Дисклеймер: это вольный перевод колонки Джона Хермана для издания New York Magazine, выполненный редакцией «Технократии». Подписывайтесь на наш канал «Голос Технократии», чтобы не пропустить новые материалы про рынок ИИ-продуктов.
В июне 2000 года компания Google объявила о своей победе в войне поисковиков, заявив: «Теперь Google будет предоставлять поисковый сервис по умолчанию для Yahoo!». Основатели компании, Сергей Брин и Ларри Пейдж, добавили: «Продолжайте гуглить». И они были правы.
За почти 25 лет Google превратилась в компанию стоимостью 2 триллиона долларов, взяв под контроль самый ценный ресурс Интернета — окно, через которое люди ищут информацию. Google стала оберегать этот ресурс.
За последние два десятилетия появилось несколько хороших альтернатив, но настоящих конкурентов так и не появилось. Microsoft потратила более 100 миллиардов долларов на Bing, но не смогла занять значимую долю рынка. В то же время Google стал нарицательным глаголом.
В начале нулевых Google был лучше, чем каталоги и поисковые системы, которые появились до него, но в последние годы вопрос: «А так ли хорош Google?» — стал неоднозначным. На рынке нет сопоставимых конкурентов. С кем его можно сравнить?
Но теперь, в 2024 году, у Google появились причины для беспокойства. Суд признал компанию монополистом. Поисковая сеть стала менее актуальной благодаря социальным сетям. И, как и Yahoo на пике своего развития, Google становится продуктом, созданным с учётом интересов рекламодателей, а не рядовых пользователей.
А ещё добавился искусственный интеллект. Появление в 2022 году ChatGPT, нового вида сервиса, с помощью которого люди задают вопросы, повергло Google, который сам по себе является мощным искусственным интеллектом, в панику. Google изменил дизайн поиска, чтобы сделать его более похожим на чат-бота, но первые результаты оказались неоднозначными. Тем временем компании, занимающиеся разработкой искусственного интеллекта, делают свои чат-боты более похожими на поисковые системы.
Впервые за многие годы технологические гиганты и стартапы напрямую конкурируют с Google за контроль над доступом к информации, и они считают, что у них есть хотя бы небольшой шанс на победу. И Google, похоже, тоже так считает, если судить по его рискованной затее со склонным к ошибкам генеративным поиском.
В последнее время пользователи могут видеть в результатах поисковых запросов ответы, сгенерированные искусственным интеллектом на основе источников из интернета. Эта функция была протестирована Google в течение года и запущена в мае. Несмотря на некоторые проблемы с внедрением, компания продолжает развивать эту концепцию.
Google внимательно следит за конкурентами, такими как OpenAI, и, как сообщает Ана Алтчек из Business Insider, компания, похоже, перенимает дизайн и функции у OpenAI и AI-стартапа Perplexity.
Беспокойство Google относительно чат-ботов как конкурентов поиска в какой-то степени обосновано. Для некоторых типов запросов даже ранние чат-боты на основе больших языковых моделей (LLM) предлагали более приятный опыт, чем Google. Они объясняли, вступали в диалог, синтезировали и обобщали информацию, хотя иногда могли что-то выдумывать. Однако для многих других запросов они были бесполезны.
В начале 2023 года ChatGPT мог помочь вам с домашним заданием, но не мог сказать, какая команда только что выиграла Суперкубок — он генерировал текст, а не извлекал информацию. Это была принципиально другая система, которая просто имела знакомый интерфейс.
Google всегда было непросто понять, стоит ли объединять ответы, генерируемые искусственным интеллектом, с поиском и как это сделать. В конце концов, Google — это компания, которая получает сотни миллиардов долларов в год от традиционной поисковой рекламы.
Однако за пределами Google происходит нечто более удивительное: чат-боты и инструменты поиска с искусственным интеллектом становятся всё больше похожими на Google. Perplexity, довольно популярный инструмент для поиска, постепенно превратился из чат-бота, который выдаёт множество сносок, в продукт, очень похожий на Google.
Есть список ссылок, помеченных здесь как «источники». Есть виджет, очень похожий на старые «панели знаний» Google, которые появились задолго до генеративного ИИ. В нем даже есть связанные вопросы.
Но в итоге подход Google и сравнительно небольших ИИ-стартапов к решению задачи пользователей один: суммаризированный текст и набор источников, в которых можно прочитать подробности. Но при этом результаты Google из примера немного недостоверны, потому что в их ответе они говорят о чемпионстве в Суперкубке 2020 года, хотя последний раз Chiefs брали кубок в 2024 году.
OpenAI также не отстает от тренда, и недавно они начали тестировать аналогичный продукт — SearchGPT, который является традиционным поисковым движком в сочетании со своим чатботом:
Такого рода конкурентная конвергенция происходит постоянно в сфере технологий — вспомните, как каждая социальная сеть превратила свое приложение в TikTok, в то время как TikTok поглотил функции традиционных, — но забавно видеть, как такой старый и знакомый продукт, как Google, концептуально сливается с такой новой и неопределенно определенной категорией, как чат-боты на основе LLM.
Для Google это прыжок в неизвестность, для ультрараскрученных компаний, занимающихся разработкой ИИ, это шаг от захватывающей новизны к потенциальной прибыли. Но для молодых компаний этот шаг технологически является более простым: они уже тратят кучу денег и времени на сбор и обработку информации в Интернете, так что они вполне могут сделать из этого поисковый продукт.
Ответом на поисковый запрос пользователей будет являться суммаризированный текст в сочетании со списками источников и выдержками из сайтов — это то, чего стоит ожидать от поисковых продуктов в ближайшие годы. Независимо от того, смогут ли эти компании найти решение проблемы противоречия между технологией, которая находит контент, и технологией, которая его генерирует. Компании явно убеждены, что им нужно попытаться.
Это не было бы новой или особенно сложной проблемой для Google, которая и раньше отбивалась от множества компетентных клонов, за исключением двух моментов. Во-первых, вероятным результатом недавнего решения федерального суда о монополии компании на поиск является то, что ей придется расторгнуть сделки с такими компаниями, как Apple, которым она выплачивает миллиарды долларов в обмен на то, что Google является поисковой системой по умолчанию на iPhone и других устройствах.
Это не гарантирует усиления конкуренции — Google, скорее всего, все равно станет поисковой системой по умолчанию для большинства пользователей, по крайней мере в ближайшем будущем, — но это дает возможность компаниям, создающим ИИ-продукты, добавить к ним поисковые возможности и попробовать отнять долю пользователей у Google.
Тем временем такие компании, как Apple, проявляют интерес к использованию чат-ботов, которые могут самостоятельно отвечать на многие базовые вопросы.
Другая проблема заключается в том, что ни один из приведенных выше скриншотов не содержит рекламы. Было бы наивно предполагать, что новое поколение поисковых систем будет сразу же наполнено рекламой. Пока они используют возможность для роста числа пользователей, заставляя Google переделывать свой самый популярный продукт в отрыве от своей основной бизнес-модели.
И здесь снова есть отголоски прошлого. В 1998 году Дэнни Салливан (Danny Sullivan), ныне сотрудник Google, иногда общающийся с журналистами, в, возможно, первом опубликованном обзоре Google Search, описал сильные стороны нового продукта и задался вопросом о его бизнес-модели:
А как насчет результатов? Думаю, многие будут довольны, особенно по всегда популярным однословным и двухсловным запросам. Поиск по слову «Билл Клинтон» вывел сайт Белого дома на первое место. Поиск по слову «disney» вывел на первое место сайт disney.com и такие его разделы, как Disney World, Disney Channel и Walt Disney Pictures. Однако в список попали и интересные альтернативные сайты, такие как Werner's Unofficial Disney Park Links.
Будет ли Google заниматься коммерцией? [Сооснователь компании Ларри Пейдж] не возражает против этого, но говорит, что спешить некуда.
Сравните с Сэмом Альтманом, который в начале этого года заявил, что, хотя OpenAI — «это бизнес, и он найдет, за что брать деньги», он «рад» тому, что может предлагать свой основной продукт бесплатно. И хотя Google в 2024 году — это не совсем Yahoo до наступления нового тысячелетия — он и больше, и лучше соответствует своим новым конкурентам — но он стал мишенью для других, и их доля на рынке — это большой кусок пирога, который многие хотят откусить.
Подписывайтесь на наш телеграм‑канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными статьями.
Revertis
Буду болеть против Гугла, естественно :)