У меня в жизни никогда не было четкого карьерного пути: я закончила строительный техникум, потом строительный университет, работала в SMM, развивала онлайн-школу стиля. Всегда выбирала то, что мне по-настоящему интересно. И сейчас таким делом стала работа продактом в Авито.
В статье расскажу, как я оставила бизнес по обучению и начала искать работу в крупной IT-компании. И как много лет работы над собой и самостоятельной учебы помогли мне стать продактом после предпринимательства и без опыта в IT.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана на основе интервью с Дарьей Колюкиной — младший менеджер продукта в Авито.
Все термины в статье максимально пояснила, чтобы не было так:
А еще перед тем, как я начну историю, давайте раз и навсегда разберемся, кто такой продакт-менеджер.
Продакт-менеджер занимается тем, что делает продукт лучше: опрашивает пользователей, узнает, что им нравится и не нравится, изучает конкурентов и на основе этих данных как-то меняет продукт.
Ваша бабушка в каком-то смысле тоже продакт. Допустим, она печёт пироги и хочет, чтобы ее внукам они нравились. Для этого бабушка спрашивает у внуков, какие пироги им больше нравятся: с яблоками или с капустой, большие или маленькие, сладкие или не очень. Потом она идет к соседке, у которой лучшие пироги во всем районе и выведывает у нее рецепты. В итоге учитывает ваши пожелания, рецепты конкурентов и печет идеальный пирог. Бабушка — это и есть продакт-менеджер своих пирогов.
Стив Джобс и Илон Маск тоже, по сути, продакт-менеджеры. Они постоянно искали способы, как сделать свой продукт лучше: убрать кнопки и заменить на сенсорный экран, сделать айфон тоньше и быстрее или добавить автопилот в Теслу и увеличить емкость батареи.
Мой стартап: школа по стилю
До того как устроиться продактом, у меня был бизнес с моей знакомой, она — стилист. Работала она так: клиент отправлял ей свои фото, она определяла типаж, а потом давала рекомендации по стилю. В месяц у нее было примерно 40 клиентов.
У меня появилась идея, как увеличить это число: сделать онлайн-школу стиля для женщин. Тогда как раз был ковид, и возрос интерес к онлайн-образованию.
Бизнес открыли со своих сбережений и развивали на доход от первых клиенток. Рекламировались в Нельзяграме, там же продавали наш главный продукт — онлайн-курс по стилю.
Я занималась маркетингом и придумывала стратегии, как развивать продукт. Тогда меня вдохновляли книги про стартапы, про продуктовый подход к развитию бизнеса — Lean startup, книги Марти Кагана.
Я проводила опросы и интервью с клиентами, узнавала зачем им нужен наш курс, какую потребность решает. Училась самостоятельно — по книгам, видео на YouTube. Потом прошла курс "Как делать продукт" у Ивана Замесина.
Мы реализовали разветвленный курс на базе системы моей партнерши. Она выделяет 12 типов внешности, и под них у нас было 12 веток курса. Каждый тип внешности получал материалы, которые подходят именно ему. Поэтому я не стесняюсь называть это стартапом. Таких курсов в нашей нише точно не было.
Но наш бизнес не мог расти дальше. Онлайн-школа строилась на методике моей партнерши: она сама определяла тип внешности, разбирала фотографии и одежду клиентов, а потом подбирала стиль. Из-за этого мы могли учить максимум 200 человек в месяц. Если бы мы научили других стилистов работать по нашей методике, то смогли бы обучать порядка 2000 учениц.
Тут мы разошлись во взглядах. Партнерша хотела расти через сеть филиалов с живыми стилистами. А я предлагала использовать технологии. Например, научить нейросеть определять тип внешности по фотографии и автоматически подбирать одежду под этот типаж. А стилист бы утверждал финальные варианты. Это сильно ускорило бы процесс.
Да и по сути я не была равноправным партнером, только получала процент. Своей доли в бизнесе у меня не было.
Я задумалась о том, чтобы уйти в найм и поработать в крупной IT-компании, поучиться у них изнутри. Но обычно продакт-менеджеры вырастают внутри корпорации или приходят из технологического стартапа. Казалось, без опыта в IT меня не возьмут даже начинающим продакт-менеджером.
Переломный момент
Переломный момент случился в 2023, в буквальном смысле переломный — я травмировалась на горных лыжах, сломала бедро, перенесла несколько операций.
Я поняла: больше не хочу откладывать свою жизнь. Начала потихоньку изучать рынок, смотрела вакансии. Я пыталась понять свои сильные стороны: у меня хорошая экспертиза в сфере моды, в маркетинге, много знаю о недвижимости, ведь училась на архитектора. Решила: буду пробиваться в крупные российские IT-компании.
Но мне нужна была свежая победа, ощущение «я могу, я справлюсь». Шанс проверить свои идеи. И такой шанс появился.
Конкурс
Пока искала куда устроится, наткнулась на конкурс, победители которого получали шанс трудоустроиться в крупные компании.
Цели попасть в Авито я не ставила: Авито в продуктовой среде считается образцом, там жесткий отбор, senior из другой компании при трудоустройстве получит грейд ниже. Даже в самых смелых мечтах я и не мечтала. Хотела проверить продуктовые знания и применить их на реальных задачах. А еще добавить кейс в портфолио — с моим нестандартным опытом это важно.
На конкурс записалось почти 500 человек. Алгоритм такой: регистрация, решение кейса от компании, оценка работ. После этого итоговый рейтинг, в нем все 500 участников. Компания рассматривает топ-150, чтобы потом пригласить на собеседование. Всего компании требовалось 35 младших менеджеров.
На конкурсе было два задания. Первое — развить Авито Доставку, чтобы сильно вырастить выручку. Второе — придумать другие способы увеличить доход Авито.
Я вложилась по максимуму только в первое задание, ведь мне нужен был только кейс в портфолио. Правда, я чуть не слилась с конкурса: у меня было мало времени (параллельно я занималась консалтингом), и такое задание решала впервые. Мне казалась, что у остальных больше навыков, а я недостаточно хороша, было страшно опозориться. Но в итоге взяла себя в руки.
Над кейсом работала довольно долго, около 30 часов чистого времени, хотя организаторами предполагалось около 8.
Делала так: узнала у пользователей, что им мешает покупать с Авито Доставкой. Для этого провела 15 интервью по 5 на каждую группу пользователей: С2С и B2C продавцы и покупатели. Мне повезло: я написала в своих ресурсах запрос — и ребята откликнулись. Не пришлось долго искать респондентов.
Потом изучила конкурентов, посмотрела, как они решают аналогичные проблемы, подметила, что можно использовать:
Собрала все это вместе и расписала гипотезы, которые помогут развить доставку:
Подробно расписала план как тестировать эту идею, какие могут быть риски, что делаем в случае успеха и неудачи.
Оценка работ
После этапа с решением началась оценка работ. Она проходила так: после загрузки своих решений, каждый участник получает на оценку по 10 анонимных работ других конкурсантов по каждому заданию. То есть если в конкурсе два задания, то вы увидите 20 чужих работ, а я решила только одно, поэтому оценивала 10.
Задача в том, чтобы отсортировать 10 работ от лучшей к худшей. Я потратила на него около 2–3 часов. Оценка чужих работ влияет на собственные баллы. Если оценивать честно, ставить сильные работы вверх рейтинга, а слабые — вниз, это повышает и оценку собственной работы. А если оценивать рандомно или специально занижать хорошие работы — баллы снижают.
Оценивать было интересно, а вычитывать других ребят легко, потому что я сама посвятила много времени заданию. Я сравнивала их идеи со своими, отмечала сильные и слабые места. К каждой работе написала развернутый комментарий с плюсами и недостатками. Писать такие комментарии полезно, так учишься формулировать мысли, объяснять. Нужный навык для меня как продакт-менеджера.
Пока читала работы других, училась сама: поняла, что зря не включила в свою работу диаграммы и графики — это же так наглядно! Мне самой больше привычны таблицы и текстовые выводы, но теперь буду обязательно добавлять и визуализацию данных.
Попадались и работы, откровенно сделанные с помощью ChatGPT:
В общем, оценка чужих работ — это развивающий и полезный процесс. Главное, чтобы сами работы были сделаны с душой, чтобы там было за что зацепиться и что обсудить. А халтуру или бездумную генерацию текстов читать, конечно, совсем не интересно.
Результаты
Моя единственная работа по первому заданию заняла 11 место, а в общем зачете я оказалась на 82-й позиции из-за пропуска второго задания.
Я сделала ставку на первое задание, и оно получилось сильным. Сделала бы два задания, оказалась бы в рейтинге еще выше и шансы выросли.
Я все еще не верила, что могу реально попасть в Авито. Все-таки это топовая компания, у них требуется опыт в разработке. Поэтому отметила кейс у себя в резюме и продолжила искать работу.
Почти все менеджеры по найму спрашивали про мой кейс для Авито. Им было интересно, как я попала на их конкурс и что предложила. Сам факт, что я решала задачу для такой известной компании и оказалась в топе, уже говорил о моих навыках.
Так что однозначно советую идти на Карьерный Цех, решать кейсы, разминать мозги. Работодатели это очень ценят.
Как получила оффер
Я продолжала откликаться на вакансии, но в топовые IT-компании вроде Яндекса и Озона меня не приглашали на собеседования — я не проходила по требованиям. В основном меня звали работать в онлайн-образование как продолжение моего опыта.
В это время я консультировала бизнесы. У меня был доход, и не было острой необходимости выходить на работу, чтобы не умереть с голоду. Я могла позволить себе выбирать.
Пока выбирала, мне написала HR Авито: со мной хотят познакомиться две команды. Одна была связана с CRM, а другая — с модой. Я была в шоке. Мне написали позднее, чем другим ребятам, которые решили кейс. Поэтому на предложение я не сильно рассчитывала.
На собеседовании меня не спрашивали про мой опыт предпринимателя, а проверяли знания в продуктовой сфере. Мне повезло, что не нужно было глубоко погружаться в техническую разработку. Им был нужен человек, который силен в исследованиях и анализе. Это как раз то, что я умею.
Я поговорила с командами и ждала решения. HR написала, что со мной хочет пообщаться еще одна команда, она связана с недвижимостью. Это было за день до вылета в отпуск в Таиланд, я была занята предотпускными делами и не успевала подготовиться. Но опыт и подготовка к первым собеседованиям помогли. Я спонтанно поговорила с менеджером, решила кейс на собеседовании и получила предложение от команды недвижимости, которое в итоге приняла.
И вышло даже лучше, чем я хотела! В первый раз я разговаривала с командой, которая больше занимается внутренними процессами и помогает другим отделам. А в итоге попала в направлении, которое отвечает за сервис недвижимости.
В Авито такие направления называют "вертикалями". Они делают разные части приложения, которыми мы пользуемся. Например, всё, что связано с недвижимостью, машинами или услугами.
Уже прошло три недели, как я работаю в компании. Эта работа именно то, что я искала, и даже лучше. Я счастлива. Моя мечта - работать над чем-то большим и значимым - сбылась!
Если вы тоже хотите проверить свои навыки и получить шанс трудоустроиться в топовую IT-компанию, следите за конкурсами в телеграм-канале Карьерного Цеха.Там публикуют анонсы новых конкурсов и разборы заданий от экспертов — это помогает лучше подготовиться к решению реальных кейсов.