получится вырасти. Это инвестиция в рост.

Когда я пришёл в ЮMoney, больше всего мне нравилось делать задачи, связанные с аналитикой рынка, собирать референсы, анализировать конверсии. Многое из того, что сначала не нравилось, постепенно давалось всё легче — по мере того, как я учился. Тяжелее всего было научиться работать с внутренней системой аналитики: даже сейчас возникают вопросы, откуда какие данные берутся. Мне помогает практика. Чтобы быстрее во всём разобраться, её должно быть много.

Какие сложности подстерегают продуктового менеджера в работе с финтехом

Если бы я пришёл в финтех сразу после универа, думаю, мне было бы сложнее. А так я попал в ЮMoney в 32 года, когда за плечами был большой опыт в продажах в юридическом бюро. Я понимал финансовую отрасль, понимал, что есть регулятор в виде Центробанка, знал комплаенс-риски.

Самое сложное в финтехе для продакта — регуляторные риски. Ты не можешь быстро зарелизить фичу — сначала тебе нужно согласовать это с юристами и службой безопасности. Ведь речь идёт о деньгах пользователей, и продуктовый менеджер за них отвечает.

Хочу ли я расти в профессии

Конечно. Но у меня нет цели за год вырасти до сеньора или стать руководителем. Сейчас мне интереснее наращивать знания, постепенно их совершенствовать. Становиться лучше, чем вчера, чтобы коллегам было приятно со мной работать, чтобы наша команда была эффективной, а продукты развивались.

Чтобы понимать, расту я или нет, я регулярно запрашиваю у руководителя обратную связь по своей работе. На основании этого фидбэка мы делаем карьерный трек — прописываем, какие скиллы нужно подтягивать, чтобы идти дальше, выстраиваем роадмап на год.

Впервые мы сделали это в конце 2023 года, и сейчас в моём карьерном треке есть все продуктовые направления: аналитическое мышление, лидерство, стратегия и так далее.

А в этом году мы запустили ещё и обратную связь по продактам. Проект называется «Опрос 360», его суть в том, что каждые полгода твои коллеги анонимно делятся обратной связью по твоей работе. Я заполнил анкету, и вместе с эйчарами мы запустили сбор обратной связи. Я не видел, кто что обо мне писал: результаты получил мой руководитель. Он и подытожил, какие скиллы мне нужно развивать.

Как выглядит мой карьерный трек в 2024 году

Софты, которыми должен обладать продуктовый менеджер

  • Коммуникационные навыки: эффективно общаться с разными заинтересованными сторонами, включая команду разработки, клиентов и руководство.

  • Лидерские навыки: вдохновлять и мотивировать команду, принимать решения и руководить процессом разработки продукта.

Шаги, которые мне предложили для прокачки софтов в этом году:

  • Прочитать несколько книг («Фасилитация на практике», «Эмоциональный интеллект для менеджеров проектов. Практическое руководство», «Как пасти котов», «Лидер и Племя», «Менеджерами не рождаются. Непростые уроки достижения реальных результатов», «Вместе быстрее», «Рисовый штурм» и «Ведущий к цели»). 

  • Пройти курсы по постановке задач и по искусству коммуникации, а также мастер-класс по командным практикам. 

А ещё:

  1. Проводить груминг (процесс оценки задачи с командой) на постоянной основе. Это позволит наращивать компетенции фасилитации. Когда мы в команде обсуждаем фичи, бывают жаркие споры о том, нужны ли они вообще.

  2. Решать проблемы. Назначать и фасилитировать встречи, чтобы выявлять и устранять проблемы, которые мешают прийти к цели.

  3. Рассказывать команде о планах на год. Презентовать роадмап, чтобы все участники чувствовали себя причастными к общему большому делу. Обычно разработчики сильно погружены в свои таски, и их нужно время от времени оттуда выводить, рассказывать о планах.

Харды, которыми должен обладать продуктовый менеджер

  • Знать процессы команды, разбираться в технической части продукта. Эти знания помогают быстрее и продуктивнее общаться с разработчиками и понимать узкие места системы.

  • Читать и понимать техническое решение.

  • Уметь собрать OLAP-куб, знать ключевые показатели по продукту, работать с внутренними системами аналитики.

  • Работать с презентациями — создавать их быстро, например с помощью искусственного интеллекта, и делать так, чтобы они были информативными. 

  • Разбираться в Data Lake, знать Excel.

Как не остаться стажёром в глазах руководителя и команды

Если вы продакт-стажёр, будьте готовы быстро учиться, погружаться в бизнес и технические процессы компании. На первых этапах ваша ключевая задача — забирать на себя простые задачи руководителя, чтобы он мог заниматься более сложными вещами, которые определяют стратегический вектор продукта.

Будьте готовы к тому, что в процессе такой работы на общих встречах старший коллега всегда будет выступать лидером вашего продукта — как для команды, так и для компании в целом. И по началу такой подход правильный: вам нужно набраться опыта, прежде чем брать на себя ответственность за решения.

До года в таком режиме всем работать комфортно. Разработчики, аналитики, дизайнеры, исследователи всегда держат в уме, что в команде есть старший менеджер, чей голос — весомый и решающий. Но дальше, при переходе из стажёров в джуны, легко попасть в ловушку. Ваши коллеги относятся к вам не как к менеджеру, который принимает решение, а как к ассистенту более старшего коллеги. Работая с вами, они всегда держат в уме, что решение по задаче принимаете не вы, а старший менеджер. Это может снизить вашу мотивацию. Но тут всё зависит от вас (как вы себя проявите, так к вам и будут относиться) и от вашего руководителя (как он вас подготовит и когда отпустит в самостоятельное плавание в статусе джуна).

Вот несколько простых шагов, которые помогут вам стать лидером:

  1. Не только указывайте на проблемы, но и предлагайте решения в задачах, которые вам доверили. Чем больше правильных решений вы предложите и чем рациональнее они будут, тем сильнее руководитель будет вам доверять. Со временем он перестанет переживать, что вы сделаете не тот дизайн фичи или неправильно посчитаете метрики.

  2. Обращайтесь за валидацией своих шагов к руководителю, но делайте это приватно. Не стоит согласовывать с ним свои идеи или решения при команде и других коллегах. Вы всё ещё будете ошибаться, но лучше оставлять это за кулисами, а к команде выходить с уже согласованным решением. Так она будет видеть, что ваши решения находят положительный отклик у руководителя и что к вам можно прислушаться.

  3. Будьте активнее и инициативнее. Старайтесь замыкать на себе вопросы, которые приходят от юристов, маркетинга, пиара, финансистов и других коллег. Сначала сотрудники смежных отделов будет держать в уме только одного менеджера, который отвечает за ваш продукт, — вашего старшего коллегу. Со временем они поймут, что могут приходить ещё и к вам, и ваша ответственность выйдет за рамки команды.

Вывод

Работа продакт-менеджером первые три года — это «долина смерти»: ты либо выживешь, либо нет. Если справился, потом становится легче. Но это не значит, что косяков больше не будет. Будут, но не принимайте это близко к сердцу. Допускать ошибки впервые нормально, главное — избежать их повторения.


А каким был ваш путь продакта? Чему вы учились, чтобы превратиться из стажёра в джуна? Какие были сложности? Пишите в комментариях и задавайте вопросы, готов ответить на все.

Кстати, сейчас в ЮMoney открыта вакансия старшего менеджера B2B-продукта «Платёжный опыт». Откликайтесь и делитесь ссылкой со знакомыми продактами, которые ищут работу, мы будем рады пообщаться.

Комментарии (1)


  1. fedorro
    14.06.2024 15:10

    Хочу пожелать удачи в дальнейшем карьерном росте и добавить в роадмапы и активности более активную раюоту с реальными проблемами пользователей, а не с воронками. Например каждые несколько месяцев в мобильном приложении слетает авторизация, и нужно заново водить пароли, коды из СМС, выбирать темы, проходить онбординг, и всё это как правило в самый неподходящий момент (ну да, как бы это платежное приложение, ты или на кассе стоишь, или что-то подтвердить, должен, или с приемом СМС проблем). Почему-то у других приложений таких проблем нет... При этом после каждого такого ресета зачем-то просят оценить приложение, и описать опыт, но, видимо это уходит вникуда, зато дизайн вебапки сменили три раза)