Привет, меня зовут Иван Трефилов. Я руководитель проектов в департаменте системной интеграции СИГМЫ. Наш департамент обеспечивает подготовку ИТ-инфраструктуры для заказчиков и ее сопровождение, в том числе дежурное администрирование. В этой статье я расскажу о своей карьере в ИТ, а если конкретнее — как за 9 месяцев я вырос из администратора в руководителя проектов.

В СИГМЕ я работаю уже 1 год и 2 месяца. Сейчас веду 2 проекта внедрения и 3 проекта сопровождения. Но обо всем по порядку.

Как я попал в ИТ

Образование у меня гуманитарное, но, как оказалось, чтобы «вкатиться» в ИТ, не обязательно учиться на программиста.

Сначала я работал в сфере общественного питания. Там моя карьера развивалась достаточно долго — путь от официанта до владельца ресторана занял целых 13 лет. Достигнув всех, как мне казалось, высот в этой сфере, я решил кардинально изменить свою жизнь.

Учитывая мое образование в области управления, рекламы и PR, а также хорошие коммуникативные навыки, я решил, что смогу успешно работать менеджером по продажам, и устроился в ИТ-компанию, которая занимается разработкой систем для комплексной автоматизации бизнеса. Спустя полтора года работы там я осознал, что меня больше привлекает проектное управление. Однако стать руководителем проектов без необходимого опыта невозможно, и мне пришлось начинать свой путь к мечте сначала.

Первой ступенью для себя я определил позицию координатора проектов или же администратора. Это позволяло в будущем стать проджектом или руководителем проектов. Так я и устроился в СИГМУ на позицию администратора проектов. Уже спустя примерно полгода я частично работал как руководитель проектов, продолжая параллельно закрывать задачи администратора. Спустя 9 месяцев я стал полноценным руководителем проектов. Об этом подробнее расскажу дальше.   

Да, мой карьерный рост — не случайность. Я изначально шел в компанию с целью стать руководителем проектов, а не на конкретную должность. Кто-то может сказать, что это чересчур самоуверенно, но почему бы и нет? Здоровый энтузиазм никому не мешал. 

Карьерный трек в СИГМЕ

Практически сразу я разузнал у коллег, что к чему. Оказалось, в том департаменте, куда я изначально устроился, карьерный рост многоступенчатый. Сначала ты администратор, потом ведущий админ, затем менеджер проектов. Не то чтобы такой путь меня сильно смущал, но хотелось как-то ускорить этот процесс. А как вы помните, мой сильный навык – коммуникация!

Постепенно вливаясь в коллектив, я общался и с другими департаментами, в том числе с департаментом системной интеграции (ДСИ). Коллегам из ДСИ я изложил профессиональный опыт за всю жизнь, сюда вошли и формальности про образование, мои цели, кем хочу стать и почему должность руководителя проектов мне интересна. Оценив все «за» и «против», они решили попробовать меня в качестве руководителя проектов. Конечно, процесс перехода из одного департамента в другой был согласован с руководителями обоих подразделений. А после я приступил к полноценному освоению новой специальности!

Лирическое отступление: не хочу, чтобы у кого-то сложилось мнение, что я просто красиво говорил и интересно рассказывал о себе. Это да, но… Также я усердно работал, старался показывать высокие результаты по поставленным задачам, чтобы в меня поверили.

Меня не стали направлять на дополнительное обучение, но дали отличного наставника, который всегда помогал, дозировал задачи по мере повышения сложности. Сначала я составлял краткие отчёты и собирал статистику по проектам ДСИ. Затем обновлял статистические данные по проектам в Confluence. Позже мне передали один проект внедрения, сроки по которому значительно сдвинулись. Мне нужно было заключить договоры с заказчиком и подрядчиком, ответственным за выполнение работ, и подготовить закрывающие документы. Проект касался обновления системы хранения данных.

Затем мне поручили задачи, которые требовали более глубокого анализа. Мой наставник предоставил несколько реальных кейсов, их нужно было изучить и предложить свои решения.

После меня начали подключать к двум проектам сопровождения ИТ-инфраструктуры в сбытовых компаниях. По техническим вопросам я старался консультироваться со специалистами, а по управленческим и организационным — с наставником. И вот так эмпирическим путем я постепенно погружался в процесс.

Спустя 3 месяца качественного онбординга, когда я работал на два департамента одновременно, руководство увидело во мне ценность и предложило повышение.

В чем отличие администратора проектов от руководителя

Руководитель проектов и администратор работают вместе, идут в профессии бок о бок. Главное отличие этих специалистов — зона ответственности.

Руководитель проектов ведет проект на протяжении всего его жизненного цикла: составляет техническую карту, подготавливает смету, разрабатывает план работ и распределяет нагрузку между специалистами. Взаимодействует с заказчиком на этапе реализации проекта, контролирует экономический аспект, готовит и подписывает закрывающие документы, следит за соблюдением SLA и выполняет еще много других нетривиальных задач.

Администратор проекта — правая рука руководителя. Его задача — разгрузить руководителя проектов от административных и организационных задач. Администратор отвечает за документационное обеспечение и сопровождение процессов согласования на проекте, ведение и актуализацию данных в системах проектного учета, корректное исполнение бизнес-процессов в рамках проекта. И это лишь вершина айсберга по задачам администратора. Без него руководителю проектов было бы очень тяжело.

Каково это — быть руководителем

Быть руководителем проектов круто! У тебя много интересной работы, общения, коммуникаций, а в моем случае еще и отличная команда. В департаменте системной интеграции нетипичная структура иерархии. У нас есть технические специалисты, конкретно у меня это DevOps-инженеры, дежурные администраторы, те, кто работает с базами данных, администраторы проектов, сетевые инженеры, hardwhare специалисты, эникейщики. Я даю им задачи, они их выполняют, но это нельзя назвать подчинением. Мы все работаем дружно, большой командой.

Как и в любой работе, здесь тоже есть свои сложности: бюрократия, противодействие или отсутствие действий со стороны заказчика, изначально неправильно выстроенные процессы ведения проекта, огромное количество документации, технические сложности в виде предоставления доступов, недостаток знаний по технической части, нехватка времени… Но все трудности можно преодолеть, если грамотно оценивать свои возможности, распределять ресурсы и наладить коммуникацию с командой, руководством и заказчиком.

Если говорить про дальнейший рост, мне интересна должность руководителя направления по поддержке пользователей. Хочу быть ответственным не за конкретный проект, а за направление и всех заказчиков по нему, туда и стремлюсь. Но чувствую, что нужно еще прокачаться, узнать больше технической информации. Я каждый день сталкиваюсь с технической частью, и это позволяет постоянно профессионально развиваться. К тому же мне перешли от предшественника довольно интересные договоры, благодаря ним я теперь очень хорошо разбираюсь в договорных обязательствах. Отличный экспириенс — все это прочувствовать на себе.

Разница в карьерной лестнице

Думаю, в большинстве компаний плавный карьерный рост. Исключение составляют сотрудники, которые берут дело в свои руки и проявляют инициативу, показывая себя на все 150%. Если руководство грамотное, нацеленное на развитие сотрудника и раскрытие его потенциала, оно, естественно, заинтересовано поднимать его выше по должности. Такая практика показывает, что талантливый и инициативный сотрудник и на вышестоящих позициях будет проявлять себя хорошо. 

Я бы сказал, что мой конкретный случай — не классический карьерный рост внутри компании. Однако он показывает — если у тебя есть цель и ты готов активно работать, нет ничего невозможного и даже за 9 месяцев можно из администратора проектов, перепрыгнув через 3 ступени, стать руководителем.

Совет начинающим специалистам

Всегда приходится учиться чему-то новому, ведь каждая организация имеет свою специфику. В нашем случае — это сфера ИТ, где совершенно особая специализация.

Тем, кто только начинает свой путь в ИТ, я бы рекомендовал быть смелее! Пробовать что-то новое, не бояться брать на себя сложные задачи, никогда не молчать, если тебе трудно, а пытаться своевременно доносить это до руководства. Перед тем как идти с проблемой к своему начальству, попытайся решить ее самостоятельно. Продумай 2-3 варианта, которые, как ты видишь, помогут тебе в этом деле, и уже с этими решениями иди к руководителю. Не так важно, хорошие они или не очень, руководитель уже видит, что ты не опускаешь руки в сложных ситуациях. Если же ты просто подходишь и говоришь, что у тебя ничего не получается и тебе ничего не понятно – это совершенно не тот уровень, который хотят видеть руководители.

В завершение

Я рад, что когда-то решился изменить свою жизнь и перейти в сферу ИТ. В СИГМЕ же благодаря поддержке и помощи коллег я раскрылся как профессионал. Наверное, для каждого человека важно чувствовать, что в него верят. Это вдохновляет двигаться вперёд и профессионально развиваться. Я благодарен моим руководителям и наставникам за то, что они поверили в меня и дали возможность проявить себя. 

Вот такая история карьерного трека, уверен, что впереди меня ждет еще много непростых, но интересных вызовов.

Буду рад, если вы поделитесь своим опытом в комментариях. Как развивалась ваша карьера, с какими сложностями вы сталкивались и что помогло их преодолеть?

Комментарии (1)


  1. DDroll
    23.08.2024 14:45
    +4

    Честно? Мне прямо физически больно от таких статей. Люди рассказывают, как толком не поработав в отрасли и даже маломальски не вникнув в нее, они попадают в ее руководители. Поздравляем, еще один "эффективный менеджер" вылупился. Хотя местами мне казалось, что эта статья - тонкий сарказм, но в целом, такие "карьерные треки" - признак гниения отрасли. Любой, не только IT.