Язык программирования Scratch — это относительно молодой язык, который появился в 2007 году как способ обучения детей кодингу. Он прост, интерактивен и доступен для ребят, так как в нем не нужно писать строчки кода, составлять скрипты с тегами и классами, подключать внешние библиотеки. Scratch сравним с детской компьютерной игрой: у вас есть сцена, на которой происходит действие с персонажами. Они могут прыгать, бегать, кидать мяч, гонять на машинках и выполнять любые другие действия. Чтобы создать в Скретч программу, нужно построить её из специальных «кирпичиков» — цветных блоков-операторов. Так, при помощи синих блоков мы перемещаем объект на поле, зеленым блоком проводим все математические действия и настраиваем логику, красным задаем значения переменных и так далее.
Несмотря на отсутствие традиционного кода, в ходе такого обучения Scratch для детей бесплатного или другого формата усваиваются самые важные моменты программирования, сама его суть:
Последовательность действий. В программировании все строго подчинено иерархии действий, которые нужно выполнять одно за другим, чтобы получить работающий код. В скретч ребенок также этому учится, располагая цветные кирпичики в нужной последовательности.
Знакомство с алгоритмами. Алгоритмы в информатике подразумевают собой набор определенных правил, инструкцию, при выполнении которой достигается тот или иной результат. Тут же ребенок знакомится и с условиями, с помощью которых можно составить алгоритм, и с их типами. Эти знания — фундамент для любой дальнейшей учебы как в программировании, так и в обычной жизни.
Кроме этого, такая своеобразная игра в Скретч учит ребенка решать сложные задачи, мыслить логически, раскладывать, казалось бы, нерешаемые вопросы на более мелкие составляющие.
Таких знаний достаточно для базового уровня кодинга. Инструменты редактора позволяют сделать многое и практически не ограничивают фантазию ребенка. Поэтому уроки Скретч для детей активно используются ИТ-школами и отдельными педагогами в качестве эффективного инструмента обучения.
Скретч программирование для детей: бесплатные уроки по созданию игр и интересные факты
Рыжего кота, который есть в логотипе редактора и с которым мы дальше будем много работать, зовут Скретчер.
Скретч не уступает в популярности «взрослым» языкам программирования. Каждый день на платформе появляется более 30 тысяч игр и мультфильмов, которые создают пользователи по всему миру. А общее число увлеченных визуальным кодингом перешагнуло за отметку 20 миллионов человек.
Среда Скретч идеально подходит для создания ретро игр. Например, чтобы выпустить Пакмана, нужно в окне программы построить лабиринт и создать скрипт из блоков, чтобы желтый монстр бегал так же, как в оригинальной игре.
При помощи инструментов Scratch легко создать фанатскую версию самой знаменитой игры мира волшебников — квиддич. В ней будет также два кольца и основной мяч, который надо забрасывать для получения очков. При помощи встроенного редактора можно даже создать персонажей, похожих на гриффиндорца и ученика факультета Слизерин.
Аналог Doodlejump в Скретч. Всем знакомого зеленого пришельца этого платформера можно поменять на рыжего кота, и тогда игра будет называться Scratchjump. Правила в ней будут такие же: прыгать до бесконечности, поднимаясь уровень за уровнем.
Играем в кальмара на платформе Скретч. Помните, что одно из испытаний в серале состояло в том, чтобы ровно по контуру вырезать печенье? Так вот, в Scratch можно сделать такую же игру. Но в детской версии вместо иголки будет компьютерная мышка, а количество попыток для идеального результата не ограничено.
Звук в Скретч. Один из наглядных примеров, как можно интересно добавлять звуковые команды в скретч, является симулятор пианино. Если зайти на сайт, то мы там найдем более 100 вариантов самых разных игр на виртуальном музыкальном клавишном инструменте. Создать такую игру в скретч можно, если каждой клавише задать три состояния: без звука (покой), отсутствие звука и проигрывание ноты. В этом случае каждая клавиша будет спрайтом со своими настройками.
Программирование Scratch онлайн: первый запуск и знакомство
А теперь давайте пройдем самый первый урок Scratch для детей и узнаем больше об этом детском языке программирования.
Скретч — визуальная среда программирования. Язык Scratch для детей помогает изучить основы программирования, научиться работать со спрайтами и анимацией, а также создать собственную игру. Программы из блоков помогут с легкостью освоить азы кодинга даже самым маленьким пользователям, а процесс разработки проекта будет интересным и веселым. Начать можно даже с самых простых проектов, а возможности для развития почти безграничны.
В этом уроке Scratch программирования для детей мы узнаем, как создать аккаунт, скачать приложение на компьютер, рассмотрим интерфейс программы и создадим первый проект.
Программирование для детей на языке Scratch: регистрация
Первым делом откроем сайт scratch.mit.edu/ и нажмем на «Присоединяйся»:
Далее необходимо придумать имя аккаунта и пароль. После чего заполнить страну, дату рождения и указать почту. Видим, что даже этап создания аккаунта полностью направлен на детей и не содержит никаких сложных элементов.
Основы программирования Scratch: загрузка приложения
Пользоваться средой скретч обучения детей можно не только на сайте, но и с помощью приложения на компьютере или ноутбуке.
Давайте скачаем программу Scratch 3.0 себе на компьютер. Так мы сможем зайти в редактор и создать игру даже без интернета.
Необходимо перейти на страницу scratch.mit.edu/download и выбрать операционную систему вашего компьютера. В нашем примере показана установка для MacOS.
Загружаем установочный файл и открываем его:
Проследуем инструкции по установке и откроем приложение.
Теперь мы уже можем начинать работу. Программы в скретч можно разрабатывать как в приложении, так и на сайте, выбрав вкладку «Создавай».
Плюсом работы в приложении является доступ к проектам без интернета, однако в онлайн-режиме на сайте дети получат возможность публиковать свои работы для других пользователей.
Интерфейс в Скретч программировании онлайн для детей
Давайте познакомимся с интерфейсом редактора, чтобы дальнейшие уроки программирования в Scratch были более понятными.
В самом начале при открытии редактора мы видим 4 зоны:
Вкладку с блоками, из которых мы можем сделать программу для нашего спрайта (слева).
Поле (сцена), на котором мы будем располагать наши блоки (по центру).
Окно просмотра нашей игры (справа сверху).
Окно со спрайтами и фонами.
Scratch обучение для детей: спрайты
Первым делом давайте рассмотрим спрайты, так как с ними будет взаимодействовать пользователь нашей игры.
Когда мы создаем новую программу, у нас всегда будет лишь спрайт кота.
Давайте попробуем добавить другой спрайт. Для этого нужно нажать на кнопку справа снизу и выбрать в открывшемся окне один из многих уже готовых спрайтов. Давайте используем спрайт летучей мыши:
Как мы видим, теперь на экране нашей игры находятся 2 спрайта - летучая мышь и кот.
Мы можем изменить положение спрайтов, просто передвинув их мышкой в окне просмотра нашей игры.
Таким же образом мы можем добавить и фон в нашу игру - нажмем на правую нижнюю кнопку в разделе «фон» и выберем тот, который нам подходит:
Scratch программирование для детей онлайн: первый код
Давайте напишем первую программу.
В окне спрайтов подсвечен активный спрайт - то есть тот, для которого в данный момент мы будем ставить блоки кода. Давайте выберем спрайт кота.
Игра начинается с момента нажатия на флажок. Если мы нажмем на него сейчас, то ничего не произойдет, потому что в нашей игре нет ни одной команды, которая могла бы выполниться.
Во вкладке с блоками переходим в раздел «События». Видим, что все блоки различаются по цветам, а цвет у блоков событий - желтый.
Перетащим в основное поле блок «когда флаг нажат». С него начинаются большинство программ в скретче для детей онлайн.
Теперь научим нашего кота говорить. Для этого перейдем к блокам внешнего вида. Нам нужны блоки «Сказать» и «говорить». Эти блоки выводят на экран игры сообщение от спрайтов. «Сказать» - оставляет сообщение до конца игры, а блок «Говорить» будет выведен лишь на определенное количество секунд, после чего исчезнет.
Давайте пропишем диалог между котом и летучей мышью. После блока «Когда флаг нажат» добавим блок «Говорить» с текстом «Привет». Запустим нашу игру и посмотрим, как наш кот поздоровался с нами:
Теперь перейдем к спрайту летучей мыши и добавим ей такие же блоки. Как видим, теперь наши спрайты здороваются одновременно:
Давайте это исправим, добавив блок «Ждать» из раздела «Управление». Он позволяет остановить выполнение блоков на какое-либо время. Поставим блок между «Когда флаг нажат» и «Говорить» - теперь наша летучая мышь будет отвечать через секунду после кота.
Таким образом, чередуя блоки «Говорить» и «Ждать», мы можем сделать диалог между двумя спрайтами. Попробуйте самостоятельно написать такую программу, в которой кот познакомится и подружится с летучей мышью. А если захотите, то можете взять любых других персонажей. Программу можно видоизменить: например, в качестве первого вводного урока Скретч для детей сделать так, чтобы кот говорил не «Привет», а «Мяу».
Детское программирование на Scratch: учимся управлять проектом
Каждая ваша программа – это проект: если вы создали игру в приложении, то вы можете сохранить ее. Для этого в меню «Файл» нужно выбрать пункт «Сохранить на свой компьютер».
Если вы работали на сайте, то, нажав на значок папки, сможете увидеть список своих проектов. Вы сможете вернуться к проекту и доработать его, либо нажать на кнопку «Поделиться» и отправить его друзьям.
Как видим, все очень просто. Базовые инструкции Scratch программирования для детей бесплатны и доступны всем желающим на YouTube в формате видеоуроков.
Если вам понравился вводный урок и вы научили вашего Скретчера здороваться, есть еще пара интересных бесплатных мини-уроков с подробными инструкциями:
Все, что нужно — это повторять действия за преподавателем в видео. Таких уроков будет достаточно, чтобы поверхностно познакомиться с визуальным кодингом и создать первые программы. Но если ребенок планирует углубленно развиваться в программировании, рекомендуем обратить внимание на Scratch уроки для детей в школе программирования «Пиксель». На специализированных курсах у ребенка будет больше мотивации научиться кодить: опытные преподаватели не только понятно и доступно объяснят материал, но и проконтролируют успеваемость, дадут обратную связь по успехам школьника, а также ответят на самые каверзные вопросы и помогут решить самые сложные проблемы.
Комментарии (5)
Android1983
23.08.2024 15:18Привет. Я конечно не специалист в обучении, особенно программированию. Но у меня есть подозрение что забивать язвыками подобие Scratch детские головы не самая лучшая идея.
Я тоже хоть вырос не на Scretch но рос на BASIC и в полной мере не осознал того что программирование это не только мини программки но и большие проекты.
По причине постоянного написания мини программ да ещё и на простых языках программирования для меня было сложно преодолеть барьер написания более крупных и сложных программ или больших частей большой программы.
У меня всё время не хватало каких-то навыков о которые я вспомнить сходу не возьмусь но в будущем я соберу список чтобы хотябы частично его описать. Я до сих пор путаюсь если программа превышает код более 100-200 строк кода (точную цифру сказать сейчас уже тяжело сказать так как 100 строк кода я уже пишу уверенно а 200 для меня иногда ещё вызывают сложности). Да рефакторинг кода решает проблемы в работе кода свыще 200 строк, но это отнимает время.
Скажу как и местами уже говорил что обучать программированию нужно на реальных языкаж программирования хотя бы с python и с возраста не младше 10 лет. Тогда у обучающихся будет совсем другой опыт и понимание того а их ли это. На Scretch такое понимание получить почти невозможно так как сложность языков программирования пока не видна, а потом ты ловишь себя на мысле а что если я продолжу но человек может просто не иметь нужных навыков чтобы продолжать и также думать что всё программирование похоже на Screth по это увы не так. Да IT лт части похоже на Screth но только не программирование более сложных и ответственных программ, а не личных проектов как хобби.
Спасибо за статью было полезно почитать чужое мнение и высказать своё.taenur
23.08.2024 15:18Мне кажется навык составлять мини программки это неплохо и весьма пригодится в работе в дальнейшем, чем вздыхать что "это же программирование, даже пробовать не хочу, лучше руками". У меня навыка писать мини скрипты и макросы нет. Батники больно делать, если не считать накидать запрос в базу, с таблицами давно не работаю - там периодически макросы делал.
Вот дальше не пропустить момент и начать мыслить шире - интересный вопрос. С ребенком с прошлой недели делали пару мини интерактивных развлечений и стало понятно, что без плана как сформировать базу я могу только точечно отреагировать на вопросы и помочь достичь результата скорректировав алгоритм. А базу и переключить образ мышления - надо подготовиться и хотя бы отсмотреть планы курсов, когда что желательно начать рассказывать. Это нужно и для того, чтобы перешагнуть за планку - нажми на кнопку, получишь результат. Мой ребенок может сейчас не осилит реальный язык(ей 9), но позже, когда столкнется, надеюсь придет с пониманием базовых вещей и останется переструктурировать их.
А еще становится все больше lowcode решений, где опыт пригодится - там тоже в идеале "надо быть программистом" - зависит от степени зрелости платформы, но можно довольно долго жить и с базовыми навыками.
BaboonR800
23.08.2024 15:18Язык это средства выражения мысли и все. Скреч помогает развивать логику, вроде это важно, а не какой язык разработки и ждать "когда дорастешь до языка Х", это странно.
blib
Очень сильно рекомендую попробовать Snap!
https://snap.berkeley.edu/
ничего устанавливать не нужно, работает в браузере.
Кроме обычных блоков там добавлена возможность делать свои собственные блоки. И ряд блоков которые превращают его в нормальный функциональный язык. Это прежде всего списки, замыкания, функции высшего порядка и пр. Гораздо веселее ;)
Есть макросы!
Newm
Ребенку это (работа с переменными) лишнее. На самом деле в процессе обучения перебор хуже чем недостаток. Хотя для тех, кто уже освоил скретч, вполне возможно, что стоит попробовать снап, благо внешне там почти все тоже самое.