В XXI веке количество информации исчисляется гигантскими цифрами. По последним исследованиям, среднее количество информации, которое создается ежедневно — это 2,5 квинтиллиона байт данных. Для сравнения: диаметр нашей с вами галактики составляет квинтиллион километров. Известно также, что порядка 90% всех данных были сгенерированы за последние 2 года.

Человеку не по силам обработать весь этот объем данных. Поэтому в наше время так важно развивать цифровую грамотность, чтобы не «утонуть» в потоке данных, а уметь с ним работать. В особенности это касается подрастающего поколения, для которых мир цифры с рождения ближе и естественнее, чем взрослым. Именно по этой причине детям для развития ключевых навыков рекомендуют заниматься программированием.

Польза программирования в детском обучении состоит не только в том, чтобы вырастить из ребенка успешного разработчика. Это как раз-таки второстепенная задача. А вот получение практических знаний и умений, которые ребенку пригодятся в других сферах жизни, это главная цель.

Занятия программированием помогают развить:

  • Вычислительное мышление. Благодаря ему ребенок может четко формулировать проблему, искать решения и анализировать результат. Самое главное в этом, что при программировании дети учатся делать это самостоятельно, исходя из собственного опыта, а не основываясь на мнении о том, как это должно быть.

  • Навык решения задач. Если ребенок научится делить сложные задачи на более простые при написании кода, то такой навык он сможет легко применить в любой другой сфере. Это помогает эффективно достигать результатов и ставить новые цели.

  • Креативное мышление. Несмотря на еще существующие стереотипы, программирование может стимулировать фантазию ребенка и развивать творческую «жилку». На уроках дети сперва придумывают свои собственные идеи для игр, мультфильмов, анимации, а потом при помощи инструментов разработки воплощают их в жизнь.

  • Навык непрерывного обучения. Это один из важнейших навыков современного человека. Да, во все времена фразы «Учиться никогда не поздно» и «Учиться можно всю жизнь» были актуальны. Но в XXI веке это острая необходимость, так как появляется огромное количество новой информации и быстро меняются технологии. На уроках программирования дети постоянно совершают ошибки, но это воспринимается не как удар, а как естественный опыт. Такой щадящий способ работы над ошибками помогает сформировать у ребенка мнение о том, что неправильные решения — это не провал, а путь, которым он идет до результата.

И это ещё не весь список навыков и пользы, которую дает программирование для детей. Добавьте сюда улучшение учебной мотивации, вычислительное участие в проектной работе, развитие коммуникации.

Программирование на Python для детей

Одним из популярных языков программирования для детского ИТ-образования является питон, который используется как язык программирования с нуля для детей. И вот почему:

  • У языка простой синтаксис. Команды и операции в целом напоминают английский язык, поэтому школьнику интуитивно понятнее работать с такими скриптами на курсах пайтона для детей.

  • Питон для детей универсален, он используется для программирования в разных областях. Так, при помощи пайтона дети могут создать игру, написать код для простой нейросети или создать чат-бота для меню в Minecraft.

  • Python остается в лидирующих позициях по популярности и востребованности языков программирования. И эта тенденция сохранится, так что осваивая питон сейчас, в будущем ребенок может стать успешным разработчиком.

  • У языка большая библиотека с готовыми кодами, которые можно использовать в работе над своими проектами. Это не означает, что обучение идет хуже и ребенок меньше учится. Наоборот, он учится работать с библиотеками и искать наиболее эффективное решение для своей программы. В программировании нет такого KPI, как ручное написание кода: все определяется тем, работает код или нет.

  • Знание питона, языка программирования для детей, можно использовать не только для создания игр и задач кодинга. Освоив базу, ребенок сможет сам прописывать, например, скрипты для автоматизации табличного редактора.

  • В мире большое количество программистов, в стеке которых есть Python. Многие из них с удовольствием делятся опытом в блогах, пишут обучающие статьи и инструкции. Так что ребенок, обучаясь программированию на питоне, без труда найдет дополнительные курсы по питону для детей онлайн бесплатного формата, уроки и гайды на просторах интернета.

Для наглядности результатов обучения детей языку программирования Python расскажем о проектах, которые созданы учениками школы «Пиксель» на курсе пайтон программирования для детей. Ребятам не больше 9-11 лет, однако им это не мешает успешно осваивать программу.

Python для подростков и детей: создаем калькулятор

Мы все привыкли к калькулятору как к инструменту для вычислений, и мало кто задумывается, как он работает. А вот Павел, автор проекта и ученик, решил разработать свою версию вычислительного устройства с нуля.

При помощи возможностей языка Python и работы с математическими функциями ученик сделал калькулятор, который может складывать и делить числа, возводить число в разные степени. Также Павел для калькулятора прописал правило, при котором на 0 делить нельзя. Если мы попробуем поделить какое-то число на 0, то всплывет соответствующее уведомление.

Еще один калькулятор создал 11-летний Александр, ученик курса Python:

«Свой проект «Калькулятор» я создавал вместе с наставником курса. Он работает, как и все подобные устройства: в нем есть арифметические действия, такие как деление, умножение, вычитание, сложение. Кроме этого, есть кнопки возведения во вторую, в третью степень, извлечение корня и возведение в заданную пользователем степень, например, в пятую». 

Все эти функции Александр прописал в коде, и они полностью функционируют.

Создавая подобные, казалось бы, привычные устройства, дети разбирают и анализируют с нуля весь функционал, определяют, зачем он нужен и чем полезен пользователям. Так они не только быстрее учатся программировать, но и улучшают понимание математики в целом.

Александр в видео рассказывает, что обычно требуется возвести число во вторую или третью степень, поэтому такие кнопки есть в его проекте. Но для исключительных запросов он также предусмотрел возможность возведения числа в другие степени.

По кнопке Clear, которая на калькуляторе обозначена как «S», ученик задал функцию очищения поля вычислений. С её помощью можно удалить одно арифметическое действие и перейти к другому.

Кнопки всех арифметических операций, их расположение, цвета, кнопка очистки прописаны в коде. В видео можно посмотреть наглядно, как Александр описывает код и показывает, в какой его части находится тот или иной функционал калькулятора.

Подобные проекты на питоне могут создавать дети и более младшего возраста, с 9 лет. На уроках программирования для детей с ребятами работает педагог, которым помогает разобраться с кодом, следит за успехами каждого школьника и дает обратную связь.

Python для детей: проект «Электронная книга»

Еще один проект ученика курса по пайтону для подростков и детей Игоря Собчука. 

«Я создал проект — электронную книжку. Тут можно перелистывать страницы назад и вперед, при этом каждая страница пронумерована, и мы можем это увидеть в проекте» — говорит о своем проекте Игорь.

Через демонстрацию кода Игорь объясняет, как создавал свой проект и где располагаются отдельные элементы книги. Сначала импортируется нужный модуль Tkinder, затем идет настройка функций и переменных. Переменные LST – это сама книжка со всеми страницами. Затем мы можем увидеть название размер окна (книги) и заданное условие того, что размеры зафиксированы и изменить их нельзя. Далее настраивается фрейм, в котором размещаются все нужные элементы. В лейбл помещается непосредственно сам текст страницы.

Для перелистывания страниц вперед Игорь запрограммировал кнопку bRight, соответственно, bLeft – это кнопка, которая позволяет нам перелистать назад. Page – это номер страниц. Дальше видим в коде функцию «right», которая также нужна, чтобы наладить механизм перелистывания.

Когда мы дойдем до конца книжки, увидим, что номер страницы будет равен «LST – 1», потому что каждый индекс начинается с нуля. В этом случае функция прекращает свою работу. Если условие не срабатывает, то к нашему номеру страницы прибавляется единица и текст страницы обновляется до новых страниц. Аналогично с перелистыванием назад при помощи кнопки и функции «Left», только меняется условие.

Программа, которую создал Игорь на курсе по языку Python для детей, показывает наглядно, как работают современные цифровые платформы для чтения книг.


Эти и другие проекты ребята создают на онлайн-курсах питон программирования для детей самостоятельно при поддержке преподавателей. Такой формат обучения, когда работа ведется с конкретными проектами, позволяет глубже погрузиться в особенности программирования, а значит и лучше усвоить материал. И чтобы создать подобный калькулятор, электронную книгу или игру, не нужно начальных навыков кодинга или углубленных знаний математики. Все изучается в процессе уроков последовательно, от простого к сложному.

А как вы считаете, является ли язык Python для детей лучшим для первого знакомства с серьезным программированием? 

Комментарии (2)


  1. ParaMara
    26.08.2024 15:25

    А как вы считаете, является ли язык Python для детей лучшим для первого знакомства с серьезным программированием?

    Спрашивают - отвечаю. Я считаю так - ну не знает дитя чего ему надо, особенно не попробовав. Значит нужен тот язык, у которого больше возможных применений. А определяются применения доступными платформами и набором библиотек. И ещё считаю - терпилами не рождаются, не будет дитя сохранять интерес если нужно много в инструментарии ковыряться, включая ждать пока что-то там соберётся.

    Eliminate all other factors, and the one which remains must be the truth.

    Но остаётся двое, one Dark Lord and one Apprentice Python и JavaScript. И тогда возникает вопрос.

    Мы покупаем или продаём?

    В смысле - мы учим будущего разработчика который будет продавать приложения или свою способность их делать, или мы учим человека который будет использовать компьютер для себя, либо как помощь в работе либо вообще как объект потребления? Личное мнение - в первом случае - JavaScript, во втором - Python.

    Поскольку программисты - не большинство, то да, считаю «научно» доказанным что Python - лучший язык. Если, конечно, умелый педагог в конкретном случае не заметит оснований считать иначе.

    Кроме того, как мне кажется, ещё два обстоятельства подталкивают к Python. На голом смартфоне ему учить проще и есть anvil.works со товарищи позволяющие использовать Python вместо JavaScript легче чем наоборот.

    P.S. Кажется мне, что курс программирования на iPad в Playgrounds мог бы получиться интересным.


  1. minaevmike
    26.08.2024 15:25
    +3

    Выглядит как чисто рекламный пост.