Вегетарианская паста на столе, вино подано, громкая музыка играет — всё, чтобы отвлечься от насыщенного событиями Дня благодарения 2023 года. Глава OpenAI Сэм Альтман понял, что не в потоке и не в ресурсе, а потому сбежал на своё ранчо в Напе. Случилось это после того, как он чуть не потерял контроль над компанией, которая «держит в руках будущее человечества».

Однако всё обошлось: Альтмана уволили, потом снова вернули в компанию через пять дней, его лицо появилось на обложке Time. А OpenAI снова продолжила под его началом сотрясать информационное пространство новыми нейросетевыми чудесами.

А футурологи и прогнозисты наперебой начали строить предположения о том, что же грядёт. Интересно, что именно литераторы, типа Жюля Верна и Герберта Уэллса, когда-то рисовали будущее, описывая невероятные технологии, которые теперь стали реальностью. Однако роль технологических «ванг» всё чаще берут на себя топ-менеджеры IT-компаний — те, кто непосредственно причастен к созданию будущего.

Конечно, в их предсказаниях можно найти оттенки пиара, ведь каждый видит будущее сквозь призму своих продуктов. Недавно Сэм Альтман опубликовал эссе на своём сайте. И там есть ряд интересных моментов, над которыми хочется поразмыслить. Теперь, вооружившись «подсказками» из текста главы OpenAI, вкину немного своих (в том числе, ретроспективных) размышлений.

Судя по отзывам, кажется, что технари недовольны — большое количество «воды» и восторженных од тому, какое прекрасное будущее с ИИ нас ждёт. И нет ни спецификаций, ни данных по параметрам, ничего точного и конкретного! Литературщина сплошная! Да, этот манифест ИИ по большей части повторяет традиции писателей-фантастов с той только разницей, что в нём могут быть зашиты подсказки, к чему идёт OpenAI.

Первый тезис — о появлении ИИ-команды, состоящей из виртуальных экспертов в разных областях, которые будут работать вместе. Тут, вероятно, речь идёт о развитии системы GPT-агентов — расширений, которые позволяют чат-боту выполнять специфические задачи. Уже сейчас есть обширная база чатов-плагинов для разных задач, и чат-боты могут быть связаны с внешними сервисами и между собой. У OpenAI явно есть амбиции повторить историю Apple с их AppStore, но только в контексте ИИ-агентов.

Далее Альтман пишет о том, что у детей будут виртуальные репетиторы для любых дисциплин, аналогичные улучшения в сфере здравоохранения, возможность создания любого программного обеспечения.

Тут есть нюанс — концепт виртуальных репетиторов выглядит многообещающе. Но сейчас стоимость вычислений в ИИ ещё довольно высока, а потому полноценный обучающий процесс через ChatGPT может стать не таким рентабельным. При этом Сэм не говорит, как стоимость вычислений можно снижать, но пишет, что это точно нужно сделать. «Если мы не создадим достаточной инфраструктуры, ИИ станет очень ограниченным ресурсом».

Складывается впечатление, что Альтман темнит и вполне себе осознает: гонка за дешевым ИИ обойдется очень дорого — во всех смыслах. The Wall Street Journal оценивали необходимые инвестиции в размере $5–7 трлн.

Чипы и графические процессоры, необходимых для обучения систем ИИ, уже сейчас в дефиците (что идет на руку Nvidia как основному поставщику). Вопрос о выделении средств на кардинальное изменение отрасли производства полупроводников глава OpenAI обсуждал с администрацией США, но пока без конкретики.

Основную роль здесь должен сыграть Ближний Восток. Именно за счет средств саудитов планируется удовлетворить потребности в вычислительной мощности для дешевого ИИ. Переговоры уже идут с инвестиционной фирмой G42 из Абу-Даби. Замешаны в этой истории и глава SoftBank Масаеси Сон, а также тайваньская TSMC, но основные средства Альтман планировал в любом случае изыскивать от шейхов и фондов ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта и Катара. По слухам, OpenAI ведет переговоры с MGX, инвестиционным фондом из ОАЭ с капиталом в 100 миллиардов долларов, о многомиллиардном раунде финансирования, который может оценить OpenAI в 150 миллиардов.

Всё бы хорошо, но у Саудовской Аравии негативная репутация в области прав человека. Из-за этого некоторые коллеги Альтмана по ИИ-цеху (в частности, Anthropic) решили не рисковать имиджем и отказались от денег саудитов.

Другим значительным риском является влияние на окружающую среду. По данным Международного энергетического агентства, к 2026 году потребление энергии глобальными дата-центрами может более чем удвоиться, достигнув уровней, превышающих энергопотребление крупных стран. Используя ИИ для решения глобальных проблем климата, одновременно возникает экологический кризис.

Средний ЦОД, который нужен Альтману для его мега-нейросети потребляет энергии как целый американский мегаполис. А таких ЦОДов для того, чтобы AGI смог шевелить своими нейромозгами, нужен не один и не два. В своих эссе о «светлом будущем» Альтман умалчивает о подобных проблемах, игнорируя важные препятствия на пути к реализации своих планов.

«Возможно, мы получим сверхразум через несколько тысяч дней; возможно, это займёт больше времени, но я уверен, что мы к этому придём». Несколько тысяч дней — это примерно 5,5 лет. Если за этим прогнозом скрыто больше, чем пространные размышления, то относительно скоро может быть представлена технология, которая могла бы сравниться с человеческим интеллектом в выполнении многих задач без необходимости специального обучения. Сэм Альтман уже давно говорит о неизбежности появления AGI (но инфраструктуры под это нет). Ходят слухи, что в руководстве OpenAI испугались того, что сможет делать новый ИИ, и поспешили уволить Альтмана, но затем передумали. И тут непонятно — либо всё настолько революционно, и коллеги Альтмана опасаются восстания машин, либо новые модели ИИ, вместо открытия всех физических законов, могут через «джейлбрейки» выдать новые рецепты биооружия...

Что касается здравоохранения — тут окно Овертона, кажется, ещё не открылось до того состояния, что человек доверится нейросети в серьёзных случаях. Да, диагностические возможности, как пишут в СМИ, у нейросетей улучшаются. И, верится, что к чат-боту вполне могут обратиться с первичной диагностикой. Но известно и то, что ChatGPT всё ещё может выдумывать и фантазировать, поэтому есть основания полагать, что пока даже human error у «кожаных» врачей не отвратит от посещений клиник. Другое дело, что сами врачи, особенно если они не слишком квалифицированные, могут консультироваться у того же ChatGPT. Что же, может, в этом случае оно и к лучшему?

«Возможность создания любого программного обеспечения» через промпты — охотно верится, хотя знакомые программисты злорадно смыкают в неверии. Как минимум, вносить правки в уже сгенерированный код может быть проблематично.

Согласно исследованию специалистов из Национальной лаборатории Оук-Ридж при Министерстве энергетики США, есть высокая вероятность, что к 2040 году искусственный интеллект сможет заменить разработчиков программного обеспечения.

Разработчики программного обеспечения по понятным причинам обеспокоены. Фактически, почти 30 процентов из 550 разработчиков программного обеспечения, опрошенных Evans Data Corporation, калифорнийской фирмой по исследованию рынка, специализирующейся на разработке программного обеспечения, считают, что их задачи будут выполняться искусственным интеллектом в обозримом будущем.

Искусственный интеллект уже активно используется в разработке программного обеспечения для автоматизации таких процессов, как генерация кода, рефакторинг и обнаружение ошибок. Он играет важную роль в тестировании и обеспечении качества, анализируя код и выявляя уязвимости. Кроме того, ИИ улучшает процессы DevOps и CI/CD, оптимизируя весь жизненный цикл разработки, что ускоряет выпуск продуктов и повышает их надежность.

Тем не менее, несмотря на автоматизацию, разработчики останутся необходимыми для решения сложных задач, таких как проектирование архитектуры систем и принятие стратегических решений. Хотя ИИ может справляться с рутинными операциями, создание качественного продукта по-прежнему потребует человеческого вмешательства и творческого подхода.

Хотя ИИ способен автоматизировать многие задачи программирования, до 80% рабочих мест в сфере программирования останутся ориентированными на человека. McKinsey&CO

К слову, Альтман признаёт, что ИИ «может значительно изменить рынок труда (как в положительную, так и в отрицательную стороны) в ближайшие годы», но «большинство профессий будут меняться медленнее». (Мне пока явно видно только, что сантехникам и шпаклёвщикам ИИ не угрожает никак.) Ещё глава OpenAI пишет, что будут создаваться новые профессии, которые мы сейчас и за работу не считаем. Тут нельзя не вспомнить про «новый чёрный» у инфоцыган — промпты. Вот уж неимоверно занятно смотреть, как умение облекать мысли в слова и способность подробно описывать запрос преподносят как ноу-хау, которому нужно учиться (и купить курс!), так как это профессия будущего. Впрочем, с появлением модели o1-preview наметился тренд на упрощение промптов, да и сами нейросети можно использовать для написания промптов, а потому концепт промптинга как профессии будущего — под угрозой.

«Благодаря этим новым способностям мы сможем добиться всеобщего процветания», — пишет Сэм. И добавляет, что с развитием ИИ будут подвластны открытие всех физических законов и доступ к практически неограниченным источникам энергии. Ох, вот в эту популистскую риторику, кажется, мало кто верит. Уже сейчас ИИ замещает ряд низкоуровневых профессий, заставляя многих «переквалифицироваться в управдомы». Очевидно, что ИИ — это площадка для новой гонки технологических вооружений. Причём в прямом смысле «вооружений»: ведь искусственный интеллект — это, очевидно, технологии «двойного назначения». Какие орудия будут в недалёком будущем управляться через API ChatGPT или «военного» аналога ChatGPT, остаётся только догадываться.

Итак, пока из этого эссе следуют такие направления развития ближайшего будущего:

  • Развитие экосистмы GPT‑агентов и создание аналога экосистемы AppStore, а чат‑боты становятся новыми приложениями.

  • Развитие дополнительных моделей, способных к «саморефлексии», типа o1.

  • И эти рефлексивные модели являются основой для массовой прото‑AGI

  • В промежутке компания будет строить инфраструктуру и привлекать инвестиции саудитов, ибо без большого количества чипов и ЦОДов всё это прекрасное будет очень далёко.

Комментарии (4)


  1. FurySeer
    25.09.2024 08:11

    Зима близко


    1. alexshalyapin Автор
      25.09.2024 08:11
      +1

      А ночь темна и полна ужасов)


  1. cyberhippie
    25.09.2024 08:11

    Главное друзьям контент-дженералистам не забывать, что Сэм их Олтмен вышел замуж недалече как весной


    1. alexshalyapin Автор
      25.09.2024 08:11

      Про это помним, разумеется, (такое забудешь, как же! Как говорится, этого Олтмэна в Химках видали...) но благоразумно молчим)