Чем больше в компании продуктов, команд и процессов, тем острее становится потребность в развитой культуре лидерства. Речь не только о тонкостях управления, но и об организации слаженного взаимодействия: на уровне разработчиков, между командами, с бизнесом. 

Когда каждая команда отвечает за конкретный продукт, её участникам важно видеть технологическую картину в целом; четко осознавать в ней свою роль, понимать принципы межкомандных коммуникаций и другие процессы в масштабах компании. Именно здесь роль тех- и тимлидов становится ключевой. 

В Сравни мы уже три года проводим встречи лидов. Мероприятия помогают руководителям ИТ-команд фиксировать общий контекст, совместно формировать удобный для всех план действий. И параллельно решать более локальные проблемы — например, связанные с внедрением новых инструментов в командах. 

За это время мы подобрали оптимальный для нас формат встреч, а недавний июльский ивент, восьмой по счету, помог закрепить удачные аспекты прошлых LeadHub.  

Под катом на примере LeadHub #8 рассказываем, как устроены встречи тимлидов, и какой эффект дают на разных дистанциях. С примерами прорабатываемых на встречах проблем и практическими советами по организации подобных ивентов.


Для начала немного расскажем о том, как эволюционировал формат LeadHub.Основные вехи мы выделили в пару тематических блоков: их можно воспринимать как небольшой роадмап или же предостережение по поводу тех ошибок, которые мы совершили.

Встреча лидов, но кто говорит — и о чем?

  • Основным (и единственным) спикером первых LeadHub был наш CTO, а сами встречи проходили почти в формате лекции. Руководитель рассказывал об актуальных изменениях в ИТ-ландшафте компании, детали технологической стратегии. Довольно быстро формат решили развернуть в сторону большей вовлеченности ребят: встречи нужны, чтобы общаться всем вместе, верно?

  • Следующий шаг — сессии вопросов-ответов с CTO: лиды команд озвучивали проблемы, технический директор комментировал, совместно прикидывали план действий. Не хватало главного: акцента на общих проблемах, в решении которых ребята могли бы сплотиться; вместо этого получался скорее разбор локальных историй (что тоже по-своему было полезно). 

  • Решили добавить в LeadHub интерактива — и фактически пришли к формату ретро, совмещенного с брейнштормом. На встречах коллеги обсуждали технологические задачи, рисовали схемы и таблицы, штурмили идеи по оптимизации процессов. Высокая вовлеченность ребят и небольшой, но ощутимый практический результат по итогам встречи убедили нас в необходимости продолжать сходки в подобном формате.

  • Стали дорабатывать и совершенствовать формат, в том числе на основе отзывов участников, которые собирали в корпоративном мессенджере. Элементы ретро и мозгового штурма сохранились; появилось деление на рабочие группы для решения задач в реальном времени. От обсуждения сугубо технических вопросов перешли к более глобальным и общезначимым процессам вроде найма специалистов, культуры коммуникаций. В целом три последние встречи следовали этой концепции. 

Другие важные моменты

  • Онлайн или оффлайн? Пробовали проводить встречи удалённо, но поддерживать мотивацию и вовлеченность ребят в таком формате оказалось особенно сложно. Многие просто присутствовали на встрече с выключенными камерами и микрофонами. В дальнейшем подобный вариант уже не рассматривали: актуальная концепция LeadHub предполагает много живого взаимодействия. Собираться, к слову, решили строго за пределами офиса, в лофте — просто чтобы разбавить привычную обстановку. 

  • Нужна ли помощь со стороны? Чем насыщеннее становилась программа встреч, тем больше росла вовлечённость ребят; поначалу процесс выглядел несколько хаотично. Поэтому мы обеспечили модерацию встреч: фасилитатор помогает ребятам не отклоняться от повестки даже в пылу дискуссий. 

  • Состав участников. На сходки зовём всех технических руководителей: тим- и техлидов, архитекторов. Стараемся по максимуму приглашать коллег из регионов — заранее договариваемся, организуем трансфер. Лайфхак по мотивам нашего опыта: когда в проведении встреч заинтересовано высшее техническое руководство, собирать нужных спецов не составляет большого труда. С популяризацией идеи LeadHub в компании нам сильно помог CTO. Во встречах участвуют порядка 50 лидов, включая всех ключевых технических людей.

  • Как найти баланс тем? Когда на сходках мы разбирали локальные вопросы команд, то казалось, что упускаем масштаб. Все-таки быть ИТ-лидом — это не только про разработку, но и во многом про менеджмент, оптимизацию значимых процессов. В итоге нащупали баланс: сделали акцент на процессах, индивидуальных и командных, а «технику» обсуждаем в том случае, если проблема затрагивает несколько команд (либо если конкретный опыт можно экстраполировать на разные юниты). С учётом этого скорректировали частоту проведения встреч: раньше собирались ежеквартально, теперь — раз в полгода: за это время, как правило, появляются новые важные темы для обсуждения. 

  • Какой ожидать профит. Развитие лидерства — плавный, поступательный процесс, который сложно с первого раза запустить в полную силу. Поэтому даже небольшой эффект от первых встреч — уже хорошо (например, разобрались со спецификой внедрения нового инструмента или зафиксировали договоренности между командами). Со временем мы пришли к более значимым результатам: например, на прошлой, седьмой встрече, зафиксировали, что улучшение сетевой инфраструктуры позволило сэкономить компании более 1.5 млн рублей в месяц — именно после детальной проработки проблемы в рамках LeadHub.

Теперь посмотрим на LeadHub более пристально: что происходит на наших встречах и о чём там ведется речь?

Leadhub #8: как работает фреймворк для встречи лидов

Центральной темой восьмой сходки стал, на первый взгляд, простой вопрос: а кто вообще такой тимлид? Решили сформулировать для себя специфику этой роли, выделить её ключевые компетенции, конкретные навыки. О прикладном значении выбора такой темы поговорим чуть ниже. 

В первой же половине встречи ребята выступили с презентациями: о том, что удалось улучшить за полгода. На зимнем LeadHub мы зафиксировали ряд проблем, путем голосования выделили самые важные из них, взяли в проработку. Настало время поделиться результатами.

Многие из рассмотренных вопросов касались процессов унификации, стандартизации, оптимизации. Связано это со стремительным ростом компании: еще пару лет назад в Сравни было около 100 технических сотрудников, а сегодня —  более 300. Каждая из 39 команд сосредоточена на своей специализации: например, команда из трех бэков и четырех фронтов занимается только продуктом ОСАГО (продажа электронных полисов). 

С одной стороны, во внутренней базе знаний описано, кто что делает и к кому по каким вопросам можно обратиться; в корпоративном мессенджере есть общие каналы, чаты команд и направлений. С другой стороны, несмотря на это случаются и пробелы в коммуникации, и несогласованность в процессах: неизбежный сайд-эффект бурного развития.

Итак, вот примеры некоторых проблем и способы их решения, представленные ребятами на июльской сходке.

  1. Проблемы взаимодействия: отсутствие единого информационного поля и закрепленного формата общения. Тимлид второй линии поддержки Сравни, Владислав Машталер, рассказал о том, как мы стараемся сделать коммуникации в технических командах более прозрачными и эффективными. 

    Примеры решений:

    • Назначили ответственных за коммуникации в командах — лидов, прописали их зону ответственности в этом вопросе (и по внутреннему, и по межкомандному взаимодействию). 

    • Начали глобальную переработку Confluence: централизуем и унифицируем базу знаний.

    • Запустили чат-бот опросник в корпоративном мессенджере. С его помощью запускаем общие опросы, которые сложно игнорировать: бот уведомляет сотрудника до тех пор, пока тот не пройдет нужный опрос или не отреагирует на сообщение, где его тегнули. 

  1. Шаринг экспертизы в командах. Чтобы прицельно улучшить этот процесс, с помощью опроса изучили контекст: где ребята обычно ищут информацию (топ-3: коллеги, stackoverflow, github), как именно выбирают технологии для решения той или иной задачи, как происходит обмен информацией внутри команды, сколько времени занимает её поиск. В итоге зафиксировали идеи по улучшению обмена знаниями, которые постепенно воплощаем. О них рассказал тимлид нашей команды EdTech Максим Постников.

    Примеры решений:

    • Улучшаем структурирование документации. 

    • Укрепляем культуру внутренних выступлений, внедряем систему мотивации для докладчиков. В ближайшее время запускаем сервис с накопительной системой для сотрудников: за выступления, написание статей на Хабр и участие в других форматах донесения своей экспертизы коллеги смогут получать бонусы и тратить их в нашем внутреннем магазине. 

    • Развиваем новые форматы шаринга техническими знаниями (пример: внутренний новостной ИТ-дайджест в почте).

  1. Отсутствие общих и понятных продуктовых логов. В компании много сервисных команд, которые так или иначе работают с продуктовыми логами. Но поскольку сами логи и точки их снятия — не стандартизованные, работа с ними представляет собой неупорядоченный флоу без возможности переиспользовать все логи. С этим связаны и другие проблемы: например, согласно законодательству РФ мы должны хранить данные о пользователях и их взаимодействиях не менее 3 лет, а хранить такой огромный массив — дорого.

    О постепенном устранении проблемы рассказал Павел Арланов, наш руководитель по ИБ. 

    Примеры решений:

    • Согласовали с ФОИВ конкретный состав данных, который нам требуется хранить и передавать при необходимости.

    • Сделали общую концептуальную схему лога.

    • Зафиксировали в командах подход к работе с логами и методы хранения.

  1. Проблемы процессных релизов. Решили исправить ряд негативных факторов: в том числе отсутствие стандартов версионирования, релизной политики и стабильного окружения. Какие шаги для этого уже сделаны, рассказал лидер нашей мобильной команды Денис Сизый.

    Примеры решений:

    • Внедрили вспомогательные инструменты. Настроили механизм rollouts в ARGO, создали инструкцию создания стабильного DEV, добавили механизм проставки тега в релиз, который виден в ревизии ARGO.

    • Прописали план релизного цикла: детализировали задачи по каждому из пяти дней цикла.

  1. Вязкость. Эта часть презентации была посвящена преимущественно проблемам внедрения новых инструментов. Речь и о сложностях с самим процессом переезда на новые инструменты, и о сопутствующем затягивании сроков, и о ситуациях, когда ребята в командах не понимали смысл внедрения тех или иных инструментов, их сути и значения. Кое-что уже поправили: промежуточными результатами поделился Владимир Верещагин, заместитель CTO Сравни.

    Примеры решений:

    • Ввели голосование по внедрению новых инструментов.

    • Сделали понятный чек-лист по их внедрению.

    • При внедрении новых инструментов начали проводить тех-демо.

    • Установили автоматические напоминания по срокам внедрения.

  1. Отсутствие культуры UNIT-тестов в компании. Процесс внедрения UNIT-тестов не стандартизирован, применение разных подходов привносит элемент бесконтрольности. Об улучшениях в этой области рассказал Ахмед Ахмедов, заместитель CTO Сравни.

    Примеры решений:

    • Внедрили инструмент оценки покрытия: добавили в тестовом режиме библиотеку, определяющую покрытие кода в одном репозитории каждого стека.

    • Отладили и развернули инструмент, представляющий собой коллектор отчётов по всем репозиториям компании.

  1. Нехватка и текучка кадров. Не все лиды одинаково хорошо умеют руководить сотрудниками, в том числе новыми. А ещё лидам зачастую не хватает контекста по процессам рекрутинга: например, своевременного поступления информации об открытии новых вакансий. Что уже улучшили по этому направлению — рассказал Василий Бяхов, заместитель CTO Сравни.

    Примеры решений:

    • Провели большой опрос лидов, по итогам которого выявлены узкие места в управлении сотрудниками — начали их прорабатывать.

    • Повышаем информированность лидов о вакансиях и различных аспектах найма — за счет укрепления их коммуникации с HR People Partner.

Все это —  только часть тем и далеко не все озвученные выводы нашего ретро (помимо готовых результатов, много обсуждались и планы по дальнейшему развитию); всего выступления ребят заняли полтора часа. После этого был часовой перерыв на обед, и мы перешли к основной части программы.

Собираем вместе лидов — но кто же такой тимлид?

В практическом смысле мы решили раскрыть тему нашей встречи так: составить по её итогам матрицу компетенций тимлида, зафиксировать в компании и использовать для оптимизации процессов. Какой эффект планировали получить от такой матрицы?

  1. Сделать треки развития специалистов более прозрачными. С помощью матрицы любой разработчик, стремящийся стать тимлидом, будет понимать, какие именно навыки и компетенции ему нужно укреплять для развития в профессии. То же самое касается техлидства: матрица в целом заточена под лидерские компетенции в ИТ. 

  2. Упростить онбординг. В Сравни мы стремимся выращивать лидов самостоятельно, но разумеется, не исключены случаи, когда хороший лид может прийти со стороны. Матрица позволит новому специалисту быстрее получить представление об ожиданиях к его роли и вникнуть в процесс. 

  3. Создание резерва тимлидов. Косвенно это ожидание связано с первым пунктом: собрать пул потенциальных тимлидов (из числа разработчиков, кто к этому стремится) для подключения к новым продуктам/направлениям в компании. 

Наконец, матрица была бы полезна самим лидам как наглядное напоминание — о просторе для профессионального развития, который, безусловно, всегда есть. Особенно в случае с лидами, совмещающими в себе две довольно разные роли: техническую и управленческую. 

Например, в бэклоге тимлида в Сравни разработка своими руками — это порядка  10-20% от всех задач. Остальное — people-менеджмент, задачи на стыке разработки и бизнеса, исследование новых инструментов и проработка архитектурных решений. Чтобы команда достигала целей по метрикам, а внутри у ребят было все нормально с мотивацией, важно давать лидам навыки и инструменты для работы с командой по разным направлениям — от коммуникации до стратегического планирования. 

Но что прокачивать приоритетно? Именно это — основные компетенции тимлида —  ребята формулировали во время брейншторма. Обсуждение происходило по технологии «мировое кафе». Участники поделились на несколько столов, у каждого стола было два лидера — своего рода «держатели знания», а остальные участники перемещались между столами и дополняли, развивали и корректировали идеи своих предшественников. При этом, конечно, учитывали специфику компании: цель — не собрать портрет идеального тимлида в вакууме, а получить представление о том, что важно ему в прикладном смысле, для решения реальных задач бизнеса. 

В результате каждый стол проработал по две компетенции — и мы получили базовое представление о содержании будущей матрицы. Выделили следующее: технические навыки, управление командой, инициативность, навыки коммуникации, адаптивность, умение грамотно ставить задачи, понимание бизнеса, самостоятельность, погруженность во внешние коммуникации. 

Следующий шаг — проработать в рамках каждой компетенции свой набор навыков. Этим лиды со своими командами занимаются уже сейчас (вдобавок к решению задач, которые были обозначенных на предыдущих встречах и пока не выполнены в полной мере). Когда наша матрица будет полностью сформирована, планируем провести оценку заложенных в неё навыков у наших лидов — и помогать с их развитием. Результаты представим уже на следующих встречах LeadHub.

Пока же предлагаем посмотреть небольшое отчётное видео с LeadHub #8: о том, как прошел ивент, буквально в пяти минутах.

Что дальше?

В случае с воспитанием технологического лидерства важно понимать, что это процесс, который невозможно уместить в рамки точечных встреч (даже если проводить их очень часто). На LeadHub мы, по сути, отмечаем достигнутое и фиксируем планы. А дальше предстоит большая работа: следовать договоренностям, разнести информацию по командам, учитывать все то, что обсудили, в решении ежедневных задач. Полгода до следующего LeadHub — время, когда нам нужно приложить максимальные усилия для устранения ранее отмеченных проблем. А о том, в какой степени это получится и куда мы двинемся дальше, расскажем зимой — уже по мотивам девятой встречи LeadHub.

Комментарии (0)