▍ Анамнез
Игрушечный локомотив был выпущен, предположительно, в 80–90-е годы немецкой фирмой PIKO (от Pionier Konstruktor) и принадлежал ребёнку. Комплект набора (рельсы, упаковка и пр.) сохранился неплохо и не утратил целостность, проблема была только в локомотиве.
▍ Внешний осмотр
Локомотив не двигался при подаче питания. Также был заметен перекос некоторых шестерён в редукторе и заклинивание одной оси. Другая, наоборот, вращалась без сопротивления. Предполагаю, что поломка была вызвана попыткой прокрутить колёса внешней силой. У одной из осей шестерню редуктора вывихнуло, и она потерялась, а у другой аналогичная шестерня осталась внутри в перекошенном положении.
Снаружи были некоторые повреждения проволочных деталей, не участвовавших в работе механизма. Мило, что инженеры сделали пантограф складывающимся.
▍ Вскрытие
Оказалось, что игрушка разбирается весьма просто. Достаточно потянуть верхнюю декоративную литую часть, и механизм разъединится, так как удерживается на подпружиненных защёлках. Я никогда прежде не видел моделей железнодорожных миниатюр, и для меня всё это было в новинку. Тем и интереснее.
Внутри я обнаружил довольно изящную и компактную конструкцию, выполненную из деталей вырубленной листовой стали, объединённых воедино с пластиком при помощи литья. Стягивалась она парой винтов. В центре располагался электромотор.
Также имеются тонкие латунные токопроводящие части и токосъёмники из стальной проволоки. Ободы колёс металлические, через них подаётся питание на двигатель. Колёса контактируют с рельсами, которые являются шинами питания.
Редуктор состоит из симметричных половинок, передающих движение от электромотора к обоим колёсным парам. Шестерни редуктора удерживаются на стальных осях, которые входят во втулки из пластика. Видно, что пластик отлит таким образом, что как бы охватывает стальную пластину. Я впервые вижу такую технологию.
Хочется выразить признательность конструкторам, придумавшим простую и одновременно хитроумную конструкцию. Изучать плод чужого инженерного ума — это особое удовольствие.
▍ Двигатель
Как я уже говорил выше, питание к коллекторному двигателю постоянного тока подводится через рельсы и колёса. Хотя колёсные пары соединены металлической осью, они не связаны гальванически. Колёсный диск сделан из пластика. Щётки в виде проволочек подходят к каждому ободу и внутри соединены попарно через латунный проводник.
Примечательно, сквозь раму ток проходит через один из соединительных винтов, который изолируется бумажной шайбой, чтобы не было короткого замыкания. С одной стороны изящно, с другой стороны — «костыль» :)
Ах да, совет. Если вы разбираете что-то впервые, обязательно фотографируйте этапы и делайте это в каком-то «корытце» с бортиками, мелкие детали могут высыпаться и потеряться. Как эти проставочные кольца, которые чудом остались на месте и были установлены обратно при сборке.
Коллектор двигателя состоит из трёх контактов-сегментов. На фото хорошо видны загрязнения на его поверхности.
Я первым делом почистил коллектор «злым» канцелярским ластиком и прозвонил обмотки — к радости, они оказались исправными.
Щётки двигателя сделаны из жёлтого металла, наверняка это какой-то сорт латуни. Поверхность щёток также была очищена от окислов и загрязнений. И двигатель ожил при подаче питания, радостно и бесшумно завращавшись от небольшого напряжения, поданного с ЛБП.
Отдельно хочется обратить внимание на парочку дросселей, находящихся у выводов коллектора. Полагаю, они нужны для уменьшения высокочастотных помех, исходящих от коллекторного узла в рельсы.
▍ Редуктор
Трансмиссия игрушки сделана так, что приводит в движение обе колёсные пары. Передний и задний редуктор зеркально повторяют друг друга. Двойная шестерня, которая выпала при разборке механизма, оказалась в единственном экземпляре.
Я никогда прежде не разрабатывал механические передачи на шестернях и, потратив несколько дней на погружение в тему, понял, что сам не осилю. Поэтому пошёл по простому и привычному пути — копированию по образцу. Аккуратно измерил микрометром диаметр, а толщину — штангенциркулем. Потом сфотографировал шестерню со всех сторон вместе с линейкой и перерисовал 3D-модель в программе Blender максимально точно.
У меня нет 3D-принтера, и когда мне требуется что-то напечатать, то обращаюсь к приятелю — энтузиасту печати и большому любителю техники и электроники. После нескольких проб печати выяснились недостатки метода:
Во-первых, это усадка, причём неравномерная. Шестерня получилась по диаметру как нужно, но в высоту заметно ниже. Ещё не удалось воспроизвести небольшое вдавление в виде широкого кольца в центре плоской части большой шестерни. Слайсер почему-то не повторял эту часть рельефа, а она важна.
Во-вторых, искажение формы, вызванное микросдвигами слоёв. Это не очень хорошо видно на фото, но в микроскоп чётко была видна «лесенка» на отвесных участках модели.
В-третьих, по неясной причине один из слоёв оказался пересвечен, из-за чего образовалась тонкая, толщиной в один слой, «юбка», нарушающая адекватное сопряжение шестерни. Чтобы убрать её, мне потребовалось бы много ручного труда и покупка тонких надфилей.
Пообщался с заказчиком, и мы решили, что будет достаточно одного рабочего редуктора. Я очистил механизм от пыли, волос и поставил шестерни в их штатные места. Смазал подшипники скольжения и коллектор. (Есть мнение, что смазка нарушает контакт металла, образуя тонкий изолирующий слой, но выяснилось, что это не так).
После сборки в обратной последовательности локомотивчик шустро принялся ездить по рельсам в обе стороны и радовать нового владельца. Считаю, что ремонт получился частично успешным. Я три раза печатал шестерни с различными настройками и каждый раз получал различные искажения формы. Наверное, если бы принтер был в моём распоряжении, я бы добился хорошего результата. Но и неудачный опыт — тоже опыт. Жаль, что не получилось проверить прочностные характеристики таких шестерней. Возможно, в будущем я повторю опыт в другом ремонте или разработаю зубчатую передачу самостоятельно. Наверное, когда-нибудь освою технологию литья по выжигаемой модели, которую напечатали на принтере.
Буду рад, если вам понравилось.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT ?
Комментарии (92)
LeshaRB
17.12.2024 13:17Сейчас такое имеются?
С удовольствием бы приобрел
osmanpasha
17.12.2024 13:17Такой же или в принципе модельные локомотивы? Так-то индустрия жива, тот же PIKO живее всех живых и каждый год выпускает новые модели.
ManulVRN
17.12.2024 13:17PIKO жив и прекрасно себя чувствует, в РФ имеется интернет-магазин. И модели (сейчас глянул) явно выше качеством с точки зрения детализации. Только учтите, что это не игрушка, а, скорее, предмет коллекционирования для взрослых мальчиков и ценник, соответственно, не особо гуманный.
LeshaRB
17.12.2024 13:17Может что посоветуете не для коллекции. Для детей
И для меня вспомнить детствоManulVRN
17.12.2024 13:17Да я 40 лет назад их гонял ( И лет 20 назад ребенку показывал, но дочь как-то не впечатлилась. Смотрите стартовый набор самый дешевый, чтобы оценить, интересно детям вообще или как. И советую сразу посмотреть, под какую ширину колеи выбор больше (в мое время PIKO делал три разных, что сейчас - не знаю). Чтобы выбор был, если решите продолжить. В СССР, насколько помню, продавалась только самая широкая колея. Когда попал в ГДР, там в отделе игрушек в торговом центре был угол, выделенный под эту железную дорогу, локомотивы, вагоны, рельсы разных видов (прямые, изогнутые), стрелки, пересечения и всякое сопутствующее, элементы ландшафта.
sfunx
17.12.2024 13:17В СССР продавались все три ширины, 12мм были в дефиците, 16мм продавались, ну а за 9мм нужно было побегать.
В магазине Лейпциг в мкр Тёплый Стан в Москве был такой же угол, и там, если не ошибаюсь, тоже были локомотивы и поезда для дорог всех трёх ширин с элементами ландшафта.sirmax123
17.12.2024 13:17Ссср это не только Москва:) в Харькове я ни разу не видел в продаже набор пико, один паровоз за 40 рублей стоявший годами, на который я приходил смотреть, не в счет.
но да, некоторые элементы можно было иногда купить и за пределами Москвы, так я купил «кирпич» (блок питания) и вагон тт, который «внезапно» оказался не в том масштабе, а на глаз в 8 лет я не понял этого
ManulVRN
17.12.2024 13:17Спасибо, буду знать ) Но основной, все же, и у самого PIKO, как мне кажется, была широкая колея.
tranceformator
17.12.2024 13:17В "Лейпциге" 9мм (N, 1:160) серебристо-синий тепловоз стоил 13 руб, а красно-белый почему-то 15.
singeorange
17.12.2024 13:17Мы увлекались типоразмером ТТ. PIKO делали Н0, который казался громоздким и N - слишком, на мой взгляд, компромиссный.
joffer
17.12.2024 13:17для детей - лего дупло или деревянная железная дорога на магнитах, поверьте: самое то.
Piko - это уже если ребёнок пару лет поиграл в паровозики, не перерос и интересуется + достиг какого-то возраста хотя бы лет в 10 - тогда имеет смысл купить стартовое кольцо, локомотив и пару вагонов, возможно, базовые набор для построения диарам.
Ну и тоже присоединюсь к комментаторам, которые говорят, что продукция PiKo - она немного не для детей, точнее, не для самых детей, а скорее, для фанатов железной дороги от самых младших сознательных возрастов до самых старших. Это как сложные настольные игры - для детей покатят только самые простые, даже если настольная игра очень крутая - до неё надо минимально "дорасти"
vadimk91
17.12.2024 13:17О, прочитал "деревянная железная дорога на магнитах" и понял, что Вы открыли мне один секрет. В финской Коуволе в прошлой жизни посещал частный музей железных дорог, кроме большого макета с многочисленными поездами, под потолком увидел деревянный паровоз. Пока его разглядывал, он вдруг поехал, видимо хозяин увидел мой интерес и включил. Но дорога-то была тоже деревянной, а спросить, как же это работает, я от удивления забыл))
esaulenka
17.12.2024 13:17Нет, это другой секрет. В детских игрушках магниты кусочки "рельсов" сцепляют.
Почему бы "ваш" паровоз не был, как полагается, с обычным моторчиком, который колёса крутит, я не очень понимаю.
Soarerru
17.12.2024 13:17Так а ток как туда передавать? Даже в настоящей дороге рельсы - один из проводов, а там деревянное всё было.
kompas_3d
17.12.2024 13:17для детей - лего дупло или деревянная железная дорога на магнитах
Да, иначе ребёнок просто сожжёт электронику, перемещая локомотив рукой по полу.
osmanpasha
17.12.2024 13:17Ну вот стартовый набор Пико и можно посоветовать, они одни из самых доступных. Там кольцо рельсов, иногда стрелка есть, и состав.
Из стартовых наборов самые стартовые (дешёвые то есть) - с маленьким паровозиком и парой двухосных вагончиков. Один вариант, по-моему, есть с русскоязычной раскраской.
Есть ещё детские стартовые наборы PIKO, это скорее детская игрушка, но в модельном типоразмере (т.е. рельсы потом можно переиспользовать для серьезного моделизма).
Ещё Mehano делает доступные стартовые наборы, но их кажется сложно найти сейчас. Пару лет назад в Детском мире онлайн продавали.
vkni
17.12.2024 13:17Для детей нельзя - у нас дедушка привёз из ГДР, и что мы, что папа в детстве, раздолбали два набора так, что ужас. Очень жалко, ведь это коллекционные модели.
Для детей берите Лего - их надо собирать, раздолбать не жалко, да и потом можно восстановить до того или иного состояния.
A_Green
17.12.2024 13:17Ребёнку в своё время очень зашла деревянная "железная дорога" от Икеи. Вагончики между собой и локомотивом соединялись полусферическими магнитами. Трассы пожно весьма разнообразные строить.
snuk182
17.12.2024 13:17Piko, Märklin, еще горсть производителей поменьше. Они плюс минус друг с другом дружат, но есть крупный нюанс -- есть две системы управления, и, соответственно, два вида локомотивов. Аналоговые и цифровые. Они друг с другом несовместимы, вплоть до шансов получить вместо поезда кирпич. Соответственно, нельзя использовать аналоговые локомотивы на цифровой базе (которая подводит ток и управляет локомотивом), и наоборот.
Если что, аналоговая система -- это крутилка вперед/назад, пускающая по рельсам ток разной силы и полярности, к ней принадлежит и описанный в статье локо. Цифровая -- байда с подключением в LAN/Wifi, управлением несколькими локо одновременно, освещением, стрелками и всем прочим, выходящим далеко за пределы детской игрушки, и по тратам равная примерно профессиональной фотографии.
sirmax123
17.12.2024 13:17Там есть rfc точнее его аналог, и в стандарте ни лан ни WiFi нет
Есть dcc, сигнал передается частотной модуляцией по тем же рельсам, и этот сигнал понимают локомотивы, стационарные объекты (как светофоры и стрелки) и некоторые особо умные вагоны
Обычно локомотивы умеют в аналоговое управление не зависимо от того есть у них декодер (термин обозначает устройство для приема dcc ) и есть локомотивы готовые к установке декодера , но продаются они без него.
Все вайфай причиндалы это уже навороты за пределами стандарта, вроде камер но ездить все должно и без них
kompas_3d
17.12.2024 13:17У Piko и Märklin вроде локомотивы совсем не подходят к другой дороге, только вагоны. Там что-то с передачей напряжения по рельсам связано, не только с аналоговым/цифровым управлением.
rsashka
17.12.2024 13:17Если есть оригинальная шестерня, то почему просто не сделать дубликат в форме с помощью какой нибудь эпоксидки?
BSOZ
17.12.2024 13:17Эпоксидная смола с трением довольно плохо справляется. Из подножного мусора разве что фторопласт более-менее применим, но из него выплавить мелкие детали только под давлением получается. И капролон, но он плавится при более низких температурах, поэтому применяется в механизмах с низкой скоростью.
А проще извлечь готовые зубчатые колёса из сломанных механизмов. Не так уж и много их типов в детских игрушках применяется, поэтому вполне реально подобрать 2 пары на замену. Разве что оси скорее-всего придётся адаптировать. Плюс в продаже они есть по вполне доступной цене.
engine9 Автор
17.12.2024 13:17Сделать дубликат через оттиск отнюдь не "просто" :)
Bluewolf
17.12.2024 13:17Вообще говоря, очень просто :) Нужен двухкомпонентный силикон и литьевой двухкомпонентный пластик, ну и пластиковые стаканчики. Заливаете исходную деталь силиконом (целиком, приклеив к двум тонким палочкам, которые будут литниками, можно и без них - потом прорежете так), как застынет - ножом разрезаете почти как угодно, чтобы можно было достать деталь. Без детали силикон смыкается обратно, льете туда пластик, застывает, деталь готова. Для мелких деталей и при небольшой сноровке (ну с первого раза будет с пузырями, с третьего уже нормально) все это можно вполне делать без вакуумирования.
Проблемы с литьем в силикон начинаются, когда детали относительно большие, когда они хитрой формы, когда начинаются проблемы с жесткостью формы и с пузырями в пластике, для мелких простых деталей это проще. Попробуйте сами, удивитесь, насколько оно просто :)
Точность копирования при этом прекрасная, на отливке будут все мелкие царапинки с оригинальной детали.engine9 Автор
17.12.2024 13:17Хм, спасибо за науку. Вообще я хочу эту технологию освоить и еще печать беззольной смолой с последующей паковкой и выжиганием. Для литья металлом.
gurux13
17.12.2024 13:17Вот это уже относительно сложная технология. У меня без вакуума фигня получалась. Причём вакуума "горячего", который под горячей гипсовой формой во время литья. С вакуумом вполне рабочий вариант.
saag
17.12.2024 13:17был такой, синего цвета, от вала электромотора привод на ось тележки был через резиновое кольцо...
kolchin
17.12.2024 13:17Паровозик?
Есть черный с красными колесами (4 колеса) именно паровозик, там привод валов колес пассиками с поворотом на 90⁰ с тонких осей, выходящих из посередине установленного моторчика.saag
17.12.2024 13:17Нет, электровоз, у вас что-то продвинутое, с поворотом осей, у меня попроще был и железная дорога кольцом без стрелок
Tarson
17.12.2024 13:17О, да! Был точно такой же... Но конструкторская мысль не останавливалась. На грузовой вагончик из комплекта, был поставлен тот же советский электромоторчик с самодельным винтом, токосьемники из проволочек - получился аэровагон. Разгонялся так, что на закруглении слетал с дороги, поэтому был челендж на время пройти дистанцию, регулируя напряжение,и не упасть...
KaminskyIlya
17.12.2024 13:17Попробуйте печатать из PET-G . У него усадка минимальна.
Шестеренку лучше проектировать в SolidWorks. Там есть удобный инструмент по созданию шестеренок: задаешь модуль , диаметр, и количество зубцов.
propell-ant
17.12.2024 13:17Потом открываете учебник по "теории механизмов и машин" и познаёте, что такое модуль шестерни с эвольвентным зацеплением...
Всё предельно просто!
osmanpasha
17.12.2024 13:17В таком размере - только фотополимерник. Тут один зуб шестерни размером с сопло FDM принтера, а надо ещё соблюсти его форму. Но надо, конечно, проектировать шестерни в CADе, а не в блендере
fermentum
17.12.2024 13:17Отмечу, что стандартным соплом 0,4 мм можно печатать с реальным разрешением 0,12 мм, меньше не пробовал. Вполне достаточно для нескольких проходов по зубу.
osmanpasha
17.12.2024 13:17Не, можно и с высотой слоя 0.08 без особых проблем печатать. Тут проблема в разрешении не по высоте, а по горизонтали, то бишь в толщине колбасы, которую принтер выдавливает. Вот, например, как будет печататься шестерня с модулем 0.5 (не знаю как тогда, сейчас PIKO ставит шестерни 0.5 или 0.4). Зубы конечно есть, но ни о каком точном прилегании шестерней речи не будет.
По горизонтали при этом влезает два десятка слоев (высота 2мм).
сравните с исходной моделью
kAIST
17.12.2024 13:17Там печатали скорее всего на фотополимернике ("световой принтер"). На FDM такую мелочь сложновато печатать. Ну и из PETG шестерёнка долго не проживет - лучше из нейлона печатать (привет, усадка!)
vvbob
17.12.2024 13:17Тоже хотел насчет нормального CAD написать, Блендер все-же для таких дел мало пригоден.
А на FDM такое скорее всего не напечатать - размер маленький
ManulVRN
17.12.2024 13:17(Прослезилсо) У меня лежит точно такой в коробке. Исправный (был лет 20 назад, с тех пор лежит в упаковке). А еще тепловозик синего цвета, а еще черный с красными вставками паровоз, вот! И куча рельсов, стрелок и т.п.
vesper-bot
17.12.2024 13:17Паровоз часом не BR41? Такой понтовый, типа скоростной, вроде бы 1-4-2 и моторчик в тендере о 4 колесах?
MkIV007
17.12.2024 13:17Да, любимый локомтив из тех, что были. Паровоз был какой то стремный, был еще длинный серьезный локомотив с двумя тележками и работающими прожекторами, но он не очень хорошо ходил по кривым путям. А этот - все делал. А вместо прожекторов у него были небольшие стразики с бриллиантовой огранкой :)
osmanpasha
17.12.2024 13:17Такое чувство, что шестерню печатали прямо от стола, тогда искажения первых слоев неизбежны - они засвечивается сильно более длинной выдержкой и light bleeding там нормальное дело, что приводит к слоновьей ноге. И искажение высоты слоя - тоже частое явление рядом со столом.
GuessWho
17.12.2024 13:17Да, человек как будто фотополимерником не умеет пользоваться, я печатал и более мелкие из дешёвой китайской смолы
engine9 Автор
17.12.2024 13:17Не "как будто", а я в тексте пишу что у меня его нет, обращаюсь к приятелю, а у него своих забот хватает.
GuessWho
17.12.2024 13:17Я про того, кто напечатал, извините, если слишком резко.
Я обычно мелкие детали в разных ориентациях, с разными поддержками сразу копий 5 запускал и смотрел, что лучше получается, все равно время печати одно и тоже примерно, только от высоты зависит
engine9 Автор
17.12.2024 13:17Да, именно так. Спасибо за науку, надо будет попробовать еще раз напечатать.
anoldman25
17.12.2024 13:17В принципе во FreeCAD изготовить шестерню очень просто. Я сам не не печатал, но интересовался и 3D модель получается отличная. Вот видео на youtube. На английском, но видео вроде ничего!
VT100
17.12.2024 13:17Коллектор и щётки - отмыть обратно!
Щётки, скореее всего, - бронзо-графитовый сплав.
sirmax123
17.12.2024 13:17От статьи я ждал разработки dcc декодера, для совместимости с условно- современным цифровым управлением, а не «разобрал-собрал» Вот уместить плату управления самодельную в такой размер - это квест еще тот будет ;)
Так то ликбез:
1 - это не игрушка, а масштабная модель для коллекционеров, старые пико были двух серий (или я знаю о двух) - юниор, упрощенные , и эксперт.
2 - типоразмер это судя по фото н0 с колеей в 16.5 мм (на территории ссср я встречал все три типоразмера - n, tt и н0, n примерно 1/160, tt примерно 1/120 и н0 примерно 1/87). Есть и другие типоразмеры но насколько я знаю их пико не делали
Но да, н0 был и останется самым ходовым, масштаб указан примерно по- тому что колея европейская и советская отличаются, а вот модели - только «ливреей» (окраской)
3 - или модель самая простая, или там вынули все давно, но очень многие локомотивы оснащались подсветкой, фары горели по направлению движения
Купить б/у локомотивы и вагоны старого пико на постоянном токе можно, но это не очень интересно, так как все поезда на участке едут в одну сторону, даже ностальгировать веселее с цифровым управлением.
Но (с моим уровнем знаний) сделать декодер (управляющий модуль) для локомотива не так просто, даже самый банальный
Ps. Синий «резиноход» с передачей на колеса ременной передачей самое угробещное изделие пико что я видел, ностальгировать там не о чем.
Upd.
Скорее это модель конца 70-х или начала 80-х, я в 85-м уже у друзей моего возраста видел только рельсы на пластиковых шпалах, а тут картон еще, о том что есть и такие я узнал уже в 2000-х когда захотел вернуться в детство :)
osmanpasha
17.12.2024 13:17Спасибо за информативный комментарий от человека в теме!
От себя замечу, что разрабатывать DCC-декодер не особо интересно. По программной части все уже придумано, есть библиотека для Ардуино и все тому подобное. Схемотехника тоже несложная, для мотора H-мост, для фонарей мосферы, на входе диодный мост для питания. Там сложность в миниатюризации электроники, а это скорее организационная и экономическая сложность. Если посмотреть, например, российский декодер ModellDepo SoundGT (он вполне на мировом уровне), то там плотность компонентов как у айфона.
esaulenka
17.12.2024 13:17российский декодер ModellDepo SoundGT (он вполне на мировом уровне), то там плотность компонентов как у айфона.
Ну, вы всё-таки слегка переоцениваете. Картинки у них на сайте шакал пожевал, но никакого рокетсайнс там не видно, обычная компоновка, когда хочется покомпактнее. Китайцы такое паяют на раз-два (дома чуть сложнее, да). Да и проектировать плату не особо сложно - компонентов мало, частоты околонулевые. Про проектирование схемы молчу - там могут быть нюансы, я не в теме.
Раз вы в теме, может знаете, почему на этом декодере проц MC9S. Моторолы - мягко говоря, не самый распространённый выбор для мелкосерийных изделий - я что-то похожее только в автомобильной электронике видел. Но это я так, число из любопытства.
osmanpasha
17.12.2024 13:17Раз вы в теме, может знаете, почему на этом декодере проц MC9S.
Я свечку не держал, но уверен, что:
это махровое легаси. Судя по веб-архиву, вебстраница SoundGT 1 появилась в ~2008г (SoundGT2 - в ~2012), за год до выхода ардуины, сильно до того, как ARM и STM32F103 завоевал мир дешевой электроники. Переписывать с нуля на новый МК будут только когда запасы этого кончатся, а пока работает - не трогай.
там нет команды разработчиков с аджайлом и cicd, а есть один умудренный годами и опытом программист, который 15 лет поддерживает этот проект в свободное время за небольшое вознаграждение. И железо выбиралось не по принципу что лучше и более распостранено, а что умеет этот разработчик.
Кстати я пытался найти даташит на МК, который там используется. Если я все правильно понял, то там примерно 32Кб флэша и 2К RAM (как в ардуине Uno!), и при этом прошивка умеет десяток протоколов, световых эффектов, bemf с PIDами, и проигрывает звуковые эффекты с внейшней фпэшки. Я в принципе могу, наверное, это повторить, но не в 2Кб памяти! Возможно там вообще все на ассемблере написано, тогда портировать это на что-то новое вообще невозможно, только с нуля писать.
Картинки у них на сайте шакал пожевал, но никакого рокетсайнс там не видно, обычная компоновка, когда хочется покомпактнее. Китайцы такое паяют на раз-два (дома чуть сложнее, да).
Да я не говорю, что там что-то сверхествественное, но компоновка очень плотная. Например, сильно за пределами того, что входит в эконом вариант от JLCPCB по сборке плат, т.е. для хоббистов производство выйдет заметно дороже, чем платы а-ля ардуино. Дома собирать такое - это надо опыт иметь, руки не трясущиеся, и хорошо бы микроскоп, печку и много чего еще. Вечером фото сделаю, правда платы айфона для сравнения у меня нет.
esaulenka
17.12.2024 13:17Понял, спасибо большое за экскурс.
это махровое легаси... SoundGT 1 появилась в ~2008г ... за год до выхода ардуины
Справедливости ради, до ардуины жизнь как-то существовала. Мы примерно в эти же годы переделывали наши железки с ассемблера для 51 на сишку под ARM7 (CortexM только-только появился, ST не захватила эту нишу, а вот разнообразных мелко-АРМов от Atmel и NXP было в изобилии. Хочешь оптом, хочешь в розницу).
Аджайлов и ci/cd тоже не было (хорошо хоть отдел тестирования хороший был :-) ).там вообще все на ассемблере написано, тогда портировать это на что-то новое вообще невозможно, только с нуля писать.
Оно в любом случае не портируется, такой компактный код ооочень маловероятно что разбит на 100500 уровней абстракции. Но всё равно странно, примерно в эти же годы все любительские поделки были на AVR / PIC18, фрискейл этот найти было невозможно (примерно как и сейчас, хех).
платы айфона для сравнения у меня нет.
Ну, этим-то добром весь интернет забит :)
osmanpasha
17.12.2024 13:17На фоне RPi и рядом с ардуиной нано. Да, сравнение с малиной не совсем честное, т.к. на ней высокоскоростные интерфейсы, так что это другой уровень сложности, несмотря на более низкую плотность монтажа
sirmax123
17.12.2024 13:17От себя замечу, что разрабатывать DCC-декодер не особо интересно. По программной части все уже придумано, есть библиотека для Ардуино и все тому подобное. Схемотехника тоже несложная, для мотора H-мост, для фонарей мосферы, на входе диодный мост для питания. Там сложность в миниатюризации электроники, а это скорее организационная и экономическая сложность
Это может вам не интересно и просто, а как проект для изучения мира контроллеров и получения базовых знаний по схемотехнике , для человека который сисадмин, очень даже интересно и совсем не просто ;) особенно в плане схемотехники и уместить это все в локомотив :)
Век живи - век учись, а когда эта учеба еще и радует не абстрактным а вполне конкретным едущем кусочком ностальгии так вообще. Мой, правда, пока не едет, но все впереди
Ps
Для командной станции есть прям супер просто готовое решениe https://dcc-ex.com/#gsc.tab=0
osmanpasha
17.12.2024 13:17а как проект для изучения мира контроллеров и получения базовых знаний по схемотехнике
Век живи - век учись, а когда эта учеба еще и радует не абстрактным а вполне конкретным едущем кусочком ностальгии так вообще.
C этим я полностью соглашусь, сам по этой же причине пришел в хобби.
Для командной станции есть прям супер просто готовое решениe https://dcc-ex.com/#gsc.tab=0
Зачем нам готовое, если можно сделать свое)) У меня своя, на ESP32. Командная станция по электронике проще, чем локомотивный декодер, так как миниатюризация не нужна.
atd
17.12.2024 13:17ModellDepo SoundGT (он вполне на мировом уровне), то там плотность компонентов как у айфона
Такое можно дома и без микроскопа паять.
У первых айподов и то мельче было, а до iphone (или любых современных смартфонов) там целая пропасть. Но в целом да, для миниатюризации как минимум надо заказывать и ждать плату, из готовых модулей компактно не собрать.
Javian
17.12.2024 13:17Полагаю, они нужны для уменьшения высокочастотных помех, исходящих от коллекторного узла в рельсы.
Эти моторчики от игрушек заметно мешают работе ДВ/СВ радиоприемника. С рельсами в качестве антенны, дальнобойность помехи может быть увеличена.
joffer
17.12.2024 13:17у знакомого преподавателя предпенсионного возраста в подвале жилого дома была некислая железная дорога на столе метра 4 на 6, которую он неспешно развивал десятилетиями, делал диарамы, ландшафт и всё такое. Рассказывал байку, что у него один железнодорожный переезд с динамиком, через который была звуковая индикация, что переезд закрывается для прохождения поезда, то этот динамик через раз ловил какое-то местное метровое радио и по этой причине переезд в цепь коммутировался через физический выключатель. К сожалению, байку продаю за что купил, лично не слышал.
п.с.: интересный был человек, "подарки" на пересдачу со студентов натурально брал вагонами "PiKo")
engine9 Автор
17.12.2024 13:17Мощные радиопередатчики в ДВ\СВ ловятся на всё что угодно, иногда даже не электронное, так что не байка.
kompas_3d
17.12.2024 13:17Если вдруг вам потребуются нормальные шестерни:
https://rutube.ru/channel/25905650/videos/
trikot
17.12.2024 13:17Я бы сделал модульную фрезу, и отфрезеровал нормальную шестеренку. И даже из латуни. Уже делал так при ремонте мультиклапана кофемашины. Мелкую шестеренку на принтере не напечатать, разве что на УФ принтере. Но вот что с прочностью будет, не понятно.
engine9 Автор
17.12.2024 13:17Увы, у меня из инструмента только ручной и тиски.
trikot
17.12.2024 13:17Тогда сделать шестеренку невозможно. Мне проще, у меня CNC фрезер и токарный дома стоит. Ну и 3D принтер конечно. Вот недавно шестеренки делал для одной моей поделки.
atd
17.12.2024 13:17А можете поделиться моделями фрезера и токарного? И своим опытом, если не сложно )
trikot
17.12.2024 13:17Мои станки. На первой фотке токарный, который я купил. На второй то, что с ним стало:)
ЧПУ фрезер самодельный, цветмет на нем легко обрабатывается.
Ну и фотка, как я щестерни делаю.
с
Listenernow
Был такой у меня! Самое интересное было подкладывать под рельсы проставки, чтоб получались горки и смотреть, как электровозик весело шуршит полным приводом пытаясь втащить вагоны на горку!