В книге Якова Перельмана «Занимательная физика» было описание наблюдения ландшафта через стереотрубу:
«Трудно описать ощущения, которые испытываешь, когда смотришь в подобные инструменты, — до того они необычайны! Вся природа преображается. Далёкие горы становятся рельефными, деревья, скалы, здания, корабли на море — всё круглится, всё выпукло, расставлено на бесконечном просторе, а не лежит на плоском экране. Вы непосредственно видите, как движется далёкое судно, которое в обыкновенные трубы кажется неподвижным. В таком виде должны были бы представляться наши земные ландшафты сказочным великанам».
В этой книге был раздел, посвящённый стереоэффекту, и приводились несколько картинок, которые при особом способе рассмотрения в плоскости бумажного листа превращались в трёхмерные изображения. Это казалось фантастикой.
Ещё у меня отец увлекался съёмкой на слайд (поясню, слайд — это такая прозрачная гибкая фотоплёнка, позволяющая запечатлеть кадр с хорошей цветопередачей, пригодная для непосредственного наблюдения или проецирования на экран). И у нас был стереоскоп с некоторыми его самодельными стереопарами. В точности такой, как изображён на фотографии.
Уже взрослым я нашёл на барахолке набор промышленно выпускаемых наборов стереопар на различную тематику.
Пару слов о физиологии зрения
Почти все позвоночные обладают парой глаз, разнесённых в пространстве, способными независимо поворачиваться при помощи системы мышц и связок. Эволюционно животные приспособились объединять два независимых изображения для определения расстояния для объектов.
Многие птицы способны как к монокулярному, так и к бинокулярному режиму зрения. Даже у человека внешние (относительно оси затылок-нос) части поля зрения независимы и задействованы для грубой оценки обстановки и детектирования движения. Но в центральных полях зрения в зоне их взаимоперекрытия, мозг производит операцию бинокулярного суммирования (англ).
Важно добавить, что в определении объёма и расстояния до предметов немалую роль играет эффект параллакса из-за постоянных микродвижений головы и перемещения тела в пространстве. Закрыв один глаз, вы сможете почти с той же эффективностью передвигаться и брать предметы.
Зачем это нужно?
Мой интерес к стереосъёмке возник этой весной, и случилось это как внезапное озарение. Я и так люблю фотографию и много снимаю почти каждый день, но стереосъёмка придала ещё больше задора. Она позволила выйти на новый уровень «трёхмерной фотографии», и я хочу вас заразить энтузиазмом.
К тому же такие стереопары могут послужить больши́м подспорьем для цифровых археологов будущего, которые смогут извлечь из ваших кадров значительно больше информации о месте съёмки.
Космическая станция «Луна-13» имела на верхней части две панорамных камеры, разнесённых на некоторое расстояние именно для того, чтобы получить больше информации о рельефе в месте посадки.
Стереокамеры фотохимической эры
Стереосъёмка — совсем не новое изобретение, и более 150 лет назад уже существовали двухобъективные фотокамеры, позволяющие снимать стереопары на фотопластинки.
Лорд Данло со стереокамерой в 1864 году делает снимок. National Library of Ireland on The Commons.
Советская промышленность выпускала в 50–70 годы стереокамеру «Спутник», снимающую на рулонную фотоплёнку формата 120.
Фотография: Bilby.
Выпускались также камеры для плёнки формата 35 мм, всевозможных конструкций. Некоторые имели по три и более объективов.
Фотография: Joost J. Bakker IJmuiden
Цифровые стереокамеры
Компания Fujifilm в 2010-х годах выпускала камеры FinePix Real 3D.
Фотография: John Alan Elson
Фотоаппарат имеет два съёмочных объектива и стереодисплей, который позволяет наблюдать объёмное изображение напрямую глазами.
Двухкамерные самоделки
Как понятно из названия, сетап для стереосъёмки получают путём электрической синхронизации двух одинаковых камер с одинаковыми объективами. Этот способ имеет ряд плюсов: возможность замены объективов для расширения диапазона фокусировки, полноценные матрицы и съёмка в RAW, возможность снимать объекты в движении, производить стереовидеосъёмку, регулировать стереобазу при необходимости.
Фотография: Patenteux
Две синхронизированные камеры, направленные в одну сторону, могут применяться для съёмки со сверхдлинной стереобазой, например, для съёмки объектов ландшафта, облаков и т. п.
Фотография: m43photo.
Стереонасадки на объектив
Я никогда такими аксессуарами не пользовался. Их основной плюс в том, что можно снимать динамические сюжеты, ведь обе половины кадра фиксируются одномоментно. Например, животных, детей, колышущиеся цветы и т. п.
Фотография: Dave Pape
Однообъективный, однокамерный метод
Я подробно хочу рассказать именно про него. Это самый простой метод, не требующий никаких дополнительных покупок и вложений средств. Съёмка ведётся с рук по методике «ча-ча» — перемещения верхней части тела вместе с камерой путём переноса веса с левой ноги на правую.
1) Найдите на объекте интереса приметную деталь, желательно поближе к центру кадра. В моём случае — это ближайшая фара автокрана. Выберите точку фокусировки в видоискателе, чтобы она совпадала с объектом-меткой.
Хорошим подспорьем является внутрикамерный уровень. Но если его нет, не беда, поправите поворот на постобработке. Старайтесь не наклонять камеру по горизонту.
Сдвиньтесь вправо и снимите второй кадр, ориентируясь на индикатор точки фокусировки.
На какое расстояние сдвигать камеру? Всё зависит от вашей творческой задумки и расстояния до объекта. Если до объекта меньше метра, сдвигайтесь на 3-4 сантиметра. Если от метра до нескольких — примерно на межзрачковое расстояние человека. Это около 6 сантиметров. Объекты за сотни метров, для выраженного стереоэффекта требуют стереобазу в десятки сантиметров. Но вы не ограничены никакими рамками, экспериментируйте. Общее правило такое, что с ростом стереобазы эффект приобретает всё более гротескную выраженность. Например, можно добиться ощущения миниатюры при съёмке городского пейзажа, если расстояние между точками съёмки будет в несколько метров.
2) Установите камеру в режим M, если это возможно, и подберите экспозицию, адекватную вашей сцене. Можно поступить проще, если ваша камера фиксирует фокус и параметры экспозиции при полунажатии кнопки. Тогда просто не отпускайте её между кадрами.
3) Старайтесь не медлить между кадрами. Если освещение изменится или в кадре переместятся объекты, получится неприятный эффект визуального дребезжания.
Во время съёмки второго кадра из подъезда вышла женщина, оцените сами, как это воспринимается.
Лучше всего снимать в полный штиль, качающиеся ветки и травинки дадут неприятный эффект. Как на этой паре снимков столетней бани, стоя́щей почти что в лесу.
4) Рекомендую снимать в RAW и обрабатывать его потом дома. Но это вовсе не обязательно.
5) Загрузите кадры в ваш растровый редактор. Я использую Криту, но сгодится почти любой, т. к. преобразования с кадрами будут самыми простыми. Расположите один кадр над другим и сделайте вышележащий полупрозрачным. Я привык располагать внизу левый снимок, вверху правый.
6) Сдвиньте кадры таким образом, чтобы изображения совпали примерно в центре.
7) При необходимости поверните слой, ориентируйтесь на контрастные детали кадра, выравнивайте кадр по горизонту.
8) Обрежьте сюжетно важную часть до квадрата. Можно использовать иную пропорцию кадра, но мне кажется, что квадратное поле оптимальное.
9) Увеличьте размер холста на 100% вправо и сдвиньте нижний (левый) кадр вправо до края.
10) Сохраните результат. Старайтесь не делать изображение слишком резким, при его масштабировании на мониторе могут появиться эффекты «кристаллизации». В идеале нужно делать даунсемплинг таким образом, чтобы изображение показывалось на мониторе 1 в 1, чтобы каждый пиксель картинке соответствовал пикселю монитора. Но это вовсе не обязательно.
Просмотр стереопар
Есть несколько принципиально различных способов просмотра стереопар. Но их общее свойство можно свести к тому, что для левого и правого глаза раздельно демонстрируется предназначенные для них изображения. Левый и правый визуальные каналы.
Мне не хочется искусственно раздувать объём статьи и перечислять их все, тем более что это замечательным образом описано в википедии. Остановлюсь на способах, подходящих под канву повествования и не требующих каких-то специальных средств.
Как показывает практика — это самый простой для освоения способ это перекрёстный, заключающийся в просмотре стереопары «перекошенным» взглядом, когда левый глаз наблюдает поле, находящееся справа, а правый, наоборот.
Наглядное пособие.
Для этого вам нужно сесть перед экраном ноутбука или смартфона чуть дальше, чем вам комфортно и скашивать глаза, будто вы пытаетесь посмотреть на кончик носа, но фокусироваться нужно на экран. Вы заметите, что изображение вначале двоится, но картинки приближаются друг к другу и в какой-то момент «защёлкиваются», и можно наблюдать стереоэффект.
Если при этом осторожно приближать ладони, расположенные между вами и экраном с боков к центру (смыкая их перед собой на расстоянии, будто вы хотите закрыть обзор). По мере их сближения вы заметите, что боковые «побочные» изображения исчезают и остаётся лишь одно, центральное, трёхмерное.
Это происходит из-за того, что вы заслоняете для левого и правого глаза не предназначенное для него соседнее изображение, достигая момента, когда левый глаз видит только правую картинку, а правый — левую.
NB: Не пытайтесь смотреть картинки находящиеся слишком близко и имеющие слишком большие угловые размеры, иначе мышцам глаза приходится перенапрягаться в не физиологичном режиме. А вы можете почувствовать тошноту, двоение в глазах, кратковременное нарушение зрения. Внимательно прислушивайтесь к ощущениям.
NB: Если стереоизображение выглядит странным, будто вогнутым, оно предназначено для наблюдения прямым взглядом. Можно переставить местами половины картинки.
Идеи и неожиданные применения стереосъёмки
▍ Сверхдлинные стереобазы, позволяющие передать объём крупных объектов
Эта стереопара большого 52-метрового валуна, который выступает из южного полушария астероида Бенну, и скалистых склонов. Она была создана учёными по обработке стереоизображений доктором Брайаном Мэем (Гитаристом группы Queen!).
Изображения были получены 1 и 2 декабря 2018 года камерой PolyCam во время последнего сближения космического корабля с астероидом. NASA/Goddard/University of Arizona
Стереовид с воздуха на гору Адзучи, где расположен замок Адзути. Аэрофотоснимки Министерства земли, инфраструктуры, транспорта и туризма, 1982.
▍ Перемещения камеры благодаря движению транспорта
Я взял на ютубе чей-то футаж облаков, снятых с самолёта, и использовал кадры видео как части стереопары.
К сожалению, забыл записать автора и не могу найти.
▍ Стереопары игровых локаций и трёхмерных сцен
Так же можно «сфотографировать» игровые локации путём небольшого смещения камеры.
▍ Поворот и перемещение объекта
На древней стереопаре запечатлена луна в полной фазе со слегка отличающимся положением относительно Земли, этот эффект называется лунными либрациями. Вы, кстати, вполне можете повторить этот опыт и сегодня.
Опубликовано в 1897 T. W. Ingersoll, сфотографировано Prof. Rutherford
▍ Микроскопическая стереофотография
▍ Качающаяся, «одноглазая» стереограмма
Я объединил восемь кадров в анимацию.
Заключение и галерея
Как и прежде, мой основной мотив статьи — мотивационно духоподъёмный, буду рад, если и вас зацепит эта увлекательная тема. Будет вдвойне хорошо, если вы будете делиться своими снимками со всем миром, заливая их в фонд «Викимедиа». Вот тут вы найдёте мои стереопары из статьи с полным разрешением.
Проезд в жилом здании. Северодвинск, район Ягры
Помидор на моём окне.
Последние из телеграфных столбов. Мезень.
Могучее деревянное здание аэропорта Мезень.
Тот же кран, но днём.
Стереоэффект прекрасно наблюдается и на силуэтах.
Миниатюрные радиолампы.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (83)
foxyrus
17.09.2024 13:17+1Вопрос автору, почему объем получается так нарочито "объемным", как будто несколько слоем с эффектом параллакса, там же нет алгоритмов (доп обработки), просто два фото с чуть разных углов?
Medeyko
17.09.2024 13:17+2Потому что раздвигают точки съёмки больше, чем было бы нужно, чтобы вы, глядя на экран, получили бы такую же разницу видимого левым и правым глазом, как если бы смотрели вживую. Поэтому изображение кажется "усиленно" объёмным.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17+2Господин @Medeyko верно сказал, эффект объёма тем выше, чем больше расстояние между "глазами" (точками съёмки) но есть предел после которого изображение перестаёт суммироваться мозгом.
Тот же эффект может быть достигнут при наблюдении в бинокль. Он, собственно, для того и предназначен, обеспечивать возможность дальнего стереовидения.
Readme
17.09.2024 13:17+1Немного дополню озвученные ответы: да, "сила" объёмности зависит от т.н. стереобазы, то есть расстояния между фотоприёмниками (зрачками, объективами стереокамеры/бинокля и пр.). С помощью изменения этого расстояния в VR-приложениях настраивается масштаб сцены относительно пользователя: например, по умолчанию в Google Earth VR мир кажется игрушечным, потому что расстояние между камерами рендеринга равно десяткам/сотням метров, но активация режима "Human Scale" выставляет стереобазу в единицы-десятки сантиметров, что сразу меняет масштаб мира.
Увы, слишком короткая стереобаза (~6 см, межзрачковое расстояние) хоть и должна верно передавать масштаб, но делает два отрендеренных изображения слишком слабо различающимися, что при недостаточном разрешении дисплеев приводит к проблеме "плоской" сцены без параллакса — как в старых игрушках, когда пейзажи запекались в текстуру и натягивались на плоскость.
SmirnoffA
17.09.2024 13:17+5Не смотря на то, что по мнению автора "перекрёстный" способ просмотра самый простой, я о нём слышу впервые. Как мы можем увидеть стереоизображение, если снимки переставлены? Что-то тут не так.
Я как в "Науке и жизни", стараюсь смотреть "насквозь", чтобы оптические оси глаз были параллельны. Для этого сначала приближаю к носу, медленно отодвигаю.foxyrus
17.09.2024 13:17+3Разве это новый способ? по-моему точно такой же как и для
anonymous
17.09.2024 13:17НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
kometakot
17.09.2024 13:17+3Это миф, научиться видеть там лягушку, читающую книгу на стуле, может каждый. Просто, раньше такие картинки часто встречались у окулистов в кабинетах, как способствующие расслаблению глазных мышц, а люди со здоровым зрением у окулистов не частые гости.
anonymous
17.09.2024 13:17НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
Ogoun
17.09.2024 13:17+2Расфокусоровка не нужна, можно потренироваться и научиться раздваивать изображение усилием глазных мышц.
tormozedison
17.09.2024 13:17Там фокус вообще пофиг какой получится, требуется только определённое сочетание углов поворотов глазных яблок. И научиться нетрудно.
104u
17.09.2024 13:17+1Насчёт фокуса не соглашусь. Без него да, какой-то эффект 3д заметен, но рассматривать детали так не получится. Нужно сфокусироваться близко, но глаза при этом расположить так, как будто смотрим далеко
P.S. особенно при просмотре с телефона
Yak52
17.09.2024 13:17+5я таким образом легко разгадываю загадки вида - найдите 10 отличий на двух рисунках. Все отличия становятся как бы объемными и с зеркальным блеском.
tormozedison
17.09.2024 13:17+3Так делают многие владеющие просмотром стереопар, способ сам напрашивается
NickDoom
17.09.2024 13:17+2Перельман (ЕМНИП) учил таким образом сравнивать бланки на предмет подделок.
Я таки даже пользовался — не подсунули ли мне под видом двух экземпляров документа два чуть разных?
И таки да, целый один раз целая одна точка стояла чуть по-другому, потому что это были две раздельных распечатки и где-то форматирование чуть поехало :)
rbdr
17.09.2024 13:17+1Довольно качественная модель. В стереограммах частенько бывают очень примитивные и полные неприятных артефактов изображения. А тут - чистенько, красота!
unC0Rr
17.09.2024 13:17+2Неважно, как расставлены снимки, если каждый глаз направлен на ту картинку, которая предназначена для него. Перекрёстный способ проще, т.к. легко сдвинуть глаза волевым усилием, в крайнем случае посмотрев на свой нос. Прямой способ сложнее, большинство людей пользуются им как вы, приближаясь к картинке, и затем отдаляясь, стараясь не сбить положение глаз, что объективно сложнее исполнить.
NickDoom
17.09.2024 13:17+1…а ещё картинки должны быть меньше расстояния между глазами, иначе их пришлось бы растопырить в разные стороны, чего мы не очень хорошо умеем делать :-D
engine9 Автор
17.09.2024 13:17У Перельмана описан способ как посмотреть так, чтобы оптические оси глаз были разнонаправленными, но это может даться головной болью на несколько дней :)
kometakot
17.09.2024 13:17+5Левый глаз видит правую картинку, правый - левую (предназначающуюся для правого глаза) Потому и перекрёстный. Если поменять картинки местами, то будет чуть более сложный способ (свести глаза в кучу без тренировки проще) но зато дающий более реалистичное ощущение для макрообъектов - глаза видят их, как-бы, на большом расстоянии, а не в виде миниатюры у самого носа.
RedEyedAnonymous
17.09.2024 13:17+1я о нём слышу впервые
В той же "Науке и жизни" перекрёстный способ упоминался. Ещё его называют инверсным.
Как мы можем увидеть стереоизображение, если снимки переставлены?
После некоторой тренировки - легко и непринуждённо. КМК самый простой и удобных способ просмотра (правильно снятых) стереоснимков, не требующий спецоборудования вроде фильмоскопа, 3d-монитора или очков VR. И такие снимки можно печатать.
SmirnoffA
17.09.2024 13:17Ааааа, так при инверсном способе просмотра снимки всё-таки требуется поменять местами. Понял, спасибо.
Medeyko
17.09.2024 13:17+1Задача ведь состоит в том, чтобы один смотрел на одну картинку, а второй - на другую.
Если глаза сводить по отношению к обычному положению (т.е. к носу), то левый глаз будет смотреть правее обычного, а правый - левее. Соответственно, слева должна быть правая картинка, а справа - левая. Это - "перекрёстный" вариант, про который говорит автор.
А если глаза разводить по отношению к обычному положению (т.е. смотреть вдаль), то левый глаз будет смотреть левее обычного, а правый - правее. Соответственно, слева должна быть левая картинка, а справа - правая. Это - "прямой" вариант.
Чтобы научиться смотреть "перекрёстным" способом можете поместить палец так, чтобы глядя на него правым глазом, он показывал на ту же деталь левой картинки, на которую он указывает, когда смотрите левым глазом на правую картинку. Потом взгляд медленно перефокусируется на картинки, и палец убирается.
Как научиться смотреть "прямым" способом, вы сами хорошо написали.
Какой из способов проще? Для разных людей по-разному. Пожалуй, большинству, действительно, проще научиться "перекрёстному", но комфортнее, пожалуй, "прямой". Но это не точно :)
engine9 Автор
17.09.2024 13:17+1При тренировке можно научиться наблюдать и прямым и перекрёстным методом, переключаясь между ними. Глазам физиологически проще находиться в положении когда оптические оси глазных яблок пересекаются.
proneta
17.09.2024 13:17+1У меня 2 способа. Мои глаза подчиняются легко, без движения картинок вперед-назад. Конечно, настоящее стерео даёт только перекрёстный метод.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17+2Настоящее стерео получается когда в каждый глаз залетает соответствующая ему картинка :)
У меня в детстве не получалось рассматривать стереопары, но путем тренировок развил навык не утратившийся несколько десятков лет, могу спокойно смотреть и перекрестные и прямые, главное чтобы угловое расстояние не было очень большим, иначе глазам становится тяжко.
AndreyDmitriev
17.09.2024 13:17+1Как вариант можно взять недорогие 3D очки и показывать в них. Я давно хочу сделать такой эксперимент с диаскопом, у меня в детстве тоже такой был, уже купил на барахолке Zeiss VR One за десять евро, там оптика (просто две линзы) говорят неплохая:
Туда по идее надо вставлять смартфон подходящего размера, но я хочу найти и вкорячить пару небольших дисплеев, чтобы сразу с компа гнать туда картинки:
Две одинаковые недорогие камеры у меня уже есть. Может придётся поколдовать чуть с процессингом картинок, чтоб дисторсию убрать. Эх, жаль, времени нет.
Solexid
17.09.2024 13:17Windows mixed reality шлемы на авито всплывают по 10 тыщ, окулус го (автономная гарнитура) встречается за 5 тыщ, окулус дк2 иногда вообще за 3 тыщи отдают. Короче вариантов за 3 копейки масса.А виар просмотрщиков стереокартинок как говна за баней
engine9 Автор
17.09.2024 13:17VR гарнитуры это именно что стереоскопы с динамично изменяющимися картинками и трекингом положения головы и синхронизацией с положением пары камер в пространстве 3Д движка.
vesowoma
17.09.2024 13:17Владельцы фотокамер Canon со стажем наверное знают про CHDK. Были и версии для стереосъемки. Проект практически заброшен, но часть ссылок еще жива https://chdk.clan.su/load/5-1-0-10
p0isk
17.09.2024 13:17Правильно ли я понял, что CHDK лишь использует скрытые возможности камеры? То есть 4k вебкамеры по usb с самостоятельной трансляцией rtmp/hls потоков из камеры всё равно не получить?
vesowoma
17.09.2024 13:17+2Да, например ультра-короткие или ультра-длинные выдержки, брекетинг, съемка в РАВ, поддержка разных скриптов и многое другое, что поддерживалось железом, но было недоступно для определенных моделей.
punzik
17.09.2024 13:17+1Если смотреть издали, свести глаза и приближать, то грубина правильная, а если сначала приблизить, потом расслабить глаза, чтоб задвоилось, и отодвинуть, то гора превращается в яму :)
Я так наловчился, что могу получать картинку без приближения/отдаления.104u
17.09.2024 13:17+1Я тоже без всяких приближений/отделений смотрю, но эта гора так и осталась ямой
engine9 Автор
17.09.2024 13:17Вот тут нормальная стереопара, я её брал за основу.
foxyrus
17.09.2024 13:17У вас вижу гору, в вики вижу яму.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17На вики для прямого метода, в публикации все картинки для cross-eyes метода.
104u
17.09.2024 13:17Да, с этой картинкой видно гору. Перед этим пробовал перевернуть картинку, но ничего не вышло (на первый взгляд кажется, что картинки меняются местами и что-то должно измениться, но так не произошло). А самая последняя картинка и так работает как должна
engine9 Автор
17.09.2024 13:17Переворот и не должен сработать. Представьте фото на котором изображены две ваших ладони с растопыренными пальцами. Если фото перевернуть, то большие пальцы будут по прежнему направлены навстречу, а если поменять половины в редакторе, то в разные стороны.
Nick0las
17.09.2024 13:17+1Лет 15 назад один мой друг увлекался стереопарми. А я так и не научился их смотреть.
Потом в районе 2011 года появились смартфоны с стереокамерами с стереоэкранами. Можно было снимать стереофото и смотреть на анаглвном экране. Но эта тема оказалась непопулярной, и скоро такие смартфоны сняли с произодства.
Сейчас для просмотра стереопар можно стереоочки приспособить. Или следать стереоочки из двух электронных видоискателей от фотокамер. Вот и тема для очередных статей.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17+2Проще взять смартфон и VR приставку с линзами и получится стереоскоп. Правда, нужно будет картинки обрабатывать так, чтобы менять поля зрения местами. Иначе будет вывернутый наизнанку объём.
stanislavskijvlad
17.09.2024 13:17+2Вспомнилась история про двух фотографов, которые секунда-в-секунду засняли одну и ту же волну. И один из них обвинял второго в плагиате. Сравнение "сырых" изображений показало, что пиксели не сходятся, и каждый сделал свой кадр. А ещё была гифка, на которой к нам бежит собака (в другой версии — летающая тарелка), огибает колонну на переднем плане и мчится обратно. И это вызывало эффект квази-объёмной картинки.
proneta
17.09.2024 13:17+1Не знаю почему, но самый крутой и выраженный эффект у фото горы сверху. Настолько четкая картинка, как игрушка. Интересны параметры ее получения. Т.к. они образцовые
engine9 Автор
17.09.2024 13:17Мне кажется это из за большой стереобазы, чёткой и контрастной сцены, простого рельефа и вау-эффекта.
Nick0las
17.09.2024 13:17Еще один факт вспомнил по поводу стерео и видимого объема. Автор утверждает что объем виден даже одним глазом в движении. Это так, но такой видимый объем быстро теряется в случае остановки. С этим связанны два наблюдения:
Если ехать на машине или на поезде и смотреть в окно, особенно в сторону то часто кажется что там все такое красивое и объемное и вот прямо отличный кадр. Как только сделаешь фото или остановишься искать кадр то оказывается что ожидания от этого вида сильно завышены. Причина именно в движении которое придает объем.
Если искать точку съемки с близким передним планом то лучше это делать через видоискатель камеры. Так стерео картинка не мешает оценивать видимую объемность за счет композиции. А если лень камеру доставать, можно искать кадр прикрыв один глаз, и достать когда найдешь.
jbourne
17.09.2024 13:17+120+ лет не смотрел стерео картинки. С удивлением обнаружил сегодня, что все еще не разучился.
В школе научился "видеть" их обоими способами (скрещивая взгляд перед и за картинкой) и получать нормальное и вывернутое изображение.
Для меня, как и для вас насколько я понял, скрещивать взгляд перед картинкой легче (проще, четче, быстрее и дольше могу держать). Поэтому всегда в начале смотрел таким способом, а затем вторым.
Но в детстве на всяких дневниках и т.д., этот способ давал вывернутую картинку (даже в примере про лягушку в комменте выше). У вас же - нормальную. В начале удивился, и думал "что-то случилось", но потом прочитал, что вы специально так сделали.
Интересно почему в основном именно сложный способ является дефолтом? Или он для меня только сложный?
Статья не для всех, но именно этим и хороша.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17Мне кажется, что это обьясняется просто: глазам привычно быть повёрнутыми так, чтобы рассматривать объекты вблизи.
uzniko
17.09.2024 13:17+1Телек LG с 3д очками (метод поляризации), зеркалка начального уровня, прога StereoPhotoMaker: щелкнул 2 фотки, скормил в прогу, она сама выровняла, сохранил в нужном формате (специфический) и смотришь на телеке. Никаких заморочек. Поначалу сильно интересно было, потом успокоился. Гарантированного успеха нет, но иногда получается очень хорошо.
engine9 Автор
17.09.2024 13:17Кайф, а что за марка телевизора, в смысле, какая модель?
uzniko
17.09.2024 13:17https://www.lg.com/ru/televisions/lg-47LM670T-3d-smart-tv-televisions.
В комплекте 4 очков для 3д и еде 2 очков для одновременной игры на телеке, прикольная штука по своей задумке: например, играешь в гонки с напарником, каждый из вас видит только свой экран на телевизоре (качество, конечно, не фонтан, но идея почти алхимия). На телеке иногда смотрю 3д кино, он умеет из любого формата преобразовывать в нужный. Жаль, что технология не стала массовой и не развивается больше.
Вот, кстати, статья на хабре: https://habr.com/ru/companies/LG_Russia/articles/141087/
foxyrus
Самый крутой объема (со "слоями") эффект на первой, хоть и глючный из-за женщины и на последнем фото.
У меня немного другой алгоритм - свести глаза, чтобы картинка расстроилась (получилось 3 картинки), а потом фокусироваться на той что посередине.
unC0Rr
Вид горы сверху поражает. Насколько же бледно плоское изображение по сравнению со стерео!
aaa_bbb
а я ее вижу как впадину, и на фото с автокраном в стерео вижу блоки ближе чем автомобиль )) интересно отчего такой эффект
engine9 Автор
Эффект выворотки объёма возникает если левое и правое изображение попадают в непредназначенный для них глаз. Я перед публикацией проверял все картинки и они для просмотра по методу "скрещенных глаз".
Alexx5222
Перевернул изображение гор - все так же вижу впадину, а не выпуклость.
engine9 Автор
С переворотом не получится, нужно менять местами половины. Вот, посмотрите с википедии (для прямого метода наблюдения).
aitras
Да, сработало! А то у меня тоже на некоторых картинках планы скачут, и эта гора была впадиной.
tongohiti
Аналогично, фото горы в статье вижу как глубокую впадину, а по ссылке на википедию - уже нормально, как крутую высокую зелёную гору.
..Впадина круче!))
engine9 Автор
Бонус для тех, кто читает комментарии. Стереопара со львицей и чуваком в ультрамодных очках.
Readme
Кстати, эту стереопару вполне можно рассмотреть и в миниатюрном варианте из статьи) Ну и да, она, в отличие от остальных фото в статье, предназначена для метода параллельного взгляда, а не перекрёстного.
engine9 Автор
Мой косяк.
mokhin-denis
хм... кстати, да... Может это какая-то особенность зрения? Ни горы, ни луна не кажутся мне выпуклыми, а наоборот - впуклыми
engine9 Автор
Всё объясняется намного проще, впуклые когда левый и правый каналы попадают в не соответствующие глаза.
Я перечитывал статью с экрана мобильного и на небольшой диагонали весьма просто посмотреть не перекрещенным взглядом, а прямым.
Могу посоветовать включить панорамный режим или скачать и посмотреть в полном размере, максимизировав изображение.
klirichek
Есть два способа рассматривания.
Здесь перекрёстная пара. Нужно, глядя на картинки, приблизить палец к носу так, чтобы для каждого из глаз он указывал на один и тот же предмет. Например, на луну на первой из картинок. Затем сфокусировать взгляд на пальце, при этом предмет вместе с пальцем сольётся в один. И затем аккуратно убрать палец.
А есть параллельная пара. Там нужно как бы глядеть сквозь картинки вдаль, за них. При этом они тоже визуально сливаются, но в обратном порядке. Так кажется даже более естественно, но большой базы не достигнуть, глаза сильно устают.
При перекрёстном просмотре картинки из статьи дают правильное ощущение. А при параллельном - обратное. Т.е. гора превращается в яму, а луна вообще висит на переднем плане.
Rorg
У меня перекрестный вариант вообще не получается. Как только убираю палец, глаза тут же фокусируются на картине и все пропадает.
panorobot
Снимал несколько лет назад сферические стереопанорамы. В виртуальных очках прям отлично, кажется, сейчас поскользнешься и упадешь :)
Вот эта, например https://1panorama.ru/world/russia-1/samarskaya-oblast-27/zhiguli-747/stereo-panorama10991
Её можно через сине-зеленые очки посмотреть.
scream_r
Вот да, первый (второй, если считать титульный закат) снимок не переделывался так чтобы без выходящей женщины? В остальном он очень объёмный,нравится его рассматривать.