Программирование все больше набирает популярность среди детей. И это объяснимо, ведь сейчас мир ИТ-технологий стремительно развивается: взрослые переучиваются на разработчиков и стремятся попасть на работу в ИТ-компании, либо же зарабатывают навыком написания кода самостоятельно. Это могут быть папы и мамы, старшие братья и сестры, на которых ребенок смотрит и хочет пойти этим же путем. Плохо ли это? Нет, если учиться программированию ребенок будет последовательно и системно.

Но даже если при выборе профессии для детей хобби не перерастет в ИТ-профессию, программирование дает много полезных мягких скиллов. Так, ребенок научится решать трудные задачи, разбивая их на более простые, разовьет логическое и алгоритмическое мышление. Ну и ко всему прочему сильно повысит свой уровень цифровой грамотности. Последнее, пожалуй, особенно важно, так как чем стремительнее развиваются технологии, чем сильнее проникают в нашу жизнь, тем глубже должны быть цифровые навыки. Иначе мы просто не сможем оценить все те преимущества, что дает нам цифра.

Программирование для детей — это полезно. Вопрос в другом: когда начинать?

Некоторые родители считают, что программирование — слишком сложная дисциплина для того, чтобы изучать её в дошкольном возрасте. Основной аргумент в пользу этого мнения – утверждение, что дети и так проводят много времени за компьютером и играх в смартфоне. По такой логике получается, что программирование только усугубит ситуацию и лишит ребенка всяческой физической подвижности, сделает из него затворника и подпортит здоровье.

Давайте разберем, что в этой позиции не так:

  1. Изучение языков программирования для детей младшего возраста не предполагает, что ребенок будет сидеть в Visual Studio Code и писать многострочный код. Такие уроки обязательно включают элемент игры, а сам код можно вообще не писать: например, в Scratch дети составляют программы из цветных блоков.

  2. Любой курс в хорошей детской школе программирования адаптирован под возраст ребенка. Обычно выделяют группы дошкольников, которые еще плохо умеют читать и писать, и группу младшеклассников, которые познакомились с основными школьными предметами и знают математические операции. Ученики средних классов, подростки определяются в самую старшую возрастную категорию, где другой уровень проектов в соответствии с общим развитием.

  3. Пользоваться и создавать — это разные понятия. Бесцельное пребывание за компьютером, «безлимитные» игры по сети с друзьями, конечно же, принесут больше вреда. Однако если ребенок научится создавать игры самостоятельно и играть в них с друзьями, это уже совершенно другой опыт. Кстати, когда ребенок занимается программированием, он сосредоточен и думает над решением конкретной задачи, больше напрягается умственно. Когда занятие заканчивается, ему самому хочется отдохнуть от экрана монитора. С обычным времяпрепровождением в компьютерных играх такое происходит редко.

  4. Спорт — это жизнь. Физическая активность в любом случае нужна всегда для нормального развития ребенка. Здесь нет разницы, о программировании мы говорим или о посещении художественной школы. Так что мы однозначно говорим «да» подвижному отдыху, детской физкультуре и разминке для глаз при занятиях за компьютером.

Эти четыре пункта наглядно доказывают, что программированием можно начать заниматься в дошкольном возрасте. Ниже разберем, как в целом выглядят детские курсы кодинга и чему там научится ребенок в определенном возрасте.

Программирование для детей с 5 лет

В пять лет ребенок уже может говорить сложными предложениями, склонять части речи, ориентироваться пространстве и планировать свои действия. Но самое важно для нас здесь — это мыслительный процесс и способность к анализу. Именно в этом возрасте формируется логическое мышление. Программирование способно ускорить это развитие, так как у ребенка будет практика не только в окружающей бытовой жизни, но и на занятиях.

Само обучение в таком возрасте основано только на визуальном программировании. Это значит, что уроки не предполагают использование традиционного компьютерного кода. Программы дети составляют из разноцветных цветных блоков. На курсе «Программирование для дошкольников» дети занимаются в среде Scratch Junior и Kodu Game Lab. Оба с простым и ярким интерфейсом, так что для пятилетнего ребенка это будет чем-то вроде игры в телефоне.

«Я считаю, что учить детей кодингу можно с 5 лет. Чем раньше ребенок начнет изучение программирования, тем легче будет усваиваться материал. Изучение программирования дается людям, которые начали изучение данной сферы «с пелёнок». Конечно, все зависит от способностей и талантов отдельного человека, но любые навыки особенно прочно закладываются именно с детства» 

Михаил С.

руководитель методического отдела школы «Пиксель»

Программирование для детей 6 лет

В шесть лет ребенок уже вплотную готовится к первому классу, либо уже учится в нем. Что касается программирования, то с этого возраста обычно начинают обучаться по курсу Scratch для детей. Это «старший брат» уроков Scratch Junior, в котором уже нет подсказок по последовательностям операций. В остальном это такой же красочный интерфейс, где ребенок может собирать игры и мультфильмы со спрайтами (герои, персонажи), программируя их на определенные действия.

Scratch программирование для детей хорошо тем, что позволяет практиковать младшим школьникам все важные математические операции, как бы закрепляя школьный материал и даже опережая его. Тут есть переменные, система координат, арифметические операции вычитания и сложения. Разница в том, что, работая над собственным проектом в редакторе, играя, ребенок не просто выучит математику — он её поймет.

«С 6 лет дети уже могут создавать простые игры в Scratch, им это нравится, и главное, что через несколько уроков они уже понимают, как это делать. Значит, с данного возраста уже можно начинать учиться программированию»

Тимофей Н.

методист школы «Пиксель»

Есть и другие направления, отличные от программирования, но тоже цифровые. Например, курс 3D-моделирования и создания игр в TinkerCAD. Это простой редактор трехмерной графики, который создан специально для ребят младшего школьного возраста. Осваивать его просто: дети работают с простыми фигурами, чтобы понять принцип работы в трех плоскостях пространства. Такое направление в подростковом возрасте может перерасти в более серьезное увлечение GameDev и 3D-моделированию для игр.

Программирование для детей 7 лет

Больше всего поклонников именно у этого возраста. Он считается оптимальным, так как ребенок уже учится в школе, активно социализируется, развивает в себе способность к анализу, умеет читать и писать.. Проще говоря, у младшеклассника есть базовый набор умений и навыков, чтобы наиболее эффективно освоить кодинг.

С этого возраста также можно осваивать Scratch и 3D-моделирование. Также есть и другие примеры программ:

  • Компьютерная грамотность. С 7 лет ребенок уже основательно учится использовать компьютер не для игр и развлечений, а для работы. В данном случае для подготовки к школьным проектам: искать информацию в интернете, делать презентации, писать доклады, составлять таблицы и многое другое. На курсе учат эффективно использовать инструменты текстовых и табличных редакторов, а также правилам безопасной работы в сети Интернет.

  • Minecraft Junior. Еще один пример блочного программирования на базе популярной песочницы Minecraft. При помощи утилиты Code Builder ребенок пишет программы для игры, не используя код. Редактор внешне напоминает Scratch: такие же цветные блоки и поле для создания. Результат своих действий ребенок сразу видит в игре.

«Возраст 7 лет - это время, когда ребенок достаточно окреп, чтобы начать ходить в школу. Это период когда формируется его усидчивость и концентрация. Учиться программированию стоит начинать как можно раньше: 7 лет — самый оптимальный возраст» 

Дмитрий Ш.

преподаватель школы «Пиксель»

Программирование для школьников от 9 лет и подростков

Школьники младших и средних классов с 9 до 14 лет также легко осваивают программирование. В этом возрасте многие ребята проявляют осознанный интерес к миру цифровых технологий и имеют высокую мотивацию к изучению нового материала. Приведем пример некоторых направлений:

  • Создание игр в Roblox. Курс, где дети осваивают среду Roblox программированием Lua, чтобы создавать игровые проекты внутри метавселенной Роблокс. Готовые игры можно загружать в онлайн-магазин, чтобы другие игроки смогли их оценить. Стилистика платформы напоминает конструкторы Lego. Однако это не мешает создавать проекты разных жанров: гонки, хорроры, симуляторы. Для наглядности можно посмотреть видеоурок, где есть инструкция по созданию светового меча джедая.

  • Изучение Python для детей в Minecraft. Даже такой, казалось бы, сложный язык программирования как Python по силам ребенку. На самом деле, пайтон считается одним из самых понятных и логичных по своей структуре языков. Именно поэтому осваивать его можно уже в детском возрасте, с 9-10 лет. Есть направление игровое, где ребенок пишет скрипты, чтобы создать для Minecraft какую-то игру, объект, башню или красивый замок. А есть стандартный курс Python разработчика для детей, но не менее интересный: тут школьники учатся писать скрипт для чат-бота и разрабатывать браузерные игры.

  • Создание игр в Unity. Тематическое направление, которое полностью посвящено разработке игр. Сам Юнити — это игровой движок, который используется не только в обучении детей, но и для создания реальных игровых проектов. При помощи «си шарп» онлайн обучения ребенок создаст не менее успешные проекты. Такой курс часто выбирают для юных любителей компьютерных игр, которым интересно узнать, как устроены процессы, почему такая игровая логика и как её улучшить. Да, детям нравится работать над идеями и процессом создания собственных игр, так что подобный курс даст им все необходимое для этого.

«По моему опыту, изучение программирования дается максимально просто в возрасте 13-14 лет, когда у ученика уже был опыт и имеются базовые знания (например, в детстве он проходил курс по Scratch). Подростковый возраст уже позволяет ему понимать сложные абстракции, а предыдущий опыт в программировании помогает ему легче усваивать материал.

Если подвести итог - начинать можно с 6-8 лет, и по истечению некоторого времени к 12-14 годам ученик сможет не бояться даже сложных задач, что открывает для него большие горизонты»

Тимофей Н.

методист школы «Пиксель»

Итак, уроков программирования для детей много: под разный возраст и навыки. Мы увидели, что уроки программирования для детей не похожи на курсы для взрослых, на интенсивы с большим объемом информации, которую бывает сложно переработать и применить на практике даже взрослому человеку. Ребенок же благодаря адаптированным программам все осваивает постепенно. А начать можно и с 5 лет, и с 6, и с 8 лет: разница будет лишь в уровне сложности. Все программы ограничены теми психическими особенностями, которые формируются у ребенка на разных этапах.


Несмотря на все написанное выше, вы можете с нами не согласиться. Будем рады услышать ваши варианты в комментариях о том, когда лучше начинать обучение детей программированию.

Комментарии (22)


  1. Alex_xandra
    21.08.2024 09:37
    +3

    А вы как думаете, не рановато ли учить детей программированию с 5-6 лет? Честно говоря, у меня есть небольшие сомнения, что в таком возрасте ребенок действительно что-то поймет и усвоит. Конечно, это вроде как игра и всё адаптировано для малышей, но всё равно — не слишком ли это сложно для них? Интересно услышать ваше мнение!


    1. rdo
      21.08.2024 09:37

      В 7 лет уже поздно, в 7 лет люди уже джунами работают, а в 10 тим-лидят.


      1. Alex_xandra
        21.08.2024 09:37
        +2

        А в 12 становятся чатом GPT


    1. saboteur_kiev
      21.08.2024 09:37
      +1

      Зависит не от возраста а от ребенка.
      Чтобы ребенок в 6 лет начинал писать код, а не визуальные структуры, нужно чтобы он в 6 лет более чем бегло читал

      В этом случае для начала, для него не будет слишком большой нагрузкой разбирать исходный текст, и вообще привычка чтения одна из важнейших.
      Это не значит что это должен быть книжный червь, просто в этом возрасте не должно быть чтения по слогам или проблемы с простыми математическими действиями в пределах 10-100.

      Ну а дальше - зависит от ребенка. Кому зайдет, кому не зайдет.
      Можно попробовать зайти с более мотивирующей стороны, те же скратч, или если ему нравятся какие-то игры, именно их и попробовать реализовать.

      Даже во взрослом возрасте индивидуальный подход много чего решает, а в детском он основополагающий.

      В раннем возрасте я бы больше предложил логические игры, чтение, английский и спорт. А программирование уже после младшей школы. Ну или если случай попадется и ребенок сам по себе будет увлечен, то ...
      К сожалению сейчас нет "детских компьютерных клубов", в которой можно прийти и сесть за компьютер, где вместо операционки сразу язык программирования и у тебя другого выхода нет, и эффект толпы тебя мотивирует что-нибуть там напрограммировать. Сейчас визуальная составляющая ожидается на порядок выше чем в те годы, поэтому вполне можно отложить на несколько лет программирование


      1. palyaros02
        21.08.2024 09:37

        "простые математические действия в пределах 10-100" - это уже начальная школа, согласно ФГОС. Я даже сам смутно помню тему "сложение с переходом через десяток". Умножение/деление это уже 3-4 класс. Никак не 6 лет.

        Есть, наверное, уникумы, но обычная средняя школа, рассчитанная на среднего ребенка, точно не предполагает таких "простых" действий для дошкольников. Дошкольник хорошо если умеет на пальцах до 10 считать.


    1. DEugene
      21.08.2024 09:37
      +1

      Если учесть что мозг и в целом нервная система у детей еще только формируется. А абстрактно-логическое мышление у детей начинает только формироваться, в среднем, с 7 лет. Получается занятия программированием - бесполезная трата времени.Это то что говорят учебники возрастной психофизиологии. Но есть мнение уважаемых педагогов (мнение т.к. я не искал подтверждений ни в исследованиях, ни в педагогических учебниках) что раннее занятие углубленной математикой, или программированием мешает развитию дивергентного мышления у детей, и требует коррекции учебного плана.

      В общем оставьте детям время на детство.


      1. saboteur_kiev
        21.08.2024 09:37

        А почему заниматься программированием в детстве, мешает заниматься детством?
        Никто в таком возрасте не сидит по 16 часов с IDE.
        То, что логично развитые дети могут опережать во многом сверстников, и им требуется коррекция учебного плана (чтобы избежать проблем гениев, например) - согласен.
        В остальном - просто следует поддерживать мотивацию детей в чем-либо, чтобы они могли достигать более чем средние результаты в выбранном увлечении.


  1. coctok
    21.08.2024 09:37

    В 4-5 лет идеально начать заниматься арифметикой, логикой, простейшими алгоритмами.

    Далее, можно уже переходить к азам программирования и развитию абстрактного мышления и решению простеньких задач.
    В качестве примера, моя девушка начала заниматься математикой с 4 лет с репетитором, в 7 лет непосредственно програмированием. Сейчас ей 28, и ее подход во всем максимально ориентирован на структурированность и алгоритмичность. Очень сильно помогает и в карьере и в бытовой жизни.


  1. Batalmv
    21.08.2024 09:37
    +5

    Никак уже это "пиксель" не успокоится". Давайте больше робителей с деньгами, чтобы они их несли нам ... :(

    Ну какое программирование? У детей вообще еще нет абстрактного мышления, а планшеты и телефоны они уже сами давно освоили на базовом уровне и без "курсов"

    Реально что-то абстрактное в школе появляется классу 9му и то - крайне примитивное. Дети по большому счету продолжают совершенствовать знания арифметики


    1. Viteran33
      21.08.2024 09:37

      Ну в школе абстрактное начинается с задач где появляется X, это задачи с неизвестными величинами на логику, в мою бытность это был 5 класс. Но вся история с IT у детей строится на том, что вокруг этой области большой ажиотаж и легко перевести в онлайн. Попробуйте сделать по похожим принципам кружок робототехники, думаю будет сложнее. С другой стороны дети все равно будут расширять свой кругозор, смогут понять ,что не боги горшки обжигают и игры они могут сделать сами и получат какие-то навыки. Чуть больше будут проводить время за компьютером, а не телефоном, который им и так уже своим упрощением все поломал. Попробуй им теперь объясни что такое файловая система, если все ставится само, само куда-то качается, приложения сами себе находят нужный контент для отображения.


      1. Batalmv
        21.08.2024 09:37

        Ну в школе абстрактное начинается с задач где появляется X, это задачи с неизвестными величинами на логику, в мою бытность это был 5 класс

        Это очень начальный уровень, который легко показывается наглядно. К примеру, я показываю ребенку уравнения на столе, и беру зубочистки, горох, яблоки. Да все что угодно. Потом накрыл что-то и вот Х.

        Я не могу сходу сказать, где начинается трушные "абстракции", но точно где-то в местах, где появляются множества, функции.

        А программирование, это:

        • знание технических примитивов

        • умение мыслить алгоритмами

        • умение оперировать общим, как представителем частного

        Ну и где тут школьник? Максимум в старшей школе, так как пункт 3 точно не возникает раньше.

        Пункт 1 - это вообще боль, так как чем выше уровне "кода", тем меньше понимания, что там

        Ну и надо понимать, что современное программированиенаполненно кучей концепций. К примеру, удачи в пояснении DI школьнику средней школы :)


        1. Seafnox
          21.08.2024 09:37

          Разрешите я вмешаюсь в вашу логику, как человек, которому повезло попасть под надзор родителей в плане обучения.
          С 5 лет мать постоянно подкладывала мне всякие головоломки, вроде цветных мозаик, задач на смекалку и на поиск предметов в закорючках.
          В 6 лет отец купил мне Dandy, но я вообще не понимал что нужно делать и очень расстраивался, что у меня ничего не получается. Не думаю, что это было зря, так как я научился проигрывать и меня это не единожды спасло в жизни.
          В 7 лет со мной достаточно в грубой форме, но очень эффективно начали заниматься математикой, в том числе алгоритмами.
          В свою первую игру на компьютере я сыграл, когда мне было 9 лет. Это были Sims. Меня тогда очень впечатлило то, что в компьютере можно эмулировать что-то реальное, что там что-то внутри думает о том как что-то сделать. Я увидел как то, чему меня учили приобретает очертание действий.
          Второй значимой игрой стала какая-то игра на PlayStation в 10 лет, где я увидел, что можно не просто тыкать солдатиков, а создавать то, чего ещё (как я считал тогда) не существовало в игре.
          После этого уже ближе к 11 лет я начал читать литературу о том, как и что работает, но ничего не понимал.
          В 12 лет, в обход учебной программы меня пригласили на факультативные уроки, где нас учили делать сайты. И я сделал свой первый проект.
          Ну и в 14 лет наконец-то мне разрешили начать писать на Паскале.

          Мораль:
          Начиная с 9 лет я был готов к тому, чтобы начинать осваивать программирование и единственным препятствием всё это время было отсутствие курсов/факультативов/людей, где меня готовы были бы обучать и где я мог бы самореализовываться.

          Ребёнку может быть не интересно заниматься программированием, играми, сайтами, системами, программами. Если это так, то это нормально в любом возрасте. Но если вы не будете давать ребёнку развивать то, что ему интересно, если это для него не вредно, то вы приведёте его к деградации.


    1. saboteur_kiev
      21.08.2024 09:37

      Ну вопрос не про детей по большему счету, а про конкретных детей. Я в 5-м классе уже на ассемблере писал процедурки для отрисовывания спрайтов, и через бейсик ими управлял. И четко понимал что я не немогу писаьт всю остальную логику на ассемблере, а просто немного лень, поэтому совмещал. (spectrum)


      1. Batalmv
        21.08.2024 09:37

        Закон больших чисел никто не отменял :)


    1. AleksandraPaley
      21.08.2024 09:37

      Без негатива, но вам стоит немного прочитать про детское развитие. У детей уже с раннего возраста есть задатки абстрактного мышления, просто проявляются они по-другому. Когда дети играют в ролевые игры, придумывают свои миры или представляют что-то нереальное — это и есть их способ мыслить абстрактно.
      (Btw, абстрактно мышление даже у животных бывает)

      А про планшеты и телефоны — да, они уже освоились с ними, но здесь дело не в том, чтобы научить их просто «тыкать» по экрану. Смысл в том, чтобы научить их думать, создавать что-то новое. Я думаю, что программирование в раннем возрасте — это не про сложный код, а про развитие логики и умение решать задачи. Если всё правильно организовать, эти навыки могут стать основой для их будущих успехов, и не только в IT, но и в других сферах.


  1. Yukr
    21.08.2024 09:37
    +7

    Когда захочет сам ребёнок, а не родители


    1. Revertis
      21.08.2024 09:37
      +1

      Зашёл сюда написать примерно то же: когда появится сильный интерес к этому, тогда и учить.


  1. Edreyn
    21.08.2024 09:37
    +3

    В детстве важнее не начать учить, а скорее заинтересовать самой идеей программирования - чтобы ребенок, если это его "путь", полюбил это как можно раньше. И это лучше пораньше, лет в шесть. Я в компьютер с первого взгляда влюбился. :) Задолго до того как мне купили мой первый.


  1. dsoastro
    21.08.2024 09:37
    +3

    до 7 лет дайти детям спокойно играть в игры где используется мелкая моторика, это отлично развивает мозг. Писать код стоит не раньше 6-7 класса, если интерес есть. Если есть, ребенок за месяц освоит то, что в других несчастных детей впихивали несколько лет до этого возраста. Откуда эта страсть учить всему как можно раньше? Мои наблюдения показывают, что это не приводит к значимым результатам.


  1. sergiodev
    21.08.2024 09:37
    +2

    Не надо


  1. janson
    21.08.2024 09:37
    +1

    Показать Scratch, лет в 7-9, у кого как. Научить делать в нём "мультики". Это развивает разбиение сложных действий на набор простых, плюс через какое-то время появляется умение "дебажить" последовательность. Попозже можно простенькие игры делать, типа арканоида, лабиринтов. Задачки порешать простые, но тут дети часто откровенно скучают.

    Лет в 9-10 можно попробовать уже языки программирования. Обычно абстрактный аппарат к этому возрасту позволяет выделять простые функциональные кусочки алгоритмов. А дальше у каждого по разному: кому-то зайдёт, кому-то нет. Интерес может и позже проснуться, а база в виде того же Scratch позволяет легко "въехать" в концепции языков программирования.

    Опять же - у каждого ребёнка свой возраст и уровень. Ну и интересы. Если он это пробовал в 7-9 лет, то на волне ощущения "а, я знаю что это" и новая информация заходит легче.


  1. souls_arch
    21.08.2024 09:37

    А почему автор статьи так уверен, что программированию надо начинать учиться именно с тыканья в кнопки и кликанья мышкой? Хотя дети разные (да и направления программирования тоже) и для кого-то действительно такой поход будет наилучшим.

    ИМХО начинать надо пробовать, все же, с логики и алгоритмов - все это отлично подходит под игровые варианты и элементарные рисунки на бумаге. Можно большинству пробовать с первых классов. Все остальное требует знания хотя бы начальной математики первых классов. А так же неплохо бы попозже ребенку объяснить, как устроен пк, софт, яп. Если поймет сходу, - это так же ему будет полезно на пути к здоровому программированию. А ребенок может этого и не понять в том же 5ом классе, а только в 10, к примеру, сможет, потому что все люди и дети разные.

    Тут правило одно должно быть: пробовать можно, а заставлять - ни в коем случае нельзя! В кнопки то тыкать и бибизьяна можно научить, а вот думать/размышлять, что и составляет большую часть времени работы программиста и доставляет ему удовольствие и удовлетворение, - фигушки.