Сегодня предлагаем разобраться, что и как нужно делать в Скретче, чтобы создать движущийся фон. Подготовили подробную инструкцию со скриншотами, а еще опубликовали видеоурок. Если тема интересна, выбирайте удобный способ и приступайте прямо сейчас.
Мы в Pixel используем Scratch для обучения детей блочному программированию и делаем это в рамках двух курсов: первый – упрощенный – предназначен учеников 6–9 лет, второй – более сложный – для 8–12-летних ребят. Именно Скретч – идеальный инструмент для погружения в кодинг на примере использования блочных конструкций для:
Создания первых простых игр, анимации и мультфильмов;
Управления внутриигровыми объектами, событиями и не только.
Первые проекты, выполненные с помощью блоков, формируют понимание принципов кодинга, алгоритмов и иных важных вещей. А еще развивается логическое мышление и его творческие компоненты, внимательность и усидчивость, интерес к программированию, что можно рассматривать как основу дальнейшего обучения в направлении IT.
Давайте перейдем к основной теме – созданию движущегося фона в среде Scratch. Поможет текстовая инструкция со скриншотами, а если не удастся разобраться в ней, посмотрите видео, опубликованное в конце: преподаватель школы подробно и с наглядными примерами рассказал, как выполнить предлагаемый проект.
Если готовы, давайте приступать.
Если вы еще не знакомы с инструментами Scratch, обязательно посмотрите обучающую подборку видео. Без базовых знаний туториал может показаться сложным.
Как сделать движущийся фон в Скретче: бесплатный урок для детей
Давайте двигаться последовательно от простого к сложному, чтобы лучше понять, как прийти к результату и получить движущийся фон. Предстоит выполнить ряд несложных действий: нарисовать основные детали, установить рамки игрового пространства, создать или выбрать спрайта, запрограммировать его и не только.
Приступаем.
Шаг № 1: рисуем фон
Перед тем как сделать двигающийся фон в Скретче, потребуется нарисовать основные элементы. Для этого:
Кликнем на «Выбрать фон».
Перейдем в раздел рисования.
Давайте использовать в качестве фона дорогу. Действия:
Создадим траву. Поможет инструмент «Прямоугольник». Его потребуется растянуть по бокам дважды или сделать одну фигуру и скопировать, а затем вставить. Не забудьте отключить черный контур, а также оставить место для дороги в центральной части.
Сделаем виртуальную проезжую часть. Прямоугольник, серый цвет – наши помощники. Теперь надо сделать дорогу более реалистичной. Добавим детали. Поможет линия желтого цвета толщиной 23 пункта. Ее мы применим для создания вертикальной полосы в центральной части. Далее нужен пунктир: сделать его можно с помощью кисти толщиной 30 пунктов. Применим пипетку в зоне асфальта для выбора цвета и нарисуем условные разделители – разрывы.
Итак, фон готов. Двигаемся дальше.
Шаг № 2: ограничиваем игровое пространство
Перед тем как сделать движение фона в Скретче, выполним другие важные действия. Давайте:
Создадим обочины. За них наш будущий персонаж не сможет выходить. Применяем прямоугольник, выбираем цвет и создаем новый спрайт – обочину. Назовем этот объект соответствующим образом. Для создания ограничения в виде обочины с двух сторон необходимо действовать, как и на первом шаге: создаем основной элемент, а затем дублируем его. Обе части назовем «Правая обочина» и «Левая...» соответственно.
Проверим, все ли правильно. Чтобы сделать это, посмотрите на скриншот: именно так должен выглядеть промежуточный результат.
Шаг № 3: создаем персонажа
Наша сцена будет неполноценной без персонажа. Поэтому давайте создадим его. Кажется, подойдет летучая мышь: выберем соответствующего спрайта, уменьшим и разместим в рабочей области.
Что-то не так, согласны? Да, мышь сливается с асфальтом. Поэтом давайте изменим его:
Перейдем в фон.
Применим более светлый цвет.
Шаг № 4: пишем код для игровых объектов и персонажа
Начнем со скриптинга летучей мыши: потребуется запрограммировать ее перемещение. Способ следующий:
Используем конструкцию «Когда флажок нажат», напишем «перейти в 20 и -111» (координаты X и Y соответственно).
Применим цикл «Повторять всегда».
Запрограммируем следующее: повернуться в направлении 90. Это потребуется для создания эффекта полета.
Применим условие вида «Если, то». В среде Scratch оно используется для разных целей. В нашем случае это управление мышью. Запишем условие: если стрелка «Влево» нажата, изменить X на -8, повернуться в направлении 75. Нужна дополнительная конструкция для движения в правую сторону, в чем поможет уже готовый скрипт: скопируем его и вставим в цикл, но с другим условием. Его вид: стрелка «Вправо» нажата, изменить X на 8 и повернуться в направлении 105.
Используем дополнительное условие вида «Если, то». Установим ограничение: касание правой обочины приводит к изменению X на -8, левой – на 8.
Обратите внимание: условные блочные конструкции должны идти последовательно, что на практике делает их равноправными.
Результат показан на скриншоте.
Шаг № 5: создание препятствий и их программирование, дополнение написанных скриптов
Хотим упростить задачу и сначала рассказать о выборе препятствий, а далее представить части кода с помощью скриншотов. Описывать программу текстом не будем: пониманием, что воспринимать его сложно, что наглядные инструкции куда проще.
Для начала выберем препятствие. Пусть прототипом будет облако: выбрать его можно из стоковых изображений в Скретче. Далее программируем объект. Части блочного кода и конструкции, которые потребуется добавлять и изменять, показаны на скриншотах.
Теперь нужно немного поменять скрипт: в первой синей конструкции 0 заменим на 10, чтобы мышь могла преодолевать центральное облако.
Слегка дополним скрипт летучей мыши так, как показано на скриншоте: это необходимо для вывода сообщения об окончании игры при условии касания облака.
Почти добрались до конца, но не заканчиваем: хочется сделать проект смены фона в Скретче более увлекательным. Для этого создадим счетчик очков.
Потребуется поработать со скриптами для мыши и облаков так, как показано на скриншотах далее. Просто допишите требуемые части, чтобы получить полноценный и работающий проект.
Так, мы разобрались, как менять фоны в Скретче, делать их движущимися и заполнять персонажами. Если что-то не вышло, посмотрите обучающий ролик на Rutube, в Дзене, VK или на YouTube: он поможет разобраться в основах. Но даже если все в порядке, видео не станет лишним: его просмотр – хороший способ самопроверки.
Давайте завершать наше занятие. Хотим уточнить: все ли получилось? Удалось выполнить проект «бэкграунда» в Scratch по инструкции?
Материал подготовлен школой Pixel. Мы обучаем детей кодингу, разработке игр, созданию сайтов, 3Д-моделей, а также компьютерной графике и веб-дизайну. Если представленный урок понравился и хочется учиться дальше, приглашаем на один из курсов Скретча: для детей 6–9 и ребят 8–12 лет.