Нам приходится выслушивать и давать обратную связь на работе и в личной жизни.
Мы сталкиваемся с ней ежедневно, но почему так и не научились эффективно пользоваться этим инструментом? На какие грабли наступаем снова и снова?
И причём здесь манипуляции и пассивная агрессия?
Сначала давайте разберёмся, зачем вообще давать обратную связь? (далее – ОС)
Основная цель ОС – нанести пользу. Она всегда даётся ради чего-то: например, чтобы изменить, улучшить, закрепить результат или паттерн поведения. Правильная ОС помогает людям расти.
Умение давать ОС – это skill. И, к сожалению, не врождённый. Мы набиваем шишки и учимся на собственных ошибках. А на каких именно, давайте разбираться.
Ошибка 0. Не спрашиваем разрешения
Это точка отсчёта и нулевая ошибка. Задайте себе вопрос: я спросил разрешения, прежде чем дать ОС? Ведь не всегда другой человек готов вас выслушать. Возможно, он «не в ресурсе» из-за личных обстоятельств или плохого самочувствия.
Если ответ на ваше «могу ли я дать тебе ОС?» отрицательный, то уважайте это. Перенесите разговор на другое время.
Ошибка 1. Оцениваем человека, а не его поведение
Важно понимать, что человек не может быть хорошим или плохим, ответственным и безответственным в целом. Он может быть тем или иным в определенный момент времени и при определённых обстоятельствах.
Вспомните: вы могли витать в облаках на скучной паре в университете и быть сфокусированным на интересной рабочей задаче.
Как тут дать вам однозначную характеристику?
Порой мы совершаем покушение на личность человека и оцениваем его через собственные фильтры. Поэтому стоит обсуждать не самого человека, а контекст, результат, воздействие и другие объективные стороны сложившейся ситуации.
Ошибка 2. Играем в психологов
Хоть мы и не имеем профильного образования, но пытаемся анализировать и предугадывать поведение людей. Но важно помнить: мы не можем контролировать мысли и мотивы другого человека. Тяжело предугадать, в каком состоянии он будет читать или слушать нашу ОС, через какие эмоциональные фильтры пропустит и как воспримет.
Но зато мы можем контролировать свои слова и действия, это радует:)
Стоит избегать фразы «мне кажется…» и предположений.
Уточните у человека причины, а не додумывайте сами.
Как не надо ❌: Даша, перед релизом ты, видимо, как всегда отвлеклась на кофе и не проверила этот сценарий использования сервиса. Не делай так больше
Как надо ✅: Даша, перед релизом ты не проверила один из сценариев. Расскажи, что случилось?
Ошибка 3. Даём волю эмоциям
ОС – это не сброс эмоций. Да, наша первая реакция на неприятную ситуацию – напасть, защититься или сделать любое резкое движение, чтобы «всё это» прекратить.
Но спросите себя: вы сейчас собираетесь дать конструктив или это яркая начальная реакция? Дайте утихнуть первым эмоциям: поставьте таймер на 20 минут, выпейте воды, прогуляйтесь.
Ведь «действие в гневе нельзя отменить» — потом будет стыдненько:)
Ошибка 4. Из «третьих рук» и перед «третьими лицами»
Вы вступили в клубок сплетен и интриг и вот уже даёте человеку ОС на основании слухов и домыслов? Не надо так:)
Ведь ОС может быть дана только человеком, который был непосредственным участником события. Спросите себя: вы учли контекст? Вы знаете команду или этого человека? Что у них происходит в работе сейчас, какая ситуация сложилась?
Перед тем, как дать ОС, проверьте: вы собираетесь быть лицом к человеку? Не происходит ли это в командном чатике или на общей встрече? Подумайте о чувствах человека, поставьте себя на его место. Помните, что мессенджеры не так эффективны, как 1-1 встреча в переговорке или в формате видеоконференции.
Ошибка 5. Не даём регулярно и своевременно
Не всегда нужно ждать прямого запроса на ОС или откладывать до следующего ретро.
Не спешите с фидбэком, но и не ждите слишком долго. Ведь ОС актуальна тогда, когда человек еще помнит о ситуации.
А когда же давать ОС?
После испытательного срока — обязательно (ведь новенькие нуждаются в большем одобрении, чем кажется)
По прецеденту — всегда
По запросу — всегда, не ссылаясь на календарь и занятость
Если у вас есть дейли, ретро, 1-1, перфоманс ревью, КРI, трекер часов и другие подобные штуки — это всё элементы сбора фидбэка. Помните, что не стоит и перегибать с количеством ОС, иначе люди утонут в контроле.
Ошибка 6. Используем дежурные фразы
Когда мы говорим «Ты - молодец!», то не осознаём отсутствие конкретики этой фразы. Оказывается, что это такая же оценка личности. И из неё сложно извлечь полезные выводы на будущее, а некоторых людей она даже ставит в тупик.
Вместо неё лучше признать факт того, что конкретно сделал человек: например, задачу вовремя и без багов.
«Ты - молодец!» можно заменить на:
Здорово, что ты…
Спасибо, что ты…
Спасибо имя, что он… (на командных синках)
Хочу отметить имя…
Я очень ценю, что ты…
Ошибка 7. Используем словесные и психологическое «red flags»
Среди таких «красных флагов»:
пассивная агрессия (пример: «Толя, этот скрипт не самый удачный. Он работает через раз. Мог бы сам сообразить, что в такой ситуации нужно было обратиться к сеньору, ты же у нас умный))»
токсичная похвала (пример: «я удивлен, что у тебя это заработано с первого раза»)
снисходительная похвала (пример: «ну, хотя бы картинки в презентации хорошие»)
манипуляции (пример: «это тебе же во благо»,
«я желаю тебе только добра», «мы все здесь взрослые люди»)сравнения (пример: «работа бэкендера Дениса получилась удачнее, бери с него пример»). Это форма суждения, которая воспринимается как принижение личности
сверхгенерализация («ты всегда…», «ты никогда…»)
Не стоит обобщать и не исходить из того, что человек не может/не хочет измениться. Адресат критики чувствует, что на нем поставили крест.отзеркаливание (когда мы хвалим только тех людей, кто похожи на нас)
Если мы действительно желаем человеку добра, то никогда не будем комментировать его вкус, интеллектуальные способности и двусмысленно намекать. Критика — это прекрасно. Но сарказм, грубость, дерзость и агрессия деструктивны. Они вызовут либо игнор, либо ответную агрессию.
Ошибка 8. Принимаем хорошую работу как результат по умолчанию
Попробуйте заменить сухие «Угу», «Понял-принял» и «ОК» на «Спасибо!».
Если кто-то что-то успел вовремя, поблагодарите коллегу публично на дейлике. Пишите в код-ревью позитивные моменты. Ведь положительная ОС крайне важна для ментального здоровья, она служит хорошей мотивацией и вдохновляет. Тем более, что человек на удалёнке находится со сниженным чувством принадлежности к сообществу. И без позитивной ОС его могут настигнуть проблемы с ощущением «я-молодец» и нарастающая тревога.
Представьте, что ваши отношения с людьми — это банковский счёт. Когда вы хвалите их, вы кладёте туда денежку. Когда критикуете, то забираете.
Не уходите в минус.
«Ищите в людях хорошее. Плохое само лезет в глаза»
А.Егидес
Подробнее об этих и других ошибках можно послушать в моём докладе. В нём я разбираю схемы фидбэка, работу со сложными типажами, а еще обсуждаю Доктора Хауса и СССР:)
Всем интересующимся – приятного просмотра!
Комментарии (3)
exTvr
07.07.2024 14:52+3Основная цель ОС – нанести(?) пользу.
Причинить добро и прочее из новояза./s
Ааа, "смотрите на ютьюбе мой доклад". Очередной спам.
icya
07.07.2024 14:52Ошибка 0. Не спрашиваем разрешения
Каковы ваши действия, когда сотрудник не даёт разрешения на обратную связь после того, как накосячил?
Представьте, что ваши отношения с людьми — это банковский счёт. Когда вы хвалите их, вы кладёте туда денежку. Когда критикуете, то забираете. Не уходите в минус.
Неудачная аналогия, которая показывает, что можно по чуть-чуть нахвалить на X, а потом одним махом обнулить (не уйти в минус!) накопленное через один сеанс критики.
Ошибка 4. Из «третьих рук» и перед «третьими лицами»
Если кто-то что-то успел вовремя, поблагодарите коллегу публично на дейлике.
Чувствую манипуляцию: положительная ОС - можно публично, отрицательная - 1-1. А ещё это чуть явное сравнение (исходя из вашего пункта 7)
ovalsky
Умение это не только skill, но ещё и Fähigkeiten, habilidad, compétence, dygtighed, 技能, įgūdžiai, 기술, umiejętność, المهارة да и много ещё чего