Отрасль ИТ, кажется, лидирует по объему дополнительных плюшек, которые предлагают работодатели, нанимая очередного сениора. ДМС зачастую со стоматологией, программы обновления рабочих мест, компенсации занятий спортом, конференции и корпоративное обучение — все предоставляется за счет работодателя.

Красота, правда? Или ловушка, в которую рынок загнал себя сам?

Талантливые разработчики не прибегают в компанию сами только лишь ради ДМС‑а, а отвечая на опросы, указывают, что место плюшек где‑то в конце их списка приоритетов. Но компании настолько задрали планку ожиданий у кандидатов, что теперь так просто даже неиспользуемые HR‑программы не отменишь. Достаточно только заикнуться о том, что ДМС больше не предоставляется, от тебя побегут даже те, кто за медицинскими услугами не обращался уже лет пять.

В этой статье — немного о том, почему плюшки это больно и непонятно. А еще о том, какой путь для себя нашли мы.

О каких плюшках речь

Кажется, что айтишники — отдельная каста. В других отраслях ДМС, компенсация спорта и любые другие бонусы воспринимаются как неожиданный подарок. Никто не будет говорить, что «печенек мало, дайте больше» (да и зарплаты во многих сферах совсем другие).

В перечень «плюшек» могут входить:

  • кофе, печеньки или даже обеды от шеф‑повара в офисе;

  • медицина;

  • повышение квалификации;

  • забота о детях (детские сады и т. п.);

  • спорт;

  • языки;

  • сон в рабочее время (места для сна и отдыха);

  • совместные игры;

  • и многое другое.

HR‑ы обычно называют это EVP — ценностное предложение сотруднику. Оно может быть как внешним, так и внутренним. Внешнее — это предложение, которое формулируют кандидатам. Внутренне — часть той самой «корпоративной культуры» (наряду с взаимоотношениями в коллективе).

Где на самом деле место плюшек

Спойлер — где‑то в конце списка приоритетов, примерно на уровне общего имиджа компании.

Я проводила опросы как внутри компании, так и среди кандидатов на вакансии. Цифры здесь не привожу, поскольку выборка на самом деле не совсем объективная — все‑таки это люди, которые отреагировали на наше приглашение или сами обратились к нам, а не срез по рынку. Но общую идею из общения могу сформулировать так: выбирая работодателя, айтишники ищут вовсе не плюшки. Кандидаты смотрят на деньги, проекты, стек и непосредственного руководителя — пытаются представить, насколько будут интересны задачи и комфортна атмосфера именно для них. Кому‑то хочется спокойствия, кому‑то быстрого роста — не важно. Компанию примеряют на себя и принимают решение. Плюшки при этом вторичны. Никто не пойдет работать в компанию, только из‑за того, что у нее есть ДМС со стоматологией, но при этом по стеку и внутреннему устройству полный провал.

Не только мои, но и сторонние опросы показывают, что на фоне других параметров компании бенефиты находятся на последнем месте по значимости. Скажу честно — сейчас во время собеседований про плюшки у меня даже не спрашивают — то ли это стало совсем неважно, то ли по умолчанию все считают, что они есть.

Так что, можно взять и отменить плюшки, сэкономив кучу денег бизнесу (или выплатив их в виде зарплаты)?

Взгляд с другой стороны

Увы, но нельзя просто взять и сократить эти расходы в компании. Конкуренция за талантливых разработчиков на рынке труда очень большая, поэтому нельзя сильно отличаться от «среднего по рынку» в худшую сторону.

Предположим, нашлась смелая компания, которая взяла все эти деньги на HR‑программы и добавила к зарплате, предложив тем самым больше, чем в среднем по рынку на той же должности. Но кандидат обязательно задумается о том, почему же ДМС‑а нет. Если компания не предлагает то, что предлагают все остальные на рынке, возможно, у нее нет денег? Или какое‑то более сухое отношение к коллективу (нанял — выжал — уволил)? О том, куда на самом деле пошли деньги с HR‑программ, никто уже и не вспомнит.

Кстати, разные рейтинги работодателей в этом смысле не добавляют объективности. Оценка за плюшки как правило учитывается в общем результате наравне с зарплатой и интересными задачами (без учета веса каждого из факторов). Так что если ориентироваться только на этот KPI, повышение зарплаты за счет сокращения расходов на ДМС, отправит компанию далеко в конец рейтинга. Справедливо ли это?

Кажется, что именно поэтому рекрутеры в своих письмах выносят плюшки чуть ли не на первую строчку. Имидж компании хочется показать сразу: «Смотрите, у нас все хорошо, быть может, даже лучше, чем у некоторых». Но формулируя предложение таким образом, получается, что мы забываем, зачем наши письма вообще читают. Это моя личная боль. Все же так делают — а значит когда приходит новый рекрутер в компанию, он пытается повторять действия коллег.

Недавно мы наводили порядок у себя в найме и тоже переписывали эти приветственные сообщения, чтобы в начале все‑таки была информация о задачах, стеке и прочих аспектах работы.

Можно ли все-таки оптимизировать?

Не сочтите за рекламу — тут скорее рекомендации коллегам и мысли «на подумать» для рынка. Плюшки — это хорошо. Но, быть может, перестанем загонять себя в эту ловушку, где дополнительно к зарплате ты должен много того, чем потом никто пользоваться и не будет?

Невозможно увеличивать плюшки до бесконечности, особенно если ты пытаешься все измерять и видишь, что они востребованы только кандидатами на входе. Сначала тебя спрашивают про ДМС и кажется, что это важно. А потом, превращаясь в действующих сотрудников, про медицинские услуги уже и не вспоминают.

Мы пришли к мысли, что все‑таки надо оптимизировать — сокращать то, что не пользуется спросом. Чтобы пояснить эту мысль, раскрою немного внутренностей наших плюшек. Например, про тот же ДМС.

Максилект — полностью удаленная компания, наши сотрудники разбросаны по разным регионам, живут как в крупных городах, так и в небольших селах. Поэтому выбрать ДМС — это проблема. Но если уж платить со счета компании за медицинские услуги, то хочется, чтобы максимальное количество коллег могли воспользоваться страховкой (чтобы затраты были не зря). Так что сначала встал вопрос выбора страховой с оптимальным для нас покрытием. На словах‑то все работают везде, но на деле детали работы в разных регионах отличаются. Банально список поддерживаемых клиник может быть очень мал и тем, кто живет в каком‑то одном регионе, неудобно или невозможно обращаться по доступным адресам (у нас такое было даже в нескольких регионах).

Понятно, что из тех, кто может, далеко не все действительно воспользуются. А те, кто воспользуются, могут обратиться в медицинские учреждения всего 1–2 раза в год — это не отобьет стоимость ДМСа для компании — мы не настолько крупные, чтобы продавливать большие скидки от страховой.

Как это оптимизировать?

Есть компании, которые предлагают страховку на оплату лишь части медицинских расходов. Допустим 70/30 или 80/20 (большую часть платит страховая, меньшую — сотрудник). Кажется, что если приходится выкладывать какую‑то небольшую сумму из собственного кармана, человек хорошенько взвесит, стоит ли обращаться ко врачу, и будет более ответственно относиться к рекомендациям.

Не уверена, что такой подход работает — кажется, с ним востребованность это «плюшки» больше не станет. Ну и когда компания просит сотрудника что‑то оплатить, это вызывает определенный негатив.


Мы пошли другим путем. Прикинули общие расходы, посчитали и предложили коллегам обращаться за компенсациями медицинских расходов в определенных пределах непосредственно в компанию. Это не покроет какие‑то крупные внезапные операции, но в целом делает программу востребованнее, особенно там, где сложно было провернуть обращение по ДМС‑у. И расход средств получился более целевым. Все в выигрыше.

Поддержка спорта у нас работает примерно так же. Мы в теории могли бы купить абонементы в спорт‑клуб. Но нет ни одной сети, которая была бы более‑менее удобна всем. Поэтому мы предлагаем разовую компенсацию в определенных пределах на спортивные расходы — кому‑то на абонемент в удобный зал, кому‑то на необходимое для самостоятельных занятий, а кому‑то это просто бонус на спортивный образ жизни (на покупку походного снаряжения, например).

Наша компенсация не покроет абонемент люксового спортзала в центре города‑миллионника. Но она может заметно сократить его стоимость для коллег и, надеемся, что программа работает как элемент заботы.

Вместо итогов

Когда я говорю, что мы (те, кто борется за кадры на рынке ИТ) загнали себя в ловушку, я не имею в виду, что все плюшки надо сокращать. Но кажется, что это нужно оптимизировать, а не просто вливать бюджеты «давайте предложим все, авось это переплюнет конкурентов».

Автор: Марина Великих, Максилект.

P. S. Мы публикуем наши статьи на нескольких площадках Рунета. Подписывайтесь на нашу страницу в VK или на Telegram‑канал, чтобы узнавать обо всех публикациях и других новостях компании Maxilect.

Опрос

А давайте проведем небольшой опрос среди читателей блога Максилект — так ли для вас важно наличие плюшек? Результаты я сравню со своими изысканиями и опубликую позже в обезличенном виде.

Комментарии (45)


  1. Marwin
    18.09.2024 07:51
    +15

    те, кто не считают ДМС обязательной плюшкой... вы доживите до 40 хотя бы... тогда и поговорим ))


    1. AllexIn
      18.09.2024 07:51
      +6

      ДМС стоит ну 50К в год. Ну 100К если прям упоротся. То есть пару процентов от зарплаты.
      Это может позволить себе нормальный программист просто на зарплату.
      Также как спорт зал, и чай с печеньками.

      Дайте нормальные условия работы, налаженные процессы, чистый код, профессиональное развитие. А 5% на плюшки, я так уж и быть, сам потрачу.


      1. Marwin
        18.09.2024 07:51
        +8

        хз... у нас в мск компании ДМС стоит 67 тыс и это корпоративная цена. Для физ лиц это было бы значительно дороже. А про пару процентов от зп... што-ш, рад за Ваш доход, но не у всех так, к сожалению.

        PS может это знак, что пора искать новое место? ))


        1. ialexander
          18.09.2024 07:51

          Страховые готовы без проблем давать ДМС компаниям и за небольшие деньги - так как риск размазывается на больше число страхуемых сотрудников.

          К тем кто страхуется индивидуально они относятся с большим подозрением и даже если согласятся застраховать то совсем за другие деньги - так как риск большой, здоровые люди обычно не покупают себе мед. страховку.


          1. NeoNN
            18.09.2024 07:51
            +1

            Это неправда, страховые компании нормально страхуют всех, даже детей, у которых постоянные болезни, вызовы врачей, осмотры, прививки и прочие радости. Никто с подозрением не относится, страховок оформляется очень много.


            1. ialexander
              18.09.2024 07:51
              +1

              Я только рад слышать о таком, когда я интересовался этим в последний раз все было не так хорошо и стандартная рекомендация была именно стараться получить корпоративный ДМС.


            1. ialexander
              18.09.2024 07:51
              +2

              Боюсь что все все ещё плохо. Зашёл ради интереса на Ренессанс страхование. В Москве индивидуальная ДМС - от 45600 на человека, для организации от 19100 за человека.

              Индивидуально застраховаться стоит в разы дороже.


        1. AllexIn
          18.09.2024 07:51

          67 это 2 процента от зарплаты в 275К.
          У вас в Мск сеньоры получают меньше?


          1. ildarz
            18.09.2024 07:51
            +6

            Говорят, лечиться нужно не только сеньорам.


            1. Shizarium
              18.09.2024 07:51
              +1

              Вообще, если принять, что стоимость ДМС за год 67к₽, то это 2% от годовой зарплаты в 3350к₽, что соответствует 279к₽ в месяц, что не сильно далеко от утверждения Allexln


              1. Mishootk
                18.09.2024 07:51

                Психология. 2% не существенно. Но единоразово выложить четверть зарплаты... Пересечение множеств высокооплачиваемых и финансово грамотных (т.е. финансовая подушка) не слишком большое. Наблюдаю, что даже хорошо оплачиваемы спецы живут от зарплаты до зарплаты.


          1. Marwin
            18.09.2024 07:51

            представьте себе... не все сеньёры работают в сберах и прочих банках... в галерах тоже кто-то работает и получает куда меньше


            1. AllexIn
              18.09.2024 07:51

              Никогда не работал в банках. За одним исключением - всегда компании с полным штатом меньше 100 человек. Обычно даже меньше 50.


        1. FrankNStein
          18.09.2024 07:51

          А вы прикидывали, какую часть из этой суммы вы отбиваете?

          У меня вот тоже есть ДМС от работы, но это ингосстрах и самая бесполезная программа, что я встречал. В результате за несколько лет один раз удалось попасть к нужному врачу, за все остальное плачу сам, тк не нужно ждать согласований за сутки и можно выбрать нормальную клинику и врача, который учился на русском языке и свободно на нем говорит.

          В целом, считаю страховую лишним посредником между мной и доктором, причем посредник тоже хочет кушать.


          1. Marwin
            18.09.2024 07:51

            возможно вам не слишком повезло... у нас ренессанс. Окупается многократно. У меня с возрастом накопился уже ряд заболеваний, и я хожу с ними десятки раз в год по врачам по ДМС и я ими доволен. (Тезис, что типо "зря доволен, раз всё еще ходишь" вряд ли будет уместен... на то оно и хроническое, что вряд ли уже окончательно излечимо)


      1. burov4j
        18.09.2024 07:51
        +3

        Вы не думаете, что налаженные процессы, чистый код и профессиональное развитие - это уже зона ответственности самих сотрудников? По крайней мере по большей части.


        1. AllexIn
          18.09.2024 07:51
          +4

          Не хотел бы работать в компании, где эти вопросы отданы на откуп рядовым сотрудникам, потому что результат будет плачевный.
          Качество кода - ответственность лидов.
          Налаживание процессов - ответственность ПМов.


          1. burov4j
            18.09.2024 07:51

            Где же тогда ответственность рядовых сотрудников?


            1. AllexIn
              18.09.2024 07:51
              +4

              Ответственность рядовых сотрудников точно не в налаживании процессов.
              Но за качество кода они отвечают да, перед лидом. И задача лида чтобы в репе не было говнокода. Если в репе говнокод - это косяк лида, и уж точно нельзя винить рядовых сотрудников. Их надо порицать и контролировать, но отвечает за качество кода в итоге не они.
              Проблема в том, что бизнес не знает ничего о качестве кода, лидам влом заниматься ревью, особенно влом, когда ревью тормозит разработку и лидам же прилетает. Поэтому у нас так много говнокода.
              Кстати, говнокод руинит производительность программистов. Причем не только потому что с ним тяжело работать. Но и потому что с ним психологически тяжело работать. Залезть в проект с говнокодом - это как в грязный сортир зайти: и заходить не хочется, и убежать хочется побыстрее.
              Поэтому дорогие ПМы: если у вас вдруг упала производительность труда у прогеров, подумайте, а не слишком ли всё плохо с качеством кода.


    1. AlexKMK
      18.09.2024 07:51

      Мне уже 50 скоро. Никогда не гнался за ДМС (и по моему никогда не было).

      Пока не бросил пить и не начал заниматься спортом - болел часто. Уже лет 10 забыл как простуда выглядит.


      1. kalombo
        18.09.2024 07:51

        Ага, плюсану. Случаи, конечно, разные бывают. Но в общем случае есть тип людей, которые считают ходить по докторам нормой. А есть те, кто предпочитают профилактику и здоровый образ жизни.


  1. NeoNN
    18.09.2024 07:51
    +4

    От скудного языка в виде слова "плюшки" в глазах рябит. Неужели нет других синонимов? Тем более описаны вполне стандартные бонусы. А плюшки - это булочки к чаю.


    1. AllexIn
      18.09.2024 07:51
      +5

      Раньше действительно чай и печеньки(плюшки) - были типичный бонусом. Потом бонус разросся, но его продолжили называть "плюшки". Потому что это буквально "бонусы, которые дает компания". Так что нет, это не булочка к чаю - это устоявшийся слэнг.


  1. Kudriavyi
    18.09.2024 07:51
    +6

    Ишь, опять холопы распоясались! ДМС-ы им даешь, а они не благодарят за это.


    1. NeoNN
      18.09.2024 07:51
      +1

      Наличие ДМС сильно переоценено, и правда, когда работал как ИП, покупал себе ДМС сам, и это стоило не так дорого, около 40-50к в год! Но все компании раздувают из этого такого слона... Да, я могу понять, когда компания преподносит ДМС как бонус в Соединённых Штатах, ибо там медицина гораздо дороже, но в России это странно.


      1. grixis
        18.09.2024 07:51

        Вот у меня нет дмс, поэтому я постоянно игнорю походы к врачам. А если бы ещё стоматологию, это же огонь. Тут правду пишут про дмс - он не интересен молодым и здоровым, но далеко не все айтишники молоды, здоровы и спортсмены.


  1. ialexander
    18.09.2024 07:51
    +11

    Прикинули общие расходы, посчитали и предложили коллегам обращаться за компенсациями медицинских расходов в определенных пределах непосредственно в компанию. Это не покроет какие-то крупные внезапные операции, но в целом делает программу востребованнее, особенно там, где сложно было провернуть обращение по ДМС-у.

    То есть по факту вы берете на себя роль страховой компании, при этом достаточно паршивой страховой компанией так как не покрывает самое важное - внезапные крупные расходы, но которые ДМС обычно и ориентируются.

    Нет, спасибо, но такое предложение выглядит сомнительным для меня. Положим, я не укажу ДМС как номер 1 в списке приоритетов, но я и не пойду в компанию, которая его не предлагает. Просто потому, что медицинское страхование важно, пусть даже я и использовал его в последний раз 4 года назад, я не хочу, чтобы когда понадобится я или члены моей семьи оказались без качественной медицинской помощи.

    А все эти сомнительные фразы "включим в зарплату" мы уже проходили много раз. Когда нам предлагали работать в "серую", обещая увеличит зарплату на величину налогов, но по факту это было невозможнл проверить.


    1. AllexIn
      18.09.2024 07:51

      "это было невозможно проверить",
      Вы не знаете размер налогов? Или вы не знаете свою зарплату?


      1. ialexander
        18.09.2024 07:51

        Невозможно проверить потому, что другая ситуация гипотетическая. Не было опции получать меньше, но в "белую". Да и в целом "серые" компании были обычно мелкими и в среднем платили меньше "белых" крупных. Я ушел из "серой" в "белую" с хорошим повышением в зарплате.


    1. FrankNStein
      18.09.2024 07:51

      В нерезиновой - комплектация укладки и скорость реагирования у скорой по ОМС на порядок выше, чем у ДМСных машин (пришлось сравнить во время ковида). И если бы меня с выходящим камушком не гос больничка лечила, проведя за 3 часа анализ крови, узи, кт и мрт с контрастом, я бы сдох раньше, чем операторы из ингоса согласовали любую из процедур.

      Возможно, в каких-то регионах ситуация другая, но в большинстве крупных городов с чем-то серьезным и внезапным лучше обращаться в госбольничку, чем к частникам по ДМС.


      1. NeoNN
        18.09.2024 07:51

        Внезапно, госбольницы тоже оказывают услуги по дмс, например, одноместные палаты.


  1. AlexKMK
    18.09.2024 07:51
    +2

    ДМС и прочие спортзалы - попытка увеличить расходы и заплатить меньше налогов. Так сказать на халяву..

    Гораздо честнее заплатить это в виде зарплаты, чтоб работник сам распоряжался этими деньгами. А ещё, заплатив это в виде зарплаты, работник получит больше пенсионные отчисления. Если доживёт до 60, то спасибо скажет.


    1. gun_dose
      18.09.2024 07:51

      Есть только один момент: застраховать 100 сотрудников сразу или записать их в качалку будет дешевле, чем по раздельности, поэтому если раздать эти деньги людям, то их не хватит на покупку тех же услуг.


      1. AlexKMK
        18.09.2024 07:51
        +1

        ключевой момент заключается в том, что нет выбора - хочу я ДМС или хочу денег в кошельке.


        1. AllexIn
          18.09.2024 07:51

          Есть компании, где есть такой выбор.


      1. FrankNStein
        18.09.2024 07:51
        +1

        Вот только из 100 человек в качалку хочет 50, а в качалку, которая входит в программу и находится не на другом конце города - 10.

        И болеют регулярно из них 50, остальные изредка, и хотят лечиться у нормальных врачей, а не выпускников ташкентских медвузов. И зубы лечить не в зуб.ру А это в программу не входит, потому что слишком дорого для страховой.

        По итогам вместо расхода денег пусть в меньшем объеме, но в нужном направлении, все дружно получают ненужные или некачественные услуги.


        1. gun_dose
          18.09.2024 07:51

          Так я к тому и веду, что все эти плюшки для работодателя - сущие копейки. Как правило, это сумма, эквивалентная 20-50$ в месяц.


  1. gun_dose
    18.09.2024 07:51
    +2

    Я бы не отказался от плюшек для автомобиля: шиномонтаж, антикор и всё такое. А то машины есть у многих, но ни разу не слышал, чтобы такое предлагали.


    1. Neom1an
      18.09.2024 07:51

      Приходи работать в профильный бизнес. Всегда есть скидки


      1. gun_dose
        18.09.2024 07:51
        +1

        Ну так все эти ДМС и фитнесы для айтишников тоже непрофильные))


  1. Neom1an
    18.09.2024 07:51
    +2

    Сомнение вызывает базовый тезис автора, что нормальный социальный пакет предоставляется в АйТи компаниях. Мой личный опыт работы в средней советской и двух крупных интернациональных не-АйТи бизнесах говорит об обратном. Любая нормальная компания обеспечивает высокий уровень социального обеспечения


    1. NeoNN
      18.09.2024 07:51

      Даа, до газпромовской дополнительной пенсии всем айти потогонкам далеко.


  1. coodi
    18.09.2024 07:51
    +3

    ДМС по сравнению с зарплатой - копейки. Много не сэкономить. Возможно, (я в этом не уверен), что кроме этого ДМС вычитается из дохода компании, что, в принципе, не плохо для самой компании. Если выдать эти деньги самому работнику, аналогичный ДМС он купить не сможет, т.к. не является корпоративным клиентом.


  1. onets
    18.09.2024 07:51

    Если «работать в нашем банке большая честь» - то какая разница какие там плюшки. Они станут весом фактором если совпадают другие критерии, начиная с зп.

    Но вот кастомизация плюшек по потребностям / возрасту - хорошая идея.. кто захочет ДМС, а кто-то пару-тройку дополнительных дней к отпуску.


  1. cArmius
    18.09.2024 07:51
    +2

    Мне кажется в статье недооценивается роль "плюшек" и не раскрывается то, насколько реально сотрудники ценят это, причем проблема не в кампании а в том что это реально сложно оценить

    Например, я не пользуюсь услугами по скидками на спортзалы, но я ценю то что они есть

    Все люди разные. Кому-то важно личное развитие, кто-то приходит только за деньгами, кто-то хочет хорошо общаться с коллегами, а кто-то очень ценит свой личный комфорт. И вообще, все эти 4 ценности (а вообще их точно больше) перемешаны и в рамках одного человека и могут меняться во времени и в зависимости от контекста

    И как в эти ценности ложится влияние плюшек - крайне непонятно. Да, есть некоторая корреляция между теми кто их реально использует, но часть вполне могла бы отказаться, а еще части из тех кто не пользуются - приятно знать, что если что, они всегда могут это начать делать