Ещё до ухода Microsoft менеджеры проектов часто переключались между двумя системами — Project использовали для планирования задач и, например, Jira для их исполнения. В этом случае они вручную или с помощью дополнительных плагинов синхронизировали данные, а также отдельно узнавали статусы у исполнителей в третьем решении или мессенджере.
При этом Project оставался самой популярной системой для ведения проектов в крупных компаниях. Мы с командой понимали, что рано или поздно Microsoft отключит российских пользователей, поэтому заранее стали готовиться к росту запросов на «полный аналог» и перепридумали своё проектное управление.
Меня зовут Максим Тимонов, я дизайн-директор в «Первой Форме». В этой статье я покажу, какие возможности мы добавили, чтобы заменить MS Project и объединить всю проектную работу в одной системе.
Главное о системе «Первая Форма»
«Первая Форма» — это low‑code BPM‑система, с помощью которой можно автоматизировать все бизнес-процессы компании: документооборот, управление проектами, управление продажами, В2В2С-решения, корпоративные коммуникации, создание типовых автоматизированных рабочих мест.
Например, бизнес-процесс CRM: вы регистрируете продажу, генерируете из неё проект с паспортом каждого этапа, создаёте по шаблонам документы и обмениваетесь ими с клиентом с помощью коннекторов со СБИС и Контур.Диадок, обсуждая всё это во встроенном мессенджере и по видеосвязи.
Проектное управление в «Первой Форме» развивается с 2007 года — все его функции появились как ответ на потребности клиентов. Раньше проект в платформе проектировался как бизнес-процесс, в его рамках создавались проектные и производственные задачи.
С уходом Microsoft поток заявок на полную замену Project возрос, и я решил переработать концепцию ПУ под потребности клиентов, чтобы обеспечить им безболезненный, насколько это возможно, переход на российское решение.
Новая концепция — это виртуальные задачи в полноценном редакторе, как в MS Project, которые можно запускать в производство и сверять план-факт.
Далее давайте рассмотрим 7 новых фич, которые максимально сближают «Первую Форму» с MS Project.
Инлайн-планирование без модальных окон и обязательных полей
Максимально в проекте можно создать 10 тыс. задач, как и в MS Project. Это можно сделать многократным нажатием одной кнопки, заполнить названия, срок и связи также можно из проектного интерфейса.
Управлять задачами можно как из табличной части интерфейса, так и с диаграммы Ганта. Например, объединить задачи в группу можно перетаскиванием строк, а задать сроки — растягиванием соответствующей полосы на таймлайне.
Гант по умолчанию открывается по масштабу проекта, масштабируется от часов до лет и выглядит как в Project, Wrike и ClickUp.
В проекте можно задать четыре вида связей:
от конца задачи 1 к началу задачи 2 — зависимая задача 2 не начнётся, пока не завершится задача 1;
от начала задачи 1 к началу задачи 2 — задача 2 не начнётся, пока не стартует задача 1;
от начала задачи 1 к концу задачи 2 — зависимая задача 2 не завершится, пока не начнётся задача 1;
от конца задачи 1 к концу задачи 2 — задачу 2 можно будет закрыть только после окончания задачи 1.
Также можно установить зависимость одной задачи от нескольких: например, производство нового продукта не запустится, пока не будут выбраны поставщики сырья и разработана маркетинговая кампания. Как и в Project, для задач можно устанавливать предшественников — все задачи, от которых зависит текущая.
Связи между задачами влияют на автоматическое планирование: если начать перемещать по таймлайну одну задачу, все зависимые также будут двигаться. Также есть отдельное свойство «Старт проекта» — в нём можно установить дату начала, и первые задачи подвинутся к ней, как в иностранных системах.
В проекте можно проставить вехи — задачи без длительности. На диаграмме Ганта они будет обозначены «ромбом». Как и в Project, для вех задаются связи с другими задачами и дополнительные условия, о которых речь пойдёт далее, в отдельном блоке.
Базовые планы и версии проекта
В системе есть возможность сохранить четыре базовых плана, которые можно вывести на проектный интерфейс по одному или вместе. Тогда при изменении текущего плана система будет подсвечивать расхождения:
красным, если показатели проекта при таком изменении становятся хуже;
зелёным, если вариант из текущего плана эффективнее базового.
Базовые планы можно также править в табличной части и пересохранять. Если нужно отправить вариант на согласование, такой план можно заблокировать для редактирования. После получения акцепта на нём появится отличительный маркер.
Кроме того, вы можете создать в рамках одного проекта другую «Версию» (в Project эта сущность будет называться «Проектом»). Отличие между базовым планом и версией в следующем:
базовый план сохраняет даты, сроки и продолжительность, не меняя состав задач;
версия сохраняет отдельный набор задач и базовые планы для них.
Чтобы уложиться в согласованное расписание, в проектном управлении от «Первой Формы» есть критический путь. Задачи, которые ему соответствуют, подсвечиваются на Ганте красным цветом.
Большой набор ограничений и условий
Проектное управление на базе «Первой Формы» подходит для долгосрочных проектов с сотнями задач. Для гибкости вы можете настраивать дополнительные условия автопланирования. Можно зафиксировать:
длительность в днях, и тогда трудозатраты на неё не повлияют;
трудозатраты в часах, и тогда срок может быть любым;
единицы в рублях, и тогда система подстроит срок и трудозатраты под бюджет и выбранные ресурсы.
Также можно задать запаздывание по дням между двумя связанными задачами, но тогда подвинуть зависимую задачу на более ранний срок не получится, и раннее начало и окончание, если вы планируете выполнить действие досрочно.
Кроме того, в системе есть восемь видов ограничений:
старт «как можно позже» и «как можно раньше» — гибкое расположение задачи в хронологии проекта.
фиксированное начало и окончание — строгие дедлайны задач.
старт «не позже» и «не раньше» — гибкое начало с пределом по сроку.
окончание «не позже» и «не раньше» — гибкий дедлайн.
Здесь также действует автоматизация массовой работы — если вы решите что-то подвинуть, все связанные задачи тоже переместятся. Ограничения тоже учитываются — система подсвечивает конфликты планирования и выдаёт предупреждение.
Сейчас в системе можно настроить производственный календарь для всей компании. Он учитывается не только при распределении ресурсов и планировании сроков задач в проекте, как это происходит в Project, но и при исполнении и в автоматизациях производственных задач.
Заполнение ресурсов и показателей из проектного интерфейса
В «Первой Форме» есть две точки планирования ресурсов: в фактических задачах и в проектном управлении. Проектное управление — это множество планов, которые могут конфликтовать между собой на этапе проектирования. Эти конфликты можно заметить в фактических задачах в системе при утверждении проекта и заполнении плановых часов.
Вы можете указать множество ресурсов и процент их загрузки в рабочий день — например, по полдня каждый день. Также можно установить конкретного исполнителя-ответственного.
При этом если вы решите забукировать, условно, 900 часов одного ресурса на три дня, система выдаст предупреждение об овербукинге и предложит или пересмотреть сроки, или добавить на задачу другие ресурсы.
В проекте можно указать риски для каждой задачи: маленькие, средние и большие. В зависимости от них система подсвечивает задачу.
Согласование и исполнение проекта
Перед запуском вы можете утвердить версию проекта и зафиксировать её состояние. Для каждой задачи прописываются плановый и фактический процент выполнения, между которыми рассчитывается разница на конкретную дату. Например, если вы забронировали 40 часов разработчика на пять рабочих дней, он списал уже 24, а задача выполнена на 0%, значит, что-то идёт не так и нужно вмешаться.
Текущие и плановые показатели завершения проекта тоже можно отобразить на диаграмме и в табличной части. В этом случае на ресурсных колонках появится бейдж с показателем отставания. Так вы сможете быстро отследить проблемы, без скроллинга задач и поиска по Ганту. И если в MS Project это нужно отдельно настраивать и заполнять вручную, в «Первой Форме» отставания доступны по умолчанию.
Если план и факт сильно расходятся, можно изменить всю вторую половину проекта и утвердить её заново. Тогда при изменении сроков система покажет все заданные предупреждения и автоматом перенесёт связанные задачи. После отправить версию руководителю можно одной кнопкой.
Заведение производственных задач в BPM-системе и фиксация фактических показателей
В отличие от MS Project, который предназначен только для планирования, «Первая Форма» — это система для автоматизации всех бизнес-процессов и потоков задач компании. Это значит, что вы можете перенести задачи из проекта в систему, и они распределятся по всем вовлечённым отделам на конкретные даты и ресурсы.
При настройке процессов вы можете задать автоматическое заполнение полей, сроков, исполнителей и слотов в их календарях. Также можно автоматизировать приоритеты, бюджет, трудозатраты, тип задач и проекта. Карточка при этом будет связана с задачей в проектном интерфейсе — если обновить данные в одной, они автоматически подтянутся во вторую.
В карточках задач исполнители могут обсуждать детали, созваниваться с руководителем и вносить фактические трудозатраты. Они автоматически подтянутся в сам проект, где система пересчитает доступные ресурсы и отобразит актуальные статусы. Если сотрудники забывают фиксировать потраченное время, из проектного интерфейса можно разослать автоматическое напоминание.
Гибкие настройки доступа
В «Первой Форме» можно настроить права доступа к любым разделам и их содержимому. Проекты не исключение — вы можете выдать право на просмотр и редактуру как всей сущности, так и версий и производственных задач.
При этом любые правки проекта можно отследить в истории изменений. В интерфейсе есть сохранённые версии, которые позволяют перейти на предыдущие шаги. Если нужно откатить всё до ранних вариантов плана, это также можно сделать из истории.
В самой BPM-системе производственные задачи также можно гибко настроить по доступам. Пользователям можно разрешить просматривать или редактировать все задачи отдела, конкретные карточки и определённые поля в них.
Будущие обновления: планирование с учётом разных календарей
В будущем появится возможность заводить разные производственные календари-графики одновременно для разных групп сотрудников:
классический 5/2;
график 2/2 с плавающей датой первого рабочего дня;
разное начало рабочего дня.
Также появится представление ресурсов в разрезе исполнителей (ресурсов) по часам на день.
Вместо итогов
Вся логика проектного управления в системе основана на кейсах клиентов, которые ранее работали в MS Project. Менеджеры могли только планировать проекты в отрыве от исполнителей. Эта логика быстрого проектирования сохранена в системе в тесной связи с BPM-процессами и глобальным планом.
Проекты из Project можно импортировать в «Первую Форму». Для этого нужно:
взять файл вашего проекта в формате .mpp;
в проектном редакторе «Первой Формы» нажать «Импорт».
Если вам нужно отправить проект внешним пользователям, его можно экспортировать в PDF и Excel.
1 октября пройдёт вебинар, на котором я покажу все эти функции в действии. Участие в нём бесплатное по предварительной регистрации. Вопросы о решении вы можете задать в этой форме или здесь в комментариях.
Комментарии (10)
Ioldyz
25.09.2024 07:55Много что пробовал из онлайн инструментов , создавал задачи, гант и т.д. Всё равно возвращаюсь к MS Project .
У всех онлайн инструментов есть недостаток - скорость работы . К примеру, требуется кликнут на "создать задачу", далее написать, потом опять мышкой кликнуть и т.д..
В MS Project просто пиши и успевай Enter нажимать, скорость создания базового плана , как вбивания данных в Excel .
skydr Автор
25.09.2024 07:55Мы постарались именно аналогичную скорость поддержать. Чего ранее не было. Можете придти на демо 1 октября, покажем. Есть в ТГ канале и на сайте объявления.
TheActiser
25.09.2024 07:55Прогноз есть?
Материалы есть?
Отчеты есть?
skydr Автор
25.09.2024 07:55Прогноз в варианте как используют в проджекте - текущий % выполнения/плановый на текущую дату. Оставания на базе этого - да.
Ресурсы – как люди/единицы/материалы - да.
Отчеты мы настраиваем на основной платформе. Как дашбордом кратиким так и отчетами под печать в виде экселек. Можно посмотреть в кейсах на сайте.
lutlet
Ой, ну написано всё ладно и складно. Много говорите тут про гибкость системы, но хотелось бы конкретики. Есть ли возможность создавать пользовательские поля и настраивать бизнес-логику на их основе? Например, для расчета специфических KPI или автоматизации нетиповых процессов.
Slotha
Видел их презентацию. Скорее да, чем нет, но не всем подойдёт ценообразование. У таких систем "из коробки", как правило, только базовый функционал и для доработки под ваши БП могут потребоваться дополнительные инвестиции, которые не каждая компания может себе позволить.
skydr Автор
Цена внедрения зависит от сложности. У нас есть академия для обучения. Можно обучить 1-2 сотрудников и настроить самостоятельно. Отдельно мы ведем стрим работ на упрощение и шаблонизацию настроек, чтобы резать стоимость обучения и барьеры обучения
p0st
сравниваемый продукт продаётся коробкой = купил, накатил и работаю. Исходя из вашего ответа, у вас богомерзкая подписка с дополнительными вливаниями за каждый чих и пёр. Или я ошибаюсь?
skydr Автор
Т.к. мы изначально BPMN - да. На уровне бизнес процессов и карточки проекта – можно формировать как таблицы-отчеты, так и отдельные подсчеты с полями-колонками. Сам движок позволяет как TSQL, так и lowcode или lua скрипты писать для совсем сложного.
Вывести их в колонку к редактору плану по связи с задачей - уже не проблема.
Поясню - сам BPMN движок развивается давно. К нему изменили конкретно редактор проектов. Внутри редактора возводить эту логику нет необходимости второй раз.
Подробнее примеры можно посмотреть на сайте или на вебинаре 1 октября с демо