Веб-доступность российских госсайтов
Веб-доступность российских госсайтов

Меня зовут Воля Готовцева, я юрист и начинающий frontend-разработчик. Оказалось, пересечение моих экспертиз может дать кое-что полезное IT-сообществу. Например, растолковать формальные требования простым языком. Этим в материале и займемся.

С осени 2024 года обновится российское законодательство о веб-доступности сайтов госорганов, органов местного самоуправления и подведомственных организаций. Сравним действующие и новые нормы и уточним, обязательно ли нужна версия для слабовидящих.

Какие требования о доступности госсайтов есть сейчас

Законодательство пока сконцентрировано на защите прав людей с инвалидностью по зрению. Требования относительно веб-доступности сайтов для людей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, ментальной сферы, неврологическими и прочими нарушениями не установлены.

Да, в России действует ГОСТ Р 52872-2019, разработанный на основании Руководства по доступности веб-контента (Web Content Accessibility Guidelines, или WCAG). Он содержит положения о доступности информации в электронно-цифровой форме для широкого круга пользователей с различными ограничениями жизнедеятельности.

Но этот документ – нацстандарт. Это значит, что его нормы по общему правилу применяются добровольно. Другими словами, соблюдать ли интересы иных групп пользователей, кроме посетителей с инвалидностью по зрению, каждый владелец сайта решает самостоятельно. Ответственности за игнорирование их прав нет.

На сегодня требования о веб-доступности госсайтов для людей с инвалидность по зрению прописаны в Приказе Минцифры от 12.12.2022 № 931 и звучат по-простому так:

  • или должна быть альтернативная текстовая версия сайта (она же версия для людей с инвалидностью по зрению / версия для слабовидящих)

  • или сайт должен соответствовать всем следующим требованиям:

  1. любой нетекстовый контент (изображения, видео-, аудиофайлы и т.д.) должен сопровождаться текстовым описанием. Избитый пример с атрибутом alt, наверное, не стоит и приводить;

  2. pdf-файлы должны быть доступны и в текстовом формате;

  3. функционал сайта должен позволять:

    • увеличить размер текста до 200%;

    • изменить интервал между буквами;

    • скорректировать шрифт;

    • изменить цветовую схему.

Акцентирую внимание: если сайт соответствует требованиям, которые я описала выше, отдельная версия для слабовидящих не нужна.

Но данный порядок действует до 01.09.2024.

Каковы новые требования о веб-доступности госсайтов

Новый порядок прописан в приказе Минцифры от 07.11.2023 N 953. Этот документ не несет 100%-ых изменений, ряд норм останутся прежними, но будут введены и новые.

Рассмотрим требования, которым должен отвечать госсайт начиная с осени 2024 года:

  1. размещенная на сайте информация доступна при помощи вспомогательных технологий, а также с клавиатуры (при этом отсутствуют ограничения по времени нажатия клавиш);

  2. информация в виде текста масштабируется не меньше чем на 200% от исходного масштаба без применения вспомогательных технологий, потери функциональности и появления горизонтальной полосы прокрутки;

  3. документы, включая pdf-файлы:

    • либо доступны для чтения посредством вспомогательных технологий и размечены согласно ГОСТ Р 70176-2022;

    • либо имеют альтернативные версии, которые можно прочитать с помощью вспомогательных технологий;

  4. любой нетекстовый контент имеет альтернативную версию, доступную с помощью вспомогательных технологий. К примеру, краткое текстовое описание для видео;

  5. если на сайте используется CAPTCHA, то она должна быть на русском языке в форме, доступной для людей с инвалидностью по зрению. Например, ее текст может сопровождаться озвучкой;

  6. заголовки и ссылки, размещенные на сайте, содержат описание (как правило, тему и цель);

  7. любая информация соответствует критериям оптимальной контрастности. Они разные для разного вида контента. Критерии зафиксированы в ГОСТ Р 52872-2019;

  8. инструкции на сайте по процессу взаимодействия с контентом или элементами интерфейса опираются не только на характеристики, воспринимаемые органами чувств (форма, цвет, размер, визуальное расположение, ориентация и звук). Например, если пользователь ввел в форму некорректные данные (скажем, в строку для email текст без знака "@"), то недостаточно подсветить этот элемент формы красным цветом;

  9. если надо показать пользователю, что какое-либо его действие на сайте выполнилось, или если надо разграничить визуальные элементы, используются не только визуальные характеристики элемента (цвет, форма, размер, визуальное местоположение, ориентация), но и текст, доступный для вспомогательных технологий;

  10. автоматически обновляемая информация контролируется в соответствии с критериями ГОСТ Р 52872-2019. На сайте, к примеру, должен быть механизм, позволяющий пользователю сделать паузу, остановить, скрыть обновление или контролировать его частоту, за исключением случаев, когда такое автоматическое обновление - необходимая часть действия на сайте;

  11. при перемещении фокуса на элемент интерфейса его контекст не меняется;

  12. у элементов формы, предусматривающих ввод информации, есть текстовое описание. Если пользователь допустил ошибку при заполнении, его уведомляют об этом, в том числе описывая текстом, что сделано не так.

Кроме того, с 01.09.2024 на сайте должна быть возможность направить обращение о недоступности элементов и (или) сервисов сайта для людей с инвалидностью по зрению.

Теперь вернемся к версии для слабовидящих. В новом законодательстве о ней нет ни слова. Естественно, это не означает, что такой версии не может быть. Однако владельцу сайта стоит оценить, нужны ли две версии сайта, целесообразно ли нести издержки на разработку и поддержку обеих, учитывая, что основная версия сайта при условии соблюдения перечисленных выше требований будет доступна для людей с инвалидностью по зрению.

Если же сайт не будет соответствовать перечисленным выше требованиям, могут привлечь к административной ответственности. Отвечать будет должностное лицо владельца сайта или само юрлицо. Санкция установлена статьей 9.13 КоАП РФ и предусматривает для должностного лица штраф от 2000 до 3000 российских рублей, а для юрлица - от 20 000 до 30 000.

Зная грядущие изменения, разработчик может акцентировать внимание своего заказчика на этом вопросе. Думаю, стороны останутся взаимодовольными таким сотрудничеством. Владелец сайта выполнит требования законодательства, а IT-компания не останется без работы.

Выводы

С 01.09.2024 требования к веб-доступности госсайтов станут еще ближе к WCAG. Даже без версии для слабовидящих люди с нарушениями зрения смогут получить нужную информацию на госсайтах, если разработчик позаботится о контрастности, текстовом описании нетекстового контента и работе вспомогательных технологий.

Комментарии (6)


  1. debet-credit
    08.08.2024 14:56

    Возможная опечатка "Меня зовут Воля Готовцева" (внизу статьи указано имя "Ольга Готовцева").


    1. ky0
      08.08.2024 14:56

      Гоша, он же Жора, он же Гога (с)


      1. gto88 Автор
        08.08.2024 14:56

        Именно так))))


  1. Sergdesign
    08.08.2024 14:56

    Оля, как хорошо, что Вы затронули эту тему, 1 сентября уже не за горами.
    Скажите, если с Вашей точки зрения допустимо оставить отдельную версию для слабовидящих на сайте, каким требованиям она должна соответствовать с точки зрения проверяющих органов?


  1. ifap
    08.08.2024 14:56
    +2

    В прошлом году я писал, что поменяется (чуть более, чем ничего)


  1. mikegordan
    08.08.2024 14:56

    Если вы юрист подскажите какой шанс победить в судах центральный банк который в манифесте цифрового рубля говорил о приходе небанковских конкурентов, открытости платформы и призывы создавать продукты на нём.

    Но как по итогу наш стартап разбился на этапе взаимодействия с ЦБ, оказывается всё что там написано это чушь, а так 300 миллионов рублей и тогда можно будет повзаимодействовать с цифровым рублем...