Язык программирования Scratch — это относительно молодой язык, который появился в 2007 году как способ обучения детей кодингу. Он прост, интерактивен и доступен для ребят, так как в нем не нужно писать строчки кода, составлять скрипты с тегами и классами, подключать внешние библиотеки. Scratch сравним с детской компьютерной игрой: у вас есть сцена, на которой происходит действие с персонажами. Они могут прыгать, бегать, кидать мяч, гонять на машинках и выполнять любые другие действия. Чтобы создать в Скретч программу, нужно построить её из специальных «кирпичиков» — цветных блоков-операторов. Так, при помощи синих блоков мы перемещаем объект на поле, зеленым блоком проводим все математические действия и настраиваем логику, красным задаем значения переменных и так далее.

Несмотря на отсутствие традиционного кода, в ходе такого обучения Scratch для детей бесплатного или другого формата усваиваются самые важные моменты программирования, сама его суть:

  • Последовательность действий. В программировании все строго подчинено иерархии действий, которые нужно выполнять одно за другим, чтобы получить работающий код. В скретч ребенок также этому учится, располагая цветные кирпичики в нужной последовательности.

  • Знакомство с алгоритмами. Алгоритмы в информатике подразумевают собой набор определенных правил, инструкцию, при выполнении которой достигается тот или иной результат. Тут же ребенок знакомится и с условиями, с помощью которых можно составить алгоритм, и с их типами. Эти знания — фундамент для любой дальнейшей учебы как в программировании, так и в обычной жизни.

Кроме этого, такая своеобразная игра в Скретч учит ребенка решать сложные задачи, мыслить логически, раскладывать, казалось бы, нерешаемые вопросы на более мелкие составляющие.

Таких знаний достаточно для базового уровня кодинга. Инструменты редактора позволяют сделать многое и практически не ограничивают фантазию ребенка. Поэтому уроки Скретч для детей активно используются ИТ-школами и отдельными педагогами в качестве эффективного инструмента обучения.

Скретч программирование для детей: бесплатные уроки по созданию игр и интересные факты

  1. Рыжего кота, который есть в логотипе редактора и с которым мы дальше будем много работать, зовут Скретчер.

  2. Скретч не уступает в популярности «взрослым» языкам программирования. Каждый день на платформе появляется более 30 тысяч игр и мультфильмов, которые создают пользователи по всему миру. А общее число увлеченных визуальным кодингом перешагнуло за отметку 20 миллионов человек.

  3. Среда Скретч идеально подходит для создания ретро игр. Например, чтобы выпустить Пакмана, нужно в окне программы построить лабиринт и создать скрипт из блоков, чтобы желтый монстр бегал так же, как в оригинальной игре.

  4. При помощи инструментов Scratch легко создать фанатскую версию самой знаменитой игры мира волшебников — квиддич. В ней будет также два кольца и основной мяч, который надо забрасывать для получения очков. При помощи встроенного редактора можно даже создать персонажей, похожих на гриффиндорца и ученика факультета Слизерин.

  5. Аналог Doodlejump в Скретч. Всем знакомого зеленого пришельца этого платформера можно поменять на рыжего кота, и тогда игра будет называться Scratchjump. Правила в ней будут такие же: прыгать до бесконечности, поднимаясь уровень за уровнем.

  6. Играем в кальмара на платформе Скретч. Помните, что одно из испытаний в серале состояло в том, чтобы ровно по контуру вырезать печенье? Так вот, в Scratch можно сделать такую же игру. Но в детской версии вместо иголки будет компьютерная мышка, а количество попыток для идеального результата не ограничено.

  7. Звук в Скретч. Один из наглядных примеров, как можно интересно добавлять звуковые команды в скретч, является симулятор пианино. Если зайти на сайт, то мы там найдем более 100 вариантов самых разных игр на виртуальном музыкальном клавишном инструменте. Создать такую игру в скретч можно, если каждой клавише задать три состояния: без звука (покой), отсутствие звука и проигрывание ноты. В этом случае каждая клавиша будет спрайтом со своими настройками.

Программирование Scratch онлайн: первый запуск и знакомство

А теперь давайте пройдем самый первый урок Scratch для детей и узнаем больше об этом детском языке программирования.

Скретч — визуальная среда программирования. Язык Scratch для детей  помогает изучить основы программирования, научиться работать со спрайтами и анимацией, а также создать собственную игру. Программы из блоков помогут с легкостью освоить азы кодинга даже самым маленьким пользователям, а процесс разработки проекта будет интересным и веселым. Начать можно даже с самых простых проектов, а возможности для развития почти безграничны.

В этом уроке Scratch программирования для детей мы узнаем, как создать аккаунт, скачать приложение на компьютер, рассмотрим интерфейс программы и создадим первый проект.

Программирование для детей на языке Scratch: регистрация

Первым делом откроем сайт scratch.mit.edu/ и нажмем на «Присоединяйся»:

Далее необходимо придумать имя аккаунта и пароль. После чего заполнить страну, дату рождения и указать почту. Видим, что даже этап создания аккаунта полностью направлен на детей и не содержит никаких сложных элементов.

Основы программирования Scratch: загрузка приложения

Пользоваться средой скретч обучения детей можно не только на сайте, но и с помощью приложения на компьютере или ноутбуке.

Давайте скачаем программу Scratch 3.0 себе на компьютер. Так мы сможем  зайти в редактор и создать игру даже без интернета.

Необходимо перейти на страницу scratch.mit.edu/download и выбрать операционную систему вашего компьютера. В нашем примере показана установка для MacOS. 

Загружаем установочный файл и открываем его:

Проследуем инструкции по установке и откроем приложение. 

Теперь мы уже можем начинать работу. Программы в скретч можно разрабатывать как в приложении, так и на сайте, выбрав вкладку «Создавай».
Плюсом работы в приложении является доступ к проектам без интернета,  однако в онлайн-режиме на сайте дети получат возможность публиковать свои работы для других пользователей.

Интерфейс в Скретч программировании онлайн для детей

Давайте познакомимся с интерфейсом редактора, чтобы дальнейшие уроки программирования в Scratch были более понятными.

В самом начале при открытии редактора мы видим 4 зоны:

  1. Вкладку с блоками, из которых мы можем сделать программу для нашего спрайта (слева).

  2. Поле (сцена), на котором мы будем располагать наши блоки (по центру).

  3. Окно просмотра нашей игры (справа сверху).

  4. Окно со спрайтами и фонами.

Scratch обучение для детей: спрайты

Первым делом давайте рассмотрим спрайты, так как с ними будет взаимодействовать пользователь нашей игры.

Когда мы создаем новую программу, у нас всегда будет лишь спрайт кота.
Давайте попробуем добавить другой спрайт. Для этого нужно нажать на кнопку справа снизу и выбрать в открывшемся окне один из многих уже готовых спрайтов. Давайте используем спрайт летучей мыши:

Как мы видим, теперь на экране нашей игры находятся 2 спрайта - летучая мышь и кот.

Мы можем изменить положение спрайтов, просто передвинув их мышкой в окне просмотра нашей игры.

Таким же образом мы можем добавить и фон в нашу игру - нажмем на правую нижнюю кнопку в разделе «фон» и выберем тот, который нам подходит:

Scratch программирование для детей онлайн: первый код

Давайте напишем первую программу. 

В окне спрайтов подсвечен активный спрайт - то есть тот, для которого в данный момент мы будем ставить блоки кода. Давайте выберем спрайт кота.
Игра начинается с момента нажатия на флажок. Если мы нажмем на него сейчас, то ничего не произойдет, потому что в нашей игре нет ни одной команды, которая могла бы выполниться.

Во вкладке с блоками переходим в раздел «События». Видим, что все блоки различаются по цветам, а цвет у блоков событий - желтый. 

Перетащим в основное поле блок «когда флаг нажат». С него начинаются большинство программ в скретче для детей онлайн.

Теперь научим нашего кота говорить. Для этого перейдем к блокам внешнего вида. Нам нужны блоки «Сказать» и «говорить».  Эти блоки выводят на экран игры сообщение от спрайтов. «Сказать» - оставляет сообщение до конца игры, а блок «Говорить» будет выведен лишь на определенное количество секунд, после чего исчезнет.

Давайте пропишем диалог между котом и летучей мышью. После блока «Когда флаг нажат» добавим блок «Говорить» с текстом «Привет». Запустим нашу игру и посмотрим, как наш кот поздоровался с нами:

Теперь перейдем к спрайту летучей мыши и добавим ей такие же блоки. Как видим, теперь наши спрайты здороваются одновременно:

Давайте это исправим, добавив блок «Ждать» из раздела «Управление». Он позволяет остановить выполнение блоков на какое-либо время. Поставим блок между «Когда флаг нажат» и «Говорить» - теперь наша летучая мышь будет отвечать через секунду после кота.

Таким образом, чередуя блоки «Говорить» и «Ждать», мы можем сделать диалог между двумя спрайтами. Попробуйте самостоятельно написать такую программу, в которой кот познакомится и подружится с летучей мышью. А если захотите, то можете взять любых других персонажей. Программу можно видоизменить: например, в качестве первого вводного урока Скретч для детей сделать так, чтобы кот говорил не «Привет», а «Мяу».

Детское программирование на Scratch: учимся управлять проектом

Каждая ваша программа – это проект: если вы создали игру в приложении, то вы можете сохранить ее. Для этого в меню «Файл» нужно выбрать пункт «Сохранить на свой компьютер».
Если вы работали на сайте, то, нажав на значок папки, сможете увидеть список своих проектов. Вы сможете вернуться к проекту и доработать его, либо нажать на кнопку «Поделиться» и отправить его друзьям.

Как видим, все очень просто. Базовые инструкции Scratch программирования для детей бесплатны и доступны всем желающим на YouTube в формате видеоуроков. 

Если вам понравился вводный урок и вы научили вашего Скретчера здороваться, есть еще пара интересных бесплатных мини-уроков с подробными инструкциями:

  1. Создание движущегося фона в Scratch;

  2. Создание игры «Крокодил-дантист».

Все, что нужно — это повторять действия за преподавателем в видео. Таких уроков будет достаточно, чтобы поверхностно познакомиться с визуальным кодингом и создать первые программы. Но если ребенок планирует углубленно развиваться в программировании, рекомендуем обратить внимание на Scratch уроки для детей в школе программирования «Пиксель». На специализированных курсах у ребенка будет больше мотивации научиться кодить: опытные преподаватели не только понятно и доступно объяснят материал, но и проконтролируют успеваемость, дадут обратную связь по успехам школьника, а также ответят на самые каверзные вопросы и помогут решить самые сложные проблемы.

Комментарии (5)


  1. blib
    23.08.2024 15:18
    +2

    Очень сильно рекомендую попробовать Snap!
    https://snap.berkeley.edu/
    ничего устанавливать не нужно, работает в браузере.
    Кроме обычных блоков там добавлена возможность делать свои собственные блоки. И ряд блоков которые превращают его в нормальный функциональный язык. Это прежде всего списки, замыкания, функции высшего порядка и пр. Гораздо веселее ;)
    Есть макросы!


    1. Newm
      23.08.2024 15:18

      Ребенку это (работа с переменными) лишнее. На самом деле в процессе обучения перебор хуже чем недостаток. Хотя для тех, кто уже освоил скретч, вполне возможно, что стоит попробовать снап, благо внешне там почти все тоже самое.


  1. Android1983
    23.08.2024 15:18

    Привет. Я конечно не специалист в обучении, особенно программированию. Но у меня есть подозрение что забивать язвыками подобие Scratch детские головы не самая лучшая идея.
    Я тоже хоть вырос не на Scretch но рос на BASIC и в полной мере не осознал того что программирование это не только мини программки но и большие проекты.
    По причине постоянного написания мини программ да ещё и на простых языках программирования для меня было сложно преодолеть барьер написания более крупных и сложных программ или больших частей большой программы.
    У меня всё время не хватало каких-то навыков о которые я вспомнить сходу не возьмусь но в будущем я соберу список чтобы хотябы частично его описать. Я до сих пор путаюсь если программа превышает код более 100-200 строк кода (точную цифру сказать сейчас уже тяжело сказать так как 100 строк кода я уже пишу уверенно а 200 для меня иногда ещё вызывают сложности). Да рефакторинг кода решает проблемы в работе кода свыще 200 строк, но это отнимает время.
    Скажу как и местами уже говорил что обучать программированию нужно на реальных языкаж программирования хотя бы с python и с возраста не младше 10 лет. Тогда у обучающихся будет совсем другой опыт и понимание того а их ли это. На Scretch такое понимание получить почти невозможно так как сложность языков программирования пока не видна, а потом ты ловишь себя на мысле а что если я продолжу но человек может просто не иметь нужных навыков чтобы продолжать и также думать что всё программирование похоже на Screth по это увы не так. Да IT лт части похоже на Screth но только не программирование более сложных и ответственных программ, а не личных проектов как хобби.
    Спасибо за статью было полезно почитать чужое мнение и высказать своё.


    1. taenur
      23.08.2024 15:18

      Мне кажется навык составлять мини программки это неплохо и весьма пригодится в работе в дальнейшем, чем вздыхать что "это же программирование, даже пробовать не хочу, лучше руками". У меня навыка писать мини скрипты и макросы нет. Батники больно делать, если не считать накидать запрос в базу, с таблицами давно не работаю - там периодически макросы делал.

      Вот дальше не пропустить момент и начать мыслить шире - интересный вопрос. С ребенком с прошлой недели делали пару мини интерактивных развлечений и стало понятно, что без плана как сформировать базу я могу только точечно отреагировать на вопросы и помочь достичь результата скорректировав алгоритм. А базу и переключить образ мышления - надо подготовиться и хотя бы отсмотреть планы курсов, когда что желательно начать рассказывать. Это нужно и для того, чтобы перешагнуть за планку - нажми на кнопку, получишь результат. Мой ребенок может сейчас не осилит реальный язык(ей 9), но позже, когда столкнется, надеюсь придет с пониманием базовых вещей и останется переструктурировать их.

      А еще становится все больше lowcode решений, где опыт пригодится - там тоже в идеале "надо быть программистом" - зависит от степени зрелости платформы, но можно довольно долго жить и с базовыми навыками.


    1. BaboonR800
      23.08.2024 15:18

      Язык это средства выражения мысли и все. Скреч помогает развивать логику, вроде это важно, а не какой язык разработки и ждать "когда дорастешь до языка Х", это странно.