Если спросить веб-дизайнера и веб-разработчика, чем они занимаются, то с большой вероятностью оба скажут: «Делаю сайты». Слыша такой ответ, люди представляют себе скорее программиста, который пишет код и собирает сайт с нуля до последней кнопки. А как же веб-дизайнер? Он ведь тоже делает сайты, но только в другом ключе.

Когда речь заходит об ИТ-обучении детей, это тоже может вызвать непонимание и путаницу. По незнанию родители могут отдать ребенка на курсы веб-дизайна для детей, хотя изначально школьник хотел научиться кодить. Также возможна обратная ситуация с творческим ребенком, который проявляет креатив и, например, хорошо рисует. В этом случае подойдет web-дизайн для детей для реализации своего художественного потенциала, но не курсы веб-разработчика.

Главные отличия одной профессии от другой выглядят так:

  • Веб-дизайнер собирает макет будущего сайта в специальной программе, использует графические редакторы и все, что нужно для создания визуальной оболочки. Он не ответит на вопрос, какой скрипт нужно прописать для кнопки регистрации, но скажет, почему она должна находиться именно в этой части сайта и быть зеленого цвета, а не голубого.

  • Веб-разработчик берет макет у веб-дизайнера и превращает его в настоящий сайт: пишет код и создает элементы с макета на странице с нуля. Именно он создаст и запрограммирует зеленую кнопку регистрации и настроит на нее анимацию.

В статье расскажем подробнее об этих двух профессиях, о навыках, которые нужны тем и другим специалистам, и о том, в чем разница между курсами веб-дизайна для школьников и уроками веб-программирования.

Курсы веб дизайна для школьников: главное о профессии

Веб-дизайнер разрабатывает макет будущего сайта. Именно он воплощает идею будущего сайта, работает с меню пользователя, задает цветовую гамму страницы — все, что связано с визуальной частью. Но это еще не все. Мы знаем, что мало сделать сайт красивым, он еще должен быть удобным для пользователя. Поэтому при проектировании специалист должен проанализировать, как именно люди будут взаимодействовать с интерфейсом, какой будет пользовательский опыт.

Когда все готово, веб-дизайнер подробно описывает, как именно функционирует каждый элемент сайта по отдельности и вместе. Кстати, создание макета — это лишь одна часть работы. Важная, но не единственная. Также веб-дизайнер (обычно в паре с маркетологом) общается с клиентом, собирает предложения и пожелания о том, как заказчик видит будущий сайт. Этот этап называется брифингом. Затем создается концепт будущего проекта из набросков и референсов, которые подходят под поставленную задачу. Часто веб-дизайнеры собирают так называемые мудборды, где хранят полезные для проекта концепты.

Для создания макета специалисты используют разные графические редакторы. Это может быть Adobe Photoshop, Illustrator; After Effects для анимации, даже 3Ds Max. Но основной инструмент у многих — это Figma.

Это базовый практический навык, который нужен для старта в профессии. Курсы веб-дизайна с нуля для школьников учат работать как раз с этим инструментом.

«Хочу создавать классные сайты»: чему научится ребенок на курсах веб-дизайна для детей

Как мы уже сказали выше, базовый и основной скилл веб-дизайнера — работа с интерфейсом Figma. На примере курса веб-дизайна для подростков и детей давайте посмотрим, чему научится ребенок:

  • Работать с ассоциативными картами для определения стиля проекта. Составление мудборда и правила работы с ним, презентация идеи заказчику;

  • Понимать основы композиции, настраивать модульные сетки для гармоничного размещения элементов;

  • Освоит типографику: подбор шрифтов и их размера для разных типов заголовков и информации;

  • Подбирать цветовые решения и баланс;

  • Создавать адаптивные версии сайтов;

  • Делать интерактивные прототипы через инструменты Figma.

Кроме того, на курсе веб-дизайна для подростков ученики разбирают разные стили дизайна и их особенности, пробуют создавать анимацию инструментами редактора. Также в программе есть занятия, направленные на развитие коммуникационных навыков, так как будущий веб-дизайнер должен уметь общаться с заказчиком и с другими членами команды.

По таким урокам веб-дизайна обучаются лучше всего ребята творческие, которым не чужда эстетичность, даже перфекционизм. Но это, конечно, необязательно. Для начала достаточно желания освоить навыки веб-дизайна для детей обучением на бесплатных курсах или же с преподавателем на платных уроках. А дальше уже будет понятно, насколько ребенку интересна такая сфера. Если разберется с ключевыми инструментами редактора Figma, овладеет азами композиции и цвета, то дальше можно углубляться в профессию, изучать тонкости разных стилей, создавать качественные прототипы.

Веб-разработка

Итак, веб-дизайнер провел анализ пользовательского опыта и создал макет будущего сайта. Дальше в дело вступает веб-разработчик.

Его задача — превратить графический прототип сайта в реальную страницу со всем необходимым функционалом. Если это интернет-магазин, то нужно настроить и внедрить систему оплаты, если в макете есть описание конкретной анимации, то он пишет скрипт для нее и так далее. Также программист отвечает за работоспособность сайта и его элементов. Все создается с нуля при помощи того или иного языка программирования.

Выделяют три направления в веб-разработке:

  • Frontend — это то, что видит пользователь, так сказать, «лицо» сайта. Весь внешний вид страницы, будь то кнопки, расположение иконок, цвет меню и фотографии определяются фронтенд-разработчиком и тем, насколько хорошо он программирует.

  • Backend — эту часть уже пользователь не видит, так как бэкендеры работают с серверами, настраивают синхронизацию с разных устройств. В арсенале такого разработчика может быть сразу несколько языков программирования, что делает его более универсальным специалистом и расширяет возможности.

  • Fullstack (буквально «полный стек») — это универсальный специалист, который соединяет в себе два направления выше, то есть может выполнять весь цикл работ по разработке, с нуля и до сдачи готового сайта.

На практике бывает и так, что в Fullstack входит и веб-дизайн, то есть программист сам собирает макет и реализует его как веб-страницу. В любом случае, это разные навыки.

Мы сейчас не будем выяснять, кем быть лучше — фронтендером или бэкендером или вовсе быть мастером на все руки, чтобы решать любые проблемы в разработке. Споры об этом ведутся постоянно, но мы поговорим о том, куда пойти ребенку, если он хочет стать таким разработчиком и нужны ли какие-либо специальные навыки для этого.

Курсы по веб-разработке для детей

Начнем с того, что обычно на курсах для детей нет деления на Frontend и Backend. Оно есть для старших классов, где подростки 17-18 лет уже определились с профессией, имеют начальную базу и потому могут сделать осознанный выбор в будущей карьере программиста.

Во всех остальных случаях обучение веб-программированию начинается с азов. В данном случае речь о HTML, CSS и JavaScript. Это базовый курс с нулевым порогом входа, так как любой школьник лет с 12 может освоить ключевые принципы работы с языком гипертекстовой разметки и таблицами стилей.

На курсе школы «Пиксель» HTML и CSS входят в первый модуль обучения. За 12 уроков ребенок изучит основные теги, свойства стилей, научится работать с таблицами и списками, с библиотекой Bootstrap. Ожидаемо, что после этого модуля ребенок не сделает первоклассный работающий сайт для потенциального заказчика, но такой цели и не стоит. Важно, чтобы школьник понял, каким образом можно вывести информацию разного типа на страницу, как менять содержимое сайта, за что отвечают ключевые теги, как работать с заголовками типа h1, h2.

Второй и третий модуль уже включают в себя программирование на JavaScript. При помощи кода JS сайт можно сделать интерактивным и добавить анимацию на отдельные элементы. Этот язык сложнее в освоении, поэтому ему нужна подготовительная база. Ребята учатся писать скрипты, изучают переменные и математические функции, знакомятся с понятием массива и сортировки. Заключительный этап обучения посвящен разбору библиотеки ReactJS, возможности которой помогают в создании интерактивных элементов интерфейса, гибких, адаптивных сайтов.

Такие курсы дают навыки создания сайтов с нуля, включая написание кода, создание баз данных и размещение готового сайта на сервере или хостинге (иначе — развертывание или деплой).

Что выбрать?

Вскользь мы уже касались того, кому лучше пойти учиться на веб-дизайнера, а кому на веб-разработчика. Давайте соберем все в общий итог:

  1. Курсы веб-программирования и веб-дизайна не предназначены для совсем маленьких детей. Возраст, в котором ребенок может начать такое обучение, 9-10 лет, чаще 12. Поэтому первое, что рекомендуем сделать — это спросить у школьника, в чем бы ему хотелось развиваться в ИТ. Он уже может сделать осознанный выбор, основываясь как на мнении родителей, так и на собственных интересах.

  2. И веб-дизайнеры, и веб-разработчики востребованы на рынке труда. Такая тенденция сохранится и дальше.

  3. Учиться веб-дизайну будет особенно интересно ребятам с художественным вкусом, которые любят эстетику, возможно, занимаются рукоделием или рисованием. Так они не только смогут раскрыть свой творческий потенциал и применить свои креативные навыки, но и научатся работать по техническому заданию.

  4. В веб-программировании хорошо проявят себя подростки, которые уже живут миром технологий, мечтают создать свой собственный сайт, которого им не хватает. К тому же, в этом возрасте дети уже задумываются о дополнительном заработке, а веб-программирование при желании может стать если не профессией, то прибыльным хобби (как, кстати, и веб-дизайн).


Надеемся, что смогли доступно рассказать о разнице между веб-разработчиком и веб-дизайнером. В процессе создания сайтов каждая из этих сфер важна: у программиста вряд ли получится сделать толковый сайт без продуманного макета, в котором учтены все особенности пользовательского опыта. А у веб-дизайнера без навыков кодинга вряд ли получится собрать сайт, каким бы идеальным ни был макет.

При выборе из этих двух направлений в качестве обучения для ребенка отталкивайтесь от его интересов. Даже самая эффективная программа с титулованными преподавателями-практиками не принесет много плодов, если у ребенка не будет интереса к таким занятиям.

Комментарии (5)


  1. Batalmv
    20.08.2024 08:44
    +5

    Как по мне, это все банальное "налюбилово" родителей не деньги. Ребенка лучше отдать на футбол, шахматы, олимпиадные задачи, карате, ...


    1. Remers24
      20.08.2024 08:44

       Ребенка лучше отдать на футбол

      идеальный вариант


    1. sshikov
      20.08.2024 08:44

      Баскетбол, настольный теннис, авиамоделирование... при этом в целом я совершенно согласен. Особенно если учесть, что учат они в 2024 году например jquery. Что на мой взгляд уже несколько лет как нонсенс.


  1. Vdm_ro
    20.08.2024 08:44
    +1

    Кроме веб-дизайнеров и веб-программистов больше никого в ИТ нет? Или матрица выбора у детей должна быть ограничена набором курсов у пикселя?

    А может дать ребенку весь спектр занятий понемногу и посмотреть, что ему больше понравится? Больше чем уверен, что победит то направление, где препод был лучше...

    На мой взгляд требуемый результат занятия с ребенком - сформировать представление о сфере деятельности и взаимосвязях в ней, а он уже, на основе своих предпочтений, пусть сам выбирает то, что ему прикольно...

    Перефразируя:

    Что же ребенку больше подойдет умение печь пироги или варить супы? Давайте определимся на основании его игры в песочнице...

    Если ребенка учить готовить - он и тесто должен замесить и на тарелки разложить и посуду помыть и овощи почистить и газ зажечь(да, под присмотром, но сам)...

    Upd: Я как родитель хотел бы вводного курса со всей палитрой работ: прикольной, классно иллюстрированной, полезной, забавной и с хорошим преподом. Что бы он сам, пришел и сказал - мне нравится больше "вотэто". Можно я похожу на следующий курс "вотэтого", там обещали рассказать еще вот про такие интересные штуки...

    /Ну это, конечно, если мнение ребенка имеет значение, если же подход - родителям виднее кем должен быть их ребенок, что он должен смотреть и читать - то тогда проще профессию по HH выбирать, отсортировал по ЗП и готово - вот она, идеальная.


  1. IvanSTV
    20.08.2024 08:44
    +2

    Мое мнение относительно всяких курсов по программированию, веб-дизайну, робототехнике по опыту и своих детей, и племяшек.

    Сын. С детства любил всякую электронику, в том числе разбирать-собирать, конструктор "Знаток", роботы из чип и дипа, даже спаял детекторный приемкик (не сам, с помощью дядьки), как-то раз на новый год лет в 8 попросил накупить электронных компонентов - поехали на Савеловскую, набрали проводочков, батареек, лампочек, выключателей, моторчиков, приводов и прочего, ничего толкового он не сделал из этого, но активно опутывал комнату проводами. С 11 решил стать программистом, с 12 писал по статьям в интернете макросы для телефона и пытался что-то в майнкрафт. Его определяли в 12-13 лет на курсы робототехники, ему понравилось, но дело недешевое, хватило на четыре месяца, потом закончились ресурсы родителей. В школе кружков не было, а на уроках ему по рукам давали за попытки лазить куда не надо и заниматься не тем, что требуют. Попытки обучить самостоятельно простеньким языкам программирования типа бейсика проваливались - нет усидчивости, а заставлять его - это значит, похерить хобби и превратить в обязанность. Взяли ему только в 9 классе курсы по Питону, он их успешно прошел и рвался работать, дальше колледж на программиста, сейчас в ВУЗ поступил, так как с дипломом от колледжа на рынке труда нечего делать.

    Дочка. На курсы по робототехнике не захотела сама, пошла на онлайн-курсы по программированию игр в 13 лет, но там в первые уроки давали начала Питона, который у нее был в школе, короче, интересно ей не было, до конца не дошла. Увлекается рисованием мультяшек в стиле аниме (стандартно, да), от школы отправили ее на курсы видеомонтажа, она туда посещало вяло, хотя диплом получила неясно как (видимо, всем записавшимся дают). В целом учиться хочет, но неясно чему.

    Племяшки. С малых лет их отдавали в разные нестандартные и очень странные учебные заведения, где учили по всем инфоцыганским заветам, сиречь, по Монтессори на минималках - то есть, дети делали только то, что им нравится, потому племянник в четвертом классе читает хреновенько и медленно. Курсы в 5-6 лет в рамках очень продвинутого детсада по программированию на Scratch не дали ничего. Курсы робототехники в 7 и 10 лет не зацепили никак, пара месяцев, и стало ясно, что дети ничего не понимают и скорей, не поймут, зашли только секция по айкидо и шахматы. Попытки подтолкнуть детей к программированию, дизайну и прочим радостям войтитшки в последний год успеха не имели.

    Одним словом, вывод - родители пихают на все возможные курсы, но учатся чему-то "не только лишь все", и в большинствпе случаев курсы живут, постоянно набирая детишек в группы, в которых остается процентов 10 через пару месяцев. И даже те, кто учатся, из курсов выносят в основном не очень много, и тем более полезного.

    Я рассматриваю курсы как форму ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в первую очередь, как способ

    • занять ребенка на какое-то время

    • немного расширить его кругозор

    • дать ему дополнительный опыт обучения, плюс в формирование навыка обучения

    • расширить круг общения, разнообразить тематику общения

    • и-тадам - если сильно повезет, и снаряд упадет в нужную воронку, ребенок будет продолжать развиваться в данном направлении и получит на курсах нужные для развития знания. Но надо понимать, что это бонус.

    Беда родителей, которые отправляют детишек на курсы в том, что они ожидают лишь последнего пункта от курсов. А курсы не в состоянии этого сделать, потому что сам формат добровольности участия и низкий общий КПД (вообще присущий кружкам по интересам в принципе) дают такой эффект только в условиях очень сильной внутренней мотивации ребенка. Даже для сына, который в программисты рвался, КПД курсов был не очень большим - часть того, что они дали, он раскопал сам, часть того, что могли дать, недодали.

    Одним словом, курсы для детей - это просто чисто воспитание и социализация на 90%, знания на 10. У детей нет пока что собственно производственных задач, они не вовлечены в трудовую деятельность, им приходится выдумывать учебные задачи в 99% случаев. Вот тот же веб-дизайн, когда я дочку учил немного по веб-дизайну (чисто html, у них по школьной программе), то встала проблема, что сайт сделать она может, а вот контента собственного у нее нет, нет потребности, и воспринимается как внешний побудитель к деятельности. То же самое и с сыном - посмотрел его гит с год назад, у него там программка на Питоне, которая фильтрует, обрабатывает и загружает каким-то хитрым способом музычку из интернетов. Никакой другой задачи жизнь перед ним, пока трудовой деятельности нет, не поставила, вроде как и знает и умеет, а применить некуда. В колледже за неимением толковых и жизненных задач хулиганил с доступом к вывешенными по коридорам мониторами, лечилось не только ремнем, но разговорами с преподавателями, чтобы его побольше нагружали какими-то заданиями сверх программы (помогло). Это надо понимать, когда родитель отправляет ребенка на какие-то курсы.