Как сочинить музыку для игры в монгольском сеттинге, если ты ни разу не монгол? С таким вопросом я начинал работу над новым проектом. В этой статье я расскажу, что это за проект, как мы в него попали и что в итоге получилось. Видеоверсия статьи здесь

Всем привет, моё имя Назар. Я композитор и основатель саунд продакшн студии Music we Deserve. Мы с моей командой работаем над музыкой для игры Золотая орда.

Контекст

Золотая орда - это экшн-РПГ от 1-лица в сеттинге средневековья. Игра посвящена историческим событиям в Центральной Азии XIII века. Эта история о том, как национальный герой смог дать отпор монгольским захватчикам. Очень актуальная тема. На ютуб канале Золотой орды вышел новый трейлер.

Как я попал в проект

На одном из игровых пабликов я натолкнулся на объявление о наборе в команду разработки. В списке необходимых специалистов была и вакансия композитора, что встречается не часто. Я решил изучить вопрос подробнее: почитал публичные материалы по игре, посмотрел пре альфа трейлер геймплея. Проект произвел на меня впечатление. Мне стал очевиден большой потенциал игры и захотелось в этом поучаствовать! Я написал руководителю проекта и предложил нашу помощь. На тот момент, у меня уже была собрана команда, что стало одним из наших преимуществ. Мы созвонились с руководителем, который тоже оказался музыкантом. Общий язык нашли быстро. Я понял, что от нас требуется и получил тестовое задание. Нам предстояло сделать 3 трека

Работа над саундтреком

Группа The Hu
Группа The Hu

ТЗ и поиск референсов

Прежде чем что-либо сочинять, необходимо понять что и как нужно делать. Я составил для себя ТЗ. В ТЗ я указал всю необходимую для проекта информацию: музыкальные размеры, ладовая система, характерные ритмические рисунки и т.д. Вся эта информация поможет мне лучше попасть в сеттинг.

Руководитель проекта снабдил меня списком музыкальных референсов. Это стало для меня отправной точкой для более широкого исследования.

Я начал искать источники вдохновения. Музыка тесно связана с бытом и традициями. Чтобы понять музыку народа, надо изучить его культуру. Среда проживания тоже имеет большое значение. В данном случае мы имеем дело со степными кочевниками. Жизненный уклад кочевников XIII века хорошо передан в фильме Сергея Бодрова “Монгол” (2007).

Кроме этого, я посмотрел несколько документальных фильмов о Монголии, для лучшего понимания монгольского быта без художественного преувеличения. 

Я искал подходящие референсы в играх. Эпоха Золотой орды слабо освещена в геймдеве. Образцов игровой музыки было не так много, но кое-что интересное я нашел. Меня впечатлили саундтреки из игры Total War: Attila.

Племена гуннов тоже были степными кочевниками, поэтому в культурах гуннов и монголов есть сходные черты. Саундтреки в Total War: Attila по Голливудски большие, эпичные и устрашающие. Однако, я не стал во всем на них полагаться. Моим основным источником вдохновения стали монгольские народные песни. Самые достоверные образцы музыкальной культуры можно найти у её носителей.

Подбор инструментов

Перейдем к проекту. Я понял какая музыка нам нужна, теперь будем продумывать инструментовку. Инструментовка — это состав музыкальных инструментов в саундтреке. Я поставил себе задачу создать композицию приближенную к тому, как бы она могла звучать с живым ансамблем в XIII веке. Я не хотел создавать голливудский эпик. На мой взгляд, для данного сеттинга это неуместно.

Монгольская музыка прочно ассоциируется с горловым пением и морин хууром (самый распространенный и высоко почитаемый струнный инструмент в Монголии). Эти инструменты станут основой композиции. Для басовой линии я буду использовать разновидность Морин хуура в пониженном строем. В треке будет насыщенная перкуссия: варган, тамбурин, монгольские барабаны, гонг, там-там многое другое. 

Для чуть большей приземленности в качестве перкуссии я так же буду использовать звук лошадиных подков, лязг оружия и деревянные блоки. Это создаст насыщенный и объемный звук, но без излишнего пафоса синематика. Послушаем как звучит фрагмент только трека только с перкуссией.

Как вы слышите, одна перкуссия уже дает динамику, энергию и экспрессию!

Создание монгольского колорита

Галопирующий ритм сильно напоминает скачку на лошади, а лошадь для монголов не только средство передвижения. Звук морин хуура в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи. Я решил соединить 2 этих элемента и создать ритмический хук на морин хууре. Вот как он звучит в отдельности.

Этот ритмический рисунок я подкрепил морин хууром из других библиотек, для большей широты и обогащения тембра.

Полиритмия и многослойность

А вот как звучит вся струнная секция с перкуссией

Ненавязчивая музыкальная тема

Я решил не создавать запоминающуюся музыкальную тему, так как хотел сделать акцент на ритме. Мелодия на флейте и морин хууре не перетягивает на себя внимание, но добавляет щепотку драматизма.

На данном этапе трек уже звучит круто, но чего-то не хватает. А не хватает важнейшего элемента, про который я говорил в начале - горловое пение. Без горлового пения композиция не будет звучать убедительно. Тот же музыкальный фрагмент, но с вокальной группой.

Динамические контрасты

Казалось бы, на этом можно остановить и повторить так еще 3 раза. Но даже самому опытному наезднику иногда нужен отдыха от дикой скачки. Эту идею я старался подчеркнуть в структуре композиции. Постоянная долбежка утомляет и если музыка перестает развиваться, то желание дослушать пропадает. Когда музыка доходит до предельной точки, вместо того, чтобы продолжать так до конца я делаю динамический спад. Лошадям и людям нужен отдых, особенно после стремительного галопа.

Как я стал музыкальным лидом

Прошел месяц с момента, как мы с моей командой получили ТЗ. За это время мы глубоко погрузились в сеттинг, изучили монгольскую культуру в целом и музыку в частности. Решался вопрос об окончательном утверждении штата музыкантов. Мы отправили 3 готовых трека руководителю.

Наши треки можно послушать здесь.

Я был уверен в результате, но определенная доля волнения присутствовала. По итогу наши работы приняли и со слов руководителя мы попали в сеттинг лучше всех. Эта новость меня обрадовала, но я решил закрепить успех. Я предложил свою кандидатуру на роль лида по музыке. У меня уже был опыт в руководстве. Мой энтузиазм оценили по достоинству и это окончательно склонило чашу весов в пользу моей команды. Теперь помимо сочинения музыки мне предстояло наладить работу с другими композиторами, ставить задачи, следить за их выполнением и давать компетентный фидбэк. Впрочем, ничего нового.

Итоги и планы

Мне очень понравилось работать в новом для себя сеттинге! Меня всегда увлекала история. Я получил мощный заряд вдохновения, связав страсть к музыке с увлечением историей! Сейчас наша команда работает над музыкой для демо-версии игры. Наши новые музыкальные работы будут появляться на ютуб канале Золотая орда

Подписывайтесь на каналы Золотая орда и Music we Deserve, чтобы не пропустить самое интересное. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Комментарии (0)