Привет, Хабр! Я Нурлан — ведущий продуктовый аналитик в tekmates. Мы в компании создаём цифровые продукты для бизнеса. Своим любимым делом я занимаюсь уже больше трёх лет. За это время удалось отстроить продуктовую аналитику с нуля в нескольких крупных проектах логистики и финтеха.

В статье поделюсь азами продуктовой аналитики. Зачастую о ней молчат, а её результаты преподносят как экспертность отдельных лиц. Экспертность, конечно, тоже важна, но большую роль играет правильно выстроенная команда, процессы и используемые инструменты.

Я расскажу, что такое продуктовая аналитика, как её выстроить, какие инструменты нужны. Будет полезно, если вы ищите точки роста для продукта или хотите решить проблемы с его метриками. 

Что такое продуктовая аналитика и для чего она нужна 

Продуктовая аналитика — это подход к развитию продуктов, который основан на сборе, анализе и интерпретации данных. В рамках продуктовой аналитики компания изучает, как пользователи взаимодействуют с продуктом, и оценивает, насколько удобно и эффективно он решает их проблемы.

Продуктовую аналитику начали применять больше 20 лет назад. Первопроходцем, а теперь и флагманом этого подхода стал Google. В начале века компания проанализировала данные о малом бизнесе в области маркетинга и поняла — бизнесу нужен новый рекламный инструмент. На основе этих данных Google запустил сервис для запуска интернет-рекламы AdWords, сейчас он называется GoogleAds. 

За 24 года сервис постоянно дорабатывался на основе данных, которые получали продуктовые аналитики. На сегодняшний день Google Ads — главное «топливо» компании. В 2023 году доходы Google от рекламы составили 237,86 млрд долларов.

Продуктовая аналитика состоит из нескольких столпов: команда, инструменты и процессы. А результатом работы этого механизма становится инсайт — полезная информация для принятия решения.

Продуктовая аналитика — командная игра

Продуктовая аналитика — главный драйвер роста бизнес-показателей. Но несмотря на это она до сих пор есть не во всех компаниях. Бывает, что руководители в целом не знают о продуктовом анализе. Или просто недооценивают его пользу, потому что стремятся к быстрым результатам. 

Продуктовая аналитика —  игра вдолгую. Важно понимать, что внушительных результатов можно достичь лишь при систематическом подходе.

Ядро любого продуктового отдела — профессиональная команда. В ней есть несколько ролей: продакт-менеджер, аналитик, специалист по анализу данных и группа разработчиков.

Сравнивая поле командной игры и продуктовый отдел, идеальное распределение ролей будет следующим:

  • Продакт-менеджер. Капитан, определяющий стратегию игры и координирующий действия всех игроков. Он лидер, который взаимодействует напрямую с «тренером» — руководством — и оценивает «соперников» — рынок.

  • Продуктовый аналитик. Голкипер, предвидит и отбивает удары — прикрывает слабые стороны продукта. Он анализирует точки роста и делает успешный «пас», который задаёт начало очередному тайму.

  • Аналитик данных. Игрок в защите. Подтверждая или опровергая данные, помогает нападающим — то есть команде разработки — создать новое прорывное решение.

  • Разработчики, включая дизайнеров. Игроки в нападении, которые фактически воплощают стратегию и инструкции капитана. Они разрабатывают продукты, играя от «паса» продуктового аналитика.

Инструменты продуктовой аналитики

Ещё один немаловажный столп продуктовой аналитики — передовые инструменты. Вот примеры некоторых из них.

Amplitude

Система поведенческой аналитики. Она фиксирует действия пользователей и самостоятельно визуализирует критически важные показатели. С помощью Amplitude можно выявить аномалии, влияющие на финансовые метрики продукта. 

Например, система может сигнализировать о проблемах с регистрацией. Регистрация — это точка входа в продукт. О проблемах с регистрацией может сообщить служба поддержки, в которую поступят сообщения. Но это может произойти не сразу и неизвестно, сколько бизнес потеряет денег, пока починят проблему. С Amplitude это можно увидеть быстрее, оперативно всё починить и не потерять новых пользователей.

Hotjar 

Инструмент для анализа интерфейса. Он позволяет понять поведение пользователей на страницах, определить наиболее часто используемые функции, нажатия на кнопки, взаимодействия с элементами. Применяя Hotjar, можно регулярно улучшать интерфейс продукта — это увеличивает показатели продаж и уменьшает оттоки пользователей. 

Например, можно переместить кнопку «Добавить в корзину» в более видное место и тем самым увеличить конверсию в покупку.

Процессы продуктовой аналитики

Довольно часто компании прибегают к опыту и знаниям внутренних специалистов, чтобы организовать работу продуктового отдела. Их идеи и наработки играют немаловажную роль, но важно следовать и современным практикам. 

Мы в компании работаем по таким процессам: 

  • Мониторинг. С помощью инструментов визуализации и отзывов пользователей наблюдаем за текущим состоянием продукта и ищем точки роста.

  • Анализ. Найденные аномалии и точки роста берём в работу. Выдвигаем предположения о причинах падения метрик и возможные варианты доработки продукта, которые повысят показатели. 

  • Тестирование. Когда есть несколько гипотез, нужно подтвердить их через A/B-эксперимент. Создаём измененный вариант продукта и тестируем его на определённом количестве пользователей — например на 10% от всех текущих. После эксперимента анализируем альтернативный и основной варианта продукта с помощью математических алгоритмов. Если видно, что новый вариант лучше, решаем, вносить ли данное изменение в основной продукт.

  • Релиз. После эксперимента считаем затраты на полную разработку решения, а также прибыль, которую получит продукт после внедрения решения. Если расчёты показывают, что решение принесёт пользу, перносим в основной продукт в полном объёме.

Такой подход защищает от лишних расходов на разработку и возможных ухудшений показателей.

Итоги

Чтобы начать внедрять продуктовую аналитику в компании, нужно сделать следующее:

1. Соберите команду. Начните процесс внедрения аналитической инфраструктуры с продуктовым аналитиком. Постепенно расширяйте команду и чётко разбивайте её на роли, чтобы получить максимальную эффективность. 

2. Используйте продвинутые инструменты. Например, те, что я описал в статье. Либо доверьтесь опыту специалистам — они подберут инструменты под специфику продукта.

3. Выстройте процессы по схеме: мониторинг → анализ → тестирование → релиз. Особенное внимание уделяйте этапу тестирования. Оно поможет точнее определить эффект от внедрения новых решений.

Продуктовая аналитика — тема обширная, поэтому в следующих статьях расскажу о ней подробнее. А пока задавайте вопросы в комментариях, если что-то непонятно или хочется узнать больше. На всё отвечу :)

Комментарии (10)


  1. NYT17
    24.06.2024 09:50

    Жду новых постов)))


  1. ivancool
    24.06.2024 09:50

     А где делаете АБ тесты, какая платформа вообще норм?


    1. kot_blini Автор
      24.06.2024 09:50

      Если по мобилкам, на текущий момент делаем АБ на Firebase, в виду стека. А вообще, по функционалу лучше Amplitude.


      1. ivancool
        24.06.2024 09:50

        а чем лучше?


  1. Igoryus
    24.06.2024 09:50

    Вообще, считаю что можно и без команды обойтись, сам вытащил, сам посчитал, сам построил борды)


    1. kot_blini Автор
      24.06.2024 09:50

      Смотря где, если стартап или мини-проект то да)
      Допустим в флагманских проектах я встречал 10-12 человек в команде по каждому направлению


  1. Waserman
    24.06.2024 09:50

    PA это конечно хорошо, вот только бы донести её до руководства. На PA часто экономят что странно, хотя по сути она идёт параллельно маркетингу и продажам


    1. kot_blini Автор
      24.06.2024 09:50

      В СНГ это почему-то развито не так сильно, скорее всего в виду того что ресурсов изначально крайне ограничено, PA попадает под то самое "урезание хвостов". Почему попадает? Скорее всего незнание + склонность психики получать результаты по нажатию кнопки, а PA это надолго


  1. astra_lora
    24.06.2024 09:50

    Тут не как в футболе, обычно скорее наоборот)


    1. kot_blini Автор
      24.06.2024 09:50

      Интересно, а как это?)